Научная статья на тему 'МЕЧЕТИ ТАБАСАРАНА: АРХИТЕКТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

МЕЧЕТИ ТАБАСАРАНА: АРХИТЕКТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА РОССИИ / КАНОНИЧЕСКАЯ ТАБАСАРАНСКАЯ МЕЧЕТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сефербеков М.Р.

На основе полевого этнографического материала и литературных источников с помощью сравнительно-исторического, типологического, системного и ретроспективного методов в статье освещается сложившийся в одном из регионов Дагестана - Табасаране (нынешние Табасаранский и Хивский районы республики), канонический тип мечети. В советское время большинство мечетей было закрыто, а их помещения использовались не по назначению (школы, клубы, пекарни, цеха ковровых артелей, колхозные склады). После распада СССР верующим возвратили их культовые сооружения, многие мечети были отреставрированы, а также возведены новые молельные здания. Однако все новые мечети Табасарана, построенные после 1991 г., были возведены не по традиционному канону, а по-новому, без сохранения архитектурной преемственности. До нашего времени дошли лишь немногие традиционные мечети, сохранившие свой первоначальный вид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TABASARAN MOSQUES: ARCHITECTURAL TRADITIONS AND MODERNITY

On the basis of the field ethnographic material and literary sources, using comparative historical, typological, systematic and retrospective methods, the article highlights the canonical type of mosque that developed in one of the regions of Dagestan - Tabasaran (current Tabasaran and Khiva regions of the republic). In the time of the Soviet Union regime, the majority of mosques were closed, and their premises were diverted for other purposes (schools, clubs, bakeries, workshops of carpet artels, collective farm warehouses). After the collapse of the USSR and the formation of new relationships between the state, religious organizations and believers, a kind of "religious renaissance" began. The believers were returned to their places of worship, many mosques were restored, and new prayer buildings were erected. However, all the new mosques in Tabasaran erected after 1991 were built in a new way, without preserving their initial architectural continuity. Only a few traditional mosques have survived to our time, retaining their original or somewhat rebuilt appearance.

Текст научной работы на тему «МЕЧЕТИ ТАБАСАРАНА: АРХИТЕКТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 903.2

DOI: 10.21779/2542-0313 -2022-3 7-2-20-28 М.Р. Сефербеков

Мечети Табасарана: архитектурные традиции и современность

Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; deadromance3@rambler. ги

На основе полевого этнографического материала и литературных источников с помощью сравнительно-исторического, типологического, системного и ретроспективного методов в статье освещается сложившийся в одном из регионов Дагестана - Табасаране (нынешние Табасаранский и Хивский районы республики), канонический тип мечети. В советское время большинство мечетей было закрыто, а их помещения использовались не по назначению (школы, клубы, пекарни, цеха ковровых артелей, колхозные склады). После распада СССР верующим возвратили их культовые сооружения, многие мечети были отреставрированы, а также возведены новые молельные здания. Однако все новые мечети Табасарана, построенные после 1991 г., были возведены не по традиционному канону, а по-новому, без сохранения архитектурной преемственности. До нашего времени дошли лишь немногие традиционные мечети, сохранившие свой первоначальный вид.

Ключевые слова: Дагестан, традиционная культовая архитектура России, каноническая табасаранская мечеть.

Введение

Историки архитектуры Г.Н. Любимова и С.О. Хан-Магомедов считали основным типом табасаранской мечети прямоугольную однокамерную постройку с плоским перекрытием, главные прогоны которого поддерживаются одним или двумя рядами деревянных столбов. В средней части Табасарана мечети строили с двускатной, крытой соломой кровлей, завершаемой на торцах ступенчатыми щипцами [5, с. 74-77]. Одной из самых старых мечетей Табасарана исследователи считают «Уллу мечит» («Большую мечеть») в с. Зиль. Расположенная в 500 м к западу от этого селения на возвышенности, мечеть представляет собой однокамерное прямоугольное строение с внутренними размерами 13x90 м [11, с. 14].

