Научная статья на тему 'Основные тенденции трансформации городов России'

Основные тенденции трансформации городов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1294
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДОВ / ТРЕНДЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА / DIRECTION OF THE ECONOMY / TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF CITIES / URBAN DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Якишин Юрий Владимирович

В статье, на основе анализа современных тенденций в отечественной и мировой экономике, выявлены приоритетные направления трансформации городов России, определены их экономические и социальные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends in the transformation of Russian cities

The article examines revealed prevailing trends in the transformation of Russian cities on the basis of analysis of current trends in the domestic and global economy, their economic and social consequence defined.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции трансформации городов России»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Юрий Владимирович ЯКИШИН — кандидат экономических наук, докторант Института проблем региональной экономики Российской академии наук.

В 1981 г. окончил Куйбышевский государственный университет.

Автор более 40 научных трудов, в том числе 11 монографий.

Сфера научных интересов — экономика городов, структурная перестройка экономики.

^ ^ ^

Якишин Ю.В.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДОВ РОССИИ

Аннотация. В статье, на основе анализа современных тенденций в отечественной и мировой экономике, выявлены приоритетные направления трансформации городов России, определены их экономические и социальные последствия.

Ключевые слова. Направления развития экономики, тенденции трансформации городов, тренды градостроительства.

Yakishin Yu.V.

THE MAIN TRENDS IN THE TRANSFORMATION OF RUSSIAN CITIES

Abstract. The article examines revealed prevailing trends in the transformation of Russian cities on the basis of analysis of current trends in the domestic and global economy, their economic and social consequence defined.

Keywords. Direction of the economy, trends in the transformation of cities, urban development trends.

^ ^ ^

Последние 20-30 лет российские города, как, впрочем, и города всего мира, переживают пору значительных трансформаций, вызванных новыми тенденциями в мировой экономике. К числу основных экономических тенденций относятся: глобализация экономики и связанное с ней смещение экономической активности в регионы с дешевой рабочей силой; глобальная синхронизация в сфере передовых

ГРНТИ 06.52.17 © Ю.В. Якишин, 2015

Контактные данные для связи с автором: 190013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38 (Russia, St. Petersburg, Serpukhovskaya str., 38). Тел. (812) 316 48 65. E-mail: info@iresras.ru.

Статья поступила в редакцию 15.12.2014 г.

Для ссылок: Якишин Ю.В. Основные тенденции трансформации городов России //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 60-67.

Якишин Ю.В.

61

отраслей промышленности, ведущая к высокой конкуренции; интеллектуализация экономики, переход к экономике знаний и формированию «умных» сред; интеграция мировых рынков (в частности, вступление России в ВТО); коренное изменение мирового энергетического ландшафта, вызванное переходом к комплексной добыче углеводородов и энергосбережению, а также появлением альтернативных видов энергоносителей; интенсивное освоение природных ресурсов и транспортных путей Арктики.

Названные тенденции по-разному влияют на развитие городов:

1. Глобализация экономики ведет к разрастанию городов, концентрации в них инвестиций и кадров, транснационализации экономики и бизнес-процессов. Между городами развитых и развивающихся стран усиливается конкурентная борьба за квалифицированную рабочую силу вследствие неблагоприятных демографических тенденций и связанным с этим снижением численности трудоспособного населения. В результате экономическая активность постепенно смещается в многонаселенную Азию. Суммарный ВВП стран Азии растет быстрее среднемирового. Азия во главе с Китаем становится мировым центром производства. Кроме того, имея значительное население, азиатские страны будут предъявлять больший спрос на ресурсы и увеличивать потребление.

2. Ускоряются процессы поглощения крупными городами пригородов, городов-спутников и других прилегающих территорий и формирования на их основе агломераций. Развитие агломераций связано, прежде всего, с экономическими выгодами — так называемой агломерационной экономией — экономией затрат вследствие объединения различных видов деятельности в одном месте, отказом от дублирования функций на территориях членов агломераций (городских округов и сельских муниципальных районов). Агломерационный эффект выражается в том, что точечно или компактно размещенные объекты, если они совместимы, всегда эффективнее, чем размещенные изолированно, рассеянно.

