№ 5 (96)
май, 2023 г.
DOI - 10.32743/UniSoc.2023.96.5.15400
РЕЖИССУРА СУНЬ ВЭИШИ КАК ПРИМЕР ПРОДОЛЖЕНИЯ ТРАДИЦИИ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА В КИТАЕ
Ван Чжунсин
магистрант кафедры театрального искусства, Факультет искусств МГУ имени М.В. Ломоносова,
РФ, г. Москва E-mail: wzx0511 @foxmail.com
SUN WEISHI'S DIRECTING AS AN EXAMPLE OF CONTINUING THE TRADITION
OF SOVIET THEATRE IN CHINA
Wang Zhongxing
Masters' student at the Department of Theatre Art Faculty of Arts, Lomonosov Moscow State University
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Будучи одним из первых современных режиссеров, прошедших школу Советского Союза, Сунь Вэйши распространяла в Китае передовую театральную теорию СССР и ставила превосходные спектакли. Она использовала систему К.С. Станиславского для проведения успешных репетиций известных советских пьес в Китае и способствовала развитию современного китайского театра, используя знания, полученные в Советском Союзе.
ABSTRACT
As one of the first modern directors to pass through the school of the Soviet Union, Sun Weishi disseminated advanced Soviet theatrical theory in China and staged excellent performances. She used the system of K.S. Stanislavsky to conduct successful rehearsals of famous Soviet plays in China and promoted the development of modern Chinese theatre using the knowledge gained in the Soviet Union.
Ключевые слова: Сунь Вэйши, современный китайский театр, советский театр, русский театр.
Keywords: Sun Weishi, contemporary Chinese theatre, Soviet theatre, Russian theatre.
Сунь Вэйши - основатель современного театра нового Китая. Она училась в Москве в Российском институте театрального искусства (ГИТИС). Была одним из первых режиссеров современного театра, подготовленных Советским Союзом для Китая, и мостом между Китаем и русской (советской) театральной традицией.
Сунь Вэйши сделала для современного китайского театра следующее:
1) Распространила теоретическую и практическую базу советского театра в Китае.
2) Представила большое количество советских театральных произведений в Китае.
3) Применила советские методы для успешной режиссуры большого количества блестящих театральных постановок.
4) Способствовала интеграции советской театральной теории с исконно китайским театральным искусством и содействовала развитию современного китайского театра.
Современный китайский театр сформировался на основе учений советской школы. В Китае существует два основных жанра театрального искусства: китайская классическая опера (Пекинская опера,
Куньцюй и пр.) и современная драма (драматический театр). Китайская классическая опера - это традиционное китайское искусство, старинный жанр театрального искусства, возникший в XII веке и сохранившийся до наших дней. С другой стороны, драматический театр - это чуждый для Китая жанр искусства, распространившийся по стране только в конце 19 века. Историческая трансформация китайского театра от его классической к современной форме началась в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков [1, с. 1]. Ранние очертания китайского драматического театра сформировались под влиянием европейской реалистической драмы. Поскольку драматурги стремились задействовать новую форму искусства для продвижения революционных идей, само искусство драмы не изучалось глубоко.
Хотя Сунь Вэйши была не первой, кто применил систему К.С. Станиславского в Китае, ей удалось наиболее эффективно использовать этот подход. В 1930-е годы китайские драматурги достигли определенных успехов в освоении драматического театра, о чем свидетельствуют постановки режиссера Чжан Миня двух европейских классических произведений: «Кукольного дома» Г. Ибсена и «Ревизора»
Библиографическое описание: Чжунсин В. РЕЖИССУРА СУНЬ ВЭЙШИ КАК ПРИМЕР ПРОДОЛЖЕНИЯ ТРАДИЦИЙ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА В КИТАЕ // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2023. 5(96). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/15400
№ 5 (96)
май, 2023
Н.В. Гоголя. Режиссер глубоко усвоил систему Станиславского и в процессе работы над созданием сценического искусства требовал от своих актеров того, что являлось неотъемлемой частью этой системы: искренности, жизненности и внутреннего переживания.
