Научная статья на тему 'Революционные события в России и первые Советы в Туве'

Революционные события в России и первые Советы в Туве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
285
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / TUVA / URYANYA AUTONOMOUS REGION / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / OCTOBER REVOLUTION / ВЕЛИКИЙ ОКТЯБРЬ / GREAT OCTOBER / СЪЕЗД / CONGRESS / СОВЕТЫ / SOVIETS / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT / УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова Екатерина Андреевна

В данной статье анализируется процесс образования первых Советов в Туве и в России после революционных событий 1917 года. Представлена характеристика политики первых Советов по отношению к социокультурному развитию Тувы в сфере народного образования, культурно-просветительской работы и здравоохранения. С этой целью дан ретроспективный обзор литературы по теме исследования, материалы которой стали эмпирической базой для изучения вопросов социокультурного развития Тувы в названный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revolutionary Events in Russia and the First Soviets in Tuva

This article analyzes the process of formation of the first Soviets in Tuva, which took place in Russia after the revolutionary events of 1917. The characteristic of the policy of the first Councils in relation to the socio-cultural development of Tuva in the sphere of public education, cultural and educational work and public health is presented. For this purpose, a retrospective review of the literature on the research topic was given, the materials of which became the empirical basis for its study.

Текст научной работы на тему «Революционные события в России и первые Советы в Туве»

3. Моллеров, Н. М. Об оценке Ю. Л. Аранчыном и другими исследователями роли личности И. Г. Сафьянова в истории Тувы / Н. М. Моллеров // Вестник Тувинского государственного университета. № 1 (1). Социальные и гуманитарные науки. - Кызыл, 2009. -С. 46-49.

4. Верещагина, Т. Е. Эккендей / Т. Е. Верещагина. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2004. - 100 с.

5. Дацышен, В. Г. И. Г. Сафьянов. Свободный гражданин свободной Сибири / В. Г. Дацышен // Енисейская провинция. Вып.1. - Красноярск, 2004. - С. 73-90.

6. Моллеров, Н. М. Иннокентий Сафьянов / Н. М. Моллеров. - М.: Слово, 2014. - 320 с.

7. Доржу, З. Ю. К вопросу об установлении протектората России над Тувой в 1914 г. / З. Ю. Доржу // Власть. - 2014. - № 4. - С. 157-161.

8. Москаленко, Н. П. Этнополитическая история Тувы ХХ века / Н. П. Москаленко. - М.: Наука, 2004. - 222 с.

© Киселёва Е. Л., 2017

УДК 94(47).084.2:94(571.52)

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В РОССИИ И ПЕРВЫЕ СОВЕТЫ В ТУВЕ

Е. А. Козлова

Научный руководитель — В. Я. Бутанаев, доктор исторических наук, профессор Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова

В данной статье анализируется процесс образования первых Советов в Туве и в России после революционных событий 1917 года. Представлена характеристика политики первых Советов по отношению к социокультурному развитию Тувы в сфере народного образования, культурно-просветительской работы и здравоохранения. С этой целью дан ретроспективный обзор литературы по теме исследования, материалы которой стали эмпирической базой для изучения вопросов социокультурного развития Тувы в названный период.

Ключевые слова: Тува, Урянхайский край, Октябрьская революция, Великий Октябрь, съезд, Советы, социокультурное развитие.

Революционные события 1917 года в России изменили страну: распалась Российская империя, на смену ей пришла Советская Россия; народные массы поддержали идеи большевизма, предопределившие дальнейший ход исторического развития страны. Ввиду господствующей идеологии в стране в трудах советских историков мы встречаем единые мнения на характер Октябрьской революции и её результат, например: «...рабочие и крестьянская беднота свергли диктатуру буржуазии и установили диктатуру пролетариата» [1, с. 29]. Так или иначе распространение идей «Великого Октября» и стремительная борьба за власть Советов, спустя месяц после революции, дошли и до Урянхайского края, как в то время называлась Тува.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы предложить характеристику процесса образования первых Советов в Туве и их политики по преодолению культурной отсталости края.