Минаретов в табасаранских аулах было мало. До наших дней сохранились минареты в нескольких селах - Джули (действующий), Хив (в перестроенном виде), Чере и Хурсатиль (в разрушенном виде) [3, с. 92].

Из других видов культовых построек [10] в Табасаране были распространены надмогильные сооружения «гюмбет» на могилах «святых» («пир»), «чистых» («мар-ци») людей, проповедников и распространителей ислама. Обычно это были прямоугольные сооружения из сложенных всухую тщательно обработанных им бесформенных каменных блоков и камней. Отдельные камни были орнаментированы: покрыты резьбой («ёлочка»), геометрическими символами (чаще всего - солярными знаками) и надписями арабским шрифтом. В торцевой части гюмбета иногда имелось «оконце», куда паломники клали дары - продукты и деньги. Рядом с культовым сооружением часто располагалось «священное» дерево, к ветвям которого привязывались разноцветные лоскуты материи. Таковы гюмбеты на могилах «святых» людей и шейхов в с. Атрик,

Варта, Зирдаг, Межгюль, Хив, Хурсатиль, Чере и Яргиль Хивского района [6, с. 8-9, 13-14, 17, 35-36, 61, 72-74, 79, 87-88, 114-115], а также Татиль, Хапиль, Рушуль Табасаранского района и др. Подобные культовые сооружения с находящими рядом с ними «священными» деревьями имелись и у других народов Дагестана, например у аварцев-андалальцев [2, с. 75].

В связи с политикой советского государства по отношению к религии [4] новые мечети и другие культовые сооружения в период существования СССР не строились, а большинство имевшихся были разрушены или использовались не по назначению: в с. Лидже и Урга в мечети располагалась школа, в с. Кандик - цех ковровой артели, в с. Хоредж - клуб, в с. Фурдаг - пекарня и т. д. Действующие мечети в этот период сохранились лишь в с. Хурик, Джули, Верхний Ярак, Куштиль [3, с. 102-103].

После распада СССР и образования Российской Федерации в связи с изменением парадигмы государственного и общественного устройства, формированием новых взаимоотношений между государством и религиозными организациями [1] произошел своеобразный «религиозный ренессанс» [9]: повсеместно в Дагестане мечети восстанавливались и реставрировались, строились новые культовые сооружения. Однако после 1991 г. мечети в Табасаране возводились не по традиционным канонам, а по-новому: это были однотипные добротные прямоугольные однокамерные сооружения площадью более 100 кв. метров (например, в с. Хив и Дюбек), со стропильной двух-или четырехскатной крышей, покрытой шифером, кровельным железом, профнастилом или металлочерепицей, с небольшим куполом. Отдельные мечети (с. Хучни, Хурик и др.) были оборудованы громкоговорителями, вероятно, ввиду отсутствия вблизи них минаретов.

Реставрируемые же традиционные мечети в основном сохраняли свой прежний облик, несмотря на небольшие инновации (пластиковые окна и двери, технология сай-динга, металлочерепица и т. п.).

Исследование табасаранских мечетей в 90-е гг. XX в. - начале 2000-х гг.

Некоторые табасаранские мечети были обследованы в 90-х гг. XX в. - начале 2000-х гг. Р.И. Сефербековым и М.Ф. Гашимовым в рамках республиканской программы по паспортизации памятников истории и культуры. Считаем возможным привести результаты этих исследований.

