Научная статья на тему 'РЕВИТАЛИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЯ ПЕРСИДСКОЙ МЕЧЕТИ В Г. АСТРАХАНИ)'

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЯ ПЕРСИДСКОЙ МЕЧЕТИ В Г. АСТРАХАНИ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
289
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / РЕВИТАЛИЗАЦИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / ПАМЯТНИК КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ПЕРСИДСКАЯ МЕЧЕТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Щербинина Александра Николаевна, Иглина Наталия Анатольевна, Сурикова Анастасия Алексеевна

Обосновывается значение памятников культовой архитектуры для духовной, культурной и общественной жизни города и его жителей. Отмечаются проблемы использования инвестиционных механизмов для финансирования восстановительных работ на данных объектах. Проводится анализ этнического и духовного разнообразия населения Астраханской области, обосновывается значение Персидской мечети для мусульманского общества. На основе архивных документов изучена история создания мечети, ее основные архитектурные и конструктивные характеристики, а также история эксплуатации мечети в XX в. Проведен анализ современного состояния Персидской мечети, выполнены обмеры, фотофиксация, выявлены дефекты в конструктивных элементах и декоративной отделке, сделан вывод о неудовлетворительном состоянии памятника. На основе изученного материала о старинных и современных религиозных постройках разработана концепция по целостной реконструкции здания Персидской мечети, включающая решения по воссозданию утраченных частей и элементов здания, таких как полусферический купол и четыре минарета по углам здания, а также общая концепция по возвращению объекту первоначального облика с учетом всех требований законодательства о работе с объектами культурного наследия. Разработан проект реконструкции и благоустройства внутридворовой территории мечети. Дано авторское определение термина «ревитализация» по отношению к объекту культовой архитектуры: возрождение объекта, сохранение его первоначальных функций и расширение их с учетом бережного отношения как к самому объекту, так и его целевому назначению. Предложены направления оплаты работ по восстановлению подобных объектов с участием средств религиозных организаций и объединений, граждан, а также привлечения финансирования со стороны муниципалитетов и/или органов власти федерального уровня с использованием федеральных целевых программ или субвенций. Предлагаются варианты использования памятников культовой архитектуры: по прямому назначению, а также в религиозном туризме для паломничества и в экскурсионно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Щербинина Александра Николаевна, Иглина Наталия Анатольевна, Сурикова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVITALIZATION AS TREND OF PRESERVING MONUMENTS OF RELIGIOUS ARCHITECTURE (CASE STUDY OF PERSIAN MOSQUE IN ASTRAKHAN)

The article focuses on the importance of religious architectural monuments for the spiritual, cultural and social life of the city and its inhabitants. There are highlighted the problems of using investment mechanisms to finance restoration works at these historical sites. The analysis of the ethnic and religious diversity of the population in the Astrakhan region is carried out, the significance of the Persian Mosque for the Muslim society is substantiated. On the basis of archival documents, the history of the mosque creation, its main architectural and structural characteristics, as well as the history of the mosque exploitation in the XX century are studied. The analysis of the current state of the Persian Mosque, measurements and photofixation were carried out, the defects in structural and decorative elements were revealed, and a conclusion about the unsatisfactory condition of the monument was made. According to the studied material on ancient and modern religious buildings, there has been developed a concept for the integral reconstruction of the Persian Mosque building including solutions for the reconstruction of lost parts and elements of the building, such as a hemispherical dome and four minarets at the corners of the building, as well as a general concept of retaining the original look of the object, taking into account all the legislation requirements for working with cultural heritage objects. A project of reconstructing and upgrading the inner yard of the mosque has been developed. The author’s definition of the term ‘revitalization’ regarding the object of cult architecture has been given as the revival of the object, preservation of its original functions and their expansion taking care both to the object and its mission. The types of financing the restoration works on similar objects include calling for funds of religious organizations and associations, citizens, as well as funding from municipalities and/or federal authorities, using the federal targeted programs or subventions. There are offered the alternatives of using the monuments of religious architecture: for their intended purpose, as objects of pilgrimage in religious tourism, objects of sightseeing and cultural education.

