Научная статья на тему 'Рейтинговый подход к организации контроля успешности усвоения дисциплины'

Рейтинговый подход к организации контроля успешности усвоения дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ УСВОЕНИЯ / КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ВИД КОНТРОЛЯ / ВЕСОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сильнова С. В., Карамзина А. Г.

Рассматриваются вопросы организации контроля успешности усвоения дисциплины на основе формирования рейтинга. Предложен подход, базирующийся на определении совокупности контрольных мероприятий, установлении их значимости и степени их выполнения. Разработана рейтинговая система, приведены результаты апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING APPROACH TO THE ORGANIZATION OF CONTROL OF THE SUCCESS IN LEARNING A SUBJECT

We consider the organization of rating-based control of the success in learning a subject. An approach based on establishing a set of control procedures and determining their importance and extent is proposed. A rating system is developed, the results of its testing are presented.

Текст научной работы на тему «Рейтинговый подход к организации контроля успешности усвоения дисциплины»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 5 (1), с. 24-30

УДК 378.146

РЕЙТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

© 2013 г. С.В. Сильнова, А.Г. Карамзина

Уфимский государственный авиационный технический университет

silnova_sv@mail. т

Поступила в редакцию 23.04.2013

Рассматриваются вопросы организации контроля успешности усвоения дисциплины на основе формирования рейтинга. Предложен подход, базирующийся на определении совокупности контрольных мероприятий, установлении их значимости и степени их выполнения. Разработана рейтинговая система, приведены результаты апробации.

Ключевые слова: успешность усвоения, контрольное мероприятие, вид контроля, весовой коэффициент, рейтинг.

Введение

В настоящее время в высших учебных заведениях происходит становление системы определения рейтинга студентов по изучаемым дисциплинам. Предполагается формировать рейтинг не только по отдельной дисциплине, но и по модулям дисциплин, а также итоговый рейтинг выпускника. Министерством образования РФ рекомендована шкала итоговых оценок успеваемости, устанавливающая соответствие между традиционной четырехбалльной и рейтинговой - стобалльной системами оценивания (табл. 1). В методической литературе предложены различные методики определения рейтинга. В большинстве из них жестко установлены перечень обязательных видов работы студента и диапазоны баллов по ним. Это не позволяет, во-первых, учесть специфику изучаемых дисциплин, а во-вторых, принять в расчет количество мероприятий по выделенным видам работы. Вместе это обусловливает высокую вероятность превышения рекомендованных пределов. При применении рейтинговых систем, самостоятельно разработанных преподавателями, часто возникает ситуация, когда результирующий рейтинг по дисциплине подавляющего большинства студентов не превышает даже нижний предел в 61 балл. Такая ситуация вызвана отсутствием системного подхода при определении видов контрольных мероприятий, соответствующих разным видам контроля, а также в установлении их значимости.

В связи с этим наиболее перспективным при разработке методики определения рейтинга является применение системы весов, отображающих значимость контрольных мероприятий.

Определение контрольных мероприятий по дисциплине

При разработке рейтинговой системы необходимо учитывать особенности формируемых дисциплиной компетенций. Кроме того, следует учитывать, что основные образовательные программы по ФГОС характеризуются уменьшением доли аудиторных занятий, особенно лекционных, это, в свою очередь, требует от преподавателей больше внимания уделять внеаудиторным занятиям. В связи с этим необходимо выявлять новые формы контроля самостоятельной работы и использовать при оценивании текущей работы в семестре гибкий подход к формированию перечня контрольных мероприятий с учетом специфики преподаваемой дисциплины.

Для разработки системы оценок необходимо выполнить декомпозицию процесса оценивания уровня усвоения (рис. 1). Вершины уровней представляют собой рассчитанную оценку по стобалльной шкале, которая при переходе на более высокий уровень учитывается с соответствующим весовым коэффициентом.

Итоговая оценка успешности усвоения дисциплины R рассчитывается согласно формуле

я=а'Е Р--•£ у ї • ь-100+с1 -“) • в

,=1 7=1

где а - весовой коэффициент, отображающий значимость текущей работы; і - вид контрольного мероприятия (I - количество видов контрольных мероприятий); рі - весовой коэффициент, отражающий значимость і-го вида контроля; ї - номер контрольного мероприятия данного вида (I - количество контрольных мероприятий данного вида); уу - весовой коэффициент, отражающий значимость 7-го мероприя-

Таблица 1

Шкала итоговых оценок успеваемости_____________________________

Сумма баллов Дифференцированная оценка Недифференцированная оценка

91-100 5 «отлично» Зачтено

84-90 4 «хорошо»

74-8З 4 «хорошо»

