Научная статья на тему 'РЕВИТАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / УСТЬ-ЛУГА / РЕВИТАЛИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЯДРА / РЕКОНСТРУКТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Суворова А.А., Виленский М.Ю.

Города, значимые в международном масштабе, имеющие центры притяжения и концентрацию активности населения, должны совершенствоваться с учетом их планомерного и перспективного развития. Именно поэтому в статье предложено решение по преобразованию и дальнейшему устойчивому развитию территории морского порта г. Санкт-Петербурга. Важным аспектом разрабатываемой концепции является формирование и реализация нескольких функциональных ядер (транспортное, деловое, рекреационное, культурное и образовательное), с целью обеспечения рентабельности и создания нового импульса развития отдельного района города. Авторы отмечают, что каждое рассматриваемое ядро и проектирование качественной среды определяются особым характером, городской структурой, зеленой средой и функциональным сочетанием различных услуг для потенциальных целевых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVITALIZATION OF THE GREAT SEAPORT OF ST. PETERSBURG

Cities that are important on an international scale should be improved considering their planned and long-term development. That is why the article proposes a solution for the transformation and further sustainable development of the territory of the seaport of St. Petersburg. An important aspect of the concept being developed is the formation and implementation of several functional cores (transport, business, recreational, cultural, and educational), to ensure profitability and create a new impetus for the development of a separate area of the city. The authors note that each core under consideration and the design of a quality environment are determined by a special character, urban structure, green environment, and functional combination of various services for potential target groups.

Текст научной работы на тему «РЕВИТАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ПОРТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА А.А. Суворова, студент

М.Ю. Виленский, канд. архитектуры, доцент

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-2-60-64

Аннотация. Города, значимые в международном масштабе, имеющие центры притяжения и концентрацию активности населения, должны совершенствоваться с учетом их планомерного и перспективного развития. Именно поэтому в статье предложено решение по преобразованию и дальнейшему устойчивому развитию территории морского порта г. Санкт-Петербурга. Важным аспектом разрабатываемой концепции является формирование и реализация нескольких функциональных ядер (транспортное, деловое, рекреационное, культурное и образовательное), с целью обеспечения рентабельности и создания нового импульса развития отдельного района города. Авторы отмечают, что каждое рассматриваемое ядро и проектирование качественной среды определяются особым характером, городской структурой, зеленой средой и функциональным сочетанием различных услуг для потенциальных целевых групп.

Ключевые слова: Большой морской порт Санкт-Петербурга, Усть-Луга, ревитализа-ция, функциональные ядра, реконструктивные мероприятия.

В настоящее время Санкт-Петербург имеет моноцентрическую градостроительную модель с главным аттрактивным ядром, расположенным в границах исторического центра. Вынужденная маятниковая миграция влечет за собой повышенную нагрузку на инфраструктуру, поскольку жителям города трудно удовлетворять свои потребности, не покидая спальные районы. В этой связи актуализируется разработка предложений по преобразованию, реконструкции и дальнейшему устойчивому развитию освобождаемых территорий, с учетом их транспортного, делового, рекреационного, культурного и образовательного потенциала. Одной из таких территорий является Большой морской порт Санкт-Петербурга, который занимает значительную часть города. При этом рост грузооборота создает дефицит площадей для строительства необходимых грузовых терминалов, вследствие чего прогнозируется повышенная нагрузка на городскую

инфраструктуру, обслуживающую транспортировку портовых грузов.

Большой морской порт расположен в Невской губе Финского залива, в промышленном «Сером поясе» Санкт-Петербурга, обрабатывает около 25% региональных грузов и является важным звеном цепи поставок через Балтийский бассейн. Водоочистные сооружения Белого острова, существенный отрезок Западного Скоростного Диаметра, склады, устаревшие терминалы и промышленная застройка, теплоэлектроцентрали придают и без того депрессивной территории еще более негативный окрас. Тем не менее территория Большого морского порта представляет интерес, подкрепленный резонансным предложением по переносу портовых мощностей из Санкт-Петербурга на аванпорты Финского Залива в Усть-Лугу (рис. 1) с последующим высвобождением 600 га земли.

