УДК 343.8
В. Е. Южанин
РЕЖИМЫ ОТБЫВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье предлагается отличное от общепринятых понимание режима в исправительных учреждениях. В советский период большинство авторов в его содержание включали как карательные элементы наказания, так и все иные его принудительные свойства. Была и противоположная позиция, согласно которой режим не рассматривается в карательном контексте. В общем, было широкое и узкое понимание режима, но в каждом из них не разделялся режим по субъектам его отбывания — осужденному и администрации учреждения.
Автор статьи предлагает разделить режим отбывания наказания, относящийся к осужденному, и режим обеспечения отбывания наказания, относящийся к администрации. В связи с этим предлагается пересмотреть ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которой следует раздельно определить требования режима: а) для осужденных — изоляцию, условия отбывания наказания, их изменение, исполнение возложенных на осужденных обязанностей; б) для администрации — охрану осужденных, надзор за ними, обеспечение личной безопасности, раздельное содержание разных категорий осужденных.
Ключевые слова: условия отбывания наказания; режим отбывания наказания; режим обеспечения отбывания наказания; право-притязание к осужденному; право-требование к осужденному; принудительные меры; право-ограничения.
V. E. Juzhanin
MODES OF SERVING AND EXECUTING DEPRIVATION OF LIBERTY
The article offers a slightly different view of the regime in correctional institutions. During the soviet period, most authors included in its content both punitive elements of punishment and all its other coercive properties. There was also the opposite position, according to which the regime is not considered in a punitive context. In general, there was a broad and narrow understanding of the regime, but each of them did not divide the regime according to the subjects of its serving: the convict and the administration of the institution.
The author proposes to divide the mode of punishment related to the convict, and the security regime of serving the sentence related to authority. In this regard, it is proposed to revise article 82 of the Criminal executive code of the Russian Federation, which should separately define the requirements of the regime: a) for convicts — isolation, conditions of serving sentences, their change, performance of the duties assigned to convicts; b) for the administration — protection of convicts, supervision
© Южанин В. Е., 2021 © Juzhanin V. E., 2021
of them, ensuring personal security, separate maintenance of different categories of convicts.
Keywords: the conditions of serving the punishment the mode ofpunishment; the security regime ofpunishment; law-the claim of a convicted person; law-requirement to convict; forced measures of pravoohranitelej.
Согласно ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях (ИУ) понимается как установленный законом и
соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Если понимать режим как порядок исполнения и отбывания лишения свободы, то, естественно, возникает вопрос: включает ли он в себя условия отбывания наказания? Условия отбывания наказания в ИУ определены в главе 13 УИК РФ в виде обычных, облегченных и строгих условий, включающих в себя ограничения в расходовании денег, получении посылок, предоставлении свиданий и т. д. В советский период времени, когда не было определения режима в ИТК РСФСР, ученые, формулируя его содержание, включали в него эти условия. Вот как пишут А. И. Васильев, А. В. Маслихин, В. А. Фефелов: «Если основываться на общеизвестном значении слова "режим", то оно наряду с установленными распорядком жизни, системой правил включает в себя и условия деятельности» [2, с. 8].
В связи с этим режим они определяют как «установленный нормами советского исправительно-трудового права и социалистической морали порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы» [2, с. 8]. Большинство ученых в советское время понимали режим именно таким образом [3; 7; 8].
Таким образом, режим понимался как порядок и условия отбывания лишения свободы. Это широкое определение режима. Редко можно было в литературе встретить иное мнение, когда режиму отводили роль регулятора карательной силы наказания [5, с. 82-83], но особен-
но примечательной была идея А. Е. Наташева о том, что лишение свободы как наказание определяется уголовным законом, а режим в содержание лишения свободы не входит, не включает в себя карательные условия отбывания наказания, а выполняет функцию порядка обеспечения отбывания наказания [6, с. 146].
После появления в ст. 82 УИК РФ определения режима как порядка отбывания и исполнения наказания, некоторые ученые стали по иному относиться к его сущности, созвучной с идеями И. С. Ноя и А. Е. Наташева. Так, Р. З. Усеев определил режим как порядок реализации условий отбывания осужденными наказания (кары). «В этом смысле, — пишет он, — его значение следует понимать двояко: как порядок отбывания наказания осужденными и как порядок исполнения наказания администрацией исправительного учреждения» [10, с. 67].
