Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / DEVELOPMENT / ECONOMIC POTENTIAL / RAILWAY TRANSPORT / PASSENGER TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердышева Ю.А., Жаркова Е.А.

В статье определяется понятие экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения. Предлагается система показателей, которая основана на принципе системного подхода и позволяет вычислить уровень экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения, на основе которого при стратегическом управлении можно выработать решение, позволяющее достигнуть эталонного состояния потенциала за минимальное время. Расчет уровня развития экономического потенциала железнодорожного транспортного обслуживания населения осуществляется по определенному алгоритму, а результаты расчета позволяют выявить динамику уровня потенциала в течение всего периода исследования, определить степень эффективности деятельности в целом и экономических результатов, в частности. Эталонные значения показателей, отражающие уровень экономического развития железнодорожного транспортного обслуживания населения, взяты разумно, не завышенными, поэтому достичь их значения возможно в недалеком будущем. Вариация полученных значений уровня экономического развития невелика. Г рафически изменение уровня экономического развития железнодорожного транспортного обслуживания населения представлено в виде фазового портрета, который наглядно отражает динамику экономического развития железнодорожного транспортного обслуживания населения и тенденции, наблюдаемые на конец исследуемого периода. Темпы роста уровня экономического потенциала транспортного обслуживания населения еще недостаточны для достижения своего эталонного значения, однако в целом имеют положительную динамику. Следовательно, стратегия экономического развития железнодорожного транспортного обслуживания населения должна быть такой, чтобы достичь эталонного состояния за минимальный промежуток времени. Учитывая то, что объемы показателей потенциала экономического развития транспортного обслуживания населения в течение периода исследования изменяются, их структура совершенствуется. Вследствие этого повышается уровень эффективности деятельности по транспортному обслуживанию населения, что демонстрирует динамика уровня экономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC POTENTIAL DEVELOPMENT ESTIMATION OF THE RAILWAY PUBLIC TRANSPORT SERVICE SYSTEM

The article defines the economic potential development concept of the railway public transport service system. The system of indicators is proposed which is based on the principle of the system approach and allows calculating the economic potential development level of the railway public transport service system, on the basis of which, in strategic management, it is possible to develop a solution allowing achieving the reference state of the potential in minimum time. The calculation of the economic potential development level of the railway public transport services is carried out according to a certain algorithm, and the results of the calculation allow to reveal the dynamics of the potential level during the whole period of the study, determine the activity effectiveness degree in general and economic results, in particular. The standard values of the indicators, reflecting the economic development level of the railway public transport service, are taken reasonably, not overestimated, so it is possible to achieve their significance in the near future. The variation in the obtained values of economic development level is small. Graphically, the change in the economic development level of the railway public transport services is presented in the form of a phase portrait that graphically reflects the dynamics of the economic development of the railway public transport service and the trends observed at the end of the period under study. The rate of economic potential growth in the level of public transport services is still insufficient to achieve its benchmark value, but overall they have a positive dynamic. Consequently, the strategy for the economic development of the railway public transport service should be such that it achieves a reference state in a minimum period of time. Given the fact that the volume of the economic development potential indicators of public transport services during the study period is changing, their structure is being improved. As a consequence, the level of the public transport service efficiency is increasing, which is demonstrated by the level of economic potential dynamics.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 338.47

Ю. А. Бердышева, Е. А. Жаркова

Оценка экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения

Поступила 12.03.2018

Рецензирование 04.04.2018 Принята к печати 18.05.2018

В статье определяется понятие экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения. Предлагается система показателей, которая основана на принципе системного подхода и позволяет вычислить уровень экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения, на основе которого при стратегическом управлении можно выработать решение, позволяющее достигнуть эталонного состояния потенциала за минимальное время. Расчет уровня развития экономического потенциала железнодорожного транспортного обслуживания населения осуществляется по определенному алгоритму, а результаты расчета позволяют выявить динамику уровня потенциала в течение всего периода исследования, определить степень эффективности деятельности в целом и экономических результатов, в частности. Эталонные значения показателей, отражающие уровень экономического развития железнодорожного транспортного обслуживания населения, взяты разумно, не завышенными, поэтому достичь их значения возможно в недалеком будущем. Вариация полученных значений уровня экономического развития невелика. Графически изменение уровня экономического развития железнодорожного транспортного обслуживания населения представлено в виде фазового портрета, который наглядно отражает динамику экономического развития железнодорожного транспортного обслуживания населения и тенденции, наблюдаемые на конец исследуемого периода. Темпы роста уровня экономического потенциала транспортного обслуживания населения еще недостаточны для достижения своего эталонного значения, однако в целом имеют положительную динамику. Следовательно, стратегия экономического развития железнодорожного транспортного обслуживания населения должна быть такой, чтобы достичь эталонного состояния за минимальный промежуток времени. Учитывая то, что объемы показателей потенциала экономического развития транспортного обслуживания населения в течение периода исследования изменяются, их структура совершенствуется. Вследствие этого повышается уровень эффективности деятельности по транспортному обслуживанию населения, что демонстрирует динамика уровня экономического потенциала.