В качестве эмпирического материала нами были привлечены статистические данные [2], которые позволяют проанализировать показатели социокультурного развития Тувы. Использовались также работы, описывающие политическое, социально-экономическое и культурное развитие Тувы до Октябрьской революции и после неё [1; 3; 4]. Так, исследования Д. Л. Тинмея и В. М. Иезуитова дают представления об изменениях качественных характеристик населения республики в результате победы Октябрьской революции. В частности, Д. Л. Тинмей положительно оценивает ленинскую национальную политику в области создания благоприятных социально-экономических условий для развития тувинского народа, приводя в доказательство данные статистики [5]. В. М. Иезуитов характеризует культурное развитие Тувы, происходившее благодаря дружбе между русским и тувинским народами [6]. Вопросам культурного строительства в Туве с начала 1920-х гг. посвящено исследование В. Ч. Очур [7]. Анализ проблем народного образования и здравоохранения как частей социокультурного развития Тувы представлен в трудах Н. А. Сердобова, С. А. Сереккея и М. Г. Шабаева. Например, Н. А. Сердо-бов даёт характеристику уровня образования населения Тувы в дореволюционный период, а также рассматривает вопросы формирования и последующего развития системы народного образования Тувы, построенного по советской модели [8]. В работах С. А. Сереккея и М. Г. Шабаева дана оценка заболеваемости населения Тувы, характеру и методам борьбы за жизнь и здоровье тувинского народа [9; 10].

В Урянхайском крае некоторое время не знали, как развиваются события в России. К концу октября в Красноярске уже свершился переход всей власти к губернскому Совету рабочих и солдатских депутатов, шла борьба за власть Советов в Иркутске и Томске. Те сведения, которые шли из Томска, доходили только до Усинского и Белоцарска, но они скрывались от народа. Однако с середины ноября 1917 года и в край стали доходить сведения о свершившейся пролетарской революции, переходе власти к Советам. Эти известия поступали из писем родным и близким от тех, кто служил в это время в армии, а также из газет [1, с. 30-34].

Борьбу за созыв съезда и установление советской власти в Урянхайском крае возглавляли Н. Г. Крюков, М. Я. Крючков, М. М. Терентьев, выражавшие интересы трудового народа [3, с. 98]. Сторонники, делегаты съезда чётко обозначили его цель: заменить Советом рабочих и крестьянских депутатов прежние местные органы Временного правительства (переселенческое управление, земство). Следует указать, что ещё до съезда революционно настроенные делегаты в Белоцарске и в посёлках вели агитацию за создание краевого Совета [1, с. 34]. Таким образом, и в далёкой Туве, оторванной от революционных центров России, началась борьба за Советы.

III съезд русского населения Тувы открылся 7 декабря 1917 года в г. Белоцарске. Но вскоре его работа была прервана контреволюционерами, а затем съезд и вовсе был разогнан, а его руководители - Н. Г. Крюков, М. Я. Крючков, М. М. Терентьев - были высланы из Белоцарска [1, с. 38]. Первая попытка рабочих и трудовых крестьян Тувы создать краевой Совет и передать власть в его руки закончилась неудачно.

С конца декабря борьба развернулась с новой силой. Делегаты съезда продолжали бороться за власть Советов, проводя нелегальную работу среди населения русских посёлков с целью сплотить народные массы. Деятельность партийных организаций большевиков Минусинска и Красноярска оказывала решающее влияние на революционное движение в Туве. По решению минусинской парторганизации в Усинском была организована группа большевиков [3, с. 99], в деятельности которой важную роль сыграл С. К. Беспалов. Он был отправлен в Белоцарск, где ему удалось установить связь с рабочими. Это позволило усилить нелегальную пропагандистскую работу среди трудящихся, результатом чего стало увеличение числа сторонников советской власти.

8 января 1918 года рабочие краевого центра на собрании, где присутствовали и служащие, поставили вопрос о создании Совета рабочих депутатов города Белоцарска. Председателем Совета был избран А. В. Родак, секретарём - И. Шубин. Стало очевидно, что для закрепления и дальнейшего распространения советской власти в Туве нужна была вооружённая сила для борьбы с её противниками. Помощь оружием оказал Усинский совет. 14 января был образован Совет крестьянских депутатов в п. Верхне-Никольском Подхребетинского района. В феврале были созданы Советы в посёлках Нижне-Никольское, Бояровка, Туран и Уюк, в начале марта - в Элегесте, Медведевке, Фёдоровке [1, с. 50-53]. Таким образом, Советы появились почти во всех русских районах Тувы.

Постепенно в революционное движение стали втягиваться тувинские крестьяне - араты. Говорить об организованной борьбе тувинцев за установление советской власти или против неё не приходится, так как их политическая и социально-экономическая отсталость, сплошная неграмотность и территориальная разобщённость обусловили медленный рост революционного сознания. Но уже тогда тувинские араты выступали за право на землю, отказывались платить налоги, бойкотировали власть, а с русской беднотой, напротив, устанавливали самые дружеские отношения. В изученных документах нами отмечен лишь один факт вооружённого выступления тувинцев против русских контрреволюционных властей - в феврале 1918 года в Кыргыз сумоне Салчакско-го хошуна араты с оружием в руках напали на казачий пост [3, с. 102].

