Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/145EVN615.pdf DOI: 10.15862/145EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/145EVN615)
УДК 33
Федотова Ольга Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону1 Заведующая кафедрой «Образования и педагогических наук»
Доктор педагогических наук Профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=460681
Мареев Владимир Владимирович
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону
Профессор кафедры «Технологии и профессионально-педагогического образования»
Советник ректора по развитию педагогического образования
Доктор педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=185237
Карпова Галина Федоровна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону
Профессор кафедры «Основ архитектурно-художественного проектирования»
Доктор педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=339067
1 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Стимулирование публикационной активности преподавателей как путь вхождения российских вузов в систему всемирных связей в области науки и образования
Аннотация. В статье анализируется новая управленческая стратегия вхождения российских вузов в систему международных связей в области образования и науки. Реализация новой задачи продвижения российских университетов в мировое пространство путем повышения их места в рейтингах мировых университетов сочетается с поиском путей и средств развития человеческого потенциала научно-педагогических работников университетов. На примере технологии индивидуального рейтинга, разработанного в Южном федеральном университете, показана роль стимулирующих выплат по итогам публикации научных результатов в мировых наукометрических реферативных базах Scopus и Web of Science. Показано, что действующие в вузе системы финансового стимулирования научно-педагогических сотрудников построены на идее повышения результативности научной деятельности в соответствии с показателями, учитываемыми Министерством науки и образования и дают в целом положительный эффект. Дана оценка мотивационным схемам и результативности технологии стимулирующих выплат по индивидуальному рейтингу преподавателя. Охарактеризованы стратегии преподавателей, направленные на повышение своего рейтинга за счет использования иных видов публикаций, имеющих низкий коэффициент сложности. Обозначены пути повышения эффективности применения стратегии стимулирующих выплат по результатам индивидуального рейтинга.
Ключевые слова: образование; преподаватель вуза; стимулирование; публикационная активность; рейтинг; управление; стратегия; мотивация.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Федотова О.Д., Мареев В.В., Карпова Г.Ф. Стимулирование публикационной активности преподавателей как путь вхождения российских вузов в систему всемирных связей в области науки и образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/145EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/145EVN615
Статья опубликована 25.11.2015.
Одной из наиболее всеохватывающих тенденций развития современного общества является глобализация. Российская система образования рассматривает инновационную составляющую глобализации как основу позитивных изменений, необходимых для вхождения нашей страны в экономически многомерный мир западных стран, основанный на сложном балансе интересов [1]. Вместе с тем становление научных институтов и школ, обращенных к исследованию разнообразных проблем стран Востока, имеет в нашей стране долгую историю [2, 3, 4, 5]. Однако отличительной особенностью современного этапа развития российского образования является поиск оптимальных путей вхождения в мировое пространство науки и образования в соответствии с системой координат и показателей, принятых на Западе.
В России осуществляется интенсивный поиск оптимальных путей интеграции в мировое образовательное пространство, о чем свидетельствуют масштабные реформы в области образования. Глобализационные тенденции побудили вузы России к повышению своего места в мировом рейтинге вузов. Российские вузы, которые занимают невысокое место в мировом рейтинге вузов, разработали новую стратегию вхождения вузов России в мировое научное и образовательное пространство. Данная стратегия призвана преодолеть организационные особенности функционирования системы высшего образования и науки, традиционные для бывшей советской системы. Они заключаются в том, что существует два института, отвечающих за развитие науки и проводящие научные исследования -образовательные учреждения и исследовательские структуры по различным направлениям науки. Актуальным является вопрос о том, как, используя управленческие и экономические механизмы, стимулировать преподавателей вузов к научным исследованиям и отражению их результатов в мировых базах научного цитирования.
Целью данной статьи является ответ на вопрос: как влияют меры экономического стимулирования труда преподавателей на вхождение новых типов университетов (федеральных университетов) в мировую систему научного цитирования? Какие тактики избирают преподаватели в связи с необходимостью публикации в изданиях, входящих в мировые базы научного цитирования? Является ли премиальные выплаты за публикацию статей в Web of Science и Scopus фактором развития человеческого каптала?
