УДК 331.103
Р.М. Хайкин, Т. Ю. Воробьёва, А.В. Евдокимова
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия
РЕЗЕРВЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: СИСТЕМНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ АВТОВАЗА)
Причиной неэффективности многих российских производителей продукции является отсутствие систем организации и нормирования труда, которые универсальны для всех отраслей промышленности. В химической отрасли на базе РСХ ими занимается лаборатория при кафедре экономики РХТУ. Рассмотрены основные принципы нормирования труда на примере организации управления производством в автопроме.
The causes for inefficiency of many Russian manufactures of products is the absence of a system of organization and standard time. These standards of enterprises are universal for all industries. In the chemical industry on the basis of the RCU to them engaged Laboratory at the Department of Economics in the D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia. The basic principles of standard time on the example of organization management in the automotive industry are considered.
Главной проблемой экономики настоящего времени является производительность труда. Этот вопрос обсуждается в СМИ, на всех экономических научно-технических совещаниях, конференциях и конгрессах. Низкий уровень производительности труда в России объясняется разными причинами: от устаревающего оборудования и слабой квалификации работников до низкой оплаты труда и неразумной жадности предпринимателей.
Вместе с тем, мимо российской технологической и производственной практики стороной проходят эффективные способы организации производства и управления им. И здесь мы замечаем первую "нестыковку": масса учебных заведений готовит специалистов по менеджменту и маркетингу на основе многочисленных переводных и современнейших российских учебников. А воз проблемы эффективного управления в промышленности не только не сдвигается с места, но скорее, упорно движется в обратном направлении.
Вторая "нестыковка" обнаруживается, если присмотреться к тем самым учебникам по менеджменту, которые используются для российского образования. В них мы найдём почти всё, кроме самого главного, с чего вообще начался мировой менеджмент: нормирования труда. Эта искусственно созданная оторванность от менеджмента, внедряет в массовое соз-
нание предпринимателей устойчивый стереотип: "нормирование труда, конечно, вещь желательная, но трудоёмкая и совсем не обязательная"
Но квалифицированные производственники и организаторы труда знают великую истину производства: "пронормировать труд - это значит его организовать". И, действительно, знаменитые организаторы производства начинали все свои производства с нормирования труда. Общеизвестны работы Тейлора, которые были взяты Фордом за основу при становлении автомобильного производства. Именно автопром, развившись до уровня высокотехнологичной и высокопроизводительной области деятельности людей в мире, стал показательным индикатором уровня технического развития промышленно передовых стран.
В истории России есть несколько рубежей, преодолевая которые, наша промышленность переходила на новые уровни технического развития. Особым периодом в этом отношении были 60-е годы. Тогда в Советском Союзе было принято решение о создании на нашей территории автопроизводства, оснащенного всеми современными, на то время, как технологическими, так и организационными решениями в области промышленности. Так появился АвтоВАЗ.
Те решения, которыми сопровождалось производство автомобилей, рассматривались, изучались и осваивались всей промышленностью, всеми отраслями, от сельскохозяйственного машиностроения до самых серьёзных и ответственных производств разного назначения.
Однако можно было заметить, что в основе управления производством были всё те же, ничуть не устаревшие, слегка подновлённые принципы нормирования и организации труда. Было, конечно, одно важнейшее новшество: подавляющее большинство управленческих решений было реализовано с использованием новейших для того времени ЭВМ.
Этим АвтоВАЗ отличался тогда больше всего, что явилось серьёзнейшим дополнительным толчком для всей нашей организационной науки о производстве. Ведь применение вычислительной техники не только продуктивно само по себе. Использование ЭВМ порождает новые слои специалистов, осваивающих, прежде всего, принципы постановки задач оптимального уровня. С тех пор квалификация российских специалистов в области вычислительной техники возросла на несколько порядков. А вот самые преуспевающие зарубежные предприятия, по сравнению с АвтоВА-
Зом, в части организации труда и его нормирования, сегодня не демонстрируют нам ничего особенного нового. Всё нами пройдено, всё известно и всё было освоено на территории бывшего Союза. И в этом отношении волжский завод, как бы перекидывает из прошлого в наше сегодняшнее настоящее, мощный информационный канал, по которому мы можем перекачать массу данных о фундаментальных принципах и приёмах современной и действующей в мире организации и нормирования труда. Именно поэтому нам интересен опыт автопрома, и мы его рассматриваем.
