Научная статья на тему 'РЕВОЛЮЦИИ И НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ В ОЦЕНКЕ Р. САУТИ'

РЕВОЛЮЦИИ И НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ В ОЦЕНКЕ Р. САУТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Роберт Саути / Озерная школа / Французская революция / Наполеоновские войны / Robert Southey / Lake School / French Revolution / Napoleonic Wars The author declares no conflict of interests

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Языкова Екатерина Андреевна

В центре внимания статьи Роберт Саути (1774-1843) влиятельный поэт, мыслитель и историк представляется доминирующей и противоречивой фигурой в британской культуре. Автор статьи на основании писем Р. Саути анализирует изменение его взглядов на Французскую революцию и Наполеоновские войны. Цель данной статьи показать изменение взглядов Р. Саути на Французскую революцию и Наполеоновские войны. Основным источником для автора статьи является личная переписка Р. Саути. Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Автор статьи исходит из того, что отношение Р. Саути к Французской революции и Наполеоновским войнам стало, как и для многих других британских (и не только) мыслителей, в определенном смысле краеугольным камнем формирования и эволюции его философско-исторических взглядов, основ его мировоззрения. Взгляды Р. Саути менялись таким образом, что по мере того, как реалии Французской революции, которую он восхвалял, становились все более неприятными, он отступал от нее, сожалея о своих «необузданных и сумасбродных представлениях о свободе». В заключении статьи делается вывод о том, что Р. Саути принадлежал к той части английских интеллектуалов, которые восторженно приветствовали начало Французской революции как борьбы за дело Свободы. Р. Саути признавал впоследствии, что, как и многие, он с энтузиазмом воспринял начало Французской революции, но теперь он глубоко благодарен, что она закончилась. По его мнению, ни революция, ни Наполеоновские войны не принесли ничего, кроме массы унижения, нищеты и разорения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVOLUTIONS AND NAPOLEONIC WARS IN THE ASSESSMENT OF R. SOUTHEY

The article focuses on Robert Southey (1774-1843), an influential poet, thinker and historian, who appears to be a dominant and controversial figure in British culture. The author of the article, on the basis of R. Southey’s letters, analyzes the change in his views on the French Revolution and the Napoleonic Wars. The purpose of this article is to show the change in R. Southey’s views on the French Revolution and the Napoleonic Wars. The main source of this article was the personal correspondence of R. Southey. The article is written on the basis of the principles of historicism and objectivity using methods of analysis, comparison, description. The author of the article proceedes from the fact that R. Southey’s attitude to the French Revolution and the Napoleonic Wars became, like for many other British (and not only) thinkers, in a certain sense, the cornerstone of the formation and evolution of his philosophical and historical views, the foundations of his worldview. R. Southey’s views changed in such a way that as the realities of the French Revolution, which he praised, became more and more unpleasant, he retreated from it, regretting his “unbridled and extravagant ideas about freedom”. At the end of the article, it is concluded that R. Southey belonged to that part of English intellectuals who enthusiastically welcomed the beginning of the French Revolution as a struggle for the cause of Freedom. R. Southey later admitted, like many others, he was enthusiastic about the beginning of the French Revolution, but later he was grateful that it was over. In his opinion, neither the Revolution nor the Napoleonic Wars brought anything but a mass of humiliation, poverty and ruin.

Текст научной работы на тему «РЕВОЛЮЦИИ И НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ В ОЦЕНКЕ Р. САУТИ»

УДК 94(410)+94(44)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2021 -7-4-382-391

Революции и Наполеоновские войны в оценке Р. Саути

Е. А. Языкова

Саратовский национальный исследовательский государственный университета им. Н. Г. Чернышевского,

г. Саратов, Российская Федерация

Аннотация. В центре внимания статьи - Роберт Саути (1774-1843) - влиятельный поэт, мыслитель и историк представляется доминирующей и противоречивой фигурой в британской культуре. Автор статьи на основании писем Р. Саути анализирует изменение его взглядов на Французскую революцию и Наполеоновские войны. Цель данной статьи - показать изменение взглядов Р. Саути на Французскую революцию и Наполеоновские войны. Основным источником для автора статьи является личная переписка Р. Саути. Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Автор статьи исходит из того, что отношение Р. Саути к Французской революции и Наполеоновским войнам стало, как и для многих других британских (и не только) мыслителей, в определенном смысле краеугольным камнем формирования и эволюции его философско-исторических взглядов, основ его мировоззрения. Взгляды Р. Саути менялись таким образом, что по мере того, как реалии Французской революции, которую он восхвалял, становились все более неприятными, он отступал от нее, сожалея о своих «необузданных и сумасбродных представлениях о свободе». В заключении статьи делается вывод о том, что Р. Саути принадлежал к той части английских интеллектуалов, которые восторженно приветствовали начало Французской революции как борьбы за дело Свободы. Р. Саути признавал впоследствии, что, как и многие, он с энтузиазмом воспринял начало Французской революции, но теперь он глубоко благодарен, что она закончилась. По его мнению, ни революция, ни Наполеоновские войны не принесли ничего, кроме массы унижения, нищеты и разорения.

Ключевые слова: Роберт Саути, Озерная школа, Французская революция, Наполеоновские войны

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Языкова Е. А. Революции и Наполеоновские войны в оценке Р. Саути // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 4. С. 382-391. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-382-391

Revolutions and Napoleonic Wars in the assessment of R. Southey

E. A. Yazykova

Saratov State University, Saratov, Russian Federation

Abstract. The article focuses on Robert Southey (1774-1843), an influential poet, thinker and historian, who appears to be a dominant and controversial figure in British culture. The author of the article, on the basis of R. Southey's letters, analyzes the change in his views on the French Revolution and the Napoleonic Wars. The purpose of this article is to show the change in R. Southey's views on the French Revolution and the Napoleonic Wars. The main source of this article was the personal correspondence of R. Southey. The article is written on the basis of the principles of histori-cism and objectivity using methods of analysis, comparison, description. The author of the article proceedes from the fact that R. Southey's attitude to the French Revolution and the Napoleonic Wars became, like for many other British (and not only) thinkers, in a certain sense, the cornerstone of the formation and evolution of his philosophical and historical views, the foundations of his worldview. R. Southey's views changed in such a way that as the realities of the French Revolution, which he praised, became more and more unpleasant, he retreated from it, regretting his "unbridled and extravagant ideas about freedom". At the end of the article, it is concluded that R. Southey belonged to that part of English intellectuals who enthusiastically welcomed the beginning of the French Revolution as a struggle for the cause of Freedom. R. Southey later admitted, like many others, he was enthusiastic about the beginning of the French Revolution, but later he was grateful that it was over. In his opinion, neither the Revolution nor the Napoleonic Wars brought anything but a mass of humiliation, poverty and ruin.

