Научная статья на тему 'Джума-мечеть XV В. В С. Кубачи - выдающийся памятник Горской культовой архитектуры'

Джума-мечеть XV В. В С. Кубачи - выдающийся памятник Горской культовой архитектуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
435
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джума-мечеть XV В. В С. Кубачи - выдающийся памятник Горской культовой архитектуры»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2009. № 4. С. 44 - 56.

М. А. Омаркадиева ДЖУМА-МЕЧЕТЬ XV в. В с. КУБАЧИ - ВЫДАЮЩИЙСЯ ПАМЯТНИК ГОРСКОЙ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Одна из мировых религий ислам, зародившийся в VII в. в Аравии, в ходе арабских завоеваний распространился на огромной территории. Покоренные арабами страны вошли в состав Арабского халифата, территория которого простиралась «на тысячи километров, от Испании до Индии, от Йемена до Северного Кавказа, охватывала земли, в несколько десятков раз превышающие площадь собственно арабских земель, включала очаги ряда крупных, мирового уровня цивилизаций» (ГаджиевМГ, Давудов ОМ., Шихсаидов А.Р., 1996. С. 198).

В Дагестане ислам начал распространяться вместе с арабскими завоеваниями. Но процесс исламизации края был длительным и сложным, затянувшимся на целое тысячелетие. Он протекал в упорной борьбе с предшествующими религиозными верованиями.

Как официальная религия и идеология ислам окончательно утвердился во всех дагестанских феодальных владениях и союзах сельских общин в конце XVI - начале XVII в.

Арабо-мусульманская культура, проникшая вместе с исламом в Дагестан, оказала большое влияние на все сферы духовной жизни дагестанских народов, на их дальнейшее культурно-историческое развитие. Ислам и арабский язык стали составной частью культуры народов Дагестана и существенно повлияли на развитие зодчества, культуры и искусства, на весь образ жизни в целом.

В XIII-XV вв. по всему нагорному Дагестану наблюдается интенсивное строительство культовых сооружений. Надписи, сохранившиеся на архитектурных памятниках, сообщают о возведении мечетей в Цахуре, Мишлеше, Рича, Рутуле, Дербенте, Кумухе, Кочхюре, Хпедже, Кубачи, Гуладти; минаретов в Хнове, Мишлеше; медресе в Дербенте, Кубачи; жилых домов в Хунзахе, Калакорейше; святилищ в Хучни, Хнове, Ахты, Мачада и в других селениях (Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р., 1996. С. 318).

Мечеть - это духовный, культовый центр селения, при сооружении которого применялись как новые архитектурные формы и строительные приемы, так и ранее используемые элементы и методы, с особой тщательностью подбирался строительный материал и осуществлялась его обработка. Приемы народной архитектуры, используемые в строительстве мечетей, выполнялись наиболее искусно и доводились до более высокой в художественном отношении ступени.

В с. Кубачи ислам окончательно утвердился в конце XIII - самом начале XIV в. (Маммаев М.М., 2005. С. 144). С этого времени здесь развернулось строительство зданий мусульманской культовой архитектуры - соборной и квартальных мечетей, мавзолеев, а также медресе, возводившихся лучшими народными зодчими.

В конце XIV - начале XV в. в Кубачи функционировала Джума-мечеть и шесть квартальных мечетей, а в 807 г. хиджры/1404-05 гг. было открыто медресе. Позже количество мечетей достигло двенадцати, главная из них Джума-мечеть, остальные небольшие по размерам квартальные мечети. Наличие Джума-мечети и такого количества квартальных мечетей говорит о том, что с. Кубачи в прошлом являлось средоточием мусульманской духовности и образованности. Селение условно делилось на кварталы, и каждый из них имел свою мечеть. Как и во многих горных селениях Центрального и Северного Дагестана, мечети Кубачи не имеют куполов и минаретов. Отсутствие минаретов можно объяснить тем, что ее функции выполняла плоская крыша мечети или смежных строений.

