Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / QUALITY ASSESSMENT SYSTEM / PUBLIC TRANSPORT SERVICES / PASSENGER TRANSPORTATION / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердышева Ю.А., Жаркова Е.А.

Условия современной рыночной экономики и высокой конкуренции диктуют предприятиям железнодорожного транспорта необходимость постоянного анализа эффективности своей деятельности и уровня транспортного обслуживания населения, в связи с чем формирование системы показателей приобретает особую актуальность. Если под качеством транспортного обслуживания пассажиров понимать набор свойств и характеристик процесса перевозок населения, обусловливающих их соответствие нормативным условиям, то показателем качества можно считать измеритель этих свойств. Грамотная, логично выстроенная система оценивания собственной деятельности обусловливает своевременное и успешное решение предприятием железнодорожного транспорта возникающих проблем. Это позволяет занять более высокие позиции в рыночной системе, повышая уровень транспортного обслуживания населения. Формирование системы показателей качества транспортного обслуживания, наглядно иллюстрирующей положение дел компании, является необходимым условием для обеспечения качественного обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта. Выполнение этого условия обеспечит максимально полную степень удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках. А это, в свою очередь, позволит предприятиям железнодорожного транспорта достичь выполнения главной задачи, которая включает обеспечение безопасности пассажиров во время перевозок, предоставление им высокого уровня культуры обслуживания. Кроме того, предоставляя пассажирам услуги высокого качества, предприятия железнодорожного транспорта должны обеспечить бесперебойность процессов организации, планирования и контроля уровня качества пассажирских перевозок. В данной статье продемонстрирована необходимость грамотного построения системы показателей, рассмотрены основные и наиболее часто используемые показатели для анализа качества транспортного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ASSESSING THE QUALITY OF PASSENGER RAILWAY TRANSPORTATION

The conditions of the modern market economy with its high competition require the railway transport enterprises to constantly analyze the efficiency of their operation and the quality of transport services, which makes the formation of indicator system highly relevant. If the quality of passenger transport services is understood as a set of properties and characteristics of the passenger transportation process in compliance with the rules and regulations, then the quality indicator can be considered as the measurer of those properties and characteristics. The formation of a logically built system of evaluation of a railway transport enterprise performance leads to timely and successful solutions of arising problems, which allows to achieve a higher position in the market system, simultaneously increasing the quality of transport services. The formation of the indicator system for the transport services quality assessment that can clearly depict a company’s performance is vital for providing high quality passenger transportation services. Compliance with the conditions of providing high quality services to railway passengers can ensure the fullest possible degree of satisfaction of the passenger transportation needs. As a result, railway transport enterprises will be able to achieve their objectives including the ensuring of the passengers’ safety during transportation and offering them a high level of comfort. While providing passengers with high quality services, railway transport companies must also ensure the seamless processes of organization, planning and control of the passenger transportation quality. This article shows the need for the development of the indicator system using all the expertise and overviews the main indicators that are most commonly used for the analysis of the transport services quality.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ»

ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ И ПРАВО

УДК 656.072

Ю. А. Бердышева, Е. А. Жаркова

К вопросу оценки качества пассажирских перевозок на железной дороге

Условия современной рыночной экономики и высокой конкуренции диктуют предприятиям железнодорожного транспорта необходимость постоянного анализа эффективности своей деятельности и уровня транспортного обслуживания населения, в связи с чем формирование системы показателей приобретает особую актуальность. Если под качеством транспортного обслуживания пассажиров понимать набор свойств и характеристик процесса перевозок населения, обусловливающих их соответствие нормативным условиям, то показателем качества можно считать измеритель этих свойств.

Грамотная, логично выстроенная система оценивания собственной деятельности обусловливает своевременное и успешное решение предприятием железнодорожного транспорта возникающих проблем. Это позволяет занять более высокие позиции в рыночной системе, повышая уровень транспортного обслуживания населения.