Keywords: Robert Southey, Lake School, French Revolution, Napoleonic Wars

The author declares no conflict of interests.

For citation: Yazykova E. A. Revolutions and Napoleonic Wars in the assessment of R. Southey. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 4, pp. 382-391. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-382-391

Политическая жизнь Англии конца XVIII -начала XIX веков неразрывно связана с событиями, происходящими во Франции. У интеллектуальной элиты Англии сформировался круг общезначимых и общеобсуждаемых вопросов, на которые каждый пытался дать свой комментарий. Мыслители верили, что они могут внести позитивный и «профессиональный» вклад в осмысление актуальных политических, экономических, социальных и религиозных вопросов современности [9, p. 229; 17, p. 22-23]. Не стал исключением и Роберт Саути (1774-1843) - английский мыслитель, поэт, публицист, историк.

Изучение интеллектуального наследия Р. Саути давно привлекает внимание исследователей. Но подавляющее число работ принадлежит перу литературоведов, рассматривающих Р Саути, прежде всего, как родоначальника и типичного представителя английского романтизма [2]. Известность к нему пришла в 1802 г., когда сторонник классических традиций в литературе и ожесточенный противник литературного романтизма Фрэнсис Джеффри [1] иронично классифицировал его как главного представителя новой «озерной школы» в поэзии1.

Между тем, отношение Р. Саути к Французской революции и Наполеоновским войнам [14] стало, как и для многих других британских (и не только) мыслителей, в определенном смысле краеугольным камнем формирования и эволюции его философско-исторических взглядов, основ его мировоззрения2.

1 The Edinburgh Review. Edinburgh, 1814. Vol. I. P. 63. URL: https://ir.vanderbilt.edu/handle/1803/2462 (дата обращения: 10.09.2021).

2 Взгляды Р. Саути менялись таким образом, что по мере того, как реалии Французской революции, которую он восхвалял, становились все более неприятными, он отступал от нее, сожалея о своих «необузданных и сумасбродных представлениях о свободе». См. подробнее: Роберт Саути -Уильяму Смиту, 17 марта 1817 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Five/HTML/letterEEd. 26.2943.html#* (дата обращения: 01.10.2021). Общее мнение о Французской революции (которого придерживался и Р. Саути) состояло в том, что она обладала способностью, к счастью или к несчастью, ускорить «конец целой формы цивилизации».

О юношеском мировоззрении Р. Саути говорить что-то определенное весьма сложно. В поисках истоков его бунтарского духа исследователи вынуждены вставать на путь допущений: ему «не могли не понравиться» книги Э. Гиббона, Вольтера и Ж.-Ж. Руссо [17, р. 9], его угнетал авторитет директора Вестминстерской школы, в которую он поступил в 1788 г., и буллинг старшеклассников [8, р. 14]3. Сам Р. Саути позднее утверждал, что он очень рано и «преждевременно» отказался от признания любых авторитетов4. Так сформировался образ юноши, на плечи которого тяжелым бременем ложились ортодоксальные традиции и который бунтовал против всех форм власти в школьной среде. На этом фоне легко предположить, что начавшаяся во Франции революция «мгновенно пробудила у четырнадцатилетнего юноши большие надежды».

Первым публичным выступлением Р. Саути стало создание в 1792 г. совместно с друзьями по школе Ч. Уинном5 и Г. Бедфордом6 нового периодического издания со зловещим названием «Садомазохист».

«Я хорошо помню свои чувства, - вспоминал с долей самоиронии Р. Саути, - когда появился первый номер. <...> Это было сочинение Бедфорда, но это обстоятельство не помешало мне почувствовать, что в тот день я появился на свет как автор; и если, когда-нибудь моя голова касалась звезд, пока я шел по земле, то это было тогда. <...> Во всем Лондоне не было такого тщеславного, такого счастливого, такого восторженного существа, каким я был в тот день» [11, р. 24].

Темой одного из номеров «Садомазохиста» стали практикуемые в школе телесные наказания:

3 The Life and Correspondence of the late Robert Southey: In 6 vols / ed. by C.C. Southey. London, 1849. Vol. I. P. 150.

4 Там же. P. 26-27.

5 Чарльз Уоткин Уилльямс Уинн (1775-1850) - аристократ по рождению, британский политик. В Вестминстерской школе Ч. Уинн познакомился с Р. Саути, которого позже поддерживал финансово.

6 Гросвенф Чарльз Бедфорд (1773-1839) - государственный служащий, писатель. Г. Ч. Бедфорд и Р. Саути познакомились в Вестминстерской школе, и их дружба длилась до конца жизни.

Р. Саути писал, что порка - изобретение дьявола. Директор школы доктор Винсент поспешил привлечь автора к ответственности за клевету. Р. Саути пришлось принести извинения, но школу эту он вынужден был все-таки оставить [15, р. 28].

В январе 1793 года Р. Саути поступил в Оксфордский колледж Баллиол1. 21 января 1793 года был казнен король Франции Людовик XVI. Реакция Англии на это событие не заставила себя ждать - вскоре Англия объявила войну Франции. Р. Саути немедленно встал на сторону молодой Республики. В письме от 15 марта 1793 г. Р. Саути иронично пишет: «Мой брат2 находится на борту фрегата «Венера» <...> Он собирается сражаться за Англию. Я хотел бы пожелать ему успеха»3.

