Научная статья на тему 'РЕЖИМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УШУ В КОЛЛЕДЖАХ И УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ'

РЕЖИМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УШУ В КОЛЛЕДЖАХ И УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА УШУ / КОЛЛЕДЖ / УНИВЕРСИТЕТ / КИТАЙ / ОНЛАЙН-РЕЖИМ / ОФЛАЙН-РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гао Минь, Орлов Юрий Леонидович, Рыжкова Лариса Геннадьевна

В статье предпринимается попытка выявления роли дистанционного обучения в преподавании учебной дисциплины ушу в колледжах и университетах Китая. Используя в качестве примера практику дистанционного преподавания ушу в китайской высшей школе, определены возможности и выделены недостатки применения режима дистанционного обучения ушу. Это позволило выявить направления дальнейшего совершенствования обучения с применением технологий дистанционного преподавания дисциплины ушу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гао Минь, Орлов Юрий Леонидович, Рыжкова Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WUSHU DISTANCE LEARNING IN COLLEGES AND UNIVERSITIES OF CHINA

The article attempts to identify the role of distance learning in teaching wushu in colleges and universities in China. Using as an example the practice of distance teaching wushu in Chinese higher education, the possibilities and disadvantages of using the distance learning mode of wushu are identified. This made it possible to identify areas for further improvement of training with the use of technologies for distance teaching of the wushu discipline.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УШУ В КОЛЛЕДЖАХ И УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ»

вариантов типовых действий. Такая работа может быть конкретным вкладом в повышении уровня подготовленности боксера. В отдельные периоды подготовки создание новых приемов и, или, их наработка могут являться главным ее направлением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков Л.В. Применение финтов в боксе при атаке и защите / Л.В. Большаков // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : сборник материалов 72-й науч. сессии ВГМУ - Витебск : Витебский гос. мед. ун-т, 2017. - С. 585-586.

2. Галочкин П.В. Особенности проявления технической подготовленности боксеров высокой квалификации в связи с результатами поединка / П.В. Галочкин, Н.В. Галочкин, А.Р. Аббясов // Теория и методика ударных видов спортивных единоборств : материалы Всероссийской конференции с международным участием (Москва, 2021 г.). - Москва, 2021. - С. 79-85.

3. Грушко В.М. Повышение технико-тактической подготовки начинающих боксеров в учебно-тренировочном процессе / В.М. Грушко, С.М. Струганов // Аллея науки. - 2018. - № 9. - С. 727-731.

4. Киселев В.А. Специальная подготовка боксера : учебное пособие / В.А. Киселев, В.Н. Черемисинов. - Москва : ТВТ Дивизион, 2018. - 184 с.

5. Колесник И.С. Методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров / И.С. Колесник, Ф.А. Гатин, Д.А. Осипов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 29-39.

REFERENCES

1. Bolshakov, L.V. (2017), "The use of feints in boxing during attack and defense", Achievements offundamental, clinical medicine and pharmacy: collection of materials of the 72nd scientific session of VSMU, Vitebsk, pp.585-586.

2. Galochkin, P.V., Galochkin, N.V. and Abbyasov, A.R. (2021), "Features of the manifestation of technical preparedness of highly qualified boxers in connection with the results of the fight", Theory and methodology of shock types of martial arts, materials of the All-Russian Conference with International Participation, Moscow, pp. 79-85.

3. Grushko, V.M. and Struganov, S.M, (2018), "Improving the technical and tactical training of novice boxers in the training process", Alley of Science, Vol. 3, No. 9, (25), pp. 727-731.

4. Kiselev, V.M. and Cheremisinov, V.M. (2018), Special training of a boxer, 2nd ed., TVT Division, Moscow.

5. Kolesnik, I.S., Gatin, F.A. and Osipov, D.A. (2016), "Methodology for improving the tactical training of qualified boxers", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 11, No. 1. pp. 29-39.

Контактная информация: pavel-galochkin81@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2022

УДК 378.174:004

РЕЖИМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УШУ В КОЛЛЕДЖАХ И УНИВЕРСИТЕТАХ КИТАЯ

Гао Минь, аспирант, Юрий Леонидович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Геннадьевна Рыжкова, доктор педагогических наук, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г. Москва

Аннотация

В статье предпринимается попытка выявления роли дистанционного обучения в преподавании учебной дисциплины ушу в колледжах и университетах Китая. Используя в качестве примера практику дистанционного преподавания ушу в китайской высшей школе, определены возможности и выделены недостатки применения режима дистанционного обучения ушу. Это позволило выявить направления дальнейшего совершенствования обучения с применением технологий дистанционного преподавания дисциплины ушу

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебная дисциплина ушу, колледж, университет, Китай, онлайн-режим, офлайн-режим.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p99-103

WUSHU DISTANCE LEARNING IN COLLEGES AND UNIVERSITIES OF CHINA

Gao Ming, the post-graduate student, Yuri Leonidovich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Gennadievna Ryzhkova, the doctor of pedagogical sciences, docent, Russian University Sport (SCOLIPE), Moscow

Abstract

The article attempts to identify the role of distance learning in teaching wushu in colleges and universities in China. Using as an example the practice of distance teaching wushu in Chinese higher education, the possibilities and disadvantages of using the distance learning mode of wushu are identified. This made it possible to identify areas for further improvement of training with the use of technologies for distance teaching of the wushu discipline.

