Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРОГРАММ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ'

ПОСТРОЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРОГРАММ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ПРОГРАММА / ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВОСТОЧНЫЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / УШУ / КНР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гао Минь, Орлов Ю.Л., Рыжкова Л.Г.

В статье рассматривается современное использование онлайн-программ в обучении восточным боевым искусствам в высшем образовании на примере обучения ушу в Китае. Представлена впервые разработанная модель построения онлайн-программы для изучения учебных дисциплин восточных боевых искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF ONLINE PROGRAMS FOR STUDYING EDUCATIONAL DISCIPLINES OF EASTERN MARTIAL ARTS IN HIGHER EDUCATION IN CHINA

The article discusses the modem use of online programs in teaching martial arts in higher education on the example of wushu training in China. The first developed model for constructing an online program for studying the educational disciplines of oriental martial arts is presented.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРОГРАММ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ»

Поскольку мы проводили подробное сравнение клубов РПЛ с клубами Топ 10, то здесь можно остановиться на сравнении клубов РПЛ с остальными 70 клубами - участниками ЛЧ УЕФА. Если в первом тайме по забитым голам мы можем видеть примерное равенство, то во втором тайме, особенно в его концовке, к сожалению, наши клубы забивают существенно меньше среднего клуба - участника ЛЧ УЕФА. По пропущенным голам наши клубы в середине первого и второго таймов выглядят предпочтительней среднего Европейского клуба, но налицо провал в начале второго тайма, в остальные периоды показатели практически равны.

ВЫВОДЫ

Согласно проведенному анализу, можно сделать вывод, что по числу забитых и пропущенных голов в первом тайме, а также по числу пропущенных голов в середине второго тайма Российские клубы выглядят на уровне Европейских клубов, по некоторым из них на уровне клубов из Топ 10. Однако можно выделить две проблемы клубов РПЛ: первая - мало забитых голов во втором тайме, особенно его концовке, и вторая проблема - большое число пропущенных голов в начале второго тайма, что свидетельствует о необходимости усиления аналитической работы в клубах РПЛ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столбиков, Д.Г. Аналитика профессионального футбола. Реалии сегодняшнего дня: практическое пособие / Д.Г. Столбиков. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - 130 с.

REFERENCES

1. Stolbikov, D.G. (2020), Analytics of professional football. The realities of today: practical guide, Yekaterinburg.

Контактная информация: gmarat_68@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2022

УДК 378.174

ПОСТРОЕНИЕ ОНЛАЙН-ПРОГРАММ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ВОСТОЧНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ

Гао Минь, аспирант, Юрий Леонидович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Геннадьевна Рыжкова, доктор педагогических наук, доцент, Российский университет спорта, г. Москва

Аннотация

В статье рассматривается современное использование онлайн-программ в обучении восточным боевым искусствам в высшем образовании на примере обучения ушу в Китае. Представлена впервые разработанная модель построения онлайн-программы для изучения учебных дисциплин восточных боевых искусств.

Ключевые слова: онлайн-программа, обучение, высшая школа, восточные боевые искусства, ушу, КНР.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p54-58

CONSTRUCTION OF ONLINE PROGRAMS FOR STUDYING EDUCATIONAL DISCIPLINES OF EASTERN MARTIAL ARTS IN HIGHER EDUCATION IN CHINA

Gao Ming, the post-graduate student, Yuri Leonidovich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Gennadievna Ryzhkova, the doctor of pedagogical sciences, docent, Rus-

sian University Sport, Moscow

Abstract

The article discusses the modem use of online programs in teaching martial arts in higher education on the example of wushu training in China. The first developed model for constructing an online program for studying the educational disciplines of oriental martial arts is presented.

Keywords: online program, training, high school, martial arts, wushu, China.

ВВЕДЕНИЕ

Интернет и современные информационные технологии вызвали коренные изменения в сфере образования, и построение системы онлайн-обучения в настоящее время выступает одним из важных показателей уровня преподавания в университетах.

