Научная статья на тему 'Архитектура мечетей Астрахани XIX - начала XX В. : историко-стилевой аспект'

Архитектура мечетей Астрахани XIX - начала XX В. : историко-стилевой аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
17
Поделиться
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ В АСТРАХАНСКОМ РЕГИОНЕ / ОБРАЗЦОВЫЕ ПРОЕКТЫ МЕЧЕТЕЙ / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЪЁМНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ В АРХИТЕКТУРЕ МЕЧЕТЕЙ АСТРАХАНИ XIX НАЧАЛА XX В / ISLAM IN ASTRAKHAN REGION / MODEL PROJECTS OF MOSQUES / ALL-RUSSIAN VOLUMETRIC-COMPOSITIONAL TREND / CHARACTERISTIC FEATURES IN ARCHITECTURE OF ASTRAKHAN MOSQUES IN THE XIX EARLY XX CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондарева Надежда Ивановна, Толпинская Татьяна Павловна

В статье исследованы наиболее важные особенности архитектуры мечетей Астрахани, возведённых в XIX начале XX в. Затронут вопрос о том, что они являются примером общероссийской стилевой и объёмно-композиционной направленности, существовавшей в архитектуре дореволюционной России. Рассмотрение объёмно-композиционных, стилевых и декоративных компонентов ряда исторических мечетей позволило выявить наиболее характерные историко-стилевые черты в облике представленных архитектурных объектов и внести определённый вклад в формирование общей картины развития архитектуры Астрахани.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бондарева Надежда Ивановна, Толпинская Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ARCHITECTURE OF ASTRAKHAN MOSQUES IN THE XIX - EARLY XX CENTURY: HISTORICAL-STYLE ASPECT

The article investigates the most important features of the architecture of Astrakhan mosques built in the XIX early XX century. The authors argue that they are an example of the all-Russian style and volumetric-compositional trend that existed in the pre-revolutionary Russian architecture. The consideration of the volumetric-compositional, style and decorative components of a number of historical mosques makes it possible to reveal the most typical historical-style features in the appearance of the presented architectural objects and to make certain contribution to the formation of the overall picture of Astrakhan architecture development.

Текст научной работы на тему «Архитектура мечетей Астрахани XIX - начала XX В. : историко-стилевой аспект»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.4.30

Бондарева Надежда Ивановна, Толпинская Татьяна Павловна

АРХИТЕКТУРА МЕЧЕТЕЙ АСТРАХАНИ XIX - НАЧАЛА XX В.: ИСТОРИКО-СТИЛЕВОЙ АСПЕКТ

В статье исследованы наиболее важные особенности архитектуры мечетей Астрахани, возведённых в XIX -начале XX в. Затронут вопрос о том, что они являются примером общероссийской стилевой и объёмно-композиционной направленности, существовавшей в архитектуре дореволюционной России. Рассмотрение объёмно-композиционных, стилевых и декоративных компонентов ряда исторических мечетей позволило выявить наиболее характерные историко-стилевые черты в облике представленных архитектурных объектов и внести определённый вклад в формирование общей картины развития архитектуры Астрахани. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2019/4/30.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 4. C. 146-152. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Visual, Decorative and Applied Arts and Architecture

УДК 72.03 Дата поступления рукописи: 04.12.2018

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.4.30

В статье исследованы наиболее важные особенности архитектуры мечетей Астрахани, возведённых в XIX- начале XX в. Затронут вопрос о том, что они являются примером общероссийской стилевой и объёмно-композиционной направленности, существовавшей в архитектуре дореволюционной России. Рассмотрение объёмно-композиционных, стилевых и декоративных компонентов ряда исторических мечетей позволило выявить наиболее характерные историко-стилевые черты в облике представленных архитектурных объектов и внести определённый вклад в формирование общей картины развития архитектуры Астрахани.

Ключевые слова и фразы: ислам в астраханском регионе; образцовые проекты мечетей; общероссийская объёмно-композиционная направленность; характерные черты в архитектуре мечетей Астрахани XIX - начала XX в.