Сел. Атрик. В центре селения находится мечеть. Ее длина составляет 10 м при ширине 7 м и высоте снаружи от 2 до 4 м (мечеть выстроена на склоне холма), а внутри - 2,5 м; толщина стен 50 см. Внутри строения сохранилось два столба, которые поддерживают продольную матицу длиной 11 м. В отличие от других подобных сооружений в табасаранских селениях, данная мечеть, как и мечеть соседнего с. Хурсатиль, не имеет декоративного орнамента ни на камнях фасада и боковых стен, ни на деревянных деталях строения. По словам старожилов, мечети более 130 лет. В 1933 г. мечеть была закрыта властями и до 1988 г. здесь располагалась школа. Она была перестроена: в 1933 г., разрушив деревянные столбы, убрали галерею перед мечетью и построили сплошную стену фасада. В 1988 г. плоскую земляную крышу заменили на четырехскатную шиферную, а внутри мечети возвели перегородку, разделившую помещение на две комнаты. В 1988 г. в мечети были размещены Дом культуры и медпункт. В начале 90-х гг. XX в. мечеть была возвращена верующим.

Сел. Варта. В центре селения, на пологом горном склоне, находится мечеть традиционного типа. Длина ее 11 м при ширине 5,5 м (в том числе 2,5 м - ширина галереи) и высоте 5 м. Камни фасада украшены геометрическими символами и насечкой. Мечеть

дошла до нас в частично разрушенном виде. На одном из камней фасада имеется дата реставрации мечети - 1327 год хиджры Пророка, что соответствует 1909 г. В 1935 г. мечеть была закрыта властями и переоборудована под школу, которая действовала до 1966 г., когда после землетрясения здание стало аварийным, а часть жителей переселилась на равнину Дагестана. В 1978 г. разрушились плоская земляная крыша и фасад мечети. В начале 90-х гг. XX в. некоторые жители этого селения возвратились обратно, они отреставрировали мечеть.

Сел. Вертиль. В верхнем квартале селения, на вершине холма, находится мечеть. Ее длина 18 м, при ширине 8 м и высоте 5 м. На одном из камней фасада имеется дата - 1319 г. х., что соответствует 1901 г. С 1935 по 1965 г. в здании мечети находился колхозный склад, затем оно было заброшено. В 1981 г. мечеть была перестроена в цех ковровой фабрики: над входом был установлен жестяной навес, увеличены проемы окон, плоская земляная крыша заменена на четырехскатную, покрытую кровельным железом. Фасад и северо-западная стена сохранились в первозданном виде. На фасаде у карниза находится камень с изображением лошади. На фасаде же сохранился барельеф головы грифона. Все камни фасада украшены насечкой, ленточным и растительным орнаментом, а на 11 камнях имеются надписи арабским шрифтом. Сохранился фрагмент входного портала, украшенный традиционной резьбой.

Сел. Зирдаг. В верхнем квартале селения, на пологом горном склоне, у кладбища расположена мечеть. Ее длина составляет 13 м при ширине 5 м (включая 1,5 м ширины галереи) и высоте 4,5 м; толщина стен доходит до 80 см. Мечеть имеет необычный для Табасарана обитый кровельным железом шатровый купол высотой 13 м. Входная дверная коробка имеет размеры 2,25x1,5 м, а два окна на фасаде - по 1,4x0,75 м. Кровля держится на несущих балках, столбов ни внутри мечети, ни на галерее не имеется. Фасад и боковые стены сложены из тщательно обработанных и украшенных насечкой каменных прямоугольных блоков на глиняном растворе. На шести камнях фасада имеются надписи арабским шрифтом. Портал входной двери украшен резьбой в стиле «плетенка». Неоднократно реставрированная мечеть действовала до 1938 г. Когда она была закрыта властями, здесь разместился цех ковровой артели, а позднее школа. С 1950 г. мечеть была заброшена. В 1974 г. жители села переселились в г. Дербент и Дагестанские Огни, после чего мечеть стала интенсивно разрушаться. Особенно сильно пострадала задняя стена мечети, находящаяся в аварийном состоянии. В начале 90-х гг. XX в. из города в селение возвратились четыре семьи, которые отреставрировали мечеть.

