3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии //Сочинения: В 50 т.-2-е изд.- М., Госполитиздат., 1955-1981. - Т.4. - 1955. - с. 419-459.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал// Сочинения.: В 50 т.-2-е изд. - М., Госполитиздат., 1955-1981. - Т.23. - 1955. - с. 188-189.
5. Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Ге-лиос АРВ,2002.
УДК 331.103.226
А.А. Хохлова, А.В. Евдокимова
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА: СУЩЕСТВУЕТ БАЗА АПРОБИРОВАННЫХ РЕШЕНИЙ
Рассматривается возможность отыскать исходную точку в сфере управления трудом в индустриальном хозяйстве РФ. Показательной отраслью здесь является мировой автопром, который более чем за 100 лет мирового производства явственно выделяется эффективностью и масштабностью инженерно-организационных решений. Запечатленная в структуре АвтоВАЗа - бывшего флагмана отечественного автопрома, работа по нормированию и организации труда, анализируется в качестве реального исторического образца, содержащего эффективные решения в области НОТ.
Considering the possibility of finding a starting point in the sphere of labor-management in the industrial sector of the Russian Federation. The representative industry here is the world car industry, which is during the more than 100 years of world production clearly stands (is clearly standing) out in efficiency and large scale engineering and organizational decisions. The work that is documented in the structure of AvtoVAZ - the former leader of the domestic (Russian) automobile industry - is connected with a labor organization and rationing and is analyzed as a real historical example that contains effective solutions in the field of labor organization and work quota setting.
Нынешнее состояние российской промышленности, её отсталость и отсутствие в ней инновационного потенциала имеет свои причины, анализ которых поможет сделать шаг в сторону модернизации научнопромышленного потенциала российской экономики.
Основная проблема современной российской экономики - ее неэффективность, причина которой кроется в низкой эффективности труда. Из-за того, что отечественная научная база по организации и нормированию труда отчасти утрачена, отчасти устарела, она не кажется актуальной и не вызывает интереса у руководителей. Сегодня, для организации труда выводятся новые
теории, предлагаются «формулы успеха» - опыт более удачливых компаний, разрабатываются совершенно новые подходы менеджмента, которые, по сути, не могут служить руководством по организации и нормированию труда на предприятии. Эволюция менеджмента имеет богатую историю, множество решений, в многообразии которых легко потеряться. На диаграмме Ричарда Дафта изображен путь развития идей менеджмента, где каждое десятилетие привносит новые идеи. Однако, эти идеи и теории оказываются полезными только в том случае, если на предприятии уже существует база по организации труда, стандартизированная, высокоточная. Менеджмент на предприятии
- надфункциональная структура, имеющая дело с человеческим ресурсом, позволяющая добиваться синергетического эффекта от совокупности элементов предприятия, организовывать слаженную работу всей организации. Но, когда сами элементы потеряны во времени, не организованы, перегружены (или наоборот), то не следует ожидать фантастических результатов от применения идей и методов менеджмента. Чтобы привести в порядок составляющие, необходимы нормирование и научная организация труда - без них наше производство будет плестись в хвосте мировой промышленности, даже несмотря на технологические преимущества.
Изучение проблемы организации труда будет наиболее показательным на примере автомобильной отрасли отечественной промышленности. Почему именно автомобилестроение?
Автомобилестроение является ведущей отраслью машиностроения промышленно развитых стран, влияющей на процессы экономического и социального развития общества, на уровень жизни. Оно «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют его многочисленные заказы - инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. Автомобилестроение стимулирует занятость населения как в производстве автомобильной техники и ее компонентов, так и в обслуживании автомобильного транспорта. Каждый занятый на автомобильном заводе обеспечивает работой еще 14 человек в смежных отраслях.
Но для успешного развития автомобильной промышленности недостаточно лишь прогрессивных технологий, необходима и инновационная организация труда. Организация труда - это процесс формирования структуры системы, распределение заданий, полномочий и ответственности ме-
жду работниками предприятия для достижения общей цели его деятельности. Общая проблема российского автопрома - недостаточные знания в области организации труда, из чего следует невысокая эффективность предприятий. Проблема организации труда будет подробнее рассмотрена на примере АвтоВАЗа.
