Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучилин Анатолий Александрович, Мельникова Марина Федоровна

Рассматриваются особенности дистанционного обучения в вузах физической культуры. На примере спортивных дисциплин показана целесообразность не только повторения физических упражнений дома, но и преобразование их в методические, требующие от студентов осмысления, описания методик их организации и проведения. При преподавании педагогических дисциплин использование платформы СДО Moodle оказалось недостаточным - были применены дополнительные технологии, мессенджеры, электронная почта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучилин Анатолий Александрович, Мельникова Марина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE DISTANCE EDUCATION IN THE UNIVERSITIES OF THE PHYSICAL EDUCATION (BASED ON THE SPORTS AND PEDAGOGIC DISCIPLINES)

The article deals with the peculiarities of the distance education in the universities of the physical culture. There is demonstrated the reasonability of repeating the physical exercises at home and their transformation in the methodological ones when students have to comprehend and describe the methodology of their organization and conduction based on the sports disciplines. The use of the platform “The system of distance education “Moodle”” was found to be deficient in the process of teaching the pedagogical disciplines. There were used the additional technologies, messengers, e-mail.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)»

известия вгпу

8. Тряпицына А.П. Современные тенденции развития качества педагогического образования //

Человек и образование. 2012. № 3. С. 4-10. * * *

1. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno orientirovannogo vospitaniya // Pedagogi-ka. 2007. № 8. C. 44-53.

2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya: monogr. M., 2005.

3. Kondaurova T.I., Fetisova N.E., Vedeneev A.M., Zverev A.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij v dopolnitel'nom ekolo-gicheskom obrazovanii i vospitanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 1(134). S. 83-88.

4. Piskunova E.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayushchihsya: bakalavriat, magistratura, aspiran-tura // Pedagogika. 2010. № 7. C. 58-65.

5. Remorenko I.M., El'konin B.D., Asmolov A.G, Barannikov K.A. [i dr.]. Deyatel'nostnyj podhod v obrazovanii: monogr. / sost. V.A. L'vovskij. M., 2108. Kn. 1. S. 360.

6. Serikov V.V. Usloviya effektivnogo vliyaniya pedagogicheskih issledovanij na praktiku obrazova-niya // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacion-nuyu epohu: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. S.V. Ivanovoj. M., 2019. S. 801-814.

7. Slastenin V.A., Starov M.I. Formirovanie i korrekciya sistemy otnoshenij budushchego uchite-lya // Vestn. Tamb. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 1997. № 2(6). S. 86-91.

8. Tryapicyna A.P. Sovremennye tendencii raz-vitiya kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. 2012. № 3. S. 4-10.

Conditions of ensuring the practical focus of the biological and pedagogic readiness of future teachers

The article deals with the issue of ensuring the practical focus of the biological and pedagogic readiness of a teacher. There is specified the concept, there are defined the elements of the biological and pedagogic readiness. The authors substantiate the pedagogical conditions of the implementation of the integrated model of practice in the educational process of the pedagogic higher educational establishment.

Key words: biological and pedagogic readiness, future teacher, pedagogic conditions, integrated practice, diagnostics.

(Статья поступила в редакцию 09.11.2020)

А.А. СУЧИЛИН, М.Ф. МЕЛЬНИКОВА (Волгоград)

особенности

дистанционного обучения в вузах физической культуры

(на примере спортивных и педагогических дисциплин)

Рассматриваются особенности дистанционного обучения в вузах физической культуры. На примере спортивных дисциплин показана целесообразность не только повторения физических упражнений дома, но и преобразования их в методические, требующие от студентов осмысления, описания методик их организации и проведения. При преподавании педагогических дисциплин использование платформы СДО Moodle оказалось недостаточным - были применены дополнительные технологии, мессенджеры, электронная почта.

Ключевые слова: особенности дистанционного обучения студентов, вузы физической культуры, спортивные дисциплины, педагогические дисциплины.