Текст научной работы на тему «РЕВИТАЛИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЯ ПЕРСИДСКОЙ МЕЧЕТИ В Г. АСТРАХАНИ)»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ SOCIAL SCIENCES AND THE HUMANITIES

Научная статья УДК 726.2

https://doi.org/10.24143/1812-9498-2022-2-54-62 EDN PONDQQ

Ревитализация как направление сохранения памятников культовой архитектуры (на примере здания Персидской мечети в г. Астрахани)

Александра Николаевна Щербинина1, Наталия Анатольевна Иглина2ш, Анастасия Алексеевна Сурикова3

12Астрах)бский государственный технический университет, Астрахань, Россия, eaglenat@mail.ru н

3К)спийский институт морского и речного транспорта им. генерал-адмирала Федор t Матвеевича Апраксина, филиал Волжского государственного университета водного транспорта, Астрахань, Россия

Аннотация. Обосновывается значение памятников культовой архитектуры для духовной, культурной и общественной жизни города и его жителей. Отмечаются проблемы использования инвестиционных механизмов для финансирования восстановительных работ на данных объектах. Проводится анализ этнического и духовного разнообразия населения Астраханской области, обосновывается значение Персидской мечети для мусульманского общества. На основе архивных документов изучена история создания мечети, ее основные архитектурные и конструктивные характеристики, а также история эксплуатации мечети в XX в. Проведен анализ современного состояния Персидской мечети, выполнены обмеры, фотофиксация, выявлены дефекты в конструктивных элементах и декоративной отделке, сделан вывод о неудовлетворительном состоянии памятника. На основе изученного материала о старинных и современных религиозных постройках разработана концепция по целостной реконструкции здания Персидской мечети, включающая решения по воссозданию утраченных частей и элементов здания, таких как полусферический купол и четыре минарета по углам здания, а также общая концепция по возвращению объекту первоначального облика с учетом всех требований законодательства о работе с объектами культурного наследия. Разработан проект реконструкции и благоустройства внутридворовой территории мечети. Дано авторское определение термина «ревитализация» по отношению к объекту культовой архитектуры: возрождение объекта, сохранение его первоначальных функций и расширение их с учетом бережного отношения как к самому объекту, так и его целевому назначению. Предложены направления оплаты работ по восстановлению подобных объектов с участием средств религиозных организаций и объединений, граждан, а также привлечения финансирования со стороны муниципалитетов и/или органов власти федерального уровня с использованием федеральных целевых программ или субвенций. Предлагаются варианты использования памятников культовой архитектуры: по прямому назначению, а также в религиозном туризме для паломничества и в экскурсионно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: объект культурного наследия, ревитализация, реставрация, памятник культовой архитектуры, Персидская мечеть

Для цитирования: Щербинина А. Н., Иглина Н. А., Сурикова А. А. Ревитализация как направление сохранения памятников культовой архитектуры (на примере здания Персидской мечети в г. Астрахани) // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2022. № 2 (74). С. 54-62. https://doi.org/10.24143/1812-9498-2022-2-54-62. EDN PONDQQ.

© Щербинина А. Н., Иглина Н. А., Сурикова А. А., 2022

Original article

Revitalization as trend of preserving monuments of religious architecture | (case study of Persian Mosque in Astrakhan)

i 5'

Aleksandra N. Shcherbinina1, Nataliia A. Iglina2m, Anastasiya A. Surikova3

l 5'

12Astrakhan State Technical University, N

Astrakhan, Russia, eaglenat@mailruM a

3Caspian Institute of Sea and River Transport after General-Admiral F. M. Apraksin, c?

branch of Volga State University of Water Transport, Astrakhan, Russia o __v

--po

Abstract. The article focuses on the importance of religious architectural monuments for the spiritual, cultural and so- .

cial life of the city and its inhabitants. There are highlighted the problems of using investment mechanisms to finance r

restoration works at these historical sites. The analysis of the ethnic and religious diversity of the population in the As- V

trakhan region is carried out, the significance of the Persian Mosque for the Muslim society is substantiated. On the l

basis of archival documents, the history of the mosque creation, its main architectural and structural characteristics, as a

well as the history of the mosque exploitation in the XX century are studied. The analysis of the current state of the |

Persian Mosque, measurements and photofixation were carried out, the defects in structural and decorative elements g

were revealed, and a conclusion about the unsatisfactory condition of the monument was made. According to the stud- |

ied material on ancient and modern religious buildings, there has been developed a concept for the integral reconstruc- o

tion of the Persian Mosque building including solutions for the reconstruction of lost parts and elements of the build- p

ing, such as a hemispherical dome and four minarets at the corners of the building, as well as a general concept of re- 3

taining the original look of the object, taking into account all the legislation requirements for working with cultural v

heritage objects. A project of reconstructing and upgrading the inner yard of the mosque has been developed. The au- g

thor's definition of the term 'revitalization' regarding the object of cult architecture has been given as the revival 3

of the object, preservation of its original functions and their expansion taking care both to the object and its mission. §

The types of financing the restoration works on similar objects include calling for funds of religious organizations and §

associations, citizens, as well as funding from municipalities and/or federal authorities, using the federal targeted pro- s

grams or subventions. There are offered the alternatives of using the monuments of religious architecture: for their in- r tended purpose, as objects of pilgrimage in religious tourism, objects of sightseeing and cultural education.

