Научная статья на тему 'Роберт Саути и оксфордское движение'

Роберт Саути и оксфордское движение Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
88
42
Поделиться
Ключевые слова
РОБЕРТ САУТИ / SOUTHEY / ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ / CHURCH OF ENGLAND / ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / OXFORD MOVEMENT / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ROMAN CATHOLIC CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Стецкевич Михаил Станиславович

В статье рассматривается проблема влияния английского поэта-романтика, религиозного и социального мыслителя Роберта Саути на развитие Оксфордского (Трактарианского) движения в Церкви Англии. Проводится сравнительный анализ социально-политических и религиозных трактатов Саути и важнейших произведений участников Оксфордского движения. Автор приходит к выводу, что Саути не являлся теологическим предшественником Трактарианского движения. Для Саути Церковь Англии была прежде всего полезным институтом, для оксфордцев же — сакральным. Однако интерес Саути к римско-католической культовой практике, культу святых, критика им Реформации позволяют говорить о нём как о предшественнике трактарианства в общекультурном плане.

Robert Southey and the Oxford Movement

The paper discuses the influence of Robert Southey (English romantic poet, religious and social thinker) on the development of the Oxford movement. The paper compares main political, social and religious tracts by Southey and the texts of the Oxford movement. The author comes to a conclusion that it is impossible to see Southey as a theological predecessor of the Tractarians. For him the Church of England was a useful institute, but the participants of the Oxford movement treated it as a sacral institute. But it is possible to regard Southey as a cultural predecessor of the Tractarians due to his interest in Roman Catholic cult, saints, and critical attitude to the Reformation.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Роберт Саути и оксфордское движение»

УДК 283(410.1)

Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 3

М. С. Стецкевич

РОБЕРТ САУТИ И ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Роберт Саути (1774-1843) известен прежде всего как английский поэт-романтик, представитель «Озёрной школы», к которой также обычно относят его более знаменитых современников У Вордсворта и С. Т. Кольриджа. В России произведения Саути переводились крайне редко, а творчество его до недавнего времени почти не изучалось. Ситуация стала меняться в конце XX — начале XXI в., когда появились работы, в которых анализировались социально-политические взгляды Саути [1-3]. Примечательно, что и в диссертациях о его творчестве, представленных на соискание степени кандидата филологических наук, содержатся разделы, посвященные анализу религиозно-политических воззрений поэта [4-5].

Гораздо менее богата отечественная историография исследованиями по истории Оксфордского (Трактарианского) движения (см., напр.: [6]). Начавшееся в 1833 г. и продолжавшееся до конца века, оно представляло собой самое значительное явление в истории англиканства XIX столетия. Оксфордские теологи Дж. Г. Ньюмен, Дж. Кибл, Р. Х. Фруд, Э. Б. Пьюзи возрождали представление о церкви как прежде всего сакральном институте, сосредоточенном на исполнении духовных функций, а не на поддержании существующего политического и социального порядка. Оксфордское движение привело к оформлению в рамках Церкви Англии такого направления, как англокато-лицизм, оказало значительное влияние на развитие религиозной жизни в Англии и ее колониях, храмовой архитектуры.

Разумеется, в англоязычной историографии существует значительное число работ, в которых тщательному анализу подвергаются как разнообразные стороны деятельности Р. Саути, так и различные аспекты Оксфордского движения (см., напр.: [7-9]). Во второй половине прошлого века был поставлен и осмыслен вопрос о влиянии на развитие Оксфордского движения поэтического творчества английских романтиков, в том числе и Саути (см., напр.: [10]). Однако в специальных трудах об Оксфордском движении внимание сосредоточивается, как правило, на его теологических предшественниках (богословы «каролинской школы» XVII в., «неприсягнувшие» епископы и священники конца XVII — первой половины XVIII в.), а Саути упоминается в основном как поэт, высоко ценившийся Дж. Г. Ньюменом.

Парадоксальным образом фактически единственным исследователем, причисляющим Саути к непосредственным «предтечам» Оксфордского движения, причем не в качестве поэта-романтика, а социально-политического и религиозного мыслителя, оказался отечественный историк К. М. Андерсон. Анализируя социальный роман Саути «Сэр Томас Мор, или Беседы о развитии и перспективах общества» (1829), об Оксфордском движении он упоминает мельком, видя суть последнего лишь в соединении англиканской догматики с католической обрядностью [2, с. 85-86]. Для получения же адекватного ответа на вопрос о том, в какой мере Саути может считаться предшествен-

Стецкевич Михаил Станиславович — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: msstets@yandex.ru

© М. С. Стецкевич, 2013

ником Трактарианского движения, необходимо сравнить его представления о статусе Церкви Англии, ее месте в английском обществе, путях решения кризисных религиозно-политических проблем с взглядами оксфордских лидеров.

