Научная статья на тему 'Резервы администрирования зарубежных налоговых систем и возможности их применения в Алжире'

Резервы администрирования зарубежных налоговых систем и возможности их применения в Алжире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / РАЗВИТЫЕ ЭКОНОМИКИ / ПРИНЦИПЫ / ПРЯМЫЕ НАЛОГИ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / ПРОБЛЕМЫ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / INDIRECT TAXES / DIRECT TAXES / PRINCIPLES / DEVELOPED ECONOMIES / DEVELOPING COUNTRIES / BENCHMARKING / ADMINISTRATION / TAX SYSTEM / PROBLEMS / RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва Анна Владимировна, Абасси Абдеррауф

Предметом исследования являются процессы администрирования налоговых систем в различных странах, в том числе в Российской Федерации, а именно принципы и методы государственного управления налогами в зависимости от уровня экономического развития страны, ведущих отраслей хозяйствования и прочих факторов влияния, например, политической и религиозной ориентации. Целью исследования можно считать выявление преимуществ налогового администрирования в различных странах, адаптивных к условиям формирования налогов в Алжире, и разработку рекомендаций по совершенствованию налоговой системы Алжира. Методологическую основу исследования составили метод сравнительного анализа применительно к налоговым системам различных стран, выявивший основные преимущества и недостатки их администрирования, и системный метод формирования комплекса мер для адаптации налоговой системы развивающейся страны Алжир к принципам мирового экономического сообщества. Элементами новизны являются факторный анализ процессов администрирования налоговых систем различных стран и определение принципов и методов налогообложения развивающейся экономики. Результатами исследования можно считать предложения по реструктуризации действующей системы налогов в Алжире и комплекс мер по совершенствованию администрирования налоговой системы Алжира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATION OPPORTUNITIES OF FOREIGN TAX SYSTEMS AND THEIR APPLICABILITY IN ALGERIA

The subject of the research is the processes of administering tax systems in different countries including Russian Federation, in particular, principles and methods of state management of taxes depending on the level of the country's economic development, leading branches of economic management and other factors that may influence the process, for example, political and religious. The aim of this research is to define advantages of tax administration in different countries adaptable to the conditions of Algire tax formation as well as to give recommendations on how to improve the tax system of Algire. The methodological basis of the research is the method of comparative analysis applicable to tax systems of different countries that has defined their pluses and minuses, and the systems approach to the formation of a set of measures for the adaptation of Algire's tax system to the principles of the global economic community. The novelty of the research is the factor analysis of the processes of administration of tax systems in different countries and determination of principles and methods of taxation in the economy of a developing country. As a result of their research, the authors make suggestions on how to restructure the current tax system in Algire and offer a set of measures that are supposed to improve the administration of Algire's tax system.

Текст научной работы на тему «Резервы администрирования зарубежных налоговых систем и возможности их применения в Алжире»

Резервы администрирования зарубежных налоговых систем и возможности их применения в Алжире

Боброва Анна Владимировна

доктор экономических наук, кандидат технических наук

профессор, ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет" (Национальный исследовательский университет), ОУ ВО "Южно-Уральский институт управления и экономики"

454080, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, проспект Ленина, 76 / Главный корпус, оф. 518а/3

И ms.Bobrova_AV@mail.ru

Абасси Абдеррауф

аспирант, кафедра Таможенного дела, ФГАОУ ВО Южно-Уральский государственный университет

(Национальный исследовательский университет) I

454080, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, уп. Проспект Ленина, 76 / Главный корпус, оф

518а/3 УИИИ

Elraoufabassi1993@gmail.com I

Статья из рубрики "Налоговое администрирование"

Аннотация.

Предметом исследования являются процессы администрирования налоговых систем в различных странах, в том числе в Российской Федерации, а именно принципы и методы государственного управления налогами в зависимости от уровня экономического развития страны, ведущих отраслей хозяйствования и прочих факторов влияния, например, политической и религиозной ориентации. Целью исследования можно считать выявление преимуществ налогового администрирования в различных странах, адаптивных к условиям формирования налогов в Алжире, и разработку рекомендаций по совершенствованию налоговой системы Алжира. Методологическую основу исследования составили метод сравнительного анализа применительно к налоговым системам различных стран, выявивший основные преимущества и недостатки их администрирования, и системный метод формирования комплекса мер для адаптации налоговой системы развивающейся страны Алжир к принципам мирового экономического сообщества. Элементами новизны являются факторный анализ процессов администрирования налоговых систем различных стран и определение принципов и методов налогообложения развивающейся экономики. Результатами исследования можно считать предложения по реструктуризации действующей системы налогов в Алжире и комплекс мер по совершенствованию администрирования налоговой системы Алжира.

