Научная статья на тему 'РЕЖИМ АПАРТЕИДА В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ 70-Х - 80-Х ГГ. ХХ В'

РЕЖИМ АПАРТЕИДА В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ 70-Х - 80-Х ГГ. ХХ В Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2459
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
АПАРТЕИД / ЮАР / БОТА / ПРЕЗИДЕНТ / ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волосатов П. В., Малоземов С. И.

Политический режим, возникший в середине ХХ века в Южно-Африканской Республике, по праву можно считать уникальным в своем роде. Ведь до этого нигде более апартеид не фиксировался и не признавался международным сообществом. Уникален южноафриканский апартеид и тем, что он был официально закреплен на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APARTHEID REGIME IN THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA: DYNAMICS OF SOCIO-POLITICAL DEVELOPMENT IN THE LATE 70-S - 80-S OF THE XX CENTURY

The political regime that emerged in the mid-twentieth century in the Republic of South Africa can rightly be considered unique in its kind. After all, nowhere else has apartheid been recorded or recognized by the international community. South African apartheid is also unique in that it was officially established at the state level.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ АПАРТЕИДА В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ 70-Х - 80-Х ГГ. ХХ В»

РЕЖИМ АПАРТЕИДА В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ 70-Х - 80-Х ГГ. ХХ В.

Волосатов П. В.*

студент

volosatov. pawe [email protected]

Малоземов С. И.*

к.и.н., доцент semalozem [email protected]

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

Политический режим, возникший в середине ХХ века в Южно-Африканской Республике, по праву можно считать уникальным в своем роде. Ведь до этого нигде более апартеид не фиксировался и не признавался международным сообществом. Уникален южноафриканский апартеид и тем, что он был официально закреплен на государственном уровне.

Ключевые слова:

апартеид, ЮАР, Бота, президент, власть, конституция, закон

УДК 323

Р01: 10.24411/2658-6932-2020-10000

Для цитирования: Волосатов П. В., Малоземов С. И. Режим апартеида в Южно-Африканской республике: динамика общественно-политического развития в конце 70-х - 80-х гг. XX в. / П. В. Волосатов, С. И. Малоземов // Контентус. - 2020. - № 11. - С. 34 - 42.

В 70-е - 80-е годы ХХ века мир был погружен в очередной виток международной напряженности. Продолжалось военно-политическое противостояние между советским и западным блоками, хоть и не с той интенсивностью, которое было присуще 1960-м годам. Значимым центром этой борьбы с 60-х годов прошлого века становится Африка. Массовая деколонизация, произошедшая в период с 1950-х по 1960-е годы породила начало новых конфликтов уже внутри новообразованных не-

зависимых государств. Основной пик военно-политической напряженности на африканском континенте пришелся на 1970-е - 1980-е годы. Южно-Африканская Республика являлась одним из самых влиятельных государств на континенте, как в политическом, так и в военном плане. Несмотря на международную изоляцию, ЮАР являлась опорой именно западного блока и была видным антисоциалистическим центром Африки, распространяя свое влияние на соседние новообразованные государства.

Следует заметить, что в тот же период в мире стремительно развивается движение за права и свободы человека. Не обошло это веяние и Южно-Африканскую Республику. Вслед за западным миром, здесь начал витать «ветер перемен» - перемен в общественной и политической жизни страны, ее демократизации.

В 1978 году на пост премьер-министра ЮАР встал Питер Виллем Бота - «Большой крокодил» южно-африканского политического поля, консерватор, африканер, националист и ярый антикоммунист. С 1958 года Бота занимал посты замминистра внутренних дел, министра по делам цветных, коммунального развития и жилищного строительства, министра общественных работ и, наконец, министра обороны Южно -Африканской Республики. Последнюю должность он занимал 14 лет. За время его руководства оборонным ведомство страны армия ЮАР (Южно-Африканские силы обороны) совместно с родезийскими вооруженными силами принимала участие в боевых действиях в Намибии, Замбии и Анголе против левых повстанцев, борющихся за свою независимость стран [1; 3, с. 175]. Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что Родезия, бывшая британская колония, а ныне Зимбабве, так же, как и ЮАР, проводила схожую на апартеидполитику и управлялась белым меньшинством во главе с премьер-министром Яном Смитом. В южноафриканской историографии это событие обозначается термином «Пограничная война» [8].

Помимо участия в конфликтах за рубежом, Бота находился в политическом противостоянии с Бюро государственной безопасности ЮАР (БОСС) за политическое лидерство внутри страны. На стороне руководства спецслужб стоялнаходился политический оппонент Боты - действовавший на тот момент премьер-министр Б. Форстер.