Keywords: object of cultural heritage, revitalization, restoration, monument of religious architecture, Persian Mosque

For citation: Shcherbinina A. N., Iglina N. A., Surikova A. A. Revitalization as trend of preserving monuments of religious architecture (case study of Persian Mosque in Astrakhan). Vestnik of Astrakhan State Technical University. 2022;2(74):54-62. (In Russ.). https://doi.org/10.24143/1812-9498-2022-2-54-62. EDN PONDQQ.

Введение димо не только сохранять памятники архитектуры,

Объекты культурного наследия (ОКН) - важ- но и включать их в экономическую жизнь города,

нейший актив современных городов. Помимо ис- чтобы они, по возможности, приносили опреде-

торического и культурного значения, наличие та- ленную прибыль в ходе эксплуатации для компен-

кого объекта оказывает влияние и на социокуль- сации расходов на их поддержание в удовлетвори-

турную жизнь региона и его экономическое разви- тельном состоянии.

тие. Наилучшим вариантом использования ОКН Особняком среди ОКН стоят памятники куль-

является их интеграция в хозяйственную жизнь товой архитектуры, которые представляют собой

муниципального образования, которая осуществ- богатейшие исторические источники. Они позво-

i о'

в

>

ляется посредством развития и культурного позна- ляют не только изучить архитектурные стили Г

к

вательного туризма. и художественные ценности определенного перио- £

а

Процессы реставрации ОКН, как и иные меро- да, но и имеют важное духовное, порой сакральное -В

приятия, связанные с их восстановлением, являют- значение для верующих.

ся весьма дорогостоящими и требуют активного Вместе с тем очевидно, что данные объекты

вовлечения органов власти и частных инвесторов. практически лишены коммерческого потенциала.

В том случае, если небольшая территория города По понятным причинам рассмотрение их как объ-

плотно застроена (зачастую подобная картина ектов для инвестирования не представляется воз-

наблюдается в исторических центрах городов) можным, что еще больше затрудняет производство

и большинство из объектов относится к памятни- работ по их восстановлению и сохранению,

кам архитектуры и градостроительства, мероприя- а в итоге приводит к их разрушению и утрате. тия, связанные с реставрационными работами, ста- Целью настоящего исследования является по-

новятся еще более затратными. Поэтому необхо- пытка привлечь внимание общества, и прежде все-

<

s &

с

и и

а

к к я

< <

о и

к §

я rt и S

ч

<

rt И S и

5

ю

6

го местных жителем, к активному участию в сохранении культурного наследия и его интеграции в социальную и культурную жизнь города (ревита-лизации).

В качестве объекта исследования был выбран памятник культовой архитектуры конца XIX в. «Здание Персидской мечети, г. Астрахань, ул. Епи-шина, 23 / Кирова, 40».

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

- исследование истории создания Персидской мечети и ее значения для мусульманского общества Астрахани;

- анализ современного состояния Персидской мечети;

- разработка эскизного проекта воссоздания мечети;

- обоснование применимости ревитализации по отношению к памятникам культовой архитектуры.

Персидская мечеть и ее значение для мусульманского общества Астрахани

Главное достоинство Астрахани и области - это искренний интерес и уважение ее жителей к другим культурам и религиям.

Численность населения Астраханской области, по данным Всероссийской переписи населения 2020 г., составляла 960 142 человек. Многонацио-нальность - одна из ключевых особенностей этого региона. В области живут представители более 100 этнических групп, действует порядка 20 религиозных конфессий, которые чтят свои традиции, помнят свои корни и сохраняют свое культурное наследие.

Что касается процентного соотношения национальностей, по данным переписи 2010 г., на территории проживают: русские - 72 %, казахи - 12 %, татары - 7 %, другие национальности (украинцы, чеченцы, азербайджанцы, калмыки, ногайцы, армяне и др.) - 9 % (от общей численности населения). Мусульманские этносы составляют 25 % от общей численности населения области.

Следует отметить, что роль исламского фактора в жизни региона в настоящее время все более возрастает. Так, к 2006 г. Астраханское региональное духовное управление мусульман насчитывало 58 общин, что составляет 30,1 % от общего числа религиозных объединений области.

В составе суннитского духовного управления гармонично функционирует шиитская религиозная организация, в основном состоящая из азербайджанцев и иранцев [1].

Наш регион без преувеличения можно назвать не только одним из самых многонациональных в стране, но и одним из самых богатых на всевозможные культурные и религиозные центры, к которым относится и Персидская мечеть.

Приведем краткую историческую справку.

Мечеть персидская построена в 1859 г. персами-шиитами и относится к историческим мечетям г. Астрахани.

