УДК 94(517.1)
Этнополитические процессы в Туве
в условиях протектората России и в период революции (1911-1920 гг.)
Аверченко Ирина Петровна
советник Российской гостиничной ассоциации. Российская Федерация, 105187, г. Москва, Измайловское шоссе, 71, «4 Г-Д». E-mail: irina_averchenko@mail.ru.
Аннотация. Автор рассматривает этнополитические процессы в Туве в контексте крупномасштабных потрясений начала ХХ века. Тува (Урянхайский край) стала в то время сферой противостояния России, Китая и Монголии в связи с выгодным естественно-географическим положением и богатыми природными ресурсами. Эти обстоятельства заставляли лидеров этносообществ проводить политику лавирования, добиваясь при этом сохранения и реализации в той или иной степени программных требований этносоциального прогресса. Наиболее актуальными вопросами, которые отстаивала национальная демократия и которые обеспечивали этнополитическую консолидацию населения вокруг нее, были развитие национальной системы самоуправления, решение земельного вопроса в пользу титульного этноса, развитие образования и национальной культуры.
Ключевые слова: Тува; Урянхайский край; протекторат России; этнополитические элиты Тувы; самоопределение Тувы.
В советской историографии Тувы, связанной с периодом после Октября 1917 г., выделялись следующие этапы: национально-освободительная революция (1917-1921 годы); завершение антифеодальной революции и развития по некапиталистическому пути к социализму, затем вхождение в состав СССР (1921-1944 годы); завершение строительства социализма и развернутого строительства коммунистического общества (1944-1962 годы). Учитывая принятую тогда риторику и терминологию, следует принимать во внимание, что два первых этапа, входящие в хронологические рамки настоящего исследования, отражают существенные по важности исторических событий и изменений вехи этнополитической истории тувинцев. В постсоветской историографии, как известно, важным рубежом является конец 1920-х - начало 1930-х гг., когда в СССР утвердилось единовластие И.В. Сталина, что ознаменовало укрепление тоталитарного государства и форсированное создание социалистической экономики.
Применительно к Туве Н.М. Моллеров, в частности, выделяет такие этапы: 1838-1918 гг. - процесс колонизации и иного, отличного от кочевого, хозяйственного освоения Тувы российскими торговцами, золотопромышленниками и крестьянами переселенцами; 1921-1944 гг. - развитие общества под лозунгом некапиталистического развития; 1944-1991 гг. - в составе Советского Союза и Советской России; и - «современный этап» (Mollerov 2005, P. 7-8). Безусловно, и в дооктябрьский, и в советский периоды истории Тувы XX века самые значимые трансформации в этнополитическом смысле происходили под влиянием России, которое было решающим.
При этом Тува оставалась традиционным обществом, для которого были характерны зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность развития; коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности; преимущественная ориентация на метафизические, а не на инструментальные ценности; авторитарный характер власти; отсутствие отложенного спроса, т.е. способности производить в материальной сфере не ради насущных потребностей, а ради будущего; предындустриальный характер; отсутствие массового образования; преобладание особого психического склада -
недеятельной личности; ориентация на мировоззренческое знание, а не на науку; предзаданный статус, преобладание локального над универсальным (Fedotova 2005, P. 166). Именно в изучаемый период началась наиболее значительная модернизация тувинского традиционного общества, и это проявилось, в том числе, и в достаточно быстром развитии этнополитических процессов. На их характере и результатах прямо сказывались общероссийские политические потрясения начала XX века. В то же время следует иметь в виду, что кочевые общества серьезно отличаются от оседлых, применительно к которым в основном и разработана современная теория модернизации.
Начало ХХ в. ознаменовалось первой русской революцией 1905-1907 гг. Она послужила сильным толчком для развития революционного и национально-освободительного движения в странах Востока. Под ее влиянием, как известно, в 1911-1913 гг. в Китае произошла Синьхайская революция: начавшись Учанским восстанием 1911 г., она привела к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению республики. Вслед за этими событиями в Туве и в соседней Монголии начало усиливаться национально-освободительное движение против представителей китайской администрации, за изгнание их со своих земель.
В это время китайская администрация реорганизовала управление Тувой на военно-политический лад: хошуны (полки) делились на сомуны (эскадроны), сомуны, в свою очередь - на арбаны (роты). Число хошунов было увеличено до 50, что нарушало традиционную родоплеменную структуру организации этноса, а вертикальная система руководства хошунами укрепляла роль китайских властителей. В Монголии в июле 1911 г. местной элитой было принято решение добиваться независимости от маньчжуров, и при поддержке России 1 декабря 1911 г. была провозглашена независимость Монголии. Она стала феодально-теократической монархией. Интересно, что с 1910 по 1918 гг. численность русских в Туве выросла с 2100 до 12 тыс. чел. (Istoria Tuvy 2001, P. 325). Русские переселенцы знакомили тувинцев с новыми отраслями хозяйствования - огородничество, мараловодство, солеварение, ремесла и пр.
