Научная статья на тему 'ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГЛАЗАМИ АНГЛИЙСКОГО КАРИКАТУРИСТА'

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГЛАЗАМИ АНГЛИЙСКОГО КАРИКАТУРИСТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
716
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА / ДЖ. ГИЛРЕЙ / ИМАГОЛОГИЯ / КРЕОЛИЗОВАННЫЙТЕКСТ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / FRENCH REVOLUTION / POLITICAL CARICATURE / J. GILLRAY / IMAGOLOGY / CREOLIZED TEXT / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Языкова Е.А.

В статье рассматриваются английские политические карикатуры, отражающие события Французской революции 1789-1799 гг. Особое внимание уделено работам Дж. Гилрея, считающегося отцом английской политической карикатуры. Предпринята попытка выяснить, как складывается образ «Другого» в массовом сознании и как он трансформируется в образ «Врага». Политические карикатуры Дж. Гилрея анализируются в качестве источника формирования общественного мнения Англии на происходящие события во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FRENCH REVOLUTION THROUGHTHE EYES OF AN ENGLISH CARICATURIST

The article deals with English political caricatures reflecting the events of the French Revolution of 1789 -1799. Special attention is paid to the works of J. Gillray, who is considered the father of political caricatures. An attempt was made to find out how the image of the «Other» is formed in the mass consciousness and under the influence of which the image of the «Other» is transformed into the image of the «Enemy». Political cartoons by J. Gillray are analyzed as a source of formation of public opinion in England on the events in France.

Текст научной работы на тему «ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГЛАЗАМИ АНГЛИЙСКОГО КАРИКАТУРИСТА»

УДК 7.049.2 + 94(410) + 94(44)

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГЛАЗАМИ АНГЛИЙСКОГО

КАРИКАТУРИСТА

Е.А. Языкова

СГУ им. Н.Г. Чернышевского e-mail: yazykova64@yandex.ru

В статье рассматриваются английские политические карикатуры, отражающие события Французской революции 1789-1799 гг. Особое внимание уделено работам Дж. Гилрея, считающегося отцом английской политической карикатуры. Предпринята попытка выяснить, как складывается образ «Другого» в массовом сознании и как он трансформируется в образ «Врага». Политические карикатуры Дж. Гилрея анализируются в качестве источника формирования общественного мнения Англии на происходящие события во Франции.

Ключевые слова: Французская революция, политическая карикатура, Дж. Гилрей, имагология, креолизованныйтекст, историческая память

THE FRENCH REVOLUTION THROUGHTHE EYES OF AN ENGLISH CARICATURIST

E.A. Yazykova

(Saratov)

e-mail: yazykova64@yandex.ru

The article deals with English political caricatures reflecting the events of the French Revolution of 1789 -1799. Special attention is paid to the works of J. Gillray, who is considered the father of political caricatures. An attempt was made to find out how the image of the «Other» is formed in the mass consciousness and under the influence of which the image of the «Other» is transformed into the image of the «Enemy». Political cartoons by J. Gillray are analyzed as a source of formation of public opinion in England on the events in France.

Key words: French Revolution, political caricature, J. Gillray, imagology, creolized text, historical memory

Французская революция и то, как ее воспринимали современники, относится к темам, постоянно привлекавшим и привле-

1 Языкова, Екатерина Андреевна (Саратов), магистрант кафедры всеобщей истории Института истории и международных отношении" Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

кающих внимание. Развернувшиеся события конца XVIII в. во Франции приковали к себе взгляды всей Европы. Пристальнее всего наблюдала ближайшая соседка и соперница - Англия2. Начавшаяся Французская революция вызвала в британской печати беспрецедентную по размаху и составу участников дискуссию, в которой отметились практически все крупнейшие политики и государственные деятели, философы, историки и литераторы Британии того времени3. Дискуссия эта выплеснулась на страницы прессы4.