Бондарева Надежда Ивановна, к. пед. н. Толпинская Татьяна Павловна

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет nadezhda27@mail. т; kafdrr@aucu. т

АРХИТЕКТУРА МЕЧЕТЕЙ АСТРАХАНИ XIX - НАЧАЛА XX В.: ИСТОРИКО-СТИЛЕВОЙ АСПЕКТ

В современных отечественных научных исследованиях (И. К. Загидуллин, Е. И. Кононенко, С. М. Червонная и др.) всё большую популярность получают работы, посвящённые историческим и архитектурным особенностям мечетей и других культовых построек ислама на территории разных регионов дореволюционной России. Это способствует сохранению отечественного культурного наследия, а также созданию целостного представления о том, как развивалась архитектура ислама на территории России. Статья кратко освещает архитектуру мечетей Астрахани XIX - начала XX в. Данная тема пока недостаточно изучена, что определяет её актуальность по ряду причин. Во-первых, работа по данной тематике внесёт определённый вклад в формирование целостного представления об исламском искусстве в России. Во-вторых, поможет сформировать общую картину развития архитектуры Астраханского региона. Таким образом, целью данного исследования станет выявление наиболее ярких историко-стилевых характеристик в архитектуре мечетей Астрахани XIX - начала XX в. Речь пойдёт о мечетях, размещенных в исторических районах города и тесным образом связанных с его культурой.

Астраханская область, граничащая с Северным Кавказом, Калмыкией, Казахстаном, обладает уникальной культурой. Это отражается в этнической многоликости и неоднородном религиозном составе её жителей, где ислам занимает значимое место. Об особенностях истории возникновения и развития в Астрахани мусульманства написано в различных источниках: в ранней мемуарно-описательной литературе иностранных путешественников (Э. Дженкинсон, А. Олеарий, П. Флеминг, К. Бруни, А. Дюма), в экспедиционных материалах немецкого натуралиста С. Г. Гмелина, а также в современных региональных исторических исследованиях (Д. В. Васильев, В. М. Викторин, В. И. Зайцев, В. П. Никитин, А. В. Сызранов и др.).

С момента основания русской Астрахани на левом берегу Волги (1558) наблюдается активный приток представителей самых разных этнических групп, исповедующих ислам. К ним относятся полукочевые ногайцы, джетисанцы (беженцы с Урала), бухарские и гилянские купцы (выходцы из Бухарского ханства и северного Ирана), мултанские и агрыжанские купцы (ведут своё начало от приехавших из Индии торговцев,

перешедших из индуизма в ислам), казанские татары (обосновались после пребывания в Астрахани Петра I в 1722 г.). Все они формировали местную исламскую идентичность и традиции [4, с. 21-32]. Ко второй половине XVШ в. на территории Астраханской губернии были образованы исламские общины, а в 1788 г. указом Екатерины II они были отданы в подчинение Уфимского духовного магометанского законного собрания. К середине XIX в. в губернии насчитывалось 63 мечети, из них в Астрахани - восемь, а в 1910 г. в городе их стало восемнадцать [11, с. 121]. Все вышеназванные и другие процессы способствовали становлению и укреплению исламской культуры в Астраханском регионе, где сам факт строительства мечетей имел огромное значение. Для градостроительной ситуации возведение мечетей являлось предметом согласования о месте застройки того или иного земельного участка. Район Астрахани, где сосредоточена основная часть рассматриваемых мечетей, находится на территории Татарской слободы, где проживали переселившиеся из Хаджи-Тархана татары [6, с. 186].

Далее кратко коснёмся вопроса о ситуации со строительством мечетей в дореволюционной России. Чиновники Российской империи, разрешая религиозные собрания мусульман, жёстко контролировали процессы возведения мечетей [7, с. 195]. Несмотря на то, что в Российской империи мусульмане принадлежали к разным направлениям, братствам и догматическим школам, это не выразилось в стилистическом или объёмно-планировочном разнообразии архитектуры мечетей, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, руководством российского государства активно проводилась строгая политика, диктующая исключительно образцовое проектирование мечетей с ориентацией на православную архитектуру. В 1742 г. издаётся указ, запрещающий строительство мечетей в поселениях, где вместе с православными проживают и мусульмане. В 1756 г. были сделаны некоторые уступки, и этот указ отменяется. В 1782 г. Екатерина II обязывает местную полицию осуществлять надзор за сооружением мечетей. В 1829 г. разрабатывается образцовый проект с крестообразным планом для татарских мечетей. При Николае I в разработанных Строительным комитетом образцовых проектах мечетей, при сохранении крестообразного плана, исключается наличие минаретов, что вызывает протестные настроения у мусульман. В 1844 г. Управлением путей сообщений и публичных зданий разрабатываются новые образцовые проекты деревянных и каменных мечетей для губернских городов с высокой башней-минаретом в северной части здания над притвором. Также были разработаны образцовые проекты с двумя-четырьмя небольшими башенками-минаретами [13, с. 157].