Во время первой общенациональной вспышки эпидемии COVID-2019 в Китае почти в 1500 высших учебных заведениях онлайн-обучение стало основной формой получения знаний, и 1,03 миллиона преподавателей предлагали 1,07 миллиона онлайн-программ, и в общей сложности 17,75 миллиона студентов высшей школы приняли участие в онлайн-обучении. Тем самым, пандемия еще раз подчеркнула необходимость разработки онлайн-программ для преподавания учебной дисциплины ушу в университетах [1].

Цель исследования - разработать общую концепцию онлайн-программ для обучения студентов и изучения учебной дисциплины ушу в высших учебных заведениях Китая.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработка онлайн-программ предоставляет учащимся персонализированные образовательные услуги, способствуя созданию индивидуального пространства для обучения студентов в среде онлайн-образования. На фоне современной информатизации образования большое значение имеет развитие онлайн-программ для реформы системы обучения, расширения методов обучения, в том числе и восточным боевым искусствам [5].

В настоящее время онлайн-ресурсы по изучению учебной дисциплины ушу ограничены разрозненными демонстрациями различных стилей ушу [4]. В то же время отсутствует необходимая научно-исследовательская база по построению онлайн-программ по освоению специализированных умений и навыков ушу, объединяющих «сетевые технологии», «платформу онлайн-обучения» и «персонализированную платформу».

Создание онлайн-программ по изучению дисциплины ушу позволит устранить ограничения времени, пространства, содержания, форм и методов, улучшить процесс обучения студентов [3]. Кроме того, создание онлайн-программ изучения дисциплины ушу представляет собой интеграцию процесса преподавания, сетевых технологий, онлайн-платформы и индивидуализации режима обучения. Поэтому к преподавателям по ушу предъявляется ряд особых профессиональных требований, в частности понимание теоретических основ и методов преподавания онлайн-программ, стратегий обучения, методов организации обучения, методов оценки и контроля качества освоения пройденного учебного материала и т. д. Следовательно, разработка онлайн-программ по освоению учебной дисциплины ушу в высшей школе расширяет содержание и формы обучения студентов, и в то же время выдвигает новые требования к профессиональным компетенциям преподавателей.

С целью определения концепции онлайн-программы освоения учебной дисциплины ушу были изучены особенности онлайн-обучения ушу, существующие в китайских вузах, на примере Академии ушу Шанхайского института физического воспитания [1]. Онлайн-программа включает как учебные материалы по теории и методике обучения ушу, составляющие значительную часть курса (по расчетам авторов статьи свыше 80%), так и по практическому освоению технических приёмов ушу. Такая структура подчеркивает цель Академии ушу «Уделяйте одинаковое внимание как боевым искусствам, так и морали и придерживайтесь прекрасных традиций обучения боевым искусствам», согласно которой, наряду с приобретением практического опыта, приоритетом в образовательном процессе

выступает усвоение теоретических знаний об ушу и других боевых искусствах.

Практическая часть курса составлена на основе видеоматериалов, записанных преподавателем, с которыми студент может ознакомиться на образовательной платформе. Студент самостоятельно тренируется, выполняет домашние задания, повторяя по видеозаписи за преподавателем движения, которые в последующем преподаватель просматривает и оценивает правильность их выполнения, оставляя для студента рекомендации по коррекции и исправлению ошибок. Результат прохождения курса определяется суммой баллов, полученных за просмотр видеоматериалов, присутствие на онлайн-лекциях преподавателя, а также за онлайн-экзамен. Содержание экзамена соответствует общему содержанию программного материала, при этом баллы проставляются преподавателем за способность студента быстро выполнять команды с соблюдением норм принятого в ушу этикета. Несоблюдение норм ведет к аннулированию результатов экзамена.

Основной целью онлайн-программ обучения боевым искусствам в высшей школе является оптимизация онлайн-ресурсов за счет определения целей, содержания, выбора режимов обучения и режимов взаимодействия между преподавателем и студентом, создания механизма обмена информационными ресурсами и системы контроля и оценки. На основе анализа имеющихся программ обучения ушу в китайских вузах была разработана концепция онлайн-программы изучения учебной дисциплины ушу, которая представлена на рисунке.

Рассмотрим более подробно компоненты онлайн-программы освоения учебной дисциплины ушу.