В борьбе за массовое сознание читателей издатели прибегли к такому популярному и доходчивому жанру как карикатура.

Карикатуру можно рассматривать как особый жанр политического дискурса. Визуальный компонент карикатуры является неотъемлемым, равноценным компонентом текста, не уступающим по значению словесному компоненту, который, в свою оче-

2 Речь идет о соперничестве двух держав, быстрее других идущих по пути развития капиталистических отношений. В течение XVIII века Франция была главным соперником Британии в мире. См: Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 — 1848 / Пер. с англ. Л.Д. Якуниной — Ростов н/Д, 1999. С. 83.

3 См., например: Барг М.А. Образ Великой французской революции в современной ей английской радикальной публицистике. (Защита революции историком Кэтрин Маколей) // От Просвещения к революции: из истории общественной мысли нового времени. М., 1990; Чудинов А.В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Бёрк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М., 1996; Королев А.В. Кольридж и Французская революция // Французский ежегодник: Англия и Франция - соседи и конкуренты. XIV-Х!Х вв. М., 2008; Левенсон П.Я. Иеремия Бентам. Его жизнь и общественная деятельность. М., 2014; Еремин В.С. С Францией что-то пошло не так: Французская революция глазами обозревателей «The Edinburgh Review» в первой четверти XIX в. // Научные исследования студентов Саратовского государственного университета: материалы итоговой студенческой конференции. Саратов, 2016.

4 British Newspaper Coverage of the French Revolution. - URL: https://oldsite.english.ucsb.edu/faculty/ayliu/research/ around-1800/FR/times-9-10-1792.html/ (Дата обращения: 18.10.2020); The Anti-Jacobin, Or, Weekly Examiner. New York: AMS Press, 1968. - URL: https://babel.hathitrust.org/ cgi/pt?id=uva.x001862809&view=1up&seq=11/ (Дата обращения: 18.10.2020); Analytical Review, Or History of Literature, Domestic and Foreign, On an Enlarged Plan. London: Printed for J. Johnson [etc.]. -URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=nyp.33433082493846&view=1up&-seq=1/ (Дата обращения: 18.10.2020).

редь, служит своего рода комментарием или дополнением к визуальному. Политическая карикатура, представляющая собой один из видов креолизованного текста, достигла своего расцвета в XVIII в. Этот жанр активно развивался и в Англии, поэтому Французская революция, столь живо обсуждаемая англичанами, быстро стала частью политического дискурса того времени.

Основной смысл политической карикатуры - создание комического эффекта или осмеяние актуальных политических явлений. Эта непременная актуальность, на первый взгляд, ставит под сомнение возможности ее изучения с точки зрения исторической памяти5. Но не будем забывать, что карикатура влияет на формирование в массовом сознании образа «Другого» не меньше политических трактатов. А, если говорить именно о массовом сознании, то возможно, и более. Карикатурный образ является неотъемлемой составной частью восприятия «Другого». Карикатура может быть отнесена к самому «всасываемому» (легко и беззаботно усваиваемому) уровню восприятия - уровню стереотипов.

Политическая карикатура всегда была не только средством осмысления событий, но и орудием пропаганды, а также способом выражения собственного критического взгляда на произошедшее.

На примере творчества карикатуриста Дж. Гилрея, считающегося основоположником политической карикатуры в Англии6, рассмотрим, какими художественными средствами формировался образ революционной Франции («Образ врага»), как менялось отношение самого Дж. Гилрея к революции, что вписывается в решение более глобальной задачи - изучения эволюции общественного мнения Англии относительно событий во Франции.

Джеймс Гилрей родился в 1757 г. в семье шотландского военного. Его отец был послушником в Моравском братстве, строгой протестантской секте, которая подчеркивала существенную по-

5 Подробнее об этом см.: Гладышев А.В. Формирование исторической памяти: школьные учебники и Французская революция // История и историческая память. Вып. 2. Саратов, 2010. С. 30-60; Гладышев А.В. Конструирование памяти: можно ли забыть Наполеона, но помнить о Мономотапе // История и историческая память. История и историческая память. Вып. 3. Саратов, 2011. С. 37-57.