В 1950-х годах благодаря значительным достижениям Советского Союза в области искусства и политическому сдвигу Китая в сторону Советского Союза, советская школа драматургии стала неизбежным выбором для китайских театральных деятелей. В 1953 году Ассоциация китайских драматургов решила принять систему К.С. Станиславского в качестве базового подхода к созданию современного китайского театра. В период с 1954 по 1957 годы большое количество советских драматургов приехали в Китай для преподавания. Благодаря этому современный китайский театр начал быстро развиваться.
После окончания учебы Сунь Вэйши написала множество научных статей о театральном искусстве и перевела на китайский язык советские книги по теории театра. Вернувшись из СССР, она решила перенести на китайскую сцену известные советские произведения «Как закалялась сталь» (1950 г.), «Ревизор» (1952 г.) и «Дядя Ваня» (1954 г.), воплощая эстетический дух и художественные высоты реалистического сценического искусства.
Сунь Вэйши понимала, что система К.С. Станиславского - это искусство переживания: актёр в процессе игры должен испытывать подлинные чувства -и это даёт жизнь образу на сцене. Основой работы на сцене для актера является способность понимать мысли и эмоции персонажей и их внутренний мир.
Будучи режиссером, она требовала, чтобы актеры читали соответствующую литературу и понимали исторический контекст и жизнь того времени, в котором жили персонажи. Сунь Вэйши вместе с актерами анализировала сценарий, чтобы лучше уловить тематическую идею пьесы, сверхзадачу и сквозное действие. Она также помогала им понять внутренний мир персонажей, их действия и внутренние монологи.
Сунь Вэйши подчеркивала, что для того, чтобы актер действовал наиболее верно, необходимо понимать обстоятельства, в которых существует его персонаж. Первым современным режиссером в Китае был Хун Шэн, который изучал режиссуру в США и использовал знания для постановок «Веера леди Уиндермир» в 1920-х годах [2, с. 43]. Но эта режиссерская практика не получила большого резонанса
в Китае. Сунь Вэйши создала в Китае современный метод режиссуры.
Она разделила режиссерскую работу на две части:
1. Работа, выполняемая самостоятельно
2. Групповая работа, выполняемая совместно с другими участниками постановки
А также разделила репетицию на три этапа:
1. Изучение сценария
2. Репетиция вне сцены
3. Репетиция на сцене
Это стало основными правилами художественного творчества современных китайских театральных режиссеров.
Сунь Вэйши использовала свои знания, полученные во время учебы в Советском Союзе, чтобы поднять и рассмотреть три вопроса, наиболее важные для современного китайского театрального представления:
• о правде в жизни и в искусстве,
• об искусстве переживания и представления,
• о внутренних и внешних методах.
В ходе репетиции работ Сунь Вэйши также проанализировала эстетику создания реалистического сценического искусства с теоретической точки зрения. Истины и красота, искусство переживания и искусство представления - обсуждение и исследование этих вопросов было в новинку для китайского театра того времени [2, с. 49].
В центре советской школы театра стоял режиссер. В прошлом основной единицей классической китайской оперы был небольшой художественный коллектив, нацеленный на коммерческий успех. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко дали большой толчок к становлению советского театра. С тех пор модель МХАТа стала эталоном. Во время учебы в Советском Союзе Сунь Вэйши познакомилась с советской моделью театра. На основе изучения советских театров, особенно МХАТа, она создала два знаменитых театра: Китайский детский художественный театр и Центральный экспериментальный театр. Она привнесла в современный китайский театр передовые разработки советских деятелей.
Из работ Сунь Вэйши мы узнаем, что театральное искусство современного Китая было подвержено огромному влиянию системы Станиславского, стиля МХАТа, сочинений А.П. Чехова, советских методов актерского и режиссерского мастерства, системы управления театральной деятельностью и русской театральной теории.
Список литературы:
1. Чэнь Байчэн, Дун Цзянь. История современного китайского театра 1899-1949, Китайская театральная пресса, 2008.
2. Гу Чуньфан, Исследование женщин-режиссеров китайского театра, (Китай) Шанхайское издательство Дальнего Востока, 2011.