РИСКИ
АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО РИСКА: РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КЛИЕНТОВ
Е.Б. ГЕРАСИМОВА, кандидат экономических наук, Финансовая академия при Правительстве РФ
«Похоже, я на правильном пути. Я превратил управление кредитом из несуществующего в абсолютно неприемлемое».
(Из беседы с директором кредитного департамента)
Анализ рисков в рамках управления финансовой устойчивостью коммерческого банка заключается в выделении специфических рисков, характерных для рассматриваемого банка, последующая их оценка, а также прогноз, касающийся вероятности существования рисков в будущем (ближайшем и в отдаленной перспективе), определение их состава и размера.
Участники банковского сектора подвержены разнообразным рискам, главным из которых является кредитный риск.
Кредитный риск связан для банка с потерей дохода или даже снижением величины уставного капитала по причине невозврата заемщиком кредита и процентов за пользование им. На величину кредитного риска влияют разнообразные внешние и внутренние факторы. Внешние факторы практически не поддаются воздействию банковского менеджмента, такие, например, как ухудшение рыночной конъюнктуры. Банковские служащие активно управляют внутренними факторами, среди которых следует, прежде всего, выделить оценку качества кредита и диверсификацию новых кредитных вложений.
Управление рисками может осуществляться с различных позиций:
• прямое директивное управление рисками -подход к управлению рисками, в рамках которого при проведении отдельной оценка предполагаемых рисков доводится до высшего ру-
ководства организации, которое принимает окончательное решение о целесообразности проведения операции. Такой подход эффективен при небольшом количестве проводимых операций, т.е. либо в небольшой организации, либо при проведении крупных операций (например, коммерческое кредитование в банке) в средних и крупных организациях;
• риски за счет лимитирования операций, т.е. количественные характеристики отдельных групп операций, выделяются или по их типу, или по лицам, несущим ответственность за операции;
• ограничение рисков за счет механизмов оцеп ки эффективности с учетом риска. Рассмотрим основные этапы процесса управления риском (рис. I):
1) анализ риска;
2) выбор методов воздействия на риск при оцен ке их сравнительной эффективности;
3) непосредственное воздействие на риск;
4) контроль и корректировка результатов. Анализ риска - начальный этап, имеющий це
лью информацию о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих стад и -ях. Анализ состоит из выявления рисков и их оцен -ки. При выявлении рисков (качественная состав ляющая) определяются все риски, присущие нале
Снижение
дуемой системе. Главное здесь - не пропустить важных обстоятельств и подробно описать все существенные риски.
Оценка - это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций и для различных рисков могут быть построены функции распре -деления вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.
Выявление и оценка тесно связаны между
собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Более того, часто анализ идет в двух противоположных направлениях - от оценки к выявлению, и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором - на основе анализа системы выявляются риски и возможные последствия.
Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.
После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.
АНАЛИЗ РИСКА
Выявление Оценка
Выбор методов воздействия на риск при сравнении их эффективности
Принятие решения
Воздействие на риск
Сохранение
Передача
Контроль результатов
Рис. 1. Общая схема процесса управления риском
Процесс непосредственного воздействия на риск представлен на рис. 1 тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска.
И, наконец, заключительным этапом управления риском являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должен происходить пересмотр данных об эффективности используемых мер по управлению рисками с учетом информации о произошедших за этот период убытках.
Кредитный риск является комплексным, т.е. зависит от воздействия множества факторов, что осложняет его оценку и прогнозирование. Отдельные факторы также могут называться рисками. Они будут частными по отношению к кредитному риску. Их классификация представлена в табл. 1.
Таблица 1
Факторы банковского кредитного риска
Связанные с предприятиями-заемщиками Связанные с банком Макроэкономические
1) Риск отсутствия правоспособности и дееспособности 1) Отсутствие проверенной методики и технологии кредитования 1) Экономический кризис, спад производства по отраслям
2) Финансовая неустойчивость, неплатежеспособность, наличие значительной дебиторской и кредиторской задолженности, несоответствие сроков движения денежных потоков 2) Занижение требований к оценке кредитоспособности заемщиков, низкое качество гарантий, ошибки в оценке залога 2) Региональный риск
3) Производственно-технологический риск 3) Юридические риски 3) Инфляция
4) Имущественные риски 4) Риск управления банком 4) Бюджетный и финансовый кризис
5) Коммерческие риски, риски изменения конъюнктуры рынка 5) Риски концентрации и недостаточной диверсификации 5) Риски неплатежей и замены безналичной формы расчетов
6) Социальные риски 6) Недостатки в постановке учета и отчетности 6) Риск отсутствия законодательной базы и механизмов реализации законодательных актов
7) Риски искажения информации 7) Риск адаптации к изменениям экономических условий деятельности 7) Неустойчивость банковской системы
8) Управленческий риск 8) Недостаточность и низкое качество информации 8) Политические риски
9) Риск злоупотреблений, нецелевого использования кредита, бегства от ответственности 9) Неразвитость системы страхования рисков
10) Плохое бюджетное бизнес-планирование, невыполнение намеченных планов 10) Неразвитость информационного рынка
11) Риск невыполнения обязательств дебиторами 11) Сужение платежеспособного спроса, неблагоприятные изменения на отдельных рынках
Факторы, связанные с предприятиями-заемщиками:
1) неопределенность юридического статуса предприятия-заемщика, отсутствие лицензирования и патентования деятельности или истечение срока их действия, что приводит к неправоспособности и недееспособности субъекта сделки и признанию его деятельности на рынке незаконной;
2) слабое финансовое состояние предприятия-заемщика, его низкая платежеспособность и финансовая устойчивость, потеря собственного капитала вследствие убыточности, неспособность рассчитываться по взятым ранее обязательствам, неустойчивость денежных потоков, превышение оттока денежных средств над их притоком;