Молельные залы сохранившихся квартальных мечетей дают возможность полагать, что и другие несохранившиеся квартальные мечети были соразмерны с ними и не могли вмещать большое количество мусульман. Для совершения пятничной молитвы необходи-

ма была монументальная Джума-мечеть, которая должна была вмещать не только куба-чинцев, но и жителей близлежащих селений, не имевших джума-мечетей столь значительных размеров.

Джума-мечеть или Хвала мишит (Большая мечеть), как называют ее кубачинцы, -самое крупное по размерам (32,8 х 12,7) культовое сооружение селения, которое находится в нижней, западной части Кубачи, на его окраине. План мечети напоминает прямоугольник, который вытянут с запада на восток, северная сторона врезается в скалу и частично примыкает к жилым строениям. Как и в других культовых сооружениях, михраб мечети был обращен в сторону Мекки и находился в ныне разрушенной южной продольной стене. Стены ее сложены из крупных, тесаных, аккуратно подогнанных друг к другу камней и содержат большое количество резных вставок с растительным орнаментом и арабскими надписями. А.А. Иванов отмечает, что «... на стенах пятничной мечети находятся одиннадцать камней с точными датами, самые ранние из которых относятся к XV веку (834 г. х./1430-1431 гг. и 881 г.х./1476-1477 гг.), а все остальные - ко 2-й половине XIX - началу ХХ века (1290 (?) г.х./1873-1874 гг., шесть камней с датой 1299 г.х./1881-1882 гг. и два камня, в надписях на которых упоминается строительство каких-то медресе, а не мечетей, имеют даты 1325 г.х./1907-1908 гг. и 1326 г.х./1908 г.» (Алиханов Р.А., Иванов А.А., 1976. С. 174).

Резной камень с арабской надписью в кладке восточной стены, с ее наружной стороны, содержит дату строительства мечети - 881 г.х./1476-1477 гг. Здание Джума-мечети возведено на месте первой мечети, построенной в этом селении. Перестройка здания могла производиться по причине ветхости или малогабаритности. М. М. Маммаев отмечает, что «на месте здания Джума-мечети раньше находилось старое здание Джума-мечети, построенное в 1430-31 гг. Во внутренней кладке западной стены мечети, построенной в 1476-77 гг., имеется фигурный каменный рельеф с арабской надписью, гласящей (в переводе Л.И. Лаврова): «Восемьсот тридцать четвертый год от хиджры пророка, да благословит его Аллах и приветствует». 834 г.х. соответствует 19.IX.1430-IX.1431 г. нашего летосчисления. При строительстве нового капитального здания Джума-мечети рельеф из старого здания был перенесен в новое здание. До 1430-31 гг. на месте Джума-мечети было еще более древнее здание мечети, построенное, вероятно, в конце XIV в. В начале XV в. (1404-05 гг.) при нем было открыто медресе. Второе здание Джума-мечети, построенное в 1430-1431 гг., за время, охватывающее без малого полвека, пришло, вероятно, в ветхость, а в 1476-77 гг. вместо него построили новое, довольно внушительных размеров, здание» (Маммаев М.М., 2005. с.117, 144).

Мечеть расположена на участке с небольшим уклоном, где южная стена здания имеет отметку уровня земли ниже северной. Южная стена, где находился михраб, деформировалась, и для ее укрепления были построены подпорки - контрфорсы. Судя по фото А. Роинова 1885 г., один из контрфорсов совпадает с расположением михраба и мог выполнять двоякую роль - как контрфорс для стены и как база для михраба. Вероятно, меры по укреплению оказались малоэффективными, и позднее, в советский период, под предло -гом предотвращения обрушения стены на проходящую перед ней дорогу она была разо -брана. Часть камней из разобранной стены была применена здесь же при приспособлении здания мечети под помещение клуба, а часть - при строительстве старого здания Куба-чинской ювелирной артели (ныне поселковый клуб); часть, наверняка, была растаскана. Сохранившаяся часть здания ныне перекрыта односкатной крышей с металлической кровлей, и потому отчасти защищена от разрушающего воздействия атмосферных осадков и других природных явлений. Сохранившаяся на половину высоты мечети западная стена, где имеется входной проем, утратила верхние ряды кладки и угловую часть. Полностью утрачены михраб и карниз, венчающий здание мечети.