Ключевые слова: развитие, экономический потенциал, железнодорожный транспорт, пассажирские перевозки.

Развитие системы железнодорожного транспортного обслуживания населения можно охарактеризовать изменением уровня его экономического потенциала.

Большей частью макроэкономические преобразования в России служат достижению экономической стабилизации и осуществлению перехода к развитию отраслевой экономики. Чтобы обеспечить экономический рост в условиях рыночных преобразований, необходимо повысить эффективность использования рыночных инструментов, гармоничного решения проблем формирования различных структур, таких как технологическая, институциональная и организационная, основной целью которых выступает создание благоприятного климата (условий) для роста эффективности в сфере услуг.

Для проведения исследования экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения следует уточнить понятие «потенциал».

Слово «потенциал» широко применяют в научной литературе, в том числе и экономической, для количественной оценки. Оценке потенциала объектов относительно однородной структуры посвящено достаточное количество методик.

Большая советская энциклопедия определяет потенциал как средства, запасы, имеющиеся в наличии, готовые быть использованными в определенных целях [1].

Словарь русского языка [2, с. 476], Словарь современного русского литературного языка [3, с. 1598], Советский энциклопедический словарь [4, с. 1236] определяют потенциал как величину, описывающую силовые поля в определенной точке, открывающую полный ряд математических, физических и химических понятий.

Большая советская энциклопедия предлагает широкую трактовку, позволяющую применять термин «потенциал» в разных областях науки и жизнедеятельности человека. Та-

кое толкование содержит в себе ресурс и целевую направленность его использования.

К. М. Миско представляет потенциал пределом человеческого познания, внутренними, скрытыми возможностями результатного использования исследуемого объекта, оцениваемыми количественно и реализованными при оптимальных условиях в практической деятельности [5, с. 5].

А. Н. Азрилиян под потенциалом понимает имеющиеся средства, возможности в какой-либо сфере [6, с. 482].

Научные труды позволяют встретить различные подходы к исследуемой проблеме. Например, А. Н. Люкшинов потенциал предприятия представляет совокупностью всех его возможностей для выпуска продукции или оказания услуг [7].

Т. Ф. Рябова называет потенциал совокупностью таких факторов, как производство, производственные резервы и возможности, призванные обеспечить производство высококачественных товаров, чтобы удовлетворить всесторонние запросы различных слоев населения [8, с. 207].

В интерпретации Т. Г. Храмцовой потенциал представляет собой не только количество ресурсов, но и заключенную в них возможность развития системы в целевом направлении. Все возможности необходимо реализовать. Потенциальная энергия в механике превращается в кинетическую, а реализация экономического потенциала отражается в результатах хозяйственной деятельности [9, с. 145].

Экономический потенциал развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения является и количеством ресурсов, и содержащимися в них возможностями развития этой системы в необходимом направлении. Реализация потенциала воплощена в результаты деятельности системы железнодорожного транспортного обслуживания населения [10].

Система показателей, предлагаемая в этом исследовании, основана на принципах системного подхода и позволяет вычислить экономический потенциал, благодаря которому в стратегическом управлении можно выработать решения по достижению эталонного состояния потенциала в наименьшие сроки.

Эталонные состояния выбираются среди значений, с которыми сравниваются наблюдаемые значения показателей в динамике, другими словами, эталонными значениями вполне могут выступать средние значения показателей.

Объектом наблюдения в исследовании выступает деятельность холдинга ОАО «РЖД» по транспортному обслуживанию населения за временной период 2012-2016 гг., представленная экономическими показателями.

Предлагается следующая система показателей расчета уровня экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения:

Х1 - доходы от пассажирских перевозок, млрд р.;

Х2 - прибыль от пассажирских перевозок, млрд р.;

хз - пассажирские перевозки, млн чел.;

Х4 - пассажирооборот, млрд пас.-км.

Показатель «доходы от пассажирских перевозок» включает доходы от пассажирских перевозок дальнего следования и пригородного сообщения. Рост доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании скоростными поездами обусловлен увеличением объема отправленных пассажиров.

Прибыль от пассажирских перевозок включает прибыль от пассажирских перевозок дальнего следования и пригородного сообщения.

