ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007
На этом этапе создается проект оплаты труда, условия которой реализуются в соответствие со следующим концептуальным положением: управление ИЭС формирует целевую функцию работы ремонтных служб, устанавливаются ее нормативные критерии и методы измерения (в реальном масштабе времени), характер стабилизирующих обратных связей (материальных и моральных стимулов). При изменении нормативных значений целевой функции следует реакция на источник возмущения (нарушение равновесности в локальной системе управления ремонтом) в форме санкций или поощрений для выравнивания системы в заданное состояние. Последнее осуществляется непосредственно в рабочем коллективе согласно специально разрабатываемому регламенту.
Шаг №6. Задача этапа - оптимизация содержания и потоков планово-учетных и иных документов в системе ИЭС для обеспечения ее целевой информативности и функциональности.
Для завершения проектирования необходимо сделать, как минимум, еще:
Шаг №7, который требуется, чтобы: а) сопоставлять и обсуждать экономичность индивидуально-коллективной работы персонала (фактически потребленные ресурсы сравниваются с предполагавшимся их расходом); б) обсуждать удовлетворенность персонала меняющимися условиями труда, работой в новых па-
раметрах организации; в) обсуждать, как новый порядок оплаты труда сочетается в структуре финансовых, престижных и содержательных видов вознаграждения на предприятии, способствует профессиональному развитию работников.
Рассматриваемый подход к организации оплаты труда, безусловно, не сводим к своему весьма схематичному описанию; и поэлементно, и в целом он существенно сложнее в процессе практического проектирования и реализации. Задача, поставленная автором статьи, - обратить внимание на несомненную пользу применения принципов социально ориентированного подхода к проектированию оплаты труда на основе целевых решений в области его нормирования. В силу своей значительной трудоемкости и сложности технологии подобный подход порой незаслуженно игнорируется специалистами, однако его применение на практике приводит, бесспорно, к положительным результатам. Использование в качестве целевого норматива - норматива простоев оборудования в ремонте открывает возможности для учета затрат труда в реальном масштабе времени и разработки на этой основе организационной системы индивидуально-коллективного стимулирования, базирующейся на трудовых показателях в конкретных организационно-технических условиях функционирования ремонтоемких производств.
Список использованной литературы
1. www.situation.ru.
2. Зыкова Т Износ мощностей в электроэнергетике. //www.rg.ru/2006/07/07.
3. www.interfax. ru/2004/02/13.
4. www.interfax.ru/2003/02/02.
5. www.interfax.ru/2006/10/06.
6. Архиереев С.И., Зинченко Я.В. Инвертированная С-образная зависимость справедливости и эффективности // Экономический журнал Высшей школы экономики.
- Т 9. - 2005. - №1. С. 50-73.
УДК 336.77
Рейтинг-контроль в управлении кредитным портфелем коммерческого банка
Е.В. Давыдова
ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса», г. Москва
Кредитный риск является на сегодняшний день одной из основных причин проблем в работе банка, в управлении кредитным портфелем. Кредитный риск существует как у определенного кредитного проекта, так и у кредитного портфеля в целом. Он оказывает значительное влияние на эффективность всей кредитной деятельности банка, а управление кредитным риском представляет собой неотъемлемую часть управления
кредитным портфелем в целом. Особенно актуальными в этой области являются исследование, анализ и оценка кредитного риска, а также связанная с этим методология проведения рейтинг-контроля.
Оценка кредитного риска в управлении кредитным портфелем нужна, прежде всего, для построения рейтингов, которые позволяют классифицировать заемщиков в зависимости от их финансового состояния и
55
ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007
развития в целом, а также от степени риска кредитной сделки.
Существует множество методик оценки финансового состояния заемщика. В этом процессе принято опираться на расчет финансовых коэффициентов и пропорций, и на их основе делать предположения о надежности ссудополучателя. Можно сказать, что данная оценка является в той или иной степени количественной.
