Научная статья на тему 'РЕЙТИНГИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНА'

РЕЙТИНГИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / ПОДДЕРЖКА СОНКО / РЕЙТИНГ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайбичева Е.И.

Вопросы развития некоммерческого сектора и его партнерства с государством и бизнесом остаются предметом научного и практического осмысления. Особая роль в этой миссии возложена на местный уровень власти, на котором непосредственно работают некоммерческие организации. Действенным инструментом стимулирования властей на локальном уровне к поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций могут стать соответствующие рейтинги, формируемые по аналогии с рейтингом Минэкономразвития России. Представленный в статье обзор действующих методик позволяет условно разделить их на две группы в зависимости от объекта оценки. В первом случае объектом оценки становится деятельность местных органов власти по поддержке СОНКО. Во втором случае - работа органов местного самоуправления по доступу СОНКО на рынок социальных услуг. Различия в объектах оценки обусловливают использование разного количества показателей. Как правило, методики, относящиеся ко второй группе, базируются на использовании данных, относящихся к компетенции разных ведомств (здравоохранения, социальной защиты, культуры и т.д.). Изучение действующих документов показало, что регионы используют различные по степени сложности подходы к формированию рейтингов. От простых, заключающихся в ранжировании муниципальных образований по убыванию значения показателя, до сложных, связанных с нормированием исходных значений и использованием удельных весов. С учетом принятия в 2021 г. на федеральном уровне нового перечня показателей, который будет использован для рейтингования регионов, и новых тенденций развития СОНКО в постпандемийный период необходим пересмотр действующих методик. На примере Свердловской области показано, как может быть осуществлен подобный пересмотр. Итогом практического применения результатов исследования стала корректировка действующей методики формирования рейтинга в Свердловской области (соответствующий приказ Министерства экономики и территориального развития Свердловской области принят 23 марта 2022 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATINGS OF MUNICIPALITIES BY THE SUPPORT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL NON-PROFIT SECTOR

The development of the non-profit sector and its partnership with the state and business remain the subject of scientific and practical reflection. A special role in this mission is assigned to the local authorities, where non-profit organizations actually operate. Appropriate ratings, formed by analogy with the rating of the Russian Ministry of Economic Development, can become an effective tool for stimulating the authorities at the local level to support socially oriented non-profit organizations (SONPOs). The review of existing methods presented in the article allows us to divide them conditionally into two groups depending on the aspect of assessment. In the first case, the central aspect of assessment is the activities of local authorities to support SONPOs. In the second case, assessed are the efforts of local governments to give SONPOs access to the social services market. Differences in the aspects of assessment cause the use of a different number of indicators. As a rule, methods belonging to the second group are based on the use of data related to different departments (health, social protection, culture, etc.). The study of existing documents showed that the regions use different approaches to the formation of ratings in terms of complexity. From simple ones, which consist in ranking municipalities in descending order of the indicator value, to complex ones, related to the normalization of initial values and the use of specific weights. Taking into account the adoption in 2021, at the federal level, of a new list of indicators that will be used for region rating, and new trends in the development of SONPOs in the post-pandemic period, it is necessary to revise the existing methods. The example of the Sverdlovsk region shows how such a revision can performed. The result of the practical application of the study was the adjustment of the current methodology for forming the rating in the Sverdlovsk Region, the corresponding order of the Ministry of Economy and Territorial Development of the Sverdlovsk Region being adopted on March 23, 2022).

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНА»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2022.4.19 УДК 334.012.46-027.564:332.146.2

Е.И.Кайбичева

РЕЙТИНГИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНА

Вопросы развития некоммерческого сектора и его партнерства с государством и бизнесом остаются предметом научного и практического осмысления. Особая роль в этой миссии возложена на местный уровень власти, на котором непосредственно работают некоммерческие организации.

Действенным инструментом стимулирования властей на локальном уровне к поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций могут стать соответствующие рейтинги, формируемые по аналогии с рейтингом Минэкономразвития России. Представленный в статье обзор действующих методик позволяет условно разделить их на две группы в зависимости от объекта оценки. В первом случае объектом оценки становится деятельность местных органов власти по поддержке СОНКО. Во втором случае - работа органов местного самоуправления по доступу СОНКО на рынок социальных услуг. Различия в объектах оценки обусловливают использование разного количества показателей. Как правило, методики, относящиеся ко второй группе, базируются на использовании данных, относящихся к компетенции разных ведомств (здравоохранения, социальной защиты, культуры и т.д.).

Изучение действующих документов показало, что регионы используют различные по степени сложности подходы к формированию рейтингов. От простых, заключающихся в ранжировании муниципальных образований по убыванию значения показателя, до сложных, связанных с нормированием исходных значений и использованием удельных весов.

С учетом принятия в 2021 г. на федеральном уровне нового перечня показателей, который будет использован для рейтингования регионов, и новых тенденций развития СОНКО в постпан-демийный период необходим пересмотр действующих методик. На примере Свердловской области показано, как может быть осуществлен подобный пересмотр. Итогом практического применения результатов исследования стала корректировка действующей методики формирования рейтинга в Свердловской области (соответствующий приказ Министерства экономики и территориального развития Свердловской области принят 23 марта 2022 г.).

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, некоммерческий сектор, поддержка СОНКО, рейтинг, муниципальное образование.