Стратегический приоритет развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения в отношении пассажирских перевозок принадлежит расширению предложений потребителям транспортных услуг, в том числе ускорению железнодорожных пассажирских перевозок. Поэтому одним из ключевых направлений развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения выступают скоростные пассажирские перевозки. Скоростные пассажирские перевозки осуществляются Дирекцией скоростного сообщения (ДОСС), филиалами ОАО «РЖД» и АО «ФПК».

Показатель пассажирооборота включает как внутреннее сообщение, так и международное.

Эффективность системы железнодорожного транспортного обслуживания населения

характеризуется уровнем развития этих экономических показателей (табл. 1 [10]).

Расчет уровня экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения осуществим по алгоритму [11]:

1. Допустим, Ху - это значение /-го показателя в момент времени

2. Рассчитаем стандартизованные значения показателя по формуле

X

(1)

Z =

ч

G,

где о/ - среднее квадратическое отклонение /-го показателя.

3. Экспертным путем зададим эталонное

*

значение показателя: х* - эталонное значение

/-го показателя.

4. Вычислим стандартизованное значение эталона:

z * = Х..

с ч

ч

(2)

5. Рассчитаем вес признака в потенциальной функции:

Z *

а ч =-

V

(3)

Z Z )2

ч=1

6. Построим потенциальную функцию:

у=Za Z.

ч=1

(4)

7. Вычислим значение потенциальной функции в момент времени и:

п

У, = 1« А. (5)

]=1

8. Рассчитаем потенциальную функцию с эталонным значением признака:

п

у" =Еа А* ■ (6)

]=1

9. Рассчитаем уровень потенциала для 7-го периода времени:

yi

(7)

С =Ц; • 100. У

Применяя данный алгоритм, рассчитаем уровень экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения (табл. 2-5).

Таким образом, полученный в результате расчета уровень экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения в разрезе по годам имеет динамику, приведенную в табл. 6.

Из табл. 6 видно, что уровень экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения на протяжении исследуемого периода имеет нестабильную динамику. Так за период 2012-2013 гг. наблюдается рост показателя. Однако период 2013-2015 гг. характеризуется снижением уровня потенциала, что можно объяснить сокращением пассажирских перевозок на 59,2 млн чел. и снижением пасса-жирооборота на 18 млрд пас.-км (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика развития показателей ОАО «РЖД» по транспортному обслуживанию населения

за 2012-2016 гг.

n

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016

Доходы, млрд р. 8,1 8,6 10,0 11,7 17,0

Прибыль от продаж, млрд р. 1,9 0,8 -0,5 -0,2 2,1

Пассажирские перевозки, млн чел. 1 058,8 1 079,6 1 070,3 1 020,4 1 037,0

Пассажирооборот, млрд пас.-км 144,6 138,5 128,8 120,4 124,5

Таблица 2

Расчет уровня экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения

Год Доход Х1 Прибыль от продаж х2 Пассажирские перевозки хз Пассажирооборот Х4

2012 8,1 1,9 1 058,8 144,6

2013 8,6 0,8 1 079,6 138,5

2014 10,0 -0,5 1 070,3 128,8

2015 11,7 -0,2 1 020,4 120,4

2016 17,0 2,1 1 037,0 124,5

Хч 11,1 0,8 1 053,2 131,4

3,6 1,2 24,3 10,0

Таблица 3

Параметры расчета уровня экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения

Параметр Доход Х1 Прибыль от продаж Х2 Пассажирские перевозки х3 Пассажиро-оборот Х4 Сумма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Эталонное значение х* 11,1 0,8 1053,2 131,4 -

Стандартизованное зна- г-г* чение эталона 1 1 3,08 0,69 43,37 13,14 -

(1 * )2 9,51 0,48 1 880,91 172,55 2 063,46

а, 0,07 0,02 0,95 0,29 -

V* а 111 0,21 0,01 41,41 3,80 45,43

Таблица 4

Стандартизованные значения показателей для расчета уровня экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения

Год г: г2 ¿3 ¿4

2012 2,25 1,61 43,60 14,46

2013 2,39 0,68 44,46 13,85

2014 2,78 -0,42 44,07 12,88

2015 3,26 -0,17 42,02 12,04

2016 4,73 1,78 42,70 12,45

Таблица 5

Расчет уровня экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения

Год Значения параметров а, 1 * Значение потенциальной функции уг Уровень потенциала Сг

а\2\ а2г2 а3г3 а^4

2012 0,15 0,02 41,63 4,18 45,99 101,23

2013 0,16 0,01 42,44 4,00 46,62 102,63

2014 0,19 -0,01 42,08 3,72 45,99 101,23

2015 0,22 0,00 40,12 3,48 43,82 96,46

2016 0,32 0,03 40,77 3,60 44,72 98,44

Таблица 6

Уровень экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения

ОАО «РЖД» за 2012-2016 гг.