Сел. Куштиль. В центре селения, на склоне горы, находится мечеть с галереей традиционного типа. Ее длина составляет 12 м при ширине 6 м и высоте 4 м. Раньше кровлю внутри мечети поддерживали 2 резных столба (до нашего времени сохранился только один). На галерее раньше было 3 деревянных резных столба, которые при реставрационных работах начала 90-х гг. XX в. были заменены на железобетонные. Плоская земляная крыша в 1951 г. была заменена на четырехскатную шиферную, а в 1988 г. - покрыта кровельным железом. В том же 1988 г. обновили полы и входную дверь мечети. Мечеть действовала до 1951 г., когда она была закрыта властями и в ее здании разместили сначала цех ковровой фабрики, а затем школу. В 1988 г. мечеть была возвращена верующим. До 1939 г. у мечети располагался общественный центр села - годекан, а до 1957 г. - кузня. Мечеть дошла до нас в перестроенном виде. Из прежних декоративных элементов сохранился лишь один резной столб внутри помещения мечети и украшенные резьбой камни восточной боковой стены.

Сел. Межгюль. В центре села, на пологом горном склоне, находится мечеть традиционного типа. Ее длина составляет 12 м при ширине 7 м (включая 2 м ширины галереи) и высоте 3,5 м; толщина стен - около 60 см. На нескольких уровнях фасада, боковых и задней стен мечети от пола и до крыши в кладку вставлены антисейсмические деревянные прокладки («ч1улар» - «ремни»). Деревянный портал входной двери украшен солярными знаками. На фасаде мечети имеется три украшенных резьбой камня, на одном из которых вырезана дата - 1268 г. х. или 1851 г. В 1930-х гг. мечеть была закрыта властями и до 1992 г. использовалась под колхозный склад. В 1985-1986 гг. в здании был проведен капитальный ремонт: разрушающиеся стены были заново переложены. В 1985 г. были удалены три сгнивших деревянных столба галереи, а в 1992 -плоская земляная крыша заменена на двускатную шиферную.

Сел. Уртиль. В центре села находится двухэтажная (первый этаж - склад) мечеть традиционного типа. На двух уровнях в кладку вставлены антисейсмические деревянные прокладки. Внутри помещения мечети имеется один деревянный столб высотой 3,2 м. Он поддерживает матицу (дубовая балка, привезенная из с. Сикуг) длиной 11 м. До 1956 г. на галерее находилось три резных деревянных столба, но после того, как они пришли в негодность, их убрали. В том же 1956 г. разрушили стену, отделяющую галерею от основного помещения мечети и построили внешнюю стену фасада. Тогда же крытую соломой двускатную крышу перекрыли шифером и кровельным железом. На пяти камнях фасада имеются надписи арабским шрифтом. На одном из них изображен лабиринт (как и в мечети с. Тураг) и вырезана дата - 1342 г. х. или (1923 г.). Северозападная сторона мечети сложена из тщательно обработанных и украшенных насечкой камней. На некоторых из них имеются надписи арабским шрифтом и солярные знаки. С 1936 по 1956 г. мечеть была закрыта и пустовала. С 1956 г. и до начала 90 -х гг. XX в. в здании мечети располагался цех Ляхлинской ковровой фабрики.

Сел. Фурдаг. В центре села, на вершине холма, у годекана расположена мечеть. Ее длина составляет 11 м при ширине 9 м (включая 2 м ширины галереи) и высоте 3,7 м. В 1955 г. плоская земляная крыша была заменена на двускатную шиферную. Два резных деревянных столба внутри мечети и три - на галерее были убраны. Фасад и угловые камни кладки тщательно обработаны и имеют насечку. Внутри помещения мечети, справа от входа, на стене имеется надпись арабским шрифтом и дата - 1288 г. х. или 1871 г. С 1930-х гг. по 1955 г. мечеть была закрыта. С 1955 по 1975 г. здесь размещался цех ковровой фабрики, а с 1975 по 1990 г. - пекарня. В 1990 г. в здании мечети был проведен капитальный ремонт. Из-за перестроек и капремонта мечеть дошла до нас в перестроенном виде, некоторые архитектурные детали галереи и интерьера были утрачены.

