Научная статья на тему 'Мониторинг. Налоговая система РФ'

Мониторинг. Налоговая система РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1621
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / LEVY MACHINERY OF THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMY REFORMING / TAXES AND THE TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова Оксана Николаевна

В статье проанализирована налоговая система РФ в условиях реформирования экономики, отмечены критерии ее оценки. Определена сущность налогов и налогообложения, выделены их функции. Выявлены основные направления совершенствования налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring. The levy machinery of the Russian Federation

In the article the levy machinery of the Russian Federation in the conditions of reforming of the economy is analyzed, criteria of its estimation are noted. The essence of taxes and the taxation is determined, its functions are allocated. The basic directions of levy machinery perfection are revealed

Текст научной работы на тему «Мониторинг. Налоговая система РФ»

3. Отраженная в балансе более высокая стоимость активов создает привлекательный имидж предприятия.

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01): приказ Минфина РФ от 2.08.2001 г. № 60н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 115н, от 27.11.2006 г. № 155н).

3. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: приказ Мин-

фина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н, от 18.09.2006 г. № 115н).

Поступила в редакцию 12.01.2009 г.

Sologub I.V. The accounting of expenditures on loans and credits. The analysis of changes in PBY 15/2008 “The account of expenditures on loans and credits” in comparison with earlier operated similar PBY 15/2001 is performed in the article. Those regulations which should be stipulated in the registration policy of the organization are considered. The order of inclusion of expenditures on loans (credits), directed on purchase, construction, manufacturing of investment actives in cost of such actives is analyzed.

Key words: the accounting; expenses on loans and credits; investment actives.

УДК 330.331

МОНИТОРИНГ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ

© О.Н. Бочарова

В статье проанализирована налоговая система РФ в условиях реформирования экономики, отмечены критерии ее оценки. Определена сущность налогов и налогообложения, выделены их функции. Выявлены основные направления совершенствования налоговой системы.

Ключевые слова: налоговая система РФ; реформирование экономики; налоги и налогообложение.

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Известно, что посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода в странах с развитой рыночной экономикой: от 10-15 % в 1930-х гг. до 50 % и более в последние десятилетия.

На сегодняшний день проблема реформирования налоговой системы России очень остро стоит перед нашим правительством:

ведь, как известно экономической теории, возможны различные варианты построения национальной экономики: от сочетания основных законов рынка с жестким и обширным государственным регулированием до максимально свободных от правительственного вмешательства взаимоотношений участников экономических отношений [1-11]. В зависимости от выбранной модели государство должно строить свои взаимоотношения с гражданами и предпринимателями в одной из ключевых сфер - финансовой. Регулируются эти взаимоотношения, как известно, в т. ч. и налоговым законодательством. Таким образом, налоги и налогообложение приобретают первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и как орудие формирования соответствующей экономической системы.

Итак, на сегодняшний день одной из основных и самых острых проблем является совершенствование налоговой системы РФ. Вообще налоговая система - основа любого государства. Вот почему совершенствование налоговой системы и ее основы - налогового законодательства - так необходимо. Споры по этой проблеме ведутся давно, однако сказать, чья точка зрения наиболее близка к поставленной цели, достаточно тяжело. В любом случае ясно одно: в целях совершенствования налоговой системы Российской Федерации, снижения налогового бремени, защиты прав налогоплательщиков, повышения ответственности органов, контролирующих поступление налогов и сборов, а также обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов необходимо принятие первоочередных мер по совершенствованию налогового законодательства.

Налоги в общепринятом понимании представляют собой не что иное, как обязательные платежи, устанавливаемые государством и регулярно взимаемые им с граждан и юридических лиц. В более конкретном смысле понятие налога включает в себя еще и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи, вносимые в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых соответствующими законодательными актами. Все налоги, взимаемые с граждан и юридических лиц, принято разделять на прямые и косвенные. Налоги выполняют следующие функции.

1. Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных и товарно-денежных отношений. Оно состоит, главным образом, в определении «правил игры», т. е. это разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

2. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличивает число рабочих мест, делает капитальные вложения в расширение производства и др.

3. Распределительная (перераспределительная). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,

направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ.

4. Фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. В России эта функция носит наиболее выраженный характер.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, т. к. все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля. Ее элементами являются:

1) объект налога - доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части -шедулы. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов:

1) федеральных налогов и сборов;

2) региональных налогов и сборов;

3) местных налогов и сборов.

По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Региональные налоги и сборы вводятся представительными органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. Налоговая система РФ представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Поэтому налоговая система РФ, в частности, включает систему налогов и сборов РФ, систему налоговых правоотношений, систему участников налоговых правоотношений,

нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика оценивается на основании критериев, главные из которых - равенство (справедливость), эффективность и простота. К этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, международную конкурентоспособность и поддержку национальных приоритетов.