Во-вторых, отсутствие характерных черт исламских традиций (прямоугольные дворы с фонтаном или водоёмом, здания айванного типа и др.) в архитектуре мечетей на территории дореволюционной России обусловливалось ограничениями в получении светского художественного образования мусульманами. Это заключалось в религиозном запрете последним осваивать базовую часть программы Академии художеств и художественно-ремесленных классов, где обязательной составляющей было обучение изображению человеческого тела и библейских сюжетов. Получение мусульманами художественного образования в странах Ближнего (Арабского) Востока было крайне сложно. И только в системе медресе и мектебе велось обучение орнаменту и арабской каллиграфии, что со временем сумело, пусть даже и скромно, реализоваться в ходе внутреннего оформления мечетей [3, с. 12]. В докторском исследовании Н. Х. Халитова о мусульманской культовой архитектуре Волго-Камья IX - начала XX в., где изучены генезис, этапы, типологические особенности мечетей, отмечается, что строительство татарских мечетей явилось своеобразным полигоном, где русские архитекторы отрабатывали своё мастерство, что в архитектуре казанских мечетей стилистика классицизма «разбавлена» деталями восточного декора [12, с. 30]. Однако в современных исследованиях, рассматривающих проблемы интерпретации архитектуры мечетей, указывается, что как архитектурное сооружение мечеть ненормативна, и какие-либо её характеристики не закреплены в священных или правоустанавливающих текстах [9]. Таким образом, в исламской архитектуре Российской империи образцовые проекты мечетей сумели получить своё интересное архитектурно-художественное решение и стать частью отечественного культурного наследия. В Астрахани к таким мечетям относятся: Белая мечеть (ул. Зои Космодемьянской, 41/15), Персидская мечеть (ул. Кирова, 40), Чёрная мечеть (ул. Зои Космодемьянской, 48), Центральная мечеть (ул. Казанская, 62), Бакы-мечеть (ул. Бакинская, 141), мечеть на Больших Исадах (ул. Красная набережная, 112). Кратко рассмотрим архитектуру этих мечетей.

Белая мечеть (Ак-мечеть) - одна из красивейших мечетей Астрахани. Первое упоминание о ней зафиксировано в работах академика С. Г. Гмелина (1777), который пишет о ней как о деревянной [5, с. 215]. А исследователь И. В. Равинский в 1809 г. отзывается о ней как о самой красивой мечети в Астрахани [10, с. 351]. В 1810 г. Белая мечеть перестраивается в камне [2, с. 86], имеется в виду, что она строится уже из кирпича. Имамами, осуществлявшими руководство Белой мечетью в течение XIX - начала XX в., были представители Бухарских татар - семья Ходжаевых. С тридцатых годов двадцатого столетия Белая мечеть, как и многие культовые сооружения Астрахани, стала использоваться не по назначению, подвергаясь многочисленным переделкам, утрачивая свой архитектурный облик (уничтожение минарета и михраба, возведение перекрытий в южной части молельного зала и т.д.). И только в 2000 г. начались реставрационные мероприятия по восстановлению мечети, в которых на завершающем этапе приняли активное участие казанские специалисты. Сейчас Белая мечеть находится в прекрасном состоянии, в ней проводятся службы по правилам ха-нафитского мазхаба. Архитектура Белой мечети основана на образцовых проектах, имеет купольно-осевой характер схемы с двухъярусным минаретом над входом и гумбазом над молельным залом. Среди всех сохранившихся так называемых исторических мечетей Астрахани Белая мечеть в наибольшей степени тяготеет