Формирование системы показателей качества транспортного обслуживания, наглядно иллюстрирующей положение дел компании, является необходимым условием для обеспечения качественного обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта. Выполнение этого условия обеспечит максимально полную степень удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках. А это, в свою очередь, позволит предприятиям железнодорожного транспорта достичь выполнения главной задачи, которая включает обеспечение безопасности пассажиров во время перевозок, предоставление им высокого уровня культуры обслуживания. Кроме того, предоставляя пассажирам услуги высокого качества, предприятия железнодорожного транспорта должны обеспечить бесперебойность процессов организации, планирования и контроля уровня качества пассажирских перевозок.

В данной статье продемонстрирована необходимость грамотного построения системы показателей, рассмотрены основные и наиболее часто используемые показатели для анализа качества транспортного обслуживания.

Ключевые слова: система оценки качества, транспортное обслуживание населения, пассажирские перевозки, железнодорожный транспорт.

Повышение качественного уровня транспортного обслуживания пассажиров на железной дороге является одной из приоритетных государственных задач, направленных на повышение уровня удовлетворенности пассажиров [1].

Совершенствование методической базы для решения задачи повышения качества транспортного обслуживания населения основано на разнообразии потребностей населения современного государства. В связи с этим следует сконцентрировать внимание на выявлении и анализе динамики пассажирских перевозок.

Для изучения того или иного процесса или явления необходимо сформировать систему показателей, которая позволила бы комплексно их изучить. Однако существуют определенные требования к созданию подобной системы, на чем следует остановиться более подробно. При этом нужно отметить, что в большинстве случаев термины «показатель» и «признак» используются как синонимы [2].

Под показателем будем понимать количественные и качественные оценки состояния и результатов деятельности, выражаемые в виде чисел, или любые обобщенные характеристики каких-либо свойств. Сформированная, логически построенная система показателей позволяет осуществлять контроль над изменяющимися процессами на предприятии, своевременно принимать управленческие решения.

Категория «признак» служит для описания исследуемого объекта и содержит набор его свойств. Переменные же используются для измерения признаков [3].

При анализе исследуются количественные, номинальные и ранговые признаки. Для измерения признаков применяются шкалы наименований и порядковые (неметрические), интервальные и отношений (метрические).

Количественными признаками обладают объекты с числовым значением, отличающиеся друг от друга числовой характеристикой. Для их измерения служат интервальные

шкалы с положительным линейным преобразованием и шкала отношений с преобразованием подобия. Номинальными признаками обладают объекты, отличающиеся друг от друга качественно. Для измерения такого признака используется шкала наименований. Ранговыми признаками обладают объекты, ранжированные на группы. Для измерения таких признаков используется шкала порядка. Количественные признаки, к которым относятся дискретные и непрерывные признаки, отличаются от номинальных и ранговых строгим упорядочиванием их числовых значений [4].

В данном исследовании использована информация, представленная показателями с количественными признаками. Основой исследования уровня качества пассажирских перевозок и транспортного обслуживания населения является производственная информация. Наблюдения, при помощи которых получают производственную информацию на железнодорожном транспорте, подразделяются на наблюдения моментного и динамического типов. Данные, полученные при моментном типе наблюдения, фиксируются в определенный момент времени, а полученные при динамическом типе наблюдения - на протяжении времени наблюдения над процессом [5].

Итоговые и промежуточные этапы транспортной деятельности характеризуются экономическими показателями пассажирских перевозок. Изменение этих показателей во времени отражается в отчетности бухгалтерии, статистической отчетности и управленческом учете.

В научных исследованиях, проводимых в железнодорожной сфере, применяются экономические показатели, которые описывают динамику транспортных процессов, и показатели использования подвижного состава [6].

Экономическую информацию можно рассматривать как оперативную и как статистическую информацию. Данные показателей бухгалтерских и статистических отчетов транспортной деятельности используются для определения величины изменения наблюдаемого явления, произошедшего за определенный промежуток времени.