Введение. В условиях поиска альтернативных путей экономического роста особое значение приобретает некоммерческий сектор. Социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО), являясь конструктом экономического пространства региона, выступают как ресурс, необходимый для функционирования, развития социума [1]. Они же, будучи активными участниками воспроизводственных отношений, обеспечивают решение наиболее важных социальных задач и вопросов жителей конкретной территории.

© Кайбичева Е.И., 2022 Кайбичева Екатерина Игоревна - канд. экон. наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГАОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», е-таУ; Catherine.kai@mail.ru.

Одним из направлений государственной политики Российской Федерации является поддержка некоммерческого сектора, в том числе на региональном уровне. Мониторинг этих процессов ведется ежегодно, в том числе путем формирования рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере [2, 3]. Результаты рейтинга служат основой для корректировки региональной политики в сфере поддержки СОНКО, совершенствования работы некоммерческих организаций, выстраивания межсекторного диалога.

В начале 2022 г. были опубликованы информационные материалы Министерства экономического развития Российской Федерации по внедрению системы рейтингования муниципальных образований в субъектах Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфер [4].

Однако указанные материалы представляют собой скорее описание алгоритма построения рейтинга и не решают практической задачи по разработке соответствующих методик.

Проведенный анализ документов регионального уровня свидетельствует о наличии в 17 субъектах Российской Федерации собственных практик по формированию рейтингов муниципальных образований по поддержке СОНКО.

Первые подобные методики были приняты в 2017 г. Их возникновение можно считать следствием утверждения на федеральном уровне Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 гг. [5], который содержал мероприятие по формированию аналогичного рейтинга в отношении субъектов Российской Федерации. Регионы при утверждении своих планов также предусмотрели подобное мероприятие, транслировав его на муниципальный уровень.

Пионерами в формировании рейтингов среди муниципальных образований стали Ханты-Мансийский автономный округ, Удмуртская Республика, Ставропольский край, Свердловская и Волгоградская области.

В настоящее время все существующие методики по объекту оценки можно разделить на две большие группы.

В первом случае объектом оценки выступают усилия органов местного самоуправления по поддержке СОНКО. Такой подход получил распространение в

9 регионах (Волгоградская, Костромская, Липецкая, Саратовская, Свердловская, Тюменская области, Забайкальский, Пермский и Ставропольский края).

Во втором случае в рейтингах оценивается деятельность местных органов власти по реализации механизмов поддержки СОНКО, социального предпринимательства и обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере. В настоящее время подобные рейтинги представлены в 8 регионах (Иркутская, Московская, Мурманская, Омская, Оренбургская, Тамбовская области, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ).

Отличие в объектах оценки обусловливает использование различных показателей. Как правило, показатели второй группы рейтингов включают в себя индикаторы развития социального предпринимательства и негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг. Перечень показателей первой группы ограничен индикаторами состояния и развития СОНКО.

Рейтинги муниципальных образований по поддержке СОНКО и их эволюция. Изучение истории развития рейтингов позволяет проследить эволюцию подходов к их формированию (табл. 1).

Одним из первых и наиболее распространенных и в настоящее время является использование удельных весов показателей при формировании рейтингов. Основоположниками можно считать Свердловскую область и Ставропольский край. Позже этот подход был использован Липецкой и Тюменской областями.

Суть подхода заключается в том, что при формировании рейтинга каждому показателю присваивается свой удельный вес. Итоговый балл муниципального образования определяется путем суммирования произведений значения показателя и соответствующего ему удельного веса.

Другая версия этого подхода содержится в методиках Иркутской, Тамбовской и Омской областей, утвержденных соответственно в 2018, 2019 и 2020 гг. Отличие заключается в том, что в расчетах участвуют не исходные значения показателей, а их балльные оценки. По каждому показателю определены диапазоны значений, от попадания в которые зависит число присваиваемых баллов по показателю. При этом Омская область пошла по пути определения границ в абсолютных значениях показателей. В методиках Иркутской и Тамбовской областей границы диапазонов привязаны к среднему значению показателя по муниципальным образованиям.

Достоинством указанных методик является возможность дополнительного стимулирования муниципалитетов к развитию того или иного направления поддержки СОНКО. Так, например, Минэкономразвития России рекомендует применять удельные веса следующим образом. По направлению, где имеется наибольший потенциал роста устанавливать наибольшие значения, по направлениям, по которым потенциал роста исчерпан, значения удельных весов

должны быть относительно невысокими [4]. В качестве спорного момента в данных методиках стоит отметить корректность определения удельных весов показателей, а в случае с Иркутской, Омской и Тамбовской областями - еще и задание границ диапазонов показателей. По нашему мнению, определение весов и интервалов значений целесообразно осуществлять, принимая во внимание реалии развития некоммерческого сектора на местах, его потребности, а также позицию экспертов, в роли которых могут выступить общественные организации или общественные палаты регионов и муниципальных образований.