Осенью 1793 года Р. Саути испытывал тяжелый душевный кризис, связанный отчасти с тем, что его дядя, преподобный Герберт Хилл, хотел, чтобы он в будущем продолжил его дело - перспектива, от которой молодой Р. Саути не мог не содрогнуться. Студент-радикал испытывал отвращение к догматам Церкви, которая, по его словам, определенно предала дух Нового Завета4. С другой стороны, волнения Р. Саути были вызваны происходящими событиями во Фран-ции5. О том, что Р. Саути был тогда в состоянии полного замешательства, свидетельствует его письмо к Г.Ч. Бедфорду 11 ноября 1793 г.: «Мой дорогой Бедфорд, я устал от этого мира и недо-

1 Во время учебы в Оксфорде Р. Саути написал огромное количество стихов. В письме к Г. У. Бедфорду от 22 декабря 1793 г. он подсчитал, что «в среднем 10.000 стихов сожжены и потеряны - столько же сохранено - и 15.000 бесполезны». См. подробнее: Роберт Саути - Горацию Уол-полу Бедфорду, 22-24 декабря 1793 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_One/HTML/letterEEd.2 6.76.html (дата обращения: 10.09.2021).

2 Генри Герберт Саути (1784-1865) - младший брат Р. Саути.

3 Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, 15 марта 1793 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_ letters/Part_One/HTML/letterEEd.26.43.h1ml (дата обращения: 10.09.2021).

4 Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, 29-30 октября 1793 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_One/HTML/letterEEd.26.63. html (дата обращения: 10.09.2021). Более подробно о своих взглядах на религию Р. Саути пишет в следующем письме: Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, 31 июля - 6 августа 1793 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_ letters/Part_One/HTML/letterEEd.26.55.html (дата обращения: 10.09.2021).

5 16 октября 1793 года обезглавили королеву Франции

Марию-Антуанетту, 31 октября 1793 года был гильотини-

рован Жак-Пьер Бриссо, французский политик, жирондист.

волен каждым в нем. Убийство Бриссо полностью истощило мои способности, и я начинаю верить, что добродетель может стремиться только к удовлетворению в безвестности, ибо о счастье не может быть и речи. Я смотрю на мир и везде нахожу одно и то же заунывное зрелище. Сильные тиранят слабых - как люди, так и звери. Та же порочность пронизывает все творения. Угнетение торжествует повсюду.. .»6.

В январе 1793 года свет увидел труд У. Годвина «Исследование о политической справедливости». Работа английского философа вышла, казалось бы, не в самое лучшее для демократических идей время, тем не менее она быстро нашла своего читателя. Р. Саути с октября 1793 г. начинает знакомство с этим энциклопедическим сочинением7. Идеи У. Годвина о возможности полного торжества разума не могли не привлечь молодых людей: «Так, начинающие поэты Кольридж и Саути собирались организовать в Америке коммуну, где весь уклад жизни должен был бы строиться в соответствии с предложенными Годвином принципами» [6, с. 8-9]8. Этот идеальный строй они планировали назвать Пантисократия [9, р. 234; 17, р. 42-83; 18, р. 116-146; 13, р. 1]. Однако

6 Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, 12-15 ноября 1793 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_One/HTML/letterEEd.26.68.html (дата обращения: 12.09.2021).

7 Р. Саути был одним из первых читателей «Исследования политической справедливости» (1793). Р. Саути встретил У. Годвина в Лондоне в 1797 году. Отношения между мыслителями носили напряженный характер, однако сохраняли относительную нейтральность до 1797 года. После смерти М. Уолстонкрафт (жены У. Годвина), с которой у Р. Саути были очень теплые отношения и чьим талантом он восхищался, отношения мужчин испортились окончательно. Тем не менее в ряде писем Р. Саути признает, что на становление его философских взглядов повлияли именно «Исследования политической справедливости». См. подробнее: Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, ок. 27 сентября 1794 г. URL: https: //romantic-circles.org/editions/southey_letters/ Part_One/HTML/letterEEd.26.105.html (дата обращения: 20.11.2021). Роберт Саути - Джону Рикману, июль-август 1805 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/ Part_Three/HTML/letterEEd.26.1090 .html (дата обращения: 10.09.2021).

8 В июне 1794 года, молодой Сэмюэл Тейлор Кольридж, студент Кембриджского университета, встретился с Р. Са-ути, студентом Оксфордского университета, оба были полны поэтических устремлений, радикальных, религиозных и политических концепций, что с легкостью привело их к дружбе и желанию осуществить эксперимент с организацией колонии.

затея скоро провалилась1. Тем не менее философия У. Годвина, «пропитанная триумфом разума» [5, с. 263-264], не помогла Р. Саути справиться с нарастающим разочарованием во Французской революции. Р. Саути был в растерянности - по его мнению, время и молодость были потрачены впустую2.

Два дня спустя, 13 ноября 1793 г., он объяснил в письме Г.Ч. Бедфорду, что «...был бы рад жить в стране, где простые способности обеспечат уважение. Где общество имело бы правильное основание и где человек считался бы более ценным, чем деньги...»3.

В 1793 году Р. Саути работал над поэмой «Жанна д'Арк»4, в июле и августе 1794 г. над

1 Первоначально они намеревались создать такое сообщество в Соединенных Штатах, выбрав место на берегу реки Саскуэханны после рассмотрения других мест, таких как Кентукки. К 1795 году Р. Саути усомнился в жизнеспособности этого проекта и предложил перенести проект в Уэльс. В итоге друзья не смогли договориться даже о месте своего эвентуального эксперимента.

2 Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, 12-15 ноября 1793 г URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_One/HTML/letterEEd.26.68.html (дата обращения: 12.09.2021).

3 Роберт Саути - Горацию Уолполу Бедфорду, 13-16 ноября 1793 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_One/HTML/letterEEd.26. 6 9.html (дата обращения: 12.09.2021).