Опыт крупных мировых городских агломераций доказывает, что создание новых рабочих мест в пригородных и других прилегающих зонах — это эффективное направление экономического развития. Как правило, оно подразумевает реализацию сложных в организационном и финансовом плане проектов, связанных с привлечением на территорию высокотехнологичных производств, с переносом промышленных предприятий из центра города (ядра агломерации) с тем, чтобы использовать освободившиеся зоны под дорогостоящие виды недвижимости, что также сопряжено с необходимостью выделять новые участки и создавать новые промышленные зоны, развивать сервисную инфраструктуру, включая логистику, инфраструктуру для отдыха и развлечений, а также для туризма. Таким образом, основной целью территориального развития агломерации является наиболее разумное и комфортное обустройство ее территории, создание разнообразной, привлекательной, живой, рациональной и сбалансированной среды, в которой люди хотели бы жить, работать и отдыхать.

В последние годы за рубежом, да и в России, проявляется тенденция формирования агломераций не только вокруг городов-миллионников, но и вокруг средних городов. В настоящее время в России обсуждается возможность формирования более 20 городских агломераций-миллионеров. Самой крупной из российских является Московская агломерация. Ее отличительной особенностью является административное увеличение территории ядра агломерации путем изменения границ Москвы и присоединения к городу части территорий Московской области.

В нынешних границах Москва достигла пределов своего развития, в результате чего нарастают структурные проблемы: она является одним из самых густонаселенных мегаполисов Европы и мира (плотность населения составляет 11 тыс. чел. на один квадратный километр); усиливается дисбаланс между многочисленными зонами расселения и единственно значимой зоной приложения труда, каковой выступает ее исторический центр; наблюдается колоссальный дефицит мест приложения труда на периферийных территориях и т.д. В свою очередь, это порождает транспортный коллапс, снижает качество городской среды, обостряет экологические и социальные проблемы. Данные обстоятельства диктуют необходимость расширения границ и создания рационально организованной Московской агломерации, включающей в себя Москву и Московскую область. В данном случае можно говорить о суперагломерации, т.к. численность населения в ней превышает 17 млн чел.

В настоящее время Московская агломерация, в отличие от агломераций других регионов РФ, вступила в финальную, постиндустриальную стадию своего развития, связанную с преобладанием не промышленного потенциала и созданием промышленных предприятий, а с использованием сервисных

62

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

видов деятельности и дальнейшим становлением Москвы как центра науки, культуры, образования, финансовой деятельности. На новых территориях прорабатывается размещение шести новых центров деловой и общественной активности, к которым отнесены административно-деловой кластер, финансово-деловой центр, кластеры исследований и инноваций, университетский и образовательный, медицинский и рекреационно-туристический кластер [1].

Второй по численности населения является интенсивно развивающаяся Санкт-Петербургская агломерация (площадь 11,6 тыс. км2, население около 6 млн чел, площадь ядра около 550 км2). Трансформации, произошедшие в ней в последние 20 лет, связаны с усилением главенствующей роли Санкт-Петербурга как центра управления, с изменениями в системе расселения в пределах агломерации, быстрым усилением роли ее периферийной зоны, перемещением ряда функций ядра агломерации (потребления, развлечения, производства) на периферию в «спальные» районы и города-спутники. Для данного периода также характерен рост спроса на землю и инженерную инфраструктуру, развитие проектов комплексного освоения территорий. Ярко проявилась тенденция стихийного экстенсивного развития города в сторону области и порождаемых этим процессом маятниковой миграции и роста транзакционных издержек.