Таблица 1

Общая характеристика опыта субъектов Российской Федерации по формированию рейтингов муниципальных образований по поддержке СОНКО [6-22]

Объект оценки Субъект Российской Федерации Краткая характеристика методики формирования рейтинга

Деятельность местных органов власти по реализации механизмов поддержки СОНКО Саратовская область -

Липецкая область Суммирование произведений значения показателя и его удельного веса

Свердловская область

Ставропольский край

Тюменская область

Забайкальский край Суть подхода подробно не раскрывается. Используются добавочные коэффициенты (в случае равенства баллов)

Пермский край Ранжирование по значению показателей. Средний ранг территории определяется по формуле средней арифметической

Волгоградская область

Костромская область

Деятельность местных органов власти по реализации механизмов поддержки СОНКО, социального предпринимательства и обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере Ханты-Мансийский автономный округ Нормирование исходных значений показателей

Мурманская область Нормализация значений показателей по масштабированной 100-балльной шкале

Оренбургская область Суммирование значений всех показателей

Удмуртская Республика Ранжирование по значению показателей. Средний ранг территории определяется по формуле средней арифметической

Московская область Применяется метод нормализации значений показателей по масштабированной шкале до 100. Рейтинговое значение определяется как сумма средних нормализованных значений по качественному направлению оценки и количественному направлению оценки

Омская область Суммирование баллов по каждому показателю оценки, умноженных на коэффициент значимости показателя оценки

Тамбовская область

Иркутская область Деление суммы балльных оценок муниципального образования по группе, определенных в соответствии с балльной шкалой и с учетом весового коэффициента показателя, на количество групп показателей

Не менее распространенным в настоящее время остается подход, использованный в рейтингах Волгоградской области и Удмуртской республики. Один из наиболее простых, он заключается в ранжировании муниципальных образований по каждому из показателей и расчету среднего рейтинга. Этот подход сегодня также применяется в более поздних методиках Волгоградской области (2017 г.), Костромской области (2018 г.) и Пермского края (2019 г.). Стоит согласиться с замечанием Минэкономразвития России, согласно которому в данных способах нормирования показателей значения могут распределяться неравномерно и могут быть «выбросы» [4].

Интересный подход сегодня используется в Ханты-Мансийском автономном округе [6]. Этот регион в методику формирования рейтинга заложил нормирование исходных значений показателей по шкале до 100 баллов. Количество набранных баллов рассчитывается как среднее значение рейтинговых баллов по всем показателям. Данная методика, несмотря на свои несомненные достоинства, в виде возможности идентификации «выбросов» значений, обладает недостатками, связанными с привязкой нормализованных значений показателей к их максимальным значениям среди муниципальных образований. В настоящее время аналогичный подход используется в методике Московской области, утвержденной в 2020 г.

Обзор методик свидетельствует о богатом опыте формирования рейтингов муниципальных образований по поддержке СОНКО. Стоит отметить, что принятые в более ранние годы методики совершенствуются и адаптируются под изменения законодательства и реалии развития некоммерческого сектора. Учитывая принятие Комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 гг. (далее - Комплекс мер) [3], а также перечня показателей для формирования рейтинга регионов, появления в свет соответствующих методических рекомендаций Минэкономразвития России [4], можно ожидать, что в 2022 г. практика рейтингования муниципальных образований распространится и на другие субъекты Российской Федерации, а действующие методики будут скорректированы.

Методика построения рейтинга муниципальных образований по поддержке СОНКО: основные направления совершенствования. Ввиду существенных различий между действующими методиками формирования рейтингов друг от друга, а также имеющих место региональных особенностей формирования и развития некоммерческого сектора разработка некой универсальной методики, на наш взгляд, в настоящее время не является оправданной. Тем не менее предложения по совершенствованию действующих методик формирования рейтингов по поддержке СОНКО условно можно разбить на два блока.

Первый связан с изменением самих методик расчета итогового балла территории. В частности, подробный анализ методики Свердловской области

свидетельствует, что муниципальные образования по одному показателю рейтинга могут получить большее количество баллов, чем в сумме по всем остальным. Так, например, по разделу «Организационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» максимально возможное количество баллов для территории составляет 0,5. При этом по показателю «Количество реализованных социально ориентированными некоммерческими организациями социально значимых проектов на территории муниципального образования, единиц на 100 тыс. населения» городской округ Первоуральск набрал по итогам 2020 г. 58,5 балла. Следовательно, совершенствование методики должно быть направлено на устранение подобных «перекосов» в пользу столь явного приоритета одного или нескольких показателей над остальными.

Второй блок рекомендаций связан с уточнением самого перечня показателей. Принятие нового Комплекса мер на федеральном уровне [3] требует пересмотра показателей рейтинга, для выстраивания работы по их достижению не только на уровне региона, но и муниципального образования. Наиболее целесообразным в данном случае представляется включение показателей, сбор информации по которым не связан с большим количеством трудностей. Например, «Число действующих на территории муниципального образования социально ориентированных некоммерческих организаций - победителей конкурсов Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив и других федеральных конкурсов», «Количество НКО - исполнителей общественно полезных услуг» и т.д.

Апробация построения рейтинга муниципальных образований по поддержке СОНКО. Представим результаты апробации усовершенствованной методики формирования рейтинга муниципальных образований по поддержке СОНКО в одном из субъектов Российской Федерации. Полигоном исследования выступила Свердловская область, на территории которой расположены 68 городских округов и 5 муниципальных районов. Выбор региона обусловлен следующими причинами.

Во-первых, Свердловская область одной из первых в 2017 г. утвердила собственную методику по формированию рейтинга. Примененный в регионе подход получил распространение в документах других территорий.

Во-вторых, в настоящее время рейтинги формируются в отношении муниципальных образований, имеющих статус городского округа, муниципального района или муниципального округа. В этом плане выбор Свердловской области обусловлен тем, что этот регион занимает первое место в Российской Федерации по числу городских округов.

