Научная статья на тему 'РЕЖИМ КАК КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ '

РЕЖИМ КАК КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / классификация / режим исполнения / режим отбывания наказаний / penal enforcement system / classification / regime of execution / regime of serving of sentences

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саламова Себила Якубовна

В данной статье, автором на основании анализа действующего уголовно-исполнительного законодательства приводятся виды исправительных учреждений России, а также предложена их классификация в зависимости от режима отбывания и исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIME AS A CRITERION FOR CLASSIFYING INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

In this article, based on the analysis of the current penal enforcement legislation, the author presents the types of correctional institutions in Russia, and also suggests their classification depending on the regime of serving and execution of sentences.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ КАК КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_440 УДК 343.811

РЕЖИМ КАК КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ REGIME AS A CRITERION FOR CLASSIFYING INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

САЛАМОВА Себила Якубовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета О.Е. Кутафина. 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., 9. E-mail: sebila@mail.ru;

SALAMOVA Sebila Yakubovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminology and Penal Enforcement Law of the Moscow State Law University O. E. Kutafina. 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: sebila@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье, автором на основании анализа действующего уголовно-исполнительного законодательства приводятся виды исправительных учреждений России, а также предложена их классификация в зависимости от режима отбывания и исполнения наказаний.

Abstract: In this article, based on the analysis of the current penal enforcement legislation, the author presents the types of correctional institutions in Russia, and also suggests their classification depending on the regime of serving and execution of sentences.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, классификация, режим исполнения, режим отбывания наказаний.

Keywords: penal enforcement system, classification, regime of execution; regime of serving of sentences.

Для цитирования: Саламова С.Я. Режим как критерий классификации учреждений уголовно-исполнительной системы // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 440-442. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_440.

For citation: Salamova S. Ya. Regime as a criterion for classifying institutions of the penal system // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 440-442. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_440.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2023

Совершенствование учреждений уголовно-исполнительной системы имеет принципиальное значение для уголовно-исполнительной политики. На это нас ориентирует, прежде всего, вызовы, которые обозначены в Концепции развития УИС до 2030 г., среди которых можно отметить: выработка системного подхода при планировании размещения учреждений УИС; использование рационального подхода при расположении учреждений УИС в населенных пунктах; развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ. В связи с этим актуализируется вопрос классификации учреждений УИС.

Теоретическая разработка классификации учреждений УИС несет в себе осязаемую теоретическую и практическую пользу, особенно в условиях проводимой работы по созданию учреждений объединенного типа, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре, а также создать производственные секторы, помещения для деятельности судов, прокуратуры, адвокатов и должностных лиц органов предварительного расследования [1]. Особенность данных учреждений будет состоять в том, что на одной территории сосредоточен комплекс зданий (участков), функционирующих в разных режимах [2, с. 14]. В отличие от исправительного учреждения, при котором функционирует изолированный участок с иным видом режима или функционирующий как тюрьма (ч. 2 ст. 74 УИК РФ), в учреждении объединенного типа, как таковой, основной режим отсутствует, а функционирует комплекс изолированных участков, в рамках которых действует установленный собственный режим.

Анализ действующих норм уголовно-исполнительного законодательства, позволяет прийти к выводу, что в настоящее время в число исправительных учреждений, в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ входят исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы (положения ст. 77 УИК РФ допускают в отдельных случаях выполнение функций исправительных учреждений следственными изоляторами), арестные дома (реально не существуют, но формально предусмотрены) и лечебно-профилактические учреждения (выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных - ч. 8 ст. 74 УИК РФ) исправительными учреждениями не являются, но относятся к учреждениям уголовно-исполнительной системы, в которых исполняют наказания с изоляцией от общества.

Стоит также отметить, что с учетом положений ч. 14 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИС) к учреждениям уголовно-исполнительной системы относятся уголовно-исполнительные инспекции (ч. 4 ст. 16 УИК РФ), исправительные центры (ч. 7.1 ст. 16 УИК РФ), арестные дома (ч. 8 ст. 16 УИК РФ), колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого, особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы (ч. 9 ст. 16 УИК РФ), исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы (ч. 10 ст. 16 УИК РФ).

