Научная статья на тему 'РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РИТМ'

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РИТМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРО ЦИКЛ / МЕЗО ЦИКЛ / МАКРО ЦИКЛ / КОМПЕНСАТОРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Базанов А.Н.

Забота о здоровье населения является важнейшей государственной задачей. Основы сохранения, восстановления здоровья закладываются с раннего возраста в различных образовательных учреждениях. Студенты входят в группу повышенного риска, так как они в значительной степени подвержены различным психосоматическим расстройствам из-за напряженного характера учебной деятельности, нарушений режима труда и отдыха, а также стрессовых ситуаций. Длительная и напряженная умственная деятельность в сочетании с гипокинезией и гиподинамией обусловливает формирование специфического морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем, а также уровней физического развития и физической работоспособности. Все это усугубляется режимом вынужденных ограничений. В этой связи особенно важным становится грамотное распределение физической нагрузки в течение дня, недели, месяца, семестра (микро, мезо и макро циклы). Сочетание умственной, физической и психоэмоциональной нагрузок их дополняюще-развивающее и компенсаторное взаимовлияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODE OF PHYSICAL ACTIVITY, TRAINING RHYTHM

Taking care of the health of the population is the most important state task. The foundations for the preservation and restoration of health are laid from an early age in various educational institutions. Students are at high risk, as they are largely susceptible to various psychosomatic disorders due to the stressful nature of educational activities, violations of the work and rest regime, as well as stressful situations. Prolonged and strenuous mental activity in combination with hypokinesia and hypodynamia causes the formation of a specific morphofunctional status of the body, characterized by a decrease in the activity of functional systems, as well as the levels of physical development and physical performance. All this is compounded by the regime of forced restrictions. In this regard, it is especially important to correctly distribute physical activity during the day, week, month, and semester (micro, meso, and macro cycles). The combination of mental, physical and psychoemotional loads is their complementary-developing and compensatory mutual influence.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РИТМ»

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РИТМ А.Н. Базанов, старший преподаватель

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-67-70

Аннотация. Забота о здоровье населения является важнейшей государственной задачей. Основы сохранения, восстановления здоровья закладываются с раннего возраста в различных образовательных учреждениях. Студенты входят в группу повышенного риска, так как они в значительной степени подвержены различным психосоматическим расстройствам из-за напряженного характера учебной деятельности, нарушений режима труда и отдыха, а также стрессовых ситуаций. Длительная и напряженная умственная деятельность в сочетании с гипокинезией и гиподинамией обусловливает формирование специфического морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем, а также уровней физического развития и физической работоспособности. Все это усугубляется режимом вынужденных ограничений.

В этой связи особенно важным становится грамотное распределение физической нагрузки в течение дня, недели, месяца, семестра (микро, мезо и макро циклы). Сочетание умственной, физической и психоэмоциональной нагрузок их дополняюще-развивающее и компенсаторное взаимовлияние.

Ключевые слова: микро цикл, мезо цикл, макро цикл, компенсаторное воздействие, профилактика, реабилитация.

Забота о здоровье населения является важнейшей государственной задачей. Основы сохранения, восстановления здоровья закладываются с раннего возраста в различных образовательных учреждениях.

Академик Н.М. Амосов говорил: «врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому.

Потому что здоровье - это «резервные мощности» органов, всей нашей физиологи. Так вот - эти «мощности» лекарствами не добываются. Только тренировкой, упражнениями, нагрузками. И - работой, терпением к холоду, жаре, голоду, утомлению».

Студенты входят в группу повышенного риска, так как они в значительной степени подвержены различным психосоматическим расстройствам из-за напряженного характера учебной деятельности, нарушений режима труда и отдыха, а также стрессовых ситуаций. Длительная и напряженная умственная деятельность в сочетании с гипокинезией и гиподинамией обусловливает формирование специфиче-

ского морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем, а также уровней физического развития и физической работоспособности. Все это усугубляется режимом вынужденных ограничений.

В этой связи особенно важным становится грамотное распределение физической нагрузки в течение дня, недели, месяца, семестра (микро, мезо и макро циклы). Сочетание умственной, физической и психоэмоциональной нагрузок их допол-няюще-развивающее и компенсаторное взаимовлияние.