В действующую методику Свердловской области были внесены следующие изменения.

Из числа показателей были исключены те, которые представляют сложность для верификации («Количество работников социально ориентированных

некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования», «Количество оказанных социально ориентированным некоммерческим организациям консультационных услуг»). Показатель «Количество состоявшихся конкурсов на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям за счет средств местного бюджета», по нашему мнению, отражает организационный аспект поддержки СОНКО. Количество проведенных местной администрацией конкурсов не отражает эффективность реализации полномочий по поддержке некоммерческого сектора. Поэтому данный показатель также нами был исключен при формировании рейтинга. Кроме того, принимая во внимание, что при формировании рейтинга регионов Минэкономразвития России учитывает только муниципальные программы (подпрограммы) по поддержке СОНКО, которые фактически были профинансированы за счет средств местного бюджета, целесообразно изменить формулировку имеющегося показателя о наличии муниципальной программы по аналогии с показателем федерального уровня.

В перечень также включены показатели количество СОНКО, зарегистрированных на территории муниципального образования, имеющих статус исполнителя общественно полезных услуг, и количество СОНКО - победителей конкурсов Фонда Президентских грантов.

Таким образом, общее число показателей, которые могут быть использованы для формирования рейтинга, составило 14. Весовые коэффициенты были определены с участием представителей Министерства экономики и территориального развития Свердловской области, которые формируют аналогичный рейтинг, а также с участием членов Общественной палаты Свердловской области.

Исходные значения показателей были переведены в относительные (в расчете на 1 некоммерческую организацию, зарегистрированную на территории муниципального образования или в расчете на 1 жителя (в случае с объемом субсидий, предоставленных СОНКО)). Нам представляется, что это позволит обеспечить сопоставимость данных, а использование для расчетов информации о числе зарегистрированных некоммерческих организаций позволит провести корректировку с учетом масштабов развития третьего сектора на территории.

Относительные значения показателей были переведены в шкалу от 0 до 1 по отношению к максимальному значению каждого из индикаторов. Итоговое значение показателя определялось по формуле

где - сводный индекс муниципального образования; I, - значения показателей из установленного перечня согласно порядковому номеру; У, - весовые коэффициенты значимости соответствующих показателей из установленного

• 0,9 + Е • 0,1,

п

перечня; п - количество показателей из установленного перечня, используемое для усреднения сводного индекса муниципального образования; Е - экспертная оценка членов Общественной палаты Свердловской области.

Для расчетов использованы данные администраций 73 муниципальных образований за 2020 г. (последние из доступных в настоящее время), а также информация Фонда президентских грантов и Министерства юстиции Российской Федерации.

Отметим, что в данном случае нами не осуществлялось использование экспертной оценки.

Краткие итоги апробации методики представлены в табл. 2.

Таблица 2

Краткие итоги апробации скорректированной методики построения рейтингов (на примере Свердловской области)

Наименование Ранг Наименование Ранг

муниципального образования муниципального образования

Городской округ Первоуральск 1 Качканарский городской округ 6

Красноуфимский городской округ 2 Туринский городской округ 7

Новоуральский городской округ (ЗАТО) 3 Городской округ Нижняя Салда 8

Городской округ Верхняя Тура 4 Кушвинский городской округ 9

Городской округ «Город Лесной» (ЗАТО) 5 Малышевский городской округ 10

Лидерами рейтинга стали городской округ Первоуральск, Красноуфим-ский городской округ и Новоуральский городской округ. Отметим, что лидеры нашего рейтинга отчасти совпали с итогами рейтингования, проведенного Министерством экономики и территориального развития Свердловской области, по итогам 2020 г.

Отметим, что итоги исследования нашли отражение при корректировке действующей методики построения рейтинга. Соответствующий приказ министерства экономики и территориального развития Свердловской области был принят 23 марта 2022 г.

Заключение. Рейтингование муниципальных образований по поддержке СОНКО - один из инструментов, направленный на совершенствование взаимодействия власти и некоммерческого сектора, поиск новых путей и направлений сотрудничества. В практике российских регионов выработаны различные подходы, разработаны отличающиеся друг от друга методики. Для того чтобы этот инструмент не потерял свою значимость, эти методики должны с течением времени пересматриваться исходя из актуальных направлений и задач развития некоммерческого сектора.

Следует принимать во внимание, что развитие некоммерческого сектора -сложный и многоаспектный процесс. Существующие информационные ограничения не позволяют охарактеризовать этот процесс в полной мере численно.

Поэтому процесс формирования рейтингов должен проходить при активном участии экспертов и общественности региона и муниципальных образований, которые знают ситуацию «изнутри».

Список литературы

1. Дворядкина Е.Б., Простова Д.М., Джалилов Э.В. Пространственное развитие СОНКО Урала и Юга России // Региональная экономика. Юг России. -2020. - Т. 8, № 4. - C. 99-113.

2. Об утверждении перечня показателей, используемых для формирования рейтинга субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3054-р. - URL: http://www.con-sultant.ru/ (дата обращения: 22.01.2022).

3. Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы [Электронный ресурс]: утв. Заместителем Председателя Правительства РФ Т А. Голиковой 11.12.2020 № 11826п-П44. - URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_375934/ (дата обращения: 12.04.2022).

