наследство моей матери?». Или в рассматриваемом нами случае: «Вы полагаете, что мои психосексуальные проблемы - это результат воспитания моей матери?». Чтобы вывести клиентку из часто наблюдаемого при этом состояния ступора, предлагаем отделить установки матери от установок клиентки. Она должна разрешить себе не быть похожей на мать, жить своей жизнью и поступать в соответствии со своими желаниями.
7 шаг. «Обратная связь, отзеркаливание клиенту желаемых изменений».
Самым впечатляющим моментом терапии является перевоплощение клиентки в интроектора и его рассказ о мотивах, которые способствовали возникновению интроекта, усвоенного ею же в детском возрасте. После отыгрывания роли интроектора интенсивность проявления первоначального чувства к нему снижается. В ответе на вопрос «А что Вы чувствуете по отношению к матери теперь?» в голосе клиентки проступают смягченные нотки, исчезают раздражение, гнев, обида. Тембр голоса становится мягким, теплым, сочувствующим, жалостливым. Это и есть первые желаемые изменения, за которыми должны последовать более значительные перемены в мыслях и поведении клиентки в дальнейшем.
Таким образом, первое изменение, которое психотерапевт улавливает и отзеркаливает - фраза «.. .я уже не чувствую по отношению к маме такой острой обиды, как прежде. Мне ее жаль. Отзеркаливание заключается в примерно таком обращении терапевта к клиентке:
- «Обратите внимание на то, каким стал Ваш голос, как исчезло напряженное выражение лица и глаз, какой расслабленной стала поза. Ваши чувства к матери изменились. Ей было нелегко воспитывать Вас одной и у нее были свои мотивы, помогающие ей выживать в трудный для нее период». Внимание клиентки обращается на изменения, которые произошли как снаружи (невербалика), так и внутри (чувства). Эффект психотерапии и заключается в изменении понимания, осознавания, действий, чувств и мыслей.
Отзеркаливание желаемых изменений может заключаться и, например, в такой фразе:
- «У Вас вид женщины, сочувствующей, понимающей и сострадающей своей матери».
На следующем этапе психотерапевт делится с клиенткой своими чувствами, высказывает свою точку зрения на произошедшее в процессе терапии, на возможные изменения в
Библиографический список
поведении клиентки после психотерапии. Возможен вариант, при котором терапевт поделится личным позитивным опытом преодоления какой-либо собственной психологической проблемы, связанной с освобождением от интроекта ( как он/она в свое время избавлялся/избавлялась от родительских предписаний, что с ним/ней происходило при этом. Такая поддержка помогает клиентке поверить в возможность избавления от проблемы, опираясь на личный опыт психотерапевта. Далее психотерапевт высказывает свои искренние чувства и переживания.
Вывод, который делается после терапии, можно сообщать или не сообщать клиентке. Он заключается в осознании того, что интроекты рождаются из страданий интроектора и адресуются ребенку с благой целью - защитить его (или свои) личностные границы от возможных проблем в будущем. Второй причиной появления интроекта является желание интроектора избавиться от внутреннего или внешнего дискомфорта, а, возможно, и от беспокойства, причиняемого ребенком.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. В возрасте от 0 до 4 лет у девочки формируется традиционный феминный образ женщины с помощью механизмов подражания и интериоризации.
2. С четырехлетнего возраста у девочки начинает формироваться эмоционально-когнитивный диссонанс, который при наличии деструктивных интроектов и последующем прохождении через кризис подросткового возраста, при смене ведущей деятельности и смене референтной группы может привести к изменению психологического пола, нарушению полоролевой идентичности и проблемам, связанным с психосексуальным здоровьем.
3. Одной из причин проблем в области психосексуального здоровья женщины является внутренний конфликт традиционного и современного женского стереотипа, протекающий на эмоциональном, когнитивном, духовном и поведенческом уровнях.
4. Эффективным способом коррекции проблем, связанных с психосексуальным здоровьем женщин, является использование техники «Алгоритм реформирования интроекта», требующей предварительного выявления психологических механизмов возникновения интроекта, проводимого в рамках психоаналитической парадигмы.
1. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Короленко, Ц.П. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2009.
3. Дмитриева, Н.В. Алгоритм реформирования интроекта // В кн.: Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 23-24 октября 2008 года. - Барнаул: БГПУ, 2008.
4. Колесов, Д.В. Биология и психология пола. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
5. Васильева, В.В. Психологические особенности женщин с бесплодием // В.В. Васильева, В.И. Орлов, К.Ю. Сагамонова, А.В. Черноситов // Вопросы психологии. - 2003. - №6
6. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
7. Короленко, Ц.П. Психоанализ и психиатрия: монография. / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.