Подобного же мнения придерживаются авторы учебника «Уголовно-исполнительное право. Особенная часть», изданного Академией ФСИН России. Они пишут, что «условия отбывания наказания, выражая различную степень изоляции осужденных, представляют собой качество наказания, его уголовно-карательную сущность. Порядок реализации наказания — это уголовно-исполнительное принуждение осужденных следовать условиям и правилам отбывания наказания. Данное принуждение не содержит элементов кары, регламентируется нормами уголовно-исполнительного права» [9, с. 141].
Режим — «это порядок реализации условий отбывания осужденными нака-
зания, а также кары» [9, с. 141]. Это узкое определение режима в ИУ, отрицающее его карательное предназначение.
Так, давайте же попробуем разобраться: определяется ли режим в широком и узком смысле законодательством. Именно в нем можно найти критерий истины.
Обратимся к ст. 56 и 58 УК РФ, которые определяют разновидности наказания в виде лишения свободы как его отбывание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов, в воспитательных колониях, тюрьмах, колониях-поселениях и лечебных исправительных учреждениях. В названных видах ИУ мы находим виды режимов, которые включают в себя все принудительные элементы лишения свободы: карательные, предупредительные и исправительные. Режим — это и условия отбывания наказания (правоограниче-ния), и принудительные меры, обеспечивающие соблюдение этих карательных условий. В таком широком смысле мы должны понимать, когда рассматриваем режим ИУ с позиций уголовного права.
Однако законодатель и многие авторы, рассматривающие режим в широком смысле слова, не замечают, что «режим отбывания наказания» и «режим обеспечения отбывания наказания» — это два протекающих процесса в ИУ, относящихся к разным субъектам: первый — к осужденным, второй — к администрации ИУ. Рассматривать эти два процесса как одно целое бессмысленно, их надо различать по субъектам, к которым они относятся.
Режим наказания, определяемый в уголовном праве, имеет отношение только к одному субъекту — осужденному к лишению свободы. Он отбывает наказание, претерпевает ограничения, заключенные в нем, и это не относится к администрации ИУ. Ст. 58 УК РФ, в которой определены виды режима исправительных колоний, а также нормы УИК
РФ, конкретизирующие их карательные возможности в условиях отбывания наказания, адресованы осужденному, отбывающему наказание в соответствии с приговором суда.
В основе режима отбывания наказания лежит система правоограничений и обязательных правил, определяющих и упорядочивающих поведение осужденных, с помощью которых не только претерпеваются эти ограничения и обязанности, но и упорядочивается их жизнедеятельность в ИУ. Режим не только карает, но и является инструментом управления осужденными, когда они соблюдают его правила. «Порядок» как налаженность — есть инструмент управления.
Режим обеспечения отбывания наказания (его исполнения), имеющий специфику по видам ИУ, является институтом не уголовного, а уголовно-исполнительного права. Исходным началом этого режима является поведение осужденного, личностные особенности, его характеризующие. Администрация обеспечивает отбывание осужденными наказания посредством реализации организационных, воспитательных и принудительных мер.
Если рассматривать этот режим более конкретно, то он подразумевает деятельность администрации ИУ по организации распорядка дня осужденных, определению их на работу, проведению воспитательных мероприятий, предоставлению посылок (передач), проведению свиданий, получению продуктов питания, осуществлению охраны осужденных, надзора за ними, проведению обысков и пр.
Осужденные, отбывая наказание, обязаны соблюдать правоограничения и выполнять возложенные на них законом обязанности. Они находятся в ограничительном правовом статусе, исходным началом которого является совершенное им преступление и вынесенный за него
приговор суда. Осужденный претерпевает карательные правоограничения на основе уголовного права-притязания за совершенное им преступление. Администрация ИУ обеспечивает это право-притязание в рамках уголовно-исполнительных правоотношений. Приведем в связи с этим мысль теоретика права С. С. Алексеева, который отмечал, что право-требование — это правомочие на чужие действия, вспомогательное юридическое средство, призванное обеспечивать исполнение юридической обязанности другим лицом. Управомо-ченному предоставляется возможность с помощью этого средства проявить волю и инициативу с тем, чтобы добиться выполнения обязанности, возложенной на другое лицо. С приведением в действие этого средства начинает «работать» весь механизм юридического обеспечения [1, с. 118]. Таков механизм правового воздействия на обязанное лицо.