Устъ-Луго

Рис. 1. Схема выноса Большого морского порта из Санкт-Петербурга

Промышленный характер рассматриваемого земельного участка способствует его отчуждению, поэтому вынос портовых мощностей является вопросом времени. Программа релокации портовых терминалов и реновации территории служит отправной точкой для улучшения имиджа всего города и его положения в международном контексте, а преобразование порта и включение его в городскую систему добавит импульс в развитие городской среды, как качественное, так и рекреационное. Интерес к земельным участкам, на которых располагается Большой морской порт Санкт-Петербурга, со стороны крупных девелоперов подтверждает его значимость в структуре города.

Градостроительный опыт зарубежной практики показывает, что высвобождение из центральной части мегаполиса портовых мощностей и производственных предприятий при выносе их за городскую черту дает дополнительный стимул для развития всего региона. В этой связи первостепенной задачей является предложение альтернативы современному использованию бывших портовых и промышленных земель, поскольку ревитализация промышленных и портовых зон имеет важное значение в современной градостроительной практике. Организация жизнедеятельности бизнеса и населения у воды подразумевает наличие благоустроенных набережных и

отлаженной системы водного транспорта, которые гармонично вписываются в стратегию устойчивого развития и экологизации городов. При этом портовые города могут являться определенными тестовыми полигонами улучшения и отработки процессов реорганизации и обновления общественных и жилых территорий, транспортной инфраструктуры и окружающей среды.

Концепция ревитализации Большого морского порта Санкт-Петербурга предполагает реорганизацию всей территории с целью обеспечения крупного городского района доступной транспортной, жилой и общественно-деловой инфраструктурой. Первоочередной задачей является устранение негативных факторов, возникших в результате многолетнего жизнеобеспечения промышленных предприятий на территории порта, а также сохранение духа места особенных частично самобытных территорий. Важным аспектом концепции развития территории, которую пока занимает Большой морской порт Санкт-Петербурга, является формирование пяти функциональных ядер (рис. 2), обеспечивающих рентабельность и формирование нового вектора развития города. Каждое ядро должно обладать особым характером, городской структурой, зеленой средой и функциональным сочетанием различных услуг для потенциальных целевых групп.

Рис. 2. Концепция формирования функциональных ядер на территории Большого морского порта в Санкт-Петербурге

Первое ядро - «природа» (территория Канонерского острова). Концепция преобразования Канонерского острова направлена на экологизацию и устойчивое развитие территории: на севере острова планируется организация института экологии Балтийского бассейна, а южная часть будет включать в себя главный рекреационный центр - островной ландшафтный парк, сформированный системой тематических зеленых островов. Парк предполагает формирование и развитие следующих зон: отдых, расслабление и забота о теле; единение с природой; творчество и спортивные игры. Рядом с парком стоит предусмотреть эко-отель, а на кровлях жилых домов спроектировать общественные огороды.

Второе ядро - «культура» (Гутуевский остров). Территория Гутуевского острова граничит с историческим центром Санкт-Петербурга и является важной составляющей морского фасада города. На базе уже сложившейся «портовой» экосистемы планируется создание морского кампуса -культурно-образовательного центра.

Предполагается обеспечение функционального взаимодействия с уже сложившимися реалиями: развитие существующих учебных, деловых и научно-исследовательский центров; строительство ряда просветительских и культурно-образовательных построек, повышающих заинтересованность населения в морской тематике. Проектируемая экосистема поз-

волит эффективно использовать организационные возможности кампуса в интересах дальнейшего экономического развития рассматриваемой территории.

Третье ядро - «инновации» (территория Кировского завода). С миграцией грузового порта прогнозируется постепенный вывод из акватории предприятий тяжёлой промышленности. На месте Кировского завода предлагается определить новый центр, способный повлиять на экономику района и сфокусироваться на разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции. Также рекомендуется запустить строительство бизнес-кластера, ряда деловых кварталов, технопарка и сформировать центр легкой промышленности. Одновременно, большепролетные цеха Кировского завода следует переоборудовать для создания творческого кластера: рабочих пространств и мест взаимодействия локальных дизайн-брендов.

