СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСЛАМСКАЯ АРХИТЕКТУРА ДАГЕСТАНА
© Гаджимурадов М.Т.*
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
В статье рассмотрены особенности средневековой исламской архитектуры Дагестана на примере некоторых наиболее известных памятников. Данное автором более подробное описание Дербентской Джу-ма-мечети позволяет получить наибольшее представление о культовой средневековой архитектуре Дагестана.
Ключевые слова Средневековье, Кавказ, Дагестан, Дербент, исламская архитектура, мечеть, неф, купол, арка.
Распространение ислама на территории Дагестана способствовало не только кардинальным изменениям социально-экономического положения и идеологической жизни горского общества, но и стремительному развитию материальной и духовной культуры его народов. Вместе с исламом в Дагестан проникало высокоразвитое монументальное искусство Ближнего Востока, основанное на многовековых традициях великих держав античности и раннего средневековья, которое в свою очередь дало мощный импульс развития местной архитектуры и искусства.
В средние века наиболее известным и важным военно-политическим, экономическим и культурным центром Восточного Кавказа был Дербент. Это был город-форпост Арабского халифата, вследствие чего закономерно на протяжении нескольких столетий находился под постоянным и пристальным вниманием правителей державы, старавшиеся содержать в надлежащем виде его фортификационные и культовые сооружения.
Уже с самого начала утверждения власти халифов на Южном Кавказе, Дербент оказался плотно вовлечён в развернувшиеся миграционные процессы. Город быстро превратился в ведущий исламский центр. Следствием этого явилось сооружение братом халифа I Масламой ибн Абд ал-Маликом (Абу-Муслим) в 115 году хиджри (733-734 гг.) грандиозного здания Джума-мечети, ставшего одним из ярких памятников культового зодчества средневекового Дагестана [1, с. 203]. Об этом гласит сохранившаяся до наших дней надпись над центральным входом в мечеть: «Входите сюда с миром и в спокойствии! В сто пятнадцатом году хиджры пророка - Да благославит его Аллах и приветствует его и весь его род!».
По мнению известного дагестанского учёного А.Р. Шихсаидова, «строительство в Дербенте грандиозной пятничной мечети в начале VIII в. означало, что Дербент из видного христианского центра (как это было в V - пер-
* Доцент кафедры Отечественной истории, кандидат исторических наук.
вой половине VI в.) превратился в крупнейший на Кавказе исламский центр, опорный пункт для распространения в горных районах Дагестана и на всём Северном Кавказе идей ислама и арабо-мусульманской культуры» [2, с. 9].
Джума-мечеть Дербента является грандиозным памятником исламской архитектуры. Это самая древняя мечеть на территории современной Российской Федерации. Наиболее точную характеристику грациозному интерьеру мечети дал исследователь С. Хан-Магомедов: «Он поражает своей грандиозностью, величием куполов и сводов, лесом колонн, всё время меняющихся (по мере движения), композициями накладывающихся друг на друга и уходящих в перспективу аркад. Даже в знойный день в мечети царит полумрак и прохлада. Кирпичные своды, побеленные стены и столбы, каменные плиты пола, покрытого яркими коврами - такой цветовой колорит ещё больше подчёркивает монументальную торжественность интерьера этого одного из крупнейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа» [3, с. 126].
Здание мечети имеет прямоугольную форму, вытянутую с востока на запад. Длина стен составляет 68 метров, ширина - 28 метров. Помещение здания делится на три нефа благодаря двум рядам мощных колон, через которые перекинуты аркады куполов, перекрытые кирпичными сводами. Мечеть венчает голубой стрельчатый купол, поднимающийся над землёй на 17 метров, и опирающийся на арки, перекинутые между столбами. Дополняет великолепие интерьера михраб, расписанный масляными красками декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана [3, с. 130-138; 4, с. 125-127]. Всё это придаёт интерьеру культового сооружения монументальную торжественность и вызывает благоговение.