Ключевые слова: налоговая система, администрирование, сравнительный анализ, развивающиеся страны, развитые экономики, принципы, прямые налоги, косвенные налоги, проблемы, реструктуризация

DOI:

10.7256/2306-9945.2019.2.29121

Дата направления в редакцию:

02-03-2019

Дата рецензирования:

03-03-2019

В связи с тем, что эффективность налоговой системы во многом определяется формами и методами государственного регулирования, вопросам налогового администрирования в

различных странах посвящено большое количество работ 2' 3 4]. При этом процессы формирования налоговой системы анализируются как для отдельно взятой страны, так и на основе проведения сравнительного анализа преимуществ и недостатков налогового администрирования совокупности государств. По нашему мнению, общемировые тенденции таковы, что государственным органам различных стран приходится взаимодействовать по вопросам налогов с целью предотвращения двойного обложения доходов и прибыли. Взаимодействие администраций происходит и в процессе противодействии размыванию налоговой базы и выводу прибыли предприятий из-под налогообложения. Цель консолидации - обложение прибыли по месту ее формирования

для предотвращения оттока финансовых средств из страны с- 121"". Мы согласны с тем положением, что основной проблемой межгосударственного налогового администрирования на современном этапе принято считать низкоэффективный обмен налоговой информацией.

Мы считаем, что в практике формирования налоговых систем выделяется довольно малая группа универсальных принципов построения налогов и сборов. Они затрагивают оптимальное количество налогов, ключевые принципы налогообложения и уровень налогового бремени. Так, мировой опыт подсказывает, что государство должно ограничиваться 30 % изымаемых предпринимательских доходов, в противном случае оно неизбежно столкнется с такими негативными последствиями как: сокращение объемов

производства и разрастание теневого сектора экономики с 276"1. Однако, по нашему мнению, большинство принципов формирования налоговых систем являются специфическими, характерными для каждой отдельной страны или группы стран со сходным уровнем развития экономики. Различия налоговых систем прослеживаются в соотношении прямых и косвенных налогов, уровне налоговой культуры, мерах ответственности для недобросовестных налогоплательщиков с- 66"".

На состояние налоговой системы государства могут влиять и довольно специфические факторы, такие как религиозная ориентация и колониальное прошлое с 911 или политические конфликты Например, некоторые исламские государства Азии и Африки вводят религиозные налоги на содержание общины и оказание помощи бедным. Установлена взаимосвязь между динамикой налоговых поступлений до, во время и после конфликтов и характеристиками самих конфликтов, определена роль налогообложения в ведении войны и государственном послевоенном строительстве.

Мы считаем, что основные различия в администрировании налоговых системах формируются в зависимости от состояния экономики. Для развивающихся стран налоги являются основным источником доходов, в экономически развитых государствах - в

наличии альтернативные неналоговые источники пополнения бюджета. В первой группе налоговые льготы предоставляются большим слоям населения -[^^значительно снижают ставки налогов вплоть до 0% и в совокупности составляют значительные суммы недополученных бюджетом доходов. Влияние льгот на неравенство в обществе с развитой экономикой невелико. Однако в развивающихся странах льготы предоставляются лишь отдельным категориям налогоплательщиков или по отдельным видам деятельности, составляющим основу финансов государства. Использование налоговых консультантов характерно только для высокоэффективных экономик с- 4471. Признаком развивающейся страны является наличие разнообразных местных налогов, используемых для пополнения муниципальных бюджетов [8, с 931.

Мы полагаем, что основным отличием налогового администрирования развитых и развивающихся стран является установленное государством соотношение прямых и косвенных налогов в доходах бюджетов. В первой группе доля косвенных налогов имеет тенденцию к снижению, в развивающихся странах и государствах с экономическими проблемами, в частности, в России - к возрастанию. Косвенное обложение в некоторых

странах Азии и Африки достигает 60-70 % всех налоговых поступлений [8, Сш 931. Эти факты, по мнению Д. М. Стажаровой, с которым трудно не согласиться, показывают неблагополучие налоговой системы и стремление со стороны государства увеличивать

налоговые поступления «любой ценой» ———70". Следствием такой политики на длительных временных интервалах являются экономическая стагнация, инфляция, и, как следствие, рост цен на потребительские товары.

Однако есть и другое мнение по поводу влияния косвенных налогов на экономику. Н. М. Турбина с соавторами утверждает, что современные косвенные налоги регрессивны, а положение о том, что они тяжким бременем ложатся на покупателей, особенно на группу

лиц с низкими доходами, потеряло свою актуальность с—831. Авторы выделяют фискальные и регулирующие преимущества косвенных налогов для государств в условиях инфляции, обеспечивающие стабильное поступление доходов в бюджетную систему и фильтрацию вторичных денежных потоков, ушедших из-под прямого налогообложения. Аргументы в пользу косвенного налогообложения, по нашему мнению, носят условный характер, так как всего лишь упрощают задачу сбора налогов для государств с простейшими и не дифференцированными по видам и объемам доходов системами налогов. Для налогоплательщиков преимущества косвенного налогообложения не очевидны, тем более что и сами авторы приходят к выводу, что из известных моделей соотношения косвенных и прямых налогов: евроконтинентальной, англосаксонской, латиноамериканской и смешанной, налоговая система Россия соответствует большинству признаков латиноамериканской модели формирования бюджетов с- 80].