Четвертое ядро - «сообщества» (промышленная гавань Турухтанного острова). Согласно разрабатываемой концепции, территорию промышленной гавани Большого морского порта Санкт-Петербурга стоит трансформировать в густонаселенный и оживленный жилой район, с упором на развитие яхтинга и марины в индивидуальных, спортивных и коммерческих целях. Деловой и инновационный центр, для жителей и туристов, с локальными бизнесцентрами, морской торговой галереей, музеем современного искусства и большим

многофункциональным яхтенным центром будет являться важным пунктом въезда через Балтику в Санкт-Петербург (яхтенную гавань).

Пятое ядро - «мобильность» (нефтяной терминал). С переносом морского порта в Ленинградскую область железнодорожные пути, используемые для производственных нужд, можно перевести в компетенцию пассажирского транспорта. Для обеспечения пассажиропотока в новый деловой район, по железнодорожным путям следует запустить городскую электричку, которая, в свою очередь будет связывать территорию порта с северной частью города, в том числе с Лахта-центром. Для связи нового района с жилой застройкой следует дополнительно провести реорганизацию автобусного пассажирского транспорта, посредством создания на новой территории автобусного депо, сформировав пересадочный узел, связывающий автобусное депо и железнодорожную станцию.

Помимо формирования функциональных ядер, обеспечивающих процветание города, и в связи с нецелесообразностью развития промышленности в центральной части мегаполиса, следует предусмотреть ликвидацию складских территорий, гаражных кооперативов, вынос промышленных портовых и производственных объектов с целью реорганизации территории под строительство жилых и общественно-деловых пространств, транспортной инфраструктуры и улучшения качества окружающей среды. Вынос промышленности в Ленинградскую область поможет

правными точками в развитии неосвоенных территорий и спровоцирует приток населения из крупных городов в развивающиеся агломерации. Создание инновационного ядра с общественно-деловой застройкой на месте Кировского завода может стать платформой для развития новых предприятий и последующего увеличения рабочих мест, сократившихся в связи с оттоком промышленности. Помимо построек, относящихся к промышленным и портовым предприятиям, еще существуют ветхие жилые постройки на Канонерском и Гутуевском островах, а также ряд объектов социальной инфраструктуры, расположенные в зоне влияния Западного Скоростного Диаметра и Центральной станции аэрации, которые подлежат сносу.

Таким образом, после проведения реконструктивных мероприятий застройка осваиваемой территории будет представлена сохраняемой относительно современной жилой застройкой и объектами социальной инфраструктуры 1970-2000-х годов, послевоенной застройкой уже подвергнувшейся реновации, расположенными на территории, объектами инженерной инфраструктуры, а так же рядом объектов культурного наследия и сооружений, отвечающих за формирование идентичности территории и памяти места. В дополнение улучшения транспортной инфраструктуры рассматриваемой территории предлагается развитие и строительство подводных тоннельных автомобильных связей, которые смогут объединить весь новый район и помогут разгрузить существующие транспортные связи близлежащих территорий.

сформировать центы, которые станут от-

Библиографический список

1. ФЗ РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004 «Градостроительный кодекс РФ».

2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-Ф3.

3. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

4. ФЗ РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

5. ФЗ РФ N 74-ФЗ от 03.06.2006 «Водный кодекс Российской Федерации».

REVITALIZATION OF THE GREAT SEAPORT OF ST. PETERSBURG A.A. Suvorova, Student

M.Yu. Vilensky, Candidate of Sciences in Architecture, Associate Professor Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. Cities that are important on an international scale should be improved considering their planned and long-term development. That is why the article proposes a solution for the transformation and further sustainable development of the territory of the seaport of St. Petersburg. An important aspect of the concept being developed is the formation and implementation of several functional cores (transport, business, recreational, cultural, and educational), to ensure profitability and create a new impetus for the development of a separate area of the city. The authors note that each core under consideration and the design of a quality environment are determined by a special character, urban structure, green environment, and functional combination of various services for potential target groups.

Keywords: The great seaport of St. Petersburg, Ust-Luga, revitalization, functional cores, reconstructive measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.