4. Информационные материалы по внедрению системы рейтингования муниципальных образований в субъектах Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере [Электронный ресурс]. - URL: http://nko. economy.gov.ru/upload/docs/informaczionnyie-materialyi-po-vnedreniyu-sistemyi-rejtingovaniya.pdf (дата обращения: 21.03.2022).

5. Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: утв. Правительством РФ 23.05.2016 № 3468п-П44. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_375934/ (дата обращения: 01.04.2022).

6. О формировании рейтинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных (немуниципальных) организаций к предоставлению услуг (работ) в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания муниципальных услуг (работ) в социальной сфере [Электронный ресурс]: распоряжение правительст-

ва Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.05.2017 № 292-рп. -URL: http://docs.cntd.ru/document/446454390 (дата обращения: 10.04.2022).

7. О рейтинге муниципальных образований Мурманской области по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и доступу негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, финансируемых за счет средств местных бюджетов [Электронный ресурс]: распоряжение правительства Мурманской области от 24.06.2019 № 135-РП. - URL: citymurmansk.ru (дата обращения: 23.03.2022).

8. Об утверждении порядка формирования рейтинга городских округов и муниципальных районов Оренбургской области по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных (немуниципальных) организаций к предоставлению услуг в социальной сфере [Электронный ресурс]: указ губернатора Оренбургской области от 19.12.2018 № 719-УК (ред. от 09.09.2020). - URL: http://docs.cntd.ru/document/550300903 (дата обращения: 17.03.2022).

9. Рейтинг органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по реализации механизмов поддержки СО НКО [Электронный ресурс]: - URL: https://minsoc.75.ru (дата обращения: 17.01.2022).

10. О рейтинге муниципальных образований Удмуртской Республики по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, и социального предпринимательства [Электронный ресурс]: приказ министерства экономики Удмуртской Республики от 28.07.2017 № 210. -URL: https://economy.udmurt.ru/ (дата обращения: 17.02.2022).

11. Об утверждении Порядка формирования рейтинга муниципальных районов, муниципальных, городских округов Пермского края по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс]: указ губернатора Пермского края от 31.12.2019 № 136. - URL: http://docs.cntd.ru/document/561663207 (дата обращения: 23.12.2021).

12. Об утверждении порядка формирования рейтинга органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, реализующих механизмы поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих на территории Ставропольского края деятельность в социальной сфере [Электронный ресурс]: приказ министерства труда и социальной защиты Ставропольского края от 21.05.2017 № 206 (ред. от 26.04.2021). - URL: http://www.mintrudsk.ru/social/info/soc_organiz/ Soc_orient_organizacii/?special_version=Y(дата обращения: 02.01.2022).

13. Об утверждении порядка формирования рейтинга муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реали-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс]: приказ министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 12.12.2017 № 100 (ред. от 23.03.2022). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.2022).

14. Об утверждении порядка формирования рейтинга муниципальных образований области по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс]: приказ управления внутренней политики Липецкой области от 11.04.2018 № 42-од. -URL: https://nko48.ru (дата обращения: 05.04.2022).

15. О порядке формирования ежегодного областного рейтинга муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) Тюменской области в части их деятельности по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс]: распоряжение правительства Тюменской области от 21.02.2019 №97-рп (ред. от 07.02.2022). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 7200201902270010 (дата обращения: 05.03.2022).

16. Об утверждении Порядка формирования рейтинга муниципальных образований Тамбовской области по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере [Электронный ресурс]: постановление администрации Тамбовской области от 05.02.2019 № 197. - URL: http://docs.cntd.ru/document/553152732 (дата обращения: 05.04.2022).

17. О формировании рейтинга муниципальных образований Волгоградской области по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере [Электронный ресурс]: приказ комитета по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области от 08.09.2017 № 34 (ред. от 28.04.2018). - URL: https://docs.cntd.ru/document/ 446695028 (дата обращения: 04.04.2022).

18. Об утверждении порядка формирования рейтинга муниципальных образований Иркутской области по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере [Электронный ресурс]: приказ министерства экономического развития Иркутской области от 26.06.2018 № 33-мпр - URL: https://docs.cntd.ru/document/ 550136345 (дата обращения: 15.03.2022).

19. О формировании рейтинга муниципальных образований Московской области по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и негосударственных (немуниципальных) организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере, по организации доступа к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Московской области [Электронный ресурс]: распоряжение правительства Московской области от 04.03.2020 № 105-РП. - URL: https://docs.cntd.ru/document/564377597 (дата обращения: 15.02.2022).

20. Об утверждении комплексного плана мероприятий Саратовской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление правительства Саратовской области от 29.12.2016 № 741-П - URL: https://social.saratov.gov.ru/ (дата обращения: 15.01.2022).

21. О рейтинге муниципальных районов (городских округов) Костромской области по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс]: постановление администрации Костромской области от 16.04.2018 № 151-а (ред. от 27.12. 2021). -URL: https://docs.cntd.ru/document/446698212 (дата обращения: 25.02.2022).

22. Методическое руководство по формированию рейтинга органов местного самоуправления Омской области по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), социального предпринимательства и обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере) (утверждено в 2020 году) [Электронный ресурс]. - URL: http://omskmintrud.ru/?sid=25162 (дата обращения: 25.01.2022).

