УДК 342.76
КОНСТИТУЦИОННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Рамазанова Э.Т., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
Гасанов Г.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, gasan_g97@mail. ru
В статье рассматривается конституционное понятие «ограничение прав и свобод человека и гражданина». Основная идея состоит в том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина должны быть установлены в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, международных стандартов, принципами справедливости, равенства и соразмерности. Кроме того, предпринята попытка разграничения понятий «ограничение прав» и «умаление права», исследуются цели ограничения прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Ограничения прав и свобод рассматриваются в условиях общего и особого правовых режимов - чрезвычайного и военного положений. С учетом особенностей региона соответствующее внимание уделено ограничению прав и свобод в условиях действия режима контртеррористической операции. Исследование базируется на анализе российского законодательства, международно-правовых документов и практике их применения.
Ключевые слова. Конституция Российской Федерации, ограничение прав, умаление прав, конституционный строй, чрезвычайное положение, военное положение, контртеррористическая операция.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-66-69
UDC 342.76
CONSTITUTIONAL RESTRICTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS
Ramazanova E.T., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected] Hasanov H.A., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article deals with the constitutional concept of "restriction of human and civil rights and freedoms". The main idea in it is that restrictions on human and civil rights and freedoms should be established in accordance with the provisions of the Constitution of the Russian Federation, international standards, and the principles of justice, equality, and proportionality. In addition, an attempt is made to distinguish between the concepts of "restriction of rights" and "diminution of rights", and the purpose of restricting human and civil rights and freedoms, enshrined in the Constitution of the Russian Federation, is examined. Restrictions on rights and freedoms are considered in terms of General and special legal regimes - States of emergency and martial law. Taking into account the specifics of the region, appropriate attention is paid to the restriction of rights and freedoms under the counter-terrorism operation regime. The entire research is based on the analysis of Russian legislation, international legal documents and their practical application.
Key words: The Constitution of the Russian Federation, restriction of rights, derogations, constitutional order, state of emergency, martial law, counter-terrorist operation.
DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-66-69
Права и свободы человека и гражданина являются главной ценностью общества. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ [1, гл. 2], которая гарантирует свободу личности. Однако эти права, по объективным причинам, могут в определенной мере ограничиваться. Реализуя свои права и свободы, человек может вступить в противоречие с интересами общества и государства. Поэтому существуют законодательные ограничения, согласно которым права и свободы человека ставятся в какие-нибудь рамки, границы, определяются какими-нибудь условиями [2, с. 357]. Ограничения определяют пределы прав человека путем установления дополнительных обязанностей и новых запретов. А лю-
бое установление юридических обязанностей является ограничением прав и свобод человека.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено, что человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других, и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе [3, п. 2 ст. 29]. Следовательно, любые ограничения прав и свобод человека допустимы только в той мере и тогда, когда это предусмотрено законодательством определенного государства и соответствуют нормам международного
права. Более того, во всех международно-правовых актах закон назван единственным основанием ограничения прав и свобод человека. Такие ограничения не являются каким-либо ущемлением прав и свобод человека, выражением беззакония государства. Только при сочетании интересов человека с интересами общества и государства возможна истинная свобода человека. Ограничения прав и свобод человека влекут сокращение количества вариантов дифференциации поведения, они предостерегают человека от возможности действовать во вред себе, обществу и государству. Д.Г. Назаров пишет: «Пределы того или иного конкретного права не умаляют его, а очерчивают, определяют его контуры, тем самым выявляя содержание этого права» [4, с. 87].
В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К сказанному добавим - ограничение прав и свобод защищает человека от необдуманных поступков.
Существуют понятия «ограничение права» и «умаление права». В Конституции РФ закреплено положение: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55). Г.А. Гаджиев отмечает, что закон, принятый законодателем без учета целей, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и не в той мере, в какой это необходимо, будет умалять права и свободы человека [5, с. 267]. Следовательно, законодатель обязан учитывать указанные цели.
Принципами ограничения прав и свобод человека являются: признание прав и свобод человека высшей ценностью; определенная правовая форма закрепления; соответствие международным стандартам; соразмерность и соответствие конституционным целям.
Охрана основ конституционного строя имеет первостепенное значение среди целей ограничения прав и свобод. К тому же основам конституционного строя посвящена первая глава Конституции РФ, что определяет их значимость. При применении ограничения прав и свобод необходимо уточнить указание на ценности, предусмотренные в главе первой Конституции РФ, в защиту которой направлено ограничение, поскольку основы конституционного строя включают в себя частные, общественные и государственные интересы.
Одной из целей ограничения является охрана нравственности. Мораль и право тесно взаимосвязаны. Мораль выступает в качестве истока права. Нормы морали воздействуют практически на все общественные отношения. По мнению отдельных ученых, норма морали не может раскрыться в праве, т.к. после закрепления в праве норма морали становится правовой, теряет свойство морального правила. Считаем, что не вполне оправдан такой
подход. Любая правовая норма обладает моральным содержанием. Тем не менее, защита нравственности в законе, как цель ограничений прав и свобод, сформулирована в общем виде, т.е. без определения конкретных характеристик, поскольку в правовой норме могут быть закреплены не все нормы морали.