Обзор литературы. Вопросы, связанные с разработкой системы рейтинговой оценки результатов труда педагогических работников, ставились и решались как зарубежными, так и российскими учеными. Исследование A. Hinz [6] показало, что рейтинговые шкалы оценки качества преподавания широко используются научными учреждениями и становятся все более популярными в World Wide Web. Собранные ученым данные (обследованы 225 учителей в семи школах и от 538 студентов в четырех университетах в ФРГ) показали, что отношение к системе рейтинговой оценки труда педагогов (online ratings) зависит от возраста и пола преподавателя. Опыт использования системы стимулирующих выплат учителям по результатам работы раскрыт Goldhaber D., Walch J. [7]. Исследователи показали, что некоторые бонусы стимулирующей системы ProComp положительно влияют на эффективность работы преподавателя, работающего в рамках данной стратегии. Murnane R.J., Steele J.L. [8] справедливо отмечают, что подготовка молодых людей к жизни в новой экономике требует высококачественной работы учителей. В качестве инструментов, позволяющих справедливо распределять эффективно работающих учителей по школам, предложено использовать гибкие структуры оплаты труда учителя, учитывающие производительность и творческий подход к работе.
В российском менеджменте ведутся дискуссии относительно того, на каких принципах создать систему рейтинговых оценок качества работы преподавателя вуза для стимулирования качества профессиональной деятельности. М.И. Рабинович, Е.Ю. Степанова, рассмотрев понятие «рейтинг» применительно к деятельности преподавателя вуза,
предложили определение данного понятия как «структурированный набор числовых значений, позволяющий с различных сторон оценить вклад преподавателя в работу образовательного учреждения» [9, с. 24]. Авторами предложена иерархическая структура рейтинга как базовый элемент, на основе которого формируются три типа рейтинговой информации: общий текущий рейтинг, динамическая рейтинговая оценка, рейтинг для самооценки. И.Д. Котляров [10] выступает за преодоление изоляционизма российской науки и за побуждение российских исследователей публиковать свои работы в признанных международных журналах. Он предлагает методику материальных выплат, в основе которой лежит качественный показатель - публикация статьи в зарубежном журнале, имеющем высокий импакт-фактор. Методика расчета выплат профессорско-преподавательскому составу в соответствии с введенным им «индексом продуктивности» включает следующие позиции. Общий фонд выплат за научную деятельность разбивается на три части: стимулирующий фонд (до 90% от общего фонда), фонд единовременных выплат (до 10%), фонд компенсации текущей научной деятельности (до 10%). Пропорции могут немного изменяться, но стимулирующий фонд должен составлять большую часть общего фонда выплат за научную деятельность. Достоинства данной методики автор усматривает в прозрачности и наличии четких ориентиров для российских ученых. В российских изданиях имеются и другие конкретные методики расчетов, принятых в различных вузах [11, 12]. В настоящее время вузы России имеют право самостоятельно решать вопрос о стимулирующих выплатах профессорско-преподавательскому составу.
Федеральные вузы реализуют различные подходы к стимулированию публикационной активности. В Уральском федеральном университете установлены стимулирующие выплаты за опубликованные научные статьи, индексируемые в международные базы цитирования Web of Science (WoS) и/или Scopus [13]. Обязательным условием является указание в статье места работы или выполнения исследования данного университета в любой редакции названия вуза. Проводится идентификационная экспертиза на предмет наличия ограничений в области экспортного контроля. Выплаты проводятся ежеквартально в соответствии с установленным размером стимулирующей выплаты, которая зависит от импакт-фактора (IF) издания и варьируется в пределах от 40 до 400 тыс. рублей на авторской коллектив (автора).
Как показывает анализ стратегических и распорядительных документов, Южным федеральным университетом была избрана иная экономическая стратегия стимулирования активности преподавателя по повышению конкурентоспособности вуза через участие преподавателя в рейтинге. В качестве механизма стимулирования избраны технология эффективного контракта и стимулирующие выплаты по результатам индивидуального рейтинга преподавателя. Эффективные контракты в настоящее время заключены с преподавателями и руководителями структурных подразделений, занимающих выборную должность. Индивидуальный рейтинг подсчитывается в течение двух лет и касается всех без исключения сотрудников. Задача рейтинга - выявить и поощрить тех, кто вносит весомый вклад в продвижение бренда ЮФУ и индивидуализацию работы со студентами. Каждый преподаватель инициативно заполняет рейтинг на сайте ЮФУ.
Стимулирующие выплаты формируются на основе индивидуальных рейтинговых показателей научно-педагогических работников, а также включают дополнительные стимулирующие выплаты за занимаемую должность декана, руководителя академии, заместителей декана.
