Научная статья на тему 'Этиологическая структура острых вирусных кишечных инфекций в регионе Западной Сибири'

Этиологическая структура острых вирусных кишечных инфекций в регионе Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этиологическая структура острых вирусных кишечных инфекций в регионе Западной Сибири»

2012, Т. 2, № 1-2

Внедрение достижений эпидемиологии

его возбудителей типа А. Используя положения компромиссной зооантропонозной концепции под углом зрения теории саморегуляции паразитарных систем, удается рациональнее обосновать механизмы резервации и пандемического распространения вирусов гриппа. Фрагменты пандемических штаммов сохраняются в популяциях животных путем циркуляции рекомбинантов и реассортантов среди свиней и птиц. В периоды эпизоотий формируются антигенные варианты вирусов, из которых в ходе им-муноселекции в популяциях животных отбирается и получает перспективу распространения штамм, способный инфицировать людей без передачи от человека к человеку. На этом фоне у иммунодефицит-ных людей, инфицированных еще и антропонозным вирусом (коинфекция), происходят реассортации между вирусами человека и животных. Из зооноз-ных штаммов в ходе иммуноселекции уже в человеческом обществе отбираются вирионы с антигенной структурой, способной преодолеть иммунитет людей. Возбудитель начинает передаваться восприимчивым лицам антропонозным (аэрозольным) механизмом передачи и возникает пандемия. Она обусловлена обновленной путем реассортации с зо-онозными «родственниками» структурой поверхностных антигенов вириона — гемагглютинина (Н) и нейраминидазы (N), свойственной антропоноз-ным вирусам гриппа типа А. Внутренние же белки вирионов консервативны; они отражают эволюцию возбудителей пандемий и большого эпидемиологического значения скорее всего не имеют. После завершения пандемии ее возбудитель начинает постепенно «дрейфовать» и рекомбинировать с антропонозным вирусом-предшественником и родственными реассортантами, циркулирующими среди населения бессимптомно. В течение нескольких лет путем рекомбинаций между сочленами паразитарной системы происходит обновление Н и N за счет замены компонентов зоонозных вирусов на соответствующие фрагменты антропонозных возбудителей. Под давлением нарастающего популяционного иммунитета людей антропонозный вирус «дрейфует» и постепенно снижает свой эпидемический потенциал. Одновременно в популяциях животных постепенно «зреет» очередной предпандемический вариант, и при событиях, описанных выше, происходит смена лидера на «эпидемиологической арене», сопровождающаяся пандемией. Наш взгляд на генез событий 2009 г. объясняет многие вопросы, оставленные прошлыми и настоящей пандемиями. Он укладывается в рамки общебиологических закономерностей выживания возбудителей инфекций в биосфере и может быть принят как гипотеза, пока не случится новая пандемия.

ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОСТРЫХ ВИРУСНЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В РЕГИОНЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

А.В. Валицкая1, Г.Н. Иванова2

1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», г. Тюмень; 2ГБУЗ ТО «Областная инфекционная клиническая больница», г. Тюмень

Острые кишечные инфекции (ОКИ) в структуре инфекционной патологии занимают второе место после острых респираторных инфекций и гриппа во всех странах мира. В Тюменской обла-

сти (западная часть Западной Сибири) сложилась неблагополучная эпидемиологическая ситуация по ОКИ, средний многолетний показатель (1993 — 2011 гг.) составил 713,9+3,82%ооо, в отдельные годы суммарная заболеваемость ОКИ достигала 843,8%ооо (2007 г.). В структуре ОКИ установленной этиологии превалирует ротавирусная инфекция, однако большинство случаев ОКИ остаются нерасшифрованными. С 2009 г. введена регистрация норовирусной инфекции, за 2009—2011 гг. зарегистрировано 245 случаев, среднегодовой показатель — 6,0±0,05%ооо.

Вирусологической лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» проводятся исследования биоматериала людей и проб из объектов окружающей среды (ООС) на выявление возбудителей вирусных ОКИ с использованием метода амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) и иммуноферментного анализа (ИФА). Методом ИФА за 2009-2011 гг. было исследовано 12 220 проб копрофильтратов больных и контактных людей, антиген ротавируса выявлен в 21,7+0,37%. При использовании МАНК из 2366 проб были обнаружены — ротавирусы в 16,2+0,76% образцов, норовирусы — в 26,3+0,91%, астровирусы — в 6,0+0,49%. Вирусные ассоциации определялись в 5,2+0,46% исследованных проб. На аденовирусы исследованы 144 пробы биоматериала, доля находок составила 9,7+2,5%. В сточной воде, взятой до очистки, ротавирусы обнаружены в 8,2+1,3%, аденовирусы — в 1,9+0,7%, норови-русы — в 24,9+2,4%, астровирусы — в 32,0+2,6%. Находки вирусных антигенов и нуклеиновых кислот в биоматериале людей и ООС свидетельствуют о широкой циркуляции вирусов с фекально-оральным механизмом передачи на территории Тюменской области.

Для осуществления эффективного эпидемиологического контроля ОКИ вирусной этиологии необходима более полная лабораторная диагностика всех клинических случаев, в первую очередь для детекции норо-, астро-, ротавирусов. Судя по результатам исследования сточных вод, доминирующими возбудителями вирусных ОКИ на территории региона стали астро- и норовирусы. Тем не менее, исследований на ротавирусы проводится в 6 раз больше, чем на доминирующие возбудители. Поэтому ограничиваться исследованиями только на ротавирусы нецелесообразно, необходим комплексный подход к лабораторной расшифровке вирусных ОКИ для получения объективной информации об их этиологической структуре.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ К ПИРАЗИНАМИДУ КАК ВОЗМОЖНЫЙ МАРКЕР ШИРОКОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И БЦЖ-ОСТИТА

Б.И. Вишневский, Л.Н. Стеклова, Т.Ф. Оттен, Г.С. Баласанянц

ФГУ «СПб НИИ фтизиопульмонологии Минздравсоцразвития», Санкт-Петербург

Пиразинамид является одним из основных противотуберкулезных препаратов и широко используется в рекомендованных стандартных схемах лечения. Однако до внедрения в практику автоматизированных систем ВАСТЕС исследование ле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.