3) значительная физическая и моральная изношенность основных производственных фондов, устаревшие технологии, что создает вероятность остановки производства в результате
отказов оборудования, аварий, производственного брака;
4) отсутствие у предприятия-заемщика прав собственности на имущество, в том числе передаваемого в залог;
5) низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, наличие на рынке товаров-анало-гов, что предопределяет трудности с ее продажей из-за невысокого качества и высокой себестоимости и как следствие - сокращение получаемой выручки от реализации; отсутствие маркетинговых исследований потребительских предпочтений, слабое управление обновлением ассортимента выпускаемой продукции, ценообразованием, системой продвижения и стимулирования сбыта с учетом требований рынка и конкуренции; слабая коммерческая работа, отсутствие собственной сбытовой сети и устойчивых каналов сбыта;
6) неудовлетворительная организация труда, социальные проблемы в коллективе, накоплен-
ная задолженность по заработной плате, высокая текучесть кадров, что создает вероятность остановки производства по причине забастовок и увольнений;
7) искажение данных учета и отчетности, недостоверность сведений предлагаемой для анализа и оценки отчетности, наличие на балансе реально неликвидных оборотных средств;
8) отсутствие заинтересованности руководства предприятия в развитии производства, отсутствие необходимой управленческой квалификации у первых лиц предприятия-заемщика;
9) возможность злоупотреблений со стороны управляющих предприятием;
10) слабый финансовый анализ и планирование, отсутствие программы стабильного развития предприятия в будущем, недостаточное экономическое обоснование кредитуемого мероприятия;
11) недостаток платежеспособных покупателей продукции, неэффективная работа с дебиторами по возврату задолженности. Факторы, связанные с банком:
1) недостаточная внутренняя инструктивная база; отсутствуют в письменном виде точные стандарты и методическое обеспечение кредитования: инструкции, регламенты по проведению кредитной операции, кредитная документация, нормативно-методическое обеспечение проведения анализа финансового состояния предприятия, инвестиционных проектов развития производства, качественной оценки бизнес-планов; отсутствует четко сформулированная кредитная политика;
2) не проводится тщательная оценка кредитоспособности заемщика, занижаются требования к уровню платежеспособности и надежности; недостаточна либо недостоверна информация о заемщике, отсутствует его кредитная история; отсутствует контроль за использованием полученных кредитов, что не позволяет разработать превентивные меры для избежания ситуации непогашения кредита и процентов; отсутствует реальное обеспечение по кредитуемой сделке или в качестве залога приняты ценности, труднореализуемые на рынке, а также подверженные быстрому обесцениванию; завышена стоимость залога; отсутствует проверка его фактического наличия, состояния, прав собственности залогодателя;
3) недостаточная правовая подготовка сотрудников банка, в результате чего не выполняются
нормы гражданского законодательства по оформлению кредитного договора, договора залога и прочих кредитных документов. Это зачастую приводит к отказу арбитражного суда от рассмотрения иска или дает партнеру законные возможности не выполнять своих обязательств по сделке;
4) злоупотребления должностными лицами банка служебным положением в результате концентрации чрезмерных полномочий одного лица при принятии решения о кредитовании, выдача «дружеских», необоснованных кредитов, утаивание реальных сведений о рисках и потерях; ошибочность управленческих решений; несовершенство организационной структуры управления кредитованием (излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства, несовершенство процедур), неопределенность должностных полномочий и ответственности каждого исполнителя; отсутствие долгосрочных стратегий развития кредитных операций, развитие деятельности банка в новых, нетрадиционных сферах, неоправданное увеличение числа новых клиентов с неустойчивой репутацией; внесение частых изменений в политику банка по предоставлению кредитов, вызывающих дестабилизацию его деятельности и падение конкурентоспособности на рынке кредитных услуг;
5) слабое управление кредитным портфелем: выдача кредитов в большом объеме единичным или взаимосвязанным заемщикам; высокая степень концентрации кредитной деятельности банка в какой-либо сфере (отрасли), чувствительной к изменениям в экономике (возникает опасность неожиданного кризиса отрасли); большая доля кредитов низкого качества, большая доля кредитов, предоставленных заемщикам-неклиентам банка, а также лицам, связанным с банком (инсайдером, акционерам), отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля (система лимитов и запретов);
6) искажение данных учета по выданным кредитам и скрытие от контролирующих органов фактов утраты активов: пролонгация безнадежных кредитов вместо их перенесения на счета просроченной задолженности по основному долгу и процентам и своевременного формирования резервов под возможные потери по ссудам, погашение просроченных кредитов и процентов за счет вновь выдаваемых кредитов;
7) недостоверность или отсутствие анализа и прогноза ситуации в производстве, в кредитуемой отрасли, в экономике региона;
8) отсутствие или недостаточность информации о состоянии и наполняемости расчетного счета, размере и составе картотеки документов, не погашенных в срок, открытых ранее заемщиком счетов в данном и других банках, о наличии просроченной задолженности по кредитам, суммах оборотов по счетам предприятия. К макроэкономическим факторам относятся:
1) кризисное состояние экономики, общий экономический спад производства, сокращение выпуска и реализации продукции в силу общеэкономических предпосылок в стране (разрушения системы поставок и реализации продукции, неустойчивой рыночной конъюнктуры, сокращения потребностей внутреннего и внешнего рынка);
2) вероятность возникновения для банка экономических трудностей в силу экономических проблем на территории, где он функционирует;
3) в результате инфляции возникает обесценивание сумм, уплачиваемых заемщиком при погашении основного долга, активы утрачивают реальную первоначальную стоимость;
4) недостаточная наполняемость доходной части федерального и местных бюджетов, что приводит к неустойчивому погашению кредитов, взятых органами власти, неустойчивому финансированию государственных предприятий, государственных программ; неустойчивость денежной системы и финансовых рынков;