Одно из первых упоминаний о персидской колонии купцов в г. Астрахани относится к первой половине XVII в. Во второй половине XVIII в. основная масса астраханских персов концентрируется уже за пределами центра города, в южной его части. Персы заселяют южную часть города, наряду с другими торгово-национальными слободами (Новоармянской, Татарской и др.), формируется персидская слобода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1859 г. в южной части города за Варвациевским каналом на территории слободы (ул. Паробичебугор-ная, которая позднее переименована в ул. Кирова) выстраивается кирпичное здание мечети [2]. Мечетью управлял особый совет. Желающим посетить Персидскую мечеть ради любопытства рекомендовалось вначале переговорить с муллою, членами совета или в крайнем случае с персидским консулом, а также соблюдать все правила поведения в мечети [3].

«При мечети было медресе - отдельная комната с циновками на полу, где учились дети от 6-8 лет. Из медресе можно было пройти в узкий сквозной коридор, отделяющий его от зимней молельни. Летняя молельня занимала верхний этаж, где в узенькой галерее, высматривающей на дворик своими разноцветными стеклами, правоверные пьют щербет и курят кальян в промежутках молитвы. Галерея ведет в прихожую, где снимают туфли и заходят в основное помещение. Это также большая, устланная циновками комната, где сидят или стоят правоверные лицом в нише в стене для муллы, наверху с противоположной стены решетчатые хоры, занавешенные тюлем, чтобы скрыть молящихся там женщин. Слева примыкало к стене возвышение или эстрада с несколькими уступами в виде лестницы. Летом на них сушились целые ворохи розовых листьев, которые употреблялись для щербета и других надобностей. В страстные дни, т. е. в течение 10 дней «Мухаррема», когда правоверные сокрушаются о своих грехах и страданиях своих святых, это место украшается коврами, шалями, различными драгоценностями, лампами и часами» [4].

1866 г. - на выкопировке мечеть показана с выходом восточной части участка на Паробичебугор-ную улицу [5].

1884 г. - Персидская мечеть располагалась в 5 участке, 14 околотке по Паробичебугорной, 42, по Петропавловско-Армянской, 22. На Агабабов-ской улице - частные домовладения [6].

Согласно архивным фотографиям конца XIX -начала XX в. здание мечети прямоугольного объема завершалось восьмериком, перекрытым куполом. По углам здания стояли 4 башни со смотровыми площадками. Главный вход на территорию

мечети был расположен, по-видимому, с ул. Пет-ропавловско-Армянской (Зои Космодемьянской), оформлен кирпичной оградой с деревянными воротами. По ул. Паробичебугорной ограда выпол-

нена деревянной резьбой с деревянной аркой ^

на столбах. е

Историческая фотофиксация мечети представ- 5

лена на рис. 1. а

5'

>

i

R

б

Рис. 1. Персидская мечеть: а - 1860 г.; б - конец XIX в. Fig. 1. The Persian Mosque: a - 1860; б - the end of the 19th century

В 1939 г. Персидская мечеть была закрыта, помещение было передано под цех швейной фабрики [7]. В июле 1976 г. Госинспекцией по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР согласован проект охранных зон г. Астрахани «Реставрация» (авторы - Д. К. Невалихин, В. П. Никитин, Л. О. Оскерко), в котором здание Персидской мечети имеет прямоугольную охранную зону, охватывающую восточную часть квартала с памятником и прилегающие участки улиц.

В 2018 г. губернатором А. А. Жилкиным документы на здание переданы Региональному духовному управлению мусульман Астраханской области [8].

В 1990-е гг. с увеличением притока мигрантов с Кавказа и Средней Азии усилилось этническое разнообразие астраханских мусульман, была образована община азербайджанцев-шиитов. Данная община формально входит в состав астраханского муфтията, но фактически самостоятельна. В составе суннитского духовного управления гармонично функционирует шиитская религиозная организация, в основном состоящая из азербайджанцев и иранцев [7].

В настоящее время между Астраханской областью и государствами Иран и Азербайджан активно развиваются отношения торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества.

Несмотря на то что ислам - самая молодая из мировых религий, она широко распространилась на территории Астраханской области, во многом определяя ее этнокультурный облик [9]. В наши дни с ростом миграционных процессов и межкуль-

турной интеграции роль изучения истории данной религии только возрастает.

Анализ современного состояния Персидской мечети

Персидская мечеть расположена по адресу: г. Астрахань, ул. Епишина, 23 / Кирова, 40, в глубине участка, в одном из регулярных вытянутых в широтном направлении кварталов в южной части города. Здание выделяется своим массивным объемом в окружающей застройке, состоящей из одно-, двухэтажных деревянных и кирпичных домов XIX в. Основные габариты: 24,5 х 18,45 м.

