Научная статья на тему 'Структура органов государственной власти и местного самоуправления в Южно-Африканской Республике'

Структура органов государственной власти и местного самоуправления в Южно-Африканской Республике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2720
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / децентрализация / апартеид / провинция / национальное собрание / национальный совет провинций / правительство / self-government / decentralization / apartheid / provinces / National Assembly / National Council of Provinces / government

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рамиз Ашурбекович Алиев

Представлена структура органов государственной власти и местного самоуправления в Южно-Африканской Республике, а также особенности административно-территориального деления в ЮАР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA

The article describes the structure of the state power bodies and the local self-government and the features of the administrative-territorial division in South Africa

Текст научной работы на тему «Структура органов государственной власти и местного самоуправления в Южно-Африканской Республике»

УДК 34 ББК 67

© Р.А. Алиев, 2018

Научная специальность 12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рамиз Ашурбекович Алиев, аспирант кафедры муниципального права Российского университета дружбы народов 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6 E-mail: [email protected]

Аннотация. Представлена структура органов государственной власти и местного самоуправления в Южно-Африканской Республике, а также особенности административно-территориального деления в ЮАР.

Ключевые слова: местное самоуправление, децентрализация, апартеид, провинция, национальное собрание, национальный совет провинций, правительство.

STRUCTURE OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF SOUTH AFRICA

Ramiz Ashurbekovich Aliev, Postgraduate Student, Department of Municipal Law, Peoples' Friendship University of Russia 117198, Moscow, Miklukho-Maklaya str., 6 E-mail: [email protected]

Annotation. The article describes the structure of the state power bodies and the local self-government and the features of the administrative-territorial division in South Africa.

Keywords: self-government, decentralization, apartheid, provinces, National Assembly, National Council of Provinces, government.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Р.А. Алиев. Структура органов государственной власти и местного самоуправления в Южно-Африканской Республике. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):141-4

В настоящее время вопросы, связанные с изучением структуры органов государственной власти и местного самоуправления в странах африканского континента представляют немаловажный интерес. Особыми отличительными чертами, безусловно, обладают системы местного самоуправления стран, которые в середине XX века являлись колониями. В своей статье автором рассматриваются становление и структура органов государственной власти и местного самоуправления в одной из таких африканских стран, а именно, Южно-Африканской Республике (далее — ЮАР).

Деятельность любого государства реализуется, прежде всего, через систему его государственных органов. Орган государства — это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия1.

Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими

нормативно-правовыми актами.

Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства2.

В соответствии со статьей 1 Конституции ЮАР страна является суверенным, демократическим государством, которое базируется на принципах:

а) человеческого достоинства, достижения равенства и продвижения прав человека и свобод;

б) отсутствия расизма и дискриминации по половому признаку;

в) верховенства Конституции и права;

г) общего права голоса взрослых, национальных общих избирательных списков, регулярных выборов и многопартийной системы, демократического правительства для обеспечения ответственности, оперативности и открытости3.

По мнению автора современные правовые системы государств Африки в процессе формирования идейно опираются, главным образом, на целые отрасли права

государства и права государства-метрополии. Правовые системы африканских государствах складываются на основе европейских или англо-американских традициях — либо путем парламентского законотворчества, либо путем придания решениям судебных инстанций силы судебного прецедента. Таким образом вопрос, связанный с тем, к какой системе права относится система ЮАР вызывает ряд сомнений.

Форма правления в основном определяется правовыми положениями высших органов государственной власти. Она включает в себя структуру, порядок создания и принципы деятельности высших органов государственной власти, а также взаимоотношения между ними с учетом разграничения их полномочий. В качестве основных форм правления выделяют монархию и республику4. ЮАР — парламентская республика. Во главе государства находится Президент, который избирается не всеобщим голосованием, а нижней палатой Парламента (Национальная ассамблея) из числа ее членов, что безусловно ослабляет его роль. Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, Президент является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, а с другой стороны, при принятии рядя решений, обязан опираться на Парламент.

Конституция предусматривает, что существующие три сферы государственного управления, в частности, национальный, провинциальный и местный, являются характерными, взаимозависимыми и взаимосвязан-ными.5 Автор полагает, что факт формирования Правительства на основе парламентского большинства, а также факт избрания Президента страны Парламентом не оставляет сомнений отнесения ЮАР к странам с европейской моделью парламентской республики, однако, также и присутствуют элементы американской модели парламентской республики, к примеру, объединение в руках президента полномочий как так главы государства, так и главы исполнительной власти. Таким образом, существующая смешанная форма правления, характеризующаяся своей гибкостью, является безусловно преимуществом ЮАР.

В соответствии с Конституцией власть в ЮАР, как и практически во всех государствах современного мира, делится на законодательную, исполнительную и судебную6. По мнению автора, Конституция 1996 года закрепила соотношение политических сил в пользу демократического развития государства. Такое положение дел создало серьезную правовую основу для дальнейшего конституционного развития страны.