5) кризис неплатежей, замена безналичных расчетов оплатой наличностью или бартерными сделками, в результате которых выручка от реализации продукции не поступает на расчетный счет предприятий;
6) несовершенство или отсутствие законодательных актов, в стадии формирования находится правовое регулирование хозяйственных взаимоотношений и имущественной ответственности сторон кредитной сделки. Банковская деятельность в ряде случаев проявляется в виде комплексных правоотношений, которые требуют самостоятельной нормативно-правовой регламентации. Резкие изменения в нормативной базе в соответствии с указами Президента России, законодательными актами, ведомственными положениями и инструкциями и пр. (изменения «правил игры»); отсутствие у руководителей государственных органов дос-
таточного опыта организации свободного предпринимательства;
7) незавершенность формирования банковской системы, ее подверженность системным рискам и возникновению ситуаций задержки межбанковских расчетов;
8) отсутствие согласованной государственной политики и поддержки развития отраслей реального сектора экономики, резкое уменьшение всех видов инвестиций;
9) отсутствие в стране развитой системы страхования, втом числе и системы страхования рисков стихийных бедствий, кредитных рисков, высокая стоимость страховых услуг;
10) проблемы получения достоверной информации. Не развит рынок информационных ресурсов, исчерпывающая информация о потенциальном клиенте собирается банком самостоятельно, что занимает много времени. Необходимы специализированные организации в области сбора, оценки и поставки информации для потенциальных ее покупателей (банков, деловых партнеров, кредиторов и пр.); отсутствие организованного информационного обмена о финансовом состоянии клиентов, фактах неплатежеспособности, объемах заложенного имущества и пр. Банком России рассматриваются вопросы о создании кредитных бюро, в которых бы аккумулировалась информация о финансовом состоянии заемщиков и их кредитной истории;
11) сокращение реальных доходов и платежеспособного спроса, неблагоприятные изменения на отдельных рынках и общеэкономической конъюнктуры в целом, низкая степень деловой активности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КРЕДИТНОГО РИСКА
Состояние экономической базы является одним из важнейших факторов для определения кредитоспособности эмитента, поскольку определяет стабильность поступления доходов в бюджет и предпосылки для их увеличения. В свою очередь, объем всех доходов бюджета определяет способность администрации обслуживать свои исходные обязательства, в том числе и долговые.
Во многих российских регионах состояние экономической базы в значительной степени зависит от одного или двух ведущих предприятий, нередко образующих собственные холдинги.
Общая структура анализа кредитоспособности предприятия-эмитента включает два больших раздела: анализ рисков бизнеса и анализ финансовых рисков. Риски бизнеса включают в себя:
I) отраслевые риски:
- производство;
- регулирование отрасли;
- ключевые факторы успеха в отрасли; 2} операционные риски предприятия:
- позиция на рынке;
- производство;
- отрасли;
- затраты;
3) организационные факторы риска:
- собственность и контроль над предприятием;
- внутренняя структура группы;
- диверсификация;
- поддержка властей;
- рынок;
- размер предприятия;
- персонал;
4) финансовые риски:
5} финансовую инвестиционную политику: 6} структуру и динамику активов и источников
капитала: 7) оборотный капитал: 8} прибыль и рентабельность: 2} структуру финансовых потоков: 10) текущую ликвидность:
II) коэффициенты покрытия долга и процентов. Кроме анализа самих предприятий исследуются производственные связи между этими предприятиями и другими производственными единицами, функционирующими на данной территории. Как правило, крупные предприятия - «флагманы экономики»* образуют конгломераты или холдинги, каждое из подразделений которых представляет собой особый случай налогоплательщика. Чтобы правильно оценить зависимость между колебаниями доходов бюджета региона (города) и финансово-экономическим состоянием крупнейших налогоплательщиков, в расчет берется весь производственный комплекс, а не только головное предприятие.
Значительная часть предприятий-налогоплательщиков относится к числу гигантских предприятий советской эпохи с раздутым штатом. В такой ситуации администрация региона (города) оказы-
1 Об обязательных нормативах банков: Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 № 110-И/Правовая справочная система «Консультан-тПлюс».
вается в заложниках у менеджмента этих предприятий, что выражается, в том числе, и в особых соглашениях о порядке выплаты налогов, налоговых каникулах и других льготах, выгодных для данных предприятий и наносящих прямой ущерб бюджету.
Поэтому особое внимание уделяется качеству взаимоотношений между администрацией региона и представителями крупнейших налогоплательщиков. Сама зависимость доходов бюджета от такого субъективного фактора негативно влияет на кредитоспособность администрации и практически не зависит от администрации.
Кредитный риск подвергается также государственному регулированию со стороны Банка России через требование к коммерческим банкам об обязательном соблюдении экономических нормативов:
1) норматив Н6 Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
2) норматив Н7 Максимальный размер крупных кредитных рисков;
3) норматив Н9 Максимальный размер кредитного риска на одного акционера;
4) норматив НЮ Максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам1.
Рейтинговая оценка кредитного риска - это попытка дать количественную характеристику предполагаемого риска убытков по каждой ссуде, по каждому заемщику или портфелю. Правильно применяемая, эта процедура позволяет осуществлять сравнительный анализ кредитов и выделять области особо высоких рисков. Система оценки рисков должна быть построена так, чтобы обеспечить менеджмент банка отчетностью и статистическим анализом.
Методы рейтинга рисков можно расположить на шкале, варьирующейся от крайне субъективных до почти полностью объективных оценок.
1). Рейтинг рисков может быть основан на анализе сильных и слабых сторон каждого заемщика.
2). Система рейтинга фокусируется на различных ссудах одного заемщика, располагая эти ссуды на шкале рискованности в зависимости от обеспечения, сроков, назначения и т.д. Система должна обеспечивать объективность
оценки, независимость ее отличной позиции проверяющего, в противоположность реальным изменениям состояния заемщика. Чем более субъективна система, тем вероятнее ее несостоятельность.