4 «Жанна д'Арк», впервые опубликованная в 1796 г., произвела сенсацию не только в Бристоле, где ранние поэтические произведения Р. Саути были благосклонно восприняты, но и в Лондоне. Как позже объяснил сам Р. Саути в предисловии к изданию «Жанны д'Арк» 1837 г.: «Поэма, столь необдуманно написанная, поспешно начатая и преждевременно появившаяся на свет, тем не менее была принята благосклонно, главным образом благодаря случайным обстоятельствам». См. подробнее: The Poetical Works of Robert Southey: Collected by Himself. London, 1838. Vol. I. P. xxix. URL: https://archive.org/details/ poeticalworksofr01soutuoft (дата обращения: 12.09.2021). Однако не все высказывались в адрес поэмы благожелательно. Так, Анна Сьюард (английская поэтесса-романтик) пишет следующее: «Это век чудес. Недавно в поэтическом мире появилась великая поэма - самая необычная из всех, когда-либо появлявшихся. <...> Eе замысел должен вызвать у меня отвращение <...> Работа направлена на то, чтобы запятнать несправедливостью и жестокостью память о нашем доблестном Генрихе V и превратить в смертоносный аконит лавры Азенкура! Это порочит английский характер в целом, клеймит нашу конституцию и обожествляет молоховский дух Франции». См. подробнее: Anna Seward to Miss Arden, 17 December, 1706. P. 290. URL: https://ia802607.us.archive.org/18/items/ lettersannasewa05consgoog/lettersannasewa05consgoog.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

поэмой «Уот Тайлер» [10, р. 162-163]5, а также над 2-м и 3-м актами пьесы «Падение Робеспьера» (первый акт был написан С. Кольриджем). Эта пьеса была вдохновлена известием о казни «Неподкупного», который был гильотинирован 28 июля 1794 года [3, с. 160-163]6.

В 1795 году Р. Саути отправляется на полгода в Португалию7. Здесь он начинает интересоваться португальской и испанской историей и литературой, что позже сильно повлияет на его творчество. За Португалией последовали Бристоль и Лондон.

Не успел Р. Саути вернуться из Лиссабона в Бристоль, как он спешит признаться в письме к Г. Ч. Бедфорду, что время смягчает мнения и что мало осталось от того пылкого энтузиазма, который так недавно лихорадил весь его характер8. После нескольких месяцев, проведенных за границей, Р. Саути хотел домашнего покоя, а революция во Франции не вызывала в нем

5 Поэма посвящена крестьянскому восстанию 1381 г. в Англии. Поэма получила неоднозначную оценку. Так, например, Эдуард Доуден (английский и ирландский поэт, историк литературы, критик, литературовед, профессор английской литературы Тринити-колледжа в Дублине, ученый-шекспировед) пишет следующее: «Уот Тайлер» может послужить предостережением любому молодому поэту об опасности превращения своего искусства в прямое средство распространения политической доктрины». Интересно, что поэма оставалась в рукописи до 1817 г., когда она была обнаружена и тайно опубликована политическими врагами Р. Саути, чтобы скомпрометировать «ренегата», поэта-лауреата с якобинским скелетом в шкафу.

6 Про смерть Робеспьера Р. Саути пишет следующее: «- бедный Робеспьер! Кольридж и я написали трагедию после его смерти в течение двух дней! <...> Если вы спросите мое мнение об этом великом человеке, я скажу вам - я верю, что он был принесен в жертву отчаянию дураков <...> Человека, находящегося в таком положении, нельзя судить по общим законам - Робеспьер был благодетелем человечества, и мы должны оплакивать его смерть как величайшее несчастье, которое могла пережить Европа». См. подробнее: Роберт Саути - Горацию Уолполу Бедфорду, 22 августа -3 сентября 1794 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southeyJetters/Part_One/HTML/letterEEd.26.99.html (дата обращения: 20.09.2021). «Смерть Робеспьера - одно из тех событий, о которых вряд ли можно говорить с уверенностью. Обвинения, выдвинутые против него после его казни, являются самыми тщетными и презренными...». См. подробнее: Роберт Саути - Томасу Саути [брату], 7 сентября 1794 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_One/ HTML/letterEEd.26.103 .html (дата обращения: 20.09.2021).

7 На Пиренейском полуострове Р. Саути побывает два раза: в 1795-1796 гг. и в 1800-1801 гг.

8 Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, 27 мая 1796 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/ Part_One/HTML/letterEEd.26.157.html (дата обращения: 16.09.2021).

прежнего интереса: «.Франция разочаровала меня своими внутренними делами, и, если это правда, что Бабёф был казнен - у нее теперь не осталось человека, которого мы могли бы сравнить с греками»1.

В вопросах внешней политики, однако, симпатии Р. Саути оставались скорее на стороне французов, чем на стороне его собственного правительства вплоть до конца 1799 года [8, р. 47].

После возвращения с Пиренейского полуострова работы Р. Саути довольно хорошо иллюстрируют переход мыслителя от революционного экстремизма к умеренным политическим взглядам: двадцатичетырехлетний поэт не отказался от своего идеала справедливости и свободы, но постепенно начал превращаться в английского патриота2. От прежнего революционного пыла в нем осталась только неистребимая любовь к свободе, которая теперь была направлена на страны Пиренейского полуострова3 [7, с. 49-58].

Визиты Р. Саути в Португалию и Испанию сыграли решающую роль в формировании его научных интересов4 [16]. Возможно, решение

1 Роберт Саути - Горацию Уолполу Бедфорду, 11 июня 1797 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/ Part_One/HTML/letterEEd.26.222.html (дата обращения: 1б.09.2021). Еще в 1793 году Р. Саути в письме к Г. У Бедфорду признается, что разделяет взгляды Чезаре Беккарии (17381794) - итальянского мыслителя, считающегося одним из самых ярких представителей итальянского Просвещения. Чезаре Беккариа опубликовал свой трактат «Dei Delitti e Delle Pene» («О преступлениях и наказаниях») в 17б4 году. Одним из нер-вых в Европе выступил за отмену смертной казни. Р. Саути так же высказывает свое убеждение касательно того, что смертная казнь столь же неуместна, сколь и бесчеловечна. См. подробнее: Роберт Саути - Горацию Уолполу Бедфорду, 12 [-15] декабря 1793 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_One/HTML/letteгEEd.26.72.html (дата обращения: 10.09.2021).

2 В «Эпитафии королю Иоанну» Р. Саути призывает своих соотечественников не быть слишком суровыми к «отцу» Великой Хартии вольностей. См. подробнее: The Poetical Works of Robert Southey. L., 1845. P. 171. URL: https://archive.org/details/poeticalworksro18soutgoog/page/n 12/mode/2up (дата обращения: 1б.09.2021).

3 Португалия, в частности, была одним из интересов Р. Саути на протяжении всей его жизни. Его новаторские усилия по ознакомлению британской читающей публики с историей и литературой Португалии, а также по созданию положительного имиджа этой страны, давнего союзника Англии, обеспечивают ему видное положение в истории англо-португальских отношений.