References

1. Dvoriadkina E.B., Prostova D.M., Dzhalilov E.V. Prostranstvennoe razvitie SONKO Urala i Iuga Rossii [Spatial development of socially oriented non-profit organizations in the Urals and south of Russia]. Regional'naia ekonomika. Iug Rossii, 2020, vol. 8, no. 4, pp. 99-113.

2. Ob utverzhdenii perechnia pokazatelei, ispol'zuemykh dlia formirovaniia reitinga sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [On approval of indicators list used to form the RF constituent entities rating]. Decree of the RF Government dated 29.10.2021 No. 3054-r, available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 22.01.2022).

3. Kompleks mer po obespecheniiu poetapnogo dostupa negosudarstvennykh organizatsii, osushchestvliaiushchikh deiatel'nost' v sotsial'noi sfere k biudzhetnym sredstvam, vydeliaemym na predostavlenie sotsial'nykh uslug naseleniiu, na 2021-2024

gody [Measures to ensure progressive access of socially oriented non-governmental organizations to budget funds allocated for social services: 2021-2024]. Approved by Deputy Prime Minister of the Russian Federation T.A. Golikova 11.12.2020, No. 11826p-P44, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375934/ (accessed 12.04.2022).

4. Informatsionnye materialy po vnedreniiu sistemy reitingovaniia munitsipal'nykh obrazovanii v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii po itogam realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii i sotsial'nogo predprinimatel'stva, obespecheniia dostupa negosudarstvennykh organizatsii k predostavleniiu uslug v sotsial'noi sfere i vnedreniia konkurentnykh sposobov okazaniia gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uslug v sotsial'noi sfere [Reference materials for rating the RF municipalities by their performance in implementing mechanisms to support socially oriented non-profit organizations and social entrepreneurship, to ensure access for non-governmental organizations to service provision in the social sphere and to introduce competitive methods to provide public (municipal) services in the social sphere]. Available at: http://nko.economy.gov.ru/upload/docs/informaczionnyie-materialyi-po-vnedreniyu-sistemyi-rejtingovaniya.pdf (accessed 21.03.2022).

5. Kompleks mer po obespecheniiu poetapnogo dostupa sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii, osushchestvliaiushchikh deiatel'nost' v sotsial'noi sfere, k biudzhetnym sredstvam, vydeliaemym na predostavlenie sotsial'nykh uslug naseleniiu, na 2016-2020 gody [Measures to ensure progressive access of socially oriented nongovernmental organizations to budget funds allocated for social services: 2016-2020]. Approved by RF Government dated 23.05.2016 No. 3468p-P44, availavle at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 375934/ (accesssed 01.04.2022).

6. O formirovanii reitinga munitsipal'nykh obrazovanii Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - Iugry po itogam realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii i sotsial'nogo predprinimatel'stva, obespecheniia dostupa negosudarstvennykh (nemunitsipal'nykh) organizatsii k predostavleniiu uslug (rabot) v sotsial'noi sfere i vnedreniia konkurentnykh sposobov okazaniia munitsipal'nykh uslug (rabot) v sotsial'noi sfere [On municipalities rating in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra by their performance in implementing mechanisms to support socially oriented non-profit organizations and social entrepre-neurship, to ensure access for non-governmental organizations to service provision in the social sphere and to introduce competitive methods to provide public (municipal) services in the social sphere]. Order of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Yugra Government dated 19.05.2017 No. 292-rp, available at: http://docs.cntd.ru/ document/446454390 (accessed 10.04.2022).

7. O reitinge munitsipal'nykh obrazovanii Murmanskoi oblasti po itogam realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii i dostupu negosudarstvennykh organizatsii k predostavleniiu uslug v sotsial'noi sfere, finansiruemykh za schet sredstv mestnykh biudzhetov [On munici-

palities rating in the Murmansk region by their performance in implementing support mechanisms for socially oriented non-profit organizations and the access of non-governmental organizations to social services financed from local budgets]. Decree of the Murmansk Region Government dated 24.06.2019 No. 135-RP, available at: citymurmansk.ru (accessed 23.03.2022).

8. Ob utverzhdenii poriadka formirovaniia reitinga gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh raionov Orenburgskoi oblasti po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii i sotsial'nogo predprinimatel'stva, obespecheniia dostupa negosudarstvennykh (nemunitsipal'nykh) organizatsii k predostavleniiu uslug v sotsial'noi sfere [On approval of the procedure to form urban and municipal districts rating in Orenburg region by their performance in implementing support mechanisms for socially oriented non-profit organizations and social entrepreneurship, ensuring access for non-governmental (non-municipal) organizations to services in the social sphere]. Decree of the Orenburg Region Governor dated 19.12.2018 No. 719-UK (rev. 09.09.2020), available at: http://docs.cntd.ru/ document/550300903 (accessed 17.03.2022).

9. Reiting organov mestnogo samoupravleniia munitsipal'nykh raionov i gorodskikh okrugov Zabaikal'skogo kraia po realizatsii mekhanizmov podderzhki SO NKO [Rating of local self-government bodies in municipal and urban districts of the Trans-Baikal Territory by the implementation of support mechanisms for socially oriented non-profit organizations]. Available at: https://minsoc.75.ru (accessed 17.01.2022).