Рис. 1. Диаграмма Р. Дафта. «Приливы и отливы в теоретических изысканиях в
менеджменте»
В 20-е годы прошлого века отечественный автопром делает первые попытки по налаживанию массового производства автомобилей, при помощи внедрения идей Ф.Тейлора и Г.Форда. Организация труда по Тейлору предполагает разделение труда, и как следствие - высокую производительность, зависимость заработной платы от количественных показателей, разделение ответственности между инженерами и рабочими. Поэтому было проведено расчленение производственных операций на отдельные простейшие элементы, выявлены лишние ненужные движения. Тейлор ввёл
более совершенную системы оплаты труда и поощрения: на основе установленных норм выработки осуществлялось стимулирование труда, т.е. люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
В соответствии с рекомендациями Ф.Тейлора каждому работнику планировалось задание на сутки вперед и выдавались карточки с письменными инструкциями об объеме работы, способах выполнения, применяемых инструментах, сроках, - таким образом, рабочий был ответственен только за свою часть работы, а за разработку планов, организацию работы
- управляющий.
Ф. Тейлором были сформулированы принципы управления производством, которые воплощались в следующих элементах:
• развитие науки о труде, на основе выводов которой рабочие могут справедливо вознаграждаться;
• проектирование наиболее рациональной организации трудового процесса;
• изучение с помощью хронометража затрат времени и движений;
• расчет норм выработки на основе эталонной трудоемкости и стимулирование высокими заработками;
• дифференцированная система заработной платы;
• обоснование концепции функционального руководства;
• постоянная и тесная кооперация менеджеров и исполнителей
• максимальная специализация, в том числе и в управлении;
• разумный отбор и развитие (обучение) рабочего.
Наибольший эффект от внедрения системы Тейлора был получен на предприятиях Генри Форда. Технология управления по Форду состоит из организационных и логических операций, выполняемых специалистами разного профиля по определенному алгоритму. Поточно-конвейерная система Форда была организованнее, эффективнее и прогрессивнее. Основным звеном поточного производства является поточная линия, представляющая собой группу рабочих мест, за которыми закреплено изготовление одного или ограниченного количества наименований предметов труда.
В Советской России в 20-е годы преобладало «тарифное нормирование», т.е. расценки за труд устанавливались путем расчета норм времени на производство единицы продукции. Именно тогда развернулось массовое движение за совершенствование трудовых процессов, всемерную экономию и рациональное использование рабочего времени, что
объяснялось объективной необходимостью радикального повышения производительности труда.
С применением зарубежных технологий СССР перенимал и новые для себя способы и формы организации труда:
• Процесс сборки автомобиля был поделен на множество операций, каждую из которых выполнял один рабочий.
• Автомобиль собирался не на стационарной площадке, а был помещен на движущуюся платформу.
• Обучению рабочих уделялось больше внимания: их подготовка осуществлялась при поддержке специалистов «Ford Motors».
• Для рабочих были организованы рабочие поселки.
• Условия труда были улучшены (освещение, вентиляция помещений и т.д.)
Таким образом, сборка каждой единицы техники была унифицирована и обходилась меньшими затратами времени. Этот этап развития организационной науки предопределил направление совершенствования организации и нормирования труда на крупных промышленных предприятиях.
В период индустриализации (30-е годы) успехи в освоении новой техники позволили Советскому Союзу вывести на проектную мощность крупнейшие предприятия, при этом, производительность труда выросла в два раза и стала решающим фактором роста производства. При всех проблемах и трудностях за 13 предвоенных лет, в течение которых проводилась индустриализация, вступило в строй около 9000 крупных предприятий, фактически по 2-3 предприятия в день.
Для ускоренного проведения индустриализации Советскому Союзу нужны уже новые формы организации труда, в связи с наращиванием производственных мощностей и интенсификацией труда. В этот период получила развитие теория «экономии времени» на труд, исследования трудовых процессов с применением технических средств. Были разработаны первые нормативные материалы для нормирования различных видов работ в отраслях народного хозяйства, положения по организации нормирования труда, методология, широко использовалось понятие «техническое нормирование».
Вехи на пути развития организации труда в период индустриализации:
• применение поточного производства
• обязательное обучение, появились требования к образованию
• создание системы высшего технического образования
• повышение зарплат в промышленном секторе и одновременно обесценивание человеческого труда
• оплата сильно привязана к производительности
• разработка и внедрение принципов научной организации труда
• централизованное распределение
• укрепление дисциплины
• принудительный перевод рабочей силы между предприятиями, запрет на свободное передвижение рабочей силы
В период ВОВ и послевоенное время серьезных изменений в области организации труда не происходило: совершенствовали существующую базу и осваивали новые технологии. Однако к 50-ым годам научные изыскания в сфере труда снова активизировались: в основном сложились базовые подходы к нормированию труда и его организации на различных уровнях управления, его методическое обеспечение. На предприятиях создавались отделы труда и заработной платы, техниконормировочные бюро с целью расширения сферы нормирования труда; было положено начало теории микроэлементного нормирования по трудовым движениям. Тогда же получают развитие новые формы организации труда (бригадные и др.), в связи с чем повышается роль норм трудовых затрат в качестве меры труда каждого работника и меры оплаты коллективного труда.