Охрана здоровья является одной из целей ограничения прав и свобод человека. Здоровье человека является неотъемлемым благом, бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества. Охрана здоровья представляет собой одну из функций государства. Государство должно обеспечивать здоровье населения в целом, как и каждого человека. Положения Конституции РФ, касающиеся ограничения прав и свобод с целью охраны здоровья, получили конкретизацию в законах различных отраслей. Например, в соответствии с ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд и проживание на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства запрещается, если их состояние здоровья создает реальную угрозу здоровью населения. Семейный кодекс в пп. 6 п.1 ст. 127 ограничивает права лиц, имеющих определенные заболевания, перечень которых дан в постановлении Правительства РФ № 117, на усыновление детей, поскольку такие лица могут навредить здоровью детей. Федеральный закон в ст. 33 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничивает право на личную тайну и право на передвижение больных инфекционными заболеваниями.
Право является мерой свободы и возможного поведения. Существенным признаком права служит норма, ограничивающая свободу. Охрана прав и законных интересов других лиц осуществляется путем ограничения прав каждого человека. Человек не существует сам по себе, а находится в обществе. Следовательно, существуют не только его права и свободы, но и права и свободы других людей. При реализации каждым человеком своих интересов в обществе происходит их столкновение. Если человек начнет реализовывать свою свободу в неограниченном виде, то столкнется на схожие попытки другого человека. Это приведет к доминированию свобод одного человека над свободами другого. С целью недопущения злоупотреблений со стороны одного из них следует взаимно ограничивать права и свободы каждого человека. Это необходимо для согласования интересов человека с интересами других людей с целью предоставления возможности каждому реализовать свои права и достижения общего блага. Именно баланс интересов личности и общества и принцип соразмерности являются главным критерием законности ограничения прав и свобод человека [6, с. 9].
Обеспечение безопасности и обороны государства является одной из целей ограничения прав и свобод. Ограничение прав и свобод человека объясняется стремлением государства сохранить себя, свой суверенитет и территориальную целостность. Необходимо также отметить, что государ-
ство должно обеспечить свою безопасность ради безопасности общества и граждан.
Ограничение прав и свобод человека приобретает особый характер в условиях режимов чрезвычайного положения и военного положения.
Ввод чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях осуществляется при наличии обстоятельств, которые представляют реальную угрозу безопасности граждан или конституционному строю РФ, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Перечень прав и свобод, которые могут ограничиваться, указан в законе [7, ст. 2277]. Ограничению не подлежат права и свободы, перечисленные в части 3 статьи 56 Конституции РФ. Это - право на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, на свободу совести, вероисповедания, на жилище, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также ряд прав, связанных с осуществлением судебной защиты и уголовным судопроизводством.
В условиях военного положения права и свободы человека могут ограничиваться даже в том случае, если об ограничении нет упоминания в Конституции РФ. Военное положение вводится при наличии агрессии или непосредственной угрозе агрессии против России [8, ст. 375]. Права и свободы человека и гражданина можно ограничивать в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и при этом, не затрагивая основополагающих прав и свобод граждан. Ограничения прав человека расширяют полномочия государственных органов и в условиях военного положения являются одним из инструментов, позволяющих отразить агрессию и восстановить конституционный правопорядок [9, с. 96].
Конституция РФ перечисляет перечень прав, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56). Их называют абсолютными правами. Однако некоторые из них могут быть ограничены в условиях введения правового режима контртеррористической операции. Ограничение прав и свобод человека является одним из условий эффективной борьбы с терроризмом [9, с. 750]. В случае введе-
ния правового режима контртеррористической операции определяется характер и объем ограничений. Эти ограничения должны носить временный характер, оправдываться целями их введения, осуществляться в необходимых пределах и с использованием законных и оправданных средств [11, с. 68].
Основным правом человека является право на жизнь. Исключительной возможностью ее ограничения следует считать введение указанного правового режима. В целях устранения угрозы террористического акта Вооруженные силы РФ имеют право применять оружие и боевую технику.
На период проведения контртеррористической операции допускаются ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В условиях проведения контртеррористической операции ограничение затрагивает неограниченное число лиц.
Лица, проводящие контртеррористическую операцию, могут беспрепятственно проникать в жилые помещения, а это приводит к ограничению права на неприкосновенность жилища.
Также может ограничиваться свобода выбора места пребывания и жительства, свобода передвижения. Статью 8 Закона № 5242-1 следует дополнить указанием на возможность ограничения указанных прав в условиях правового режима контртеррористической операции.
Таким образом, названные конституционные права и свободы человека не являются абсолютными, они могут ограничиваться в целях безопасности других людей, общества и государства [12, с. 213].