Модуль «Культура боевых искусств» относится к «нетехническим» компонентам обучения ушу, ориентируясь на особенности боевых искусств, с точки зрения культурного состава, ценностной ориентации, мыслительных концепций и эстетики, и имеет теоретическую специфику, отличную от того, что принято понимать под культурой. Данный модуль изучения ушу должен начинаться с освещения современного состояния и тенденций развития ушу, анализа внутренней культурной мотивации, преемственности и развития ушу. Кроме того, являясь первым разделом программы обучения ушу, данный модуль должен сформировать позитивное отношение студентов, связанное с осознанием необходимости изучения теории ушу и самостоятельного углубления в философские аспекты данного боевого искусства.

Образовательный модуль онлайн-программы «Техника боевых искусств» играет важную роль в формировании у студентов знаний и навыков ушу. Техники ушу включают в свой состав базовые упражнения, набор стандартизированных приёмов и боевые приёмы. Базовые упражнения направлены на общую физическую подготовку, развитие координации движений, равновесия, освоение основных видов стоек и различных способов дыхания. Набор стандартизированных приёмов включает упражнения на специальную физическую подготовку, изучение различных видов ударов, что позволяет сформировать у студента целостное представление о двигательной структуре боевых действий в ушу. Боевые приёмы относятся к технике нападения и защиты.

Модуль «Специальные спортивные навыки» имеет направленность на практическую отработку студентами упражнений, которые являются собственно проявлением специфики

Рисунок - Концепция онлайн-программы по ушу

боевых искусств. В них находит воплощение всестороннее развитие двигательных способностей студентов, включая как общую физическую и техническую, так и психическую подготовленность.

Техническая подготовка включает:

• технически сложные движения;

• комбинированные движения;

• сегментированные движения;

• серии упражнений.

Физическая подготовка направлена на:

• формирование определенного спортивного телосложения;

• воспитание физических способностей;

• повышение функциональных кондиций, которые необходимы для качественного выполнения упражнений ушу.

Психическая подготовка реализуется через:

• постановку целей;

• когнитивную регуляцию;

• мотивационную стимуляцию;

• формирование волевых качеств при освоении и выполнении упражнений ушу.

Необходимость модуля «Спортивные травмы» диктуется спецификой спортивной

дисциплины ушу, которая проявляется в тактических характеристиках атакующих действий, что предъявляет более высокие требования к скорости, силе, координации и гибкости студентов. В связи с различным уровнем физической и тактической подготовленности студентов возникновение спортивных травм при изучении ушу неизбежно.

Исходя из данных исследований, наиболее частыми травмами при занятиях ушу являются травмы поясничного, коленного, голеностопного, плечевого, лучезапястного и других суставов, а также растяжения мышц и связок, ушибы мягких тканей [6]. Поэтому, изучая учебный материал модуля «Спортивные травмы», следует ознакомить студентов с подробной информацией о травмах, которые могут возникнуть при освоении движений и боевых действий ушу, провести анализ их причин и разработать меры профилактики и предосторожности в посттравматической реабилитации.

В модуле «Ушу в оздоровлении организма» программный материал направлен на ознакомление с разнообразием школ и стилей ушу, сложностью техники упражнений и уникальностью концепций оздоровления, физической стимуляцией и эмоциональным опытом, получаемых учащимися. В связи с этим, содержание теоретического и практического материала данного модуля должно в полной мере отражать характеристики и значение наступательных и оборонительных концепций, моральных и поведенческих норм в ушу. Благодаря индивидуальному подходу к выбору содержания упражнений, нагрузки и её интенсивности, студенты осознают, что восточные боевые искусства могут не только способствовать благотворному преобразованию их физического и психического состояния, но также предоставляют уникальные возможности для их социальной адаптации.