В политическом плане в это время в Туве разобщенные правители хошунов не смогли быстро консолидировать свои усилия, но официальный глава всех хошунов амбын-нойон Комбу-Доржу в декабре 1911 г. взял на себя инициативу и возглавил аратов на борьбу против маньчжурского господства. Это вылилось в нападения на китайских торговцев на юго-востоке Тувы, поскольку собственно военной силы Китая в регионе не было.
В январе 1912 г. состоялся съезд руководителей хошунов Тувы, на котором выявились разные позиции: одни выступали за присоединение к России, другие предлагали идти под покровительство Монголии. В итоге было принято решение добиваться независимости (Mollerov 2005, S. 310).
В начале 1912 г. амбын-нойон Комбу-Доржу направил в Санкт-Петербург делегацию во главе со своим сыном, дабы заручиться поддержкой могущественного соседа. Однако эта экспедиция не удалась, т.к. сумела добраться лишь до пограничного пункта у с. Усинское. В феврале 1912 г. амбын-нойон Комбу-Доржу предпринял новый шаг: по его инициативе к начальнику данного пограничного пункта обратились представители 3 хошунов и находившихся на их территории монастырей с просьбой к центральным властям России провозгласить независимость Тувы и взять ее под русское покровительство.
Однако, как известно, пока такой решительный шаг во внешнеполитические планы России не входил. По заданию иркутского генерал-губернатора в Усинское в феврале 1911 г. направлялся сильный воинский отряд, а в столице
в министерстве иностранных дел рассматривался его запрос о возможности «прикрепления» Урянхая к России. Международные российско-китайские договоренности не позволяли пойти на такую меру до тех пор, пока к 1914 г. не стало очевидно, что Синьхайская революция в Китае радикально изменила геополитическую ситуацию в регионе.
Между тем у Комбу-Доржу появился противник, придерживавшийся союза с Китаем, - правитель Хемчикского хошуна М. Буян-Бадыргы. Однако его сторонники вскоре потерпели разгром от аратов Комбу-Доржу. Более того, попытки его противников в Монголии и Китае как-то вернуть влияние на Туву были безуспешными в силу сложности самой политической ситуации в этих регионах. Продолжались нападения аратов на китайцев, разграбление их торговых фирм. К середине весны 1912 г. лишь 2 хемчикских хошуна не были освобождены от китайцев. Буян-Бадыргы по-прежнему рассчитывал сохранить свою власть в хошуне при поддержке китайцев. Это усиливало внутриэтнические противоречия и мешало консолидации национально-освободительного движения.
Летом 1912 г. большой отряд тувинцев отправился в Северо-Западную Монголию, где концентрировались манчжуро-китайские войска. Здесь в содружестве с монгольскими отрядами под командованием Максаржава и Дамдинсурэна в конце 1912 г. они захватили крепость Кобдо. Это был центр силы маньчжуров в этом регионе. Таким образом, монголы и тувинцы добились национального освобождения ^гсп^уп 1982; Samdan 2011).
При этом в Монголии власть оказалась в руках недемократических по европейским меркам сил - у крупнейших светских и духовных феодалов, преимущественно халхасских. Они избрали главой государства Восьмого Богдо-гэгэна Джебцуна Дамба хутухту. Это было феодально-теократическое правительство во главе с духовным монархом, которое ориентировалось на превращение Монголии в самостоятельное, независимое от Китая государство.
Тува (Урянхайский край) стала сферой противостояния России, Китая и Монголии благодаря своему выгодному естественно-географическому положению и богатым природным ресурсам. Различные аспекты противоборства этих трех государств в рамках Урянхайского вопроса многократно освещались в отечественной историографии; в том числе анализировалась и политика тувинской аристократии, которая стремилась лавировать между разными силами и сыграла свою немаловажную роль в политических процессах того времени.
Ю.Ч. Хомушку отмечает: «Уже с конца XIX в. Россия и Китай оспаривали принадлежность Урянхайского края. На стороне Китая был аргумент исторической давности владения Урянхаем. Россия апеллировала к факту реального государственного использования данной территории. Интересы Монголии в Туве были связаны с идеями панмонголизма, созданием Великой Монголии, потенциальной частью которой рассматривалась и Тува. Тувинская правящая элита не являлась сторонним наблюдателем политической борьбы трех государств. Используя противоречия сторон, она пыталась добиться максимального обеспечения своих интересов» (Homushku 2003, S.106). Наиболее дальновидные представители этноэлиты хорошо понимали, что в сложившихся условиях Туве вряд ли можно добиться самостоятельного независимого государства. Амбын-ноян Тувы Комбу-Доржу и отдельные представители нарождающейся торговой буржуазии всячески отстаивали идею присоединения к России. При этом известно, что Россия еще до китайской революции вела переговоры с Пекином о покровительстве над северной Монголией и Тувой, но затем ситуация изменилась.