Развитые экономики мира опираются на прямые налоги. Основное бремя по их уплате ложится на налогоплательщиков - физически лиц. С одной стороны, прямые налоги наиболее подвержены влиянию финансовых кризисов и уклонениям от уплаты [12, с- 23~

241, с другой стороны, подоходный налог с прогрессивной шкалой налогообложения выполняет экономическую функцию нивелирования неравенства в доходах населения (функцию перераспределения) и социальную функцию через различные налоговые льготы —с!—131—1411. Мы согласны с мнением Д. М. Стажаровой, что система прогрессивного налогообложения доходов дает импульс не только экономическому, но и социальному развитию общества [7, с- 701. Фискальное значение подоходного налога с

граждан в развивающихся странах невелико из-за низких доходов населения [8, с- 93].

Следует отметить особенности налогового администрирования в странах (к ним относится и Алжир), основу экономики которых составляют добыча полезных ископаемых и сельскохозяйственное производство. В этой области налогообложения, по нашему мнению, различия между экономически развитыми и развивающимися странами практически нивелируются.

Система платежей за природные ресурсы в различных государствах весьма разнообразна, однако ключевой ее функцией является изъятие доходов рентного происхождения за использование природных ресурсов [15, с-—I69!. Основой системы налогообложения добывающих компаний являются корпоративный налог на прибыль, роялти и налог на добычу природных ископаемых. Система на основе роялти, характерна для стран, в которых не наблюдается перспектива истощения ресурсной базы и преобладания доли трудно извлекаемых запасов природных ресурсов. Данные инструменты позволяют обеспечить налоговые отчисления уже на начальном этапе разработки месторождения. Однако сам по себе роялти является устаревшим и не современным налоговым инструментом. В развивающихся странах, таких как Казахстан и Туркменистан, может действовать дополнительный налог на сверхприбыль, полученную

от реализации добытых природных ресурсов. ———233!. Эффективная ставка налогообложения прибыли добывающих компаний велика, например, для Норвегии она составляет 78 %. Кроме этого, применяются неналоговые методы изъятия доходов добывающих компаний, например, обязательные договора по разделу добытой продукции между государством и налогоплательщиком ———I69!. Доля участия государственного сектора в проектах по добыче нефти и газа может составлять 40-50 %, как в Норвегии.

Вместе с тем, к добывающим компаниям в зарубежных странах применяются различные послабления, льготы и прочие преференции. Для сохранения рентабельности добычи трудно извлекаемого сырья активно используются льготы в виде вычетов затрат на геологоразведочные работы и пониженные налоговые ставки. Налоговые каникулы также получили широкое распространение в практике зарубежных стран в сфере налогообложения добычи нефти и газа [16, с- 239~240"1.

Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, по нашему мнению, также имеет много общих черт для развитых экономик и развивающихся стран. Опыт ведения сельского хозяйства показывает, что специфика данной отрасли обуславливает активное вмешательство государства в процесс ее функционирования. В зарубежной практике финансовое стимулирование фермерской деятельности осуществляется методами прямого бюджетного финансирования, тогда как роль налоговых инструментов в этом процессе является незначительной. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрены либо специальные режимы, либо льготные ставки

налога на добавленную стоимость [17, Сш 94]. Корпоративный, земельный, подоходный, промысловый налоги также имеют специфику и льготы для данной категории плательщиков [18, с- 340-3411.

Следует отметить, что каждое государство формирует уникальную налоговую систему внутренних факторов. Необходимость в обусловлена стремительно развивающимся определяющую роль в мировой экономике,

даже на основе универсальных принципов , определяемую совокупностью внешних и сравнительном анализе различных стран процессом глобализации, который играет и, соответственно, определяет особенности

каждой налоговой системы. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков налогового администрирования в разрезе отдельных стран представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ налоговых систем мира [19-281

Ссылка Страна Основные признаки на ло г о в о й сис те мы Основные преимущества и недостатки администрирования налоговой системы

преимущества не дос та тки

[191 Австралия - разветвленная - высокие - преобладание

трехуровневая накопления в федеральных

система пенсионных фондах налогов, за счет

- система на основе подоходного при низких ставках - на Северных территориях нет которых финансируются остальные уровни

налога, доля налога на землю - введение налога на

косвенных налогов невелика - преобладание - налоги общин имеют прикладной характер на добавленную стоимость для по по л не ния б юдж е та

федеральных улучшение

налогов инфраструктуры

[20, 211 Канада - инструмент - регулирование на - налоговые

управления основе налогов обязательства

социально- экономики страны, напрямую связаны с

экономическими что закреплено в минимальной суммой

процессами Конституции расходов государства

- трехуровневая - доля налогов на базовые цели

система провинций составляет - дифференциация

- преобладание прямых налогов 40 % с та в о к на ло г о в провинций

[21, 221 США - трехуровневая - функция - высокий размер

система регулирования на налогов

- преобладание прямого налогообложения - преобладание основе налогов экономического и социального развития, внешнеэкономических - уплата налоги на трех уровнях - не обхо димос ть выплат пенсионных

федеральных связей накоплений на трех

налогов - отсутствие налога уровнях

- принцип равенства на добавленную стоимость -жесткий контроль за уплатой налогов

привилегий и

иммунитетов

[231 Франция - двухуровневая - льготы по - повышенный

система подоходному налогу, уровень косвенных

- преобладание косвенных налогов стимулирующие к различным вкладам налогов

- широкая система - л ьг о ты по на логу на дифференцированная

льгот и скидок, добавленную ставка подоходного

социальная стоимость, налога

на пра в ле нно с ть стимулирующие к инвестициям - жесткий контроль за своевременностью и точностью уплаты налогов