В юности Саути придерживался весьма радикальных взглядов, восхищался Французской революцией, вынашивал проект переселения в США и создания там общины, основанной на принципах политического и экономического равенства, без частной собственности. В 1790-е годы Саути критиковал все «установленные» (т. е. государственные) церкви [9, р. 80]. Однако затем взгляды Саути серьезно изменились, и уже в 1800-е годы он превратился в страстного защитника существующих установлений, прежде всего английской версии «старого порядка», основанного на доминировании земельной элиты. Такая эволюция была характерна для многих образованных англичан, в частности еще одного поэта «Озёрной школы» — С. Т. Кольриджа. Главная причина ее заключалась в разочаровании Французской революцией, лозунг которой «Свобода, равенство, братство» обернулся насилием и политическим хаосом.

Важнейшую опору «старого порядка» Саути видит теперь в «установленной» Церкви Англии. Он посвящает ее прославлению огромное количество статей, публиковавшихся прежде всего на страницах торийского журнала «Квотерли ривью», а также две масштабные работы: «Книгу о церкви» (1824) и уже упоминавшийся роман «Сэр Томас Мор» (1829). В 1811 г. Саути принял активное участие в дискуссии о характере школьного образования. Он решительно отвергал точку зрения, согласно которой образование возможно на основе общехристианских принципов и изучать следует Библию, но не церковные катехизисы, и присоединялся к тем, кто настаивал на необходимости конфессионального (конкретно — англиканского) фундамента образования. Отсутствие обязательного преподавания основ англиканства он называет «совершеннейшим абсурдом», заключая: «Система английского управления основана на союзе церкви и государства, они будут стоять или падут вместе, и падение каждого из них приведет к разрушению прекраснейшего строя, когда-либо созданного человеческим разумом, направляемым Богом» [11, р. 289].

В 1820 г. Саути приветствовал выделение парламентом средств на строительство новых англиканских храмов, замечая, что это будет способствовать выполнению священником одной из его важнейших функций в обществе — «превентивного полицейского». Единственный способ превратить англичан в хороших подданных — это «сделать их хорошими христианами и людьми» [12, р. 564, 579].

«Книга о церкви» представляет собой религиозную историю Англии с кельтских времен до конца XVIII в. В предисловии Церковь Англии названа важнейшим институтом страны, обретшим свой современный характер в результате Реформации XVI в. и сумевшим успешно противостоять «римским заблуждениям», которые угрожали традиционным английским свободам. В заключении Саути пишет о том, что именно церкви английская нация обязана «своим моральным и интеллектуальным характером». Всё ослабляющее церковь «является в той же степени и ослаблением общественного благосостояния» [13, р. 1-2, 516].

Роман «Сэр Томас Мор» увидел свет в год, когда был принят акт о допуске в парламент католиков, чему Саути активно противился. В 1828 г. были отменены ограничительные законы против радикальных протестантов-диссентеров. Страна стояла на пороге парламентской реформы, осуществившейся в 1832 г. Эти акты, именуемые в современной историографии «конституционной революцией», подорвав английский

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

«старый порядок», серьезно поколебали претензии Церкви Англии на монопольное положение в религиозной жизни страны. Поэтому в романе, построенном в форме диалога между Томасом Мором и неким Монтесиносом, еще встречаются панегирики в адрес Церкви Англии, но главным образом речь идет о возможных путях восстановления и укрепления ее влияния в обществе. Для Саути спасение церкви, как справедливо отмечает К. М. Андерсон, равносильно «спасению общества от революции» [2, с. 94]. Наряду с вполне традиционными предложениями (более тщательный отбор претендентов на место священника патронами приходов или увеличение количества духовенства пропорционально возрастанию численности населения) встречаются и весьма необычные. Отмечая успехи диссентеров в организации своих обществ, умение привлекать людей, Саути полагал возможным заключение союза с методистами, которые должны были превратиться в некое братство в рамках господствующей церкви, развернув деятельность прежде всего в промышленных районах, где влияние англиканства малоощутимо [14, vol. 2, р. 82-89].