Keywords: distance learning, wushu academic discipline, college, university, China, online mode, offline mode.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие компьютерных и сетевых технологий способствовало появлению различных видов образовательных технологий, активно используемых в высшей школе при обучении разным учебным дисциплинам.

Ушу является национальным видом спорта, имеющим долгую и богатую историю развития. Обучение дисциплине ушу в высшей школе основывается не только на прохождении теоретического курса, который достаточно просто можно организовать в дистанционной форме, но и практического, при этом роль практики в обучении данной дисциплине более значима, чем теория. В связи с этим, чтобы ответить на вызовы информационного общества, необходимо провести исследование дистанционной формы обучения этому виду боевого искусства, определить особенности его использования в практике изучения учебной дисциплины ушу в университетах и колледжах, а также сформулировать предложения по дальнейшему его совершенствованию.

Цель исследования - выявить особенности дистанционного обучения и освоения двигательных умений и навыков в ушу при их изучении в колледжах и университетах Китая.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Последние эпидемические события, происходящие в мире, в том числе и в Китае, связанные с распространением пандемии COVID-2019, сделали дистанционную форму обучения в университетах вынужденной и необходимой, из-за введения мер противодействия распространению вирусной инфекции. По состоянию на 2020 г., в Китае 1072,2 тыс. студентов проходили образование в дистанционной форме, что составляет 5,9% от обучающихся в бакалавриате. При этом в период вспышек коронавируса, дистанционная форма обучения неоднократно становилась основной, что стало беспрецедентным феноменом в современном образовании. В то же время, фактор ограничительных мер в условиях пандемии позволил обнаружить, что дистанционное обучение по многим дисциплинам, связанным, прежде всего, с необходимостью приобретения практического двигательного опыта, достаточно сложно вести в онлайн-формате. Среди этих дисциплин следует выделить ушу и другие виды восточных боевых искусств.

Преподавание учебной дисциплины ушу в университетах Китая началось с 1980-х гг., и к настоящему времени стало неотъемлемой частью физического воспитания и спортивного профессионального обучения в высшей школе КНР. Все это время преподавание

учебной дисциплины ушу в колледжах и университетах Китая ведется без конкретной, обязательной программы обучения, и в разных образовательных учреждениях может использоваться своя собственная программа обучения, которая не всегда может быть адаптирована для преподавания в дистанционном режиме.

По мнению профессора кафедры физического воспитания Сычуаньского университета Дин Цзянпо (кит. Т;Х:®), современное обучение учебной дисциплине ушу в Китае сталкивается с проблемой концентрации внимания в образовательном процессе на формировании умений и навыков, в то время как теоретические основы и философские аспекты ушу изучаются в недостаточной степени. Поэтому мы можем предположить, что дистанционная форма обучения учебной дисциплине ушу позволит сосредоточить внимание на изучении теории ушу. Это позволит, наряду с практическим формированием боевых умений и навыков, добиться баланса между теоретическим и практическим разделами учебной дисциплины ушу. Тем не менее, обучение двигательным навыкам также очень важно в изучении ушу, но дистанционная форма ограничивает возможности по практической реализации умений и навыков в боевых искусствах для студентов. Но, несмотря на то, что в высшей школе дистанционное обучение используется уже повсеместно, в отношении учебных дисциплин по восточным боевым искусствам, включая ушу, их дистанционное изучение требует дальнейшей разработки.

На современном этапе дистанционное обучение учебной дисциплине ушу в колледжах и вузах Китая сводится к использованию мультимедийных средств, которые включают изображения и тексты, аудио- и видео-материалы. Происходит интерактивное взаимодействие студента и управляющим образовательной платформы (педагогом), что упрощает имитацию реализации обучения и может эффективно удовлетворить потребности обучаемых. С помощью имеющейся учетной записи обучаемые дистанционно могут войти на платформу учебной дисциплины ушу, создавая условия для преподавания и обучения без ограничения по времени и пространству.

Активное использование дистанционных технологий обучения в период пандемии можно оценить по опыту Академии ушу Шанхайского института физкультуры. Академия,

придерживаясь концепции ТИНКЭ БУ ТИНЧЖИ ЦЗЯОСЮЭ (кит. букв.

«Останавливая занятия, не останавливать учение») на основе документа «Руководство о работе по организации и управлению онлайн-обучением в обычных колледжах и университетах в период профилактики эпидемии», принятого Министерством образования КНР, в начале 2020 г. разработала «План реализации обучения студентов в период профилактики и борьбы с эпидемиями в весеннем семестре 2020 года». В Плане предусмотрены конкретные положения в отношении идеологии, учебных задач, содержания работы, процесса онлайн-обучения, формы онлайн-обучения, требований к обучению и мер предосторожности.