8. Межерицкая, Л.Д. Методы психодрамы и гештальта в развитии личностной идентичности студентов вузов / Л.Д.Межерицкая, Н.В. Дмитриева // Образование и саморазвитие. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2009. - №1 (11).
Статья поступила в редакцию 17.12.09
УДК 378:001
В.В. Латюшин, канд. пед. наук, ректор ЧГПУ, В.В. Базелюк, д-р истор. наук, проректор по научной работе ЧГПУ, В.В. Мусатов, заведующий отделом научных исследований ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: beam@cspu.ru, E-mail: cspu@cspu.ru
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ГРАНТОСОИСКАТЕЛЬСКОЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается один из блоков рейтинговой оценки работы сотрудников высшего учебного заведения. Приводятся обоснования (внутренние и внешние факторы) включения данных оценок в рейтинг преподавателя. Приводиться перечень фондов и источников финансирования, учтены все этапы работы по проектам, по грантам и защите интеллектуальной собственности в виде патентов России.
Ключевые слова: рейтинг, оценка, грант, изобретение, Челябинский государственный педагогический университет.
В Челябинском государственном педагогическом университете разрабатывается и успешно внедряется рейтинговая система оценки работы профессорско-преподавательского состава университета. В системе комплексной рейтинговой оценке существенный блок представляет рейтинговая оценка грантосоискательской (фандрайзинговой) и изобретательской активности сотрудников вуза. Это обусловлено рядом существенных факторов внешнего и внутреннего характера.
Инновационный путь развития страны декларируется в качестве приоритетного все последние годы. Для перехода экономики страны на этот путь необходима не только политическая воля руководства страны, заказ общества, но и наличие передовых разработок мирового уровня. Таким образом, перед учеными, изобретателями, разработчиками, технологами России стоит задача выполнить эти разработки. Этим обусловлен запрос общества на новые знания, новые изобретения, на основе которых и можно сделать новые разработки.
Известно, что значительная часть всех ученых России работает в высших учебных заведениях. Поэтому обозначенные выше задачи - это задачи, стоящие перед всей вузовской наукой. В связи с этим, оценка показателей научных достижений, научной деятельности каждого конкретного вуза является важнейшей на этапе его аккредитации.
В число показателей аккредитации входят: объем фундаментальных и прикладных исследований (выраженный в тысячах рублей) на единицу профессорско-преподавательского состава вуза. Еще один показатель - востребованность научных исследований, проводимых в вузе, т. е. объем средств, полученных из внешних источников (х/договорные работы; гранты различных фондов, организаций и частных лиц; средства, полученные для выполнения проектов в рамках ведомственных и федеральных целевых программ), выраженный также в тысячах руб. на единицу профессорско-преподавательского состава вуза. Этим обусловлена значимость данной деятельности на уровне учебного заведения.
Для каждого конкретного исследователя, сотрудника, преподавателя вуза научная, изобретательская деятельность является основой его роста: роста ученой степени и звания, роста его авторитета в вузе и мировом рейтинге среди коллег, роста как исследователя и педагога. Для учащихся вуза (студентов, аспирантов и соискателей) - участие в научных разработках (самостоятельных и в составе творческих коллективов) это возможность овладения методологий исследования, получение опыта конкретной научной работы и основа для защиты квалификационных работ различного уровня. Этим определяется важность этой деятельности для каждого участника образовательного процесса в университете: для сотрудников и для учащихся.
В связи с этим, закономерно включение соответствующих оценок научной работы в рейтинговую систему оценки качества работы профессорско-преподавательского состава вуза. Такая оценка важна не только с точки зрения констатации научного потенциала и активности сотрудника, учащегося в определенный момент времени, но, что еще более важно, для стимулирования и дальнейшего развития его активности.
Научная деятельность непосредственно связана с получением новых знаний и, соответственно, с процессом создания и оформления интеллектуальной собственности.
Рассмотрим более подробно элементы двух этапов, связанных с интеллектуальной собственностью: этап ее создания и этап ее предусмотренного действующим законодательством закрепления за конкретными лицами или организациями. Первый этап непосредственно связан с грантосоискательской деятельностью, второй с патентованием изобретений. Оба этапа учтены и подробно прописаны в рейтинговой оценке сотрудников.