4 См. подробнее: Southey R. «Extractos em Portuguez e em Inglez; com as palavras Portuguezas propriamente accentuadas, para facilitar o Estudo d'aquella Lingoa» in The Quarterly Review 1809: Vol. 1 Iss. 2. URL: https://archive. org/details/sim_quarterly-

Р. Саути сделать Пиренейский полуостров одним из главных предметов своих исследований было неправильным выбором, поскольку его труды по данной тематике были не столь популярны среди соотечественников. Однако события на Пиренейском полуострове начала XIX в. коренным образом поменяли ситуацию.

Англия с интересом наблюдала за происходящими событиями во Франции. В результате государственного переворота 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. во Франции было установлено Консульство. В центре внимания - фигура Наполеона Бонапарта, приковывающая к себе взгляды всей политически активной части английского общества того времени. Р. Саути, как и каждый из его соотечественников, в этот период ощущал свою вовлеченность в происходящее5. Он обменивался новостями с друзьями, следил за ходом событий, строил прогнозы: относительно военных действий, перспектив заключения мира, положения в Испании и Португалии в связи с действиями Наполеона и возможности его вторжения в Англию6.

В письме к С. Кольриджу от 23 декабря 1799 г. Р. Саути высказывает свое недовольство происходящими событиями во Франции: «...дело республиканства закончилось, и теперь это всего лишь борьба за господство»7. О Наполеоне, который стал первым консулом, Р. Саути писал Дж. Рикману8

review-1809_1809-05_1_2/page/268/mode/2up (дата обращения:

12.09.2021). О значимости работы Р. Саути свидетельствует то,

что вскоре после публикации журнала работа была переведена

в Португалии Жуаном Гильерме Кристиано Мюллером. Статья получила название: «Память о португальской литературе».

5 В письме к С. Кольриджу от 3 октября 1799 г Р. Саути восхищается талантами Наполеона. Роберт Саути - Сэмюэлю Тейлору Кольриджу, 3 октября 1799 г URL: https://romantic-cirdes.orgeditions/souftey_letters/Part_Two/HTML/letterEEd.26.4 40.html (дата обращения: 18.09.2021).

6 The Life and Correspondence of the late Robert Southey: In 6 vols / ed. by C.C. Southey. London, 1849-1850. Vol. II. 110,131,230,310,358-359.

7 Роберт Саути - Сэмюэлю Тейлору Кольриджу, [ок. 23 декабря 1799 г.] URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_Two/HTML/letterEEd.26.466.html (дата обращения: 18.09.2021).

8 Джон Рикман (1771-1840) - секретарь Чарльза Эббота, лорда Колчестерского, отвечал за перепись населения и законы о бедных. С 1814 года был вторым, а затем и первым секретарем в палате общин. Р. Саути познакомился с ним летом 1797 г. в Бертоне. Вскоре после их первой встречи Р. Саути описал его как грубого, вульгарного, хорошо осведомленного по всем вопросам, ни во что не верящего якобинца. Позже Дж. Рикман стал тори, антимальтузианцем и антисемитом. Он регулярно предоставлял идеи и информацию (особенно статистику) для статей Р. Саути в «Quarterly Review».

9 января 1800 г.: «Корсиканец оскорбил меня, и даже то, что он покончил с мамлюками, не искупит его подлой конституции. Французы - это дети с физической силой мужчин. Недостойные и, следовательно, неспособные к свободе. Когда-то у меня были относительно них надежды - якобинцы могли бы многое сделать.. ,»1.

Менялась ситуация - менялись и воззрения Р. Саути. Так, когда в феврале 1801 г. У. Питт ушел в отставку, у Р. Саути и его единомышленников появилась надежда на принятие курса либеральных реформ, сохранение плодов Французской революции и восстановление мира. Надежда усилилась, когда 27 марта 1802 г. был заключен Амьенский мирный договор. В связи с этим Р. Саути вначале благожелательно отнесся к сменившему У. Питта правительству Г. Эддингтона: «Эддингтон, я уверен, честный и благонамеренный человек. Его замечание о свободе прессы очень расположило его ко мне»2.

Дальнейшие действия Бонапарта - попытка возобновить колониальную экспансию Франции, пленение и смерть Туссен-Лувертюра3, восстановление декретом 1802 г. рабовладения в большинстве французских колоний и развязывание войны против Англии в 1803 г. - разрешили сомнения Р. Саути: фигура Наполеона приобретает черты злодея.

С постепенной утратой утопических идей к английскому мыслителю приходит осознание того, что республиканизм под влиянием Наполеона, в той форме, в которой он существовал во Франции, был потерян безвозвратно. Р. Саути утверждал, что Французская революция была необходимым и неизбежным ответом на коррупцию Старого режима. Но при этом Р. Саути не оправдывал крайности террора4 [12, р. 315]. По мнению Р. Саути, в нескончаемых войнах на Европейском континенте

1 Роберт Саути - Джону Рикману, 9 января 1800 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Two/ HTML/letterEEd.26.476.html (дата обращения: 18.09.2021).

2 Роберт Саути - Чарльзу Биддлкомбу, 11 декабря 1802 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_ letters/Part_Two/HTML/letterEEd.26.742.html (дата обращения: 18.09.2021). Интересно, что в этом же письме Р. Саути крайне нелестно отзывается о Наполеоне, называя его «великим негодяем», «дураком» и «авантюристом».

3 Франсуа Доменик Туссен-Лувертюр (1743-1803) -один из руководителей освободительной борьбы гаитянского народа против английских интервентов и французских колонизаторов (1802-1803).

4 Роберт Саути - Томасу Саути, 26 декабря 1804 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Three/ HTML/letterEEd.26.1008.html (дата обращения: 22.09.2021).

и трагедиях с этим связанных виновен только один человек - Наполеон. Побороть Наполеона и указать ему «свое место» было возможно только при помощи оружия5.

В моменты сильных переживаний за судьбу Англии и стран Пиренейского полуострова, ставших для него почти второй родиной, Р. Са-ути писал, не менее эмоционально, чем в юности. В начале лета 1808 г. Р. Саути в письме к С. Кольриджу дает подробный отчет о событиях на Пиренейском полуострове, экспрессивно комментируя «дерзость и жестокость французов» по отношению к мирному населению6.