Практически любая система лучше, чем ее полное отсутствие. Каждый банк должен установить собственную процедуру, отражающую опыт персонала, типы кредитующихся клиентов, наличие и полноту финансовых данных о деятельности клиентов. Система должна быть относительно проста и понятна для кредитных специалистов и менеджеров. Чтобы сотрудники доверяли системе рейтинга рисков, они должны принимать активное участие в ее разработке.
Как правило, в процессе кредитования используется смешанная оценка кредитозаемщика.
Объективную систему рейтинга рисков представляет разработанная банком система рейтинга, основанная на данных финансовой отчетности клиента, которая, как правило, базируется на привязке весов к различным коэффициентам. Оценка риска сводится к одному числовому значению, сопоставимому с аналогичными показателями других заемщиков (кредитов), могущему использоваться в анализе трендов. Коэффициенты обычно отражают ликвидность, леверидж и доходность.
У объективных систем есть коренной недостаток - увлекшись цифрами, можно проглядеть критические, но неисчисляемые аспекты, такие как: качество менеджмента в компании-заемщике; состояние отрасли заемщика; рыночная позиция продуктов и услуг заемщика;
достоверность, качество финансовой отчетности клиента.
Субъективный взгляд выражается в экспертной оценке финансовой устойчивости и платежеспособности клиента. Экспертное мнение касается позиций, не поддающихся количественной оценке, а значит, не охваченных методикой анализа финансовой отчетности.
Вместе с тем объективные системы не делают предпочтений каким-либо заемщикам, что гарантирует банк и его вкладчиков от втягивания в крупный финансовый кризис. В США в рамках статистического анализа банкротства национального масштаба всегда выяснялось, что надежность компаний выглядела внушительнее, чем это было в реальности. Объективный анализ помогает избежать ослепления масштабами и престижем компаний-заемщиков.
Каждая система должна подвергаться периодическому пересмотру сотрудниками кредитного департамента, в частности отслеживается количество и состав показателей, на которых должны строиться оценки. Если разными сотрудниками устанавливаются разные рейтинги одному и тому же заемщику, очевидно, что эта система излишне субъективна и требует отработки.
Пример объективной системы оценки кредитоспособности представлен в табл.2.
Таблица 2
Рейтинговая оценка по данным финансовой отчетности
Показатель Балл
1. Коэффициент текущей ликвидности
менее 1 0
1 -1,75 10
1,75-2,5 20
более 2,5 0
2. Коэффициент быстрой ликвидности
менее 0,5 0
0,5 - 0,6 10
0,7-1,0 20
более 1,0 0
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
более 1,0 0
0,75 -1,0 10
менее 0,75 20
4. Коэффициент автономии
менее 0,3 0
0,3 10
более 0,3 20
5. Коэффициент маневренности собственного капитала
менее 0,5 0
0,5 10
более 0,5 20
Максимальное количество баллов 100
Субъективная система оценки кредитоспособ- клиентуры конкретного коммерческого банка, ности всегда разрабатывается под особенности Пример такой оценки предложен нами в табл. 3.
Таблица 3
Субъективная система рейтинга рисков
Класс I (высшее качество)
A. Компании с высокой ликвидностью, отличным финансовым состоянием, кредитной историей. У них стабильные и хорошо предсказуемые доходы, они имеют в своем распоряжении источники альтернативного нашему кредиту финансирования, сильный менеджмент. Компании оперируют в отраслях с благоприятными тенденциями развития. B. Ссуды, адекватно защищенные депозитными сертификатами, правительственными обязательствами, страховыми полисами и т. д. C. Индивидуальные клиенты, располагающие значительным чистым (необремененным) состоянием, которое сосредоточено в высоколиквидных активах, с хорошо установленными первичными и вторичными источниками погашения ссуды.
Класс II (хорошее качество)
A. Компании, большинство характеристик которых отвечает требованиям, описанным в классе I. Однако некоторые характеристики не столь благоприятны. Например, доходы компании, более подвержены влиянию циклов, меньше возможностей альтернативного финансирования в трудные экономические периоды и т. д. B. Индивидуальные клиенты, имеющие значительное состояние, которое находится в менее ликвидной форме, например, в недвижимости, капитале компаний экономически сильных и стабильных, хотя их акции и не обращаются на фондовом рынке.
Класс III (удовлетворительное качество)
A. Компании с бесспорной ликвидностью, удовлетворительным финансовым состоянием, которые с некоторыми оговорками соответствуют компаниям с хорошим рейтингом. Доходы компании могут быть неустойчивыми. Удовлетворительное погашение ссуды ожидается, но в определенных условиях не может быть гарантировано. Ссуды часто обеспечены такими залогами, как счета к получению, запасы с затрудненной или неопределенной возможностью конверсии в наличность. Альтернативные источники финансирования со стороны конкурирующих банков обычно ограничены. B. Индивидуальные заемщики с сомнительной, «пограничной»ликвиДностью и состоянием, но солидными источниками доходов, прежде всего первичных. Вторичные источники погашения ссуды менее очевидны и ограничены такими возможностями, как рефинансирование под закладные.
Класс ГУ (качество ниже среднего)
A. Компании с недостаточной ликвидностью, высоким левериджем, нестабильными доходами и потенциальными убытками. Первичные источники возмещения кредита уже нереальны, ликвидация активов или залога становится единственным источником наличности для погашения ссуды. Ссуды «пограничного»каче-ства требуют постоянного и жесткого надзора со стороны ответственного кредитного инспектора. B. Базирующийся на активах револьверный кредит, финансирующий рабочий капитал предприятия на неопределенный период. Требуется жесткий мониторинг обеспечения, для чего банку необходим персонал с соответствующим опытом и квалификацией. C. Индивидуальные заемщики, не имеющие ликвидности. Чистое состояние сомнительно, первичный источник погашения ссуды спекулятивен, вторичных источников не выявлено. 0. Ссуды, классифицированные как «другие особо контролируемые ссуды». Е. Ссуды, по которым информация в кредитном файле недостаточна для того, чтобы сделать какое-либо заключение об их качестве.