Сел. Хурсатиль. На восточной окраине села расположена мечеть. Говорят, что ее построил каменщик Гасанбек из с. Джули более 130 лет назад. Ее длина составляет 12 м при ширине 8 м (включая 1,7 м ширины галереи) и высоте 5 м; толщина стен 80 см. Внутри мечети два помещения: первое для омовения перед намазом, второе -для совершения намаза. Какая-либо символика на камнях фасада и деревянных деталях отсутствует. В 1930-х гг. мечеть была закрыта, а ее здание передано под школу, которая функционировала до 1940-х гг. Затем до 1965 г. здесь размещался колхозный склад. После землетрясения 1966 г. мечеть была заброшена и к началу 90-х гг. XX в. находилась в аварийном состоянии: обвалилась крыша, часть фасада, были разрушены боковые и задняя стены.

Вблизи мечети находится минарет кругло-плановой формы. Он сложен из тщательно обработанных и подогнанных камней и плит на глиняном растворе. В кладке

использован и обожженный красный кирпич. Диаметр минарета у основания составляет 6 м, а наверху - 5 м. Сохранившийся минарет имеет высоту 17 м, а первоначально, по словам старожилов, его высота равнялась 30 м. Внутрь минарета можно попасть через узкий вход, расположенный внизу. Внутри него находятся сгнившие бревна, представляющие собой остатки винтовой лестницы. На фасаде минарета - три оконца арочного типа размером 25x50 см. В кладке имеется три антисейсмических пояса из камней и кирпича, сложенных «ёлочкой». На высоте 2 м от земли по внешней кладке выложен пояс из камней, на которых имеются солярные и иные знаки. По словам местных жителей, минарету более 130 лет, и он не используется со времен советской власти. В настоящее время минарет находится в аварийном состоянии: обвалился верх, от основания и до вершины по всему фасаду проходит трещина [6, с. 12-13, 18, 25, 36-37, 50, 62, 69, 70, 81-82].

Обращают на себя внимание геометрические символы (солярные знаки, лабиринты, орнамент «плетенка») на фасадах, порталах входной двери и окон, деревянных столбах галереи и внутренних помещений [7].

Изучение табасаранской культовой архитектуры в наши дни

В ходе полевых исследований в составе Дагестанской новостроечной археологической экспедиции ООО НПЦ «ДАРС» Института ИАЭ ДФИЦ РАН и Национального музея РД в августе 2020 г. были также обследованы некоторые действующие традиционные мечети в селениях Табасаранского района Дагестана [8, с. 127-134].

Сел. Ляха. Здесь сохранилась мечеть традиционного типа с двускатной шиферной крышей и деревянными антисейсмическими прокладками в кладке строения. В южную торцевую часть мечети вмонтированы две плиты с арабской надписью и солярными знаками. Арабские надписи имеются и на фасаде здания. При реставрации мечети в 2018 г. были вставлены пластиковые окна и панели внутри помещения. Деревянный столб внутри помещения заключён в пластиковый короб.

Сел. Гухраг. Мечеть традиционного типа с двускатной крышей и орнаментированным деревянным столбом внутри помещения. Орнаментирована традиционным узором («плетенка») и коробка чердачного окна на южной торцевой части строения. В 2015 г. к фасаду мечети было пристроено родниковое сооружение, которое искажает его первоначальный облик и не вписывается в его канонический тип.

Рис. 2 Мечеть селения Гухраг Табасаранского района

Сел. Гуми. Мечеть традиционного типа с двускатной крышей и двумя орнаментированными столбами внутри помещения. На фасаде и стенах мечети сохранились надписи арабским шрифтом, а также изображения лабиринтов.

