Научная статья на тему 'РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердышева Ю.А., Жаркова Е.А.

В статье изучены теоретические и методологические аспекты системного подхода к экономическому развитию объекта. Рассмотрены особенности системного подхода, при которых определяются различные вариации связей между объектами, состоящими из нескольких частей и объединенными в систему. Уделено внимание системному подходу как объединенной деятельности для достижения общесистемной цели и роста эффективности всех подсистем. Определение интегральной оценки потенциала начато с формирования системы показателей, которые отражают потенциал системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте. Эти показатели представляют собой экономические ресурсы, участвующие в развитии хозяйственной деятельности. Особое значение отведено раскрытию понятия эффективности функционирования системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте, отражающего степень использования этих ресурсов, и определению уровня экономического потенциала. Максимальное значение экономического потенциала будет способствовать наиболее рациональному стратегическому управлению. Рассмотрены результаты расчетов, основанных на коэффициентах при переменных в потенциальной функции. Эти коэффициенты в интегральной оценке потенциала представлены как веса признаков. Увеличение значений показателей, имеющих наибольший вес, обусловит сокращение сроков достижения целевого уровня экономического развития. Сформирована схема приоритетов для использования в управлении развитием системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте. Рассматриваемый подход к развитию данной системы характеризует возможность осуществлять управление процессом ее экономического развития через увеличение более значимых показателей, полученных на основании рейтинговой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING ASSESSMENT OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RAILWAY TRANSPORT PUBLIC SERVICE SYSTEM

The article studies the theoretical and methodological aspects of a system approach to the economic development of an object. The features of the system approach are considered, in which possible variations of connections between complex objects combined into a system are determined. The study is focused on the system approach as a joint activity aimed at achieving system-wide targets and increasing the efficiency of all subsystems. The determination of the integral assessment of the potential begins with the formation of a system of indicators that reflect the potential of the system of railway transport passenger service. These indicators represent the economic resources involved in the development of economic activities. Particular importance is attached to the clarification of the concept of the efficiency of the railway transport public service system functioning that reflects the degree of use of the resources and to the assessment of the level of economic potential. The highest value of the level of economic potential will contribute to the most rational strategic management. The results of calculations based on the coefficients of the variables in the potential function are interpreted. These coefficients in the integrated assessment of the potential are represented by the weights of the features. A scheme of priorities is being formed to be used in managing the development of the railway transport public service system. An increase in the values of indicators that have the greatest weight will lead to a reduction in the time frame for achieving the target level of economic development. The system approach to the economic development of this system characterizes the ability to manage the process of its economic development through an increase in more significant indicators in the integral assessment of the level of economic development based on the rating assessment.

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

DOI 10.52170/2618-7949_2021_11_5 УДК 338.47

Ю. А. Бердышева, Е. А. Жаркова

Рейтинговая оценка экономического развития системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте

В статье изучены теоретические и методологические аспекты системного подхода к экономическому развитию объекта. Рассмотрены особенности системного подхода, при которых определяются различные вариации связей между объектами, состоящими из нескольких частей и объединенными в систему. Уделено внимание системному подходу как объединенной деятельности для достижения общесистемной цели и роста эффективности всех подсистем.

Определение интегральной оценки потенциала начато с формирования системы показателей, которые отражают потенциал системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте. Эти показатели представляют собой экономические ресурсы, участвующие в развитии хозяйственной деятельности. Особое значение отведено раскрытию понятия эффективности функционирования системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте, отражающего степень использования этих ресурсов, и определению уровня экономического потенциала.

Максимальное значение экономического потенциала будет способствовать наиболее рациональному стратегическому управлению. Рассмотрены результаты расчетов, основанных на коэффициентах при переменных в потенциальной функции. Эти коэффициенты в интегральной оценке потенциала представлены как веса признаков. Увеличение значений показателей, имеющих наибольший вес, обусловит сокращение сроков достижения целевого уровня экономического развития. Сформирована схема приоритетов для использования в управлении развитием системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте.

Рассматриваемый подход к развитию данной системы характеризует возможность осуществлять управление процессом ее экономического развития через увеличение более значимых показателей, полученных на основании рейтинговой оценки.

Ключевые слова: железнодорожное транспортное обслуживание населения, системный подход, рейтинговая оценка, потенциал экономического развития.

Системным подходом в методологию познания внесены определенные позитивные моменты. В первую очередь расширен набор методологических принципов. Кроме того, раздвинуты границы познавательной реальности, внесен ряд новых элементов в описание поведения объекта через раскрытие механизма его целостности и выявление особенностей его связей. Системный подход продемонстрировал разделение объекта на части, что позволяет объединить их в новый объект для достижения цели изучения.