Иными словами, результатом анализа кредитоспособности заемщика и кредитного риска в целом является набор определенных количественных характеристик, отражающих различный качественный уровень того или иного фактора кредитного риска. С целью повышения объективности при принятии решения о конечной оценке кредитного риска часто используется присвоение заемщику рейтинга. Рейтинг здесь выступает как некая интегральная оценка всех характеристик, присвоенных различным аспектам кредитоспособности заемщика в процессе анализа. Проводится комплексный анализ не только цифровых данных, но и нецифровых факторов. В целом данный процесс можно назвать рейтинг-контролем.
Исторически возникновение рейтингов и методологии их построения связано, прежде всего, с кредитной деятельностью банков. Использование рейтинг-контроля значительно повышает наглядность решений, связанных с принятием кредитного риска. Например, в кредитной политике банка может содержаться требование о минимальном рейтинге, который необходим для получения ссуды.
Среди целей проведения рейтинг-контроля можно назвать следующие:
- повышение качества решения о кредитовании (применение единообразных и структурированных критериев);
- определение степени рисков;
- выявление различных аспектов корректировки цены кредита на основе более детальной оценки рисков;
- использование рейтинга в качестве инструмента контроля;
- определение потенциальных возможностей повышения качества обслуживания и привлечения новых клиентов.
Для качественной оценки кредитного риска используются результаты финансового анализа, анализа отрасли, достоверности финансовых данных, внешних рейтингов специализированных агенств, анализа (оценки) вероятности дефолта и потерь, оценки стоимости компании, качества менеджмента, кредитной истории, репутации, политических рисков, прогнозов развития событий.
Можно выделить несколько этапов методологии проведения рейтинг-контроля для определения кредитоспособности заемщика:
1) составление шкалы оценки риска для заемщиков (или кредитов, или групп залогов), например, «минимальный риск», «умеренный риск», «предельный
риск», «недопустимый риск»;
2) присвоение количественной оценки показателям рейтинга (например, количество баллов);
3) выделение существенных показателей деятельности заемщика, определяющих уровень риска, и их удельных весов при составлении совокупного показателя;
4) установка границ, определяющих качество существенных показателей;
5) формирование совокупного показателя риска (рейтинга) путем соединения оценок отдельных показателей согласно их удельным весам.
На основании анализа разнообразных методик можно выявить существенные показатели, по которым в данных методиках проводится анализ кредитного риска:
- финансы;
- менеджмент;
- кредитная история (или деловая репутация);
- обеспечение;
- рынок (или отрасль).
Наиболее значимыми из них (с высоким удельным весом) являются финансы (вес - около 0,3 в общем показателе кредитного риска), обеспечение (0,25), рынок (0,2).
Внутри каждого из этих показателей выделяется шкала, к одной из групп которой (с соответствующей оценкой в баллах) можно отнести ту или иную сторону деятельности заемщика. Например, обеспечение оценивается в зависимости от его вида (недвижимость, оборудование, товары, ценные бумаги и т.п.).
В итоге путем умножения баллов по показателям на соответствующий вес определяется рейтинг кредитополучателя. На основании данного рейтинга предприятию присваивается категория риска.
Оценка кредитоспособности при проведении рейтинг-контроля базируется на последовательном анализе определенных финансовых показателей. Среди них можно назвать коэффициенты ликвидности, финансовой структуры, эффективности (оборачиваемости), финансового левериджа, прибыльности.
Помимо коэффициентов, анализу также подвергаются денежные потоки, когда определяется разница между денежными поступлениями и расходами заемщика за определенный период времени. В дополнение к этому банк может анализировать деловой риск.
Необходимо отметить, что анализу подвергаются также иные аспекты деятельности заемщика. Все эти факторы влияют на анализ кредитоспособности и на тот показатель риска, который присваивается выданному кредиту. Среди них можно выделить передаваемое в залог (заклад) обеспечение; региональные риски (риски вложения средств в регион нахождения предприятия); кредитную историю предприятия; субъективные факторы кредитоспособности; положение в отрасли; качество менеджмента на предприятии.