Критерий «равенство» или «справедливость» характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплательщиков. Существуют два типа справедливости. Первый тип - вертикальная справедливость - подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяется между уровнями доходов. Второй тип - горизонтальная справедливость - подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятельствах должны платить по одинаковым ставкам налогообложения.

Следующий критерий, который используется при анализе налоговой политики, это собственно эффективность налоговой системы. Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономическое производство.

Простота является важнейшим критерием оценки налоговой политики, который, несмотря на его значение, чаще всего приносится в жертву для следования другим целям. Сложные правила сами по себе трудны для понимания, что может привести к путанице и неуверенности в их применении.

Главной же целью налоговой системы является мобилизация поступлений. Налоговые поступления финансируют государственные программы и помогают выполнить макроэкономические задачи правительства. Прогнозирование возможных поступлений на основании особых мер является важным аспектом их оценки. Стоимость проведения таких мероприятий должна быть сопоставлена с доходами, увеличение которых ожидается в связи с принятием этих мер.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т. п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки - и самих принципов налогообложения.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и

иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Частные же изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.

Действительно, налоговый пресс в России, как и почти во всех развитых и неразвитых капиталистических странах, нелегок (легкий налоговый пресс - это нонсенс). И все-таки можно утверждать, что сегодняшний налоговый пресс существенно слабее того, что давил на каждого из нас в недалеком прошлом.

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода. Вот почему так важно на современном этапе развития обратить внимание на проблемы совершенствования налоговой системы России.

Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы России. Конечно, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, везде они несовершенны, но российская налоговая система, как нам кажется, наиболее сложна. Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы

необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы.

Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по полной мобилизации в бюджеты всех уровней налоговых поступлений. Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в т. ч. и с помощью налогов, которые могут оказывать стимулирующее влияние на ее налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с кредитно-банковской политикой, процентными ставками, предоставить определенные преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

Налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы Российской Федерации позволит быстро и надежно решить практически все вопросы, мешающие стране нормально и достойно развиваться.

Таким образом, одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

1. Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Правовое регулирование деятельности. М., 2003.

2. Итоги и планы // Финансы. 2005. № 3. С. 16.

3. Левин А.Н. Налоговая реформа // Финансы. 2004. № 12. С. 27-30.

4. Мартынов А.В. Решить проблему неплатежей // Финансы. 2005. № 10. С. 31.

5. Павлов В.А. Предстоит решать сложные задачи // Финансы. 2006. № 3. С. 9.

6. Павлов Л. П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации // Финансы. 2008. № 1. С.23-26.

7. Пансков В. Налоги и налоговая политика // РЭЖ. 2001. № 1. С. 14.

8. Попонова Н.А. Некоторые аспекты налогового планирования в развитых странах // Финансы. 2004. № 8.

9. Рагимов С.Н. Размышления о налоговом бремени // Финансы. 2005. № 3. С. 13.

10. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М., 2001.

11. Юмаев М.М. Соблюдение экономических критериев эффективности налоговой системы // Налоговый вестник. 2007. № 2. С. 22-24.

Поступила в редакцию 5.06.2009 г.

Bocharova O.N. Monitoring. The levy machinery of the Russian Federation. In the article the levy machinery of the Russian Federation in the conditions of reforming of the economy is analyzed, criteria of its estimation are noted. The essence of taxes and the taxation is determined, its functions are allocated. The basic directions of levy machinery perfection are revealed

Key words: levy machinery of the Russian Federation; economy reforming; taxes and the taxation.

УДК 332.2

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДСИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЗЕМЛИ

© А.А. Жиденко

В статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием земельно-ипотечного кредитования в России. Анализируется современное состояние банковской системы и возможности создания Государственного земельного банка России.

Ключевые слова: рынок земли; ипотека; инфраструктура рынка земли; проблемы развития инфраструктуры рынка земли.

Развитие системы земельно-ипотечного кредитования в России началось с принятием национального проекта по развитию АПК. Одно из направлений федеральной программы - «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» - предусматривает развитие (создание) кредитования под залог земельных участков. Новый механизм призван расширить ресурсную базу сельхозпроизводителей и таким образом облегчить им доступ к долгосрочному финансированию.

Сельхозпроизводителям требуются большие суммы, а залоговой базы не хватает. Земля -это дополнительный, а для некоторых и единственный актив. С принятием национального проекта был урегулирован ряд правовых вопросов. В частности, после внесения поправок в закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» сельскохозяйственные земли были исключены из перечня земель, не подлежащих ипотеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.