Класс V (плохое качество)
A. Обеспечение, состояние в целом, денежные доходы недостаточны для того, чтобы поддержать уровень заимствований. Источники возмещения ссуды выявить невозможно. Без постоянного и жесткого надзора реальна возможность полной или частичной потери ссуды. B. Индивидуальные заемщики с недостаточным для поддержки кредита состоянием или доходами. Необходимо потребовать дополнительного обеспечения. Ясно выраженная опасность убытка по ссуде. C. Ссуды, классифицируемые органами надзора и аудиторами как «субстандартные», «сомнительные», «убыток».
Используется или нет градуирующая модель, у банка должна быть вычислительная схема, позволяющая при анализе финансовой отчетности преобразовать массивные коэффициенты и другие данные в одно число, характеризующее риск. Это упрощает сравнительный и трендовый анализ. Итог анализа большинства финансовых отчетов -ошеломляющее количество цифр, и аналитик зачастую не видит за деревьями леса. Впрочем, расчет единственного числа для целей сравнительного анализа не может заменить подробного, внима-
тельного анализа, С другой стороны, градуирующие модели могут выделить тренды и проблемы, которые, в свою очередь, потребуют углубленного анализа.
Система рейтинга рисков в коммерческом банке должна быть связана с аналогичными рейтингами, используемыми органами банковского надзора.
Согласно Инструкции от 30.06.1997 № 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам»кредиты классифицируются в 4 группы риска:
Таблица 4
Классификация ссуд исходя из формализованных критериев оценки кредитных рисков
Наименование
Текущая ссудная задолженность при отсутствии просроченных процентов по ней
Ссудная задолженность с просроченной выплатой по основному долгу до 5 дней включительно
Текущая задолженность с просроченной выплатой процентов до 5 дней включительно
Переоформленная один раз без каких-либо изменений условий договора <*>
Ссудная задолженность с просроченной выплатой по основному долгу от 6 до 30 дней включительно
Текущая задолженность с просроченной выплатой процентов от 6 до 30 дней включительно
Переоформленная один раз с изменениями условий договора по сравнению с первоначальным, либо переоформленная два раза без изменений условий договора
Ссудная задолженность с просроченной выплатой по основному долгу от 31 до 180 дней включительно
Текущая задолженность с просроченной выплатой процентов от 31 до 180 дней включительно Переоформленная два раза с изменением условий договора или более двух раз независимо от наличия таких изменений ссуды
Ссудная задолженность с просроченной выплатой по основному долгу свыше 180 дней или текущая задолженность с просроченной выплатой процентов свыше 180 дней
Обеспеченная
Недостаточно обеспеченная
Необеспеченная
4 4 4
4 4 4
Соответственно выделенным группам риска начисляется резерв согласно табл. 5.
Таблица 5
Размер отчислений в резерв по классифицированным ссудам
Группа риска 1 2 3 4
Размер отчислений (%) от суммы основного долга 1 20 50 100
Переработав информацию Банка России, составим таблицу рейтинговой оценки (табл. 6)
Таблица 6
Рейтинговая оценка
Класс кредита Риск Характеристики кредита
Класс 1 (стандартный) Практически безрисковый • текущая ссуда (без просрочки, без пролонгации) вне зависимости от обеспечения; • обеспеченная ссуда при просрочке выплат по основному долгу и/или процентов до 5 дней; • обеспеченная ссуда, переоформленная один раз без каких-либо изменений условий договора
Класс 2 (нестандартный) Умеренный уровень риска невозврата • недостаточно обеспеченная ссуда при просрочке выплат по основному долгу и/или процентов до 5 дней, а также переоформленная один раз без каких-либо изменений условий договора; • обеспеченная ссуда с просроченной выплатой по основному долгу и/или по процентам от 6 до 30 дней включительно, а также переоформленная один раз с изменением условий договора или переоформленная дважды без изменений условий договора
Класс 3 (сомнительный) Высокий уровень риска невозврата • недостаточно обеспеченная ссуда с просроченной выплатой по основному долгу и/или по процентам от 6 до 30 дней включительно, а также переоформленная один раз с изменением условий договора или переоформленная дважды без изменений условий договора; • обеспеченная ссуда с просроченной выплатой по основному долгу и/или по процентам от 31 до 180 дней включительно, а также переоформленная два раза с изменением условий договора или переоформленная более двух раз вне зависимости от наличия изменений условий договора
Класс 4 (безнадежный) Вероятность возврата практически отсутствует, ссуда представляет собой фактические потери банка • обеспеченная ссуда с просроченной выплатой по основному долгу свыше 180 дней или текущая задолженность с просроченной выплатой процентов свыше 180 дней; • недостаточно обеспеченная ссуда с просроченной выплатой по основному долгу и/или по процентам от 31 дней и дольше, а также переоформленная два раза с изменением условий договора или переоформленная более двух раз вне зависимости от наличия изменений условий договора; • необеспеченная ссуда с просроченной выплатой по основному долгу и/или по процентам от 6 дней и дольше, а также переоформленная один раз с изменением условий договора или от двух и более раз вне зависимости от наличия изменений условий договора
В Инструкции № 62а указывается, что банк осуществляет классификацию кредитов самостоятельно или по договору с аудиторской организацией, аудирующей коммерческий банк, на основе в процессе анализа качества активов (п. 2.22).
Классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится на комплексной основе (п. 2.33). Анализ проводится по следующим направлениям: финансовое состояние заемщика; возможности заемщика по погашению основной суммы долга, процентов и иных установленных договором платежей; прочих критериев (ликвид-
2 О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам: Инструкция Банка России № 62а от 30 октября 1997 г./Правовая справочная система «Консультант Плюс».
3 Там же.
