Научная статья на тему 'РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ'

РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОСОБЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / SPECIAL LEGAL REGIME / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / A SPECIAL SPECIAL TREATMENT OF PUBLIC AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смолина Д.В., Андреев А.В.

Статья посвящена сущности и понятию такой категории права, как «особый правовой режим», обосновывается необходимость законодательной формулировки и закрепления понятия «особого правового режима», что позволило бы устранить имеющиеся на сегодняшний день противоречия в существующих научных подходах и легализовать четкий перечень отличительных черт и признаков особых правовых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIME OF COUNTER-TERRORIST OPERATIONS IN THE CONTEXT OF THE SPECIAL LEGAL REGIMES

The article is devoted the spirit and concept of this category of rights as " special legal regime ", the necessity of legislative formulation and consolidation of the concept of " special legal regime " that would eliminate the contradictions currently available in existing research approaches and to legalize a clear list of distinctive features and attributes special legal regimes.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ»

УДК 342.15

РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ

РЕЖИМОВ

Смолина Д.В., Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург, Российская Федерация, smolinal990@mail.ru

Андреев А.В., Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург, Российская Федерация, trixter2001@mail.ru

Статья посвящена сущности и понятию такой категории права, как «особый правовой режим», обосновывается необходимость законодательной формулировки и закрепления понятия «особого правового режима», что позволило бы устранить имеющиеся на сегодняшний день противоречия в существующих научных подходах и легализовать четкий перечень отличительных черт и признаков особых правовых режимов.

Ключевые слова: особый правовой режим, особый специальный режим деятельности органов государственной власти, национальная безопасность.

UDC 342.15

REGIME OF COUNTER-TERRORIST OPERATIONS IN THE CONTEXT OF THE SPECIAL LEGAL

REGIMES

Smolina D.V., Ural juridical Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Ekaterinburg, Russian Federation, smolina1990@mail.ru

Andreev A.V., Ural juridical Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Ekaterinburg, Russian Federation, trixter2001@mail.ru

The article is devoted the spirit and concept of this category of rights as " special legal regime " , the necessity of legislative formulation and consolidation of the concept of " special legal regime " that would eliminate the contradictions currently available in existing research approaches and to legalize a clear list of distinctive features and attributes special legal regimes .

Key words: special legal regime, a special special treatment of public authorities, national security.

Для достижения безопасности государства необходим эффективный механизм правового регулирования, управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты [1].

В современных российских условиях, отличающихся повышенной нестабильностью общественно-политической обстановки в отдельных регионах, возрастает роль именно политико-правовых средств в обеспечении государственной, общественной и личной безопасности. Если изменения общей ситуации в целом незначительны и находятся в границах допустимой нормы, то они обычно нейтрализуются мерами государственно-управленческого характера. В тех случаях, когда негативные изменения любого вида выходят из-под контроля и не могут быть нейтрализованы обычными мерами, органы государственной власти должны иметь возможность применения особых, специфических мер государственно-

управленческого реагирования, совокупность которых определяют как «особые государственно-правовые режимы» [2].

Многочисленный и неоднозначный характер подходов к определению сущности и понятия такой категории права, как «особый правовой режим», позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день рассматриваемый институт не нашел должной разработки, а в целях формирования единого подхода к пониманию и практическому применению в современных реалиях возникла необходимость законодательной формулировки и закрепления понятия «особого правового режима», что позволит устранить имеющиеся на сегодняшний день противоречия в существующих научных подходах и легализовать четкий перечень отличительных черт и признаков особых правовых режимов.

Все существующие на сегодняшний день подходы в той или иной мере охватывают содержательную сторону рассматриваемой категории, но носят несколько размытый характер. А ситуация с отсутствием единого подхода к определению четких границ правового поля способствует созданию благоприятной почвы для необоснованного и чрезмерного ограничения прав и свобод одних субъектов правоотношений и неконтролируемому расширению полномочий других.

В целях исключения такой юридической коллизии хотелось бы предложить законодательно закрепить понятие «особый правовой режим» с выделением ряда отличительных признаков, создающих пределы и границы практического применения данной категории права.

Под особым правовым режимом следует понимать совокупность юридических средств, приемов и методов, временно применяемых на всей территории Российской Федерации либо ее части в случае возникновения внешних либо внутренних экстраординарных условий и обстоятельств, создающих угрозы суверенитету и территориальной целостности государства, правам и свободам граждан, национальной безопасности, и предусматривающие особый специальный режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, и других субъектов правоотношений, выраженный в расширении полномочий органов, обеспечивающих соблюдение введенного правового режима и ограничении прав и свобод других субъектов правоотношений.