Все это находит подкрепление в ст. 11 УИК РФ, часть 2 которой определяет обязанности осужденным по соблюдению требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а часть 3 данной статьи фиксирует их обязанности выполнять основанные на законах требования администрации ИУ. Первые реализуются в рамках объективных свойств наказания, закрепленных в законодательстве, вторые — на основе законных субъективных требований администрации [11, с. 19].
В уголовно-правовом смысле наказание характеризуется тем, что делают с преступником (вторжение в сферу его благ и интересов) и что делает осужденный (отбывание и претерпевание наказания). В уголовно-исполнительном аспекте наказание обеспечивается посредством организационной, принудительной, воспитательной и иной деятельности администрации ИУ. Наказание реализуется через отбывание его осужденными, они претерпевают правоограни-
чения, заключенные в нем, а не карательную деятельность администрации. Наказание и принудительная деятельность по его обеспечению — далеко не одно и то же. Кара, как таковая, существует (имеется) в жизнедеятельности осужденных в местах лишения свободы, реально выраженной в соблюдении ими правоограничений, претерпевании их. Администрация, вопреки расхожему мнению, не карает, а обеспечивает наказание (кару).
Сходную мысль в этом аспекте высказали Б. З. Маликов и Ю. В. Пленкин: «Нам представляется, что исправительные учреждения призваны обеспечивать лишь тот уровень кары и исправительного принуждения, который определен в приговоре суда и нормах уголовно-исполнительного законодательства. На основании того можно заключить, что исправительные учреждения не являются субъектом применения кары, а являются субъектом уголовно-исполнительной деятельности, в процессе которой ими лишь воспроизводятся правоограничения, определенные судом» [4, с. 19].
Есть понимание этого и среди практических работников. При их опросе абсолютное большинство (94 %) высказалось за то, что администрация ИУ, вопреки расхожему мнению, призвана не карать, а обеспечивать отбывание осужденными наказания и реализацию его целей. В конечном итоге, администрация в рамках права-требования, предоставленного ей государством, должна добиваться законопослушного поведения осужденными, как во время отбывания наказания, так и после их освобождения из ИУ. В таком случае обеспечительная деятельность выражается в:
а) создании условий для надлежащего отбывания осужденными наказания (организационная деятельность);
б) контроле за порядком соблюдения осужденными правоограничений и вы-
полнения ими обязанностей (надзорно-контрольная деятельность);
в) применения мер принуждения в случае их несоблюдения (охранительно-режимная деятельность);
г) осуществлении воспитательного воздействия (исправительная деятельность).
В связи с изложенным, ст. 82 УИК РФ должна раздельно определять требования режима: а) для осужденных — изоляцию, условия отбывания наказания, их изменение, исполнение осуж-
денными возложенных на них обязанностей; б) применительно к администрации — охрану, надзор, обеспечение личной безопасности, раздельное содержание разных категорий осужденных. Осужденные находятся в рамках карательных условий режима, а администрация — в рамках обеспечения их реализации. В связи с этим весьма неудачно выглядит формулировка ст. 82 УИК РФ, где законодатель определяет содержание требований режима в едином контексте для осужденных и администрации.
Литература
1. Алексеев, С. С. Общая теория права. — Москва, 1982. — 360 с.
2. Васильев, А. И., Маслихин, А. В., Фефелов, В. А. Режим в исправительно-трудовых учреждениях. — Рязань, 1978. — 51 с.
3. Елеонский, В. А. Лишение свободы как наказание, соединенное с исправительно-трудовым воздействием. — Рязань, 1975. — 56 с.
4. Маликов, Б. З., Пленкин, Ю. В. Уголовно-правовая природа изоляции осужденных к лишению свободы на определенный срок // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний : материалы науч.-практ. сем. — Рязань, 2005. — С. 133-137.
