педагогические науки
Павлова Жанна Григорьевна РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ...
УДК 378.1
РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
© 2017
Павлова Жанна Григорьевна, старший преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Хабаровский государственный университет экономики и права (680042, Россия, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, e-mail: gzhg30@mail.ru)
Аннотация. Качество образования выпускников вузов во многом зависит не только от квалификации профессорско-преподавательского состава, но и от мотивированности преподавателей на свою профессиональную деятельность. Активизация мотивации профессиональной деятельности актуальная как для начинающих преподавателей, так и для преподавателей, имеющих солидный стаж работы в этой сфере. Изучая вопрос мотивации многоаспектной профессиональной деятельности преподавателей мы пришли к выводу о возможности использовать рейтинговую технологию, базирующуюся на современных информационных технологиях. Разработанная автоматизированная информационная система рейтинга преподавателей была апробирована в вузах и показала неплохие результаты. Для усиления мотивационного аспекта подобной системы необходимо поддерживать определённые условия, способствующие активизации мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза.
Ключевые слова: мотивация, мотивация профессиональной деятельности преподавателей, моделирование, рейтинговые технологии, автоматизированная система рейтинга преподавателей
RATING TECHNOLOGY FOR SHAPING MOTIVATION OF UNIVERSITY PROFESSORS
© 2017
Pavlova Zhanna Grigorevna, assistant professor of the chair «Information Systems and Technologies» Khabarovsk State University of Economics and Law (680042, Russia, Khabarovsk, street Tihookeanskaya, 134, e-mail: gzhg30@mail.ru)
Abstract. Quality of university graduates' education depends not only on qualification of professors group, but also on motivation of teachers for their professional activity. Activation of pro activity's motivation is actual for beginning teachers, and for teachers with great work experience in this sphere. In studying the issue about motivation of multifaceted professional teachers' activity we came to the conclusion about possibility to use rating technology based on modern information technology. Developed automated rating information system was tasted in university and showed no bad results. To enhance the motivation effect of similar system we need to maintain certain conditions conductive to the activation of motivation of pro activity of university teachers.
Keywords: motivation, professor's activity motivation, modeling, rating technology, automated system of professors rating.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
На сегодняшний день в образовании не теряет своей актуальности вопрос качества образования на всех его уровнях. Качество подготовки новых кадров для современной экономики зависит от уровня квалификации преподавателей, их включенности и заинтересованности в образовательный процесс, одна из характеристик которого - практикоориентированность.
Этого нелегко достигнуть без мотивации профессиональной деятельности преподавателей - неких движущих сил (причём они могут находиться как внутри человека, так и вне его), побуждающих его к осуществлению определённых действий. Под движущими силами можно понимать те факторы, которые побуждают человека к деятельности - потребности, мотивы, целевые установки, ценностные ориентации, ожидания [1]. Какие средства можно использовать для мотивации преподавательского труда в вузе, если профессиональную деятельность преподавателя вообще нужно мотивировать?
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. При изучении проблемы мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза были изучены основные теории мотивации (в своей работе мы остановились на теориях Д. Д. Макклеланда и Ф. Герцберга) особенности мотивации преподавательского труда, изучена деятельность преподавателей, возможные способы влияния на мотивацию преподавателей вуза [1-4].
Формирование целей статьи (постановка задания). Предложить возможность использования рейтинговых технологий, на базе современных информационных технологий, для мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В своей работе по мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза мы разработали модель, в
основе которой находится автоматизированная информационная система (АИС) рейтинга преподавателя, которая позволяет учитывать соблюдение Федерального Закона «Об образовании», выполнение аккредитацион-ных и лицензионных требований, предъявляемых к вузам [5]. При рассмотрении средств и способов мотивации труда преподавателя мы пришли к выводу, что рейтинговые технологии, в совокупности с современными информационными технологиями можно использовать для мотивации с ориентацией на долгосрочную мотивацию профессиональной деятельности. Это технологичный и диагностичный подход [6].
Метод моделирования на протяжении многих лет является одним из эффективных методов научного познания различного рода процессов и явлений, он широко применяется также и в педагогических исследованиях. Это объясняется в том числе такими характеристиками модели как объяснительная, эвристическая, абстрактная, прогностическая, связующая, экспериментальная, преобразующая [7].