Г23, 241 Япония - либерально- - быстрое -очень высокие

фискальная реагирование на ставки налога

система изменяющиеся условия - дополнительные

- двухуровневая ставки налога на

система - политика снижения налогового бремени наследование

- преобладание - сложная и

прямых налогов - расчет подоходного налога на семью объемная система налогообложения

1251 Германия - трехуровневая - установление - большое

система подоходного налога на основе принципа количество налогов

- основной социальной - в ысокие ста в ки

принцип налогообложения: налоги должны справедливости и критериями индивидуальной - прогрессивная шкала подоходного налога

соответствовать предельно

величине услуг допустимой - значительный

государства налоговой нагрузки объем начислений на

- применение - принцип зарплату

вертикального и справедливости - тенденция к

горизонтального распределения увеличению доли

выравнивания доходов в обществе прямых налогов

доходов

Г261 Швейцария - трехуровневая - с та билиз а ция - одна из самых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

система с экономики с помощью сложных и

закрепленными за налогов запутанных в мире

каждым уровнем

правами - максимальный уровень лояльности к - многоуровневое налогообложение

- фискальный пла те льщика м

федерализм - налоговые - в ыс о кие с та в ки налогов, высокое

- федеральный каникулы налоговое бремя

налог на высокодоходных

добавленную - единый невысокий налогоплательщиков

сто имо с ть налог для отдельных категорий пла те льщико в

Г20, 26, Китай - двухуровневая - основы - сложная система

271 система налогообложения закреплены в - высокое налоговое

- справедливость Конституции бремя

при - политика снижения высокодоходных

налогообложении и на логов ых ста в о к налогоплательщиков

простота исчисления и взимания налогов - 25 налогов (7 - большое количество зон свободной торговли - основу составляют на л о г и с оборота

[20, 23, Россия - трехуровневая - динамика общей - высокая

26, 271 система суммы налоговых по д в иж нос ть

- преобладание федеральных налогов, перераспределение поступлений в консолидированный бюджет является положительной законодательства и не с та б ильнос ть налоговой политики государства

налоговых доходов - принцип - низкий уровень

между уровнями истолкования всех собираемости

бюджетов не я с но с те й в налогов

- высокие налоги, сборы и регулярные пла те ж и з а налоговом законодательстве в пользу на логопла те льщика - не до с та ток налогового стимулирования реального сектора

пользование - низкие налоговые экономики

природными ресурсами с та в ки - единая ставка налога на доходы физических лиц - высокий уровень теневой экономики

[281 Алжир - двухуровневая - привлечение - налоги - основа

система инвестиций доходов бюджета

- разветвленная - государственное - низкие налоговые

система финансирование доходы

по литиз иро в а нное производственных проектов - дисбаланс в на л о г о в о й с ис те ме

налогообложение в - обеспечение

инте р е с а х социальной

отдельных групп справедливости

Данные таблицы 1 подтверждают, что налоговое администрирование является неотъемлемым условием эффективного регулирования экономики страны, но для развивающихся государств налоги служат единственным источником пополнения бюджета, а для экономически развитых - основой распределительной и регулирующей функций. В обеих группах стран налоги являются инструментом перераспределения материальных благ в целях выравнивания доходов и снижения уровня социальной напряженности в обществе. Налоговые системы стран обладают индивидуальными особенностями, обусловленными политическими, экономическими и социальными условиями жизни государства. Количество уровней налоговой системы определяется административным устройством государства. Основным отличием экономически развитых и развивающихся стран является ориентация, соответственно, на прямые и косвенные налоги.

На основе проведенного анализа возможна постановка цели разработки рекомендаций по совершенствованию администрирования налоговой системы Алжира и использованию мировых достижений регулирования налогов. Предварительно проанализируем, на основе каких принципов сформирована налоговая система Алжира на современном э та пе .

Во франкоязычных странах Африки обычно действуют налоговые кодексы, регулирующие либо группу налогов, либо все налоги. Так, налоговое законодательство Алжира состоит из кодексов, принятых в 1976 году и объединяющих однородные группы налогов: Кодекс прямых налогов и приравненных к ним платежей, Кодекс платежей на товарооборот,

Кодекс регистрационных сборов, Кодекс гербовых сборов Г8, с- 92].

Адаптированная авторами структура управления налоговыми органами Алжира представлена на рисунке 1 Он отражает довольно сложную и разветвленную,

иногда с пересекающимися функциями, структуру административных органов Алжира, ответственных в области налогов.

Генерл-иныИ Директор по влопевложпв»

Г^нсралиаяЕщспгк^ЕРТ ао Налоговым услуга::

- Структура управления налоговыми органами Алжира

и основные элементы налогов Алжира на современном этапе представлены в

- Система налогов Алжира Г301

Рисунок 1

Перечень таблице 2.