Этап первый - этап создания интеллектуальной собственности. Основой создания интеллектуальной собственности являются научные разработки преподавателей и учащихся вуза. Вести любые научные исследования (и теоретические и, тем более, экспериментальные) невозможно без соответствующей материально-технической базы, оборудования, фи-
нансовых ресурсов. Источниками этих ресурсов могут быть собственные средства вуза, средства самих исследователей, спонсоров, средства, заработанные при выполнении х/договорных работ и различных грантов.
Мировой опыт и опыт, наработанный в сотрудничестве с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), опыт работы по проектам, финансируемым Федеральным агентством по образованию показывает, что наиболее перспективными и значимыми все больше становятся два последних источника финансирования. Поэтому они подробно прописаны в таблице учета рейтинга профессорско-преподавательского состава.
В рейтинговых показателях учтено, что работа, связанная с грантами имеет две стадии: 1) поиск фонда, оформление и подача заявки; 2) исследовательская работа по проекту, получившему поддержку в виде гранта, оформление и сдача отчета. Соответственно обе стадии оцениваются определенными баллами [1; 2].
Учтено и то, что в работе по проекту различна роль участников коллектива исследователей. Наибольший вклад и наибольшую ответственность и при подаче заявки, и в исследованиях, и при представлении отчета несет научный руководитель проекта, поэтому он имеет наибольшее количество баллов. Далее по значимости (и по получаемым баллам) следует ответственный исполнитель проекта, далее рядовые члены временного творческого коллектива исследователей.
Гранты также делятся по уровням, по источникам финансирования. В рейтинге выделены следующие гранты:
1) Гранты ректората ЧГПУ (индивидуальные).
2) Гранты по тематическим заданиям ректората ЧГПУ.
3) Гранты Правительства Челябинской области (областные молодежные).
4) Гранты Президента России.
5) Гранты ведущих фондов страны: РФФИ, РГНФ (инициативные научные проекты отдельных ученых и коллективов).
6) Гранты РФФИ и РГНФ (издательские проекты, организация и проведение научных мероприятий: семинаров; конференций).
7) Гранты РФФИ и РГНФ (участие ученых вуза в зарубежных научных мероприятиях).
8) Тематические задания Федерального агентства по образованию.
9) Федеральные и ведомственные целевые программы.
10) Гранты других (российских) фондов и организаций (инициативные научные проекты отдельных ученых и коллективов).
11) Гранты других (российских) фондов и организаций (издательские проекты, командировки и др.).
12) Гранты зарубежных фондов и их представительств в России (инициативные научные проекты отдельных ученых и коллективов).
13) Гранты зарубежных фондов и их представительств (издательские проекты, командировки и др.) [3].
По каждому виду гранта сотрудники вуза получают определенное количество баллов (баллы определены и утверждены в соответствии со значимостью выполняемых работ, уровнем гранта).
Одним из важнейших показателей при оценке уровня научных исследований в вузе, при определении относится ли вуз к инновационным являются число подаваемых заявок на изобретения и число получаемых патентов. Этот показатель непосредственно связан со вторым этапом работ - этапом предусмотренного действующим законодательством закрепления интеллектуальной собственности за конкретными лицами или организациями, т.е. этапом патентования изобретений.
В рейтинговых показателях отдельно выделены патенты на полезные модели и на изобретения. Учтено, что процесс патентования характеризуется большой длительностью (обычно это один - два года), связанной с тем, что в стране только одно ведомство (Федеральный институт патентной
собственности «Роспатент») имеет право рассматривать заявки на изобретения и выдавать патенты. Кроме того, сам процесс экспертизы многоэтапный и длительный. Поэтому для своевременного учета активности сотрудников в рейтинге разделены два тапа работы по патентованию. Первый этап -этап оформления и подачи заявки. Этим фиксируется и учитывается то, что ученый (коллектив ученых) уже провел серь-
Библиографический список
езную научную работу и получен результат мирового уровня. При положительном решении формальной экспертизы и экспертизы по существу (при подтверждении мировой абсолютной новизны разработки), при поучении патента изобретатели получают дополнительное (увеличено в 3,3-4 раза по сравнении с первым этапом) количество баллов.
1. Климова, А.В. Интеллектуальная собственность: основные нормы законодательства РФ . - М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, 2008.
2. Климова, А.В. Интеллектуальная собственность: основные нормы международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация. - М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), 2008.
3. Микки Мэйхен. Пособие по составлению заявок на гранты. - М.: Информационно-ресурсный центр посольства США, 2001.