Существенное значение для разделения учреждений УИС на виды имеет режим в исправительных учреждениях. Так, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными необходимость раздельного содержания различных категорий осужденных обоснована необ-

Уголовно-правовые науки

ходимостью исключить негативное влияние лиц, обладающих преступным прошлым, имеющих отрицательные черты характера, на других заключенных, а также задачей по облегчению таким образом работы по возвращению заключенных к нормальной жизни [3].

Данные положения нашли свое отражение в отечественном законодательстве, которым среди учреждений УИС выделяются различные исправительные учреждения в зависимости о того какой в них установлен порядок исполнения и отбывания наказания (режим), что прямо указано в ст. 9 УИК РФ. Несмотря на то, что законодательное понятие режим охватывает лишь исполнение наказания в виде лишения свободы, в науке дополнительно выделяется понятие непенитенциарного режима, т.е. режима исполнения (отбывания) наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества [4, с. 143].

Здесь же следует отметить, что режим, несмотря на определение, данное в законе (ч. 1 ст. 82 УИК РФ), раскрывается как порядок исполнения и отбывания лишения свободы, с учетом целей, установленных в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, имеет криминологическую правовую природу, в связи с этим в первую очередь выступает средством воздействия на осужденного со стороны государства и общества. Это средство облекается правом в форму специфического правового порядка, который обуславливает характер правовых отношений между осужденным, представителями органов государственной власти и обществом. Стоит согласиться с мнением А.А. Фатьянова, по поводу режима исполнения и отбывания наказания, связанного с изоляцией от общества, говоря о том, что «краеугольная» задача режима исключительно административно-правовая, заключающаяся в обеспечении изоляции физического лица от общества на установленный судом срок [5, с. 18]. Только реализация задачи по изоляции лица и обеспечения его безопасного содержания (как для него самого, так и для других осужденных, сотрудников учреждения и общества), делает возможным решение задачи более высокого уровня - воспитательное воздействие на лицо с целью формирования в нем позитивных правовых установок.

Решение указанных задач требует учета различных обстоятельств, среди которых: категория преступлений, форма вины, вид назначенного наказания (на определенный срок или пожизненно), срок лишения свободы, вид рецидива преступлений, факт отбывания ранее наказания в виде лишения свободы, пол, возраст [6]. Указанный объем обстоятельств позволяет определить потенциальную степень общественно опасности лица и определить тот административно-правовой режим1, который должен быть к нему применен для решения задачи по изоляции и безопасности. Для реализации воспитательной задачи применяются различные виды условий отбывания наказания: обычные, облегченные, строгие для исправительных колоний, а для тюрем - общий и строгий виды режима. От вида условий отбывания наказания в исправительных учреждения и вида режима в тюрьме меняется объем возможных получаемых посылок и бандеролей, количество краткосрочных и долгосрочных свиданий, длительность прогулок количество денежных средств в месяц, которое можно потратить на собственные нужды и т.д.

Однако, если уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, исправительные колонии и тюрьмы можно однозначно отнести к соответствующей группе учреждений в зависимости от того связан режим с изоляцией от общества или нет, то колонии-поселения исследователи, несмотря на прямое указание в законе, как место лишения свободы не рассматривают (среди таких исследователей В.Е. Южанин называет А.И. Зубкова, А.С. Михлина, А.Е. Наташева, Н.А. Стручкова, В.А. Уткина, Б.З. Маликова) [7, с. 20]. Так, Н.С. Артемьев, С.А. Лаптев пишут, что в колониях-поселения нет обязательного признака лишения свободы - изоляции от общества, в связи с чем, такие колонии называют учреждениями открытого типа, где осужденные находятся без охраны, но под надзором администрации [8, с. 62]. В этой части исследователи, правоприменители и законодатель (ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ) приравнивают колонии-поселения к исправительным центрам, в которых исполняют наказание в виде принудительных работ, с изоляцией от общества несвязанное [7, с. 20]: осужденные не подвергаются строгой изоляции, могут перемещаться свободно по всей территории учреждения, имеют возможность проживать вместе с семьей, пользоваться деньгами без ограничения, собственной одеждой и т.д.