Однако неожиданно в конце 1970-х годов ЮАР потряс небывалый для страны, живущей по кальвинистской этике, коррупционный скандал. Так называемый «имиджмейкер апартеида», журналист, а по совместительству политтехнолог Эшель Руди на протяжении нескольких лет совместно с БОСС занимался информационным, финансовым и идеологиче-

Волосатов П. В., Малоземов С. И. Режим апартеида в Южно-Африканской республике ...

ским проникновением в медиа-сферы Запада. Для этогоРуди выделялись крупные финансовые средства, в том числе и из бюджета Минобороны ЮАР, чем был крайне недоволен Бота. Обвиненный в нерациональном расходовании бюджетных средств, позднее доказанных, в 1979 году Рудибежал из ЮАР в Великобританию, где он дал интервью агентству BBC [9]. В частности, он признался в том, что премьер-министр Б. Форстер был в курсе его незаконной деятельности. Осуждая связь Ру-ди с Б. Форестером, Правящая Национальная Партия отправила премьер-министр в отставку. В том же 1979 году Руди был арестован и признан виновным в хищении более чем 60 тысяч рандов, хотя изначально в деле фигурировала цифра свыше 18 миллионов рандов. Через день после процесса за Руди был уплачен залог и он был освобожден из под стражи.

Заняв пост премьер-министра, Бота сохранил за собой руководство Министерства обороны вплоть до 1980 года. За это время главный враг Боты - БОСС - была расформирована и заменена на Национальную службу разведки (НИС). Тем самым из карательно-репрессивного органа она превратилась в проектно-аналитический [6, С. 78].

С приходом Боты на пост премьер-министра предусматривалось продолжение курса апартеида в отношении цветного населения [2]. Однако Бота отменил некоторые атрибуты политики апартеида, например, стали законными межрасовые браки, отменен пропускной режим для черного населения. Однако в отношении политической оппозиции не предусматривалось ослабление политического прессинга. Несмотря на некоторые демократические преобразования члены оппозиционной партии Африканского национального конгресса (АНК) активно преследовались. Так, бывший член боевой ячейки АНК, политический заключенный и наиболее видное для мирового сообщества лицо южноафриканской оппозиции Нельсон Мандела так и не был выпущен из заключения, в котором он находился с 1964 года.

Тем не менее, в 1982 году Бота инициировал программу политических реформ, предусматривавших внесение в конституцию поправок. В частности, подразумевалось участие цветного населения как главной жертвы режима апартеида в политической деятельности страны. В ноябре 1983 года поправки были вынесены на общенародный референдум и поддержаны большинством белых избирателей, несмотря на ярое противодействие со стороны африканских националистов и некоторых представителей коренных народностей [7, С. 79-80].

К концу 1983 года в ЮАР начинает действовать обновленная конституция. Под её влиянием создается новый парламент, который состоял из трех палат: Палаты Ассамблеи, Палаты Представителей и Палаты Делега-

тов, делившихся по расовой принадлежности. Как правило, Палата Ассамблеи состояла из депутатов с белым цветом кожи, а две оставшиеся делились между представителями расового меньшинства - цветными и индусами, соответственно. Коренное население довольствовалось присутствием только в органах местного самоуправление. Стоит отметить, что белые все так же составляли большинство в парламенте и имели реальную власть [6, С. 26]. Данными действиями Бота добился поддержки и доверия не только традиционно среди белого населения республики, но и среди некоторых представителей меньшинств, а также предпринял попытку снизить градус социально-политической напряженности в стране.

Согласно обновленной конституции, должность премьер-министра упразднялась, а бывшая сугубо церемониальная должность государственного президента становится главенствующей. Отныне президент становится самостоятельной главой исполнительной власти. Из статьи 24 конституции следует то, что отныне президент мог назначать министров, самостоятельно осуществляя полномочия в сфере исполнительной власти, лишь консультируясь с министрами. Об этом говорится в пункте 1 статьи 19 Конституции. Помимо этого президент становится командующим Южно-африканскими силами обороны и председателем Совета государственной безопасности. Таким образом, несмотря на некоторые демократические преобразования, создаваемый политический режим приобретал черты авторитарного. Тем более, что законодательные полномочия президент осуществлял наравне с парламентом. Эти полномочия закрепляла статья 30 Конституции [5, С. 52].