Несмотря на негативное отношение к католицизму, Саути всё же допускал использование средств из его арсенала. Признавая роль Реформации в «очищении» христианства, автор указывал, что она ослабила влияние религии во всех классах общества [14, vol. 1, р. 154]. Злом, сопутствовавшим Реформации, было уничтожение монастырей. Саути предлагал возродить их как центры благотворительности и духовности, способные противостоять коммерческому духу, становящемуся всё более всеохватным [14, vol. 1, р. 156-158]. Саути отмечал, что в католических странах о религии невозможно забыть: всюду стоят распятия, храмы постоянно открыты. Он указывал, что такие вещи, как распятия, мощи, четки, священнические облачения, конечно, могут склонять к не совсем правильной религиозности, но способны принести и значительную пользу [14, vol. 1, р. 154-156]. Саути предлагал в какой-то форме возродить культ святых, которые могли бы служить нравственным примером для населения. Праздники, им посвященные, «в случае правильного проведения привязывают людей к гражданским и религиозным институтам страны» [14, vol. 2, р. 34].

«Сэр Томас Мор» оказался фактически последним крупным произведением Саути. Он писал всё меньше, а начиная с 1839 г. страдал прогрессирующим слабоумием. Оксфордское движение было вызвано к жизни теми же обстоятельствами, которые вдохновили Саути на написание «Сэра Томаса Мора» — «конституционной революцией», ощущением глубокого кризиса, опасениями за судьбу Церкви Англии. В наиболее известной публикации оксфордцев — «Трактатах для настоящего времени» безусловный приоритет отдавался отстаиванию «истинности» и «католичности» Церкви Англии. Ни о каком союзе с диссентерами оксфордцы и помыслить не могли, рассматривая последних фактически как еретиков.

В трактате № 4 Дж. Кибл подчеркивал, что следует не говорить об «установленном» статусе церкви, а внушать тем, кто ее покинул, что они отделили себя не просто от «порядочного, организованного, полезного сообщества, но от единственной церкви в этом королевстве, которая может быть совершенно уверена в том, что преподает людям тело Христово». На священника же следует смотреть не просто как на достойного человека, но как на «связующего с Христом» [15].

В более осторожных выражениях эта мысль проводилась в предисловии к первому тому «Трактатов», вышедшему в 1834 г. Не отрицая, что соображения поддержания «благопристойности и порядка» имеют определенное значение для сохранения пози-

ций «установленной» церкви, Дж. Г. Ньюмен в то же время отмечает их второстепен-ность по сравнению с наличием у паствы четкого представления о благодатности таинств и понимания ею роли священников как преемников апостолов [16].

Ньюмен называл ошибочным широко распространенный взгляд, согласно которому «важнейшее предназначение христианской церкви заключается в том, чтобы делать людей хорошими членами общества», видя ее задачу в утверждении того, что истинно и свято не перед лицом людей, но Бога [17, р. 160-161].

Трактарианцы так и не выработали четкой позиции по вопросу о характере цер-ковно-государственных отношений. С одной стороны, особенно на начальном этапе Оксфордского движения, часто встречаются замечания о том, что «церковь повреждена союзом» с государством в его нынешнем виде, да и в прошлом этот союз — «счастливая аномалия» (Ньюмен) [18, р. 395, 403]. С другой стороны, никаких реальных мер по расторжению союза трактарианцы не предпринимали, да практически и не предлагали. Отчасти это можно объяснить сохранением представления (особенно характерного для Кибла и Пьюзи) о том, что Церковь Англии продолжает нести обязанности в отношении английской нации и расторжение союза будет губительным прежде всего для государства.

Таким образом, в вопросе о том, чем является Церковь Англии, каковы ее важнейшие функции, Саути и оксфордцы расходились весьма существенно. Исследователи отмечают, что собственные религиозные взгляды Саути совершенно не вписывались в рамки стандартного англиканства. Он, как явствует из частной переписки, был скорее унитарием, свободным искателем истины в рамках христианства, защищавшим Церковь Англии прежде всего по соображениям ее «полезности» для общества (см., напр.: [9, р. 89-91; 19, р. 419]). То, что представлялось Саути малосущественным, а именно «истинность» учения «установленной» церкви, для оксфордцев, напротив, являлось моментом фундаментальным. Именно всевозрастающие сомнения по поводу «истинности» учения Церкви Англии в конце концов приведут Ньюмена и некоторых других трактарианцев в лоно Римско-католической церкви.

Хотя сегодня никто из серьезных специалистов по истории Оксфордского движения не разделяет популярный в XIX в. взгляд, согласно которому Ньюмен и его друзья изначально были «агентами Рима», несомненно, что стремление доказать «католич-ность» Церкви Англии неизбежно стимулировало их повышенное внимание к Римско-католической церкви. Трактарианцы гораздо более решительно, чем Саути, осуждали Реформацию, причем главным образом за разрыв с традициями древней церкви, проявляли интерес к католическому богослужению и монашеской практике.