к православным традициям храмостроения. В этом смысле чётко читаются объёмы «крыльца», «притвора», «трапезной», «основной части храма» и «апсиды». В стилевом отношении её архитектуру можно смело причислить к позднему классицистическому направлению, что подтверждается штукатурной отделкой, мотивом арочных окон притворной части, наличием строгих пилястр во всех объёмах храма, фронтончиками над окнами минарета, филёнками, изящными фонарями на гумбазе и куполе минарета. Невероятно изящен объем трёхсветного молельного зала. Его красоту подчёркивает композиция витражных оконных проёмов, высокие строгие пилястры, большое полуциркульное витражное окно и лазурно-голубой гумбаз, который эффектно завершают фонарик, позолоченная сфера и полумесяц. Внутреннее пространство здания наполнено мягким светом, изящные колонны и пилоны удерживают антресольные галереи, где находится женская молитвенная часть мечети. Михраб украшен мозаикой с изображением Каабы, арабской каллиграфией и растительным орнаментом (см. Рис. 1, 2).

Персидская мечеть, построенная персами-шиитами, также относится к так называемым историческим мечетям Астрахани. Появление персов в Астраханском регионе обусловлено торговыми связями русских с Ираном. Активизация русско-персидских отношений усилилась после знаменитых персидских походов Петра Великого [8, с. 202]. Позже в Астрахани создаётся персидское общество, на средства которого в 1860 г. была построена мечеть из кирпича. Здание мечети представляло собой кубический объём с невысокими минаретами по углам здания и полусферическим куполом в центре, установленным на восьмерике. Архитектура здания персидской мечети была решена в эклектическом стиле и напоминала о некоторых известных архитектурных сооружениях. С одной стороны, кубический объём, купол и четыре башни минаретов ориентировались на композиционную идею Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, а с другой -эти же башенки-минареты намекали на традицию иранской архитектуры, где по углам зданий мечетей или мавзолеев устанавливаются небольшие вертикальные объёмы. Фасады Персидской мечети были украшены квадровым рустом, профилированными межэтажными поясками, тосканскими пилястрами, мотивами стрельчатых арок. В 1939 г. мечеть была закрыта. В дальнейшем здание подвергалось многочисленным перестройкам, там располагались цех швейной фабрики и другие организации. Персидская мечеть - единственная из рассматриваемых нами мечетей пока не смогла приблизиться к былому состоянию, так как в ней не проводились реставрационные мероприятия (см. Рис. 3, 4).

Чёрная мечеть (Кара-мечеть), название которой напоминает о Чёрном Камне Каабы, относилась к соборной мечети Бухарского двора, до начала 1880-х гг. была деревянной. В конце XIX в. перестроена в кирпич на средства татарских купцов. До революции при Чёрной мечети действовали мектебе и медресе. В газете «Астраханский листок» от 6 ноября 1912 г. было написано, что в училище при Кара-мечети проходят обучение 400 мусульманок, которые получают образцовые знания по рукоделию и кулинарному искусству [1]. В 1930-х гг. мечеть закрывается, здание передаётся татарской школе (до 1975 г.), после в нём размещается горкоммунхоз и психоневрологический диспансер. В 1993 г. в здании происходит пожар, а в 2004 г. начинается восстановление Чёрной мечети. Архитектура Чёрной мечети является примером отхода от трёхчаст-ной композиции, вменявшейся в качестве образцовых проектов и характерной для русских православных приходских храмов. Являясь примером комплексной застройки участка культовыми зданиями (мечеть, школа), имея двухчастную объёмно-пространственную композицию, мечеть состояла из двухсветного зала для молельни, делившегося, в свою очередь, на две половины (северную - женскую и южную - мужскую), примыкавшего к нему трёхъярусного минарета с северной стороны и полукруглого михраба с южного фасада. Чёрная мечеть, построенная в пропорциях классицистического стиля, оштукатурена и окрашена. На основном объёме здания установлен невысокий восьмерик, на котором высится восьмигранный купол, завершающийся сферой и полумесяцем. Фасады мечети отличаются лаконичным декором, их украшают элегантные сандрики на кронштейнах, плоские полуналичники, подоконная тяга первого этажа, профилированный межэтажный карниз, двойные окна второго этажа с полуциркульными перемычками. Особенно наряден трёхъярусный минарет. Его выразительность определяют горизонтальный руст, фриз и лучковые перемычки первого яруса, стрельчатые оконные проёмы, полуналичники на пилястрах, геометрический орнамент третьего яруса, балконы-шерфе с металлическими ажурными ограждениями, завершающие первый и второй ярус, а также сфероконический купол со шпилем и полумесяцем (см. Рис. 5, 6).