Писатель-декабрист А. Бестужев-Марлинский в конце 20 -х годов XVIII века так описывал Джума-мечеть: «... Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет... Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего ... и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу» [5, с. 36].
Средневековые источники сообщают о строительстве арабами в Дербенте кроме Джума-мечети также и квартальных мечетей. В 115/733-34 г. арабский полководец Маслама «обратил большую часть жителей Дербента в ислам и, разделив этих мусульман на семь кварталов (махалла), построил для каждой части по отдельной мечети. Мечеть каждой части он назвал по
имени [обитающего в ней] племени: первая - Хазарская мечеть, вторая -Палестинская мечеть, третья - Дамасская мечеть, четвёртая - мечеть Хамас, пятая - Кайсарская мечеть, шестая - мечеть Джазиры, седьмая - Мосуль-ская» [6, с. 35].
К Джума-мечети пристроено здание медресе, который по мнению некоторых исследователей является самой ранней из сохранившихся в Дагестане мусульманских учебных заведений высшего типа. Оно состоит из тринадцати небольших (3 х 3,2) секций, называемых худжрами [3, с. 136-137]. Здесь многие поколения мутаалимов (учеников) получали мусульманское образование.
Начиная примерно с X в. в Дагестане развернулся интенсивный процесс строительства мусульманских культовых сооружений. Расширение ареала распространения ислама по всему Дагестана шёл от Дербента. Одним из первых в Дагестане ислам приняло соседнее с Дербентом феодальное владение Табасаран. В табасаранских селениях довольно много ранних мечетей. Среди них мечеть в селении Зиль Табасаранского района, граничащего с землями Дербента.
Мечеть представляет собой однокамерное прямоугольное в плане строение с размерами 13 х 19 м. Помещение мечети делят на две части два ряда арок, сложенных из обожжённого кирпича. Стены мечети облицованы панцирной каменной кладкой на известковом растворе. Из южной стены на 1 метр выступает михраб, облицованный снаружи хорошо обработанными каменными блоками. Исследователи полагают, данный памятник исламской архитектуры был построен на рубеже X-XI вв. [2, с. 13].
Несколько необычна по форме мечеть в старинном табасаранском селении Хели-Пенджик. Она имеет круглую планировку, а стены её сложены из крупных, хорошо обработанных каменных блоков. К южной стене мечети пристроен минарет с винтовой лестницей [2, с. 14].
Для многих старинных мечетей Южного и Среднего Дагестана характерна традиционная планировка. Как правило их стены сложены из рванного речного камня, крыша опирается круглой либо прямоугольные каменные или деревянные столбы с разнообразными по форме и резьбе капителями. Столбы украшали растительным и геометрическим орнаментом [7, с. 15-17].
Древнейшим мусульманским сооружением Дагестана является Джума-мечеть столицы средневекового владения Кайтаг Калакорейша, который располагаясь неподалёку от Дербента, всегда испытывал его идеологическое и политическое влияние. Здание мечети имеет прямоугольную форму размером 12 х 12,2 м [8, с. 33]. Плоское перекрытие мечети опирается на 4 каменных столба сложной конфигурации, каждый из которых имел высоту 3,7 м. Каменные столбы не цельные, а составные, сложены из четырёх хорошо обработанных фигурных блоков. Фасад мечети имеет два симметрично расположенных портала с искусно украшенными узором двустворчатыми де-
ревянными дверями. Интерьер мечети прежде украшал превосходный шту-ковый михраб XII века [7, с. 15-16].