Сел. Джули. Мечеть традиционного типа с двускатной крышей и одним (раньше их было три) орнаментированным столбом внутри помещения. В годы советской власти в мечети располагался цех ковровой артели. При монтировании ковровых станков два резных столба, мешавшие размещению коврового оборудования, были удалены. Рядом с мечетью находится минарет. На камнях фасада мечети сохранилось множество арабских надписей. В начале 90-х гг. XX в., после того как здание мечети было возвращено верующим, при реставрации обветшавшие деревянные резные окна фасада были заменены на пластиковые.

Рис. 3. Мечеть с минаретом селения Джули Табасаранского района

Сел. Дагни. Здесь имеется мечеть традиционного типа с двускатной крышей и орнаментированными деревянными столбами как внутри помещения, так и на веранде.

Рис. 4. Мечеть селения Дагни Табасаранского района

Заключение

Таким образом, как это видно из представленного материала, в Табасаране сложился свой неповторимый архитектурный канонический тип мечети, сохранившийся вплоть до советского времени, когда большинство культовых зданий было закрыто или использовалось не по назначению. После распада СССР большинство зданий мечетей было возвращено верующим, они реставрировались, а также возводились новые куль-

товые сооружения. Однако все новые здания мечетей в Табасаране в постсоветский период строились не по традиционному канону. Это просто добротные молельные дома, возведенные с использованием новых строительных и отделочных материалов.

Мы полагаем, что Управлению государственного строительного надзора Министерства строительства Республики Дагестан, Агентству по охране культурного наследия РД (Дагнаследие), муфтияту РД необходимо осуществлять строгий контроль за реставрацией традиционных мечетей и других культовых сооружений республики и способствовать сохранению их канонического типа.

Литература

1. Абдулагатов З.М. Проблемы и тенденции становления современных государственно-конфессиональных отношений в России (на примере православия и ислама). -Махачкала: ПБОЮЛ «Зулумханова», 2006. - 181 с.

2. Алигаджиева З.А. Пережитки домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев в XIX - начале XX в. / отв. ред. Р.И. Сефербеков. - 2-е изд., доп. -Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2012. - 172 с.

3. Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Быт и культура табасаранцев в XIX-XX веках. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2004. - 266 с.

4. Власть и мусульманская религия в Дагестане (ноябрь 1917 г. - декабрь 1991 г.): Документы и материалы / отв. ред. Г.И. Какагасанов. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН 2007. - 276 с.

5. Любимова Г.Н., Хан-Магомедов С.О. Народная архитектура Южного Дагестана: Табасаранская архитектура. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1956. - 103 с.

6. Сефербеков Р.И., Гашимов М.Ф. Памятники истории и культуры Табасарана. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2003. - 120 с.

7. Сефербеков Р.И. Петроглифы Дагестана: история, ареал, типология, интерпретации // Кавказ - Прошлое - Настоящее - Будущее. - Rzeszow: Instytut Historii Uniwersytetu Rzeszowskiego. 2020. № 6. - С. 19-37.

8. Сефербеков Р.И. Современная материальная культура сельского населения Дагестана: трансформация структурных элементов. - Махачкала: Институт ИАЭ ДФИЦ РАН; Алеф, 2021. - 324 с.

9. Халидова О.Б., Сефербеков Р.И. Процессы реисламизации в постсоветском Дагестане: проблемы и особенности (первая половина 1990-х гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. - С. 64-69.

10. Хан-Магомедов С.О. Мавзолеи и пиры аулов Южного Дагестана // Зодчество Дагестана. - Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1974. Вып. 1. - С. 56-81.

11. Шихсаидов А.Р. Дагестан - феномен социально-экономического и этнополи-тического устройства и культурно-исторического развития // Дагестанские святыни: в 3 кн. / сост. и отв. ред. А.Р. Шихсаидов. - Махачкала: Эпоха, 2007. - Кн. 1. - С. 4-28.

References

1. Abdulagatov Z.M. Problemy i tendencii stanovlenija sovremennyh gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij v Rossii (na primere pravoslavija i islama). - Mahachkala: PBOJuL «Zulumhanova», 2006. - 181 s.