Уже в юности на Ньюмена серьезное впечатление произвело католическое богослужение. В начале 1840-х годов он переехал из Оксфорда в Литтлмор, где по его инициативе была выстроена часовня в неоготическом стиле, охарактеризованная одним из современников как «папистский ужас» [20, р. 189]. В Литтлморе, где Ньюмен жил вплоть до перехода в римский католицизм в 1845 г., им была образована фактически монашеская община. Этот опыт получил дальнейшее развитие, и в рамках Церкви Англии появились «братства». Священники, находившиеся под влиянием трактариан-ских идей, стали поощрять индивидуальную исповедь, проводили службы в дни памяти святых, упоминавшихся в англиканской «Книге общих молитв». В середине XIX в. началось движение ритуалистов, использовавших во время богослужения свечи, ладан, торжественные облачения, напоминающие католические. В данном случае Сау-

ти и оксфордцы двигались в одном направлении. Конечно, всё это стало возможным в результате постепенного преодоления антикатолических настроений в английском обществе.

Наконец, можно отметить, что хотя трактарианцы значительно меньше, чем Сау-ти, интересовались социальными вопросами, они также порицали коммерческий дух, считая наиболее приемлемой патерналистскую модель общества, в рамках которой богатые заботятся о бедных, а те им с готовностью подчиняются (см., напр.: [21]).

Подводя итог, следует констатировать, что Саути невозможно рассматривать в качестве теологического предшественника Оксфордского движения. Однако в общекультурном плане он являлся как «предтечей», так и старшим современником трактариан-ства. Оксфордских богословов и Саути роднит многое: романтический склад натуры, стремление к возвышенному, неоднозначное восприятие Реформации, положительное отношение по крайней мере к некоторым элементам католицизма, патерналистский взгляд на общество. Подобного рода позиция была весьма распространена в викторианской Англии, но не являлась ни единственной, ни доминирующей.

Литература

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Андерсон К. М. «Беседы» Роберта Саути // История социалистических учений. М.: Наука, 1981. С. 159-178.

2. Андерсон К. М. Оуэнисты в Британии. М.: Наука, 1989. 252 с.

3. Мишин И. С. Революция глазами поэта: Роберт Саути и Французская революция конца XVIII века // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 5 (24). С. 160-163.

4. Кобелева Е.В. Роберт Саути — теоретик поэзии и литературный критик: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Киров, 2004. 24 с.

5. Рогова А. Г. Эпистолярное наследие Роберта Саути: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004.

27 с.

6. Соловьёва Т. С. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии // Альфа и Омега. 2000. № 3 (25). С. 334-353.

7. Herring G. What was the Oxford Movement? London; New York: Continuum, 2002. 146 p.

8. Nockles P. B. The Oxford Movement in Context: Anglican High Churchmanship, 1760-1857. Cambridge: University Press, 1994. 342 p.

9. Craig D. M. Robert Southey and Romantic Apostasy: Political Argument in Britain, 1780-1840. London: The Boydell Press, 2007. 232 p.

10. Bright M. English Literary Romanticism and the Oxford Movement // Journal of the History of Ideas. 1979. Vol. 40. Р. 385-404.

11. [Southey R.] Bell and Lancaster's Systems of Education // The Quarterly Review. 1811. Vol. 6. P. 264-304.

12. [Southey R.] New Churches // The Quarterly Review. 1820. Vol. 23. P. 549-592.

13. Southey R. The Book of the Church. 6th edition. London: John Murray, 1848. 541 p.

14. Southey R. Sir Thomas More: or Colloquies on the Progress and Prospects of Society: 2 vols. London: John Murray, 1848. Vol. 1. 372 p; Vol. 2. 448 p.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

15. [Keble J.] Adherence to the Apostolical Succession the Safest Course. URL: http://anglicanhistory.org/ tracts/tract4.html (дата обращения: 25.11.2012).

16. Advertisement to the Tracts, by John Henry Newman. URL: http://anglicanhistory.org/tracts/advertise-ment.html (дата обращения: 25.11.2012).

17. Newman J. H. Parochial and Plain Sermons: 8 vols. Vol. 4. London: Longmans, Green and Co, 1909. 343 p.

18. Letters and Correspondence of J. H. Newman During his Life in the English Church: 2 vols. London: Longmans, Green and Co, 1898. Vol. 1. 436 p.

19. Gilley S. Nationality and Liberty, Protestant and Catholic: Robert Southey's Book of the Church // Religion and National Identity / ed. by S. Mews. Oxford: Blackwell, 1982. P. 409-432.

20. Patrick J. Newman, Pugin and Gothic // Victorian Studies. 1981. Vol. 24. Р. 185-207.

21. Skinner S. Tractarians and the 'Condition of England': The Social and Political Thought of the Oxford Movement. Oxford: Clarendon Press, 2004. 330 p.

Статья поступила в редакцию 1 октября 2012 г.