Центральная мечеть (Кызыл-мечеть, или Вагап-мечеть) расположена на территории Татарской слободы. Постройка нынешнего здания мечети относится к концу XIX в. (1898), оно возведено на средства татарского муллы Абдрахмана Абдулы Вагапа Алиева и татарского купца Шакира Казакова [2, с. 89]. Здание построено по купольно-осевой схеме, относится к образцовым проектам 1844 г. В объёмно-композиционном решении представляет собой примыкающий объём восьмигранного двухъярусного минарета к основному прямоугольному двухсветному объёму молельного зала, на котором возвышается гумбаз. Завершается (по южному фасаду) невысоким полуцилиндрическим объёмом михраба, который украшен полуциркульным витражным окном. Архитектурную стилистику Центральной мечети можно отнести к кирпичному стилю, в котором в то время строились многие общественные и культовые здания Астрахани. Полихромность мечети поддерживается сочетанием красного (основной цвет здания), зелёного (крыша, гумбаз и конха апсиды), белого цвета (сандрики, карнизы, другие декоративные элементы) и многочисленными витражными окнами, которые мягко освещают интерьер. Несмотря на то, что Центральная мечеть построена по образцовому проекту, её декор и другие элементы вносят в образ здания явные черты исламской архитектуры. К ним можно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отнести круглые подковообразные сандрики оконных проёмов, выделяющиеся белым цветом на красных стенных массивах, мотивы килевидных арок над входом в мечеть и центральными (северными) окнами, изящный обходной балкон-шерфе минарета, купол в стиле гумбаза, полумесяц и сферу в навершиях купола и минарета, михраб. Сочетание красно-зелёного цвета отвечает одной из традиций архитектуры мечетей XIX в. Российской империи (см. Рис. 7, 8).

Бакы-мечеть (Криушинская мечеть) вначале строилась для татар-суннитов. Нынешнее здание возведено в 1907 г. на месте молитвенного дома. С тридцатых до конца девяностых годов ХХ в. использовалась не по назначению, постепенно утратила интерьеры и минарет. В 1987 г. мечеть перенесла пожар, что ещё больше усугубило её состояние. С 2004 г. начинаются реставрационные работы по восстановлению мечети, после чего её передают шиитской азербайджанской общине [4, с. 20]. Бакы-мечеть построена по ку-польно-осевой схеме. Фасадная композиция большого кубического двухсветного объёма мечети зрительно разделяется на два яруса. Верхний ярус основного объёма здания динамичен и выразителен за счёт ритма окон-люкарен с расстекловкой центрического типа. Эти окна щедро освещают пространство антресольной галереи мечети. Характер нижнего яруса основного объёма здания задаётся ритмом килевидного обрамления над большими полуциркульными окнами. Здание построено из кирпича и окрашено в красный цвет. Фасады здания имеют гармоничное горизонтальное и вертикальное членение, а кирпичный орнамент говорит о хорошем уровне астраханских строителей. Декоративные металлические вазоны (появились после реставрационных мероприятий), украшенные разноцветным стеклом и поставленные по углам основного объёма здания, несомненно, являются оригинальной репликой, отсылающей к персидскому стилю исламской архитектуры (см. Рис. 9, 10).