Одним из ключевых элементов развития агломерации стала реализация большого числа инвестиционных проектов жилой, общественно-деловой и производственной застройки в приграничной зоне Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так называемой зоне экономического взаимодействия субъектов. В ней начали складываться крупные очаги промышленного и научно-технического развития, локализованные на северо-востоке, востоке, юге и юго-западе агломерации, зачастую соседствующие с крупными инвестиционными проектами жилищного строительства. В их числе зона развития «Большая Ижора - Бронка - Пеники» с аванпортом Бронка и крупными логистическими объектами, зона с активно развивающейся производственной сферой в Аннино, соседствующая с аэрополисом близ Пулково и «Экспоцентром». Один из крупнейших проектов агломерации - город Южный с прилегающей промышленной и деловой зоной, учреждениями науки и техники, входящими в кластерный проект «Императорское кольцо». Значительными являются проекты жилой и общественноделовой застройки в Кудрово и Всеволожске. Одним из локомотивов экономического роста наиболее перспективной южной зоны взаимодействия является размещающаяся вдоль Московского шоссе комплексная зона развития, включающая крупнейший город-спутник Колпино с развитым высокотехнологичным промышленным потенциалом, новые жилые районы «Славянка», и доходящая до зоны активной инвестиционной деятельности в Тосно и района перспективной КАД-2.

К числу крупных может быть также отнесена Самаро-Тольяттинская агломерация (площадь 12,1 тыс. км2, население более трех миллионов человек). На данной территории проживает 85,5% населения Самарской области, сосредоточено более 96% розничного товарооборота, 89% инвестиций, 85% промышленного производства и 47% валовой продукции сельского хозяйства [2]. К числу крупнейших проектов, способствующих формированию агломерации, могут быть отнесены следующие:

• развитие ОАО «АвтоВАЗ»;

• создание Самарского транспортно-консолидирующего центра, структурно состоящего из пяти локальных мультимодальных терминалов и логистического информационно-аналитического центра. Размещение основных терминалов будет осуществлено в городских округах Тольятти, Кинеле, Сызрани, Самаре, а также в населенных пунктах левобережья Волги;

• строительство особой экономической зоны промышленно-производственного типа в муниципальном районе Ставропольский на границе с Тольятти;

• вывод технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в рабочий режим создания информационных продуктов;

• реконструкция международного аэропорта «Курумоч» со строительством скоростной железнодорожной линии Тольятти - аэропорт «Курумоч»;

• развитие прибрежной зоны агломерации, включая развитие прибрежных территорий общего пользования, в том числе развитие прибрежной зоны Тольятти в районе Саратовского и Куйбышевского водохранилищ, с включением строительства уникального многофункционального жилого комплекса на намывной территории Куйбышевского водохранилища города Тольятти и другие.

Якишин Ю.В.

63

Из сибирских и дальневосточных агломераций наиболее крупной является Новосибирская с населением около двух миллионов человек. Данная агломерация находится на начальной стадии формирования. Основу агломерации наряду с городом Новосибирском составят города-спутники Бердск, где сосредоточены электротехнические предприятия, Искитим - центр промышленности строительных материалов и город Обь, как центр машиностроения. К ним примкнут академгородки Российской академии наук (район Новосибирска), Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (Кольцово) и Российской академии сельскохозяйственных наук (Красноярск). Разрозненные территории наукоградов, находящиеся в разных муниципальных образованиях, предполагается объединить в Сибирский наукополис. Для решения проблемы связности территорий планируется создание транспортной инфраструктуры нового - агломерационного - уровня: организация трех транспортных коридоров с размещением в узлах пересечения транспортно-логистических центров, а также развитие Новосибирска как центра высокоскоростного транспорта [3].

Приведенные факты показывают, что формирование агломераций является актуальной задачей для многих регионов. Однако ее практическое разрешение сдерживается рядом факторов. Одним из них является отсутствие понятия «агломерация» в российском законодательстве. Из-за этого регионы не могут выпустить ни одного легитимного нормативного правового акта, в котором на законном основании рассматривались бы вопросы формирования агломераций. Другим ограничивающим фактом являются положения Бюджетного кодекса РФ, в которых не предусмотрена возможность совместного финансирования из бюджетов разных муниципальных образований или субъектов федерации общих объектов инфраструктуры агломераций. Отсутствует также эффективная инфраструктура поддержки агломераций, согласованная система документов долгосрочного развития. Все это тормозит решение практических вопросов формирования агломераций.

