Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования системы налогового контроля как условие повышения эффективности государственного регулирования экономики РФ'

Основные направления совершенствования системы налогового контроля как условие повышения эффективности государственного регулирования экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ДОХОДЫ / СТРУКТУРА НДФЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмудова Т.Х., Махмудов Х.М.

Данная статья посвящена проблеме совершенствования структуры налоговой системы России. Проведенное исследование показывает, что Налоговое законодательство впервые содержит единый закон (Налоговый кодекс РФ), регулирующий налоговые отношения в целом. Рассмотрена экономическая сущность налогов, их классификация, структура и принципы построения налоговой системы. Представлены налоги, взимаемые при использовании различных систем налогообложения: традиционной, упрощенной, единого налога на вмененный доход. Приведена система налогообложения физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования системы налогового контроля как условие повышения эффективности государственного регулирования экономики РФ»

димостью широкого предоставления льгот и привилегий этим зонам и полного учета их интересов.

В привлечении инвестиций, концентрации производительных сил в нужных направлениях и отраслях экономики заключаются главные цели ОЭЗ. И ещё, главное в том, чтобы резиденты ОЭЗ и действующие реальные производства, их инфраструктура отвечала бы действительно передовым инновационным параметрам, а эффект от их деятельности приносил бы весомый вклад в стратеги социально-экономического развития России [6].

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 06.12.05 № 158-ФЗ.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2009 года № 340-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Алпатов А.А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм // Советник Президента. - 2007. - № 52.

6. Иностранные инвестиции на российских предприятиях. Современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Международные отношения, 2008.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

© Махмудова Т.Х.1, Махмудов Х.М.2

Чеченский государственный университет, г. Грозный Чеченское республиканское управление инкассации, г.Грозный

Данная статья посвящена проблеме совершенствования структуры налоговой системы России. Проведенное исследование показывает, что

1 Студент 2 курса Чеченского государственного университета.

2 Ведущий экономист Чеченского республиканского управления инкассации, старший преподаватель Чеченского государственного университета.

Налоговое законодательство впервые содержит единый закон (Налоговый кодекс РФ), регулирующий налоговые отношения в целом. Рассмотрена экономическая сущность налогов, их классификация, структура и принципы построения налоговой системы. Представлены налоги, взимаемые при использовании различных систем налогообложения: традиционной, упрощенной, единого налога на вмененный доход. Приведена система налогообложения физических лиц.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый кодекс, налогообложение, налоговая ставка, доходы, структура НДФЛ.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.

В практике организации налоговых систем обычно выделяют такие варианты их построения, как:

- разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;

- система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;

- система равных прав налогообложения.

Следует отметить, что на построение налоговой системы влияет ряд факторов.

Полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога), налоговая нагрузка, соотношение между прямыми и косвенными налогами, соотношение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли, характеризуют собой экономические факторы.

Для построения налоговой системы определяющее влияние оказывают также факторы политического и правового характера, как распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.

При этом отметим, что в практике хозяйствования существуют два вида налоговой системы - шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы, каждая из которых облагается налогом по специальным правила.

Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

Налогами номер один, т.е. первой группы налогов в Великобритании являются традиционные доходные статьи в бюджете - налог с населения.

Здесь общегосударственными налогами являются подоходный налог, налог с прибыли корпораций, прибыль на прирост капитала, налог на дохо-

ды от нефти, налог с наследства, НДС, пошлины, акцизы и гербовый сбор, которые приносят казне более 90 % дохода.

Всего 10 % составляют местные налоги, в основе которого лежит обложение на имущество. Примерно 60 % федерального бюджета составляет подоходный налог с физических лиц.

Старая система так называемого «шедульного» обложения основана на принципах настижения облагаемого дохода на момент появления ее.

Имеющие уровни налогооблагаемых доходов - шедулы от А до F, т.е. шесть уровней еще имеют внутреннее деление. Например, уровень шедулы А - облагаемый уровень дохода по статье «собственность на землю, от строений и сооружений, квартплата за сдаваемое в наем жилые дома или квартира».

Шедула (С) - доходы от государственных ценных бумаг. ф) - производственно-коммерческой деятельности. (Е) - заработная плата. (Б) - дивиденды и другие выплаты с юридических лиц.

В Великобритании, также, как и в России и других странах, физические лица наемного труда не составляют налоговую декларацию и их доход, т.е. зарплата облагается налогом прямо и централизованно через бухгалтерию организации.

Бухгалтерия централизованно подает на своих работников налоговую декларацию через компьютерную сеть или в магнитных носителях информации [18, с. 45-46].

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Для достижения эффективности налоговой системы необходимо выполнение двух условий:

1. Обеспечение налоговых доходов в объемах достаточных для выполнения государством своих функций.

2. Создание финансовых условий для возобновления воспроизводственного процесса.

Именно через механизм установления налогов, субъектов и объектов налогообложения, налоговой базы, ставок налогов, льгот и санкций, изменения условий налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов. И здесь важно добиться действенности механизма налогового контроля.

Современная система взаимодействия контрольных органов имеет определенные недостатки. Эти недостатки связаны, прежде всего, применяемыми в настоящее время методиками оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов.