Таблица 2

Наименование налога Уровень налога П ла те льщ ик налога Объект обложения Ставка налог

условия применения

Налог на добавленную стоимость государственный индивидуальный пре дпринима те ль, организация добавленная сто имо с ть уплата при реализации товара (работы, услуги)

Налог на прибыль организаций (IBS) государственный организация прибыль корпораций от прибыли

Налог на внутреннее потребление (TIC) государственный индивидуальный предприниматель, организация сто имо с ть или вес товара сигары, табак, сигареты спички, зажигалки

Валовой подоходный налог (IRG) государственный гражданин заработная пла та до 120.000 DA от 120.001 до 360 000 DA от 360.001 до 1.440.000 более 1.440.000 DA

Дополнительный налог на зарплату (VF) государственный индивидуальный предприниматель, организация заработная пла та в з има е тс я с лиц, нанимающих работников

Налог на нефтепродукты ТПП государственный индивидуальный предприниматель, организация сто имо с ть реализуемого продукта бензин, DA/ HL газ, сжиженный газ

Налог в виде почтовых марок государственный гражданин почтовые операции на использование почтовых марок

Н алог на кустарную деятельность (TAP) муниципальный гражданин кустарь с лиц, занимающихся кустарной деятельностью

Единый фиксированный налог (IFU) муниципальный индивидуальный предприниматель, организация оборот до 30.000.000 DA - производство, торговля - остальное

Плата за недвижимость: T.F муниципальный гражданин сто имо с ть имуще с тв а за построенное и неиспользуемое имущество

Н алог на имущество муниципальный гражданин доходы от имущества с недвижимого имущества физических лиц

Налог на наследие муниципальный гражданин сто имо с ть движимого и недвижимого имущества до 100 млн. DA от 100 до 150 млн. DA

от 150 до 250 млн. DA от 250 до 350 млн. DA от 350 до 450 млн. DA свыше 450 млн. DA

Налог в виде права на поступления муниципальный гражданин специальные операции продажа зданий, мебели аренда не дв иж имос ти по ж е ртв ов а ния ценные бумаги биржи не дв иж имос ти

Административные органы Алжира сформировали довольно типичную структуру налогов, что позволяет включить страну в международные интеграционные экономические процессы, однако в совокупности налогов с учетом их взаимного влияния прослеживается ряд существенных недостатков:

1 . Введены одновременно налог на добавленную стоимость и дополнительные налоги, облагающие оборот отдельных видов продукции, а именно налог на внутреннее потребление и на нефтепродукты. Экономическая суть данных налогов одна и та же, они начисляются на созданную в процессе производства добавленную стоимость, только для первого налога - на всех этапах ее создания, а для дополнительных налогов - на конечной стадии реализации продукта. Это нарушает принцип налогообложения, когда один и тот же объект не должен облагаться налогами одного вида.

2 . Представлены анахроничные налоги, отмененные в большинстве стран мира, в частности:

1 ) налог на кустарную деятельность, который дополнительным бременем ложиться на мелких товаропроизводителей, усиливая нагрузку по единому фиксированному налогу;

2) налог на наследие, включаемый в обычной практике в подоходный налог с учетом налоговых вычетов либо в государственную пошлину, роль которой в Алжире играет налог в виде почтовых марок;

3) налог в виде права на поступления и налог на имущество, облагающие операции, которые относятся к основным прямым налогам (налогу на прибыль организаций, валовому подоходному налогу), так как начисляются на отдельные доходы (расходы) юридических и физических лиц.

3. Установлена завышенная ставка налога на прибыль организаций, дестимулирующая процесс производства и не оставляющая предприятиям свободную от налогообложения прибыль на развитие производства.

4 . Дополнительный налог на заработную плату, сходный с социальными страховыми взносами в классическом налогообложении, имеет низкую ставку, не обеспечивающую реализацию распределительных и социальных программ в Алжире.

Для устранения указанных недостатков необходимо:

1 . Дифференцировать ставки налога на добавленную стоимость по видам товаров, отменив дополнительные налоги с оборота. Единый налог с дифференцированными ставками будет четко отражать льготные, обычные и повышенного спроса товары в экономике страны. При этом целесообразно для процесса унификации установить адвалорные ставки для налога на нефтепродукты.

2. Реструктуризировать анахроничные налоги следующим образом:

1) отменить налог на кустарную деятельность, одновременно дифференцировать ставки единого фиксированного налога по видам деятельности индивидуальных предпринимателей, что позволит учесть специфику и рентабельность каждого вида кустарного производства;

2) включить налог на наследие и налог на имущество в валовый подоходный налог, облагая стоимость проданного имущества подоходным налогом, и одновременно установить вычеты из стоимости реализованного имущества, не подлежащие налогообложению, что необходимо для универсального учета всех операций с имуществом;

3) операции по налогу в виде права на поступления соотнести с операциями по налогу на прибыль организаций для юридических лиц и по валовому подоходному налогу для физических лиц, установить для этих операций специальные ставки в рамках общего налога, что позволит унифицировать обложение доходов и учесть специфику некоторых видов доходов.

3. Начать процесс постепенного снижения ставки налога на прибыль организаций до 25 %, что само по себе обеспечит перевод части прибыли предприятия в инвестиционную, и, как следствие, увеличение объемов реализуемой продукции и отчислений от прибыли в бюджет. Возможен альтернативный путь формирования пониженной эффективной ставки в 25 % налога на прибыль при осуществлении предприятиями инновационных и инвестиционных процессов.