Напротив, группа правителей Салчаковского и Тоджинского кожуунов искала покровительства Монголии; они указывали на важность духовного, религиозного единства, которое идет с Тибета и Монголии. В конце концов аргументы первых оказались более убедительными, и в феврале 1912 г. амбын-ноян Тувы Комбу-Доржу и несколько его чиновников направили от имени тувинского народа обращение к правительству России.
В нем говорилось: «Мы, урянхи Танну, были подданными маньчжурского хана и следовали своей религии буддистов, но в последнее время маньчжуры и китайцы стали обращаться с нами бесчеловечно и притеснять, доводя нас до разорения, а в настоящее время маньчжуры, китайцы и халха разделились, образовав отдельные улусы (государства). Мы же, урянхи, остались на произвол судьбы, не имея государя, а потому мы... как светские, так и духовные чиновники и народ, собравшись, с общего согласия постановили: заведующего урянхами трех кожуунов по реке Тес, по реке Енисей и урянхами Тоджи, амбына Комбу-Доржу, имеющего от Дайцинского государя чин корпусного командира и павлинье перо и от Великого Российского государства белого государя - одну золотую медаль для ношения на шее и орден св. Станислава второй степени, избрали его главой правления». Далее говорилось о намерении просителей «держаться буддийской религии и одинаково с Халкой выбрать себе представителя духовной власти, объявить Урянхай отдельным и просить покровительства и защиты Великого Российского государства». Обращение заканчивалось просьбой, к «белому государю» не отказывать Туве в своем покровительстве и во избежание беспорядков, могущих произойти в стране, «по возможности скорее занять своими войсками по своему усмотрению заселенные пункты среди урянхов, а также для охраны поставить пикеты по границе» (Цит. по Samdan 2003, P. 56).
В конце 1912 г. Россия добилась договоренности о содействии автономии Монголии в обмен за сохранение своих прежних преимуществ на этой территории. В 1913 г. по соглашению с китайским правительством Монголия окончательно делится на северную (автономию), находящуюся под покровительством Российской империи, и южную, оставшуюся в составе Китая.
При этом тувинская элита должна была сделать выбор в пользу либо России, либо Монголии, поскольку понимала, что самостоятельное развитие Тувы в этих условиях невозможно. С одной стороны, с Монголией было много общего в истории и культуре, в том числе экономической, с другой стороны, постоянно крепнущие связи с Россией делали привлекательным и ее покровительство. Главные вопросы, которые волновали тувинскую «общественность» в случае принятия в российское подданство, - сохранение религии и бытовой культуры, освобождение от воинской повинности и ограничение быстрого притока русского населения на исконные земли тувинцев.
В 1914 г. Тува под названием «Урянхайский край» была присоединена к России, которая считала, что она таким образом не распространяет верховенство на «новую» область, а всего лишь возвращает свои исконные права на нее. Первоначальным шагом по закреплению России в этом важном для ее безопасности регионе было основание г. Белоцарска (ныне столица Тувы - г. Кызыл). Был также назначен комиссар по делам Урянхайского края. Протекторат России над Тувой не был нигде оформлен каким-либо международным актом, и все распоряжения по принятию тувинцев под покровительство русского государя носили характер чисто государственный. Тувинская знать обязалась не иметь сношений с иностранными государствами,
в том числе с Монголией, все конфликты между хошунами разрешать при посредничестве российского представителя.
Изменилось управление в Урянхайском крае - сменялись некоторые правители хошунов, под руководством комиссара по делам Урянхайского края из монгольского подданства были возвращены некоторые нойоны Таджинского и Салджакского хошунов, причем сами нойоны были смещены. По решению Совета министров Российской империи отменялись существовавшие ранее в крае судебные порядки. Хошунные власти подчинялись специально назначенным полицейским приставам. Началось научное изучение географии Урянхая.
К этому времени русское население в Туве достигло 12 тысяч человек, проживали они в основном в Тандинском, Пий-Хемском, Каа-Хемском хошунах. Среди них, как и среди тувинцев, происходило социальное расслоение. Более 50% русских крестьянских дворов в Туве составляли батрацкие и бедняцкие хозяйства, середняцких насчитывалось около 40%, кулацких - всего 6% .
Архивные источники и публикации свидетельствуют, что установление протектората России над Тувой определило и геополитическую ситуацию в центре Азии. Оно было прежде всего результатом продуманной и результативной внешней политики России. Она ориентировалась на активную поддержку сил, боровшихся с маньчжуро-китайскими захватчиками, как в Туве, так в Монголии и в Тибете, а также на усиление своего экономического влияния в Туве и привлечение на сторону Российской империи тувинской этнополитической элиты, в том числе, высших представителей сангхи.
Показательно, что в том же 1914 г. Великобритания установила протекторат над захваченным ею в XIX веке Египтом. Важно подчеркнуть, что Российская империя не имела заморских колоний, в отличие от европейских стран. К тому же к началу XX века у нее уже имелись два протектората -Хивинское ханство и Бухарский эмират. И при установлении этих отношений в Средней Азии и в случае с Тувой Россия не преследовала цели захвата территории. Главной заботой государства было укрепление внешнеполитической безопасности на границах Евразии, где активно действовали традиционные соперники России на международной арене -Англия, Франция и др.