Отсутствие возможности учета всей совокупности результатов налогового контроля, а также отсутствие учета показателей бюджетных затрат являются наиболее существенными недостатками системы налогового контроля. Устранение этих недостатков связано с использованием при оценке системы налогового контроля эффективности структурно-функционального подхода.

В этом плане в основу предложенной методики был положен сформированный многоуровневый комплекс показателей эффективности, формируемых на основе налоговой отчетности и данных бухгалтерского учета.

Ныне налоговый контроль предполагает три уровня контроля (рис. 1):

Рис. 1. Направления налогового контроля

Методика позволяет не только оценить, но и сопоставить эффективность основных форм контроля.

Ныне налоговый контроль предполагает три уровня контроля (рис. 1):

Сегодня признано целесообразным дополнить систему критериев оценки территориальных налоговых органов такими важными показателями, как:

1) упростить в досудебном порядке заключения мирового соглашения в общем объеме налоговых споров;

2) производить добросовестным агентам - налогоплательщикам мелкого, частного индивидуального бизнеса встречные льготы;

3) повышать действия результативных выездных проверок встречных обязательств и дисциплины налогоплательщика без судебных разбирательств.

Признано целесообразным для повышения результативности налогового администрирования и уменьшения практики уклонения от уплаты налогов, применять действенные меры, направленные на снижение налогового бремени в экономике, что может быть достигнуто на основе:

1) установления стандартных размеров налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в виде необлагаемого вычета, соответствующего сумме минимального размера оплаты труда;

2) снижение налога на конечного потребителя, т.е. самого несправедливого налога на сегодня - НДС в размере до 14 % и далее ниже все большим креном (переходом) на прямые налоги;

3) снижение совокупной налоговой (фискальной) нагрузки на субъекты, относящиеся к малому бизнесу путем снижения тарифов страховых взносов и др.

4) начисление штрафных налоговых санкций методом поглощения большим штрафом меньших штрафов.

Конечно, возможны и другие методы, и инструментарии в системе совершенствовании налогового контроля, т.к. этот процесс совершенствования бесконечен.

Главное, чтобы в этих сложных условиях деятельности, совершенство обеспечило качественный рост результативности налогового администрирования и уменьшение практики уклонения от уплаты налогов.

Самыми важными факторами действенности и эффективности контрольной работы налоговых органов является целый спектр результативных нововведений и совершенствование действующих методик контрольных проверок, что сводится к проведению мер по:

- внедрению совершенной системы и методики подготовки и обучения, переквалификации и отбора специалистов - налоговиков;

- совершенствованию и внедрению новейших форм и методов налоговых проверок, основанные на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок;

- применению единой системы организации контроля и оценки работы налоговых инспекторов, что позволит полнее учитывать результаты деятельности каждого инспектора, а также эффективно распределять налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок;

- применению мер соразмерного наказания за налоговые правонарушения.

Необходимо также создание надлежащих условий для обеспечения финансовой безопасности и функционирования всей финансовой системы страны. Важно при этом принять меры, исключающие малейшую возможность развития коррупции и злоупотребления должностными лицами.

Поэтому считаем, что для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации также необходимо постепенно повышать налоговую культуру в стране.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс РФ. - М.: Проспект, 2014.

2. Закон Российской Федерации «О налоговых органах в РФ» от 21.03.91 № 943-1 (с изм. и доп.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.04 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Методы налоговой оптимизации. - 3-е изд. - М., 2013.

5. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

6. Нестеров Г.Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности в России: автореферат. - М., 2009.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Морозова И.Л.

Самарский институт бизнеса и управления, г. Самара

В статье рассмотрены проблемы оценки финансового состояния предприятия в современных экономических условиях. Выделены главные особенности методического аппарата кредитного анализа корпоративных заемщиков. Проанализированы особенности применения как количественных, так и качественных показателей оценки финансового состояния заемщика.

Ключевые слова кредитование, кредитоспособность заемщика, финансовое состояние, хозяйствующие субъекты, эффективность деятельности.

На основании исследования методических основ и практических основ кредитоспособности, в ходе, которого изучены методики, используемые коммерческими банками, можно выделить главные особенности методического аппарата кредитного анализа корпоративных заемщиков.

Это, во-первых, игнорирование вида кредитоспособности и значимости кредитного решения для банка. Подобный подход страдает некоторой ограниченностью. Оценка кредитоспособности корпоративного заемщика должна проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. В противном случае (при единой методике оценки всех предприятий) вне поля зрения могут остаться факторы, способные существенно влиять на финансовые результаты не только заемщика, но и банка.

В то же время нельзя не учитывать того, что увеличение гибкости методики оценки заемщика неизбежно приводит к повышению трудоемкости аналитических расчетов и росту затрат, связанных с их проведением. Поэтому определение значимости конкретного кредита для банка обязательно должно предшествовать принятию решения о глубине исследования кредитоспособности заемщика. От значений количественных показателей, характеризующих важность кредитных операций для банка (например, процентный доход, сумма основного долга, срок кредита в сравнении со средними банковскими показателями), должен зависеть объем аналитической работы на этапе выдачи конкретной ссуды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.