С весны 1814 года в переписке с друзьями Р. Саути достаточно часто обсуждает войну с Францией, расстановку сил в Европе и внутренние дела Англии. Так, 2 марта 1814 г. в письме к брату он пишет следующее: «Я очень недоволен аспектом общественных дел. Подвижный ум одинаково нужен как дома, так и за рубежом. Печально видеть, что опыт не только прежних времен, но и <даже> их собственный потерян для наших государственных деятелей. Они сами заключили Амь-енский мир, и перед ними отвратительный пример Утрехтского мира, и все же мы, вероятно, будем иметь глупость одного и грех другого, объединенных в третьем мире, который будет более вредным для Европы, чем любой из предыдущих.»7.

В начале марта 1814 года Р. Саути не уверен, что революция будет окончена в скором времени (только если Наполеон умрет). Р. Саути также клеймит позором австрийских Габсбургов, в частности, Франца II, а также его министров: «Я не скажу, чего Император и его министры заслуживают за это в следующем мире, - но я уверен, что они заслуживают виселицы и вечного позора в этом»8.

5 Роберт Саути - Уильяму Тейлору, 13 июля 1803 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/ Part_Two/HTML/letterEEd.26.806.html (дата обращения: 25.09.2021).

6 Роберт Саути - Сэмюэлю Тейлору Кольриджу, 13 июня 1808 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_Three/HTML/letterEEd.26.1466.html (дата обращения: 25.09.2021).

7 Роберт Саути - Генри Герберту Саути, 2 марта 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/ Part_Four/HTML/letterEEd.26.2384.html (дата обращения: 29.09.2021).

8 Роберт Саути - Чарльзу Уоткину Уильямсу Винну, 7 марта 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_Four/HTML/letterEEd.26.2385.html (дата обращения: 29.09.2021).

Р. Саути не забывает и о Бурбонах, так 9 марта 1814 г. он пишет следующее: «Что касается Бурбонов, я не хочу, чтобы они были восстановлены -если только не будет других средств для его (Наполеона) свержения. Реставрация - это плохо, если изгнание произошло по внутренним причинам, а не с помощью внешней силы. Они (Бурбоны) представляли собой отвратительный род, и невзгоды, которым они подверглись, не из тех, которые обновляют интеллект или вызывают к жизни добродетели, укрепленные королевской властью»1.

Отношение Р. Саути ко Франции в целом и к Наполеону в частности как нельзя лучше иллюстрируют следующие слова мыслителя: «Одно время я питал добрые надежды на то, что мы с вами могли бы поздравить друг друга с сожжением Парижа русскими, аутодафе, которое с большой пристойностью было бы совершено их руками»2.

К середине марта мнение Р. Саути о восстановлении Бурбонов3 во Франции меняется, он признает, что Бурбоны всегда были «заклятыми и вероломными врагами Англии», но если и выбирать из двух зол (Бонапарт или Бурбоны), то уж, конечно, меньшее. Также Р. Саути активно рассуждает о расстановке сил в Европе, снова укоряет Австрию в подлости и высказывается о событиях в Испании4.

Р. Саути не оставляет надежд о заключении мира, о чем он с радостью пишет Невиллу Уай-ту5, узнав из вечерней газеты о поражении фран-

1 Роберт Саути - Уолтеру Сэвиджу Лэндору, 9 марта 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_ letters/Part_Four/HTML/letterEEd.26.2388.html (дата обращения: 29.09.2021).

2 Роберт Саути - Джону Рикману, 9 марта 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Four/ HTML/letterEEd.26.2389.html (дата обращения: 30.09.2021). Союзные войска вторглись во Францию, но Наполеон смог нанести им ряд поражений, используя значительно меньшие силы. Париж не был захвачен до 30 марта 1814 года.

3 Становится все более вероятным, что династия Бурбонов будет восстановлена у власти во Франции, особенно когда Наполеон отверг условия Шомонского договора от 1 марта 1814 года. Договор призывал Наполеона отказаться от всех завоеваний и вернуть Францию к своим дореволюционным границам в обмен на прекращение огня. Если Наполеон откажется от договора, союзники обязуются продолжить войну. На следующий день Наполеон отверг условия мирного договора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Роберт Саути - Дэниелу Стюарту, 14 марта 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Four/ HTML/letterEEd.26.2391 .html (дата обращения: 30.09.2021).

5 Уайт Джон Невилл (1782-1845) - старший брат Ген-

ри Кирка Уайта, английского поэта, представителя так

называемой «кладбищенской поэзии». Р. Саути очень

цузов при Лаоне6. По мнению Р. Саути, заключить мир с тираном союзников подговаривает Австрия, которую он снова уличает в низости замыслов и действий7.

30 марта 1814 года союзниками был взят Париж, а в апреле Наполеон отрекся от престола8. В течение всего апреля Р. Саути пишет об этих событиях с невероятным воодушевлением: «Итак, все кончено, - начиная с разрушения Бастилии, трагедия двадцати пяти лет! В течение двадцати двух из которых я проявлял интерес ко всем событиям. Я рад, что французы доказали свою низость, - это удовлетворяет мое английское чувство. И я доволен судьбой Бонапарта9, ибо она, если подумать, утоляет мою мстительность»10.

«Я представлял себе три вероятные катастрофы для Бонапарта; что он будет сражаться до последнего и умрет, будучи еще в игре, - что он (как Лопе де Агирре11) будет оставлен всеми и покончит с собой; или что он скроется и будет навсегда потерян. Можно было бы добавить еще

восхищался Уайтом Джоном Невиллом, двое мужчин вели постоянную переписку.

6 Поражение французов при Лаоне 9-10 марта 1814 г. открыло путь силам Шестой коалиции для занятия Парижа, хотя этого не произошло до 30 марта 1814 года. Роберт Саути - Невиллу Уайту, 18 марта 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Four/ HTML/letterEEd.26.2392.html (дата обращения: 30.09.2021).

7 Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, 22 марта 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_ letters/Part_Four/HTML/letterEEd.26.23 94 .html (дата обращения: 30.09.2021).