Согласно конституции, процедура избрания президента впредь должна осуществляться коллегией выборщиков, а не всенародным голосованием. Коллегия выборщиков состояла из 88 членов парламента, более половины которых были из «белой» Палаты Ассамблеи. Главой коллегии становился председатель Верховного Суда. Однако стоит отметить, что законодательством никак не регламентировалось пропорциональное присутствие членов партий в коллегии, что, в свою очередь, формировало прецедент, когда партия, имеющая большинство в одной из палат парламента могло обеспечить себе преимущество. Следует также подчеркнуть, что в случае отказа какой-либо палатой парламента направить своих представителей в коллегию выборщиков выборы все равно признавались легитимными, так как в законодательстве не был прописан четко установленный кворум [4, С. 46]. Кроме того, президентский срок стал напрямую зависеть от сроков заседания парламента. Если

Волосатов П. В., Малоземов С. И. Режим апартеида в Южно-Африканской республике ...

парламент по той или иной причине заканчивал свою деятельность, это же происходило и с президентом.

Однако большинство представителей цветного и индийского населения резко негативно отнеслись к проводимым реформам и отказалось участвовать в выборах президента. Коренные жители, то есть африканцы, так и не получили каких-либо избирательных прав, что привело к демонстрациям по всей стране уже в 1985 году. Бота, хоть и имел опыт контрпартизанских действий и борьбы с беспорядками, так и не смог быстро взять ситуацию под контроль. Мятежники захватывали полицейские участки, муниципальные здания, то есть фактически овладевали властью на местах насильственными методами. Волнения удалось полностью подавить только спустя год - в 1986-м, однако политика «медленных реформ» была признана правящей Национальной Партией провальной, а сам Бота стал стремительно терять репутацию как среди коллег, так и среди электората. Ужесточалась международная изоляция Южно -Африканской Республики. Экономика ослабевала, несмотря на предпринятые экономические реформы, нацеленные на приватизацию государственных компаний и либерализацию экономики. К концу правления Боты вся политическая верхушка понимала, что отмена апартеида становится неизбежной. В августе 1989 года Питер Виллем Бота добровольно ушел в отставку. Следующим президентом ЮАР становиться Фредерик де Клерк. Режим апартеида начинает ослабевать.

Таким образом, масштабные социально-политические изменения, инициированные Ботой, а именно проводимые конституционные реформы, заменившие тип правления с парламентского на президентский, а также де-юре получение представительства в органах государственной власти расовых меньшинств (индусов и «цветных») так и не смогли привести к укреплению власти Боты. Кроме того, падению его политического влияния способствовали и либеральные экономические реформы. Несмотря на продолжающееся сокращение социальной поддержки правящего режима, апартеид тогда так и не был демонтирован.

Список использованных источников

1. Любомудрова В. В. Грубое нарушение норм международного права ЮжноАфриканской Республикой в Намибии / В. В. Любомудрова // Правоведение. - 1984. - № 6. URL: http://www.law.edu.ru/artide/artide.asp?artideID=186321 Дата обращения: 03.11.2020

2. Сидоренко Л. В. Апартеид как специфическая форма колониализма / Л. В. Сидоренко // Труды кафедры истории нового и новейшего времени - 2012. - № 9. URL: http://novist.history.spbu.ru/trudy_kafedry/09_2012/2012_09_Sidorenko_L_V_-_Aparteid_kak_specificheskaia_forma_kolonializma.pdf Дата обращения: 03.11.2020

3. Урнов А. Ю. Политика ЮАР в Африке. - М.: Наука, 1982. - 276 с.

4. Basson D. A. South Africa's interim Constitution.Text and notes. - Pretoria, 1995. - 374 p.

5. Carpenter G. Introduction to South African Constitutional Law. - Durban, 1987. - 479 p.

6. Villiers В. de, Sindane J. Managing Constitutional Change. - Pretoria, 1996. - 360 p.

7. Roherty James M. State Security in South Africa. Civil-Military Relations under P. W. Botha. - Armonk, New York: Sharpe, 1992. - 227 p.

8. Steenkamp W. South Africa's Border War 1966-1989. - Warwick: Helion and Company, 2014. - 256 p.

9. Downie Jr. L. BBC Given Document Said to Implicate S. African Officials // The Washington Post - 1979. - March 21. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/politics/1979/03/21/bbc-given-document-said-to-implicate-s-african-officials/bc4117a1-daa7-4c10-9191-5d06ffd82830/ Дата обращения: 03.11.2020

THE APARTHEID REGIME IN THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA: DYNAMICS OF SOCIO-POLITICAL DEVELOPMENT IN THE LATE 70-S - 80-S OF THE XX CENTURY.

Volosatov P. V.**

student

volosatov. pawe [email protected]

Malozemov S. I.**

Candidate of History, Associate Professor semalozem [email protected]

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The political regime that emerged in the mid-twentieth century in the Republic of South Africa can rightly be considered unique in its kind. After all, nowhere else has apartheid been recorded or recognized by the international community. South African apartheid is also unique in that it was officially established at the state level.

Keywords:

apartheid, South Africa's Botha, the President, the government, the Constitution, the law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.