При этом российский протекторат объективно способствовал более плавной модернизации опекаемых территорий, укреплению безопасности для коренных народов, их постепенному социально-экономическому и культурному прогрессу. Власть на этих территориях не ломала сложившуюся за долгие времена систему этносоциальных отношений, внутриполитическую структуру управления и самоуправления, не вмешивалась во внутриконфессиональные вопросы. Так называемая русификация активизировалась в разных присоединяемых землях в соответствии с объективно возникавшими условиями и потребностями совершенствования и укрепления единого государственного организма. А в протекторатах номинально прежняя власть сохранялась при серьезной поддержке со стороны России в проблемах защиты границ, противодействия этнической дискриминации. Безусловно, российские интересы в экономике здесь получали всемерную поддержку.
В советской историографии вопрос об установлении протектората России над Тувой рассматривался неоднозначно. Одни исследователи считали этот акт незаконным, так как протекторат образовался в результате оккупации Урянхайского края Россией и она превратилась в колонию империи. Другие ученые выделяли положительные аспекты. Они подчеркивали, в частности, тесное общение тувинцев с русским народом, которое открыло перед
небольшим народом возможности для более успешного экономического и культурного развития, а также обеспечило им возможность сохранить свою этническую целостность.
Общие процессы эволюционного прогресса на территории Тувы в конце XIX - начале XX вв., особенностями которых было отставание по времени от аналогичных процессов в России и более западных регионах, большая зависимость Тувы от внешних условий, прежде всего от экономической политики государства, неодинаковая степень вовлеченности в рыночные структуры как различных отраслей экономики, так и групп населения. Эти процессы были прерваны революцией и гражданской войной.
С принятием Тувой протектората России в 1914 г. было образовано переселенческое управление, призванное регулировать процесс принятия новых граждан. После образования Тувинской Народной Республики переселенческое движение приняло более динамичный характер.
Во многих работах по истории Тувы конца XIX - начала ХХ вв. распространение русского населения в крае расценивается как колонизация. Однако многие специалисты считают, что этот термин используется исключительно «в случае насильственного захвата территории, принадлежащей другим, как правило, более отсталым в экономическом плане народам». Это было характерно для европейских государств, захвативших огромные территории Африки, Азии, Америки, но форму «колонизации» Тувы нельзя рассматривать как классическую, здесь более применим термин «переселение». Эту точку зрения разделяют и многие тувинские исследователи.
Массовое переселение русских в Туву происходило в несколько этапов. В 1880-1906 гг. в Туву переселялись, незаконно пересекая китайскую границу, наиболее предприимчивые старообрядцы, гонимые и преследуемые царской администрацией. Именно на этом начальном этапе стихийной миграции и были построены в северной части Тувы первые два русских поселения - Туран и Уюк.
На втором этапе (1907-1911 гг.) переселение приняло более целенаправленный и организованный характер, в связи с осознанной заинтересованностью русской администрации в Туве в укреплении своих позиции в крае, создании опорных пунктов для дальнейшего его освоения. Именно в этот период строятся русские поселки в Улуг-Хемском и Каа-Хемском кожуунах (Атамановка, Знаменка, Никольское).
На третьем этапе (1911-1916 гг.) происходил активный захват земель тувинских аратов, вследствие чего межэтнические отношения между русскими переселенцами и местным населением существенно обострились. Переселение русских в Туву входило в программу правительственного патернализма, и созданные тогда органы переселенческого управления непосредственно занимались данными вопросами.
Предыдущий и следующий этапы связаны с общим курсом правительства П.А. Столыпина на хозяйственное освоение малозаселенных восточных окраин страны посредством переселения туда крестьян из центральных европейских областей и губерний, где остро не хватало земли для крестьян из-за сохранявшегося помещичьего землевладения, вдобавок отягощавшегося социальными конфликтами. В итоге в 1917-1921 гг. продолжилось обострение отношений на межэтнической почве, к тому же появились разногласия внутри самих русских переселенцев. Они отчетливо разделились на разбогатевших ранее старожилов и вновь прибывающих и достаточно бедных мигрантов. Надо заметить, что подобные явления (3-го и 4-го этапов) наблюдались и в других регионах, куда активно переселялись русскоязычные крестьяне,
поддерживаемые специальными законами в рамках столыпинских аграрных реформ.
Однако в целом взаимоотношения между русскими и тувинцами носили мирный характер. Тувинский историк В.Д. Март-оол объясняет это еще и исключительной толерантностью двух народов, что, по его мнению, является результатом их обоюдной веротерпимости (Mart-ool 2002, P. 10). Н.П. Москаленко добавляет, что происходило сближение двух народов, и этому серьезно способствовало также умение использовать русскими спецслужбами психологический фактор. Как пример она приводит инструкцию усинского пограничного начальника А. Чирикова, в которой подчеркивалось: «Основная цель каждого русского обывателя, а тем более агента внушать и объяснять русским, проживающим в Урянхае, что они смотрят на урянхайцев как на своих братьев, а поэтому будут обходиться с ними по-христиански, по-братски. Русские должны дать понять урянхайцам, что край этот мы не считаем китайским. Всеми силами стараться доказать какое зло приносят им китайцы, продавая им свою водку и открывая кредит. Что все это может быть прекращено, если они обратятся к русской власти о подданстве. В то же время каждый из нас должен зорко следить и внимательно прислушиваться ко всему происходящему в Урянхае».