Статья поступила в редакцию 13.11. 09
УДК 378.046.4
В.В. Халикова аспирант АлтГПА, г. Барнаул, Email: DOU Teremok @yandex. ru
ОТЛИЧИЕ ПОЗИЦИЙ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ И НЕВЫРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТЬЮ
В статье представлена краткая характеристика позиций в детско-родительских отношениях у детей с выраженной и невыраженной субъектно-стью. Изложены результаты двухлетнего исследования субъектности детей старшего дошкольного возраста как целостной характеристики позиции ребёнка в детско-родительских отношениях.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, субъектность ребёнка, позиция ребёнка в детско-родительских отношениях.
Проблематику субъекта деятельности и феномена субъ-ектности разрабатывали многие отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцы-ферова, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, В.Т. Кудрявцев, В.С. Лазарев, В.И. Зинченко, В.А. Петровский, А.К. Дусавицкий, А.Л. Венгер, В.В. Селиванов, В.И. Моросанова). Субъекта характеризуют как человека, способного к произвольному поведению, творчеству, рефлексии и самостоятельности, це-леполаганию и проектированию хода развития собственных способностей, к децентрации - умению координировать собственную позицию с позициями других, выходить за пределы предустановленного - быть «свободным, целеустремленным, целостным, развивающимся существом» [1].
Понятие «субъектность» связано с понятиями «совместность» и «событийная общность», которые представляют собой целостную систему связей и отношений [2; 3].
Современные условия семейного воспитания создают подвижные, вариативные взаимоотношения между ребёнком и взрослым, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим ребёнком, его позицией. Во взаимодействии ребёнка и родителей центр смещается в сторону взрослых: именно они выстраивают и формируют направленность этого взаимодействия, в котором ребёнок либо занимает активную позицию, либо принимает себя в качестве объекта манипуляций со стороны взрослых. Однако даже непосредственно направленные на ребёнка воспитательные и другие воздействия могут быть эффективными лишь тогда, когда они опосредуются самим ребёнком. Причем опосредование здесь выступает не только как понимание, принятие их ребёнком, но и как встречная активность ребёнка как субъекта, как выражение его позиции.
В общетеоретическом плане существует положение о том, что развитие личности ребёнка совершается благодаря его взаимодействию со взрослыми, прежде всего с родителями. Такое взаимодействие предполагает обоюдную активность - со стороны, как взрослого, так и со стороны ребёнка. В частности, размышляя о проблеме перехода от дошкольного к младшему школьному периоду развития. Д.Б. Эльконин пишет, что «...психологический механизм «потери непосредственности» заключается в возникновении особой внутренней ориентации в смыслах дальнейших отношений со взрослым или будущего положения в кругу сверстников, т. е. смысловой
ориентации на социальную позицию, которая может возникнуть в результате выполнения данного поступка» [4, с. 501].
Вместе с тем большинство конкретных исследований детско-родительского взаимодействия строится по схеме «родительское воздействие - детский ответ». В качестве субъекта активности выступает взрослый, ребёнок же оказывается не активной, а реагирующей, реактивной стороной. Эта логика наиболее выпукло проявляется в исследованиях, прослеживающих влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребёнка [5; 6]. Лишь в немногих работах этого направления делается попытка учесть также и вторую сторону детско-родительского взаимодействия - воздействие детского поведения на родителей.
Действуя с позиции субъекта детско-родительского взаимодействия, ребёнок самостоятельно выбирает стратегию поведения в различных ситуациях и условиях жизнедеятельности, проявляя свою активность. Активные, целенаправленные, осознаваемые ребёнком действия, способствуют его успешному включению в семейную среду. Активность - это способность ребёнка быть субъектом взаимодействия со взрослыми в детско-родительских отношениях, определять для себя меру включённости в детско-родительские отношения, т.е. влиять на эти отношения и отношения между родителями, в соответствии с ситуацией выбирать стратегию поведения. Активность старшего дошкольника приобретает интеллектуальный характер и включает обдумывание будущей деятельности, действий. Индивидуальные различия в активности накладывают отпечаток на все взаимоотношения ребёнка с родителями.
Мы в своём исследовании исходили из представления о том, что в детско-родительских отношениях действия ребёнка и родителей взаимно ориентированны друг на друга. Не только поступки ребёнка являются ответом (реакцией) на действия родителей, но в той же мере и поступки родителей представляют собой реакцию на действия ребёнка. Эта «кольцевая» взаимосвязь порождает межличностную ситуацию развития ребёнка, являющуюся источником формирования его личностных особенностей, субъектных качеств.
На наш взгляд, субъектность - это многогранное понятие, включающее в себя широкий спектр характеристик, среди которых можно выделить: активность, осознанность, креативность.
Целью нашего исследования: выявление содержания и отличительных особенностей позиций детей с выраженной и