4. Повысить ставку дополнительного налога на заработную плату до 7 %, одновременно установив льготы по налогу, например, при выполнении обязанностей наемными работниками в неблагоприятных климатических условиях или за подготовку и переподготовку работников работодателями по специальности.

Ни одной стране не удается найти тот вариант налогообложения, который устраивал бы как государство, так и всех или большинство налогоплательщиков. Противоречия между возможностями экономической системы, целями и задачами политических партий, интересами предпринимателей и международного экономического сотрудничества, неизбежно нарастая, приводят к тому, что прежние системы признаются

неудовлетворительными и начинается их пересмотр [2, с 2441. в значительной мере это касается развивающихся стран, в частности, Алжира.

Уже установлена взаимосвязь между налогообложением и неравенством в развивающихся странах -Ш-1. Налоговые изменения с начала 2000 годов способствовали

снижению неравенства в обществе. Налогообложение сместило акцент на прямые налоги, облагающие доход. Общим объяснением такого развития событий является распространение демократии, которая влияет на распределение налоговых преференций

в обществе 1321. Тенденции таковы, что демократия снижает налоги на имущество в сельских странах, но при этом увеличивает подоходные налоги. В более урбанизированных государствах уменьшаются акцизы и потребительские налоги, в том числе в условиях межгосударственных войн.

Тем не менее, эффективность налогообложения, по-прежнему, ограничивается рядом факторов: низким уровнем совокупных налоговых поступлений, неспособностью эффективно облагать налогом дополнительные доходы, низким вкладом налогов на имущество. К недостаткам налоговых систем развивающихся стран обычно относят: сложность законодательства, большое количество налогов различных уровней с учетом неналоговых платежей, неравномерное распределение налогового бремени, высокие ставки налогов, неэффективное применение налоговых льгот.

Кроме общих проблем налогового администрирования для развивающихся стран, в Алжире можно выделить специфические не решенные в настоящее время задачи:

1. Повышение стабильности налогового законодательства.

2 . Улучшение координации между налоговой администрацией и различными государственными органами.

3. Реструктуризация налоговых органов.

4. Обеспечение высокой эффективности налогового контроля.

5. Укомплектование налоговых органов специалистами.

6. Обеспечение защиты агентов налогового контроля.

7. Снижения количества споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

8. Обеспечение финансирования налоговых органов.

9. Повышения налоговой культуры.

1 0 . Формирование налогового администрирования добычи нефти и сельскохозяйственного производства.

В последние годы в развивающихся странах Африки и Латинской Америки наблюдается ухудшение состояния государственных финансов в связи с общемировым экономическим кризисом и прямыми ошибками налогового администрирования. В связи с этим в научных работах и в практике налогообложения выдвигается ряд предложений по повышению устойчивости государственных бюджетов. В основном рекомендации носят обобщенный характер и не имеют механизма реализации на практике, например, внесение изменений в налоговое законодательство с учетом современных экономических реалий и грамотная

организация деятельности налоговой службы Г9, Сш 276"". В. МаЛогапо считает, что для развивающихся стран необходимо усиление налогового давления на самых богатых, а также принятие мер по снижению уклонения от уплаты налогов и повышению эффективности текущих расходов бюджетов Партнерская (превентивная) модель

налогового администрирования, включающая в себя институт предварительного налогового регулирования, консультирование в налоговом органе по планируемой

сделке, стандарт обслуживания налогоплательщиков, принцип единого платежа, для развивающихся стран пока трудно реализуема [1, с- 4451.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алжир может использовать весь накопленный мировым сообществом опыт налогового администрирования, в том числе рекомендации, уже представленные в данной работе. В частности, необходим комплекс мер по предотвращению уклонения от уплаты налогов и снижению уровня теневой экономики на основе ужесточения налоговой ответственности за правонарушения и преступления. Однако глобальной перестройки налоговой системы страны на данном этапе не требуется, она уже обладает признаками демократизации, социальным и инвестиционным потенциалом, поэтому на первом этапе налоговой администрации Алжира необходимо решить изложенные выше специфические задачи. Для этого целесообразно:

1. Перейти от комплекса кодексов по налогообложению к единому закону о налогах, что позволит тщательно обосновать и взаимно увязать все элементы налогов, принципы налогообложения и ответственность за нарушение налогового законодательства. Упростить налоговое законодательство, систематизировав налоги по установленным элементам.

2 . Создать универсальную компьютерную сеть для государственных органов, включая налоговую администрацию, с единой базой по физическим и юридическим лицам, по видам их деятельности и имуществу. Обеспечить сохранность налоговой тайны и поступление деклараций налогоплательщиков в данную сеть в электронном виде с параллельным созданием хранилища бумажной информации. Обеспечить информационные сети специалистами, а подразделения налоговых органов -специализированной техникой.

3 . Выделить в составе налоговых органов Дирекцию крупных налогоплательщиков и Налоговый центр, который будет заниматься малыми предприятиями, кустарными производствами и гражданами, для разграничения методов и форм контроля в зависимости от категории плательщика и упрощения налоговых процедур.