Показатели процесса перевозки пассажиров и их изменение во времени являются особенностью всех видов отчетности. Данные, собираемые в ходе функционирования объ-

екта, формируются в первичную информацию. Информация, полученная в виде расчетных результатов, произведенных над первичными данными, вторична. Если такую информацию используют в ее первоначальном виде в дальнейших вычислениях, то она является промежуточной [7, 8].

Функции управления выступают критерием классификации экономической информации. При этом выделяются такие группы информации, как плановая, нормативно-справочная, учетная и оперативная. Информация является плановой, если ее можно описать при помощи характеристик наблюдаемого объекта в будущем. Нормативно-справочная информация характеризуется нормативными и справочными данными [9].

Если информация описывает результаты деятельности предприятия за какой-то определенный интервал времени, то она называется учетной. На ее основании анализируют результаты деятельности предприятия, корректируют плановую информацию, принимают решение по росту эффективности управления и др. Информацию бухгалтерского и оперативного учета и статистическую информацию принято считать учетной информацией.

Оперативной информацией считается информация, которая описывает объект в текущий момент наблюдения. Требования, предъявляемые к данным, формирующим оперативную информацию, зависят от того, насколько быстро они поступают и обрабатываются и насколько им можно доверять [10].

Первичная информация используется при формировании статистических показателей, характеризующих наблюдаемый объект. Статистическая обработка данных преобразует первичную информацию во вторичную.

Отчетная информация о транспортных процессах позволяет оперативно осуществлять учет быстро меняющейся производственной обстановки.

Статистическая и бухгалтерская отчетности отражают данные, собираемые на текущую дату или в течение временного интервала, которые в дальнейшем можно использовать в расчетах в виде экономических показателей.

Практически во всех показателях, описывающих производственную деятельность на железнодорожном транспорте, включая пас-

сажирские перевозки, присутствует фактор времени [11].

Данное исследование включает в основном динамику, представленную экстраполяцией экономических показателей, изменяемых на временном промежутке в один год. Это обстоятельство послужило предпосылкой для расчета прогноза уровня качества пассажирских перевозок по данным годовых отчетов.

Таким образом, следует отметить в условиях рынка несоизмеримое повышение роли оперативной и статистической информации, которая является основой для определения показателей работы железнодорожного транспорта. Эти показатели могут составлять базу для оценки эффективности производственной деятельности железнодорожной отрасли, следствием чего выступает выработка успешного управленческого решения, а данное заключение обусловливает формирование более совершенной системы показателей.

Изучение любого явления или объекта предполагает наличие системы определенных показателей. Выбранные показатели должны максимально приближенно характеризовать наблюдаемый объект. Система показателей, описывающая уровень качества пассажирских перевозок, должна учитывать особенности железнодорожного транспорта. Материально-техническую базу представляют показатели стоимости основных фондов. Пассивная часть основных фондов представлена показателями стоимости зданий и сооружений, активная часть - стоимости машин и оборудования, транспортных средств, инструментов и инвентаря [12-14].

В данном исследовании используются показатели оборотных средств, представленные в стоимостном и денежном выражении материальных оборотных средств.

Так как трудовой ресурс обеспечивает процесс деятельности, то в систему показателей необходимо включить показатель трудовых ресурсов, выраженный среднесписочной численностью работников. Принимая во внимание главенствующую роль инвестиций в процессе развития железнодорожного транспорта, показатель инвестиций в основные и оборотные фонды занимает важное место в формируемой системе показателей [15, 16].

Анализ изменения инвестиционных отчислений позволит провести оценку инвестиционной политики, обусловливающую настоящее положение дел в отрасли. В свою очередь, инвестиционная политика обеспечит выработку стратегии повышения уровня качества пассажирских перевозок и транспортного обслуживания населения [17, 18].