Джума-мечеть имела два параллельных нефа шириной около 5 и 6 м, разделенных аркадой колонн полуциркульной формы. Арки выложены из правильных клиньев, так что их наружные грани также образуют полуциркульную кривую. Расстояние между колоннами немного больше пролета арки, нижние клинья которой выступают консолью,

скругляясь к колонне. Крайние колонны мечети квадратного сечения 1х0,90 м, а три средние колонны имеют округлый ствол высотой 0,96 м и длиной окружности 3,1 м. Аркада с толщиной стен 0,90 м состоит из шести арок, над каждой из которых с южной стороны над замковым камнем имеются резные камни. Здесь использованы круглые и каплеобразные медальоны с различными композиционными решениями декоративных арабских надписей. Расстояния между колоннами почти равные и составляют около 3,4 м, высота арок 3,1 м. Высота сохранившейся части здания 4 м. Внутренний неф (сохранившийся) с северной стороны сообщается с небольшим подсобным помещением, а также оконным и дверным проемами. Это помещение могло служить для хранения различных подношений, инвентаря, книг. «При Джума-мечети, - пишет М.М. Маммаев, - находилась библиотека, где были сосредоточены рукописные книги по арабскому языку и грам -матике, лексикографии (словарная литература), логике, риторике, мусульманскому праву (фикх) и другим отраслям знаний, а также Коран и комментарии к нему (тафсиры), хадисы» / (http ://www.dagpravda.ru/kult/ kubachi20htm).

В восточном конце здания есть помещение, которое сообщается с ныне разрушенным нефом оконным и дверным проемами. Еще два его оконных проема находятся на сохранившейся части главного южного фасада мечети. Здесь же наличествует глубокая ниша, вероятно, предназначенная для обуви, так как именно это помещение (по словам старожилов) являлось входной частью здания. Ныне восточная стена глухая, однако в ее кладке заметны следы заделки дверного проема, предназначавшегося для жителей нижней части селения. Сохранившийся и расположенный с западной стороны вход был предусмотрен для жителей верхней части селения. Перед западным входом в мечеть наличествует каменная лестница, а в кладку стены справа от входа заложено четыре резных камня и один цельный обработанный камень. Один из резных камней имеет надпись на арабском языке «Аллах», другой камень также содержит арабскую надпись, скомпонованную в фигурное обрамление. Два других камня содержат в себе сочетание растительного орнамента и арабских надписей. Самый большой камень имеет прямоугольную с арочным верхом форму. Верхняя часть камня оформлена двумя выступающими кругами, напоминающими большие круглые глаза животного. Средняя часть камня углублена и имеет щель, похожую на замочную скважину.

В кладке стен мечети имеются камни, подобные тимпанам, которые изготовлены из цельного обломка с закругленной верхней частью и с округлыми элементами. Они расположены в восточной стене здания около камня с датой строительства мечети и в южной стене между оконными проемами.

При строительстве зданий для украшения стен резные камни и даже их фрагменты закладывались в кладку, способствуя, таким образом, их сохранению, обозрению и изучению. Следует отметить, что резные камни-вставки Джума-мечети расположены с учетом композиции и определенной симметрии. Здесь они располагаются в средней части простенка, над оконными и дверными проемами, рядом с дверным проемом, над аркой или замковым камнем, симметрично относительно каких-либо элементов, а иногда и произвольно. Резные камни, находящиеся в стенах Джума-мечети, отличаются искусной резьбой, они представляют собой огромный интерес для исследователей и могут являться предметом отдельного исследования. Однако изучение Джума-мечети в разрыве от ее декора невозможно.

Большое количество каплеобразных медальонов содержат в себе стены Джума-мечети, две из которых интересны содержащейся в них информацией. Медальон, расположенный над 4-й аркой, считая с западной стороны, содержит арабскую надпись в 4 строки, в которой указано имя строителя аркады. Находящийся в северной стене с внутренней стороны мечети резной камень в форме медальона по центру украшен растительным орнаментом, а по краю помещена арабская надпись. В левом верхнем конце камня указано имя мастера резьбы по камню (информация предоставлена проф. М.М. Маммае-вым).