Представленная модель является совокупностью трёх взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целевого, содержательно-деятельностного и результирующего (рисунок 1) [8].
Первый блок характеризуется целью и совокупностью задач, решение которых приведёт к её достижению. Цель - формирование мотивации профессиональной деятельности преподавателей в образовательной организации высшего образования.
Следующий блок включает в себя комплексную оценку деятельности преподавателей с использованием АИС рейтинга. Оценка охватывает все виды профессиональной деятельности преподавателя (см. рисунок 1), а также накопленный потенциал, подчеркивающий статус преподавателя, учёт достижений по результатам отчётного периода, поощрений или взысканий.
Предполагается, что преподаватель изначально мотивирован на выполнение своей профессиональной работы (редко кто приходит случайно в эту профессию и задерживается в ней, не погружаясь в основные направ-
Pavlova Zhanna Grigorevna RATING TECHNOLOGY ..
pedagogical sciences
лениями её деятельности), однако, в силу разных факторов мотивация может снижаться (при небольшом опыте, или же наоборот, когда возникает вопрос профессионального выгорания и т.д.) [9].
Рисунок 1 - Модель мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза
При использовании систем оценивания профессиональной деятельности преподавателя, в том числе основанных на рейтинговых технологиях, отмечается мотивационный эффект. При использовании такого инструмента мотиватором будет служить содержание рейтинга - достижения преподавателя в разных направлениях профессиональной деятельности (учебная, методическая, научно-исследовательская работа и т.д.), сумма значения которых будет выводить преподавателя на определённое положение. К тому же важен не только факт значимости достижения результатов, но и знание (в нашем случае - визуализация) результатов своей деятельности (что даёт высокую мотивацию и приводит к положительным конечным результатам, по теории Дж. Хакмана и Г. Олдхэма).
На основе изучения вопроса мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза [10,11] и проведения экспериментальной работы были определены и апробированы условия, способствующие активизации мотивации (формированию устойчивой мотивации) деятельности преподавателей вуза:
1. Вовлечение преподавателей в процесс обсуждения и выбора показателей и их бального эквивалента для проведения комплексной оценки профессиональной деятельности. Активная позиция преподавателя в аргументированном выборе, утверждении показателей оценивания результатов своей работы говорит о его заинтересованности в работе, качественном её выполнении, стремлении решения задач, стоящих перед организацией. Это подчеркнёт и демократичность при решении важных задач образовательной организации, внесёт положительный тон в процедуру оценивания результатов
деятельности, так как из практики можно отметить, что к этому готовы не все.
2. Организация благоприятного микроклимата на кафедре, факультете, способствующего продуктивной профессиональной деятельности. По теории мотивации Ф. Герцберга, создание гигиенических факторов благоприятно влияют на мотивацию деятельности, делая её более привлекательной. Важно состояние удовлетворённости отношениями с коллегами, руководством, а также условиями, в которых протекает сама деятельность. Психологи отмечают социально-психологический климат как один из видов стимуляции, обладающий моти-вационным потенциалом. Созданию благоприятного микроклимата способствуют демократичный стиль руководителя подразделения, а также учёт профессиональных целей, интересов, потребностей преподавателей при решении общевузовских задач, которые можно реализовать с использование различных форм и методов (таких как беседа, дискуссия, консультации, наставничество, дифференциация, индивидуализация, метод круглого стола, анализ профессиональных ситуаций и др.).
3. Наличие творческой атмосферы на кафедре. Деятельность преподавателя предполагает творческое начало. Творческое взаимодействие преподавателей кафедры способствует накоплению опыта, развитию профессионального мастерства, а также росту профессиональной активности, что позволят в решении текущих и перспективных задач, стоящих перед вузом. Повышение эффективности деятельности обеспечивается за счёт творческой атмосферы в коллективе; целей, поставленных коллективом перед собой; определения результатов, к которым он стремится и достигает; методов оценивания результатов [7]. При таком подходе к выполнению деятельности она будет внутренне мотивированной.