С приходом русских в Туве распространялось православие. Здесь появились объединение евангельских христиан-баптистов и община старообрядцев-беспоповцев. Они компактно проживали в Бейсэ и Хемчикском (современные Каа-Хемский, Пий-Хемский, Улуг-Хемский, Тандынский, Дзун-Хемчикский и Тоджинский) хошунах. Первый православный храм в Туве был построен в Туране в 1910 г., а в 1914 г. была воздвигнута Троицкая православная церковь в Белоцарске - современной столице Тувы (Кызыл).
В начале 1900-х гг. в основных хошунах Тувы коренное население достигло 56300 человек, в том числе 35600 человек проживали в Хемчикском и Бейсэ хошунах, которые затем объединились в один Дзун-Хемчикский. Чаданская долина, объединявшая эти хошуны, была самой густонаселенной частью Тувы. Именно здесь находились наиболее пригодные для скотоводства и земледелия условия. Обилие здесь плодородных земель и естественных водных источников заинтересовало и русских крестьян. Как традиционные земледельцы, они в этом плане выполняли культуртрегерскую миссию, передавая тувинцам новые, более высокие производственные технологии и знания. Численность русских в Туве в 1910 г. достигала более 2 тыс. человек, они жили в 116 поселениях. Основная их часть селилась деревнями, купцы и кулаки жили хуторами (Istoria Tuvy 2001, P. 294).
В условиях революции в России политическая активность русского населения на территории протектората существенно выросла. Заметно усилилась и деятельность этнонациональных деятелей. Эти процессы совпали, но имели разные векторы по своим целям. Если для русского населения главными были вопросы о власти и социально-экономические, то для тувинцев, безусловно, эти и другие проблемы модернизации этнической общности и ее прогресса напрямую были связаны с национальным самоопределением. К тому же именно политическое самоопределение народов стало, как известно, в начале XX века чрезвычайно популярным во всем мире, а для тувинцев огромным стимулом послужило революционное брожение и рост национально-политических движений в соседней русской Сибири.
Временное правительство создало Урянхайский временный Краевой комитет во главе с чиновником Переселенческого управления в крае А.А. Турчаниновым, в который вошли 6 русских чиновников, а также представители местной элиты. Подтверждался статус протектората России над Тувой.
В то же время в регионе развиваются революционные тенденции, но они распространялись на русское население. В сентябре 1917 г. в Белоцарске организован Совет рабочих депутатов, в октябре - Урянхайский союз русских крестьян.
В условиях гражданской войны Бурятия и Тува оказались в поле противостояния «красных» и «белых». Первые в своих геостратегических планах рассчитывали на мировую революцию через восточные окраины России, где капитализма не было, а потому будто бы сохранился «первобытный коммунизм». То есть здесь, считали сторонники мировой революции, социализм должен был укореняться быстро и естественным образом. Важное место в доктрине большевиков заняла политика самоопределения «ранее угнетенных» народов империи, поэтому они поддерживали этнополитические элиты, если те признавали советскую власть и соглашались на ее условия.
В свою очередь, «белые» придерживались монархических унитаристских взглядов, и для национальных меньшинств не предусматривали никаких политических уступок. Они использовали эти регионы и их население в интересах извлечения ресурсов и средств. Национальные движения этих народов игнорировались, их требования практически не рассматривались. В этом контексте следует оценивать последующие события в Туве, когда происходила кристаллизация идей национального самоопределения, причем русское население играло стимулирующую роль.
С одной стороны, геополитические устремления большевиков сохраняли традиционную ориентацию на евразийское единство. В силу этого власть стремилась сохранить и, по возможности, укрепить свое влияние в Урянхае. Но при этом Китай рассматривался как один из наиболее важных партнеров на Дальнем Востоке в контексте проекта мировой революции, продвигать которую большевики стремились именно среди восточных народов. Таким образом, Советской России предстояло сохранить свои позиции в Туве и не допустить усиления влияния Китая в регионе, а также сохранить отношения с ним.
6 декабря 1917 г. в Белоцарске под руководством большевиков прошел Всетувинский съезд русских рабочих и крестьян, но комиссар Временного правительства Турчанинов при поддержке казачества разогнал его и городской совет. В феврале-марте 1918 г. совет был воссоздан, создан краевой совет рабочих и крестьянских депутатов. Турчанинов был арестован и выслан из Тувы, однако казаки вновь взяли верх, и только весной при поддержке красногвардейских сил из Минусинска обеспечил утверждение советской власти. Ее противники бежали в Западную Монголию.
