Научная статья на тему 'Рейдерство в РФ — краткий исторический экскурс'

Рейдерство в РФ — краткий исторический экскурс Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙДЕРСТВО / РЭКЕТ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ / КОРРУПЦИЯ / ПЕРЕХВАТ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ / RAIDING / RACKET / PRIVATIZATION / LAW ON BANKRUPTCY / CORRUPTION / INTERCEPTION OF CORPORATE CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базылев Дмитрий Александрович

современное понимание рейдерства как незаконного поглощения бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. Рэкет первый этап рейдерства и прообраз рейдерства. Отличия рэкета от рейдерства. Приватизация в России. Закон о банкротстве 1997г.: искусственное банкротство ключевой инструмент захвата чужой частной собственности. Новый Закон о несостоятельности (банкротстве) 2002г. как ограничитель использования банкротства для «перехвата корпоративного контроля». Оспаривание приватизации как один из инструментов рейдерства. Коррупция в правоохранительных органах как основной катализатор рейдерства в РФ. Государство главный рейдер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raiding in the Russian Federation short historical digression

modern understanding of raiding as illegal absorption of business by means of specially initiated business conflict. Racket first stage of raiding and raiding prototype. Differences of racket from raiding. Privatization in Russia. Law on bankruptcy 1997г.: artificial bankruptcy the key instrument of capture of another"s private property. New Law on insolvency (bankruptcy) 2002г. as the limiter of use of bankruptcy for «interception of corporate control». Privatization contest as one of instruments of raiding. Corruption in law enforcement agencies as the main catalyst of raiding in the Russian Federation. The state the main raider.

Текст научной работы на тему «Рейдерство в РФ — краткий исторический экскурс»

4.7. РЕЙДЕРСТВО В РФ -КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Базылев Дмитрий Александрович, аспирант кафедры уголовного права и криминологии. Место работы и должность: Коллегия адвокатов «Базылев и Ко» адвокат.

bazilev_law@mail.ru

Аннотация: современное понимание рейдерства как

незаконного поглощения бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. Рэкет первый этап рейдерства и прообраз рейдерства. Отличия рэкета от рейдерства. Приватизация в России. Закон о банкротстве 1997г.: искусственное банкротство - ключевой

инструмент захвата чужой частной собственности. Новый Закон о несостоятельности (банкротстве) 2002г. как ограничитель использования банкротства для «перехвата корпоративного контроля». Оспаривание приватизации как один из инструментов рейдерства. Коррупция в правоохранительных органах как основной катализатор рейдерства в РФ. Государство - главный рейдер.

Ключевые слова: рейдерство, рэкет, приватизация, закон о банкротстве, коррупция, перехват корпоративного контроля

RAIDING IN THE RUSSIAN FEDERATION - SHORT HISTORICAL DIGRESSION

Bazilev Dmitry Alexandrovich, post-graduate student of chair of criminal law and criminology, The Bar «Bazilev and Co» barrister.

bazilev_law@mail.ru

Annotation: modern understanding of raiding as illegal absorption of business by means of specially initiated business conflict. Racket first stage of raiding and raiding prototype. Differences of racket from raiding. Privatization in Russia. Law on bankruptcy 1997г.: artificial bankruptcy - the key instrument of capture of another's private property. New Law on insolvency (bankruptcy) 2002г. as the limiter of use of bankruptcy for «interception of corporate control». Privatization contest as one of instruments of raiding. Corruption in law enforcement agencies as the main catalyst of raiding in the Russian Federation. The state - the main raider.

Keywords: raiding, racket, privatization, law on bankruptcy, corruption, interception of corporate control.

В последние годы слово «рейдерство», ставшее обозначением нового комплекса методов традиционного для российских «либеральных» реформ захвата чужой собственности, превратилось в один из самых модных околоэкономических терминов.

В сегодняшней России под рейдерством понимают враждебное и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. По сути дела, рейдерство - это захват бизнеса с необоснованным, но молчаливо принимаемым государством использованием юридических норм и институтов, извращающих их сущность1.