4. Материально-техническая обеспеченность профессиональной деятельности преподавателя, в том числе средствами информационно-телекоммуникационных технологий. Это необходимое условие, так как для реализации ряда компетенций, возложенных на преподавателя, ему должны быть доступны современные материально-технические средства (оснащенность кабинетов и лабораторий, библиотек, дополнительных помещений, кафедр). Материально-техническая обеспеченность важна не только для подготовки к учебным и дополненным занятиям, семинарам, конференциям и т.д., и для их проведения, но и при выполнении научной, организационной и других видов работы преподавателя вуза. Также посредством Интернета в любой момент времени можно обратиться к разработанной вузовской АИС рейтинга - уточнить показатели деятельности в зависимости от занимаемой должности, вовремя увидеть достигнутые результаты, которые уже обнародованы, посмотреть невыполненные показатели для проведения самоанализа, увидеть свой рейтинг - внутри кафедры, вуза в целом и т.д.)
5. Организация методической, педагогической помощи. Усиление подразделений вуза по актуальным вопросам, требующим дополнительной помощи. Активизация деятельности того или иного подразделений может проходить после выведения рейтингов, по «западающим» направлениям профессиональной деятельности преподавателя. Это необходимо не только начинающим преподавателям, но и опытным, чтобы не терять имеющуюся квалификацию, педагогическое мастерство.
6. Информационная обеспеченность - безусловно один из ведущих ориентиров высшего образования. Важно обеспечить доступ к имеющемуся информационно-методическому наполнению вуза, необходимому для организации образовательного процесса, а также - к среде Интернет, что подразумевает возможность пользоваться электронно-библиотечными системами.
7. Цикличность мотивации профессиональной деятельности преподавателя, основанной на использовании АИС рейтинга. Это условие обуславливается реализаци-
368
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Павлова Жанна Григорьевна РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ...
ей ежегодных управленческих функций таких как планирование, организация и контроль. Планирование и организацию мотивации деятельности преподавательского состава руководитель проводит совместно с преподавателем. Преподаватель вносит своё видение по активизации собственной профессиональной деятельности (по различным её направлениям). Контроль носит коррекци-онный характер, предполагается связь с самоконтролем. В силу сложившегося благоприятного климата на кафедре преподаватель по необходимости может обратиться за помощью к коллегам или заведующему кафедрой.
Вышеперечисленные условия уточняют известные подходы в практике повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателей вуза, позволяют реализовать управляемый процесс мотивации профессиональной деятельности преподавателей с использованием АИС рейтинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бажанова С.В. Акмеологические факторы развития мотивации профессиональной деятельности преподавателей высшей школы : дис. ... канд. психолог. наук.
- Ульяновск. 2004.
2. Андреева, Т. Е. Особенности мотивации работников интеллектуального труда : первичные результаты исследования // Российский журнал менеджмента. 2010. № 2. Т. 8. С. 47 - 68
3. Завгородняя, Ю. Б. Разработка системы мотивации для работников умственного труда // Человек и труд. 2007. № 3.
4. Корнеева, А. А. Теоретические основы мотивации труда преподавателей высшей школы : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / А. А. Корнеева. - М., 2007.
5. Павлова, Ж.Г., Лаврентьев, К.А Автоматизированная информационная система рейтинга преподавателей в высшей школе // Вестник ХГАП . Хабаровск.
- 2015. - № 1. - С. 82 - 87.
6. Гривенная, Е. Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в ситеме МВД России с использованием рейтинговых технологий : дис. .д-ра пед. наук : 13.00.08 / Е. Н. Гривенная. - Краснодар, 2014.
7. Лебедева М.Н. Педагогическое моделирование адаптивного дополнительного профессионального образования : дисс ... канд. пед. наук, - Барнаул, 2013.
8. Павлова Ж.Г., Блинов Л.В. Рейтинговая оценка -мотивационный потенциал активизации деятельности преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 6. URL : http://www.science-education.ru/130-23812.
9. Кузьма Т. И. Профессиональное выгорание педагога вуза // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 533-535.
10. Акулина, Е. Е. Организационно-педагогические условия развития мотивационного потенциала профессиональной деятельности преподавателя вуза: дис. . канд. пед. наук / Е. Е. Акулина. - Ульяновск, 2010.
11. Полякова, О. Г. Акмеологические условия формирования профессионального мастерства преподавателей вузов : дис. ... канд. пед. наук : 19.00.13 / О. Г. Полякова.
- Ульяновск : Ульяновский гос. ун-т, 2006.
Статья поступила в редакцию 11.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017