Прямоугольный в плане двухэтажный кирпичный оштукатуренный объем мечети, вытянутый с запада на восток, в прошлом завершался низким широким деревянным восьмериком, перекрытым куполом. По углам здания стояли деревянные оштукатуренные четырехгранные башни со смотровыми площадями вокруг них (площадки с парапетом держались на деревянных кронштейнах). Разборка перечисленных завершений памятника сильно исказила его внешний облик.

Характерной особенностью внутренней планировки в обоих этажах является наличие боковых (продольных - северной и южной) галерей и центральной галереи на поперечной оси здания в нижнем этаже. В поперечную галерею вели северный и южный входы в мечеть. Пространство нижнего этажа поперечной галереи разделялось на два крупных (западное и восточное) помещения. Два широких сквозных арочных проема галереи соединяли помещения между собой. В центре каждого

в

A

а

помещения сохранился квадратный столб, служивший опорой для крестовых сводов, перекрывавших оба помещения (эти своды отмечены на старом плане, хранящемся в архиве ГБУ АО «Бюро технической инвентаризации»). В настоящее время оба зала имеют плоские перекрытия.

Лестница на второй этаж размещена в западном конце северной галереи, также имеются наружные металлические лестницы. В торце здания пристроена наружная (эвакуационная) лестница с загрузочной площадкой и нерабочим грузовым подъемным устройством.

Основное пространство второго этажа (между боковыми галереями) - единый обширный зал. Крайние средние междустолпия верхних галерей перекрыты полуциркульными арками (арки средних междустолпий заложены).

Арочные окна памятника на продольных фасадах размещены по 7 осям. На поперечных фасадах -по два средних окна вверху. Четкое вертикальное членение фасадов по второму этажу организовано узкими пилястрами, раскреповывающими подоконную тягу и карниз архитрава. Угловые части всех фасадов и центральные части продольных фасадов (оси входов) выделены плоскими ушире-ниями, рустованными в нижнем этаже и декорированными широкими прямоугольными филенками. Выразительной деталью фасадов являются наличники верхних окон. Рустованное арочное обрамление этих окон опирается на узкие пилястры, фланкирующие проем. Внешнее обрамление составляют профилированные тяги, перекрещивающиеся дугообразные отрезки которых вверху образуют стрельчатую арку. Нижние окна обрамлены профилированными арочными тягами. Междуэтажный карниз и фриз здания, содержащий пояс «сухариков», раскреповываются по отмеченным фасадным уширениям. Венчающий карниз - деревянный, большого выноса. Наличие верхних окон, карниз архитрава и деревянный карниз побелены.

Крыша здания, устроенная на 4 ската в месте разобранного восьмерика, имеет усеченный верх. Размер кирпича: 23,5 х 11 (11,5) х 6 см.

В интерьере памятника сохранились прямоугольные окна с металлическими решетками (во внутренних продольных стенах, первый этаж).

Интерес представляет находящийся на территории мечети небольшой фонтан с кирпичным оштукатуренным парапетом сложной криволинейной конфигурации. Фонтан расположен вблизи восточной стены мечети на одной (продольной) оси с ней.

При осмотре здания установлено, что за время эксплуатации здания-памятника не производились надлежащим образом текущие и капитальный ремонты, обеспечивающие эффективную эксплуатацию объекта. Произведены реконструкции фасадов и внутренних помещений без учета архитектурных и конструктивных особенностей здания, что по-

влекло за собой значительный физический износ несущих конструкций и элементов. Некачественная реконструкция и неправильная эксплуатация здания-памятника привели к неудовлетворительному состоянию объекта, что подтверждается фотофиксацией (рис. 2).

Рис. 2. Персидская мечеть (15.05.2020): а - состояние внутренних помещений мечети; б - фасад по ул. Мусы Джалиля

Fig. 2. The Persian Mosque (15.05.2020): a - condition of the interior of the mosque; б - facade on Musa Jalil St.

К основным проблемам по воссозданию мечети на данный момент относится износ штукатурки фасадов, замусоренность территории памятника, пристроенная лестница, тамбур и двухэтажный туалет, оставшиеся после швейной фабрики, несовместимые с архитектурным обликом здания памятника и отрицательно влияющие на несущую способность и устойчивость кирпичных стен здания, ослабление несущей способности наружных стен непроектными оконными проемами, оставшимися также после перестройки мечети под швейную фабрику, большое количество внутренних и внешних трещин. Присутствуют высолы, выветривание

швов в кирпичной кладке стен с выпадением отдельных кирпичей, поражение гнилью стропильных конструкций крыши. Отсутствует восьмерик и минареты. В целом имеет место общий неудовлетворительный облик здания-памятника.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о серьезных масштабах повреждения здания Персидской мечети, которые без оперативного начала работ по ее реставрации неизбежно приведут к утрате данного ОКН.

Разработка эскизного проекта воссоздания Персидской мечети

В процессе разработки эскизного проекта воссоздания мечети при формировании архитектурного облика здания были учтены все факторы, полученные в ходе анализа и изучения имеющихся исторических данных и результатов проведенного обследования объекта.