Среди общих отличительных особенностей всех видов особых правовых режимов можно выделить следующие:

- особые правовые режимы функционируют при возникновении на определенной территории ситуации экстраординарного характера. При этом для введения данных видов режимов необходимо наличие двух обязательных оснований: фактического (возникновение чрезвычайной ситуации, состояние войны) и юридического (принятие соответствующего федерального конституционного закона или федерального закона);

- целями введения особых правовых режимов выступают предотвращение угрозы суверенитету и территориальной целостности государства, правам и свободам граждан, национальной безопасности;

- продолжительность действия особых правовых режимов, исходя из их сущности, всегда носит временный характер: как правило, время введения данных режимов либо четко фиксировано (при введении чрезвычайного положения) либо носит неопределенный характер, и зависит от времени, необходимом для устранения условий, послужившим основанием их введения: подписание акта о капитуляции, ликвидация непосредственной угрозы и т. д. (при военном положении);

- рассматриваемый вид режимов предопределяет особый режим функционирования органов государственной власти, граждан и иных право-субъектов. Как правило, в условиях экстраординарной ситуации происходит расширение функций и правомочий органов государственной власти, что неизменно влечет за собой ограничение некоторого перечня конституционных прав и свобод человека и других субъектов рассматриваемых правовых отношений. При этом вопросы соразмерности и пределов правомерности данных ограничений на

сегодняшний день носят довольно острый характер;

- содержание института особого правого режима предопределяет необходимость повышения эффективности административно-управленческой деятельности всех государственных органов, что направлено на ликвидацию негативных последствий возникших ситуаций в кратчайшие сроки, а также требует рационального использования правовых, людских, информационных и технических ресурсов в рассматриваемый период времени.

Таким образом, специальный правовой режим представляет собой установленный специальным законодательством порядок регулирования, отличающийся высокой степенью определенности и четкости правового воздействия, заключающийся в особом сочетании юридических средств, состоящих в дополнительных правах, запретах или обя-зываниях, направленных на упорядочение специфических процессов, явлений и отношений [3].

Конституцией Российской Федерации закреплено два вида особых правовых режимов: режим чрезвычайного положения и режим военного положения.

На наш взгляд, к числу особых правовых режимов на законодательном уровне следует отнести также правовой режим контртеррористической операции.

Нормативным актом, регулирующим вопросы противодействия терроризму в Российской Федерации и устанавливающим в этой связи ограничения конституционных прав и свобод, является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»[4].

При этом понятие, изложенное в Федеральном законе «О противодействии терроризму», следует толковать более расширено. На наш взгляд, режим контртеррористической операции можно определить как вид особого правового режима, вводимого Указом Президента Российской Федерации в пределах определенной территории в целях предупреждения и пресечения совершения террористического акта, достижения минимизации его последствий и защиты прав и свобод, интересов личности, общества и государства, влекущий расширение круга полномочий органов государственной власти, правоохранительных органов и введение определенных ограничений прав и свобод граждан [5].

Пункт 1 статьи 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» гласит: «В целях пресечения и раскрытия террористического акта; минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения».

Таким образом, согласно указанному положению зону проведения контртеррористической операции следует рассматривать как зону введения особого правового режима, в рамках которой могут быть применены такие специальные ограничительные меры, как введение ограничения свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и других конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции отличается от правовых режимов военного и чрезвычайного положения, прежде всего, более упрощенной процедурой введения (не требуется решение Президента Российской Федерации). Основным субъектом, осуществляющим борьбу с терроризмом, выступает Федеральная служба безопасности. Координация действий органов и служб, противодействующих терроризму, реализовывается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Однако сама контртеррористическая операция проводится под руководством именно ФСБ России [6].

Современным законодательством в качестве оснований проведения контртеррористической операции предусмотрены угрозы национальным интересам (либо национальной безопасности) государства. Происходящие сегодня в мире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической, духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации особенно острой

[7].

На наш взгляд, к основаниям введения режима контртеррористической операции также следует отнести угрозы международным интересам, а именно пропаганду терроризма, распространения террористических материалов и информации, содержащей позывы к осуществлению террористической деятельности, а также осуществление финансирования террористического акта, планируемый к осуществлению в нескольких государствах, одним из которых является Российская Федерация.

Несмотря на наличие в современном российском законодательстве нормативного регулирования, законодательного закрепления отдельных положений и порядка введения режима контртеррористической операции, в правовом регулировании противодействия терроризму также существует целый ряд законодательных пробелов.

Среди таковых можно отметить значительный объем подзаконных актов; отсутствие регламентации пределов самостоятельности субъектов Российской Федерации в определении мер противодействия терроризму; несовершенство законодательства субъектов Российской Федерации в указанной сфере к региональной специфике.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрен порядок, в соответствии с кото-

рым руководитель Федеральной службы безопасности уведомляет о введении режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится Президента РФ, Председателя Правительства РФ и иных должностных лиц. При этом цели уведомления и действия указанных лиц российским законодательством не урегулированы. Думается, что этот пробел должен быть ликвидирован. В таких случаях нужно ставить вопрос о возможности и целесообразности введения на данной территории чрезвычайного положения и в ее границах - контртеррористической операции.