10. O reitinge munitsipal'nykh obrazovanii Udmurtskoi Respubliki po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii, ne iavliaiushchikhsia gosudarstvennymi (munitsipal'nymi) uchrezhdeniiami, i sotsial'nogo predprinimatel'stva [On the municipalities rating in the Udmurt Republic by the implementation of support mechanisms for socially oriented non-profit organizations that are not state (municipal) institutions, and social entrepreneurship]. Order of the Ministry of Economy in Udmurt Republic dated 28.07.2017 No. 210, available at: https://economy.udmurt.ru/ (accessed 17.02.2022).

11. Ob utverzhdenii Poriadka formirovaniia reitinga munitsipal'nykh raionov, munitsipal'nykh, gorodskikh okrugov Permskogo kraia po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii [On approval of the procedure to form municipal and urban districts rating in the Perm Territory by the implementation of support mechanisms for socially oriented non-profit organizations]. Decree of the Perm Territory Governor dated 31.12.2019 No. 136, available at: http://docs.cntd.ru/document/561663207 (accessed 23.12.2021).

12. Ob utverzhdenii poriadka formirovaniia reitinga organov mestnogo samoupravleniia munitsipal'nykh raionov i gorodskikh okrugov Stavropol'skogo kraia, realizuiushchikh mekhanizmy podderzhki deiatel'nosti sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii, osushchestvliaiushchikh na territorii Stavropol'skogo kraia deiatel'nost' v sotsial'noi sfere [On approval of the procedure to form a rating of

municipal districts and urban districts' local governments in Stavropol Krai, implementing mechanisms to support the activities of socially oriented non-profit organizations engaged in social activities in the region]. Order of the Ministry of Labor and Social Protection in Stavropol Territory dated 21.05.2017 No. 206 (rev. 26.04.2021), available at: http://www.mintrudsk.ru/social/info/soc_organiz/Soc_orient_organizacii/7special_versio n=Y (accessed 02.01.2022).

13. Ob utverzhdenii poriadka formirovaniia reitinga munitsipal'nykh obrazovanii, raspolozhennykh na territorii Sverdlovskoi oblasti, po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii [On approval of the procedure to rate municipalities of Sverdlovsk region, by the implementation of mechanisms to support socially oriented non-profit organizations]. Order of the Ministry of Economy and Territorial Development in Sverdlovsk Region dated 12.12.2017 No. 100 (rev. 23.03.2022), available at: http://www.consultant.ru (accessed 12.04.2022).

14. Ob utverzhdenii poriadka formirovaniia reitinga munitsipal'nykh obrazovanii oblasti po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii [On approval of the procedure to rate the region's municipalities by implementation of support mechanisms for socially oriented non-profit organizations]. Order of the internal policy department in Lipetsk region dated

11.04.2018 No. 42-od, available at: https://nko48.ru (accessed 05.04.2022).

15. O poriadke formirovaniia ezhegodnogo oblastnogo reitinga munitsipal'nykh obrazovanii (gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh raionov) Tiumenskoi oblasti v chasti ikh deiatel'nosti po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii [On the formation of the municipalities' annual regional rating in the Tyumen region by their activities to implement support mechanisms for socially oriented non-profit organizations]. Decree of Tyumen region Government dated

21.02.2019 No. 97-rp (rev. 07.02.2022), available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/7200201902270010 (accessed 05.03.2022).

16. Ob utverzhdenii Poriadka formirovaniia reitinga munitsipal'nykh obrazovanii Tambovskoi oblasti po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii i sotsial'nogo predprinimatel'stva, obespecheniia dostupa negosudarstvennykh organizatsii k predostavleniiu uslug v sotsial'noi sfere i vnedreniia konkurentnykh sposobov okazaniia gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uslug v sotsial'noi sfere [On approval of the procedure to form municipalities rating in Tambov region by their performance in implementing mechanisms to support socially oriented non-profit organizations and social entrepreneurship, to ensure access for nongovernmental organizations to service provision in the social sphere and to introduce competitive methods to provide public (municipal) services in the social sphere]. Decree of the Tambov Region Administration dated 05.02.2019 No. 197, available at: http://docs.cntd.ru/document/553152732 (accessed 05.04.2022).

17. O formirovanii reitinga munitsipal'nykh obrazovanii Volgogradskoi oblasti po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh

organizatsii, osushchestvliaiushchikh deiatel'nost' v sotsial'noi sfere [On formation of municipalities rating in the Volgograd region by the implementation of support mechanisms for socially oriented non-profit organizations operating in the social sphere]. Order of the Committee for Territorial Entities, Internal and Information Policy of the Volgograd Region dated 08.09.2017 No. 34 (rev. 28.04.2018), available at: https://docs.cntd.ru/document/446695028 (accessed 04.04.2022).

18. Ob utverzhdenii poriadka formirovaniia reitinga munitsipal'nykh obrazovanii Irkutskoi oblasti po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii i sotsial'nogo predprinimatel'stva, obespecheniia dostupa negosudarstvennykh organizatsii k predostavleniiu uslug v sotsial'noi sfere i vnedreniia konkurentnykh sposobov okazaniia gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uslug v sotsial'noi sfere [On approval of the procedure to form municipalities rating in Irkutsk region by their performance in implementing mechanisms to support socially oriented non-profit organizations and social entrepreneurship, to ensure access for nongovernmental organizations to service provision in the social sphere and to introduce competitive methods to provide public (municipal) services in the social sphere]. Order of the Ministry of Economic Development in the Irkutsk Region dated 26.06.2018 No. 33-mpr, available at: https://docs.cntd.ru/document/550136345 (accessed 15.03.2022).