ность обеспечения, информация о деятельности заемщика, не поддающаяся количественному измерению и т.п.).
Таким образом, коммерческому банку дается свобода действий, однако он не может применять критерии, менее строгие, чем те, что описаны в Инструкции № 62а.
При сравнении рейтинговой оценки, представленной выше, и той, что вытекает из нормативных документов Банка России, можно сделать вывод, что фактически Банк России объединяет заемщиков классов I и II, т.е. кредитов отличного и хорошего качества, относя их всех к классу стандартных кредитов, условно обозначенных автором номером 1.
В последнее время Банком России было издано несколько нормативных актов, в большей или
меньшей степени касающихся вопроса оценки кредитного риска:
1) Инструкция Банка России от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)».
2) Положение Банка России 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
3) Указание Банка России от 16.01.2004 № 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ».
4) Указание Банка России от 16.01.2004 № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ».
5) Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110- И «Об обязательных нормативах банков». Между тем основная информация содержится во внутренних документах, которыми руководствуются специалисты Банка России в осуществлении дистанционного надзора и проведении инспекционных проверок на местах.
Предлагается использовать методику CAMEL для дистанционного надзора. Это оправдано, поскольку дистанционный надзор преследует цель получения и анализа информации, позволяющей сделать вывод об общем состоянии дел в банке.
Качество активов в системе CAMEL анализируется как выражение кредитного риска, принятого на себя коммерческим банком.
В ходе анализа кредитного портфеля или, шире говоря, портфеля всех активов, инспектор Банка России обращает внимание на следующие, ключевые, на его взгляд, вопросы:
1) анализ обеспеченности возврата кредита (первичные источники погашения);
2) выполнение заемщиком условий кредитования (своевременное погашение суммы основного долга и процентов);
3) анализ финансового состояния предприятия-заемщика;
4) наличие вторичных источников погашения кредита (залог, поручительство).
Для наибольшей эффективности такого анализа качества активов инспектор должен использовать систему классификации активов. В частности, внутренние рекомендации предлагают учитывать зарубежный опыт.
В американском банковском деле данная система остается без изменений уже свыше 50 лет. Ее основные принципы таковы:
А - активы, которые признаются удовлетворительными (или стандартными), не подлежат классификации и, следовательно, считаются «пропущенными»; В - активы, демонстрирующие явные проблемы, и по которым конечное погашение не является гарантированным, классифицируются как субстандартные; С - активы, убытки по которым являются почти несомненными, но их объем пока нельзя установить с определенностью, классифицируются как сомнительные; Б - активы, которые, без сомнения не будут погашены и, таким образом, не являются жизнеспособными активами банка, классифицируются как убытки.
Инспектор также имеет возможность выделить еще одну категорию активов под названием «Особо упомянутые» (можно назвать ее категорией А1), в которую входят активы, не являющиеся удовлетворительными, но еще не представляющие собой настолько серьезной проблемы, чтобы быть занесенными в категорию субстандартных. Тем не менее такая практика не всегда используется в российской банковской практике и часто не предусматривается при анализе качества активов.
Классификация лежит в основе анализа качества активов. После ее завершения подводится суммарный итог по каждой категории, и используется формула для «взвешивания на риск».
Взвешивание на риск по данной классификации производится по табл. 7.
Таблица 7
Тип актива Оценка риска
Стандартный Нет риска
Субстандартный 20%
Сомнительный 50%
Убытки 100%
Таким образом, во время анализа все субстандартные активы (а также забалансовые статьи, если такие имеются в классификации) умножаются на 0,2 (20%), результат суммируется с взвешенными на риск сомнительными активами, которые, в свою очередь, были умножены на 0,5 (50%) и просуммированы с убытками (100% риска). Общий итог может быть назван средневзвешенной стоимостью классифицированных активов.
Средневзвешенная стоимость классифицированных активов = Субстандартные активы х 0,2 + Сомнительные активы х 0,5 + Убытки х 1,0.
Анализ качества активов основывается на следующем соотношении:
Средневзвешенная стоимость классифицированных активов/Капитал банка.
Капитал банка принимается к расчету с некоторыми корректировками: капитал может быть либо основным, либо совокупным. Если банк сделал специальные отчисления на покрытие убытков по кредитам, эти отчисления вычитаются из стоимости актива до его классификации. Если банк располагает общими резервными отчислениями, которые могут быть использованы для покрытия возможных в будущем убытков, эта сумма прибавляется к сумме капитала (или она могла быть уже включена в сумму вспомогательного капитала).
Отсюда рейтинг CAMEL: менее 5% - 1 (прочный); от 5 до 15% - 2 (удовлетворительный); от 15 до 30% - 3 (посредственный); от 30 до 50% - 4 (предельный); свыше 50% - 5 (неудовлетворительный).
В практике инспектирования Федеральной резервной системы (далее - ФРС) кредитный анализ проводится с использованием метода «четырех С» на основе ряда факторов: характер (Character) заемщика - единое ли это лицо; капитал (Capital) -достаточны ли средства заемщика; способность (Capacity) заемщика обеспечить приток средств, необходимых для погашения кредита; залог (■Collateral) - существуют ли надежные альтернативные источники погашения.
Правда, в самих зарубежных методиках иногда добавляют пятую «С»: условия (Circumstances).
Прочие элементы данного метода, названия которых также начинаются в английском с буквы «С», включают: приток денежной наличности (Cash), условия (Conditions) (экономические или рыночные), конкуренция (Competition) (обострение конкуренции считается негативным фактором), обстоятельства (Circumstances) (непредвиденные), контроль (Control) (качества собственности).
Банк России выделяет качественный фактор -характер заемщика. Однако надежный кредитный анализ должен основываться на количественных (объективных) факторах: капитал, приток денежной наличности, стоимость залога, предложенного в качестве обеспечения. Оценка результатов кредитного процесса позволяет составить общую картину о том, способно ли руководство банка эффективно управлять кредитным риском.