Подтверждением тезиса о необходимости выделения режима контртеррористической операции как вида особых правовых режимов выступает сходство его содержания и объема принимаемых мер с чрезвычайным и военным положением. При этом меры и временные ограничения, применяемые при введении правового режима контртеррористической операции, хоть по количеству и уступают режимам чрезвычайного и военного положения, но они весьма существенны, по характеру этих мер и ограничений режим контртеррористической операции не уступает конституционно закрепленным особым правовым режимам.

Таким образом, можно сделать вывод об исключительной природе режима контртеррористической операции, которая определяется основанием его введения и перечнем предусмотренных в его рамках ограничений прав гражданина.

Правовой режим чрезвычайного положения и правовой режим контртеррористической операции имеют общие черты и особенности. Меры и временные ограничения, устанавливаемые правовым режимом контртеррористической операции, частично дублируют правовой режим чрезвычайного положения [8].

Общими являются цели введения этих режимов - это обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя Российской Федерации. Схожие обстоятельства, например, осуществление террористического акта, могут послужить основанием для их введения.

Однако правовой режим контртеррористической операции не подменяет собой правовой режим чрезвычайного положения [9].

Принимая во внимание все существующие законодательные пробелы реализации режима контртеррористической операции, а также ее обусловленность временными ограничениями отдельных прав и свобод граждан [10], можно прийти к выводу о необходимости закрепления правового режима контртеррористической операции на конституционном уровне как третьего вида особого правового режима путем принятия Федерального конституционного закона Российской Федерации «О введении режима контртеррористической операции».

Литература

1. Алиева Э.Б., Алимурзаев Э.З. Национальная безопасность Российской Федерации: теоретико-правовой аспект // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 2.

2. Епифанов А.Е., Джамбалаев Я.Р. Особые государственно-правовые режимы в отечественной теории государства и права // Право и практика. 2012. № 1. С. 30-36.

3. Малько А.В., Лиманская А.П. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 6 (95). С. 120124.

4. О противодействии терроризму: федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г. №35-Ф3: в ред. от 31 дек. 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11, ст. 1146.

5. Андреев А.В., Смолина Д.В. Основные этапы развития чрезвычайного законодательства в России: критический анализ // Научное мнение. 2015. № 11-3. С. 64-68.

6. О Федеральной службе безопасности: федер. закон Рос. Федерации от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ: в ред. от 30 дек. 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 15, ст. 1269.

7. Магомедов М., Мирзаев М.А. Проблемы национальной безопасности России // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015. № 3-2 (3). С. 96-98.

8. Алешин В.В. О некоторых правовых аспектах осуществления режима контртеррористической операции // Право и образование. 2014. № 9. С. 117-126.

9. Рачев Д.Н. Сущность и особенности правового режима контртеррористической операции // Научный портал МВД России. 2012. № 1. С. 12-15.

10. Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 319-320.

References

1. Alieva E.B., Alimurzaev E.Z. Natsional'naya bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii: teoretiko-pravovoi aspekt // Yuridicheskii vestnik DGU. 2014. № 2.

2. Epifanov A.E., Dzhambalaev Ya.R. Osobye gosudarstvenno-pravovye rezhimy v otechestvennoi teorii gosudarstva i prava // Pravo i praktika. 2012. № 1. S. 30-36.

3. Mal'ko A.V., Limanskaya A.P. Cpetsial'nyi pravovoi rezhim kak osoboe sredstvo pravovogo regulirovaniya // Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii. 2013. № 6 (95). S. 120-124.

4. O protivodeistvii terrorizmu: feder. zakon Ros. Federatsii ot 6 marta 2006 g. №35-F3: v red. ot 31 dek. 2014 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2006. № 11, st. 1146.

5. Andreev A.V., Smolina D.V. Osnovnye etapy razvitiya chrezvychainogo zakonodatel'stva v Rossii: kriticheskii analiz // Nauchnoe mnenie. 2015. № 11-3. S. 64-68.

6. O Federal'noi sluzhbe bezopasnosti: feder. zakon Ros. Federatsii ot 3 apr. 1995 g. № 40-FZ: v red. ot 30 dek. 2015 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1995. № 15, st. 1269.

7. Magomedov M., Mirzaev M.A. Problemy natsional'noi bezopasnosti Rossii // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015. № 3-2 (3). S. 96-98.

8. Aleshin V.V. O nekotorykh pravovykh aspektakh osushchestvleniya rezhima kontrterroristicheskoi operatsii // Pravo i obrazovanie. 2014. № 9. S. 117-126.

9. Rachev D.N. Sushchnost' i osobennosti pravovogo rezhima kontrterroristicheskoi operatsii // Nauch-nyi portal MVD Rossii. 2012. № 1. S. 12-15.

10. Rushailo V.B. Spetsial'nye administrativno-pravovye rezhimy v Rossiiskoi Federatsii: dis. ... d-ra yu-rid. nauk. M., 2004. S. 319-320.

Поступила в редакцию 13 мая 2016 г.

Received 13 May, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.