Цель исследования - составление сбалансированной по видам двигательной активности программы, ее апробация и внедрение в учебный процесс.

Организация исследования. Разработанная программа в течение месяца апробировалась на студентах посещающих факультативные занятия по гиревому спорту и атлетической подготовке, также была предложена членам сборной команды уни-

верситета по гиревому спорту. По результатам обсуждения и анкетирования программа была доработана и дополнена.

Методы исследования. Достижение целей определенных в этой работе осуществлялось на основе применения универсальных, общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, логического и статистического анализа, посредством структурного и динамического анализа. Применены эмпирические, теоретические и качественные методы исследования.

Результаты исследования и обсуждение.

Правильно организованная двигательная активность в образовательном процессе помогает снять переутомление и стресс, повышает работоспособность, содействует сохранению здоровья учащихся, она является важной составляющей здоровьесбере-гающих технологий в обучении и воспитании. Наибольшая двигательная активность должна соответствовать суточному биологическому ритму. Неравномерность в распределении движении прослеживается на протяжении дня, недели, месяца, года. Развивая двигательную активность, учащиеся получают возможность использовать свои знания, умения и навыки в разных жизненных обстоятельствах, самостоятельно находить необходимую информацию, решать назревшие проблемы, высказывать мнение и обосновывать его, основываясь на здравом смысле [ 1].

Общая структура занятий базируется на определенных физиологических, психологических и педагогических принципах. Длительность занятия определяется оптимальной действенностью тренировочных факторов и зависит от специфики вида спорта и индивидуальных особенностей занимающихся. В тренировочном процессе различают три уровня структуры: микроструктуру - структуру отдельных тренировочных занятий и микроциклов; мезо-структуру - структуру средних циклов и этапов тренировки, включающих серию целенаправленных микроциклов; мазост-руктуру - структуру больших циклов тренировки (макроциклов).

В зависимости от с уровня физического состояния режим занятий может предусматривать интенсивность нагрузки по частоте сердечных сокращений в пределах 60-85% от максимальной. Кратность занятий в недельном цикле - 5-7 раз, продолжительность одного занятия - от 20 мин до полутора часов. Наиболее сложным является вопрос оптимального сочетания используемых средств оздоровительной физической тренировки. Предпочтение отдается упражнениям аэробной направленности, а также силового характера, и упражнениям на гибкость, дыхательной гимнастике.

Следует отметить, что любое упражнение, повторяемое циклически, при выполнении его с рациональной техникой, в разумном темпе и дозировке с акцентом на дыхательный ритм по сути дела и является дыхательной гимнастикой.

По мнению В.Н. Платонова, необходим поиск рационального соотношения объема и интенсивности нагрузки, выбор оптимальных по величине и продолжительности режимов специфических нагрузок, обеспечивающих структурные и функциональные преобразования в организме спортсменов.

В мире спорта тренировки два, а в некоторых случаях и три раза в день стали обычным явлением.

Увеличение суммарного объема и интенсивности в течение суток, недели при соблюдении определенного режима двигательной активности положительно сказывается на организме занимающегося. При этом происходит снижение концентрации нагрузки - что может быть использовано на определенных этапах подготовки, позволяет сохранять повышенный уровень обменных процессов в течение дня.

Цикловое планирование позволяет не только планировать выполнение значительных по объему тренировочных нагрузок, но и иметь возможность сочетать работу с отдыхом, причем не столько за счет свободных дней, сколько за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных действий [2-5].

Результатом теоретических исследований явилась программа, апробированная

на факультативной группе студентов. Про- ствовать с высокой степенью мобилизации грамма будет представлена после прохож- ресурсов организма в экстремальных сидения восемью учебными группами в те- туациях [6].

чение семестра и соответствующей обра- Построение спортивной тренировки

ботки полученных результатов. должно основываться на объективных за-

В последнее время рядом исследовате- кономерностях функционирования разлей проблемы оптимизации физического личных систем организма. При этом необ-воспитания человека обосновывается точ- ходимо располагать качественными и кока зрения, согласно которой одним из ра- личественными характеристиками его циональных путей формирования его фи- адаптационных возможностей к предъяв-зического потенциала является примене- ляемым нагрузкам [7-12]. ние повышенных режимов двигательной Выводы:

активности, основанных на реализации 1. При построении учебных программ

спортивных технологий. следует шире использовать принципы

Позитивный смысл изложенных сужде- спортивных технологий. ний заключается также в том, что повы- 2. Распределение нагрузки в течение су-

шенный режим двигательной активности, ток следует сочетать с основной деятель-особенно тот, который основан на прин- ностью.