Показатели результатов деятельности отражены интегральными характеристиками деятельности железнодорожного транспорта, представленными суммой выручки и прибылью. Эта группа показателей отражает результаты действия основных фондов [19].

Данная система показателей позволит комплексно изучить деятельность железнодорожного транспорта и выработать меры по повышению уровня качества пассажирских перевозок и транспортного обслуживания населения.

Предлагаемая система показателей изображена на рисунке.

Такая система должна быть логически построенной, предоставлять полную и достоверную информацию, а также включать минимальное, насколько это возможно, количество показателей (нужно следить, чтобы те или иные показатели не дублировали друг друга). Также система должна быть открыта для возможных корректировок в будущем. В данной работе проиллюстрированы необходимые для оценки качества обслуживания населения предприятий железнодорожного транспорта показатели [20].

Прежде чем приступать к формированию системы показателей для анализа качества обслуживания населения предприятиями железнодорожного транспорта, необходимо проанализировать соответствующие результаты их деятельности.

Предложенная система показателей разработана в результате анализа и обобщения показателей, изученных в специальной литературе, дополненных и систематизированных.

Достоинством предложенной системы является предоставление возможности получения объективных и обоснованных выводов с целью определения качества транспортного обслуживания населения.

Предлагаемая система показателей отвечает следующим требованиям: органично вписывается в систему показателей качества

Система показателей для оценки уровня качества

транспортного обслуживания населения; отражает интеграционные связи между железнодорожной компанией и пассажирами; показатели системы описаны статистическими признаками, измеряемыми количественно [21].

В заключение следует добавить, что данная система показателей не может являться полной и ее можно совершенствовать и дополнять в за-

пассажирских перевозок на железной дороге

висимости от выбора цели исследования. Предложенная авторами система показателей не может считаться вполне достаточной для проведения анализа и оценки уровня качества транспортного обслуживания населения как единого интегрированного комплекса и подлежит дальнейшему изучению и совершенствованию.

Библиографический список

1. Распоряжение ОАО «РЖД» от 24.03.2017 № 543р «О мерах по повышению качества транспортного обслуживания пассажиров в 2017-2019 годах» (вместе с «Программой повышения качества транспортного обслуживания пассажиров в 2017-2019 годах»). URL: http://bazanpa.ru/oao-rzM-rasporiazhenie-n543r-ot24032017-h3014311/ (дата обращения: 28.03.2020).

2. Статистика : учебник : в 2 кн. / под ред. Н. А. Садовниковой. М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. 2 кн.

3. Бердышева Ю. А., Жаркова Е. А. Оценка экономического потенциала развития системы железнодорожного транспортного обслуживания населения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2018. № 3 (46). С. 11-16.

4. Общая теория статистики : учебник / под ред. М. Г. Назарова. М. : Омега-Л, 2018. 320 с.

5. Бердышева Ю. А. Особенности предоставления транспортных услуг населению на высокоскоростных магистралях // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 1 (60). С. 227-232.

6. Экономическая статистика : учеб. пособие / под общ. ред. М. Н. Толмачева. Саратов : Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. 160 с.

7. Владимирова Т. Ф. Цевелев С. А. Система сбалансированных показателей для оценки результативности регионального филиала Федеральной пассажирской компании // Сибирская финансовая школа. Новосибирск : Изд-во Сиб. акад. финансов и банк. дела, 2016. № 1. С. 127-131.

8. Новаторов Э. В. К вопросу об измерении и контроле качества транспортных услуг // Развитие экономической науки на транспорте: новые решения : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 6-7 июня 2013 г., Санкт-Петербург. СПб. : Петерб. гос. ун-т путей сообщения, 2013. С. 368-382.

9. Экономика железнодорожного транспорта : учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков и др. ; под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. М. : УМЦ ЖДТ, 2006. 801 с.

10. ТюнюковаЕ. В., БердышеваЮ. А. Влияние показателей качества обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта на объемы перевозок // Вопросы новой экономики. 2017. № 1 (41). С. 91-98.