На заре рыночных реформ, когда бизнес как таковой представлял для разнообразных грабителей

1 Анисимов С.Н. Рейдерство в России. Особенности национального захвата / С.Н. Анисимов. - СПб.: Невский проспект, 2007. - 4 с.

значительно меньший интерес, чем контроль за финансовыми потоками, наиболее значимым видом преступлений в отношении бизнеса был рэкет: принудительное взимание с предпринимателя

постоянной дани в виде платы за услуги по охране (иногда действительно оказывавшиеся).

Не следует забывать, что в ряде случаев это сопровождалось прямым захватом бизнеса,

формальным или неформальным (в этом случае вся прибыль изымалась в качестве дани). Кроме того, достаточно часто дань в силу алчности рэкетиров или конъюнктурных колебаний оказывалась выше

прибыли, что вело к разорению бизнеса.

Рэкет иногда рассматривают в качестве прообраза, а то и первого этапа нынешнего рейдерства. Это связано не только с понятными пропагандистскими задачами, но и с частичным совпадением применяемых силовых инструментов. Вместе с тем такой подход представляется неправильным, так как формальное совпадение некоторых из применяемых методов, равно как и справедливое негодование по отношению к использующих их в целях личного обогащения лицам, полностью заслоняет принципиальную разницу между рэкетом и рейдеством: рэкет целиком и полостью лежит вне правового поля. Это откровенно преступное деяние, прямо попирающее закон и, соответственно, прямо же подпадающее под его действие.

Рейдерство же скорее юридическая, чем силовая агрессия. Силовые действия применяются лишь в качестве дополнения и обеспечения юридических мер, составляющих сущность рейдерства. При этом рейдер опирается на силу и авторитет государственных структур и, действуя в ряде случаев в союзе с ними (а то и от имени государства), использует их в своих целях, превращает их по сути дела в соучастников своих действий, как правило, - преступных.

Особая общественная опасность рейдерства заключается именно в использовании государства как прикрытия для совершения преступных деяний: помимо прямого ущерба, наносимого экономике, рейдер еще и дискредитирует государство, разлагая его ключевые элементы.

С этой точки зрения к понятию рейдерства можно отнести приватизацию, носившую в России в целом разрушительный характер: класс собственников

создавался в прямом смысле слова «огнем и мечом», ценой уничтожения целых отраслей экономики и лишения не просто работы, но и возможности сколь-нибудь приемлемого существования миллионов россиян2.

Однако с формальной точки зрения приватизация, будучи, по всей вероятности, преступлением против России и, более того, против человечества, не является примером рейдерства. С одной стороны, преступления не совершались против бизнеса: распределению и разрушению подвергалась не частная, а государственная собственность (эта точка зрения может быть оспорена, поскольку государственные предприятия являются частным случаем бизнеса). С другой - и это представляется наиболее важным - на всех этапах приватизации, даже во время залоговых аукционов, ее инициаторами были, как правило, не захватчики собственности, но

2 Лупашко С.В. Слияния и поглощения компаний на российском рынке / С. В. Лупашко. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 114 с.

Базылев Д. А.

РЕЙДЕРСТВО В РФ - КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

представители государства, получавшие за свои действия разнообразные «откаты» и политическое влияние. Бизнесмены лишь пользовались (а весьма часто и не пользовались) предоставляемыми им возможностями, что совершенно не свойственно для рейдера.

Приватизация была первичным разделом собственности; рейдерство же представляет собой, хотя и схожий с ней по своему цинизму и разрушительным последствиям, один из методов ее последующего передела.

Вероятно, о рейдерстве в полном смысле этого слова можно говорить начиная с 1997 г., когда подготовленный реформаторами и стремительно принятый для (насколько можно судить) максимального облегчения захвата предприятий Закон о несостоятельности (банкротстве) превратил искусственное банкротство в ключевой инструмент захвата чужой частной собственности. Тогдашние рейдеры обслуживали интересы крупных корпораций разного уровня, столкнувшихся с нехваткой привлекательной государственной собственности и перешедших на захват собственности частной.