Правительство и руководимый им аппарат управления — важнейшая составная часть и центральное звено всего государственного механизма. В различных странах высший орган правительственной власти может иметь различные наименования. Наиболее распространенное из них — совет министров, государственный совет, федеральный совет и т.п.7. Исполнительную ветвь власти в ЮАР представляет Президент, вице-президент, а также национальные министерства. На

высшем общегосударственном уровне функционирует национальное Правительство ЮАР, которое на сегодняшний день состоит из 22 министерств. Вместе с тем автор отмечает, что Правительство несёт ответственность перед президентом, одновременно будучи подотчётным парламенту страны, что и отличает ЮАР от иных стран, со схожей правовой системой.

Законодательную власть представляет Национальный Парламент, орган, который в соответствии с Конституцией, наделен полномочиями в сфере законотворчества. Парламент ЮАР двухпалатный: состоит из Национального собрания и Национального совета провинций. Национальное собрание формируется из не менее 350 и не более 400 членов, избираемых через систему пропорционального представительства сроком на пять лет. Национальный совет провинций состоит из 54 постоянных членов и 36 специальных8.

Следующим уровнем государственной власти в ЮАР является провинциальный уровень. Существующие на сегодняшний день 9 провинций имеют свои законодательные и исполнительные органы. Провинциальные парламенты избираются сроком на 5 лет и состоят из от 30 до 80 членов.

Исполнительный совет провинции состоит из Премьер-министра и ряда членов Исполнительного совета. Такие провинциальные премьер-министры назначаются провинциальным парламентом из своего состава. После утверждения Премьер-министра провинции он формирует исполнительный совет, в чей состав входит сам премьер в качестве председателя, и не менее 5 и не более 10 членов назначенных из состава провинциального парламента. Таким образом хотелось бы провести аналогию с формированием общенационального Правительства ЮАР, где партия получившая большинство назначает Президента страны, который, в свою очередь, формирует Правительство.

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующего в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.9.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления10.

Муниципальная система, формирующая сферу местного самоуправления в ЮАР, была реструктурирована после окончания апартеида и первых свободных всеобщих выборов в Южной Африке в 1994 году.

Новые законы изменили положения об определении границ в рамках административно-территориального деления государства, функциях, полномочиях и других вопросов в сфере управления11.

Местный уровень управления состоит из муниципалитетов. Их функции сконцентрированы на местных экономиках и обеспечивают развитие инфраструктуры и предоставления различных услуг населению. Исходя из основных положений законодательства, мы можем сделать вывод, что местному самоуправлению в ЮАР уделяется особая роль, предоставляется необходимая степень самостоятельности в решении ряда вопросов местного характера. Правительство республики или провинции не имеют права препятствовать или запрещать органам местного самоуправления осуществлять предусмотренные законом полномочия, а наоборот, путем законодательных и других мероприятий обязаны поддерживать и укреплять способность муниципалитетов управлять своими делами, осуществлять свои полномочия и выполнять свои функции12.

Исполнительная и законодательная власть в муниципалитетах, в соответствии с разделом 7 Конституции ЮАР, возложена на муниципальный совет, однако, возможны случаи, когда во главе муниципалитета стоит единоличный орган управления13. Деятельность органов местного самоуправления направлена на обеспечение демократического и подотчетного управления местными общинами, а также на стабильное предоставление услуг населению.

К полномочиям органов местного самоуправления отнесены следующие:

а) планирование и регулирование вопросов в сфере строительства;

б) бытовые услуги (электричество, газ, вода и санитария);

в) социальные услуги (детские учреждения, здравоохранение);

г) защитные услуги (пожаротушение);

д) хозяйственная деятельность (туризм, торговые правила);

е) транспорт (аэропорты, общественный транспорт, паромы, трафик);

ж) инфраструктура (управление ливневыми стоками, общественные работы);

з) окружающая среда (загрязнение воздуха)14.

Национальное Правительство и Правительство

Провинций в пределах своих полномочий могут принимать определенные решения в указанных выше областях, однако эти полномочия крайне ограничены (например, устанавливать минимальные требования или устанавливать процедуру проведения мониторинга в указанных сферах).

Согласно Конституции, судебная система представлена Конституционным судом, Верховным апелляционным судом и иными Верховными судами, возможность создания которых предусматривается конституцией, а также Магистратскими судами15.

Конституционный суд состоит из председателя,

его заместителя и девяти других судей. Он занимается важнейшими государственными вопросами, связанными, прежде всего, с конфликтами между ветвями власти и проверкой законопроектов на конституционность.

Верховный апелляционный суд представлен главным судьёй, его заместителем и судьями, число которых определяется специальным актом парламента. К компетенции этого суда относятся апелляции любого характера.

Высшие суды занимаются вопросами, предусмотренными соответствующими актами законодательного органа. Магистратские суды занимаются менее значимыми делами, чем Высшие.

Президент по согласованию с Юридической комиссией и главами партий, представленных в парламенте, назначает председателя Конституционного суда и его заместителя. Назначение Верховного судьи (председатель Верховного апелляционного суда) и его заместителя президент производит при согласовании только с Юридической комиссией16.