Год 2012 2013 2014 2015 2016

Уровень потенциала, % 101,2 102,6 101,2 96,5 98,4

Этот период исследования характеризуется сложной экономической ситуацией и высокой степенью неопределенности в развитии внешней среды [12].

В 2015 г. ОАО «РЖД» фокусирует свою деятельность на исполнении поручения Президента РФ В. В. Путина, которое было сформулировано в Послании Федеральному собранию РФ, обеспечивает реализацию Стратегии развития ОАО «РЖД» до 2030 года. По сравнению с 2015 г. на конец периода исследования показатель пассажирских перевозок увеличился на 16,6 млн чел., а показатель пассажирооборота -

на 4,1 млрд пас.-км (см. табл. 1). Это обеспечило положительное изменение динамики уровня потенциала развития транспортного обслуживания населения, которое в 2016 г. составило 98,4 %.

Фазовый портрет экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения графически представлен на рисунке. Он наглядно отражает динамику экономического потенциала развития транспортного обслуживания населения и тенденции, установившиеся на конец исследуемого периода.

Фазовый портрет уровня экономического потенциала развития транспортного обслуживания

населения ОАО «РЖД» за 2012-2016 гг.

В заключение следует отметить, что, хотя характеризуются нестабильной динамикой,

объемы показателей уровня экономического значение уровня потенциала на конец периода

потенциала развития транспортного обслужи- исследования демонстрирует рост этого инте-

вания населения ОАО «РЖД» в 2012-2016 гг. грального показателя.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения: 22.04.2018).

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Сов. энцикл., 1972. 524 c.

3. Словарь современного русского литературного языка / под ред. К. А. Тимофеева. М. : Изд-во АН СССР, 1960. 1774 с.

4. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. M. : Сов. энцикл., 1987. 1600 с.

5. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования). М. : Наука, 1991. 94 с.

6. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 2 изд., доп. и перераб. М. : Институт новой экономики, 1997. 864 с.

7. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособие для вузов. М. : Юнити-Дана, 2000. 375 с.

8. Большой коммерческий словарь / под ред. Т. Ф. Рябовой. М. : Знание, 1996. 399 с.

9. Храмцова Т. Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05. Новосибирск, 2002. 410 с.

10. РЖД : офиц. сайт. URL: http://www.rzd.ru/ (дата обращения: 22.04.2018).

11. Жаркова Е. А. Методика определения интегральной оценки развития предприятия железнодорожного транспорта по комплексу показателей // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2011. № 25. С. 87-95.

12. Экономика железнодорожного транспорта : учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков и др. ; под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. М. : УМЦ ЖДТ, 2006. 801 с.

Yu. A. Berdysheva, E. A. Zharkova

The Economic Potential Development Estimation of the Railway Public Transport Service System Abstract. The article defines the economic potential development concept of the railway public transport service system. The system of indicators is proposed which is based on the principle of the system approach and allows calculating the economic potential development level of the railway public transport service system, on the basis of which, in strategic management, it is possible to develop a solution allowing achieving the reference state of the potential in minimum time. The calculation of the economic potential development level of the railway public transport services is carried out according to a certain algorithm, and the results of the calculation allow to

reveal the dynamics of the potential level during the whole period of the study, determine the activity effectiveness degree in general and economic results, in particular. The standard values of the indicators, reflecting the economic development level of the railway public transport service, are taken reasonably, not overestimated, so it is possible to achieve their significance in the near future. The variation in the obtained values of economic development level is small. Graphically, the change in the economic development level of the railway public transport services is presented in the form of a phase portrait that graphically reflects the dynamics of the economic development of the railway public transport service and the trends observed at the end of the period under study. The rate of economic potential growth in the level of public transport services is still insufficient to achieve its benchmark value, but overall they have a positive dynamic. Consequently, the strategy for the economic development of the railway public transport service should be such that it achieves a reference state in a minimum period of time. Given the fact that the volume of the economic development potential indicators of public transport services during the study period is changing, their structure is being improved. As a consequence, the level of the public transport service efficiency is increasing, which is demonstrated by the level of economic potential dynamics.

Key words: development; economic potential; railway transport; passenger transportation.

Бердышева Юлия Александровна - преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» СГУПСа. E-mail: gravicappa@rambler.ru

Жаркова Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» СГУПСа. E-mail: zharkovaea@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.