На основе изученного материала о старинных и современных религиозных постройках разработана концепция по целостной реконструкции здания Персидской мечети, включающая решения по воссозданию утраченных частей и элементов здания, таких как полусферический купол и четыре минарета по углам здания, а также общая концепция по возвращению объекту культурного наследия первоначального облика с учетом всех требований законодательства о работе с ОКН.

Основной задачей разработки проекта целостной реконструкции Персидской мечети являлось возращение первоначальных планов и фасадов согласно сохранившимся историческим данным, а также благоустройство территории. Для полного восстановления требуется сохранение и бережное воссоздание исторического здания мечети, восстановление первоначальной планировки внутренних интерьеров объекта согласно современным требованиям и нормам.

В соответствии с имеющимися архивными данными на первом этаже здания-памятника располагалась школа-медресе, а на втором этаже происходили богослужения. Проект воссоздания мечети также предполагает восстановление медресе, оборудованное всеми необходимыми атрибутами для проведения занятий-уроков для мусульман. Площадь помещения под медресе составляет 89 м2. Также на первом этаже планируется оборудовать помещения для религиозных заседаний площадью 89 м2

На первом этаже мечети будут сохранены боковые галереи, которые также присутствовали на первоначальных планах здания, их площадь составляет 46 и 55 м2, санузлы предполагается выполнить на придворовой территории. Общая площадь первого этажа составляет 312,5 м2

Второй этаж представляет собой просторный зал для проведения богослужений площадью 237 м2, также имеющий боковые галереи площадью 54 и 32 м2, которые визуально создают особую атмосфе-

ру внутри помещения. Общая площадь второго этажа ^ составляет 323 м2 е

Эскизный проект воссоздания Персидской ме- П

чети представлен на рис. 3. а

>

Рис. 3. Эскизный проект по воссозданию Персидской мечети: а, б - перспективные изображения восстановленного облика здания; в, г - благоустройство территории

Fig. 3. Draft design of the Persian Mosque reconstructing: a, б - perspective images of the restored building; в, г - the mosque site landscaping

<

¡S &

с

и и

а

к к я

< <

о и

S

§

я rt и S

ч

<

rt И S и

5

ю

6

Фасад здания окрашен в белый и песочный цвета. Кровля окрашена в бирюзовый цвет, стены минарета - в голубой цвет.

На внутридворовой территории мечети сносу подлежат все ветхие и не представляющие интереса здания, находящиеся на территории объекта реконструкции.

Зданию мечети будет возвращено его первоначальное функциональное назначение - культовое сооружение для совершения религиозных обрядов. Кроме того, по согласованию мечеть может стать объектом духовного и культурно-исторического туризма в рамках программы изучения культурного и этнического разнообразия Астрахани и области.

Ревитализация памятников культовой архитектуры

Термин «ревитализация» (от латинского языка vita - жизнь) буквально можно трактовать как «возвращение к жизни». Основным принципом ревитализации как процесса является раскрытие новых возможностей старых форм с учетом их современных функций. Наиболее близок к данному понятию термин «регенерация», в урбанистике понимаемый как повышение качества городской среды, объединяющей рабочую, жилую и рекреационную функции. Кроме того, термин «ревитализация» применяется в проектах реконструкции городских территорий, реализуемых с привлечением коммерческого сектора к возрождению местной экономики.

В различных источниках ревитализация рассматривается как смена функционального назначения и полная реконструкция зданий. Ее основная задача заключается в том, чтобы раскрыть новые возможности старых территорий с сохранением их самобытности и аутентичности [10-12].

Безусловно, процесс полной реконструкции не может применяться к объектам культовой архитектуры, отнесенным к ОКН, во-первых, в силу законодательных ограничений, а во-вторых, из-за специфики самих объектов, имеющих большое духовное значение для верующих.

Перечисленные ограничения также препятствуют процессу рассмотрения проектов реконструкции такого рода зданий и сооружений в качестве инвестиционных проектов, способных не только окупить затраты на восстановительные работы, но и принести прибыль в ходе эксплуатации. В этой связи в настоящем исследовании термин «ревитализация» авторы определяют как возрождение объекта, сохранение его первоначальных функций и расширение их с учетом бережного отношения как к самому объекту, так и его целевому предназначению. При этом повышение ценности объекта и прилегающей территории для города и его жителей, так называемая ревалоризация, будет логичным следствием данного процесса.