Ограничения прав и свобод человека сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, нарушающих права и свободы человека.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что вопросы об ограничении государством прав человека, о пределах данных ограничений являются актуальными для общества, поставившего своей целью формирование правового государства. Такого рода ограничения необходимы для обеспечения безопасности общества, защиты основ конституционного строя, охраны прав и законных интересов других лиц.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 357.
3. Всеобщая декларация прав человека 1948 года (п. 2 ст. 29). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 20.05.2020).
4. Назаров Д.Г. Пределы и ограничения прав и свобод человека и гражданина в России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 1. С. 87-91.
5. Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительно-правовое исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных стран): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 267-268.
6. Несмеянова С.Э., Колобаева Н.Е. Конституционное ограничение основных прав и свобод человека // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3 (105). С. 9-16. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konstitutsionnoe-ogranichenie-osnovnyh-prav-i-svobod-cheloveka (дата обращения: 22.05.2020)
7. О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон Рос. Федерации от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23, ст. 2277.
8. О военном положении: федер. конституц. закон Рос. Федерации от 30 янв. 2002 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.. 2002. № 5, ст. 375.
9. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. Изд-во Саратовского ун-та. 2018. Т. 18. Вып. 1. С. 96-100.
10. Руденок К.В. Ограничения прав и свобод граждан в условиях режима контртеррористической операции // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 750-752. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ogranicheniya-prav-i-svobod-grazhdan-v usloviyah-rezhima-kontrterroristicheskoy-operatsii (дата обращения: 25.05.2020)
11. Гутиева И.Г. К вопросу об основаниях для избрания меры пресечения при производстве по уголовным делам террористической направленности»// Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 68-70 [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osnovaniyah-dlya-izbraniya-mery-presecheniya-pri-proizvodstve-po-ugolovnym-delam-terroristicheskoy-napravlennosti (дата обращения: 25.05.2020).
12. Кумышева М. К. К вопросу о понятии правосознания // Анализ современных тенденций развития науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. 2017. С. 213-216. [Электронный ресурс]: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29649337 (дата обращения: 25.05.2020).
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. M., 1988. S. 357.
3. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka 1948 goda (p. 2 st. 29). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (data obrashcheniya: 20.05.2020).
4. Nazarov D.G. Predely i ogranicheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2016. № 1. S. 87-91.
5. Gadzhiev G.A. Osnovnye ekonomicheskie prava (sravnitel'no-pravovoe issledovanie konstitutsionno-pravovykh institutov Rossii i zarubezhnykh stran): dis. ...d-ra yurid. nauk. M., 1996. S. 267-268.
6. Nesmeyanova S.E., Kolobaeva N.E. Konstitutsionnoe ogranichenie osnovnykh prav i svobod cheloveka // Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2018. № 3 (105). S. 9П16. [Elektronnyi resurs]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-ogranichenie-osnovnyh-prav-i-svobod-cheloveka (data obrash-cheniya: 22.05.2020)
7. O chrezvychainom polozhenii: feder. konstituts. zakon Ros. Federatsii ot 30 maya 2001 g. № 3-FKZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2001. № 23, st. 2277.
8. O voennom polozhenii: feder. konstituts. zakon Ros. Federatsii ot 30 yanv. 2002 g. № 1-FKZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii.. 2002. № 5, st. 375.
9. Podmarev A.A. Ogranichenie prav i svobod cheloveka i grazhdanina v usloviyakh voennogo polozheniya v Rossiiskoi Federatsii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser.: Ekonomika. Up-ravlenie. Pravo. Izd-vo Saratovskogo un-ta. 2018. T. 18. Vyp. 1. S. 96-100.
10. Rudenok K. V. Ogranicheniya prav i svobod grazhdan v usloviyakh rezhima kontrterroristicheskoi op-eratsii // Yuridicheskaya tekhnika. 2018. № 12. S. 750 □ 752. [Elektronnyi resurs]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranicheniya-prav-i-svobod-grazhdan-v usloviyah-rezhima-kontrterroristicheskoy-operatsii (data obrashcheniya: 25.05.2020)
11. Gutieva I.G. K voprosu ob osnovaniyakh dlya izbraniya mery presecheniya pri proizvodstve po ugolovnym delam terroristicheskoi napravlennosti»// Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2017. №3. S. 68^70 [Elektronnyi resurs]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osnovaniyah-dlya-izbraniya-mery-presecheniya-pri-proizvodstve-po-ugolovnym-delam-terroristicheskoy-napravlennosti (data obrashcheniya: 25.05.2020).
12. Kumysheva M. K. K voprosu o ponyatii pravosoznaniya // Analiz sovremennykh tendentsii razvitiya nauki: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. 2017. S. 213^216. [Elektronnyi resurs]: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29649337 (data obrashcheniya: 25.05.2020).
Поступила в редакцию 28 мая 2020 г.
Received 28 May, 2020