Как в прошлом, так и в современных условиях без регламентации напряженности норм труда, темпа работы и скорости трудовых движений невозможно выстроить по-настоящему эффективное управление современным производством. И никакие новейшие психологические ухищрения здесь не работают.
Система нормирования начинается с определения основных элементов рабочего времени, раскрывающих содержание и структуру нормы затрат труда. На отдельных этапах производства затраты труда рассчитываются по-разному, и нужно учитывать все нюансы при расчетах. Сама система обеспечивает достижение равной напряженности норм труда на различные виды операций на всех участках производства
Если рассматривать основные принципы такой организации, то можно выделить из них пять основных:
1. Единство методов и методик нормирования труда;
2. Единство нормативных материалов для расчета норм и методов исследования затрат рабочего времени;
3. Достаточная квалификация технологов и специалистов по нормированию труда;
4. Возможность практической реализации проектной технологии, организации труда и производства;
5. Материальная и моральная заинтересованность рабочих, специалистов и руководителей производства в высоком качестве норм труда.
В этом смысле «АвтоВаз» интересен нам, как крупнейший отечественный машиностроительный комплекс, где указанные принципы были успешно реализованы для управления современным и уникальным поточно-массовым производством. С главного конвейера автозавода через каждые 22 секунды выходит на внутренний и внешний рынок один готовый
автомобиль. И, разумеется, точность норм в таком производстве очень высока: до одной десятитысячной минуты. В противном случае, это может отразиться не только на производительности труда, но и на расчёте численности персонала (до 5 тыс. чел. в год).
Работа по управлению организацией труда проводится по двум уровням: по объединению и на уровне дирекций и производств. Структурная схема приведена на рис. 1.
На уровне объединений рассчитываются и внедряются нормы труда, разрабатывается и адаптируется система микроэлементных нормативов (расчёты основного, машинно-ручного, штучного, неполного штучного и штучно-калькуляционного времени, времени на отдых и личные надобности, трудоёмкости деталей и узлов, численности основного и обслуживающего персонала и т.п.) и организуется и постоянно проводится повышение квалификации работников служб организации, нормирования и оплаты труда.
Рис. 1 Структурная схема управления нормированием труда на предприятии «АвтоВаз»
Специалисты (бюро разработки нормативов промышленнопроизводственных и вспомогательных рабочих) занимаются разработкой и последующим внедрением нормативов на производстве. В Самарском государственном техническом университете по заказу Волжского автомобильного завода была разработана Единая система микроэлементов -
ЕСМ. С её помощью стало возможным рационально обеспечить нормирование трудовых процессов.
Бюро методологии нормирования и нормативов и библиотека нормативов по труду гарантирует грамотное составление нормативов труда. Равная напряженность норм труда на каждом рабочем месте достигается в комплексе при задействовании каждого микроэлемента трудового процесса. В каждом производственном подразделении есть документ, регламентирующий работы по нормированию труда. По сути, это стандарт предприятия, которым регламентируется выполнение следующих процессов и процедур:
1. Расчет проектной технологической трудоемкости изготовления автомобилей;
2. Планирование освоения проектной трудоемкости продукции;
3. Взаимодействие между подразделениями при определении норм труда;
4. Постоянное поддержание норм труда на уровне прогрессивных значений на любой стадии их действия;
5. Обеспечение равной напряженности норм труда на одинаковые, но выполняемые в разных подразделениях процессы и работы;
6. Учет изменения трудоемкости продукции;
7. Сбор и хранение нормативной информации.
На уровне объединений проектные нормы труда определяются по нормативам и микроэлементам на основе спроектированных технологами (бюро методологии и нормативов) карт циклов обработки.