11 июня 1918 г. открылся V съезд русского населения края, а 13 июня прошел съезд представителей тувинского народа. «Известия Минусинского совета» сообщали: «В Танну-Туве (Урянхае) открылись съезды - урянхайский и русский. Эти съезды должны решить судьбу края. Особенно важным является съезд урянхайский. До сих пор за урянхайцами не признавалось право на самоопределение. Только советская власть, защитница прав угнетенного человечества, встала на иную точку зрения и признала за урянхайцами право самим определять свою судьбу, а вместе с тем также и то, кому должен принадлежать Урянхайский край - России, Китаю, Монголии или быть самостоятельным государством. Вопрос о самоопределении Урянхая составляет главный пункт в порядке дня урянхайского съезда, созванного Краевым Советом депутатов» (Istoria Tuvy 2001, P. 74).
18 июня 1918 г. состоялось совместное заседание русского и тувинского съездов, на котором в полном соответствии с доктриной национального самоопределения большевиков и принципами утверждения советского строя был принят Договор о самоопределении Тувы, дружбе и взаимной помощи
русского и тувинского народов. Текст Договора выработала специальная комиссия, созданная обоими съездами. В нем говорилось: «Урянхайский народ объявляет, что отныне он... будет управляться совершенно самостоятельно и считает себя свободным, ни от кого не зависимым народом. Русский народ, приветствуя такое решение урянхайского народа, находит его справедливым и немедленно же возвращает все отобранные у кожуунов царскими чиновниками кожуунные печати».
В Договоре прописывались принципы политических и экономических отношений между русским и тувинским народами. «Объявляя себя независимым, - подчеркнуто в документе, - урянхайский народ не должен нарушать прав русских граждан и во имя долголетней дружбы предоставляет русским в постоянное пользование занятые ими земельные участки». Важно отметить, что в Договоре упоминалось и о совместной борьбе с врагами как русского, так и тувинского народа: «В случае опасности какой-либо стороны для урянхов и русских обе народности должны давать дружный отпор, защищая свои интересы общими усилиями».
Между тем политическая ситуация, сложившаяся в Туве после падения Цинов и установления над ней протектората России, ставила тувинскую правящую элиту в весьма затруднительное положение. Оказавшись объектом основной внешней политики сразу трех государств, испытывая постоянный прессинг с их стороны, она объективно не имела действенной силы. Поэтому в целях достижения своих интересов этнополитическая элита Тувы часто прибегала к политике лавирования между ведущими политическими силами.
Один из будущих руководителей ТНР Куулар Дондук (1888-1933) в 1918 г. служил в Белоцарске у китайского духовного лица и общался с колчаковскими белогвардейцами, занявшими Туву, для сбора информации китайцам. Он считал необходимым присоединить весь Урянхай к Китаю, но вскоре понял невозможность такого решения и стал ориентироваться на Монголию. Эта идея также оказалась нереалистичной.
Нойон Ажикай оказывал содействие вернувшемуся с белыми Турчанинову, колчаковское правительство поддерживал тувинский лама. Воспользовавшись ослаблением российских позиций, в марте 1919 г. китайские силы во главе со «специальным комиссаром Урянхайского края» Ян-Ши-Чао оккупировали западные районы Тувы, монгольские - южные.
В июле 1918 г. русские крестьяне подняли восстание, в западных районах китайские силы, на юге монгольские не вмешивались в борьбу «красных» с «белыми». Турчанинов был убит. Далее бои шли с переменным успехом вплоть до разгрома колчаковцев в Сибири. Весной 1920 г. сибирские «красные» партизаны сломили ситуацию, в сентябре 1920 г. прошел новый краевой съезд русских рабочих и крестьян. Но борьба продолжалась с переменным успехом именно в силу вмешательства Китая.
Выдвинутая Советской Россией идея о самоопределении Тувы стала для нее эффективным средством достижения цели - не допустить усиления позиций Китая вблизи своих границ и одновременно обрести самостоятельность, опираясь на помощь российской стороны. «В силу создавшихся предпосылок и сложившихся исторических тенденций, - пишет Ю.Ч. Хомушку, - интересы России и Тувы оказались направленными друг на друга. Обе стороны руководствовались не столько «бескорыстным чувством пролетарской солидарности» (как было принято считать до недавнего времени), сколько преследовали определенные государственные политические и экономические интересы» (Homushku 2003, P. 11).
Безусловно, Дондук, происходивший из того же хошуна, что и М. Буян-Бадыргы, был государственником по своим убеждениям. Не случайно
впоследствии он стал главой правительства республики и сыграл большую роль в ее этнополитическом укреплении, развитии культуры и прогрессе своего народа. 11 июня 1921 г. была провозглашена независимая Монгольская Народная Республика, что решающим образом повлияло на судьбу тувинской государственности.