16-25 марта состоялся IV съезд русского населения Тувы. Большую работу по его созыву провели активисты под руководством С. К. Беспалова. Программа рабочих и крестьян определялась главнейшей задачей: создать краевой Совет рабочих и крестьянских депутатов и передать власть в его руки. Съезд, по сравнению с предыдущим, был самым многочисленным по составу делегатов и наиболее представленным беднотой и середняками. Выражая волю большинства, съезд провозгласил советскую власть в Туве и образовал Урянхайский краевой Совет рабочих и крестьянских депутатов [1, с. 61]. Переход власти в руки Совета означал победу Октября в Урянхайском крае.

Кроме единогласно принятой съездом резолюции об организации на местах сельских Светов с подчинением их краевому, он обозначил и разработал мероприятия, которые были направлены на укрепление и развитие Советов, хозяйственное и культурное строительство в Урянхайском крае. Многие из задач партии и Российского государства были актуальны и для Тувы. В конце марта Урянхайский краевой Совет от имени русского народа выпустил обращение к тувинскому народу, в котором содержались сведения о смене власти, а самое главное, говорилось о том, что эта власть не будет вмешиваться во внутренние дела тувинского населения, и выражалась надежда на дружественные отношения между народами. Впервые от имени краевой власти было сказано о свободе самоопределения коренного населения Тувы. Впоследствии, в июне 1918 года, на совместном заседании русского и тувинского съездов был принят договор «О самоопределении Тувы, дружбе и взаимной помощи русского и тувинского народов» [6, с. 13].

С первых дней существования Советов создавались условия для ликвидации культурной отсталости национальных окраин бывшей царской России. Деятельность Советов проходила в сложных условиях: с одной стороны продолжалась борьба с контрреволюцией, с другой - не хватало денежных средств. Вопросами культурного развития русского и тувинского населения занимался отдел народного образования краевого Совета, возглавляемый В. П. Левченко [7, с. 73]. В 1917-1918 учебном году открылись школы в Чаа-Холе, Шагонаре, Знаменке и на Воскресенском прииске, а всего в Туве насчитывалось 11 школ, в которых преподавало 12 учителей. Они участвовали в работе краевого отдела по народному образованию.

На сельские Советы возлагались задачи культурно-просветительской работы среди населения. Краевой Совет установил связь с Енисейским губернским отделом по народному образованию. Из Красноярска был получен текст «Декрета о советской школе», по которому не допускалось преподавание религиозных вероучений и исполнение религиозных обрядов во всех учебных заведениях [1, с. 115]. Это означало, что школа становилась светской, свободной от влияния какой бы то ни было религии.

К началу XX века в Туве не было школ и больниц, но имелось 22 ламских монастыря и около 5 тысяч лам и шаманов. К воспитанию в монастырских школах привлекалась лишь некоторая часть детей мужского пола, преимущественно из среды зажиточного населения. Метод занятий был целиком индивидуальный. Ламские учебные заведения носили характер средневековой схоластической школы. Они не обеспечивали образованием широкие массы тувинского населения и даже, как отмечают советские исследователи, «ламская церковь препятствовала просвещению тувинского народа» [8, с. 12-15]. 19 июня V съездом русского населения Тувы приняты предложения комиссии по улучшению дела народного образования и медицинского обслуживания [7, с. 74]. Комиссия рекомендовала постепенное введение всеобщего обязательного обучения детей, четырёхлетний срок обучения в начальных школах, указала на необходимость привлечения тувинских детей в школы, «где бы они могли получить знакомство с русской грамотой, что являлось бы большим залогом поддержания общности интересов или ступенью к жизни на коммунистических началах» [1, с. 117]. Предлагалось создавать при

школах общежития с необходимым оборудованием, где могли бы жить дети аратов-кочевников и окрестного русского населения [8, с. 19]. Следует заметить, что на ранних этапах установления советской власти в Туве одной из главных задач являлось повышение уровня грамотности прежде всего тувинского населения.

С установлением советской власти в Туве стала активно вестись культурно-просветительская работа. Так, в 1918 году в Белоцарске была создана первая общественная библиотека, для неё и других культурно-просветительских учреждений в Туву присылались книги и брошюры, пополнялись также школьные библиотеки. Урянхайский краевой Совет приступил к организации краеведческого музея с целью сохранения предметов старины коренного народа, для чего собирались экспонаты, характеризующие культуру и быт тувинского народа. Готовились наглядные пособия по зоологии, ботанике, минералогии [7, с. 77-80]. Несмотря на финансовые трудности, на развитие образования в Туве и на культурно-просветительскую работу в целом регулярно отпускались денежные средства через Минусинский отдел народного образования и краевой Совет.