ципах спортивной тренировки, позволяет 3. Построение спортивной тренировки

сбалансировать оптимумы физических и должно основываться на объективных за-духовных проявлений человеческой инди- кономерностях функционирования раз-видуальности, развивать способности дей- личных систем организма.

Библиографический список

1. Соловьев В.С. К вопросу о норме двигательной активности и факторах, влияющих на нее // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2016. - №1 (5). - С. 107-111.

2. Степченкова О.П. Повышение эмоционального состояния студентов с помощью подвижных игр на занятиях по физической культуре / Степченкова О.П., Родичкин П.В. // В сборнике: Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта. Сборник статей межвузовской научно-практической конференции «Герценовские чтения». Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - 2018. - С. 187191.

3. Родичкин П.В. Повышение функционального состояния студентов посредством использования игровой деятельности на занятиях по физической культуре в ВУЗЕ / Родичкин П.В., Фокин А.М., Зюкин А.В., Степченкова О.П. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №3 (181). - С. 372-375.

4. Родичкин П.В. Подвижные игры как средство физической культуры студентов / Ро-дичкин П.В., Степченкова О.П. // В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуни-каций в науке и образовании. Международная научно-техническая конференция: сборник научных статей в 2 томах, под ред. С.В. Бачевского, сост. А.Г. Владыко, Е.А. Аникевич, Л.М. Минаков. - 2015. - С. 1620-1623.

5. Степченкова О.П. Подвижные игры как средство тренировки студентов к выполнению норм ГТО / Степченкова О.П., Родичкин П.В. // В сборнике: Отечественная физическая культура и спорт: опыт побед. Материалы научно-практической конференции «Всероссийский комплекс ГТО: развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях. Герценовские чтения», материалы XI Международной научно-практической конференции «Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы». - 2015. - С. 113-115.

6. Ермаков В.А. О взаимосвязи режимов двигательной активности и формирования структуры типа моторного развития человека / Ермаков В.А., Ермаков С.В., Тер-Мкртичан Р.А. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - №1. - С. 55-64.

7. Базанов А.Н. Профилактика девиаций у студентов, спортивно-психологическая коррекция // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 92 (48). - С. 10-15.

8. Базанов А.Н. Психорегулирующая тренировка в гиревом спорте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-3 (44). - С. 89-93.

9. Базанов А.Н. Подходы к определению уровня физической готовности гиревиков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 1-1 (40). - С. 5861.

10. Базанов А.Н. Мониторинг здоровья студентов в период вынужденной самоизоляции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №6-1 (45). -С. 75-77.

11. Базанов А.Н. Условия для занятий физической культурой и спортом в высших учебных заведениях и физическая активность студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №1-1 (40). - С. 62-67.

12. Базанов А.Н. Предстартовый период (две недели) - выход на фазу суперкомпенсации в гиревом спорте / Базанов А.Н., Сапсаева Т.В., Шилова С.В. // В сборнике: Физическая культура, спорт, Наука и образование. Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. -2017. - С. 47-50.

MODE OF PHYSICAL ACTIVITY, TRAINING RHYTHM A.N. Bazanov, Senior Lecturer

The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications (Russia, St. Petersburg)

Abstract. Taking care of the health of the population is the most important state task. The foundations for the preservation and restoration of health are laid from an early age in various educational institutions. Students are at high risk, as they are largely susceptible to various psychosomatic disorders due to the stressful nature of educational activities, violations of the work and rest regime, as well as stressful situations. Prolonged and strenuous mental activity in combination with hypokinesia and hypodynamia causes the formation of a specific morphofunctional status of the body, characterized by a decrease in the activity of functional systems, as well as the levels of physical development and physical performance. All this is compounded by the regime of forced restrictions.

In this regard, it is especially important to correctly distribute physical activity during the day, week, month, and semester (micro, meso, and macro cycles). The combination of mental, physical and psychoemotional loads is their complementary-developing and compensatory mutual influence.

Keywords, microcycle, mesocycle, macrocycle, compensatory effect, prevention, rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.