б8-7З 3 «удовлетворительно»

б1-б7 3 «удовлетворительно»

0-б0 2 «неудовлетворительно» Не зачтено

R

Итоговая оценка успешности усвоения дисциплины

Оценка за 1 -е контрольное мероприятие

Оценка за текущую работу в семестре

Оценка за і -е контрольное мероприятие

Оценка, полученная на промежуточной аттестации

Р/

Оценка за / -е контрольное мероприятие

Контрольные мероприятия текущего контроля

Контрольные мероприятия рубежного контроля

Рис. 1. Иерархия определения рейтинга студента по дисциплине

тия і-го вида; Ъц - степень выполнения 7-го мероприятия і-го вида контроля; В - баллы, соответствующие оценке на промежуточной аттестации.

Весовые коэффициенты а, рг, у/ определяются с применением экспертных оценок с привлечением в качестве экспертов руководителя основной образовательной программы и разработчика рабочей программы учебной дисциплины. Значения степени выполнения Ъу представлены в [1].

При разработке рейтинговой системы по конкретной дисциплине необходимо установить перечень контрольных мероприятий текущего и рубежного контроля, определить количество мероприятий каждого вида и закрепить их в рабочей программе. На первом занятии студенты должны быть проинформированы о правилах формирования рейтинга, которые остаются неизменными в течение срока изучения дисциплины. Именно это повысит мотивацию студентов к освоению образовательных программ и позволит управлять образовательным процессом.

Рейтинговая система по дисциплине «Теория и технология программирования»

Стандарты высшего профессионального образования третьего поколения предполагают

более активную роль самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин, вместе с тем - уменьшение доли аудиторной нагрузки. При прежнем подходе к организации учебного процесса это не позволит преподавателю контролировать степень и динамику усвоения дисциплины, поэтому необходимо изменить подход к системе контроля. Таким образом, следует увеличить количество и разнообразие контрольных мероприятий по текущему и рубежному видам контроля, что позволит студентам придерживаться тем, закрепленных в рабочей программе учебной дисциплины, и к концу изучения дисциплины сформировать соответствующие компетенции.

Согласно учебному рабочему плану основной образовательной программы по дисциплине «Теория и технология программирования» выделено 3 ЗЕ, что соответствует 108 часам: теоретическое обучение - 72 часа, в том числе аудиторная нагрузка - 36 часов, лекционные занятия - 12 часов, лабораторные занятия - 24 часа, самостоятельная работа студентов - 36 часов и промежуточная аттестация - экзамен - 36 часов.

Используется вариант рейтинговой системы, в котором из 100 баллов по дисциплине до 80 баллов выставляется за текущую работу в семе-

Таблица 2

Распределение значений весовых коэффициентов по видам контрольных мероприятий

Вид контрольного мероприятия Рі

Контроль посещаемости лекционных занятий 0.05

Контроль посещаемости лабораторных работ 0.05

Выполнение контрольных работ 0.3

Представление отчетов и защита лабораторных работ 0.4

Представление и защита заданий КСР 0.2

стре и до 20 - за экзамен. Для получения допуска к экзамену студент должен в семестре набрать не меньше 40 баллов [2]. Поэтому весовой коэффициент а, отображающий значимость текущей работы, принят равным 0.8. Значение В определяется равным:

• 0 - если на экзамене студент получил оценку 2;

• 0.65 - если на экзамене студент получил оценку 3;

• 0.85 - если на экзамене студент получил оценку 4;

• 1 - если на экзамене студент получил оценку 5.

Исходя из специфики дисциплины, определен перечень контрольных мероприятий по видам контроля.

В перечень контрольных мероприятий текущего контроля входят:

• контроль посещаемости лекционных занятий (і=1);

• контроль посещаемости лабораторных работ (і=2).

В перечень контрольных мероприятий рубежного контроля входят:

• выполнение контрольных работ (і=3);

• представление отчетов и защита лабораторных работ (і=4);

• представление и защита заданий контролируемой самостоятельной работы (КСР) (і=5).

Для указанных видов контрольных мероприятий установлены весовые коэффициенты значимости рг- (табл. 2).

Предусмотрено несколько контрольных мероприятий каждого вида с установленными весовыми коэффициентами уу. По контрольным мероприятиям:

• контроль посещаемости лекций: предусмотрено шесть лекционных занятий, с одинаковой значимостью - у1;=1/6, где 7=1..6;

• контроль посещаемости лабораторных работ: предусмотрено шесть лабораторных работ, с одинаковой значимостью - у2;=1/6, где 7=1..6;

• выполнение контрольных работ: предусмотрены три контрольные работы, одна из которых в виде теста - у31=0.3 (тест), у32=0.35, узз=0.35;

• представление отчетов и защита лабораторных работ: предусмотрено шесть лабораторных работ, с одинаковой значимостью - у4;=1/6, где 7=1.6;

• представление и защита заданий КСР: предусмотрены две КСР, с одинаковой значимостью - у5;=1/2, где 7=1..2.