Объединенный отряд был направлен в поход по границе Тувы и Западной Монголии, что заставило отряды монгольских отрядов и остатки белогвардейцев без боя уйти от границы. В двух кемчикских хошунах, где сосредоточено большинство тувинского населения, 25 июля был проведен Хурал - съезд, где араты принято решение о необходимости при содействии России, по примеру МНР, создать независимое самостоятельное тувинское государство.
Хуралы, обсуждавшие вопросы о государственном устройстве Тувы, проходили и в большинстве других хошунов. На Хуралах Салчакского и Оюннарского хошунов также предлагалось образование самостоятельного государства в Туве, хотя звучали предложения о присоединении Тувы к Внешней Монголии.
В августе 1921 г. собрался I Народный Великий Хурал, провозгласивший освобождение тувинского народа от власти феодалов и колонизаторов. В Хурале принимали участие делегаты от всех хошунов (кроме Хасутского). Присутствовали также делегаты от русских советских граждан, проживавших в Туве, а также от революционной Монголии. Из СССР была направлена специальная группа представителей (16 чел.) - представители от Красной армии, Сибирского революционного комитета (И.Г.Сафьянов), Краевого революционного комитета, Оргбюро ВКП(б), командиры партизанских отрядов (С.К. Кочетов) и др.
На Великом Хурале было избрано в состав тувинского правительства 7 человек, по одному представителю от каждого хошуна. В принятой на Хурале первой Конституции Тувинской Народной Республики в ст. 1 указывалось, что «Республика Танну-Тува является свободным государством, ни от кого не зависящим, в своих внутренних делах и сама управляется волею всего народа. В международных отношениях республика выступает под покровительством Советской России».
Согласно принятой Конституции, верховным органом ТНР являлся Великий Хурал представителей всех хошунов. Высшим исполнительным органом стал Центральный совет. Местными органами самоуправления были хошунные и сумонные советы. На Всетувинском учредительном Хурале было санкционировано также создание самоуправляющейся Русской советской трудовой колонии.
В октябре 1921 г. была создана Тувинская народно-революционная партия (ТНРП). Однако это искусственное образование распадалось, поскольку социальная структура тувинского общества никак не соответствовала большевистским принципам, а население традиционно подчинялось авторитету местной этноэлиты, принадлежавшей к имущим кругам. В итоге в мае 1923 г. ЦК ТНРП был распущен, а партия вновь организована в июле на 2-м съезде. Характерно, что именно в это время было покончено с традиционной территориальной организацией тувинцев, что подминало под советский формат их этнополитическую культуру и, следовательно, лишало родовую аристократию возможности влиять на управление (Mollerov 2005, P. 7-8; Prokof'eva 2011).
В итоге Тува добивалась образования суверенного государства, а Россия стремилась обеспечить возможность сохранения и укрепления своих позиций в Туве. Фактор влияния России во всех возможных направлениях послужил
серьезной этнополитической предпосылкой для формирования тувинской государственности. При этом исключительную роль во внутриэтнических процессах политической консолидации тувинцев играла наиболее авторитетная и образованная часть тувинского общества - ламы. Именно они, несмотря на официальный атеизм большевистской власти, стали объективно необходимой опорой советского государства в создании органов власти и управления, постепенной подготовке новых кадров из представителей трудящихся - аратов.
Взаимодействие этноэлит Сибири с общероссийскими политическими партиями определялось не идеологией этих партий, а их близостью к власти и готовностью идти на суверенизацию коренных сибирских народов посредством признания органов национального самоуправления, традиционно действовавших у них и модернизирующихся под влиянием национальной демократической интеллигенции. К тому же, чем слабее становилась центральная государственная власть, тем активнее и радикальнее выдвигались требования националов, которые постепенно переходили от стремления к автономии к общему федеративному переустройству России, а затем и даже к образованию независимых государств. Но с усилением центральной власти в России националы сужали свои интересы и предложения к ней до введения земского самоуправления.
В целом можно сделать вывод, что под напором революционных изменений происходило закономерное возрастание активности наличных образованных и политических сил бурятов и тувинцев. Наиболее актуальными вопросами, которые отстаивала национальная демократия и которые обеспечивали этнополитическую консолидацию населения вокруг нее, были развитие национальной системы самоуправления, решение земельного вопроса в пользу титульного этноса, развитие образования и культуры.
Политическим союзником национальной интеллигенции, духовной и культурной элиты народа закономерно выступала прогрессивная часть ламаистского духовенства, обладавшая непререкаемым авторитетом среди населения. Сложная военно-политическая обстановка, ее динамичное развитие и радикальное изменение за короткий промежуток времени, внешнеполитические нюансы функционирования национальных меньшинств (прежде всего взаимодействие и соперничество крупных держав в регионе -России, Китая и некоторых других) играли весьма важную роль в этнополитическом развитии бурят и тувинцев. Они заставляли националов -лидеров этносообществ - проводить политику лавирования, заключать кратковременные альянсы с очевидно наиболее сильным политическим актором, добиваясь при этом сохранения и реализации в той или иной степени программных требований этносоциального прогресса.
Эдебиеттер тiзiмi/ Список литературы
1. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск, 1982.