Одним из великолепных памятников средневековой исламской архитекторы Дагестана является мечеть в селении Кумух, некогда бывшей столицей феодального государственного образования Казикумухское ханство. Известный кавказовед Л.И. Лавров, в 1949 г. посетивший Кумух, дал наиболее точное описание этого средневекового памятника архитектуры: «Снаружи она облицована тесаными плитками одинаковой величины. В старейшей ее части (юго-восточной) сохранились низкие стрельчатые своды. Окно над михрабом представляет собой сложную решетку, вырезанную из цельного камня. Внутри имеются два ряда каменных колонн, поддерживающих потолок. Между ними своды. Северная сторона мечети предназначалась для женщин. Она отделена от остальной части рядом колонн. Стены изнутри оштукатурены и во многих местах расписаны красками ярких тонов. Роспись -растительный орнамент, а на западной стене есть арабская надпись, повествующая о том, что мечеть построена в 778/79 годах и несколько раз была отремонтирована [9, с. 74].
Известный исследователь С.О. Хан-Магомедов обратил внимание на схожесть Дербентской и Кумухской Джума-мечетейа. По его мнению при строительстве мечетей в Дербенте и Кумухе применены одни и те же архитектурные принципы, которые также характерны и для многих других старинных мечетей Горного Дагестана. Традиционной особенностью этих мечетей являлись стрельчатые арки, которые делили помещение на три одинаковых нефа. Вместе с тем, С.О. Хан-Магомедов также обращает внимание и на некоторые локальные отличия в архитектуре мечетей [10, с. 216].
На рубеже ХЬХП в. была построена мечеть селения Рича Агульского района. Её стены сложены из горного камня, а интерьер украшен десятью великолепными деревянными столбами, каждый из которых имеет свою отличную форму и орнаментальную обработку [11].
Мечети с подобной архитектурой можно встретить практически в каждом старинном ауле Южного и Среднего Дагестана. Все эти памятники монументального зодчества отличаются богатством резного орнамента и надписей.
Дагестанские мастера для художественной отделки фасадов мечетей и их внутренних стен широко использовали надписи из затейливой вязи арабских букв, вплетённых в орнаментальные композиции [12, с. 87].
Таким образом, средневековая дагестанская исламская архитектура имеет богатое наследие, основанное на синтезе арабо-мусульманской культуры и местного монументального зодчества.
Список литературы:
1. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. Х-Х! вв. - М., 1963. -С. 203.
2. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М., 2001.
3. Хан-Магомедов С. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. - М., 1979.
4. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. - М., 1984.
5. Бестужев-Марлинский А. Кавказские повести. - М., 1995.
6. Махмуд Аваби Акташи. Дербенд-наме / Пер. А.Р. Шихсаидова. - Махачкала, 1992.
7. Дебиров П.М. Архитектурная резьба Дагестана. - М., 1966.
8. Магомедов М.Г., Шихсаидов А.Р. Калакорейш (Крепость курейши-тов). - Махачкала, 2000.
9. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. Часть 2. XVIII-XX вв. - М., 1968.
10. Хан-Магомедов С.О. Джума-мечеть в Дербенте. Советская археология. Часть I. - 1970.
11. Любимова Г.Н. Культовые постройки агульских селений Дагестана // Памятники культуры. Исследование и реставрация. - М., 1961. - № 3.
12. Маммаев М.М. Исламское искусство Дагестана: формирование и характерные черты // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М., 2001.
ЦВЕТЕНИЕ МЕТАФИЗИКИ ДЗЕН-БУДДИЗМА
© Селиванов С.А.*
Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Статья посвящена рассмотрению филогенеза идей дзен-буддизма, его проявлению в различных эпохах, странах и персоналиях. Автор ак-центрирует внимание на парадоксальности и нонконформизме этого духовного движения.
Ключевые слова медитация, мистика, коаны, буддизм, иллюзия.
Только однажды за всю историю развития человеческого духа возникло нечто подобное Дзен.
Ошо
В последнее время в интеллектуальном пространстве ощущается чрезвычайный рост интереса к дзен-буддизму. Этот интерес возрос настолько, что явно становится значительной силой в интеллектуальном и культурном пространстве всего мира. Всё это, несомненно, связано с общим интересом
* Доцент кафедры Отечественной истории и культурологии факультета общеуниверситетских дисциплин, кандидат философских наук, доцент.