Разрушительность широкомасштабного применения технологий банкротства для захвата бизнеса внесла весомый вклад в стагнацию российской экономики перед дефолтом и во многом приблизила его. Оздоровление российской экономики, начавшееся осенью 1998 г., в известной мере было вызвано по сути дела приостановлением действия Закона о несостоятельности (банкротстве). Однако после отставки правительства Примакова применение этого закона возобновилось с удесятеренной энергией; основными объектами захвата стали обломки погибших в результате дефолта олигархических структур (тогда их еще называли «финансовопромышленными группами»), и региональные «золушки», превратившиеся в условиях импортозамещения и роста рентабельности экспорта в «принцесс», способных буквально озолотить своих обладателей.

В конце 2002 г. вступившая с неимоверным

опозданием (относительно потребностей экономики) в силу новая редакция Закона о несостоятельности (банкротстве) наконец-то ограничила использование банкротства для «перехвата корпоративного

контроля», как это изысканно называется на

официальном языке. В результате, по данным Высшего арбитражного суда, интенсивность

банкротств в России упала в 8 раз: если в 2002 г. в арбитражные суды поступило 106,5 тыс. заявлений о признании должников несостоятельными, то в 2003 г. -уже менее 14,3 тыс.

Однако на смену преднамеренному банкротству пришла схема оспаривания приватизации,

действительно проводившейся, как правило, с многочисленными нарушениями (в том числе и по политическим соображениям - в 90-е гг. ХХ в. реформаторам необходимо было превратить новых собственников в своих заложников, заставить их защищать свою власть под страхом почти неминуемой потери собственности, полученной с нарушениями).

Кроме того, еще в процессе ограничения возможностей рейдеров использовать банкротство в качестве инструмента захвата собственности реформаторы любезно подготовили им в качестве замены новый инструмент, предельно упростив в

рамках кампании по «дебюрократизации экономики» процедуру перерегистрации собственника. В результате практически любой мошенник получил возможность без какого бы то ни было реального риска переписать на себя практически любое предприятие России.

Результат предсказуем: даже по официальным данным, в последние годы в России наблюдается «всплеск количества недобросовестных

корпоративных захватов», причем в отличие от применения процедуры банкротства официальная статистика захватов с использованием недостатков «арбитражного процессуального законодательства» блистательно отсутствует.

Рейдерство расцвело в результате улучшения экономической конъюнктуры, 3сделавшего крайне

привлекательными многие активы, ранее не представлявшие почти никакой ценности. В определенной степени рейдерство - это «болезнь роста»; при этом, как всякий паразит, оно серьезно сдерживает развитие своего «хозяина» - российской экономики - и даже способно само уничтожить основы своего существования, подорвав ее рост.

В силу естественного стремления к законности и соблюдению правил, многие российские корпорации постепенно отказываются от рейдерских методов в пользу цивилизованного бизнеса по слияниям и поглощениям, а то и вовсе переориентируются на более спокойные сферы. Однако на смену им приходят новые, еще более агрессивные группы, рекрутирующие лучших выпускников юридических ВУЗов.

Рейдерство отличается от нормального и повсеместно распространенного бизнеса по организации слияний и поглощений (в том числе недружественных) и обладает высокой степенью общественной опасности исключительно в силу незаконности осуществляемых действий4.

Поэтому искоренение его элементарно в теории и крайне затруднено в современной российской практике. Для его нейтрализации необходимы оздоровление российского государства, ликвидация системной коррупции и радикальное уменьшение ее общего уровня, в первую очередь в судебной и правоохранительной сферах.

Рейдерство существует главным образом и в основном за счет коррупции; именно повальное коррупционное разложение государства является его питательной почвой. «Основной катализатор

рейдерства - коррупция в правоохранительных органах», - внятно заявил Я. Нещерет, генеральный директор компании «Проммашинструмент», пострадавшей от рейдеров еще осенью 2004 г.