6 Швыров А.В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. Спб., 1903. С. 98.

рочность человека и необходимость изолировать детей от развращающих влияний мира. В возрасте от пяти до восьми с половиной лет юного Джеймса отправили в моравскую школу-интернат в Бедфорде. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Джеймс поступил в ученики к граверу по имени Гарри Эшби. У Г. Эшби он занимался гравированием торговых карточек и пуговиц. Это занятие ему быстро надоело, и он вместе с несколькими другими учениками покинули Г. Эшби, чтобы присоединиться к труппе странствующих актеров. В 1775 г. Дж. Гилрей возвращается в Лондон и вскоре (в 1778 г.) поступает в Лондонскую Королевскую Академию художеств, подрабатывая гравировкой, надеясь стать мастером-портретистом. Однако обучение не принесло ожидаемых результатов: его академические работы не имели успеха ни у учителей, ни у заказчиков. С 1785 г. Дж. Гилрей начинает заниматься сатирической графикой и находит свое призвание. Главным, но не единственным издателем Дж. Гилрея стала Ханна Хамфри.

После смерти Дж. Гилрея были опубликованы сборники его работ и труды не были преданы забвению. Дж. Гилрея до сих пор почитают одним из самых влиятельных политических карикатуристов всех времен, и среди ведущих карикатуристов на политической арене Соединенного Королевства сегодня и Стив Белл, и Мартин Роусон признают его, вероятно, самым влиятельным из всех своих предшественников в этой области7.

Между тем, современники с удивлением отмечали ординарность его облика и манер: «Он производит впечатление такой

7 Cooper J. James Gillray and the French Revolution // RSA Journal. 1989. № 5398. P. 646-651; Haywood I. The Transformation of Caricature: A Reading of Gillray's The Liberty of the Subject / / Eighteenth-Century Studies. 2010. № 2. P. 223-242.; Hill D. Mr. Gillray the caricaturist. L., 1965; James Gillray: the king of Georgian caricature - URL: https://www.historyextra.com/period/-georgian/ james-gillray-the-king-of-georgian-caricature/ (Дата обращения: 14.12.2020); Moores J.R. Without a Leg to Stand on: James Gillray's Caricatures of George Canning // The British Art Journal. 2016. №. 2. P. 30-34.; Wright T, Gre-go J. Gillray J. The Works of James Gillray, the Caricaturist; With the History of His Life and Times. L., 1873. P. 376; Дукельская Л.А. Английская бытовая карикатура второй половины XVIII века. Л.-М., 1966; Успенский В.М. Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII — первой трети XIX века. М., 2016; Швыров А.В.Указ. соч.; Шестаков В.П. Гиллрей и другие... Золотой век английской карикатуры. М., 2004.

обыденной простоты, такой прямой, непритязательной личности, что никто бы не угадал в этом сухом человеке в очках великого художника». Другой свидетель замечал: «Из года в год он время от времени покуривал трубку в «Колоколе», «Угольной» или «Экипаже и лошадях», и, хотя собутыльники, с которыми он встречался на этих пошлых рандеву, знали, что он — тот самый Гилрей, что производил те смешные гравюры... он никогда не стремился... стать королем компании. и ему не оказывали никакого особенного почтения»8.

Уильям Теккерей писал о Дж. Гилрее: «Талантливый художник <.. .> был далек от общества, которое он высмеивал и развлекал. Гилрей наблюдал политических деятелей, когда они проходили мимо его лавки по пути на Сент-Джеймс-стрит, или в кулуарах палаты общин. Его студия помещалась где-то на чердаке, местом его отдыха была распивочная, где он со своей компанией просиживал вечера, попыхивая трубкой и сплевывая на усеянный опилками пол. Нельзя изображать общество, которого не зна-ешь»9.