На уровне дирекций процесс обеспечения равной напряженности норм труда разделён на три этапа: разработка норм трудовых затрат, их последующее внедрение и возможное изменение (совершенствование). Бюро разработки проектных (расчетных) норм занимается проектированием норм на новые изделия, в процессе конструкторской, технологической и организационной подготовки. Здесь учитывают такие факторы производства, как параметры оборудования, предметы труда, инструмент и оснастка, условия производства. Инженеры по организации и нормированию труда разрабатывают нормы труда; обеспечивают их выполнение на рабочих местах. Участки вспомогательных цехов и работ по обслуживанию основного производства обеспечивают процесс внедрения проектных норм на производстве.
Процесс управления уровнем напряженности норм труда на стадии их внедрения состоит в создании на производстве таких условий, которые
служат основой для установления соответствующих затрат рабочего времени и уровня интенсивности труда на выполнение конкретных технологических и трудовых процессов.
Действующая система подразделений управления нормированием труда помогает установить уровни равной напряженности норм затрат труда на все выполняемые операции, и обеспечивает постоянное поддержание этого уровня.
Почему же такое крупное предприятие, которое было предметом нашей гордости в прошлом, в настоящее время нельзя признать эффективным? Как объяснить неспособность многих российских предприятий выпускать продукцию, удовлетворяющую современным требованиям? Причин можно найти много, но одна из ключевых заключается в том, что в Трудовом Кодексе РФ Глава 22 «Нормирование труда» лишь поверхностно и формально касается норм и обеспечения нормальных условий труда, но в целом не содержит никаких предпосылок для системной работы. И, главное - даже в таком формальном виде соблюдение положений этой главы является обязательным только для государственных предприятий. Частные же предприятия, которые составляют более 90% общего объёма промышленно-производственной собственности в России, практически не имеют никакой обязательной для них законодательной базы.
А результаты - налицо. Наши заводы несут убытки, в то время как появились (и будут продолжать появляться) иностранные предприятия, с растущими масштабами производства. Они завоёвывают наши рынки, открывают новые привлекательные рабочие места. В наших интересах помогать производственным системам в повышении их эффективности на основе внедрения продуманных систем организации и нормирования труда.
Имеющиеся разработки по нормированию труда в автомобильной промышленности абсолютно применимы во всех отраслях российской экономики: от электротехнической, металлургической, и химической, до медицины, строительства и торговли.
В последнее время мы отмечаем большой интерес к вопросам регламентации труда в крупных объединениях химической промышленности. На базе Российского союза химиков вопросами, связанными с организацией и нормированием труда занимается специальная лаборатория при кафедре экономики РХТУ, в активе которой имеется нормативно-
методологическая база. Эта база актуализируется и можно ожидать, что постепенно она будет осваиваться предприятиями химической отрасли.
Библиографический список
1. Нормирование труда: учебник под ред. Б.М. Генкина. - М.: Экономика, 1985. - 272 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - Глава 22. Нормирование труда. /2012 ШЬ: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/ (дата обращения 24.04.13).
3. Бухалков М. И, Кузьмин М. А Передовой опыт нормирования труда на предприятиях машиностроения//Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2011. - С.19 - 23.
УДК 330.821.1
М.А. Цымбалов, В.А. Белик, Т.Н. Шушунова
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ МАЛЬТУЗИАНСТВА В ТЕОРИИ «ОГРАНИЧЕННОГО РОСТА»
Активное распространение концепций мальтузианства о росте народонаселения как единственной причине экологического кризиса связано с ускоренным ростом народонаселения Земного шара преимущественно в развивающихся странах.
The active propagation of the concepts of Malthusianism about an increase in the population as to the sole reason for ecological crisis is connected with the accelerated increase in the population in the developing countries.
В рамках международной неправительственной организации Римский клуб обоснован тезис о том, что человечество к середине двадцатого века достигло «пределов экспоненциального роста в ограниченном пространстве». В докладе Римскому клубу М. Месаровича и Э.Пестеля «Человечество у поворотного пункта» в 1974 году обоснована одна из моделей решения глобальных проблем, концепция развития мировой системы в координатах «ограниченного роста». Под «ограниченным ростом» понимается процесс структурной дифференциации, существенно отличающийся от