8 Изучая переписку Р. Саути, можно предположить, что, по его мнению, революция во Франции закончилась 6 апреля 1814 г., когда Наполеон Бонапарт отрекся от престола. В одном из писем Р. Саути признает, что, как и многие, он с энтузиазмом воспринял начало Французской революции, но теперь он глубоко благодарен, что она закончилась. По его мнению, революция не принесла ничего, кроме массы унижения, нищеты и разорения. См. подробнее: Роберт Саути - Джону Мэйю, 25 апреля 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Four/ HTML/letterEEd.26.2407.html (дата обращения: 01.10.2021).

9 Наполеон был сослан на Эльбу в соответствии с условиями Фонтенблоского договора, подписанного 11 апреля 1814 года.

10 Роберт Саути - Джону Рикману, 11 апреля 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/ Part_Four/HTML/letterEEd.26.2400.html (дата обращения: 30.09.2021).

11 Конкистадор Лопе де Агирре (ок. 1518-1561), прославившийся своей последней экспедицией по Амазонке в поисках Эльдорадо. Р. Саути опубликовал «Жизнь» Агирре в «Edinburgh Annual Register» за 1810 г.; переиздан как «Экспедиция Орсуа» и «Преступления Агирре».

одно, что все еще достаточно вероятно, - что его собственные солдаты отомстят ему. Ни то, ни другое не было бы для него таким унизительным, как то, что его отправили на пен-сию!»1. «Итак, занавес опустился после трагедии, длившейся двадцать пять лет! Унижение Бонапарта является полным, даже его военная репутация потеряна. »2.

Р. Саути продолжает рассуждать о судьбе Франции и Наполеона, критиковать встречу Александра I с маршалом М. Неем, сокрушаться о бесчинствах французов в Испании и России3. Р. Саути считал, что все произошедшее во Франции стало бедствием не только для одной Франции.

1 Роберт Саути - Гросвенфу Чарльзу Бедфорду, 13 апреля 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_Four/HTML/letterEEd.26.2401 .html (дата обращения: 30.09.2021).

2 Роберт Саути - Уолтеру Сэвиджу Лэндору, середина апреля 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters/Part_Four/HTML/letterEEd.26.2402.html (дата обращения: 30.09.2021).

3 Роберт Саути - Томасу Саути, 26 апреля 1814 г. URL:

https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Four/ HTML/letterEEd.26.2408.html (дата обращения: 01.10.2021). Роберт Саути - Вальтеру Скотту, 27 апреля 1814 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters/Part_Four/ HTML/letterEEd.26.2409.html (дата обращения: 01.10.2021).

В дальнейшем позиции Р. Саути по отношению к военной политике и лично Наполеону не менялись. Он все так же считал, что мир будет более прочным и долговечным, если Наполеон будет уничтожен4.

Р. Саути продолжал следить за событиями вне Англии, обсуждать различные новости и перспективы на будущее. Однако его стала больше интересовать внутренняя политика Англии.

Таким образом, изучив переписку Р. Саути, а также условия, в которых происходило формирование и становление личности английского мыслителя, можно отметить богатство внешних и внутренних компонентов, оказавших влияние на эволюцию мировоззрения английского интеллектуала. Р. Саути с энтузиазмом воспринял начало Французской революции, но спустя четверть века признавал, что чрезвычайно благодарен, что она закончилась. Р. Саути постепенно превращается в консерватора, уверенного, что революции и войны приносят только всеобщее разрушение и деградацию.

4 Роберт Саути - Уолтеру Сэвиджу Лэндору, 30 июня 1813 г. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_ letters/Part_Four/HTML/letterEEd.26.2277.html (дата обращения: 01.10.2021).

1. Еремин В. С. Шотландский литературно-критический журнал «The Edinburgh Review»: взгляд из XXI века // История и историческая память. 2018. № 16. С. 188-193. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shotlandskiy-literaturno-kriticheskiy-zhurnal-the-edinburgh-review-vzglyad-iz-xxi-veka (дата обращения: 30.09.2021).

2. Мишин И. В. Роберт Саути и наполеоновская Франция // Новая и новейшая история: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. С. Мирзеханова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2008. Вып. 23. С. 62-70. URL: https://www.sgu.ru/archive/ old.sgu.ru/files/nodes/42142/04.pdf (дата обращения: 01. 10.2021).

3. Мишин И. В. Революция глазами поэта: Роберт Саути и Французская революция конца XVIII века // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 5 (24). С. 160-163. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/revolyutsiya-glazami-poeta-robert-sauti-i-frantsuzskaya-revolyutsiya-kontsa-hviii-veka (дата обращения: 01.10.2021).

4. Чепурина М. Ю. Гракх Бабёф и заговор «равных». М.: РОССПЭН, 2017. 222 с.

5. Чудинов А. В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Бёрк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М.: Памятники исторической мысли, 1996. 304 с.

6. Чудинов А. В. Политическая справедливость Уильяма Годвина: (Из цикла «История соц. Учений»). М.: Знание, 1990. 64 c. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Теория и практика социализма»; № 1).

7. Языкова Е. А. Наполеоновские войны на Пиренейском полуострове в представлении Р. Саути // Феномен границ в истории и исторической памяти. Ставрополь, 2021. С. 49-58.

8. Carnall G. Robert Southey and His Age: The Development of a Conservative Mind. Oxford, 1960. 233 p.

9. Dickinson H. T. Britain and the French Revolution, 1789-1815. New York: St. Martin's Press, 1989. 291 p.

10. Dowden E. The French Revolution and English Literature. London, 1914. p. 285.

11. Dowden E. Southey. N. Y., 1887. 197 p.

12. Eastwood D. Robert Southey and the Intellectual Origins of Romantic Conservatism // The English Historical Review. Oxford, 1989. Vol. 104. No. 411. Pp. 308-331.

13. Mahoney Ch. Romantics and Renegades: The Poetics of Political Reaction. Palgrave, 2005. 266 p.

14. Piccitto D. On 1793 and the Aftermath of the French Revolution // BRANCH: Britain, Representation and Nineteenth-Century History / Ed. Dino Franco Felluga, 2012. URL: https://branchcollective.org/?ps_articles=diane-piccitto-on-1793-and-the-aftermath-of-the-french-revolution (дата обращения: 01.10.2021).