19. O formirovanii reitinga munitsipal'nykh obrazovanii Moskovskoi oblasti po itogam realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii i negosudarstvennykh (nemunitsipal'nykh) organizatsii, osushchestvliaiushchikh svoiu deiatel'nost' v sotsial'noi sfere, po organizatsii dostupa k biudzhetnym sredstvam, vydeliaemym na predostavlenie sotsial'nykh uslug naseleniiu Moskovskoi oblasti [On rating municipalities of the Moscow Region by their results in implementing support mechanisms for socially oriented non-profit organizations and non-state (non-municipal) organizations operating in the social sphere, in organizing access to budget funds allocated for social services to the population in the Moscow Region]. Decree of the Moscow Region Government dated 04.03.2020 No. 105-RP, available at: https://docs.cntd.ru/document/564377597 (accessed 15.02.2022).

20. Ob utverzhdenii kompleksnogo plana meropriiatii Saratovskoi oblasti po obespecheniiu poetapnogo dostupa sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii, osushchestvliaiushchikh deiatel'nost' v sotsial'noi sfere, k biudzhetnym sredstvam, vydeliaemym na predostavlenie sotsial'nykh uslug naseleniiu, na 2016-2020 gody [On approval of the comprehensive action plan in the Saratov region to ensure progressive access for socially oriented non-profit organizations operating in the social sphere to budget funds allocated for the provision of social services to the population for 2016-2020]. Decree of the Saratov region Government dated 29.12.2016 No. 741-P, available at: https://social.saratov.gov.ru/ (accessed 15.01.2022).

21. O reitinge munitsipal'nykh raionov (gorodskikh okrugov) Kostromskoi oblasti po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii [On the municipal and urban district rating in the Kostroma region by their per-

formance in implementing support mechanisms for socially oriented non-profit organizations]. Decree of the Kostroma Region Administration dated 16.04.2018 No. 151-a (rev. 27.12.2021), available at: https://docs.cntd.ru/document/446698212 (accessed 25.02.2022).

22. Metodicheskoe rukovodstvo po formirovaniiu reitinga organov mestnogo samoupravleniia Omskoi oblasti po realizatsii mekhanizmov podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii (za iskliucheniem gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdenii), sotsial'nogo predprinimatel'stva i obespecheniia dostupa negosudarstvennykh organizatsii k predostavleniiu uslug v sotsial'noi sfere) (utverzhdeno v 2020 godu) [Reference guide to form local governments' rating in Omsk region by the implementation of support mechanisms for socially oriented non-profit organizations (excluding state (municipal) institutions), social entrepreneurship and ensuring access of non-governmental organizations to services in the social sphere. Approved in 2020]. Available at: http://omskmintrud.ru/?sid=25162 (accessed 25.01.2022).

Оригинальность 77 %

Получено 11.05.2022 Принято 06.06.2022 Опубликовано 01.12.2022

Ye.I. Kaibicheva

RATINGS OF MUNICIPALITIES BY THE SUPPORT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL NON-PROFIT SECTOR

The development of the non-profit sector and its partnership with the state and business remain the subject of scientific and practical reflection. A special role in this mission is assigned to the local authorities, where non-profit organizations actually operate.

Appropriate ratings, formed by analogy with the rating of the Russian Ministry of Economic Development, can become an effective tool for stimulating the authorities at the local level to support socially oriented non-profit organizations (SONPOs). The review of existing methods presented in the article allows us to divide them conditionally into two groups depending on the aspect of assessment. In the first case, the central aspect of assessment is the activities of local authorities to support SONPOs. In the second case, assessed are the efforts of local governments to give SONPOs access to the social services market. Differences in the aspects of assessment cause the use of a different number of indicators. As a rule, methods belonging to the second group are based on the use of data related to different departments (health, social protection, culture, etc.).

The study of existing documents showed that the regions use different approaches to the formation of ratings in terms of complexity. From simple ones, which consist in ranking municipalities in descending order of the indicator value, to complex ones, related to the normalization of initial values and the use of specific weights.

Taking into account the adoption in 2021, at the federal level, of a new list of indicators that will be used for region rating, and new trends in the development of SONPOs in the post-pandemic period, it is necessary to revise the existing methods. The example of the Sverdlovsk region shows how such a revision can performed. The result of the practical application of the study was the adjustment of the current methodology for forming the rating in the Sverdlovsk Region, the corresponding order of the Ministry of Economy and Territorial Development of the Sverdlovsk Region being adopted on March 23, 2022).

Keywords: socially oriented non-profit organizations, non-profit sector, support for SONPOs, rating, municipality.

Yekaterina I. Kaibicheva - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Regional, Municipal Economics and Governance Department, Ural State University of Economics, e-mail: cathe-rine.kai@mail.ru.

Received 11.05.2022 Accepted 06.06.2022 Published 01.12.2022

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Кайбичева, Е.И. Рейтинги муниципальных образований по поддержке некоммерческих организаций как инструмент развития некоммерческого сектора региона / Е.И. Кайбичева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 4. - С. 265-282.

Please cite this article in English as:

Kaibicheva Ye.I. Ratings of municipalities by the support of non-profit organizations as a tool for the development of regional non-profit sector. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 4, pp. 265-282 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.