11. Макарова Е. А., Муктепавел С. В. Разработка системы расчетно-аналитических показателей, характеризующих региональные пассажирские перевозки // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. М. : Изд-во Науч.-исслед. ин-та ж.-д. трансп., 2016. № 3. С. 169-173.

12. Придворная С. М. Сущность, критерии и показатели качества пассажирских перевозок // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 2. С. 218-223.

13. Семина А. Ю. Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России // Молодой ученый. 2018. № 1. С. 71-73.

14. Щербанин Ю. А. Некоторые проблемы развития железнодорожной инфраструктуры в России // Проблемы прогнозирования. 2012. № 1. С. 49-63.

15. Управление качеством транспортного обслуживания в мегаполисе / Н. Б. Завьялова, Р. Р. Сидорчук, И. В. Лопатинская [и др.] // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2016. № 1. С. 36-50.

16. Удовлетворенность потребителей в системе управления качеством транспортного обслуживания / Д. В. Завьялов, И. В. Лопатинская, Д. М. Ефимова, Д. К. Волков // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 4 (16). C. 26--31.

17. Носов А. Л. Показатели оценки качества транспортного обслуживания пассажиров // Концепт : науч.-метод. электрон. журнал. 2016. № 12 (декабрь). С. 93-97. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25081814 (дата обращения: 28.03.2020).

18. Мясникова К. Д. Анализ современного состояния и развития железнодорожного транспорта в России // Новая наука: проблемы и перспективы. Уфа : Изд-во Агентства междунар. исслед., 2015. № 6. С. 178-181.

19. Жаркова Е. А. Методика определения интегральной оценки развития предприятия железнодорожного транспорта по комплексу показателей // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2011. Вып. 25. С. 87-95.

20. Бердышева Ю. А. Оценка транспортных потоков и экономическая эффективность транспортного обслуживания населения при высокоскоростном движении // Политранспортные системы : материалы IX Междунар. науч.-техн. конф. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск, 2017. С. 181-186.

21. Жаркова Е. А. Системный анализ как методологический инструмент исследования устойчивого развития предприятия железнодорожного транспорта // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров : материалы III Междунар. экон. форума / под ред. С. Н. Бочарова. [б. м.] : Колибри, 2016. С. 182-183.

Yu. A. Berdysheva, E. A. Zharkova

On the Issue of Assessing the Quality of Passenger Railway Transportation

Abstract. The conditions of the modern market economy with its high competition require the railway transport enterprises to constantly analyze the efficiency of their operation and the quality of transport services, which makes the formation of indicator system highly relevant. If the quality of passenger transport services is understood as a set of properties and characteristics of the passenger transportation process in compliance with the rules and regulations, then the quality indicator can be considered as the measurer of those properties and characteristics.

The formation of a logically built system of evaluation of a railway transport enterprise performance leads to timely and successful solutions of arising problems, which allows to achieve a higher position in the market system, simultaneously increasing the quality of transport services.

The formation of the indicator system for the transport services quality assessment that can clearly depict a company's performance is vital for providing high quality passenger transportation services. Compliance with the conditions of providing high quality services to railway passengers can ensure the fullest possible degree of satisfaction of the passenger transportation needs. As a result, railway transport enterprises will be able to achieve their objectives including the ensuring of the passengers' safety during transportation and offering them a high level of comfort. While providing passengers with high quality services, railway transport companies must also ensure the seamless processes of organization, planning and control of the passenger transportation quality.

This article shows the need for the development of the indicator system using all the expertise and overviews the main indicators that are most commonly used for the analysis of the transport services quality.

Key words: quality assessment system; public transport services; passenger transportation; railway transport.

Бердышева Юлия Александровна - преподаватель кафедры «Социальная психология управления» СГУПС. E-mail: gravicappa@rambler.ru

Жаркова Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» СГУПС. E-mail: zharkovaea@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.