Дж. Гилрей, действительно, мог быть незнаком близко с выдающимися политиками, но это не означает, что он находился в стороне от политической, художественной и светской жизни. Он живо реагировал на события в революционной Франции, хотя и не был их непосредственным участником. Изменение его взглядов на Французскую революцию, с одной стороны, отражает эволюцию мнений британцев о событиях на континенте, и одновременно, с другой стороны, способствует этой самой эволюции.

Образ «Другого» всегда является отражением собственных актуальных проблем. Успехи Французской революции начального этапа невольно заставляют Дж. Гилрея задуматься, а каково положение вещей в современной Англии? Вскоре после падения Бастилии, 28 июля 1789 г. он публикует карикатуру «Свобода и Рабство. Франция и Англия» (рис.1).

Карикатура разделена на две части, в левой части - свободная Франция, в правой - рабская Англия. Олицетворением свободы является Ж. Неккер, рабства - у. Питт. Ж. Неккер триумфально

8 Успенский В.М. Анатомия смеха.

9 Теккерей У.М. Картинки жизни и нравов. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 12. М., 1980. С. 768.

шествует с развалин Бастилии, держа в одной руке фригийский колпак Свободы (символ новой эры), в другой - корону (король поддерживает революцию). Над головой у него парит лавровый венец, а ногами он разрушает оковы. Ликующая толпа провожает его одобрительными взглядами. У. Питт в гордом одиночестве попирает весьма измятую корону, в одной руке у него концы цепи, сковавшие все население Англии, в том числе и короля, в другой знамя, украшенное рисунками пыточных инструментов и оков. На заднем плане - огромная виселица, ждущая своих жертв.

Рис.1.

Разрушение Бастилии Дж. Гилрей увековечил в карикатуре от 3 августа 1789 г. «Приношение свободе». Центральная фигура этой политической аллегории - «Свобода» изображена в правом верхнем углу. Сидя на развалинах Бастилии, Свобода возвращает корону, освещенную конституцией, кающемуся Людовику XVI. За королем стоят Ж. Неккер и герцог Орлеанский, олицетворяющие Добродетель и Честь - они ведут за собой на цепях королеву Марию-Антуанетту в роли легендарной распутницы Мессалины. Следом за ней идут придворные, из карманов которых сыпется золото. Шествие замыкает армия граждан патриотов со знаменем «Свободы». На заднем плане толпа бросает в воздух шапки, видимо, ликуя от происходящих событий. Карикатура легка (это заметно по самой манере рисунка) и не вызывает тяжелых эмоций, она романтизирована и идиллична.

Но с развитием революции идеализация «Свободной Франции» в карикатурах Дж. Гилрея исчезает. На смену романтике приходит сатира. Политическая карикатура становится одним из

основных средств борьбы с пропагандой революционных идей. Начало эпохи революционных войн дало повод Дж. Гилрею выразить недовольство английским правительством. Великобритания до поры до времени воздерживалась от прямого участия в антифранцузской коалиции (Австрия, Пруссия, Испания, Сардиния и др.), под общим командованием герцога Брауншвейгского (сподвижника Фридриха Великого). Активно склонял европейских правителей к войне с Францией шведский король Густав III, но стал жертвой заговора аристократов.

Известие о смертельном ранении шведского короля - 16 марта 1792 года и сподвигло 11 апреля 1792 г. Дж. Гилрея на выпуск новой карикатуры - «Примите слабительного или Известие об убийстве шведского короля». Взволнованный у. Питт вбегает к королю в уборную, где и сообщает новость об убийстве: «Еще одного монарха прихлопнули!». Король хватается за живот и может только повторять несколько слов «Что-что-что? убит-убит-убит?». Чтобы остановить революцию, нужны смелые и решительные действия, но можно ли их ожидать от смахивающего на санкюлота Георга III (ночной колпак короля напоминает фригийский, а голый зад дает прямую отсылку к «бесштанникам» -санкюлотам)? Эта дерзкая и крайне непочтительная карикатура высмеивает с одной стороны, страх английской короны перед революционной Францией, а с другой - намекает на определенную нерешительность правительства у. Питта.