Процесс обучения и изучения учебной дисциплины ушу в Шанхайском институте физкультуры для студентов в период пандемии был разделен на теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагала подготовку презентаций на тему «Оздоровительный цигун» по учебной литературе, а также курсовой работы объемом 3000 иероглифов на любую из интересующих тем по теории и методике ушу. Студенты, выполнив задания, загружали работы на платформу, а преподаватель, соответственно, проверял и оценивал их.

Практическая часть состояла из двух форм:

- онлайн-режим, где в формате прямой трансляции преподаватель выполняет движения, которые студенты повторяют, а преподаватель может видеть, как эти движения получаются у обучающихся и своевременно корректировать их (рисунок 1);

- офлайн-режим, когда преподаватель заранее опубликовывает контрольные упражнения для того, чтобы студенты могли его самостоятельно выполнять дома, и, за-

сняв на видео, отправить преподавателю, который в свою очередь, в любое время может дать комментарий по правильности выполнения движений (рисунок 2).

Рисунок 1 - Практические занятия по ушу в режиме прямой трансляции в Шанхайском институте физкультуры

и - НИ

ВТ - М

№1 «я (£) (+)

Рисунок 2 - Практические занятия по ушу в офлайн-режиме в Шанхайском институте физкультуры

Дистанционное обучение позволяет каждому студенту получить знания, в любое время и в любом месте. Однако при использовании данной формы обучения в практике преподавания учебной дисциплины ушу отсутствует возможность своевременной корректировки двигательных действий и выявления ошибок, совершаемых обучаемыми.

Самостоятельная работа над практической частью дисциплины, на основе увиденного на онлайн-платформе, часто ведет к тому, что совершаемые студентами ошибки по мере постоянного повторения закрепляются, что в результате ведет к снижению качества образовательного процесса. Поэтому в настоящее время перед дистанционным обучением учебной дисциплине ушу стоит проблема, решение которой сводится к возможности присутствия преподавателя, его участия, контроля и своевременной коррекции процесса освоения двигательных умений и навыков.

В настоящее время в китайских образовательных учреждениях при дистанционном обучении учебной дисциплине ушу контроль за правильностью двигательных действий

осуществляется путем онлайн и офлайн связи с преподавателем.

Онлайн связь предполагает, что преподаватель показывает движение, которое студенты повторяют, и в то же время преподаватель может видеть, как обучающиеся совершают движения, что позволяет ему своевременно комментировать правильность выполнения. Такую форму следует считать эффективной, если в группе не более 2-3 студентов, тогда преподаватель может четко видеть, как они выполняют движения. Если же в группе много обучаемых, онлайн-платформа уменьшает размер изображения видео студентов, оно становится более «мелким», что не позволяет преподавателю мгновенно рассмотреть все детали и нюансы выполнения того или иного движения.

Офлайн форма предполагает, что студенты самостоятельно выполняют упражнения, повторяя их после просмотра видео материала, присланного преподавателем, делают запись своих движений на видео, которое в последующем преподаватель просматривает и комментирует. С одной стороны, это предоставляет преподавателю время для детального просмотра техники выполнения двигательных действий каждого студента, а, с другой стороны, не позволяет сразу, оперативно корректировать движения и исправлять ошибки.

Таким образом, использование дистанционного обучения в освоении учебной дисциплины ушу играет важную роль в переходе от традиционного подхода в изучении восточных боевых искусств к принципиально новому, основанному на использовании информационных и сетевых технологий, что в целом соответствует педагогическим тенденциям высшей школы.

Применение режима дистанционного обучения в практике преподавания учебной дисциплины ушу в колледжах и университетах при необходимости позволяет оптимизировать и информатизировать учебные ресурсы и в целом достичь высоких результатов обучения. Тем не менее, остается сложным вопрос об обеспечении своевременного контроля за точным выполнением двигательных действий студентами в процессе изучения учебной дисциплины ушу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используемые в китайской практике дистанционного обучения онлайн и офлайн формы контроля, наряду с преимуществами, обладают недостатками. С одной стороны, при онлайн контроле преподаватель может мгновенно корректировать действия студента, но, с другой стороны, неправильное выполнение некоторых действий может оказаться незамеченным, в виду ограничений платформы и человеческого фактора (возможности визуального анализа потокового видео нескольких студентов, число которых может достигать 10 и более человек, одновременно выполняющих движения, достаточно ограничены). Офлайн выполнение упражнений позволяет преподавателю уделить время контролю за правильностью выполнения движений каждым студентом, однако, не дает возможности оперативной оценки в процессе выполнения. В связи с этим, при практическом освоении учебной дисциплины ушу в дистанционной форме оптимальным представляется интегрированный подход, основанный на комплексном использовании онлайн и офлайн режимов обучения.

Контактная информация: 944891143@qq.com

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 796.819

БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ В МВД РОССИИ

Павел Юрьевич Гвоздков, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.