4 . Разработать порядок проведения налогового контроля в виде камеральных и выездных налоговых проверок, включить эти положения в единый закон о налогах для повышения их эффективности. Ввести форму ускоренной проверки по ключевым финансовым показателям для предотвращения и выявления налоговых правонарушений.

5. Обучить потенциальных сотрудников налоговых органов налоговому делу, в том числе в зарубежных вузах за счет средств бюджета, укомплектовать налоговые органы обученными специалистами, создать внутренние обучающие программы подготовки и повышения квалификации должностных лиц налоговых органов с целью обеспечения контрольных функций и повышения качества обслуживания налогоплательщиков.

6 . Выделить в юридическом законодательстве правовые нормы защиты агентов налогового контроля, создать специализированное подразделение в налоговых органах, обладающее полномочиями полиции, для защиты должностных лиц налоговых органов и проведения совместных налоговых проверок.

7. Ввести процедуру досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками третьими лицами - налоговыми консультантами или аудиторами. Сформировать специализированные суды по налоговым делам, в том числе уголовные, упростить судебные процедуры по налоговым делам с целью урегулирования налоговых споров в кратчайшие сроки.

8. Сформировать за счет бюджета средства на приобретение специальной досмотровой техники для повышения эффективности контроля и гибкую систему заработной платы и премирования должностных лиц налоговых органов для предотвращения взяточничества.

9 . Создать специализированный сайт налоговых органов в сети Интернет с возможностью прямых ответов на вопросы налогоплательщиков и полным объемом информации по вопросам налогообложения для упрощения процедур расчета и уплаты налогов. Проводить встречи должностных лиц налоговых органов и налогоплательщиков для разъяснения процедур расчета и уплаты налогов с учетом льгот, предоставить муниципалитетам для открытого доступа кодексы по налогообложению, отчитываться о расходах бюджета перед налогоплательщиками в письменной или устной форме.

10. Реформировать налогообложение добычи углеводородов и сельского хозяйства как основных источников дохода бюджета Алжира, а именно:

1) ввести налог на добычу нефти и газа, а не на продажу продуктов их переработки, так как природные ресурсы страны принадлежат обществу и государству, а не частным лицам, следовательно, они должны получить налоговые преимущества от добычи;

2) применять специальные льготные режимы для сельскохозяйственных производителей или ввести в уже действующие налоги льготы при производстве сельскохозяйственной продукции для повышения эффективности данной отрасли.

Библиография

1. Тотикова, Т. Е. Модернизация систем налогового администрирования в зарубежных странах: анализ основных тенденций / Т. Е. Тотикова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16. - № 4. - С. 445-448.

2. Омуракунова, Н. И. Налоговое администрирование в зарубежных странах / Н. И. Омуракунова // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. - 2018. - № 2 (21). - С. 244-247.

3. Бойко, Н. Н. Налоговое администрирование на практике зарубежных стран / Н. Н. Бойко, А. И. Габидуллина, Л. И. Утяганова // Экономика и социум. - 2016. - № 12-1 (31). - С. 467-469.

4. Джабраилова, Д. З. Налоговое администрирование в зарубежных странах / Д. З. Джабраилова // В сборнике статей Международной научно-практической конференции: Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. - 2017. - С. 94-96.

5. Шадрина, М. А. BEPS: Новое направление совершенствования налоговой системы / М. А. Шадрина, А. С. Мельникова // В сборнике статей III Всероссийской научно-практической конференции: Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики. - 2016. - С. 121-126.

6. Троянская, М. А. Совершенствование налогового администрирования как резерва роста доходов бюджета / М. А. Троянская // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 274-278.

7. Стажарова Д. М. Налоговые системы России и зарубежных стран: опыт сравнительного исследования / Д. М. Стажарова // Устойчивое развитие науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 66-71.

8. Мусаева, Х. М. Особенности налоговых систем развивающихся стран: опыт

государств с разной религиозной ориентацией / Х. М. Мусаева // В сборнике: Развитие исламской финансово-экономической системы в современных условиях РФ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 91-99.

9. Van den Boogaard, V. Tax Revenue Mobilization in Conflict-affected Developing Countries / V. Van den Boogaard , W. Prichard, M. S. Benson, N. Milicic // Journal of International Development. - 03.2018. - V. 30 (2). - P. 345-364. - DOI: 10.1002/jid.3352.

10. Avram, S. Who benefits from the «hidden welfare state»? The distributional effects of personal income tax expenditure in six countries / S. Avram // Journal of European Social Policy. - 01.07.2018. - V. 28 (3). - P. 271-293. - DOI: 10.1177/0958928717735061.

11. Турбина, Н. М. Преимущества и недостатки косвенного налогообложения / Н. М. Турбина, Т. Н. Черемисина, Н. В. Черемисина // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т. 11. - № 8. - С. 80-85.

12. Ворошило, В. В. Анализ влияния прямого налогообложения на формирование бюджетов в зарубежных странах / В. В. Ворошило // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2017. - № 4 (41). - С. 23-29.

13. Алиев, Б. Х. Зарубежный опыт исчисления и уплаты бюджетообразующих налогов / Б. Х. Алиев, М. Ш. Велиев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 6-1. - С. 131-134.