Во Франции в результате восстания санкюлотов в августе 1792 г. происходит смена правительства. Готовится судебный процесс над Людовиком XVI. События 1792 г. показывают шаткость революционного правительства. Многочисленные слухи о продвижении к Парижу армии герцога Брауншвейгского, роялистских восстаниях, аристократическом заговоре и предательстве активно подогревались во французской прессе. Напряженные отношения между конкурирующими центрами революционной власти в Париже и известия об осаде герцогом Брауншвейгским крепости Верден привели население столицы Франции в состояние лихорадочного возбуждения, чем, безусловно, воспользовалась революционная пресса. Начинают появляться сообщения о том, что сразу после того, как парижане отправятся сражаться с врагом, семьи «патриотов» будут жестоко убиты вышедшими из тюрем Парижа на волю контрреволюционерами. Безусловно, такие сообщения довели массовый психоз до предела. Выход некон-

тролируемой агрессии не заставил себя ждать. В течение сентября расправам в Париже подверглись 1300 заключенных, в числе которых были не только политические преступники, но и те, кто оказался в тюрьме за бытовые преступления. Коммуна и Законодательное собрание бездействовали. Подобные кровавые расправы прокатились по многим городам Франции10.

Новости о массовых убийствах появились в лондонских газетах 8 сентября и в последующие дни, число убитых было преувеличено (от 6000 до 8000 на 2 сентября). Британская пресса пришла в ужас от сообщений о зверствах, совершенных во время так называемых «сентябрьских убийств», в том числе от сообщений о каннибализме некоторых голодающих парижан11.

Основываясь на ужасающих репортажах из Франции, Дж. Гилрей начал создавать серию образов «где санкюлоты представлены кровожадными людоедами»12. Тут мы сталкиваемся с весьма распространенным архетипом представления о «Враге» -архетипом каннибализма13.

На карикатуре от 20 сентября 1792 г. «Небольшой парижский ужин или семья санкюлотов, освежающаяся после тяжелого дня» мы видим, как семья революционеров обедает тем, что кажется было телами семьи аристократов (рис. 2).

10 Бовыкин Д.Ю., Чудинов А.В. Французская революция. М., 2020.

11 The Evening Mail from London, Greater London, England. - URL: https://www.newspapers.com/newspage/35639415/ (Дата обращения: 03.12.2020); London Times. - URL: http://oldsite.english.ucsb.edu/faculty-/ayliu/research/around-1800/FR/times-9-10-1792.html/ (Дата обращения: 03.12.2020); The St. James's chronicle, or, The British evening-post. - URL: https:// newspaperarchive.com/london-st-james-chronicle-or-british-evening-post-sep-13-1792-p-2/ (Дата обращения: 03.12.2020).

12 Эко У. История уродства. М., 2014.

13 Подробнее об этом см.: Гладышев А.В. Пришедшие с холода: восприятие «казака» населением Франции во время кампании 1814 года // История и историческая память: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. А.В. Гладышева. Саратов, 2013. Вып. 7-8. С. 28-56; Гладышев А.В. 1814 год: «Варвары Севера» имеют честь приветствовать французов. М., 2019; Vive la différence! The English and French stereotype in satirical prints 1720-1815. - URL: https://www.fitzmuseum.cam.ac.uk/ calendar/ whatson/vive-la-différence-english-and-french-stereotype-satirical-prints-1720-1815/ (Дата обращения: 14.12.2020)

Жертв резни пожирают зубастые монстры-людоеды, которых породила революция. Мир перевернулся, и самые низкие в обществе правят - или, в данном случае, едят - самых высокопоставленных особ.