Дистанционное обучение в настоящее время активно проникает в систему высшего образования. Внедрение элементов дистанционного обучения посредством программирования тренировочного процесса [2], начавшееся в начале нового столетия, а также опыт его применения создали необходимые предпосылки для разработки современной системы дистанционного обучения в вузах физической культуры. Пандемия, вызванная СОУГО-19, в мире и в России потребовала ускоренной разработки дистанционных форм обучения для использования в образовательном процессе студентов. Различия вузов по направлениям и профилям подготовки делают необходимым учет особенностей учебных планов, предусматривающих проведение как теоретических, так и практических занятий. Учебные дисциплины по направлению «Физическая культура и спорт» являются системообразующими в подготовке бакалавров и магистрантов в вузах физической культуры и спорта. Они включают как практические, так и теоретические занятия, направленные на овладение компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности.

О Сучилин A.A., Мельникова М.Ф., 2021

Программа профильной подготовки бакалавров и магистров предусматривает овладение знаниями, умениями, навыками по физической культуре и видам спорта (например, футбол, легкая атлетика, плавание и др.) и по общеобразовательным дисциплинам («Анатомия и физиология», «Биология и химия», «Педагогика и психология» и др.).

Длительное время вузы физической культуры стабильно использовали традиционные формы очного и заочного обучения, сочетающие очную стационарную подготовку и элементы дистанционной индивидуальной работы [4] с высоко квалифицированными спортсменами, членами сборных команд РФ, региона, регулярно участвующими в соревнованиях различного ранга, что позволило вузам выработать определенную специфику процесса обучения и тренировки студентов.

Сложившаяся из-за COVГО-19 санитарно-эпидемиологическая ситуация потребовала быстрого перехода вузов физической культуры на дистанционную форму обучения. Начались ускоренная разработка и совершенствование компьютерных программ обучения, углубленное овладением компьютерными технологиями, пересмотр методик оценки практических и теоретических знаний студентов. Возникли трудности в планировании и реализации учебно-тренировочного процесса. Если теоретические дисциплины можно было распланировать и описать, раскрыв содержание лекций и семинарских занятий, то практические дисциплины требуют непосредственного физического присутствия студентов и преподавателя в спортивных залах, на игровых площадках, футбольном поле. Необходимо личное выполнение студентами физических упражнений по видам спорта, соблюдение определенной последовательности и устранение ошибок после замечаний преподавателя, направленных на их успешное овладение и подготовку к сдаче зачетов и экзаменов.

Анализ публикаций по данной проблеме показал, что во многих вузах физкультура проводится по видеосвязи или с отчетами в чатах. Студент Ульяновского государственного педагогического университета, выражая свое неудовольствие такой формой дистанционного обучения по физкультуре, пишет на ресурсе «ТТ - новости Интернета», что от студентов преподаватель требует снять на видео, как они делают упражнения дома; этот комплекс должен занимать примерно 5-8 минут, а записи должны быть пересланы преподавателю. Сту-

кие науки -

дент не понимает смысла задания: «кому будет интересно смотреть, как столько людей со всех курсов и факультетов кривляются и пыхтят, непонятно» [1].

В продолжение вышеприведенного суждения студента добавим, что с профессиональной точки зрения задания в такой дистанционной форме недостаточно эффективны по следующим причинам:

1) они должны выполняться в присутствии преподавателя, чтобы не произошло никаких травм,

2) если в упражнениях допускаются ошибки, они должны сразу же исправляться, чтобы не закрепляться и не приносить вреда здоровью студента.

Анализ опыта дистанционного обучения Тольяттинской академии управления - кафедры физической культуры (ФК) по учебным дисциплинам «Физическая культура», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» [5] показал, что студенты также выполняли практические задания самостоятельно. Для этого в помощь студентам были разработаны комплексы упражнений и контрольные задания по физической подготовке, контрольные нормативы и тесты ВФСК ГТО с использованием платформы Zoom для видеоконференций, а также платформы электронной информационно-образовательной среды (ТАУ-мастер) для размещения учебно-методических материалов. Данный опыт, по нашему мнению, имеет положительные результаты в области освоения теоретических знаний, однако в практической подготовке наблюдается недостаточное методическое сопровождение преподавателями, что не позволяет студентам полноценно осмыслить самостоятельное выполнение упражнений.