Процесс ревитализации памятников культовой архитектуры неизбежно связан с дорогостоящими реставрационными работами, финансирование которых за счет привлечения инвестиционного капитала, как было сказано выше, практически невозможно по причине ограничений в коммерческой эксплуатации объектов. Не все религиозные организации и объединения обладают достаточными средствами для финансирования подобных работ. И даже сбор пожертвований от частных лиц не решит проблему. Так, возвращаясь к Персидской мечети, отметим, что численность в Астраханской области мусульман-шиитов невелика, и они не в силах на собственные средства восстановить данный объект.

В этой связи ревитализация памятников культовой архитектуры невозможна без привлечения финансирования со стороны муниципалитетов и/или органов власти федерального уровня через федеральные целевые программы или субвенции.

Заключение

Важно отметить, что Персидская мечеть как ОКН соединяет в себе четыре вида общественных ценностей:

- историческую, поскольку она несет в себе память о былых событиях нашего города;

- эстетическую, т. к. представляет собой единый архитектурный ансамбль с исторической частью города;

- научную ценность - изучение мечети дает достоверные знания о культуре прошлых веков;

- духовную ценность, поскольку мечеть является важной частью истории и религии для мусульман-шиитов.

Именно поэтому данный памятник культовой архитектуры необходимо сохранить. Одним из методов сохранения здания может стать ревитализация, т. е. сохранение ОКН и его интеграция в социокультурную жизнь города. Под архитектурной ревитализацией следует понимать процесс оживления памятника, направленный на возрождение в нем общественной жизни, с сохранением его функционального назначения как ценного историко-культурного объекта.

Ревитализированная мечеть может служить разным целям: религиозным (по своему прямому назначению), культурным или рекреационным (музеефикация), общественным (как место, объединяющее горожан). Особенность ревитализации в том, что вышеназванные цели могут быть удачно совмещены с сохранением исторического здания.

Помимо вышеперечисленного, ревитализация Персидской мечети будет способствовать развитию культурно-познавательного туризма, который является важным направлением в жизни Астраханского региона, способствуя культурному взаимодействию народов, повышению узнаваемости областного центра, сохранению нематериального наследия.

В целом процесс ревитализации памятников рической ценности ОКН, но и как механизм, форми-культовой архитектуры имеет важнейшее значение рующий культурную идентичность города и повы-не только с позиций сохранения религиозной и исто- шающий его туристическую привлекательность.

Список источников

1. Викторин В. М. Ислам в Астраханском регионе. М.: Логос, 2008. 96 с.

2. Паспорт «Персидская мечеть», 1859 г., ул. Епи-шина, 23». М., 1976. URL: http://nasledie-archive.ru/objs/3000055000.html# (дата обращения: 15.08.2022).

3. Штылько А. Н. Иллюстрированная Астрахань. Очерки прошлого и настоящего города, его достопримечательности и окрестности. Саратов: изд. авт., 1898. 205 с.

4. Персидская Астрахань. Ч. 5 // Астраханский листок. URL: https://astralist.info/archives/24210 (дата обращения: 10.08.2022).

5. Выкопировка из плана города Астрахань 1866 г. // Государственный архив Астраханской области (ГААО). 1866. Ф. 3. Д. 160. Л. 13.

6. Таблица домов и улиц города Астрахани. Астрахань: Изд. Астрахан. губерн. стат. комитета, 1884. 158 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сызранов А. В. Ислам в Астраханском крае: история и современность: моногр. Астрахань: Астрахан. ун-т, 2007. 181 с.

8. В Астрахани Персидскую мечеть вернули верующим / Ислам в Астраханском регионе.

URL: https://www.islam30.ru/news/astrakhan/288-v-astrakhani-persidskuyu-mechet-vernuli-veruyushchim (дата обращения: 18.08.2022).

9. Алимова Д. А., Руденко М. Н. Проблема функциональной роли религии в современном обществе // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2017. № 1 (63). С. 114-120.

10. Яськова Н. Ю., Болвачев Д. А. Воссоздание объектов культурного наследия с сохранением предметов охраны, как альтернатива реставрации ветхих зданий // Степановские чтения - 2018: экономика и управление в строительстве: сб. докл. участников Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 04 апреля 2018 г.). М.: Изд-во МИСИ-МГСУ, 2018. С. 173-175.

11. Бородов В. Е. Основы реконструкции и реставрации: укрепление памятников архитектуры: учеб. пособие. Йошкар-Ола: Изд-во ПГТУ, 2015. 180 с.

12. Старицына А. А., Мартыненко Е. А., Вахрушева С. В., Птухина И. С. Анализ существующей политики в области сохранения и регенерации объектов культурного наследия // StudArctic forum. 2017. Вып. 1 (5). С. 1-14.

References

1. Viktorin V. M. Islam v Astrakhanskom regione [Islam in Astrakhan region]. Moscow, Logos Publ., 2008. 96 p.

2. Pasport «Persidskaia mechet'», 1859 g., ul. Epishi-na, 23» [Passport: Persian Mosque, 1859, Epishina St., 23]. Moscow, 1976. Available at: http://nasledie-archive.ru/objs/ 3000055000.html# (accessed: 15.08.2022).