Признавая все позитивные стороны формирования агломераций как центров притяжения населения и своеобразных «полюсов роста» российской экономики, следует помнить об отрицательных последствиях. Нельзя допустить превращение остальной, преобладающей части страны, и так слабо заселенной, в безлюдные запущенные территории. Развитие крупных городских агломераций может быть обоснованным лишь при условии их рассмотрения в общей системе прогнозирования развития экономики страны, ее территориальной организации и совершенствования расселения, включая оценку преимуществ и ограничений всех форм территориальной организации и расселения с позиций их роли в современном и перспективном развитии России.

3. Рост размеров и числа агломераций приведет к смене типов регионального и городского развития. Произойдет переход от типа «индивидуальное развитие» к типу «сетевое (взаимосвязанное) развитие» в форме международных и межрегиональных сетевых структур, новых промышленных кластеров, структур многополюсных зон многоядерного сетевого типа и др. При этом между агломерацией и городами, не входящими в агломерацию, устанавливаются тесные кооперационные экономические связи, подкрепляемые развитой транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой.

Одной из форм сетевого развития могут стать цепочки городов. Для повышения уровня промышленного развития будут создаваться промышленные цепочки и цепочки городов, позволяющие добиться синергии и гармоничного пространственного развития. Примером может служить создание промышленных цепочек индустриального парка Сучжоу в Китае. Цель данных действий — стать при помощи цепочек с окружающими городами ведущим городом дельты реки Янцзы в области технологий и индустрии (международным техно-индустриальным городом).

Примыкающий к Шанхаю индустриальный парк Сучжоу проводит политику привлечения квалифицированных кадров, налаживая транспортную инфраструктуру, делая город привлекательным и образуя с городом Шанхай стратегическую цепочку городов. Шанхай является огромным потребительским рынком и «окном» для связи с мировым бизнесом, но интеграция промышленности и городских функций делает явными такие городские проблемы, как сильный рост цен на недвижимость и транспортные заторы. Поэтому здесь происходит отток в пригород населения и предприятий, не обладающих способностью вынести бремя цен на землю. Можно полагать, что город Шанхай на этих территориях будет осуществлять новые проекты по налаживанию интеграции индустриальных и городских функций.

64

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

В индустриальном парке Сучжоу уже сосредоточены стратегические отрасли, являющиеся «ядром» (электроника, машиностроение, полупроводники). В последнее время происходит налаживание инфраструктуры научных разработок, а также режима благоприятствования кадрам. Следующим этапом для индустриального парка Сучжоу является создание базиса промышленных цепочек с окружающими базовыми территориями и окружающими городами. Требуется создание новых индустрий и технологий через стратегические промышленные цепочки, связывающие парк с другими городами.

4. Развитие внутренней и трансграничной мобильности городов, развитие хабов. У сетевых городов появляется новая функция - быть транспортно-коммуникационным узлом с развитой логистикой, что требует развития транспортной инфраструктуры и создания крупных логистических комплексов. При этом крупные города должны выполнять функции международных сетевых хабов. Увеличение грузовых транспортных потоков и рост уровня автомобилизации населения делают все более актуальной задачу вынесения из крупных городов целого ряда транспортных объектов, а также работу над снижением масштабов транзитных перевозок через населенные пункты. Кроме того, развитие мультимодальных перевозок создает необходимость в современных перегрузочных и сортировочных комплексах, занимающих большую территорию и требующих разветвленных подъездных путей.

Таким образом, все более важным становится строительство магистралей в обход городов, а также крупных транспортно-логистических центров вблизи городской черты. Установка на использование транзитного потенциала российских городов потеряла актуальность. Следует ускорять развитие дорожной сети и сетей массового общественного (преимущественно рельсового) транспорта на территории городов, увеличивать агломерационный радиус с 10-15 км в настоящее время до 50-60 км. Как следствие перечисленных тенденций будет развиваться функция городов, которую условно можно назвать «бесшовный транспорт», выражающаяся в повышении мобильности и сокращении времени в пути, эффективной логистике.