В соответствии с Положением об оплате труда работников Южного федерального университета были установлены стимулирующие надбавки с учетом результата индивидуального рейтинга преподавателя. Позиции индивидуального рейтинга преподавателя включают два кластера: продвижение бренда университета и работа со студентами. Новым в
перечне позиций, включенных в рейтинг, является публикационная активность - публикация научных статей в журналах, входящих в международные наукометрические реферативные базы Web of Science and Scopus. По этим позициям предусмотрено большое число баллов. Премиальные выплаты получают преподаватели, набравшие больше 15 баллов. Стоимость одного балла первоначально составляла 700 рублей. В дальнейшем количество баллов увеличилось до 45, сумма выплаты по баллу уменьшилась до 470 рублей. Был разработан адекватный современным задачам развития вуза информационно-аналитический инструментарий для расчета стимулирующих выплат [14]. Балл исчислялся на основе умножения количества выполненных позиций на коэффициент сложности.
Динамика увеличения публикационной активности преподавателей Южного федерального университета представлена на Рис. 1.
600
500 400 300 200 100 0
Рис. 1. Динамика публикаций преподавателей ЮФУ в базе SCOPUS (по данным на 31.12.
2014, источник: http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=NIR/inf)
Как показано на рисунке, после некоторого спада в 2012 году наблюдается значительная положительная динамика числа публикаций преподавателей в изданиях, входящих в наукометрическую базу Scopus. Небольшие расхождения в данных за 2014 год, имеющиеся в данных, представленных на сайте и в отчете ректора, мы относим к уточненным данным. Динамика публикаций преподавателей Южного федерального университета за 2012 -2014 год по данным, представленным в отчетах ректора ЮФУ [15, 16, 17], представлена на Рисунке 2.
600 500 400 300 200 100
565 ж
425 ж
293
275
244
Y2012
Y2013
Y2014
Ряд1
Ряд2
Рис. 2. Распределение публикаций преподавателей Южного федерального университета в базе Web of Sciece (составлено авторами по источнику: http://sfedu.ru/docs/rector/3-27-Otchet_2014_10.pdf). Ряд 1 - Scopus, ряд 2 - Web of Science
Как показано на рисунке, имеющийся положительный тренд относительно публикаций Web of Sciece выражен менее интенсивно. Новая система стимулирования публикационной активности в международных базах позволила обеспечить рост результативности показателей, входящих в число рейтинговых критериев оценки высших учебных заведений. Это позволило занять достойное, но не лидирующее место в рейтинге федеральных университетов в 2013 г. [178]. В 2014 году (Рисунок 3) данная тенденция сохраняется.
Рис. 3. Распределение публикаций в базах Scopus и Web of Sciece в 2014 году (Составлено по источнику: http://sfedu.ru/docs/rector/3-27-Otchet_2014_10.pdf)
Как показано на Рисунке 3, Южный федеральный университет не только сохраняет достойную позицию в перечне, но и улучшает ее. Среди федеральных университетов лидирует Казанский (Поволжский) федеральный университет, суммарное количество публикаций сотрудников которого равно 2157. За ним следует Уральский федеральный университет (1675 публикаций). Южный федеральный университет занимает третье место - в
отличие от 2013 года, когда он находился на четвертом месте. Этот факт свидетельствует о наличии значительного потенциала сотрудников и о том, что избранные технологии стимулирования публикационной активности оказались эффективными, а также предполагает значительные перспективы дальнейшего роста. При этом следует иметь ввиду, что в настоящее время проходит процесс оптимизации числе педагогических работников при увеличении их публикационной активности.Можно согласиться с тем, что мотивационные схемы являются действенными [13].
Содержательный анализ бесед с преподавателями гуманитарных факультетов показал, что, в отличие от преподавателей естественнонапучных дисциплин, перед ними впервые была поставлена задача публикации в журналах в соответствии с требованиями зарубежных журналов, входящих в престижные зарубежные наукометрические базы. Освоение общего алгоритма подачи научных данных и выбор актуальной тематики, соответствующей редакционной политике зарубежных редакций научных журналов, потребовал работы над собой и значительного пересмотра прежних представлений о качестве научных публикаций. Статистические данные показали, что в 2012 и 2013 годах более 20% преподавателей не набрали необходимого количества баллов и не получили стимулирующие выплаты. Многие избрали иные тактики получения баллов, сконцентрировав свои усилия на менее интеллектуально затратных видах деятельности в соответствии с видами работ, предусмотренных концепцией и методикой расчета индивидуального рейтинга. Они отметили, что подготовка публикаций для Scopus и Web of Science расширяет их профессиональный кругозор, заставляет искать и находить актуальную тематику исследований, устанавливать продуктивные контакты с зарубежными коллегами и активизировать исследовательскую работу студентов различных типологических групп.