Степень выполнения каждого мероприятия определяется в соответствии с табл. 3.

Декомпозиция процесса оценивания уровня усвоения по дисциплине представлена на рис. 2.

Описанная процедура формирования рейтинга позволяет не только оценивать успешность усвоения дисциплины как итоговую оценку, но и прослеживать динамику процесса обучения, а также позволяет индивидуально стимулировать каждого студента.

Результаты использования разработанной рейтинговой системы

Разработанная рейтинговая система была апробирована в группах студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 220100 «Системный анализ и управление».

Для организации постоянного текущего контроля и управления учебным процессом необходимо регулярно в течение семестра формировать сведения по рейтинговым оценкам студентов и заполнять соответствующую форму единой ведомости для текущего контроля [2]. В начале семестра, согласно расписанию, планируется распределение контрольных мероприятий всех видов контроля по учебным неделям. Это необходимо для выделения тех учебных недель, на которых выполняются контрольные срезы, позволяющие со стороны преподавателя управлять учебным процессом, а со стороны студента - повышать мотивацию к обучению. По распределению контрольных мероприятий в семестре можно сформировать алгоритм подсчета текущего рейтинга как за отдельную неделю, так и с аккумулированием его значения на конкретную неделю (табл. 4).

График формирования рейтинга для идеального процесса обучения отображает регулярную, систематическую работу студента в семестре с получением им максимально возможного

Таблица 3

Степень выполнения контрольного мероприятия по видам контрольных мероприятий

Вид контрольного мероприятия ъи

Контроль посещаемости лекционных занятий 0 - отсутствовал на двухчасовом лекционном занятии 0.5 - присутствовал только в течение одного часа лекции 1 - присутствовал в течение всей лекции

Контроль посещаемости лабораторных работ 0 - отсутствовал на занятии 1 - присутствовал на занятии

Выполнение контрольной работы в виде теста 0 - не более 25% правильных ответов на тестовые вопросы 0.25 - более 25%, но не более 50% 0.5 - более 50%, но не более 75% 0.75 - более 75%, но не более 90% 1 - более 90%

Выполнение контрольных работ 0 - получил оценку 2 0.65 - получил оценку 3 0.85 - получил оценку 4 1 - получил оценку 5

Представление отчетов и защита лабораторных работ 0 - работа не сдана 0.25 - грубые ошибки при ответе на большинство вопросов 0.5 - ответы неполные, затрудняется при ответе на некоторые вопросы 0.75 - правильные и полные ответы, в некоторых случаях нуждается в наводящих вопросах 1 - правильные и полные ответы на все вопросы

Представление и защита заданий КСР 0 - не представлена КСР 1 - представлена и защищена КСР

Контрольные мероприятия текущего контроля

Контрольные мероприятия рубежного контроля

Рис. 2. Формирование рейтинга студента по дисциплине

балла по каждому контрольному мероприятию в установленную учебную неделю. В реальности не все студенты выполняют график процесса обучения. Это связано с объективными причинами: больничный лист, выполнение научной, общественной работы, семейные обстоятельства, а также субъективными. Особенно актуальной причиной в настоящее время явля-

ется стремление студентов очной формы обучения трудоустроиться уже на младших курсах для получения трудового стажа и возможности оплачивать обучение самостоятельно. При этом студенту психологически проще пропустить потоковую лекцию, чем лабораторное занятие, где задание выполняется индивидуально. Сложившаяся ситуация требует формирования рей-

Рейтинговые оценки студентов по учебным неделям

Уч. неделя Контрольные мероприятия согласно расписанию Идеальные баллы Сигнальные баллы

Текущий контроль Рубежный контроль Текущий рейтинг Текущий контроль Рубежный контроль Текущий рейтинг

-С) в2ІУЬ2і Р3Ї3,Ь3,- виФч за уч. неделю на уч. неделе -С Р2Ї2,Ь2,- Р3Ї3,Ь3,- Р4Ї4,Ь4,- за уч. неделю на уч. неделе

1* Л 0.83 0.83 0.83 0.00 0.00 0.00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2* Л тест 0.83 9.00 9.83 10.67 0.00 4.50 4.50 4.50