При построении онлайн-программы по учебной дисциплине ушу необходимо уделить особое внимание проблеме оценки овладения студентами двигательными умениями и навыками. Имеющиеся дистанционные программы по учебной дисциплине ушу в Шанхайском институте физкультуры показывают, что оценка практических навыков студентов осуществляется преподавателем на основе видео, записанных студентами с выполнением двигательных действий, а также в ходе экзамена, где в онлайн-режиме студенты выполняют команды преподавателя. Тем не менее, об эффективности оценки практических навыков студентов в онлайн-режиме судить достаточно сложно, поскольку имеющиеся возможности оборудования для выхода в Интернет все же не позволяют с разных ракурсов оценить правильность выполнения двигательных заданий. Однако, на текущем этапе, такая оценка является единственно возможной в онлайн-программе по ушу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что обучение восточным боевым искусствам непосредственно в аудитории ограничено временем, пространством и технологиями, поэтому создание онлайн-программ предоставляет возможности для инноваций в преподавании и обучении восточным боевым искусствам. На фоне того, что процесс приобретения студентами знаний, умений и навыков в восточных боевых искусствах в большей степени зависит от онлайн-ресурсов, понимание отношения студентов к обучению, совершенствование методов обучения, приобретение опыта обучения, поможет онлайн-программам по восточным боевым искусствам в эффективном проектировании учебного процесса. Поэтому дальнейшее совершенствование онлайн-программ по преподаванию ушу должно быть основано на постоянном мониторинге мнений преподавателей и студентов о преимуществах и недостатках содержания обучения, что позволит продолжить совершенствование образовательного контента.

Таким образом, проектирование онлайн-программ по восточным боевым искусствам должно основываться на особенностях их содержания, учитывать специфику физического, функционального и психического состояния учащихся. Предполагается, что предлагаемая организация онлайн-программы по изучению учебной дисциплины ушу в университетах обеспечит инновационный подход к обучению и усвоению содержания программного материала, позволит устранить недостатки традиционных учебных программ и более эффективно стимулировать студентов к самостоятельному приобретению знаний, развитию умений и навыков владения приёмами и действиями восточных боевых искусств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гао Минь. Режим дистанционного обучения ушу в колледжах и университетах Китая / Гао Минь, Ю.Л. Орлов, Л.Г. Рыжкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 7(209). - С. 99-103.

2. At the press conference of the Ministry of Education, Director Wu Yan showed the "international model" of China's higher education online education. - URL: http://www.cedumedia.com/i/27340.html (дата обращения: 01.06.2022).

3. Li Lijie. Research on the Construction of Learning Resource Modules for Online Wushu Courses in Colleges and Universities / Li Lijie, Lv Jinghong. // Wushu Research. - 2018. - № 3 (09). - P. 94-96.

4. Liu Wenwu. Dilemma and Countermeasures of Wushu Professional Technical Teaching / Liu Wenwu // Journal of Xi'an Institute of Physical Education. - 2021. - № 38 (04). - P. 471-477.

5. Zhang Ning. Research on the Development of Traditional Wushu in Higher Education / Zhang Ning, Wu Xianzhi // Wushu Research. - 2019. - № 4 (12). - P. 4-6.

6. Zhong Song. Research on the current situation of the textbook content of "Martial Arts" in the 21st century / Zhong Song, Chen Huanxiang. // Chinese Wushu (Research). - 2019. - №8 (01). - P. 21-24.

REFERENCES

1. Gao Ming, Orlov Yu.L., Ryzhkova L.G. (2022), "Wushu Distance Learning Mode in Colleges and Universities of China", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 99-103.

2. At the press conference of the Ministry of Education, Director Wu Yan showed the "International model of China's higher education online education", available at: http://www.cedumedia.com/i/27340.html (date access; 06/01/2022).

3. Li Lijie, Lv and Jinghong. (2018), "Research on the Construction of Learning Resource Modules for Online Wushu Courses in Colleges and Universities", Wushu Research, No. 3 (09), pp. 94-96.

4. Liu Wenwu. (2021). "Dilemma and Countermeasures of Wushu Professional Technical Teaching", Journal of Xian Institute of Physical Education, No. 38 (04). - pp. 471-477.

5. Zhang Ning, Wu Xianzhi. (2019) "Research on the Development of Traditional Wushu in Higher Education", Wushu Research, No. 4 (12), pp. 4-6.

6. Zhong Song, Chen Huanxiang. (2019), "Research on the current situation of the textbook content of "Martial Arts" in the 21st century", Chinese Wushu (Research), No. 8 (01), pp. 21-24.

Контактная информация: fencing-rgufk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.