Как любое сооружение, Джума-мечеть за время своего существования подвергалась существенным изменениям от воздействия природных явлений, эксплуатации и больше всего от небрежного человеческого отношения. В целях изучения памятника нами осуществлены фиксация и обмерные работы, на основании которых выполнены масштабные ортогональные чертежи основных его проекций.

Как было отмечено выше, Джума-мечеть - самое крупное и идеологически почитаемое сооружение селения. Архитектурное изучение этого памятника проводится с целью освещения вопросов его возникновения, строительной истории, конструктивнопланировочных особенностей, современного состояния и факторов вмешательств, изменивших его облик. Натурные исследования Джума-мечети основываются на обмерной фиксации, фотофиксации, словесном описании, определении реставрационного метода, а также сбора информации не только в литературных источниках, но и у жителей селения.

Проблема сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия как одного из важнейших ресурсов мировой цивилизации на современном этапе развития человеческого общества стала одной из приоритетных. И задача сохранения и использования историко-архитектурных памятников выдвигает творческие и научнотеоретические вопросы совершенствования методов консервации, выбора путей регенерации и реконструкции, охраны памятников архитектуры и их использования с условием сохранения самобытности и своеобразия отдельных строений и градостроительного образования в целом.

Для глубокого понимания изучаемого объекта и возможности реставрации памятника необходимо привлечение аналогий, в качестве которых нами рассматриваются квар -тальные мечети, сохранившиеся на территории пос. Кубачи. Объемно-композиционное решение квартальных мечетей отличается от подобных решений Джума-мечети, но в них присутствуют архитектурные элементы, утраченные в исследуемом памятнике. Наверняка в кладке южной, несохранившейся стены мечети имелись резные камни-вставки, но в данном случае приоритетным является выяснение формы и размера михраба, расположения, величины и формы оконных проемов, а также конфигурации и вида карниза. Аналогии использовались для восстановления тех элементов, форма и вид которых обусловлены устойчивыми строительными приемами. Восстановление облика михраба Джума-мечети нужно выполнить по аналогии с сохранившимися михрабами квартальной мечети Котла мишит и мечети нижнего квартала Хьащала куатла мишит. Восстановление карниза нужно выполнить по аналогии с сохранившимися карнизами мечети нижнего квартала Хьащала куатла мишит и ныне действующей мечети Кякябала мишит.

На фото А. Роинова 80-х гг. XIX в. здание Джума-мечети представлено в первоначальном, неразрушенном виде, где михраб, располагавшийся в южной стене, выступал углом за пределы наружной плоскости и имел плоское завершение. Помещение Джума-мечети освещалось с южной стороны шестью узкими оконными проемами с полуциркульными арочными завершениями. В западном направлении от михраба было четыре, в восточном направлении два оконных проема. Здание завершалось каменным карнизом, наличие которого отмечает и Башкиров А.С. Он пишет, что «.в ряде улиц виднеется длинный фасад соборной мечети со своеобразным фризом выступов-кронштейнов, кото -рые поддерживают мощное плоское перекрытие, служащее иногда местом собрания религиозной общины» (Башкиров А.С., 1931. С. 11).

Для точного восстановления пропорций и частей южного фасада мечети вышеупомянутое фото в увеличенном масштабе было вставлено в файл программы AutoCAD. По перспективному изображению здания графическим методом были получены размеры проемов, простенков и михраба. Для этого по краям проемов и углов фасада были проведены вертикальные линии. На вертикальной линии, проходящей по правому краю фасада, в произвольном месте отмечается точка А, от которой откладывается отрезок АВ до пересечения с вертикальной линией, проходящей по левому краю фасада. Отрезок АВ соответствует истинной длине фасада, безусловно, с учетом масштаба чертежа. Все оконные проемы и михраб посредством вертикальных линий переводятся на отрезок АВ. Таким

4S

образом, получаем точные размеры михраба и оконных проемов. Для удобства дальнейшей работы с полученными данными точки пересечения отрезка АВ и вертикальных линий переводятся на горизонтальную линию при помощи проведения дуг с центром в точке А.