5. Ной, И. С. Теоретические вопросы лишения свободы. — Саратов, 1965. — 167 с.
6. Наташев, А. Е. Советское исправительно-трудовое законодательство (основные вопросы теории и практики). — Москва, 1975. — 168 с.
7. Ременсон, А. Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Томск, 1965. — 63 с.
8. Стручков, Н. А. Правовое регулирование исполнения наказаний (основные проблемы советского исправительно-трудового права) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Москва, 1962. — 36 с.
9. Уголовно-исполнительное право. Особенная часть / под общ. ред. Г. А. Корниенко. — Рязань, 2013. — 822 с.
10. Усеев, Р. З. Обеспечение безопасности исправительных учреждений. — Самара, 2015. — 218 с.
11. Южанин, В. Е., Горбань, Д. В. Режим и меры предупреждения правонарушений среди сужденных в системе исполнения наказания в виде лишения свободы : монография. — Москва, 2018. — 496 с.
References
1. Alekseev S. S. Obshhaja teorija prava [General theory of law]. мобсо-^ 1982. 360 p.
2. Vasil'ev A. I., Maslihin A. V., Fefelov V. A. Rezhim v ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenijah [The regime in the corrective labor institutions]. Ryazan, 1978. 51 p.
3. Eleonskij V. A. Lishenie svobody kak nakazanie, soedinennoe s ispravitel'no-trudovym vozdejstviem [Deprivation of liberty as a punishment combined with correctional labor]. Ryazan, 1975. 56 p.
4. Malikov B. Z., Plenkin Ju. V. Ugolovno-pravovaja priroda izoljacii osuzhdennyh k lisheniju svobody na opredelennyj srok [Criminal-legal nature of the exclusion of per-
sons convicted to deprivation of liberty for a certain period of time]. In: Aktual'nye problemy ispolnenija ugolovnyh nakazanij [Actual problems of execution of criminal punishments: materials of scientific and practical research]. Ryazan, 2005. P. 133-137.
5. Noj I. S. Teoreticheskie voprosy lishenija svobody [Theoretical issues of incarceration]. Saratov, 1965. 167 p.
6. Natashev A. E. Sovetskoe ispravitel'no-trudovoe zakonodatel'stvo (osnovnye voprosy teorii i praktiki). [Soviet correctional labor legislation (basic issues of theory and practice).]. Moscow, 1975. 168 p.
7. Remenson A. L. Teoreticheskie voprosy ispolnenija lishenija svobody i perevospitanija zakljuchennyh [Theoretical issues of execution of deprivation of liberty and reeducation of prisoners]. Author's abstract of the dr. of law thesis]. Tomsk, 1965. 63 p.
8. Struchkov N. A. Pravovoe regulirovanie ispolnenija nakazanij (osnovnye problemy so-vetskogo ispravitel'no-trudovogo prava) [Legal regulation of the execution of punishments (the main problems of Soviet correctional labor law)]. Author's abstract of the dr. of law thesis. Moscow, 1962. 36 p.
9. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. Osobennaja chast' [Penal law. The special part]. Under the General editorship of G. A. Kornienko. Ryazan, 2013. 822 p.
10. Useev R. Z. Obespechenie bezopasnosti ispravitel'nyh uchrezhdenij [Ensuring the security of correctional facilities]. Samara, 2015. 218 p.
11. Juzhanin V. E., Gorban' D. V. Rezhim i mery preduprezhdenija pravonarushenij sredi suzhdennyh v sisteme ispolnenija nakazanija v vide lishenija svobody [Regime and measures of prevention of offenses among convicted persons in the system of execution of punishment in the form of deprivation of liberty]. Monograph. Moscow, 2018. 496 p.
Сведения об авторе
Вячеслав Ефимович Южанин: Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина (г. Рязань, Российская Федерация), профессор кафедры уголовного права и криминологии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. E-mail: [email protected]
Information about the author
Vyacheslav E. Yuzhanin: Ryazan State University S. A. Yesenina (Ryazan, Russia), professor of the department of criminal executive law, doctor of law, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation. E-mail: [email protected]