Собственно кредитному анализу предшествует общее ознакомление с состоянием управления кредитным риском в банке: 1) наличие кредитной политики;
2) организация работы кредитного отдела;
3) эффективная процедура выдачи разрешения на предоставление кредита и представления отчетов по данному вопросу;
4) наличие независимого подразделения по анализу кредитной деятельности;
5) существование жестких инструкций по вопросу учета и отчетности по проблемным кредитам, в особенности в части резервных отчислений и наращивания процентов.
Здесь банковский надзор пересекается с банковским аудитом, т.к. Банк России предлагает также изучать состояние внутреннего контроля в банке. Эта практика соответствует практике ФРС США.
Никакой конкретной методики анализа кредитов и рейтинговой оценки кредитного риска Банк России по-прежнему не предлагает.
Особое место во внутренних разработках Банка России занимает вопрос правильного структурирования кредита.
При этом предполагается понять следующее.
1) Начальник кредитного отдела банка понимает причины подачи заявки о предоставлении кредита, в особенности в части, касающейся целей, в которых этот кредит будет использован.
2) Начальник кредитного отдела проанализировал финансовое положение заемщика с точки зрения: 1) общих тенденций; 2) вероятных источников погашения; 3) потенциальной возможности возникновения ситуации, которая отрицательно скажется на способности заемщика погасить кредит; 4) залога, который предоставлен в качестве обеспечения.
3) Начальник кредитного отдела установил действительную причину, по которой была подана заявка о предоставлении кредита. Правильно структурированный кредит либо
соответствует той цели, с которой он предоставляется, либо позволяет устранить причину, по которой возникла его необходимость.
Из проведенного анализа кредитоспособности заемщика можно сделать следующие выводы:
• правильно структурированный кредит позволяет обеспечить своевременное и полное выполнение условий его предоставления;
• срочные кредиты, как правило, связаны с большей степенью риска, что объясняется более продолжительным периодом, в течение которого задолженность остается непогашенной;
• использование кредитных инструментов до востребования, кредитных инструментов по
типу «пули», с частичной амортизацией может быть вызвано недостаточно тщательным анализом перспектив заемщика в плане притока денежных средств. Этот вопрос требует пристального внимания со стороны банковского инспектора;
• часто используемая практика возобновления кредитов или продления их сроков указывает на неправильное структурирование кредитов и может свидетельствовать о том, что кредитный отдел пытается таким образом скрывать проблемы, связанные со взысканием задолженности;
• практика использования кредитных инструментов до востребования или практика возобновления кредитов посредством достижения «неофициальной»договоренности с заемщиком о некоторых сокращениях сумм выплат должна всяческими способами предотвращаться. Оптимальным вариантом является указание в самом кредитном инструменте конкретных условий погашения;
• поскольку условия реструктурированных кредитов могут быть менее жесткими, чем обычных кредитов, необходимо изначально так структурировать кредит, чтобы обеспечить возможность его своевременного погашения, до наступления того момента, когда стоимость обеспечения будет сведена к нулю. Последним элементом анализа, посвященным
надежной банковской практике, является определение характера и потенциала заемщика. Характер заемщика определяется его готовностью выполнять свои обязательства, вытекающие из соглашения о предоставлении кредита. С данным вопросом тесно связаны такие аспекты, как репутация и надежность заемщика. Не менее важным представляется и потенциал заемщика, причем данный фактор носит более объективный, количественный, характер и связан со способностью заемщика обслуживать (погашать) предоставленный кредит.
Признаками, позволяющими судить о характере заемщика, являются:
• поведение заемщика при неблагоприятных обстоятельствах. Это основной признак, характеризующий заемщика;
• дисциплина в части погашения ранее предоставленных кредитов демонстрирует степень готовности заемщика выполнять свои обязательства;
• чувство гражданской ответственности и репутация заемщика;
• готовность заемщика сотрудничать с руководством банка;.
• достоверность финансовой информации. Эти признаки следует учитывать наряду с более объективными признаками, характеризующими потенциал заемщика. К ним относятся:
• строгое соблюдение условий погашения ранее предоставленных кредитов;
• способность незамедлительно производить платежи;
• достижение результатов, позволяющих судить о финансовом успехе деятельности заемщика;
• общая тенденция к сокращению суммы непогашенной задолженности. Инструментами, позволяющими инспектору
оценить характер заемщика, являются:
• отчетность по кредитам;
• комментарии о характере заемщика, имеющиеся в его кредитном досье;
• переписка с заемщиком;
• классификация другими банками предоставленных данному клиенту кредитов;
• информация, имеющаяся у инспектора, о репутации данного заемщика;
• комментарии руководства банка при переговорах по предоставлению кредита в части репутации заемщика, готовности к сотрудничеству. Отметим также возможные вопросы, связанные с финансовыми планами заемщиков: реалистичны ли финансовые прогнозы заемщика на фоне результатов его предыдущей деятельности; имеются ли у заемщика достаточные ресурсы для реализации своих планов; соответствуют ли эти планы целям и задачам организации/ акционеров; имеется ли у руководства достаточная квалификация и опыт для реализации своих планов; в какой степени заемщик сможет контролировать те переменные факторы, которые заложены в его финансовые планы.
Класс риска должен присваиваться кредиту в момент его одобрения. Это может сделать кредитный инспектор, кредитно-информационный департамент или кредитный комитет. У каждого банка свои процедуры, но главное для обеспечения качества кредита в будущем - оценка риска в момент одобрения кредита.
Одна из возможных схем доверяет кредитному инспектору устанавливать рейтинг ссуды, не превышающей по объему лимит полномочий этого инспектора. Лимитирование, как один из методов управления риском, широко практикуется во всем мире.