Поэтому искоренение рейдерства и превращение дикого, разрушающего страну рейдерского рынка в нормальный, цивилизованный и, в целом, безусловно полезный (даже при всей своей жесткости) рынок слияний и поглощений (в том числе враждебных) можно лишь при весьма существенных корректировках всей политической системы нашей страны.

Принципиально важно, что современная коррупция в российском государстве является неотъемлемым, а во

3 «Кто остановит захваты?» // «Коммерсантъ-Санкт-Петербург», 16 февраля 2006 г. - С. 7

4 Дмитрий Яковенко. «Самый эффективный рейдер в России -государство». // «Время», 6 февраля 2006 года. - С. 5

многом и определяющим элементом созданной политической системы, бескомпромиссно

осуществляющей огосударствление (в том числе неформальное) частного бизнеса. Успешная борьба с рейдерством как явлением невозможна в принципе, пока крупнейшим и наиболее эффективным рейдером де-факто будет оставаться государство: ведь «никакие законы не смогут оградить частные компании от посягательств государства». Недаром «высшим

пилотажем» в среде рейдеров называют дело ЮКОСа, однако и на более низком уровне трудно не разглядеть знакомый рейдерский почерк.

Список литературы:

1. «Кто остановит захваты?» // «Коммерсантъ-Санкт-Петербург», 16 февраля 2006 г. - С. 7

2. Дмитрий Яковенко. «Самый эффективный рейдер в России - государство». // «Время», 6 февраля 2006 года. - С. 5

3. Анисимов С.Н. Рейдерство в России. Особенности национального захвата / С.Н. Анисимов. - СПб.: Невский проспект, 2007. - 1-17 с.

4. Астахов П.А. Противодействие рейдерским захватам / П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2007. - 100с.

5. Генкин А. Захват. Корпоративные шахматы. Игра на выживание / А. Генкин, А. Молотников. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 24 с.

6. Лупашко С.В. Слияния и поглощения компаний на российском рынке / С.В. Лупашко. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 114 с.

7. Киреев А.Ю. Рейдерство в Российской экономике: сущность, тенденции и возможности противодействия. Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Ю. Киреев. -М., 2008. - 15 с.

8. Федеральный закон № 147-ФЗ от 01.07.2010г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

РЕЦЕНЗИЯ

В статье изложено историческое развитие рейдерства в России. Тема диссертации: «Рейдерские захваты.

Недружественные поглощения». Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Юридической Школы ДВФУ Коробеев А.И.

В процессе работы над статьей автор использовал значительный объем литературы, а также периодических изданий.

Автор показал способность продуктивно мыслить, и квалифицировано работать с научной литературой и периодическими изданиями.

Полученные Базылевым Д.А. результаты представляют собой значительный научный задел для диссертационного исследования. Данная статья является актуальной, имеет научную значимость и рекомендуется к опубликованию.

д.ю.н. профессор заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ЮШ ДВФУ

А. И. Коробеев

Reference list:

1. «Who will stop captures?»//"Kommersant-Sankt-Peterburg", on February, 16th, 2006 - P. 7

2. Dmitry Yakovenko. «The most effective raider in Russia -the state».//"Time", on February 6, 2006. - P. 5

3. Anisimov S.N. Raiding in Russia. Features of national capture / S.N.Anisimov - StP: Nevsky prospect, 2007. - P. 1-17.

4. Astahov P.A. Counteraction to raider captures/ P.A. Astahov - M. Exmo, 2007. - Р.100

5. Genkin A. Capture. Corporate chess. Game of survival / A.Genkin, A Molotnikov

6. Lupashko S.V. Merges and absorption of the companies in the Russian market / S.V.Lupashko - M.: Max Press, 2007 - Р. 114

7. Kireev A.U. Raiding in the Russian economy: essence, tendencies and counteraction possibilities. Author's abstract of the dissertation of Candidate of Economic Sciences 08.00.05 / A.U.Kireev - IVI., 2008 - Р.15

8. The federal law No. 147-FZ from 01.07.2010r. «About modification of the Criminal code of the Russian Federation and of article 151 of the Code of criminal procedure of the Russian Federation»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.