Мечеть на Больших Исадах, построенная в 1898-1900 гг., вначале носила название Красной мечети. В её нынешнем официальном названии звучит ещё одно из исторических мест Астрахани - Большие Иса-ды. Это старинный базар города, располагавшийся в его восточной части на берегу реки Кутума. После закрытия мечети (1935) в здании располагался Дом санитарного просвещения. С 1993 г. мечеть стала постепенно восстанавливаться. В конце XX - начале XXI в. она получает новое название - Кавказская мечеть, так как её приход составляют активно прибывающие в Астрахань выходцы из Северного Кавказа. Мечеть передаётся их общине, и службы проводятся для суннитов шафиитского толка [Там же, с. 19]. Начинаются активные работы по восстановлению мечети. Её здание с северо-восточной стороны дополняется новым объёмом, а прилегающая территория расширяется и благоустраивается. До реконструктивных мероприятий архитектура и декор мечети на Больших Исадах во многом повторяли Криушинскую, ныне Бакы-мечеть. После проведённой реконструкции (2005 г.), когда с северо-восточной части к ней был пристроен кубический объём, в точности повторяющий архитектуру старого объёма, включая и его купольную часть, мечеть получила неожиданное архитектурное решение. В плане она стала представлять собой два соединенных квадрата, объединенных сквозным коридором. В композиционном отношении здание стало выглядеть как вытянутый прямоугольный объём, завершающийся двумя одинаковыми куполами и вместившимся между ними высоким двухъярусным минаретом с изящным металлическим обходным балконом-шерфе. Декор здания дополнили эффектные вазоны по углам здания, выполненные из оцинкованной стали и украшенные разноцветным стеклом (см. Рис. 11, 12).

Рисунок 1. Белая мечеть. Продольный разрез, выполненный в НИПФ «Ярконон»

Рисунок 2. Белая мечеть. Северо-западный фасад. Фото 2017 г.

Рисунок 3. Персидская мечеть. Из коллекции старинных фотографий

Рисунок 4. Персидская мечеть. Реконструкция К. Прошуниной

Рисунок 5. Чёрная мечеть. Восточный фасад, выполненный в НИПФ «Ярконон»

Рисунок 6. Чёрная мечеть. Северо-восточный фасад. Фото 2016 г.

Рисунок 7. Центральная мечеть. Северный фасад. Фото 2015 г.

Рисунок 8. Интерьер молитвенного зала. Фото 2017 г.

Рисунок 11. Мечеть на Больших Исадах. Рисунок 12. Мечеть на Больших Исадах

Из коллекции старинных фотографий после реконструкции. Фото 2015 г.

Подводя итоги статьи об архитектуре исторических мечетей Астрахани, отметим следующее. Во-первых, архитектура астраханских мечетей XIX - начала XX в. основана на общероссийской стилевой и объёмно-композиционной направленности, так как их возведение регламентировалось государственными указами и предписаниями. Во-вторых, для астраханских мечетей характерны такие черты, как купольно-осевая схема постройки; вертикаль высокого ствола минарета, примыкающего к основному двухсветному объёму молельного здания, напоминающего колокольню; изящность металлического обходного балкона-шерфе; грациозность конусо-сферического купола минарета; направленный на юго-запад михраб, решённый в форме выступающего из основного объёма здания полуцилиндра. В-третьих, внутреннее пространство ряда астраханских исторических мечетей характеризуется колонной планировкой с антресольными галереями, где, как правило, находится женская часть мечети. В-четвёртых, рассмотренные мечети являются архитектурными доминантами исторических районов Астрахани (Татарская слобода, Большие Исады, район Криуши), они сумели обогатить архитектурный облик городской застройки, поддержать стилевые характеристики своего времени, а также корректно вписаться в планировочную структуру города.

Список источников

1. Астраханский листок. 1912. 6 ноября.

2. Астрахань: путеводитель по памятным местам / авт.-сост. Д. В. Васильев. Астрахань: Астраханский университет, 2007. 97 с.

3. Бортникова Ю. А. Государственная политика как фактор эволюции мусульманской художественной культуры Тюменского региона 1771-1991 гг.: автореф. дисс. ... к.и.н. Кемерово, 2014. 35 с.

4. Викторин В. М. Ислам в Астраханском регионе. М.: Логос, 2008. 96 с.

5. Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования трёх царств природы. СПб.: Тип. ИАН, 1771. Ч. 1. Путешествие от Санкт-Петербурга до Черкаска, главного города Донских казаков в 1768 и 1769 годах. 272 с.

6. Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII в. М.: МГУ, 1982. 216 с.

7. Загидуллин И. К. Положение ислама в Европейской части России и Сибири в середине XVIII - начале XX в.: дисс. ... д.и.н. Казань, 2006. 545 с.

8. Зайцев В. И. Астраханское ханство. Изд-е 2-е. М.: Восточная литература, 2006. 304 с.

9. Кононенко Е. И. Архитектура мечети как объект интерпретации [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.spbu.ru/ bitstream/11701/9343/1/07-Kononenko.pdf (дата обращения: 23.02.2019).