Особенностью административно-территориального деления местного самоуправления является закрепление категорий муниципалитетов17:

1) Первая категория — Городские округа ЮАР (Категория А). Законодательство относит к ним муниципалитеты, имеющие право осуществлять на своей территории исключительные исполнительные и законодательные полномочия. К городским округам принято относить районы с высокой плотностью населения, большим количеством населения, активным передвижением товаров и предоставлением услуг, при том должно быть обязательное наличие нескольких деловых и промышленных районов. Городские округа Южно-Африканской Республики — это округа Южно-Африканской Республики, правительства которых управляют крупными городами с прилегающими территориями, или целыми конурбациями. В соответствии с Конституцией ЮАР, городские округа создаются решением правительства провинции. В настоящее время в ЮАР выделяют 6 городских округов.

2) Вторая категория — Районы ЮАР (Категория С). Характерной особенностью такой категории является то, что в состав района обычно входит несколько муниципальных образований. Преимущественно находятся в сельской местности. На сегодняшний в ЮАР выделяют 44 таких района. В состав таких районов входят местные муниципальные образования ЮАР, которые и составляют третья категорию.

3) Третья категория — Местные муниципальные образования ЮАР (Категория В). Эти образования представляют самую маленькую составляющую административно-территориального деления ЮАР. Во главе обычно стоит либо единоличный орган власти, либо муниципальный совет. На сегодняшний день в ЮАР 226 таких муниципальных образований.

Кроме того, в системе местного самоуправления выделяют такие муниципальные образования, кото-

рые не относятся ни к одной из указанных категорий. Они представляют собой особую государственную ценность и находятся в непосредственном подчинении органам государственной власти государства.

Проводя анализ со сложившейся мировой практикой, можно отметить, что в целом, местное самоуправление в ЮАР представляет собой четкую, структурированную организацию, где каждый орган имеет свое место и свои полномочия.

Исходя из указанного выше анализа государственного устройства и нормативных правовых актов ЮАР можно сделать следующие выводы:

1) В настоящее время в ЮАР присутствует четкое разграничение полномочий на национальном, провинциальном и местном уровнях, где органы местного самоуправления обладают самостоятельностью, обеспечивая при этом создание и реализацию благоприятного проживания и обеспечения условий, обеспечивают развитие инфраструктуры и предоставления различных услуг населению.

2) Наличие в ЮАР широкого спектра демократических прав и свобод в обществе, демократических способов формирования высших органов государственной власти, обеспечения подлинного народовластия, конституционного разделения властей как совокупности государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти позволяют сделать вывод о существующем в ЮАР развивающемся демократическом режиме.

3) На пороге XXI в. на вопрос: «К какой — рома-но-германской или англо-американской — правовой семье относится современное южноафриканское право?» — нельзя ответить однозначно. Если говорить о понятийно-категориальном аппарате и структуре южноафриканского права, то правовая система ЮАР основана на римском праве. Что касается правоприменительной техники в судебной практике, процессуальных норм, методов доказательств, использования прецедентов, судоустройства, задач и положений судьи и адвокатов, то явно преобладают образцы правовой семьи общего права. Такие примеры можно продолжить. Поэтому неоспоримым является то мнение, согласно которому южноафриканское право представляет собой смешанную правовую систему, где элементы римско-голландского и английского общего права тесно переплетены.

1 Теория государства и права. Марченко М.Н., 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: 2004. - 640 с.

2 Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А. Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005., с. 64

3 Конституция ЮАР 1996 года, статья 1

4 Теория государства и права: учебник для юридических вузов/ под общей ред. Докт. Юр.наук., профессора А.С. Пигол-кина, М. ОАО «Издательский дом «Городец»», 2003, с.86

5 Конституция ЮАР, статья 41

6 Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс... канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 14 с

7 М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин, Конституционное право зарубежных стран, М:Норма, 2004, 266 с.

8 Конституция ЮАР, статья 58

9 Ю.В. Фененко, Муниципальные системы зарубежных стран: правовые вопросы социальной безопасности, Москва, 2004, с.6

10 М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин, Конституционное право зарубежных стран, М: Норма, 2004, 293 с.

11 http://www.krugosvet.ru/enc/strany-mira/yuzhno-afrikanskaya-respublika-yuar?page=0,4

12 Конституция ЮАР, статья 154.

13 Конституция ЮАР, статья 7

14 Конституции ЮАР, статья 162

15 Конституции ЮАР, статья 166

16 Саидов А.Х. «Основные правовые системы современности» - Москва., 2003, с. 145

17 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1277019

Литература

Монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи:

1. Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М., Конституционное право зарубежных стран, М:Норма, 2004;

2. Болдырева Р. С. , Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998.;

3. Ковачев Д.А., Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / М.: Волтерс Клувер, 2005.;

4. Марченко М.Н., Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2004.

5. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов, М. ОАО «Издательский дом «Городец»», 2003, с.86;

6. Фененко Ю.В., Муниципальные системы зарубежных стран: правовые вопросы социальной безопасности, Москва, 2004.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Южно-Африканской Республики.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт универсальной научной энциклопедии «Кругосвет» — http://www.krugosvet.ru/enc/ strany-mira/yuzhno-afrikanskaya-respublika-yuar?page=0,4;

2. Поисковый ресурс «Академика» — https://dic. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1277019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.