Рис. 2.

Дж. Гилрей обыгрывает термин «санкюлоты», изображая революционеров буквально без штанов. В отличие от них мертвый джентльмен под столом изображен в шелковых чулках, кожаных туфлях и кюлотах до колен. Глава семейства сидит на мешке с надписью «Собственность нации», из которого выпадают корона и скипетр, он в предвкушении отменного ужина - головы мертвеца на золотом блюде. Женщины рядом с ним лакомятся сердцем и почками. Другой санкюлот (с топором на поясе) сидит на обнаженной груди женщины, ей перерезали горло, и ее правая рука вот-вот будет съедена. Старая карга сидит напротив большого очага, где на вертеле жарится добыча. На переднем плане (слева) трое маленьких детей-санкюлотов сидят вокруг корзины и жадно поедают доставшиеся им внутренности.

Дж. Гилрей не обходит вниманием и действие властей, изображая на задней стене мэра Парижа - Жерома Петиона де Вильнева. Мэр в одной руке держит нож, а в другой отрубленную голову, изображение обрамляют надписи «Vive la Liberte» и «Vive la Egalité» («Да здравствует свобода», «Да здравствует равенство»). Рядом изображена обезглавленная фигура «Людовика

Великого»14. В дверном проеме виднеются новые жертвы, которые вскоре превратятся во вкусное жаркое.

21 декабря 1792 г. публикуется карикатура Дж. Гилрея «Французская свобода. Английское рабство» (рис. 3).

Рис. 3.

Это пример двухкомпонентной композиции, которая была популярна в 1790-х гг. Композиция откровенно напоминает нам карикатуру 1789 г. Но теперь слева мы видим оборванного санкюлота, мнящего себя свободным гражданином. Санкюлот думает, что теперь ему не придется платить налоги, быть чьим-то рабом, и вся его жизнь отныне будет наполнена молоком и медом. И даже его скудная еда (улитки и луковичные головки), дом-развалина (об этом ярко свидетельствуют убогое убранство комнаты, разбитое стекло, проступающие кирпичи сквозь облезшую штукатурку), рваные обноски - не возвращают его с небес на землю.

В противовес оборванцу-французу на правой стороне мы видим заплывшего жиром Джона Булля. Обедая отменным ростбифом, запивая его кружкой пива, Джон Булль не может перестать думать о своих бедах. А главная из них - голодная смерть - не за

14 George M.D. Catalogue of Political and Personal Satires in the British Museum. 1938. - URL: https://www.britishmuseum.org/ (Дата обращения: 14.12.2020)

горами. Ведь правительство, собирая такие непомерные налоги, непременно хочет превратить его в раба, лишенного всяческих привилегий.

Абсолютно несчастным делает Джона Булля и «болезнь королей». Незаметная, на первый взгляд, деталь - порезанная обувь, призвана облегчить боль в ногах от подагры. На это пиршество сверху смотрит статуэтка Британии, опирающаяся на мешок с деньгами.

Дж. Гилрей регулярно посещал дебаты в Палате общин, что позволяло ему оперативно получать информацию из первых рук. Радикализация революционных настроений, казнь Людовика XVI, объявление 1 февраля Францией войны Англии и т.д. И вот уже 12 февраля 1793 г. Дж. Гилрей публикует карикатуру «Кульминация французской славы. Апофеоз свободы».

Конечно, центральной фигурой этой карикатуры, приковавшей к себе внимание, является сидящей на фонарном столбе санкюлот. Наигрывающий революционную песенку «Caira» - «Да будет так» (ее название можно увидеть на красном фригийском колпаке санкюлота). Санкюлот одной ногой опирается на голову повешенного епископа. Два кинжала, заткнутых за пояс, обагрены кровью. Рядом с беззаботным санкюлотом привязан посох епископа, увенчанный фригийским колпаком с надписью «Свобода». Сразу за посохом, на стене в нише - кричащее в ужасе католическое распятье с прикреплённой к нему табличкой «Добрый вечер, месье». Чуть поодаль на другом фонарном столбе повешен судья в мантии, между вечными атрибутами Фемиды - весами и мечом справедливости.