10. Равинский И. В. Хозяйственное описание Астраханской и Казанской губерний. СПб., 1809. 550 с.

11. Сызранов А. В. Ислам в Астраханском крае: история и современность // Вестник Евразии. 2006. № 4. С. 116-131.

12. Халитов Н. Х. Мусульманская культовая архитектура Волго-Камья с IX до начала ХХ в. (генезис, этапы исторического развития, закономерности типов и формообразования): дисс. ... д. архитектуры. М., 1992. 136 с.

13. Червонная С. М. Искусство и религия: современное исламское искусство народов России. М.: Прогресс - Традиция, 2008. 600 с.

ARCHITECTURE OF ASTRAKHAN MOSQUES IN THE XIX - EARLY XX CENTURY:

HISTORICAL-STYLE ASPECT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bondareva Nadezhda Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy Tolpinskaya Tat'yana Pavlovna

Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering nadezhda27@mail.ru; kafdrr@aucu.ru

The article investigates the most important features of the architecture of Astrakhan mosques built in the XIX - early XX century. The authors argue that they are an example of the all-Russian style and volumetric-compositional trend that existed in the pre-revolutionary Russian architecture. The consideration of the volumetric-compositional, style and decorative components of a number of historical mosques makes it possible to reveal the most typical historical-style features in the appearance of the presented architectural objects and to make certain contribution to the formation of the overall picture of Astrakhan architecture development.

Key words and phrases: Islam in Astrakhan region; model projects of mosques; all-Russian volumetric-compositional trend; characteristic features in architecture of Astrakhan mosques in the XIX - early XX century.

УДК 7; 5527 Дата поступления рукописи: 28.01.2019

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.4.31

В статье рассматриваются афиши ар-нуво в творчестве Эжена Грассе - швейцарского художника-графика, работавшего во Франции и ставшего одним из пионеров стиля, наряду с Жюлем Шере, Тулуз-Лотреком и Альфонсом Мухой. Автор выявляет стилистические и художественные особенности, характерные для его графического искусства, а также отражает его влияние на работы Альфонса Мухи и на судьбу французской художественной афиши ар-нуво в целом. Вдохновляясь японским, средневековым искусством и живописью прерафаэлитов, он создавал нежные, одухотворенные женские образы для своих афиш, подобные которым впоследствии воплощал в своих работах Поль Бертон.

Ключевые слова и фразы: афиша; прерафаэлиты; искусство; фон; изображение; динамика; концепция; композиция; колорит; реклама.

Монашерова Инна Эдуардовна

Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова innamonasherova@gmail. com

ПЕРВЫЕ АФИШИ АР-НУВО В ТВОРЧЕСТВЕ ЭЖЕНА ГРАССЕ

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что афиша, став непременным атрибутом улиц и общественных заведений в 1890-1900 гг. во Франции, получила свое распространение по всему миру и развивается по сей день. Интересно обратиться к истокам ее формирования в творчестве одного из основных идеологов стиля - Эжена Грассе. Цель исследования - выявить стилистические и художественные особенности афиши Эжена Грассе, отразить его влияние на творчество французских художников-современников, таких как Альфонс Муха и Поль Бертон. Несмотря на ряд статей и исследований, посвященных творчеству Грассе, впервые предпринята попытка выявить характерные черты его творчества в жанре афиши. Материалы статьи могут быть использованы для музейной и выставочной деятельности, а также при атрибуции и реставрации предметов искусства рассматриваемого периода.

Стиль ар-нуво (фр. L'Art Nouveau - «новый стиль») зародился в 1880-х годах и просуществовал до начала Первой мировой войны. Во Франции он получил свое окончательное название по названию магазина, открытого гамбургским торговцем художественными изделиями Самуэлем Бингом, в котором продавались не только товары из Китая и Японии, но и работы Э. Грассе, А. Тулуз-Лотрека, Р. Лалика, П. Боннара, Л. К. Тиффани и др. В США новый стиль стал называться «тиффани» по имени Л. К. Тиффани, в Германии - «югендштиль» по названию вышедшего в 1896 году иллюстрированного журнала, в Италии - стиль «либерти», в Австрии -«сецессион», в Испании - «модернизмо», а в России - «модерн». Его прямыми предшественниками принято