В.Е. Южанин предпринимает попытку доказать, что режимы, действующие в колонии-поселения и в исправительном центре отличаются, однако среди аргументов требования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (ч. 2 ст. 63) и более длительные сроки погашения судимости после колонии поселения (ч. 2 ст. 86 УК), что фактически режимы никак не дифференцирует, а также доводы о том, что колония-поселения представляет собой огороженную территорию с пропускным пунктом, в то время как в СП 308.1325800.2017 [9] для исправительных центров, как и для колоний-поселения предусмотрены пункты пропуска, которые в настоящее время существуют даже в школах и детских садах. Кроме того, В.Е. Южанин в числе отличий называет возможность передвижения свободно без разрешения администрации только в пределах учреждения. Однако п. «в» ч. 1 ст. 60.4 УИК РФ также предъявляет требования к осужденным, содержащимся в исправительном центре, по постоянному нахождению в нем и возможности покинуть центр только для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов с разрешения администрации центра.

Еще в качестве аргументов, свидетельствующих об отличиях исправительных центров от колоний-поселений, В.Е. Южанин называет возможность проведения обысков осужденных, досмотра их посылок, передач и бандеролей, посещения в любое время жилых помещений, в которых проживают осужденные, представителями администрации, возможность выезда из колонии-поселения только на тех же основаниях, что и для осужденных, находящихся в иных исправительных учреждениях, проверка наличия осужденных не менее двух раз в сутки, а при проживании с семьей, - регистрация у оперативного дежурного до 4 раз в месяц; в качестве взысканий в колонии-поселения возможно назначение водворение в ШИЗО, а также запрет выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 суток [7, с. 20-22].

Однако ч. 5 ст. 60.4 УИК РФ допускает обыск помещений, в которых проживают осужденные к принудительным работам, а также при-

1 Административно-правовой, а не уголовно-исполнительный, ввиду того, что в связи с его реализацией складываются исключительно административные правоотношения, когда одни (осужденные) обязаны выполнять правила, установленные законом, а другие (сотрудники учреждений УИС) применять и обеспечивать их исполнение.

нудительный досмотр их вещей. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка [10] проверка осужденных к принудительным работам проводится также 2 раза в сутки, а для осужденных, проживающих за пределами исправительного центра 4 раза в месяц путем их вызова или посещения администрацией по месту проживания, а в качестве взыскания к осужденному к принудительным работам может быть применено водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток (п. «в» ст. 60.14 УИК РФ).

В связи с этим правильнее говорить не о том, что в колониях-поселения не происходит изоляции от общества, в связи с чем режим в ней в большей степени схож с исправительным центром, а наоборот - режим исправительного центра обладает признаками изоляции от общества, в связи с этим он схож с режимом, определяемом для колонии-поселения. Именно на это было обращено внимание Конституционным Судом [11], который указал на то, что принудительные работы и арест являются видами наказаний по своей сути сопоставимыми с лишением свободы. Кроме того, наличие в системе наказания принудительных работ сопоставимых по уровню ограничений с лишением свободы, позволяет создать режим дифференцированного ограничения активного избирательного права всех граждан, лишенных свободы по решению суда, - в интерпретации этого понятия Европейским Судом по правам человека1, как принудительное пребывание в ограниченном пространстве, изоляция человека от общества и семьи, невозможность свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц.

Библиография:

1. Реализация первого проекта объединенного учреждения ФСИН начнется в 2023 году. ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/17295313?ysclid=llsfbu50c9920074894 (дата обращения: 26.08.2023).