Принимаемое в залог обеспечение нужно для погашения за счет него кредита и процентов по нему при невозможности погашения денежными средства-
56
ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007
ми заемщика. Реализация имущества должна производиться оптом в короткие сроки и по выгодным для банка ценам, чтобы вырученные средства полностью покрывали сумму основного долга и начисленных на него процентов. Для этого при заключении договора на предоставление кредита необходимо оценить рыночную стоимость передаваемого в залог имущества, его ликвидность и права заемщика на данное имущество.
Если рассматривать региональные риски, то можно сказать, что кредитование тех предприятий, которые находятся вне зоны работы банка и его филиалов, а также в регионах со сложной, нестабильной экономической и политической ситуацией, является заведомо более рискованным. Повышенный риск также может быть обусловлен экстремальными погодными условиями, перебоями в снабжении электроэнергией, водоснабжении и водоотведении, уровнем безработицы, динамикой задолженности по выплате заработной платы бюджетным организациям и всевозможных пособий. В свою очередь, положительными сторонами региона могут выступать благоприятный инвестиционный климат, наличие полезных ископаемых, высокая квалификация кадров, защита вложенных средств на уровне власти, отлаженная судебная система.
Такой фактор, как кредитная история заемщика, является одним из наиболее важных при анализе кредитоспособности и принятии конечного решения о выдаче кредита. Кредитная история показывает, как ранее заемщик расплачивался по полученным кредитам, были ли задержки в уплате долга и процентов. Если предприятие выполняло свои обязательства, то это - дополнительные баллы при проведении рейтинг-контроля. Если же были просрочки платежей, то необходимо выяснить, какими причинами они были вызваны. В том случае, если просрочки были длительными и вызывались субъективными причинами, банк должен более внимательно отслеживать возврат кредита или же принять решение об отказе в выдаче.
В целом рейтинг-контроль позволяет финансовому институту не только оценить кредитный риск потенциальных и существующих заемщиков, но и принять решение относительно размера процентной ставки, а также режима кредитования. Предприятиям с невысоким уровнем риска кредиты могут выдаваться по минимально допустимой ставке, а также в более удобных и оперативных формах - кредитной линии, контокоррентного счета.
Сегодня действует большое разнообразие различных методик проведения рейтинг-контроля. Часть банков используют уже существующие методы, а многие предпочитают разрабатывать свои собственные системы рейтинг-контроля.
Одним из примеров проведения рейтинг-контроля может быть так называемая американская система оценки качества кредитов. Данная система рассматривает не только финансовое положение заемщика, но также учитывает характеристики выдаваемого кредита. В качестве основных параметров, на основании которых выводится рейтинг кредита (в баллах), высту-
пают:
- назначение и сумма долга;
- финансовое положение претендента на кредит;
- качество залога;
- срок и схема погашения кредита;
- кредитная информация о заемщике;
- взаимоотношения банка и заемщика;
- цена кредита.
Можно привести баллы, в которых оценивается каждый показатель.
1. Назначение и сумма долга:
1) назначение разумно и сумма полностью оправ дана во всех отношениях - 20 баллов;
2) назначение сомнительно, сумма приемлема
- 15 баллов;
3) назначение неубедительно, сумма проблема тична - 8 баллов.
2. Финансовое положение претендента на кредит:
1) очень сильное текущее и прошлое финансовое положение, сильный и стабильный приток средств - 40 баллов;
2) хорошее финансовое положение, сильный приток средств - 30 баллов;
3) приемлемое финансовое положение, неустой чивый приток средств - 20 баллов;
4) невысокая прибыль в прошлом, слабое поступ ление средств - 10 баллов;
5) недавно много потерял, приток средств слабый
- 4 балла.