14. Wotowiec, T. Potential and Possible Ways of Harmonizing the Personal Income Taxation Process / Т. Wotowiec // Comparative Economic Research. - 01.09.2018. - V. 21 (3). - P. 109-130. - DOI: 10.2478/cer-2018-0022.

15. Борзова А. В. Особенности взимания налога на добычу полезных ископаемых за рубежом / А. В. Борзова, Д. Е. Шония // В сборнике статей XXI Международной научно-практической конференции: World science: problems and innovations. - 2018. - С. 158-159.

16. Журавлев Я. А. Анализ опыта ряда зарубежных стран в сфере налогообложения добычи нефти и газа / Я. А. Журавлев // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки сборник научных трудов. - 2017. - С. 233-241.

17. Прокопчук, Е. Т. Финансовое стимулирование сельскохозяйственной деятельности с помощью налоговых механизмов: зарубежный опыт / Е. Т. Прокопчук // Управление инвестициями и инновациями. - 2016. - № 4. - С. 94-101.

18. Шкарупа, Е. А. Компаративный анализ зарубежного опыта налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей / Е. А. Шкарупа, И. В. Митрофанова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Т. 7. - № 3В. - С. 339-352.

19. Коробейник, А. А. Налоговая система Австралии /А. А. Коробейник // Экономика, социология и право. - 2017. - № 6. - С. 33-35.

20. Мироненко, М. И. Сравнительный анализ налоговой системы России Канады и Китая / М. И. Мироненко // В сборнике победителей VII Международной научно-практической конференции: Современная экономика: Актуальные вопросы, достижения и инновации . - 2017. - С .131-137.

21. Алимирзоева, М. Г. Опыт формирования доходов в зарубежных странах / М. Г. Алимирзоева // В сборнике: Финансовые инструменты устойчивого экономического развития регионов РФ сборник статей Второй Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 75-80.

22. Кузнецов, Л. Д. Правовая характеристика налоговой системы США / Л. Д. Кузнецов // Вопросы российского и международного права. - 2017. - Т. 7. - № 9A. - С. 222-

231.

23. Девятых, И. Ю. Сравнительная характеристика системы налогообложения России, Франции и Японии / И. Ю. Девятых // Дневник науки. - 2017. - № 4 (4). - С. 8.

24. Нечаева, Г. А. Налоговая система Японии / Г. А. Нечаева // В сборнике статей Международной научно-практической конференции: Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика. - 2018. - С.165-168.

25. Александрова, А. А. Налоговая система Германии / А. А. Александрова, Н. В. Щербакова // В сборнике статей: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. - 2017. - С. 29-31.

26. Барбашева, Я. А. Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации, Швейцарии и Китая / Я. А. Барбашева, Е. К. Крыш, В. Э. Фрайс // В сборнике докладов: Весенние дни науки ВШЭМ. - 2017. - С89-94.

27. Матвеева, Е С. Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации и Китая / Е. С. Матвеева // В сборнике статей победителей VIII Международной научно-практической конференции: Экономика, управление и право: инновационное решение проблем . - 2017. - С 193-196.

28. Кади, А. М. Введение в макроэкономическую политику. - Алжир: Департамент публикаций города Алжира, 2006. - 307 с.]. - URL:

https ://www.abjjad.com/book/2197389925/%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AF%D8% AE%D9%84-%D8 % A7%D9%84 % D9%89-

% D8%A7%D9 % 84%D8%B3 % D9%8A % D8%A7%D8% B3% D8%A7% D8%AA-% D8%A7%D9 % 84%D8%A7 % D9%82%D8 % AA%D8%B5 % D8%A7%D8 % AF%D9%8A % D 8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%83%D9%84%D9%8A%D8%A9-

%D8%AF%D8%B1%D8%A7%D8%B3%D8%A9-%D8%AA/2197619303/reviews (дата обращения 02.03.2019 г.).

29. Салам, В. А. Эффективность налоговой системы в Алжире: магистерская дис. -Уаргла: Университет Кассиди Марбах, Факультет экономических и коммерческих наук и наук управления, Департамент коммерческих исследований, 2012. - 105 с.

30. Systeme fiscal Algerien // Ministère des finances - URL:

https ://www.mfdgi.gov.dz/images/pdf/brochures_fiscales/Systeme_fiscal_algerien_201 7.pdf (дата обращения 02.03.2019 г.).

31. Martorano, B. Taxation and Inequality in Developing Countries: Lessons from the Recent Experience of Latin America / B. Martorano // Journal of International Development. - 03.2018. - V. 30 (2). - P. 256-273. - DOI: 10.1002/jid.3350.

32. Andersson, P. F. Democracy, Urbanization, and Tax Revenue / P. F. Andersson // Studies in Comparative International Development. - 01.03.2018. - V. 53 (1). - P. 111-150. - DOI: 10.1007/s12116-017-9235-0.

33. Martorano, B. Cyclicality of Fiscal Policy in Latin America over the period 1990 - 2015 / В. Martorano // Review of Development Economics. - 02.2018. - V. 22 (1). - P. 67-90. - DOI: 10.1111/rode. 12329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.