Периодически, обычно раз в месяц или квартал, кредитные инспекторы обязаны пересматривать рейтинги закрепленных за ними кредитов и рекомендовать директору кредитного департамента изменить их - повысить или понизить. Такая процедура поддерживает точность рейтинга и служит критерием качества работы самого кредитного инспектора. Инспекторы должны понимать возложенную на них ответственность, в частности, что от них ожидают своевременного информирования об изменении качества ссуд.
Присвоенный в момент выдачи кредита рейтинг определяет также и дальнейшее отслеживание или мониторинг кредитов. Хотя мониторинг кредитующихся клиентов связан с определенными расходами для банка, представляется, что слабость контроля обойдется ему дороже. Руководство кредитного департамента организует практику контроля риска с наименьшими расходами. Поскольку уровень потенциальных потерь по ссуде намного превышает стоимость надзора, менеджеру лучше ошибиться в сторону излишнего контроля, чем наоборот.
В табл. 8 приведена типовая схема мониторинга кредитов сроком более I года.
Мониторинг - затратный фактор, который нужно учитывать при установлении цены кредита. Это в целом фиксированный, условно-постоянный расход. Его удельная стоимость падает в обратной пропорции с размером ссуды, Совершенно очевид-
но, что избыточный контроль по мелким ссудам при любой процентной ставке нерентабелен.
Руководитель кредитного департамента должен установить критические точки окупаемости контроля, а также установить для инспекторов, какая интенсивность контроля ожидается от них при той или иной степени риска по ссуде. Такие требования могут быть сформулированы в описании различных степеней риска. Примером служит табл. 8. Конечно, требования по интенсивности контроля в данной таблице являются примерными. Все заемщики разные; по каждому должны быть установлены свои контрольные процедуры. Заемщикам I и II степеней не составило бы труда представлять банку квартальные или месячные финансовые отчеты, поскольку у них отличные системы подготовки отчетности. Кредитный инспектор, конечно, не откажется от таких отчетов, будь они представлены. Однако эти данные подлежали бы минимальному анализу. Можно вкратце просмотреть месячный или квартальный отчет и, если отрицательных тенденций не замечено, подшить в дело без дальнейшего анализа. От инспектора требуется одно посещение компании-заемщика такого класса в год. Это даже не проверка, а скорее часть процесса возобновления кредитной линии и сбора информации о кредитных потребностях клиента для краткосрочного и долгосрочного планирования, оценки глубины менеджмента, потребностей развития рынка и т.д. Для заем-
Таблица 8
Мониторинг кредитов в зависимости от степени риска
Рейтинг рисков Частота представления финансовой информации Рекомендуемый дополнительный мониторинг
Степень I (высшее качество) Степень II (хорошее качество) Степень III (удовлетворительное качество) Степень IV (качество ниже среднего) 1 раз в год 1 раз в год/в полгода Ежеквартально Ежеквартально/ежем есячно Ежегодный визит в компанию. Ежегодно - сокращенная ревизия ссуды. Ежегодный визит в компанию. Ежегодно - сокращенная ревизия ссуды. Полугодовые визиты в компанию. Ежегодная полная ревизия кредита, полугодовая или ежеквартальная дополнительная отчетность по возрастной структуре счетов к получению, запасам и "т.д. Полугодовые или ежеквартальные визиты в компанию, полугодовая ревизия кредита, квартальная или месячная дополнительная отчетность, квартальный отчет менеджменту банка о статусе ссуды.
Степень V (плохое качество) Ежемесячно Квартальные или месячные визиты в компанию или квартальная кредитная ревизия, месячная дополнительная отчетность, квартальный и месячный аудит, прямая верификация счетов к получению. Обеспечение под контролем банка, такое как картотека дебиторской задолженности. Месячный отчет менеджменту банка о статусе ссуды.
щиков со степенью риска I и II ежегодная ревизия кредитов может проходить по сокращенной схеме. Качество таких ссуд говорит само за себя. Поэтому ревизию стоит сосредоточить на анализе финансовой информации и данных о рентабельности.
Заемщики с III степенью риска, хотя и приемлемы для банка, в трудные времена имеют менее стабильные доходы, меньшие альтернативные источники финансирования (если вообще их имеют) и менее определенные вторичные источники погашения ссуд. Во многих банках такой тип ссуд составляет основную часть кредитного портфеля. Ясно, что по ним необходим более интенсивный мониторинг, включающий полугодовые визиты в компанию, полную ежегодную ревизию кредита, ежеквартальное представление финансовых отчетов, подлежащих обязательному анализу, а также дополнительные отчеты по таким ключевым факторам, как счета к получению.
Заемщик с IV степенью риска, если оставить его без дотошного надзора, способен «подложить вам свинью», тяжелый проблемный кредит. Под эту категорию подпадает большая часть револьверных ссуд на основе залога активов. Это ссуды, где ликвидация активов - вполне вероятный источник возмещения долга. Мониторинг по таким ссудам становится более жестким. Кроме этого, вводится новый элемент: ответственный кредитный работ-
ник теперь регулярно отчитывается перед менеджментом о текущем статусе ссуды и заемщика.
Заемщики с V степенью риска представляют собой вполне определенные потенциальные убытки, если не надзирать за ними исключительно жестко.
В дополнение к еще более интенсивному мониторингу, кредитный работник может установить ряд процедур аудита и верификации, более жестко администрировать залог. Менеджмент банка также получает более частые отчеты о статусе ссуд.
Мониторинг ссуд отличается от их ревизии тем, что обычно выполняется ответственным кредитным работником (при поддержке кредитно-информационного подразделения). Ревизия кредита представляет собой периодическую оценку лицом или отделом, не зависящим от ответственного кредитного работника, а то и от ссудного подразделения вообще. Интенсивность мониторинга должна отвечать прогнозируемому уровню рисков по данному заемщику. Мониторинг также должен реагировать на изменения в экономической ситуации. В периоды рецессии, высоких процентных ставок, инфляции, нестабильности менеджер может изменять требования к степени мониторинга, с тем чтобы обеспечить большую защищенность кредитов.