2. Aligadzhieva Z.A. Perezhitki domonoteisticheskih verovanij i obrjadov u avarcev-andalal'cev v XIX - nachale XX v. / о^. red. R.I. Seferbekov. - 2-e izd., dop. - Mahachkala: Institut IAJe DNC RAN, 2012. - 172 s.

3. Bulatov B.B., Gashimov M.F., Seferbekov R.I. Byt i kul'tura tabasarancev v XIX-XX vekah. - Mahachkala: Institut IAJe DNC RAN 2004. - 266 s.

4. Vlast' i musul'manskaja religija v Dagestane (nojabr' 1917 g. - dekabr' 1991 g.): Dokumenty i materialy / о1^. red. G.I. Kakagasanov. - Mahachkala: Institut IAJe DNC RAN 2007. - 276 s.

5. Ljubimova G.N., Han-Magomedov S.O. Narodnaja arhitektura Juzhnogo Dagesta-na: Tabasaranskaja arhitektura. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i arhitekture, 1956. - 103 s.

6. Seferbekov R.I., Gashimov M.F. Pamjatniki istorii i kul'tury Tabasarana. - Mahachkala: Institut IAJe DNC RAN, 2003. - 120 s.

7. Seferbekov R.I. Petroglify Dagestana: istorija, areal, tipologija, interpretacii // Kavkaz - Proshloe - Nastojashhee - Budushhee. - Rzeszow: Instytut Historii Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2020. № 6. - S. 19-37.

8. Seferbekov R.I. Sovremennaja material'naja kul'tura sel'skogo naselenija Dagestana: transformacija strukturnyh jelementov. - Mahachkala: Institut IAJe DFIC RAN; Alef, 2021. -324 s.

9. Halidova O.B., Seferbekov R.I. Processy reislamizacii v postsovetskom Dagestane: problemy i osobennosti (pervaja polovina 1990-h gg.) // Vestnik Kemerovskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2018. № 3. - S. 64-69.

10. Han-Magomedov S.O. Mavzolei i piry aulov Juzhnogo Dagestana // Zodchestvo Dagestana. - Mahachkala: Institut IJaL Dag. filiala AN SSSR, 1974. Vyp. 1. - S. 56-81.

11. Shihsaidov A.R. Dagestan - fenomen social'no-jekonomicheskogo i jetnopolitich-eskogo ustrojstva i kul'turno-istoricheskogo razvitija // Dagestanskie svjatyni: v 3 kn / sost. i otv. red. A.R. Shihsaidov. - Mahachkala: Jepoha, 2007. - Kn. 1. - S. 4-28.

Поступила в редакцию 21 января 2022 г.

ЦОС 903.2

DOI: 10.21779/2542-0313 -2022-3 7-2-20-28

Tabasaran Mosques: Architectural Traditions and Modernity M.R. Seferbekov

Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; Russia, 367025, Makhachkala, M. Gadzhiev Street, 45; deadromance3@rambler.ru

On the basis of the field ethnographic material and literary sources, using comparative historical, typological, systematic and retrospective methods, the article highlights the canonical type of mosque that developed in one of the regions of Dagestan - Tabasaran (current Tabasaran and Khiva regions of the republic). In the time of the Soviet Union regime, the majority of mosques were closed, and their premises were diverted for other purposes (schools, clubs, bakeries, workshops of carpet artels, collective farm warehouses). After the collapse of the USSR and the formation of new relationships between the state, religious organizations and believers, a kind of "religious renaissance" began. The believers were returned to their places of worship, many mosques were restored, and new prayer buildings were erected. However, all the new mosques in Tabasaran erected after 1991 were built in a new way, without preserving their initial architectural continuity. Only a few traditional mosques have survived to our time, retaining their original or somewhat rebuilt appearance.

Keywords: Dagestan, traditional religious architecture of Russia, canonical Tabasaran

mosque.

Received 21 January 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.