В качестве положительного методического опыта приведем пример деятельности Волгоградской государственной академии физической культуры (ВГАФК) - см. график учебного плана 1-го курса на 2019/20 уч. г. (направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профили «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта (ИВС -футбол)»). На курс по избранному виду спорта выделяется 130 часов аудиторных занятий: 50 часов в первом семестре и 80 часов - во втором. Первый семестр завершается зачетом, второй - экзаменом. Лекционные и семинарские занятия составляют не более 20%, остальные - практические (семинарские и методиче-

ские). Даже краткий анализ учебного плана позволяет констатировать, что специфическая подготовка бакалавров требует проведения абсолютного большинства очных, а не дистанционных занятий.

Период пандемии потребовал внесения существенных коррективов для продолжения учебного процесса, чтобы он не был прерван и чтобы его осмысление продолжалось. Для этого ВГАФК использовала онлайн-платформу системы дистанционного обучения (СДО) МооШе. Преподаватели прошли специальную подготовку, позволившую проводить занятия с апреля по июнь 2020 г. в дистанционном режиме. Семинарские занятия с очного режима (офлайн) были просто переведены на дистанционный (онлайн). Практические же занятия, которые прежде проводились в залах, на спортивных площадках и стадионах, были преобразованы в методические, потребовавшие от студентов осмысления и описания методик их организации и проведения.

Успешность этого преобразования обеспечил высокий уровень спортивной подготовленности студентов, в основном выпускников детских и юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (ДюСШоР). Для этого студенты, избравшие для изучения такой вид спорта, как футбол, получали самостоятельные задания посредством онлайн-плат-формы Moodle и сайта ВГАФК.

Требовалось не просто физически дома повторять упражнения, а на основе изученного материала разрабатывать конспекты занятий, используя 3 комплекса упражнений (по 5 упражнений) для развития физических качеств (гибкость, ловкость, выносливость, быстрота) и упражнения для обучения ударам по мячу, остановкам мяча, «обманным» движениям и др. (задания кафедры футбола). Выполнение методических заданий помогало студентам осмыслить методику выполнения того или иного упражнения для понимания алгоритма создания комплексов упражнений различного уровня сложности и назначения, последовательности обучения каждому упражнению и его элементам для безошибочного освоения.

Пандемия, однако, неоднозначно повлияла на новый набор абитуриентов в вузы физической культуры в 2020/21 уч. г., который осуществлялся дистанционно. Необходимость быстрого перехода на цифровые технологии потребовала пересмотра традиционной систе-

мы приема абитуриентов. Приемная комиссия была вынуждена ориентироваться на документальное подтверждение уровня спортивной подготовленности абитуриентов, полученное из учреждений дополнительного образования и спортивных организаций, за которое ставились оценки, приравнивавшиеся к вступительным экзаменам по практическим дисциплинам и суммировавшиеся с оценками по ЕГЭ. Инте-гративная оценка характеризовала уровень теоретической и практической подготовленности абитуриентов ВГАФК.

Оценка результатов конкурсного набора абитуриентов была значительно затруднена, поскольку контрольные упражнения по видам спорта учреждений дополнительного образования и спортивных организаций были не всегда идентичны контрольным упражнениям вступительных экзаменов во ВГАФК. Оказалось, что в вуз были приняты некоторые студенты с недостаточно высоким уровнем спортивной подготовленности, которых преподаватели приемной комиссии не имели возможность увидеть очно при выполнении практических заданий, чтобы адекватно оценить уровень их спортивной подготовленности. Тем не менее это не повлияло отрицательно на качество набора в целом. Для повышения уровня спортивной подготовленности студентов во ВГАФК предусмотрены курсы спортивного педагогического совершенствования (СПС), которые помогут студентам, принятым в вуз в 2020/21 уч. г., повысить уровень спортивного мастерства.