2. Ельчанинов А. П. Учреждение объединенного типа: новый вид учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации или комплекс учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. № 2. С. 14-17.

3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г.). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (дата обращения: 27.08.2023).

4. Горбань Д.В. Проблемы режима исполнения (отбывания) уголовных наказаний и пути их решения: новые теоретические подходы // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8. С. 142-150.

5. Фатьянов А.А. О правовой природе режима в исправительных учреждениях и сопутствующих научных проблемах // Административное право и процесс. 2022. № 12. С. 16-19.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» // Российская газета. № 124. 04.06.2014.

7. Южанин В.Е. Исправительная колония-поселение - разновидность лишения свободы // Пенитенциарная наука. 2018. № 1 (41). С. 18-25.

8. Артемьев Н.С., Лаптев С.А. Организационно-правовые основы деятельности колоний-поселений : монография. Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. 170 с.

9. СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях) (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр). Доступ справ.-прав. сист. «КонсультантПлюс».

10. Приказ Минюста России от 04.07.2022 № 110 (ред. от 23.08.2023) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2022 N 69157) // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru, 06.07.2022.

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2016 № 12-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.04.2016. № 17, ст. 2480.

References:

1. The implementation of the first project of the merged institution of the Federal Penitentiary Service will begin in 2023. TASS. URL: https://tass.ru/obschestvo/17295313?ysclid=llsfbu50c9920074894 (date of access: 08/26/2023)

2. Elchaninov A.P. Institution of a united type: a new type of institutions of the penal system of the Russian Federation or a complex of institutions of the penal system of the Russian Federation // Criminal penal system: law, economics, management. 2023. No. 2. P. 14-17.

3. Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (Adopted at the First United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders, held in Geneva in 1955, and approved by the Economic and Social Council in its resolutions 663 C (XXIV) of 31 July 1957 and 2076 (LXII) dated May 13, 1977). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (access date: 08/27/2023).

4. Gorban D.V. Problems of the regime of execution (serving) of criminal sentences and ways to solve them: new theoretical approaches // Current problems of Russian law. 2017. No. 8. pp. 142-150.

5. Fatyanov A.A. On the legal nature of the regime in correctional institutions and related scientific problems // Administrative law and process. 2022. No. 12. pp. 1619.

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated May 29, 2014 No. 9 "On the practice of appointi ng and changing the types of correctional institutions by courts" // Russian newspaper. No. 124. 06/04/2014.

7. Yuzhanin V.E. Correctional colony-settlement - a type of imprisonment // Penitentiary science. 2018. No. 1 (41). pp. 18-25.

8. Artemyev N.S., Laptev S.A. Organizational and legal basis for the activities of settlement colonies: monograph. Ryazan: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 2007. 170 p.

9. SP 308.1325800.2017. Set of rules. Correctional institutions and centers of the penal system. Design rules (in two parts) (approved and put into effect by Order of the Ministry of Construction of Russia dated October 20, 2017 No. 1454/pr). Access reference rights syst. "Consultant Plus".

10. Order of the Ministry of Justice of Russia dated 07/04/2022 No. 110 (as amended on 08/23/2023) "On approval of the internal regulations of pre-trial detention centers of the penal system, the internal regulations of correctional institutions and the internal regulations of correctional centers of the penal system" (Registered with the Ministry of Justice Russia 07/05/2022 N 69157) // Official Internet portal of legal information URL: http://pravo.gov.ru, 07/06/2022.

11. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated April 19, 2016 No. 12-P "In the case of resolving the issue of the possibility of execution in accordance with the Constitution of the Russian Federation of the decision of the European Court of Human Rights of July 4, 2013 in the case "Anchugov and Gladkov v. Russia" in connection with request of the Ministry of Justice of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation. 04/25/2016. No. 17, art. 2480.

1 Правовые позиции ЕСПЧ в период принятия Конституционным Судом РФ обозначенного решения имели для Российской Федерации правовое значение. В настоящее время решения ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, исполнению не подлежат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.