Несмотря на развитие научных подходов к организации труда, к 60ым годам советское автомобилестроение нуждалось в обновлении. Одной из проблем, препятствующих эффективности автопрома была несовершенная производственная структура, т.е. комплекс образующих его участков, служб, процессов, формы их взаимосвязи. В поисках решения этой проблемы был создан АвтоВАЗ с полным производственным циклом, где широко применялись специализация и кооперация труда.
Обновленный автопром требовал повышения точности и качества норм трудовых затрат, расширения охвата нормирования труда рабочих новых профессий, работников умственного труда и, следовательно, расширения научных исследований в области организации и нормирования труда. В 60-е годы было принято решение о создании единой государственной системы управления трудом, в том числе его производительностью, нор-
мированием и организацией, были определены основные направления развития научной организации труда. Вступление отечественной экономики на путь рыночных отношений в 1992г., повлекло за собой разрушение системы регулирования трудовой сферы. Службы нормирования ликвидировались или сокращались, повышение квалификации и подготовка специалистов по труду практически не велась, центры нормирования и организации труда и многие отраслевые институты, где проводились исследования в этой области, были ликвидированы.
Оказавшись в условиях турбулентной экономики, организации испытывали сильные флуктуации, вследствие чего быстро растеряли компетенции в области нормирования и организации труда. Опыт ряда предприятий свидетельствует о том, что без нормативного регулирования уровня напряженности труда, организации рационального использования рабочего времени, без снижения трудозатрат не могут решаться экономические и социальные задачи внутри предприятия.
Особый интерес к АвтоВАЗу заключается в организованном процессе разделения и кооперация труда, которые являются основой организации. Они определяют место каждого работника в процессе труда на предприятии, его функции и обязанности, а также требования к качеству труда и квалификации каждого работника. В современных условиях массового производства повышение эффективности труда за счет совершенствования его разделения и кооперации должно осуществляться на основе более широкого совмещения профессий, расширения сферы применения многостаночного (многоагрегатного) обслуживания, дальнейшего развития коллективной (бригадной) формы организации труда рабочих. Основное направление совершенствования разделения труда - выбор наилучшего его варианта для каждого конкретного производственного участка с учетом экономических, техникотехнологических, психофизиологических и социальных требований.
Задача же кооперации состоит в том, чтобы правильно расчленить всю совокупность операций производственного процесса, определить оптимальный их набор для каждого рабочего места, соответственно расставить исполнителей и установить наилучшую взаимосвязь между рабочими путем рациональной кооперации их труда. Рациональное решение указанных вопросов позволяет более эффективно использовать труд, существен-
но сократить потери рабочего времени и простои оборудования, повысить эффективность производства.
Со времен лидерства АвтоВАЗа до сегодняшнего дня прошло много времени: поменялись технологии, приёмы труда, само производство. Однако, принципы организации труда остались те же, их всего лишь нужно адаптировать к современным условиям и АвтоВАЗ получит возможность выйти из затянувшегося кризиса неэффективности.
Библиографический список
1. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента: Монография / Ф. Тейлор. М.: Контроллинг, 1991. - 104 с.
2. Трунин С.Н. Экономика труда: Учебник / С.Н. Трунин. - М.: Экономика, 2009. - 496 с.
3. Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала: Учебник / Т.И. Леженкина. - М.: Маркет ДС, 2010. - 232 с.
4. Паспорт «Программы инновационного развития ОАО «АВТОВАЗ»
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.avtovaz.ru/files/passport-pir.pdf (дата обращения: 12.04.2013).
5. Киселева Р. А. Проект «Корпоративная история ОАО «АВТОВАЗ»
[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://libavtograd.tgl.ru/
up_imgs/upload_files/pospelov.pdf (дата обращения 09.04.2013).
УДК 331.108.242 А.Д. Копылова
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия
ПРИЧИНЫ КАДРОВОГО ДЕФИЦИТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕГО УСТРАНЕНИЯ
Устойчивый рост оборота в сфере общественного питания создаёт новые рабочие места, которые не заполняются соответствующими кадрами. Забвение традиций, низкий престиж уважаемых ресторанных профессий, отсутствие действенной связи обучения с практической профессиональной деятельностью предприятий общепита приводят к дефициту работников в от-