Полученные размеры и изображение михраба на фото подтверждают его подобие михрабам кубачинских квартальных мечетей, внешняя форма которых также выступает углом, а внутренняя часть закругленная. Карниз мечети на фото неясен, однако при сравнении его с карнизами мечетей нижнего квартала и ныне действующей мечети их идентичность становится явной.

При изучении здания обращает на себя внимание глухая восточная стена, в кладке которой заметны следы заделки дверного проема. Среди материалов Центра охраны памятников истории, культуры и архитектуры Министерства культуры Республики Дагестан, собранных архитекторами Г.М. Гузовой и Н.А. Бахмутовой в S0^ гг. XX в., имеется фото дверного полотна. На основе этой фотографии и в соответствии с размерами заложенного проема осуществлена реконструкция дверных полотен. Судя по фото, деревянные полотна дверей имели колотушки и металлические профильные накладки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Проведенный анализ и результаты, полученные графическими построениями и вычислениями, нашли отражение в эскизном проекте реставрации Джума-мечети.

Восстановление Джума-мечети важно как с точки зрения архитектурной науки, так и с позиции исламской религии, и в то же время это послужило бы толчком к началу восстановления и регенерации исторической части пос. Кубачи. Восстановление, сохранение и использование историко-архитектурного памятника Кубачи в качестве туристического объекта были бы весьма целесообразными. Проведение реставрационновосстановительных работ на кубачинских памятниках явилось бы образцом и стимулом для изучения и последующего проведения восстановительных работ на других не менее интересных и малоизученных памятниках горных селений Дагестана.

БИБЛИОГРАФИЯ

Алиханов Р.А., Иванов А.А., 1976. Искусство Кубачи. Л.

Башкиров А.С., 1931. Искусство Дагестана. Резные камни. М.

Беккер А., 1972. О сохранении градостроительных систем прошлого // Теория и практика реставрационных работ. Сборник № 3. М.

Восстановление памятников культуры. Проблемы реставрации. 19S1 / Под редакцией Д. С. Лихачева. М.

Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р., 1996. История Дагестана с древнейших времен до конца XV^ Махачкала.

Магомедов Р.М., 1999. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Т.1. Махачкала.

Маммаев М.М., 2005. Зирихгеран-Кубачи: Очерки по истории и культуре. Махачкала.

Реставрация памятников архитектуры. 19SS / Под ред. С.С. Подъяпольского. М.

http ://www. dagpravda. ru/kult/kubachi20htm.

Джума мечеть. Вид с юга. Фото 2008 г.

Северный неф. Фото 2008 г.

Южный неф. Фото 2008 г.

Резные камни в западной стенке

Медальон над аркой (4-ая с запада), где указано имя строителя аркады.

Медальон в северной стене, где указано имя резчика по камню.

ПЛАН МЕЧЕТИ

,,,,, ;.р-

' | , ' * ’

||: ■ .

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЖУМА МЕЧЕТИ

АВ - истинная длина разрушенной стены. СБ - Искаженная длина разрушенной стены.

1

- || . 1

ОКОННЫЙ ПРОЕМ ДЖУМА МЕЧЕТИ

ГРАФИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАН МИХРАБА ДЖУМА МЕЧЕТИ ВЕЛИЧИН ОКОННЫХ ПРОЕМОВ

Фото дверного полотна

2550 200

о

со

о

о

*+

о

о

•о

о т 'Т

о

о *

о о т

о

к—

!_• ".г * ї ? г г г т • * » ПК

. . - . 1..» яс.« • £ 2 • • *

' V*Vе».5»’*' •

1 ООО

1000

21 20

К

деревянная

перемычка

деревянное

полотно

контур

дверного проема в кладке стены

металлическая

колотушка

металлическая

профильная

накладка

Реконструкция дверей мечети

Металлическая колотушка для дверей Джума мечети

?.* 1

Резные камни в стенах мечети

Восточная стена, слева камень с датой строительства месети в 881 г.х./1476-77 гг.

ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА. ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФАСАД.

і « .11"^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.