15. Raimond J. Robert Southey. L'homme et son temps. L'œuvre. Le rôle. Paris: Didier, 1968. 677 p.

16. Ramos A. S. Traduçao em debate: disputas pela histôria literaria de Portugal entre Robert Southey e Joäo Guilherme Cristiano Müller // ArtCultura. Uberlândia, 2017. Vol. 19. No. 35. Pp. 141-155. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 323350200_Traducao_em_debate_disputas_pela_historia_literaria_de_Portugal_entre_Robert_Southey_e_Joao_Guilherme_Cristian o_MA14ller/fulltext/5a8f6e8045851535bcd386b9/Traducao-em-debate-disputas-pela-historia-literaria-de-Portugal-entre-Robert-Southey-e-Joao-Guilherme-Cristiano-MA14ller.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

17. Storey M. Robert Southey: A Life. Oxford and New York: Oxford University Press, 1997. 405 p.

18. Taussig G. Coleridge and the Idea of Friendship, 1789-1804. Newark: Univ. Of Delaware Press, 2002. 376 p.

Статья поступила в редакцию 20.10.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 07.12.2021.

Об авторе

Языкова Екатерина Андреевна

аспирантка, Институт истории и международных отношений, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, 83), yazykova64@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Eremin V. S. Shotlandskii literaturno-kriticheskii zhurnal "The Edinburgh Review": vzglyad iz XXI veka [Scottish literary critical magazine "The Edinburgh Review": view from the XXI century]. Istoriya i istoricheskayapamyat' = History and Historical Memory, 2018, no. 16, pp. 188-193. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/shotlandskiy-literaturno-kriticheskiy-zhurnal-the-edinburgh-review-vzglyad-iz-xxi-veka (accessed 30.09.2021). (In Russ.).

2. Mishin I. V. Robert Sauti i napoleonovskaya Frantsiya [Robert Southey and Napoleonic France]. Novaya i noveishaya istoriya: mezhvuz. sb. nauch. tr. /pod red. V. S. Mirzekhanova. = New and Recent History: interuniversity collection of scientific papers, edited by V. S. Mirzekhanova., Saratov, Saratov University Publ., 2008, pp. 62-64. Available at: https://www.sgu.ru/archive/ old. sgu.ru/files/nodes/42142/04.pdf (accessed 01.10.2021). (In Russ.).

3. Mishin I. V. Revolyutsiya glazami poeta: Robert Sauti i Frantsuzskaya revolyutsiya kontsa XVIII veka [Revolution from a point of view of a poet: Robert Southey and the French Revolution of the XVIII century]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Saratov State Socio-Economic Institute, 2008, no. 5 (24), pp. 160-163. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/revolyutsiya-glazami-poeta-robert-sauti-i-frantsuzskaya-revolyutsiya-kontsa-hviii-veka (accessed 01.10.2021). (In Russ.).

4. Chepurina M. Yu. Grakkh Babyof i zagovor "ravnykh" [Gracchus Babeuf and the conspiracy of "equals"]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2017, 222 p. (In Russ.).

5. Chudinov A. V. Razmyshleniya anglichan o Frantsuzskoi revolyutsii: E. Byork, Dzh. Makintosh, W. Godvin [Reflections of the British on the French Revolution: E. Burke, G. McIntosh, W. Goodwin]. Moscow, Monuments of historical thought Publ., 1996, 304 p. (In Russ.).

6. Chudinov A. V. Politicheskaya spravedlivost' Uil'yama Godvina [Political justice of William Goodwin]. Moscow, Knowledge, Publ., 1990, 64 p. (In Russ.).

7. Yazykova E. A. Napoleonovskie voiny na Pireneiskom poluostrove v predstavlenii R. Sauti [The Napoleonic Wars in the Iberian Peninsula as presented by R. Southey]. Fenomen granits v istorii i istoricheskoi pamyati = The phenomenon of boundaries in history and historical memory, Stavropol, 2021, pp. 49-58. (In Russ.).

8. Carnall G. Robert Southey and his age: The development of a conservative mind. Oxford, 1960, 233 p. (In Eng.).

9. Dickinson H. T. Britain and the French Revolution, 1789-1815. New York, St. Martin's Press, 1989, 291 p. (In Eng.).

10. Dowden E. The French Revolution and English literature. London, 1914, p. 285. (In Eng.).

11. Dowden E. Southey. N. Y., 1887, 197 p. (In Eng.).

12. Eastwood D. Robert Southey and the intellectual origins of Romantic conservatism. The English Historical Review. Oxford, 1989, vol. 104, no. 411, pp. 308-331. (In Eng.).

13. Mahoney Ch. Romantics and renegades: the poetics of political reaction. Palgrave, 2005. 266 p. (In Eng.).

14. Piccitto D. On 1793 and the aftermath of the French Revolution. BRANCH: Britain, representation and nineteenth-century history, ed. Dino Franco Felluga, 2012. Available at: https://branchcollective.org/?ps_articles=diane-piccitto-on-1793-and-the-aftermath-of-the-french-revolution (accessed 01.10.2021). (In Eng.).

15. Raimond J. Robert Southey. Man and his time. The work. The role. Paris, Didier, 1968, 677 p. (In Fr.).

16. Ramos A. S. Tradujao em debate: disputas pela histöria literäria de Portugal entre Robert Southey e Joao Guilherme Cristiano Müller. ArtCultura, Uberlandia, 2017, vol. 19, no. 35, pp. 141-155. Available at: https://www.researchgate.net/publication/ 323350200_Traducao_em_debate_disputas_pela_historia_literaria_de_Portugal_entre_Robert_Southey_e_Joao_Guilherme_Cristi ano_MA14ller/fulltext/5a8f6e8045851535bcd386b9/Traducao-em-debate-disputas-pela-historia-literaria-de-Portugal-entre-Robert-Southey-e-Joao-Guilherme-Cristiano-MA14ller.pdf (accessed 12.09.2021). (In Portugal.).

17. Storey M. Robert Southey: a life. Oxford and New York, Oxford University Press, 1997. 405 p. (In Eng.).

18. Taussig G. Coleridge and the idea of friendship, 1789-1804. Newark, Univ. of Delaware Press, 2002. 376 p. (In Eng.).

The article was submitted 20.10.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 07.12.2021.

About the author Ekaterina A. Yazykova

Postgraduate student, Institute of History and International Relations, Saratov State University (83 As-trakhanskaya St., Saratov 410012, Russian Federation), yazykova64@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.