На дальнем плане карикатуры изображена сцена гильотинирования короля. Высокий эшафот окружен красным морем фригийских колпаков - ликующих санкюлотов. Оборванный и ухмыляющийся санкюлот тянет за колесо гильотины, освобождая лезвие (на котором находится корона). Гильотину венчает развевающийся трехцветный флаг с надписью «Vive l'Égalité» («Да здравствует равенство»). Окна домов заполнены зрителями. Над крышами горит купол церкви.

Установление во Франции с июня 1793 г. режима якобинской диктатуры и развязывание политики внеклассового Террора, вызвало публикацию еще несколько карикатур. Остановимся на двух из них. «Парижский красавец» опубликованный 29 февраля 1794 г. изображает французского революционера в красном фри-

гийском колпаке. Дж. Гилрей наделил француза уродливыми чертами: его растрепанная прическа и разорванная окровавленная одежда внушает отвращение, а злобный оскал заставляет содрогнуться.

Спутницей «Парижского красавца» выступает такая же «обворожительная», как и он сам - «Парижская красавица». Женщина наделена всеми самыми отталкивающими чертами. Ее неправильной формы лицо, черные волосы и сдвинутые брови, свирепый взгляд, поджатые тоненькие губы делают ее больше похожей на мужчину, причем, весьма несимпатичного. Ее головной убор венчает окровавленный кинжал, что весьма гармонично дополняет ее образ. Над ее головой раздаются весьма пугающие призывы: «Да здравствует гильотина!», «Да будет сожжен Лондон!», «Чтобы Париж был свободен!».

Преувеличивая масштабы «французской угрозы» Дж. Гилрей рисует 20 октября 1796 г. фантомный образ Французской революции на английской почве - новую карикатуру «Обещанные ужасы французского вторжения, или Насильственные причины для мира с цареубийцами» (рис. 4).

Рис. 4.

На ней армия санкюлотов марширует по залитой кровью Сент-Джеймс-Стрит, дома отступают в перспективу к воротам дворца, который пылает. На переднем плане слева и справа два джентльменских клуба «White's» и «Brookes's». «White's» подвергается нападению французских войск. Оппозиция торжественно

заняла «Brookes's». Один из лидеров вигов Р.Б. Шеридан украдкой входит в дверь «Brookes's», неся несколько больших мешков с надписями «Остатки казначейства» и «Реквизиция из Банка Англии».

На балконе над дверью другой член партии вигов Уильям Петти-Фицморис активно работает на гильотине: его левая рука на брашпиле, правой он держит удлиненный парик. Кошелек Большой Печати прикреплен к стойке гильотины. В левом углу балкона стоит блюдо с головами членов партии вигов (слева направо) Т. Тауншенда, Уильяма Виндхэма и Ричарда Пеппера Ар-дена, «убитых для общественного блага». Позади стоит адвокат Т. Эрскин, наклонившись вперед и с триумфом подняв сжигаемую «Великую хартию» и предлагая «Новый свод законов».

В центре карикатуры на переднем плане «дерево свободы» украшенное гирляндой из цветов и увенчанное фригийским колпаком. К этому дереву привязан у. Питт, которого нещадно порет убежденный борец за свободу личности и «вечный» оппозиционер из вигов Ч. Дж. Фокс.

Левая сторона улицы заполнена марширующими солдатами во главе с гротескным и свирепым офицером с обнаженным мечом в руке. Впереди (слева) идет карлик-барабанщик, на его барабане - фригийский колпак и девиз «Vive la Liberté» («Да здравствует Свобода!»).