3* Л КСР1 0.83 10.00 10.83 21.50 0.00 0.00 0.00 4.50

4* Л КР1 0.83 10.50 11.33 32.83 0.00 6.83 6.83 11.33

5* Л 0.83 10.00 10.83 43.67 0.00 0.00 0.00 11.33

6* Л КР2 ЛР КСР2 0.83 0.83 10.50 6.67 18.83 62.50 0.00 0.83 3.33 6.83 10.99 22.32

7 62.50 22.32

8* ЛР 0.83 6.67 7.50 70.00 0.83 3.33 4.17 26.48

9 70.00 26.48

10* ЛР 0.83 6.67 7.50 77.50 0.83 3.33 4.17 30.65

11 77.50 30.65

12* ЛР 0.83 6.67 7.50 85.00 0.83 3.33 4.17 34.82

13 85.00 34.82

14* ЛР 0.83 6.67 7.50 92.50 0.83 3.33 4.17 38.98

15 92.50 38.98

16* ЛР 0.83 6.67 7.50 100.00 0.83 3.33 4.17 43.15

Итого в семестре 5.00 5.00 30.00 40.00 20.00 100.00 0.00 5.00 20.00 18.15 0.00 43.15

* - контрольный срез.

Таблица 5

Результаты апробации рейтинговой системы _____________________________________

ФИО Фаюршина В. Ко рсунский И. Ландер И.

Вид контрольного мероприятия, i 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Степень выполнения /-го мероприятия г-го вида контроля Ь/ 1 1 0.75 0.75 1 1 1 0.5 0.75 1 0 1 0.5 0.75 1

1 1 0.75 1 1 1 1 1 0.5

1 1 0.85 1 1 1 0.85 0.5 0 1 0.65 0.5

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0.5 1

1 1 0.85 1 1 1 0.85 1 1 1 0.85 0.5

1 1 1 1 1 0.75 1 1 0.5

Оценка за г-е контрольное мероприятие 100 100 82.00 91.67 100 100 100 74.50 83.33 100 66.67 100 67.50 54.17 100

Оценка за текущую работу 73.01 68.55 56.20

Оценка, полученная на промежуточной аттестации 100 85 65

Итоговая оценка успешности усвоения 93.01 85.55 69.20

текущий рейтинг

учебные недели

Рис. 3. Динамика формирования рейтинга студентов

тинга по контрольным срезам, сигнализирующего об отставании студента от графика учебного процесса. В табл. 4 представлены значения для построения графиков процесса обучения: максимально возможные и минимально допустимые баллы за контрольные мероприятия, обозначенные как идеальные и сигнальные баллы соответственно. Завершающий контрольный срез осуществляется на последней учебной неделе и позволяет принять решение о допуске студента к промежуточной аттестации - рейтинг превышает нижний порог в 40 баллов. Также студенты в течение семестра имеют воз-

можность ознакомиться с текущим значением своего рейтинга и активно повлиять на его повышение, даже если на контрольном срезе оно находится ниже минимально допустимого.

Результаты рейтинга на завершающем контрольном срезе для трех студентов приведены в табл. 5.

Динамику формирования рейтинга в течение учебного семестра удобнее отслеживать в графическом представлении (рис. 3). Для построения индивидуальных графиков заполняется таблица рейтинговых оценок (аналогично табл. 4) для каждого студента. Рейтинговые оценки

не только позволяют отслеживать динамику формирования рейтинга, соответствие графику учебного процесса, но и способствуют развитию соревновательного стимула среди студентов учебной группы.

Полученные результаты показали адекватность разработанной рейтинговой системы. Она дает возможность учитывать особенности изучаемой дисциплины, характер и количество контрольных мероприятий по видам учебной работы с применением системы весов, отображающих значимость контрольных мероприятий. Именно использование системного подхода при установлении их значимости не позволяет выходить за рекомендованные пределы:

верхний предел - 100 баллов, нижний - 61 балл для итоговой оценки успеваемости и 40 баллов для получения допуска к контрольному мероприятию промежуточного контроля.

Список литературы

1. Карамзина А.Г., Сильнова С.В. Методика контроля успеваемости студентов по дисциплине как фактор повышения качества образования в техническом вузе // Информатизация образования и науки. 2013. № 1(17). С. 148-161.

2. Приказ Министерства образования РФ № 2654 от 11.07.2002 г. «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».

RATING APPROACH TO THE ORGANIZATION OF CONTROL OF THE SUCCESS

IN LEARNING A SUBJECT

S. V. Silnova, A. G. Karamzina

We consider the organization of rating-based control of the success in learning a subject. An approach based on establishing a set of control procedures and determining their importance and extent is proposed. A rating system is developed, the results of its testing are presented.

Keywords: success of learning, procedure of control, type of control, weight coefficient, rating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.