Базой системного подхода выступает ряд положений философской теории причинности и системности, одно из которых заключается в следующем. Элементы системы образуют неделимое целое, а воздействие на один элемент оказывает влияние на другие, каждый из которых имеет индивидуальное предназначение. Целое в процессе изменения обновляется, сохраняя единство, однако изменяются входящие в него элементы. Выход элементов целого

снизу является входом для элементов более высоких уровней.

Системный подход в процессе управления имеет положительные свойства: перспективность, целенаправленность, оптимальность, обратную связь и др. Необходимо учитывать факторы, которые влияют на объект в наибольшей степени.

Основным содержанием этого подхода выступает положение о функциях в управлении, которые осуществляются в тесной взаимосвязи с деятельностью всей системы. Иными словами, все задействовано для достижения целей системы, а функции являются средством их достижения. Функциям свойственна взаимосвязь и отсутствие строгой последовательности во времени. Планирование, контроль, организация -это функции, выполнение которых обусловлено эффективностью реализации оперативного управления и контроля, зависящих от существующей организационной структуры и степени ее влияния на процессы планирования.

Системному подходу к организационной функции свойственны такие методы, которые позволяют объединить деятельность, представленную различными видами, чтобы достичь общесистемной цели и повысить эффективность каждой из подсистем. Любая производственная система может рассматриваться как социальная, включающая взаимосвязанные части и переменные, являющаяся частью общества и выступающая основой для системного подхода. Поэтому учреждения, предприятия и организации можно рассматривать как социальные системы, организованные в определенных целях. Таким образом, процесс реализации общесистемной цели обусловлен характером взаимосвязей всех частей системы.

Рост проблем повлиял на их сложность. Поэтому процесс решения проблемы требует применения таких методов, которые позволят рассматривать ее целиком, обеспечивая ряд альтернатив, характеризующихся большим числом переменных. Это возможно осуществить методами системного анализа многомерных динамических объектов [1].

Экономическое развитие системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте можно представить как задачу с многомерным динамическим объектом. Изучение развития системы сопровождается решением наделенной особой актуальностью задачи - нахождением потенциала и уровня его развития. Потенциал оценивается рядом показателей, а построение шкалы позволяет измерить его уровень [2].

Предлагаемая в работе методика дает возможность осуществить оценку потенциала системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте и изучить его развитие, при этом за интегральный показатель принята количественная оценка, которая должна рассчитываться для всего комплекса показателей [3].

Начать определение интегральной оценки потенциала исследуемой системы следует с формирования системы показателей. Интегральную оценку (потенциал) необходимо рас-

сматривать как реализацию потенциальных возможностей этой системы [4].

В качестве показателей, отражающих потенциал возможностей системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте, выбраны экономические ресурсы, влияющие на уровень развития данной системы, и их объем. Эффективность деятельности системы обусловлена интенсивностью использования рассматриваемых ресурсов [5].

Предлагаемая система показателей для расчета уровня экономического потенциала системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте включает [6]:

Х1 - величина доходов от пассажирских перевозок, млрд р.;

Х2 - величина прибыли от пассажирских перевозок, млрд р.;

хз - объем пассажирских перевозок, млн чел.; Х4 - объем пассажирооборота, млрд пасс.-км. Определение уровня экономического потенциала системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте по комплексу показателей производится по алгоритму, результатом выполнения которого является потенциальная функция экономического развития данной системы, представленная формулой [7]

у = 0,07X1 + 0,02X2 + 0,95хз + 0,29x4 + 0,23x5. (1) Результаты расчетов, представленные в таблице, свидетельствуют о нестабильном характере изменения уровня экономического потенциала системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте за 20172021 годы. При этом период 2017-2018 годы характеризуется ростом показателя, а период 2019-2020 годы демонстрирует снижение уровня потенциала. Этот период исследования характеризуется сложной экономической ситуацией и высокой степенью неопределенности из-за пандемии коронавирусной инфекции.

Исходя из того, что в качестве эталонного уровня принято значение 100, величина уровня потенциала экономического развития системы обслуживания населения на железнодорожном

Уровень потенциала развития системы обслуживания населения на железнодорожном

транспорте за период 2017-2021 годы

Показатель развития Год

2017 2018 2019 2020 2021

Уровень потенциала 102,2 103,6 102,2 97,5 99,4

Цепные темпы роста, % - 102,4 99,6 96,4 103,0

Ю. А. Бердышева, Е. А. Жаркова

Рейтинговая оценка экономического развития системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте

транспорте в конце периода исследования не так далека от эталонной (99,4 %).

Стратегическое управление нуждается в выработке таких мер, которые в минимальный срок позволят достичь эталонного значения. Наглядно изображение потенциала можно представить в виде графика, который позволит проследить динамику экономического развития системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте и называется фазовым портретом (рис. 1).

Динамика роста уровня экономического потенциала свидетельствует о недостаточности темпов его роста для достижения эталонного состояния системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте. Следовательно, в качестве стратегии экономического развития данной системы может выступать та, которая позволит за короткий промежуток времени достичь эталонного состояния [8].