Сразу за дверью клуба «White's», на ступенях которого теснятся французские офицеры, начинается бойня. Окровавленное тело герцога Йоркского скидывают вниз, принц Уэльский падает головой вперед, а герцог Кларенс вот - вот будет заколот.

На выступающем кронштейне лампы у двери свисают тела представителей партии тори Дж. Каннинга и лорда Хоксбери, связанные спиной к спине (плакат рядом с телами гласит: «Новый марш в Париж Бетти Каннинг и Дженни Дженкисон»).

Справа «Великий Бедфордширский Бык» (здесь отсылка к вигу герцогу Бедфорду, возражавшему против предоставления пенсии Э. Бёрку. Герцог Бедфорд так же очень интересовался сельским хозяйством, скорее всего из-за этого он и изображен в виде быка), подстрекаемый известным оратором и журналистом Джоном Телуоллом подкидывает Э. Бёрка. Э. Бёрк взлетает в воздух, теряет очки и роняет две брошюры: «Письмо герцогу Бедфорд-скому» и «Письма о мире цареубийц».

Позади быка лорд Филип Стэнхоуп (политик и дипломат) держит шест, к которому лентой с надписью «Vive l'Egalite» («Да здравствует Равенство!») привязаны весы, уравновешенные телом министра иностранных дел У. Гренвилля, подвешенным за штаны, и его головой, подвешенной за волосы.

Изображение Дж. Гилреем вигов как наследников дела Французской революции не осталось незамеченным. Английское правительство начинает уделять Дж. Гилрею и его карикатурам пристальное внимание. у. Питт старается «перетянуть» художника на сторону правительства, так как тот все больше и больше оказывает влияние на формирование политических образов. Дж. Гилрей вполне охотно сотрудничает с властью и помогает ей формировать общественное мнение.

Окончание Революции также нашло отклик в сердце Дж. Гилрея. 21 ноября 1799 г. он публикует карикатуру: «Изгнание свободы из Франции, или Бонапарт закрывает фарс равенства». Главная фигура на ней - Наполеон, разгоняющий Совет пятисот. Переворот Бонапарта - своего рода апофеоз революционного хаоса. Революционный триколор еще реет над французами, а нога генерала уже попирает никчемную писанину депутатов15.

Дж. Гилрей преобразовал карикатуру. Он был одним из первых профессиональных художников, включивших карикатурные портреты в более сложные и амбициозные сатирические репродукции. Для художественного стиля Дж. Гилрея характерны схематичность, персонажи его карикатур абсурдны и избыточны, они не подчиняются традиционной композиции, выходят за ее рамки. Четкие контуры, цветовые акценты, объемные изображения - все эти приемы выделяли карикатуры Дж. Гилрея и делали их популярными.

Англо-французскому противостоянию 1789-1799 гг. посвящено более сотни карикатур. Творчество той поры Дж. Гилрея отображает эволюцию общественного мнения британского общества на события во Франции. Романтизированный образ французской

15 В дальнейшем все большее количество карикатур Дж. Гилрея будет сосредоточено на образе Наполеона. Образ «Врага» будет персонифицирован в личности Бонапарта (см. такие карикатуры, как: «Пудинг в опасности или Эпикурейцы за ужином», «Наполеон в роли пекаря, выпекающего новую аристократию из своих родственников и приближенных», «Наполеон на ладони английского короля Георга III», «Имперские объятия» и др.).

свободы сменяется образом санкюлота-каннибала, а тот, в свою очередь образом цареубийцы - врага Англии. В то же время Революция представляется существенной угрозой всему английскому миропорядку. Сатира на французских революционеров у Дж. Гилрея переплетается с высмеиванием поведения английских политиков. Эвентуальная картина победы революционизированных на французский манер вигов служит предостережением англичанам, увлекающимся метафизикой «свободы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.