Выводы
Ценность любого нововведения определяется востребованностью в получении конкурентного преимущества - одного из ориентиров, заданных глобализационными перспективами в области экономики. Изменение управленческой парадигмы в российских вузах свидетельствует о понимании руководства необходимости поднимать конкурентоспособность вуза и развития его интеллектуального потенциала отдельного преподавателя строго в соответствии с целевыми показателями, установленными Министерством образования и науки России. Федеральные университеты разрабатывают собственные управленческие стратегии и технологии, обеспечивающие выполнение предписанных показателей. Технология стимулирования научной деятельности, разработанная и внедренная в Южном федеральном университете, в целом привела к изменению самооценки преподавателей и побудила их разрабатывать индивидуальные стратегии самоменеджмента.
Технология расчета стимулирующих выплат привела к следующему:
• Коэффициент сложности показателя «опубликованные статьи» не отражал фактические интеллектуальные и материальные затраты преподавателей. Преподаватели не стремились публиковать статьи в журналах Web of Science и Scopus, набирая баллы за счет совместной публикации со студентами в отечественных журналах.
• Выплаты по итогам индивидуального рейтинга отсрочены, сроки и порядок выплат не были четко определены. Коррекция показателей производилась первоначально на уровне структурных подразделений, затем - специальной рейтинговой комиссией. Работа по уточнению показателей индивидуального рейтинга не отличалась полной прозрачностью для сотрудников, многие из которых сомневались в справедливости мер коррекции на основании
проверки сведений из представленной ими документальной базы. В настоящее время руководство предпринимает меры, связанные с разработкой комплекса мероприятий по совершенствованию системы индивидуального рейтинга. Совершенствование системы расчета индивидуального рейтинга безусловно послужит его улучшению как одного из механизмов стратегии вхождения российских вузов в систему всемирных связей с области науки и образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федотова О.Д., Окунева И.А. Российское образование в системе трансграничных связей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. №9. С. 15-20.
2. Fedotova O., Latun V. The first Russian project of the Asian Academy: new geopolitical vector // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №4. С. 356-361.
3. Федотова О.Д., Латун В.В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19). С. 204.
4. Пивунов Е.Н., Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко- педагогическом контексте // Гуманизация образования. 2008. №2. С. 90.
5. Федотова О.Д. Профессиональное образование в странах Восточной Азии: исследования и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №4 (23). С. 64.
6. Hinz A. Attitudes of German teachers and students towards public online ratings of teaching quality. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 2011. №9 (2).
7. Goldhaber D., Walch J. Strategic pay reform: A student outcomes-based evaluation of Denver's ProComp teacher pay initiative. Economics of Education Review, 2012. №31 (6). С. 1067-1083.
8. Murnane R.J., Steele J.L. What is the problem? The challenge of providing effective teachers for all children. Future of Children, 2007. №17 (1). С. 15-43.
9. Рабинович М.И., Степанова Е.Ю. О разработке типологии рейтинговых оценок деятельности преподавателей и кафедр для системы морального и материального стимулирования // Университетское управление: практика и анализ, 2009. №3. С. 23 - 28.
10. Котляров И.Д. Управление продуктивностью научной работы профессорско-преподавательского состава // Университетское управление: практика и анализ. 2009. №5. С. 41-48.
11. Новаков Н., Попов Ю., Садовников В. и др. Мониторинг образовательного процесса // Высшее образование в России. 2003. №6. С. 15 - 23.
12. Фишбейн Б.Д. О методологии рейтинг-оценивания деятельности кафедр высшего учебного заведения: Препринт. - Самара: СамГАПС, 2004. - 24 с.
13. http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/NICH/Prikaz_0435_03_ot_23.06. 2014.pdf.
14. Бечвая М.Р., Боровская М.А., Развадовская Ю.В., Шевченко И.К. - Система стимулирования как инструмент повышения результативности научно-образовательной деятельности: опыт федеральных университетов // Университетское управление: практика и анализ, 2013. №4. С. 128-142.
15. http://sfedu.ru/docs/rector/otchet2012.pdf.
16. http://sfedu.ru/docs/rector/NR_OTCHET_2013.pdf.
17. http://sfedu.ru/docs/rector/3-27-Otchet_2014_10.pdf.