Много трудностей нужно было преодолеть в организации медицинского обслуживания населения. Всю территорию края с населением свыше 60 тысяч [2, с. 7] обслуживало всего четыре фельдшерских медицинских пункта и один стационар в краевом центре на 10-12 коек [1, с. 118]. Простейшие элементы европейской медицины начали проникать в Урянхайский край с русскими путешественниками и исследователями, которые в большинстве своём возили с собой небольшие аптечки с медикаментами и лечили имеющимися в них лекарственными средствами тувинцев. До проникновения в Туву европейской, а затем советской медицины существовали три формы для оказания медицинской помощи местному населению: народная медицина; шаманизм, носивший религиозный характер и связанный с верой в духов; тибетская медицина, имевшая смешанный характер [10, с. 26]. Если данные формы помогали избавиться от лёгкой простуды или внешних повреждений тела человека, то вирусные инфекции, венерические болезни и другие более тяжёлые заболевания не поддавались лечению. Многие кочевники были физически истощены, массово подвержены инфекционным заболеваниям. Это приводило к высокой их смертности, низкой продолжительности жизни. Особенно высока была заболеваемость туберкулёзом. Выявление туберкулёзных заболеваний, их профилактика и систематическое лечение, проведение каких-либо оздоровительных мероприятий в дореволюционное время в Туве не осуществлялись. Такое же положение было с широко распространёнными венерическими и другими инфекционными заболеваниями [9, с. 119].

В 1918 году делом народного здравоохранения стал ведать медицинский отдел Совета, возглавляемый М. М. Терентьевым [1, с. 118]. Известно, что уровень развития врачебно-медицинского дела зависит от уровня развития человеческого общества, развития промышленности, сельского хозяйства, торговли - в целом всей экономики и культуры страны. Русская медицина располагала более богатым опытом в борьбе против инфекций. И первые Советы в Туве начали строительство медицинских пунктов, а комиссия по народному образованию и медицине приняла решение о необходимости приглашать в Туву опытных врачей. Страшным бичом, особенно для тувинского населения, были в то время эпидемии оспы. В марте 1918 года тоджинский нойон просил остановить развивающуюся в хошуне оспу. В Тоджу был послан фельдшер И. Г. Формов. Повсеместно в сумонах и хошунах были сделаны прививки от оспы. С целью оспопрививания по хошунам ездили также фельдшеры С. С. Стародубцева, А. М. Богатков и др. [10, с. 64].

Таким образом, в результате победы Октябрьской революции по всей стране шёл процесс образования первых Советов, не обошедший стороной и Урянхайский край. Первые Советы в Туве имели очень мало времени, чтобы претворить в жизнь все решения IV и V съездов по культурному строительству. Но следует отметить, что задачи по выполнению запланированного не откладывались, а после их обсуждения Советы сразу переходили к действию - мероприятиям по социокультурному развитию края. Само население активно участвовало в развёртывании культурной работы. При решении этих вопросов оказывалась помощь со стороны России тувинскому народу в области просвещения и культуры. Можно с уверенностью сказать, что после победы революции и образования первых Советов Тува уверенно вступила на путь преодоления культурной отсталости.

Библиографический список

1. Дубровский, В. А. Советы в Туве / В. А. Дубровский. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1978. - 188 с.

2. Республика Тыва. 60 лет / под ред. С. Н. Ламоченко // Юбилейный статистический сборник. - Кызыл, 2004. - 86 с.

3. Иезуитов, В. М. От Тувы феодальной к Туве социалистической / В. М. Иезуитов. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1956. - 207 с.

4. Сердобов, Н. А. Рабочий класс и социально-экономическое развитие Тувы / Н. А. Сердобов // Великий Октябрь и проблемы новейшей истории Тувы. - Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1977. - С. 17-51.

5. Тинмей, Д. Л. Ленинская национальная политика и население Тувы / Д. Л. Тинмей // Торжество ленинской национальной политики в Туве. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1970. - С. 61-66.

6. Иезуитов, В. М. О братской дружбе русского и тувинского народов / В. М. Иезуитов // Учёные записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1955. - Вып. 3. - С. 12-34.

7. Очур, В. Ч. К вопросу о культурном строительстве в Туве / В. Ч. Очур // По пути Великого Октября (к 60-летию народной революции в Туве). - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1981. - С. 73-81.

8. Сердобов, Н. А. Народное образование в Советской Туве / Н. А. Сердобов // Учёные записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1957. -Вып.5. - С. 104-111.

9. Сереккей, С. А. Развитие здравоохранения в Туве / С. А. Сереккей // Учёные записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1957. -Вып. 5. - С. 119-123.

10. Шабаев, М. Г. Очерки истории здравоохранения / М. Г. Шабаев. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1975. - 191 с. © Козлова Е. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.