На первом курсе ВГАФК студенты знакомятся с теоретическими педагогическими дисциплинами, которые дополняют и углубляют знания по избранной профессии и могут изучаться как офлайн, так и онлайн - с применением современных информационных технологий и информационных платформ. Последние для студентов интересны и доступны в связи с широким использованием различных гадже-тов в повседневной жизни. При освоении теоретических дисциплин бакалавриата по направлению 49.03.01 «Физическая культура», таких как «Введение в профессию» (1-й курс), «Педагогика ФК» (3-й курс), «Современные дидактические технологии в ФКиС» (4-й курс) и др., к семинарским занятиям преподавателем предлагаются задания, содержание которых имеет проблемный характер и ориентировано на разработку студентами собственных идей по определенной тематике (создать, разработать, предложить).

Необходимость осуществления занятий в этой форме обусловливает разнообразие и общедоступность теоретического материала в сети Интернет, т. к. работа в вопросно-ответной форме, в свою очередь, не мотивирует студента, а напротив, препятствует организации продуктивной самостоятельной деятельности [3] (зачастую студенты представляют к проверке идентичные работы, скопированные из интернет-источников).

Опыт использования СДО Moodle в академии в условиях быстрого перехода в дистанционный формат (апрель - июнь) показал, что применение данной системы привело к ряду проблем. Основная из них - техническая. Это перегрузка серверов, которая повлекла за собой временное ограничение доступа к сайту как студентам, так и преподавателям. На сложившуюся ситуацию повлияло то, что выполненные работы студентам необходимо загружать в образовательный портал в текстовом документе формата Word и виде мультимедийной презентации формата PowerPoint.

Кроме СДО Moodle с учетом технических проблем студенты и преподаватели ВГАФК использовали дополнительные технологии в период дистанционного обучения: мессендже-ры WhatsApp, Viber и Telegram, а также Skype и электронную почту. Применение мобильных приложений для осуществления образовательного процесса не требует высоких финансовых затрат, что делает данный вид технологий доступным для всех. Благодаря мессенджерам можно организовать самостоятельную работу студентов, поскольку в чат можно отправлять не только текстовые файлы с заданиями, но и видео, аудио и другие медиафайлы. Однако текстовые мессенджеры не могут выступать в качестве постоянной платформы при организации занятий в дистанционном формате, т. к. эти приложения не ориентированы на обучение, анализировать прогресс и корректировать учебный процесс с их помощью достаточно трудно.

Таким образом, опыт дистанционного обучения в вузах с кафедрами физической культуры и в специализированных вузах на примере ВГАФК позволил выявить следующие особенности:

- полное выполнение учебного плана дистанционно без проведения очных традиционных занятий затруднено, поскольку требует специально подготовленного контингента студентов с высоким уровнем спортивной подготовленности;

кие науки -

- изучение теоретических дисциплин дистанционно возможно при должном научно-методическом обеспечении; если распланировано, описано и раскрыто содержание лекций и семинарских занятий, предложены задания и вопросы для самоподготовки, а также рекомендован список литературы;

- практические занятия в дистанционном режиме целесообразно преобразовывать не в репродуктивные, а в методические, требующие от студентов осмысления и описания методик их организации и проведения;

- дальнейший переход вузов физической культуры на дистанционное обучение требует тесной интеграции с однопрофильными колледжами и специализированными учреждениями дополнительного образования (ДЮСШ, ДЮСШОР и др.) для выработки единых нормативов по спортивной подготовленности.

список литературы

1. Бегиашвили А. Как студенты переживают дистанционное обучение. Истории наших пользователей после недели удаленки [Электронный ресурс]: URL: https://tjournal.ru/internet/153895-kak-studenty-perezhivayut-distancionnoe-obuchenie-istorii-nashih-polzovateley-posle-nedeli-udalenki (дата обращения: 14.11.2020).

2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. 2-е изд., стереотип. М., 2019.

3. Ковчур С.А. Подготовка студентов педагогических специальностей к применению дистанционной технологии обучения в будущей профессиональной деятельности // Гаудеамус. 2020. Т. 19. № 2(44). C. 42-50.

4. Степанов В.С., Филиппов С.С., Князева Н.П., Чистяков В.А., Пущенко Е.Е. Дистанционное обучение в СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта: первый опыт реализации // Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]. URL: http:// sportfiction.ru/articles/distantsionnoe-obuchenie-v-spb gafk-im-p-f-lesgafta-pervyy-opyt-realizatsii/ (дата обращения: 14.11.2020).

5. Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии [Электронный ресурс] // Уч. зап. унта им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7(185). URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=43858225& (дата обращения: 14.11.2020).

* * *

1. Begiashvili A. Kak studenty perezhivayut distancionnoe obuchenie. Istorii nashih pol'zovatelej posle nedeli udalenki [Elektronnyj resurs]: URL: https://tjournal.ru/internet/153895-kak-studenty-perezhi-

vayut-distancionnoe-obuchenie-istorii-nashih-polzo-vateley-posle-nedeli-udalenki (data obrashcheniya: 14.11.2020)/

2. Verhoshanskij Yu.V. Programmirovanie i orga-nizaciya trenirovochnogo processa. 2-e izd., stereotip/ M., 2019.

3. Kovchur S.A. Podgotovka studentov pedago-gicheskih special'nostej k primeneniyu distancion-noj tekhnologii obucheniya v budushchej professional'-noj deyatel'nosti // Gaudeamus. 2020. T. 19. № 2(44). S. 42-50.

4. Stepanov V.S., Filippov S.S., Knyazeva N.P., Chistyakov V.A., Pushchenko E.E. Distancionnoe ob-uchenie v SPBGAFK im. P.F. Lesgafta: pervyj opyt realizacii // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Elektronnyj resurs]. URL: http://sportfiction.ru/ articles/distantsionnoe-obuchenie-v-spbgafk-im-p-f-lesgafta-pervyy-opyt-realizatsii/ (data obrashcheniya: 14.11.2020).

5. Usachev N.A., Summ D.I. Organizaciya dis-tancionnogo obucheniya v vuzah po ciklu disciplin «Fizicheskaya kul'tura i sport» v usloviyah pandemii [Elektronnyj resurs] // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. 2020. № 7(185). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=43858225& (data obrashcheniya: 14.11.2020).

о.А. михайлушкина, е.с. романюк, н.ю. ФилимоноВА

(Волгоград)

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ

Рассматриваются проблемы дистанционного обучения иностранных студентов на пред-вузовском этапе российского университета. Анализируются особенности двух последних семестров как этапов онлайн-обучения и трудности работы с иностранными учащимися в дистанционном формате. Изложены результаты опросов преподавателей, использующих различные формы и методы дистанционного обучения. Обосновываются преимущества и недостатки определенных электронных ресурсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронные ресурсы, образовательные платформы, веб-порталы, иностранные студенты, предвузовский этап обучения.

Specific features of the distance education in the universities of the physical education (based on the sports and pedagogic disciplines)

The article deals with the peculiarities of the distance education in the universities of the physical culture. There is demonstrated the reasonability of repeating the physical exercises at home and their transformation in the methodological ones when students have to comprehend and describe the methodology of their organization and conduction based on the sports disciplines. The use of the platform "The system of distance education "Moodle"" was found to be deficient in the process of teaching the pedagogical disciplines. There were used the additional technologies, messengers, e-mail.

Key words: specific features of the distance education of students, universities of physical education, sports disciplines. pedagogic disciplines.

(Статья поступила в редакцию 16.12.2020)

Введение. В последние два десятилетия произошли существенные изменения в преподавании русского языка иностранным студентам. Вместе с традиционными учебниками и учебно-методическими пособиями преподаватели русского языка как иностранного стали активно применять электронные учебные материалы как во время занятий, так и для самостоятельной работы учащихся. Использование традиционных и инновационных методов в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) представляется актуальным, т. к. значительно повышает интенсивность языкового обучения. При этом следует отметить, что вопрос их соотношения в российской лингводидактике признается дискуссионным, поскольку «задача обеспечения интерактивности и повышения наглядности демонстрируемых фактов языка <...> решаемая при помощи 1Т-решений, требует затрат времени (что не всегда возможно в условиях сжатой учебной программы), а также соответствующего уровня знаний педагога в области информатики» [13, с. 90].

Определение процентного соотношения между традиционными и инновационными методами в практике преподавания РКИ осложнено в том числе и тем, что «постановка ком-

© Михайлушкина O.A., Романюк Е.С., Филимонова Н.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.