3. Залог:
1) не нужен залог или предоставляется обширный денежный залог - 30 баллов;
2) значительный ликвидный залог - 25 баллов;
3) значительный залог приемлемой ликвидности
- 20 баллов;
4) достаточный залог, но ограниченной ликвиднос ти - 15 баллов;
5) недостаточный залог невысокого качества
- 8 баллов;
6) нет приемлемого залога - 2 балла.
4. Срок и схема погашения:
1) краткосрочный, самоликвидирующийся, хороший вторичный источник - 30 баллов;
2) среднесрочный, погашение частями, мощный приток средств - 25 баллов;
3) среднесрочный одноразовый платеж, среднее поступление средств - 20 баллов;
4) долгосрочный, погашаемый по частям, неуве ренность в поступлениях - 12 баллов;
5) долгосрочный, назначение сомнительно, вторичных источников нет - 5 баллов.
5. Кредитная информация о заемщике:
1) великолепные отношения в прошлом с заемщи ком - 25 баллов;
2) хорошие кредитные отзывы из надежных источ ников - 20 баллов;
3) ограниченные отзывы, нет негативной инфор мации - 15 баллов;
4) нет отзывов - 9 баллов;
57
ВЕСТНИК МГУС №1 / 2007
5) неблагоприятные отзывы - 0 баллов.
6. Взаимоотношения с заемщиком:
1) существуют постоянные выгодные отношения
- 10 баллов;
2) существуют посредственные отношения или никаких - 4 балла;
3) банк несет потери на отношениях с заемщиком
- 2 балла.
7. Цена кредита:
1) выше обычного из-за качества кредита
- 8 баллов;
2) в соответствии с качеством кредита - 5 баллов;
3) ниже обычного из-за качества кредита
- 0 баллов.
В результате суммирования баллов получается итоговый рейтинг:
163-140 баллов - наилучший;
139-118 баллов - высокое качество;
117-85 баллов - удовлетворительный;
84-65 баллов - предельный;
64-40 баллов - хуже предельного; ниже 40 баллов - потерянные кредиты.
Что касается различных аспектов разработки систем рейтинг-контроля, то нужно сказать, что многие финансовые институты используют математические и статистические модели, а также экспертные оценки. Шкала оценки кредитного риска выбирается таким об-
разом, чтобы она была понятна для тех, кто принимает решения.
В современных условиях многие банки предпочитают разрабатывать и внедрять собственные методики проведения рейтинг-контроля. В них целесообразно включать не менее 5-7 групп дифференцирования качества заемщиков.
Также хотелось бы выделить важную особенность оценки кредитоспособности с использованием рейтингов - необходимость периодического пересмотра и корректировки балльных оценок отдельных показателей и весовых коэффициентов групп.
Рейтинг-контроль используется не только для принятия решения о предоставлении кредита, но и для рассмотрения и анализа всего кредитного портфеля банка в целом. Группы кредитов, получаемые при отнесении их к той или иной части шкалы рейтинга, здесь выступают как классификация кредитов, входящих в портфель. Данная классификация используется при анализе управления кредитным портфелем с точки зрения его рискованности, качества ссуд, групп заемщиков, диверсификации портфеля.
В заключение хотелось бы отметить, что грамотная и всесторонняя методика построения кредитного рейтинга влияет на доходность кредитных вложений, качество управления кредитным портфелем, достаточность резервов на покрытие убытков.
Список использованной литературы
1. Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. В. Платонова, М. Хиггиса. - М.: Изд-во «Консалтбан-кир», 2001. - 432 с.
2. Гоюнинг Х. ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. - 304 с.
3. Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.
4. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 320 с.
5. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Юристъ, 2005. - 688 с.
6. Предтеченский А. Оценка ожидаемых потерь и технология резервирования в системе управления кредитным риском коммерческого банк // Аналитический банковский журнал. - 2002. - №3 (82). - С. 35.
58