18. Olga Fedotova, Elena Platonova, Juliya Bogomolova. Strategy of Incentive Payments as a Mechanism for Entering Russian Universities in the Global World // Procedia Economics and Finance, Volume 23, 2015, Pages 1125-1130. DOI information: 10.1016/S2212-5671(15)00385-8 http://authors.elsevier.com/a/1RL-c7t55ixdVI.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Fedotova Ol'ga Dmitrievna
Southern Federal University Rostov on Don E-mail: [email protected]
Mareev Vladimir Vladimirivich
Southern Federal University Rostov on Don E-mail: [email protected]
Karpova Galina Fedorovna
Southern Federal University Rostov on Don E-mail: [email protected]
Stimulation of publishing activity of University lecturer as a way for Entering Russian Universities in the system of world relations in the sphere of science and education
Abstract. In this article new administrative strategy of entering of the Russian universities in system of international relations in the fields of sciences and education is analyzed. Realization of new strategy of advance of the Russian universities in world space by increase of their place in ratings of world universities is combined with search of new ways and development tools of human potential of scientific and pedagogical employees of universities. On the example of technology of the individual rating developed at the Southern Federal University and the role of stimulating payments are shown following the results of the publication of scientific results in journals included in the bibliographic databases Scopus and Web of Science. It is shown that systems of financial stimulation of scientific and pedagogical employees operating in higher education institution are constructed on idea of increase of productivity of scientific activity according to the indicators considered by the Ministry of Science and Education and give as a whole a positive effect. The assessment is given to motivational schemes and productivity of technology of stimulating payments on an individual rating of the teacher. The strategy of teachers directed on increase of the rating at the expense of use of other types of publications, having low coefficient of complexity are characterized. Ways of increase of efficiency of application of strategy of stimulating payments by results of an individual rating are designated.
Keywords: education; university lecturer; promotion; publication activity; rating; management; strategy; motivation.
REFERENCES
1. Fedotova O.D., Okuneva I.A. Rossiyskoe obrazovanie v sisteme transgranichnykh svyazey // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2010. №9. S. 15-20.
2. Fedotova O., Latun V. The first Russian project of the Asian Academy: new geopolitical vector // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. №4. S. 356-361.
3. Fedotova O.D., Latun V.V. Obrazovanie v Kitae: psikhologo-pedagogicheskaya problematika dissertatsionnykh issledovaniy // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. №6 (19). S. 204.
4. Pivunov E.N., Fedotova O.D. Evropa i Aziya: geokul'turnye faktory v istoriko-pedagogicheskom kontekste // Gumanizatsiya obrazovaniya. 2008. №2. S. 90.
5. Fedotova O.D. Professional'noe obrazovanie v stranakh Vostochnoy Azii: issledovaniya i perspektivy // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. №4 (23). S. 64.
6. Hinz A. Attitudes of German teachers and students towards public online ratings of teaching quality. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 2011. №9 (2).
7. Goldhaber D., Walch J. Strategic pay reform: A student outcomes-based evaluation of Denver's ProComp teacher pay initiative. Economics of Education Review, 2012. №31 (6). S. 1067-1083.
8. Murnane R.J., Steele J.L. What is the problem? The challenge of providing effective teachers for all children. Future of Children, 2007. №17 (1). S. 15-43.
9. Rabinovich M.I., Stepanova E.Yu. O razrabotke tipologii reytingovykh otsenok deyatel'nosti prepodavateley i kafedr dlya sistemy moral'nogo i material'nogo stimulirovaniya // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2009. №3. S. 23 - 28.
10. Kotlyarov I.D. Upravlenie produktivnost'yu nauchnoy raboty professorsko-prepodavatel'skogo sostava // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2009. №5. S. 41-48.
11. Novakov N., Popov Yu., Sadovnikov V. i dr. Monitoring obrazovatel'nogo protsessa // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003. №6. S. 15 - 23.
12. Fishbeyn B.D. O metodologii reyting-otsenivaniya deyatel'nosti kafedr vysshego uchebnogo zavedeniya: Preprint. - Samara: SamGAPS, 2004. - 24 s.
13. http://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/NICH/Prikaz_0435_03_ot_23.06. 2014.pdf.
14. Bechvaya M.R., Borovskaya M.A., Razvadovskaya Yu.V., Shevchenko I.K. - Sistema stimulirovaniya kak instrument povysheniya rezul'tativnosti nauchno-obrazovatel'noy deyatel'nosti: opyt federal'nykh universitetov // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2013. №4. S. 128-142.
15. http://sfedu.ru/docs/rector/otchet2012.pdf.
16. http://sfedu.ru/docs/rector/NR_OTCHET_2013.pdf.
17. http://sfedu.ru/docs/rector/3 -27-Otchet_2014_10.pdf.
18. Olga Fedotova, Elena Platonova, Juliya Bogomolova. Strategy of Incentive Payments as a Mechanism for Entering Russian Universities in the Global World // Procedia Economics and Finance, Volume 23, 2015, Pages 1125-1130. DOI information: 10.1016/S2212-5671(15)00385-8 http://authors.elsevier.com/a/1RL-c7t55ixdVI.