3. Shtyl'ko A. N. Illiustrirovannaia Astrakhan'. Ocherki proshlogo i nastoiashchego goroda, ego dostoprimecha-tel'nosti i okrestnosti [Illustrated Astrakhan. Essays on past and present of city, its sights and surroundings]. Saratov, izd. avt., 1898. 205 p.

4. Persidskaia Astrakhan' [Persian Astrakhan]. Part 5. Astrakhanskii listok. Available at: https://astralist.info/ archives/24210 (accessed: 10.08.2022).

5. Vykopirovka iz plana goroda Astrakhan' 1866 g. [A copy from the plan of the city of Astrakhan in 1866]. Gosudarstvennyi arkhiv Astrakhanskoi oblasti (GAAO), 1866, f. 3, d. 160, l. 13.

6. Tablitsa domov i ulits goroda Astrakhani [Table of houses and streets of Astrakhan City]. Astrakhan', Izd. Astrakhan. gubern. stat. komiteta, 1884. 158 p.

7. Syzranov A. V. Islam v Astrakhanskom krae: istoriia i sovremennost': monografiia [Islam in the Astrakhan Region: History and Modernity: monograph]. Astrakhan', Astrakhanskii universitet Publ., 2007. 181 p.

8. V Astrakhani Persidskuiu mechet' vernuli ve-ruiushchim [Persian mosque was returned to believers in Astrakhan,]. Islam v Astrakhanskom regione. Available at:

https://www.islam30.ru/news/astrakhan/288-v-astrakhani-per sidskuyu-mechet-vernuli-veruyushchim (accessed: 18.08.2022).

9. Alimova D. A., Rudenko M. N. Problema funktsion-al'noi roli religii v sovremennom obshchestve [Functional role of religion in modern society]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2017, no. 1 (63), pp. 114-120.

10. Ias'kova N. Iu., Bolvachev D. A. Vossozdanie ob"ektov kul'turnogo naslediia s sokhraneniem predmetov okhrany, kak al'ternativa restavratsii vetkhikh zdanii. Ste-panovskie chteniia - 2018: ekonomika i upravlenie v stroitel'stve [Reconstruction of objects of cultural heritage with preserving protected objects as alternative to restoration of dilapidated buildings. Stepanov Readings - 2018: economics and management in construction]. Sbornik dokladov uchastnikov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii (Moskva, 04 aprelia 2018 g.). Moscow, Izd-vo MISI-MGSU, 2018. Pp. 173-175.

11. Borodov V. E. Osnovy rekonstruktsii i restavratsii: ukreplenie pamiatnikov arkhitektury: uchebnoe posobie [Fundamentals of reconstruction and restoration: strengthening architectural monuments: textbook]. Ioshkar-Ola, Izd-vo PGTU, 2015. 180 p.

12. Staritsyna A. A., Martynenko E. A., Vakhrusheva S. V., Ptukhina I. S. Analiz sushchestvuiushchei politiki v oblasti sokhraneniia i regeneratsii ob"ektov kul'turnogo naslediia [Analysis of current policy of conservation and regeneration of cultural heritage objects]. StudArctic forum, 2017, iss. 1 (5), pp. 1-14.

i

5' s

LL s

?» S

i о'

в

s 00 r

Статья поступила в редакцию 24.10.2022; одобрена после рецензирования 11.11.2022; принята к публикации 18.11.2022 The article was submitted 24.10.2022; approved after reviewing 11.11.2022; accepted for publication 18.11.2022

Информация об авторах / Information about the authors

Александра Николаевна Щербинина - доцент кафедры архитектуры; Астраханский государственный технический университет; asherbinina893@gmail.com

Наталия Анатольевна Иглина - кандидат экономических наук, доцент; заведующий кафедрой архитектуры; Астраханский государственный технический университет; eaglenat@mail.ru

Анастасия Алексеевна Сурикова - преподаватель факультета среднего профессионального образования; Каспийский институт морского и речного транспорта им. генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, филиал Волжского государственного университета водного транспорта; surikov.1996@mail.ru

Aleksandra N. Shcherbinina — Assistant Professor of the Department of Architecture; Astrakhan State Technical University; asherbinina893@gmail.com

Nataliia A. Iglina — Candidate of Sciences in Economics, Assistant Professor; Head of the Department of Architecture; Astrakhan State Technical University; eaglenat@mail.ru

Anastasiya A. Surikova — Lecturer; Faculty of Secondary Vocational Education; Caspian Institute of Sea and River Transport after General-Admiral F. M. Apraksin, branch of Volga State University of Water Transport; surikov.1996@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.