5. Одним из крупных явлений, способных существенно повлиять как на мировую торговлю, так и на экономику России, может стать освоение Северного морского пути. Это новый, альтернативный Суэцкому каналу, торговый путь на азиатский рынок, причем не только для транспортировки нефтяных и газовых ресурсов. Есть хорошие перспективы для развития транзитных перевозок других грузов иностранных компаний в рамках формирования единой мировой транспортной системы. Одной из причин выбора именно этой транспортной магистрали, скорее всего, будет срок следования грузов. В порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона по северному маршруту груз доставляется на 15-20 суток быстрее, чем по южному. К тому же, учитывая ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, а также угрозы нападения пиратов, северный маршрут более безопасен. Освоение Северного морского пути потребовало от России реализации крупного проекта — строительства заполярного порта Сабет-та. Оно положительно скажется на развитии таких портовых городов, как Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек, портов Балтики, Дальнего Востока и Камчатки.

6. Следствием развития экономики знаний является создание «умных» сред, «умных» систем и «умных» производств. «Умные» среды будут выполнять функцию каркаса, на который в ближайшем будущем будут крепиться и тем самым обеспечивать новое качество элементы, обеспечивающие развитие промышленности, транспортной и энергетической инфраструктуры, а также целых городских пространств («умные города»). На сегодняшний день существует множество концепций применения «умных» сред в различных предметных областях: «умных» транспортных систем (intelligent transportation system), систем энергоснабжения (smart grid), «умного» производства (smart manufacturing), «умных» домов (smart houses), «умных магазинов» (и в целом электронной торговли), «умных» городов» (smart cities) и т.д. В России давней целью является отход от структуры экономики, страдающей от нефтегазовой зависимости, и для достижения этого дискутируется тезис о большой важности повышения уровня производства и сферы услуг (умная экономика, экономика знаний), и вслед за привлечением функции обеспечения высокой добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях необходимо выращивать «умную промышленность», которая будет широко влиять на рынки.

7. Одной из особенностей процесса интеллектуализации экономики является глобальная синхронизация в высокотехнологической промышленности. Сегодня повысилась реализуемость модели, которая предполагала при появлении нового продукта на рынке немедленный его анализ и выпуск аналога с меньшими издержками, следствием чего являлся выигрыш рыночной доли. Для компании, которая первой выпустила продукт на рынок, сокращается время монополии на рынке (до появления

Якишин Ю.В.

65

аналога) и соответственно понижается потенциал прибыльности продукта, повышается «усталость» компании. К тому же, сторона, догоняющая лидера, может улучшить технологию, и положение лидера становится еще более трудным. В результате глобальной синхронизации в сфере передовых отраслей промышленности в мировом масштабе устанавливается высокая конкуренция в промышленности и бизнесе.

На развитие промышленности оказывает большое влияние бурное развитие науки в передовых промышленных странах. Постоянно появляется огромное количество новых материалов и технологических процессов, что способствует созданию дополнительного спроса и приросту производительности в разных регионах и отраслях промышленности. Благодаря появлению новых материалов, таких как углеродное волокно и материалы на базе нанотехнологий (графен для обеспечения высочайшей прочности, наноламинаты для защиты продуктов питания, фармацевтические препараты с наноэлементами и другие), по-видимому, изменится подход к разработке и созданию новой продукции.

Так, чтобы выполнить современные требования к энергоэффективности и сокращению объема выбросов, автопроизводители не только разрабатывают новые виды силовых агрегатов, но и постепенно отказываются от стальных рам и панелей кузова в пользу элементов из высокопрочных алюминиевых сплавов и углепластика. Благодаря развитию методов высокоточного моделирования и SD-печати меняется подход к разработке прототипов и планированию производства. Во всех отраслях промышленности применяются методы обработки больших объемов данных и аналитические методы, которые позволяют усовершенствовать различные процессы: от приобретения знаний о потребителе и мониторинга состояния установленного оборудования до отслеживания потоков продукции и деталей в международных цепочках поставок.

Прогнозируется, что в области инновационных процессов основной упор будет делаться на ускоренное развитие конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, а также когнитивных технологий. Их использование станет основой для формирования новых рынков и окажет значительное влияние на ключевые параметры многих традиционных секторов экономики: промышленности, энергетики, транспорта и др. Продолжится переход от пятого технологического уклада, основой которого являются информационно-коммуникационные технологии, производство электронных приборов и средств вычислительной техники к шестому. В рамках становления шестого технологического уклада будут использоваться достижения в области нанотехнологий, биотехнологий и других междисциплинарных сфер науки и техники. В сфере транспорта возрастет доля средств передвижения, оснащенных электроприводом и гибридными двигателями.