Положительная динамика уровня экономического потенциала еще не свидетельствует о том, что сложившиеся темпы его роста достаточны для того, чтобы система обслуживания населения на железнодорожном транспорте достигла своего эталонного состояния. Важно, чтобы это произошло за минимальное время.

Значения коэффициентов перед переменными в потенциальной функции являются весами признаков в интегральной оценке потенциала. Ранжирование этих весов по значимости, согласно их значениям, позволит построить ранговую шкалу признаков, отражающую потенциал системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте (рис. 2).

Ранжировка этих признаков по приоритетности будет такова:

1) хз - объем пассажирских перевозок, млн чел.;

2) Х4 - объем пассажирооборота, млрд пасс.-км.;

3) Х1 - величина доходов от пассажирских перевозок, млрд р.;

4) Х2 - величина прибыли от пассажирских перевозок, млрд р.

Схема приоритетов (см. рис. 1) может быть использована в управлении развитием системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте. Увеличение значений наиболее весомых показателей будет способствовать более быстрому росту уровня экономического развития.

Таким образом, рассматриваемый подход к экономическому развитию системы обслужива-

96 -I-т-т-т-т-т-,

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Годы

Рис. 1. Фазовый портрет уровня потенциала экономического развития системы обслуживания

населения на железнодорожном транспорте

Х4

Х1

Рис. 2. Приоритетность показателей экономического развития системы обслуживания населения

на железнодорожном транспорте

ния населения на железнодорожном транспорте показал, что ее рейтинговая оценка позволит управлять процессом экономического разви-

тия данной системы путем воздействия на наиболее значимые в интегральной оценке показатели.

Библиографический список

1. Жаркова Е. А. Системный анализ как методологический инструмент исследования устойчивого развития предприятия железнодорожного транспорта // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров : материалы III Междунар. экон. форума / под ред. С. Н. Бочарова. Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016. С. 182-183.

2. Владимирова Т. Ф., Цевелев С. А. Система сбалансированных показателей для оценки результативности регионального филиала федеральной пассажирской компании // Сибирская финансовая школа. Новосибирск : Изд-во Сиб. акад. финансов и банковского дела, 2016. № 1. С. 127-131.

3. Жаркова Е. А. Методика определения интегральной оценки развития предприятия железнодорожного транспорта по комплексу показателей // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2011. Вып. 25. С. 87-95.

4. Бердышева Ю. А., Жаркова Е. А. Оценка экономического потенциала развития системы обслуживания населения на железнодорожном транспорте // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2018. № 3 (46). С. 11-16.

5. Бердышева Ю. А. Оценка транспортных потоков и экономическая эффективность транспортного обслуживания населения при высокоскоростном движении // Политранспортные системы : материалы IX Междунар. науч.-техн. конф. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2017. С. 181-186.

6. Макарова Е. А., Муктепавел С. В. Разработка системы расчетно-аналитических показателей, характеризующих региональные объемы пассажирских перевозок // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. М. : Изд-во Науч.-исслед. ин-та ж.-д. трансп., 2016. № 3. С. 169-173.

7. Шаланов Н. В. Математические методы цифровой экономики. Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2020. 732 с.

8. Тюнюкова Е. В., Бердышева Ю. А. Влияние показателей качества обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта на объемы перевозок // Вопросы новой экономики. 2017. № 1 (41). С. 91-98.

Yu. A. Berdysheva, E. A. Zharkova

Rating Assessment of the Economic Development of the Railway Transport Public Service System

Abstract. The article studies the theoretical and methodological aspects of a system approach to the economic development of an object. The features of the system approach are considered, in which possible variations of connections between complex objects combined into a system are determined. The study is focused on the system approach as a joint activity aimed at achieving system-wide targets and increasing the efficiency of all subsystems.

The determination of the integral assessment of the potential begins with the formation of a system of indicators that reflect the potential of the system of railway transport passenger service. These indicators represent the economic resources involved in the development of economic activities. Particular importance is attached to the clarification of the concept of the efficiency of the railway transport public service system functioning that reflects the degree of use of the resources and to the assessment of the level of economic potential.

The highest value of the level of economic potential will contribute to the most rational strategic management. The results of calculations based on the coefficients of the variables in the potential function are interpreted. These coefficients in the integrated assessment of the potential are represented by the weights of the features. A scheme of priorities is being formed to be used in managing the development of the railway transport public service system. An increase in the values of indicators that have the greatest weight will lead to a reduction in the time frame for achieving the target level of economic development.

The system approach to the economic development of this system characterizes the ability to manage the process of its economic development through an increase in more significant indicators in the integral assessment of the level of economic development based on the rating assessment.

Key words: railway transport passenger service; system approach; rating assessment; potential for economic development.

Бердышева Юлия Александровна - преподаватель кафедры «Социальная психология управления» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: gravicappa@rambler.ru

Жаркова Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: zharkovaea@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.