2. История Тувы: в 2 т. - Т.1. - Новосибирск, 2001.
3. Март-оол В.Д. «Урянхайский вопрос» и протекторат // УЗ ТИГИ. - 2002. - Вып. XIX.
4. Моллеров Н.М. История советско-тувинских отношений (1917-1944 гг.). - М., 2005.
5. Прокофьева Е. Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. - СПб., 2011.
6. Самдан А.А. Национально-освободительное движение 1911-1912 гг. в Туве // Вестник ТувГУ.
- 2011. - № 1. - С. 54-59.
7. Федотова В.Г. Хорошее общество. - М., 2005. - 544 с.
8. Хомушку Ю.Ч. Укрепление суверенитета ТНР и позиция СССР в 20-е годы // УЗ ТИГИ. - 2003.
- Вып. ХХ.
Reference
Aranchyn 1982 - Aranchyn, JuL 1982, Istoricheskij put' tuvinskogo naroda k socializmu, Novosibirsk. (in Rus)
Istorija Tuvy 2001 - Istorija Tuvy: 2 t., T.1. 2001, Novosibirsk. (in Rus) Fedotova 2005 - Fedotova, VG 2005, Horoshee obshhestvo, Moskow. (in Rus)
Homushku 2003 - Homushku, JuCh 2003, Ukreplenie suvereniteta TNR i pozicija SSSR v 20-e gody,
UZ TIGI, Vyp. XX. (in Rus) Mart-ool 2002 - Mart-ool, VD 2002, «Urjanhajskij vopros» i protektorat, UZ TIGI, Vyp. XIX. (in Rus) Mollerov 2005 - Mollerov, NM 2005, Istorija sovetsko-tuvinskih otnoshenij (1917-1944 gg.), Moskow. (in Rus)
Prokofeva 2011 - Prokofeva, ED 2011, Process nacional'noj konsolidacii tuvincev, Sanct-Petersburg. (in Rus)
Samdan 2011 - Samdan, AA 2011, Nacional'no-osvoboditel'noe dvizhenie 1911-1912 gg. v Tuve, Vestnik TuvGU, № 1, S. 54-59. (in Rus)
Ресей протектораты шарттары мен тенкерю кезеншдеп Тувадагы этносаяси удерютер (1911-1920 жж.)
Аверченко Ирина Петровна
Ресей ^она^уй ассоциациясы кецесшюк Ресей Федерациясы, 105187, Мэскеу rç., Измайлов шоссесi, 71, «4 Г-Д». E-mail: irina_averchenko@mail.ru.
Туйiн. Ма^алада автор Тувадагы этносаяси Yдерiстердi ХХ гасыр басындагы кецквлемдi ^а^тыгыстар контексiнде ^арастырады. Тува (Урянхай влкесi) сол кездерде оцтайлы жаратылыс-географиялыщ орны мен бай табиги рерустары Yшiн Ресей, Кытай жэне Моцголияныц ^а^тыгыстарын алацына айналды. Бул жагдайлар этно^ауымдасты^тар квшбасшыларына оцтайландыру саясатын этноэлеуметтiк прогресстщ багдарламальщ талаптарын бiршама децгейде са^тай отырып жYзеге асыруга мэжбYP еттi. Этноэлита вкiлдерi ^алыптас^ан жагдайларда тэуелсiз жеке мемлекет жасаудыц мYмкiн емес екендпн жа^сы тYсiндi. Улттыщ демократия ^ол жеткiзiп, соныц айналасында этносаяси консолидация курган негурлым взектi мэселелер ^атарында взiн-взi бас^арудыц улттыщ жYЙесiн ^уру, жер дауын титулдыщ этнос пайдасына шешу, бiлiм беру жYЙесi мен улттыщ мэдениеттi дамыту болды.
Тушн сездер: Тува; Урянхай влкесi; Ресей протектораты; Туваныц этносаяси элитасы; Туваныц взiндiк аны^талуы.
Ethno-political processes in Tuva under the protectorate of Russia and during the revolution (1911-1920)
Averchenko Irina Petrovna
Counsellor of the Russian Hotel Association. Russian Federation, 105187, Moscow, Izmailovskoye shosse, 71, "4 G-D". E-mail: irina_averchenko@mail.ru.
Abstract. The author considers the ethno-political processes in Tuva, which took place in the context of large-scale shocks of the early twentieth century. At that time Tuva (Uryankhai Territory) became the sphere of confrontation between Russia, China and Mongolia in connection with the favorable natural and geographic position and rich natural resources. These circumstances forced ethnic community leaders to pursue a policy of maneuvering, achieving by this keeping and realizing to a greater or lesser degree of ethno-social progress program requirements. The most pressing issues defended by national democracy and which ensured the ethnic and political consolidation of the population around it, was the development of the national governmental system, solving the land question in favor of the titular nation, the development of education and national culture.
Keywords: Tuva; Uryankhai Territory; Russian protectorate; Tuva ethno-political elite; self-determination of Tuva.