Расширятся масштабы использования автоматически управляемых беспилотных видов транспортных средств. Возможны существенные прорывы в направлении использования технологий генной инженерии, замкнутой экологической системы, точного земледелия, искусственного выращивания мяса, вертикальной фермы и пр. Перспективы в сфере технологических изменений делают промышленные производства «малогабаритными» и экологически чистыми, что позволяет размещать их на любых, не только специальных территориях. Новые возможности предприятий будут оказывать благоприятное влияние на территориальное развитие городов России, способствовать формированию многофункциональных субагломераций, своеобразных городов в городах.

8. Результатом развития «умных» и экологически чистых технологий станет появление компактных «умных» городов. «Умные» среды, системы и креативная промышленность меняют образ жизни и среду обитания, улучшают, оптимизируют и повышают эффективность инфраструктуры, в конечном итоге повышают конкурентоспособность городов. А это приводит к притоку новых ресурсов в привлекательные города. В свою очередь, «умные» среды формируют спрос на «промышленность креативных знаний».

«Умный город» - городская территория, резиденты которой пользуются преимуществами высокой эффективности/продуктивности городской инфраструктуры - системы водо- и электроснабжения, телекоммуникаций, транспорта, зданий и сооружений, административных услуг, объединенной средствами индустриальных технологий. Идеи «умного города» нацелены на устранение недостатков, возникающих в ходе количественной концентрации в городах и стремительного градостроительства -увеличение пробок на дорогах, ограничения энергоснабжения, увеличение объема твердых и жидких городских отходов, загрязнение воздуха, воды и почвы, снижение уровня безопасности и т.д. - и, таким образом, способствуют устойчивому развитию города.

66

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Эксперты выделяют восемь аспектов в понятии «умного города»: инновации в технологии охраны окружающей среды (экологичный город); инновации в информационном обмене (цифровой город); инновации в интерфейсе пользователя (встроенный искусственный интеллект); инновации в возрождении неиспользуемых земельных участков (земельный банк); инновационные технологии для профилактики преступлений и стихийных бедствий (безопасный город); обеспечение здорового роста детей (взросление в городе); обеспечение среды, дружественной к детям и людям пожилого возраста (город для семьи); объединение общественного благосостояния и городского планирования (здоровый город).

Выделяются три категории «умного города» в зависимости от уровня его развития: «умный город» с частичной оптимизацией (когда каждый тип инфраструктуры «поумнел» / «смартизован», т.е. систематизирован и интегрирован посредством информационных технологий, но не связан с другими типами инфраструктуры); «умный город» с частичной интеграцией элементов (не только каждый тип инфраструктуры информатизирован, но также некоторые ее типы связаны между собой с помощью «умных технологий»); «умный город» с тотальной оптимизацией (все типы инфраструктуры не только информатизированы, но и связаны между собой «умными технологиями»).

Согласно этому определению, Токио - «умный город», относящийся к первой категории (его дорожно-транспортная сигнальная система интегрирована в одну ИТ-систему, но данная инфраструктура информатизирована отдельно от Токийской системы электроснабжения). Города Иокогама, Кита-Кюсю, Тойода, Кейханна в Японии, Амстердам в Голландии, Боулдер и Дабек в США могут считаться хорошо развитыми «умными городами» 2-й категории. Уже создаются умные города категории-3, с тотальной оптимизацией, такие как Масдар-сити в ОАЭ, Tianjin Eco City в Китае и Kashiva-ho-ha Smart City в Японии. Умный город третьей категории сможет эффективно управлять ресурсами и оптимизировать все процессы развития в целом. Это позволит избежать блочно-модульного развития и сделает политику развития города более интегрированной.

Умные среды, системы и промышленность меняют образ жизни и среду обитания, улучшают, оптимизируют и повышают эффективность инфраструктуры, в конечном итоге повышают конкурентоспособность городов. А это приводит к притоку новых ресурсов в привлекательные города. В свою очередь, умные среды формируют спрос на «промышленность креативных знаний». В конечном итоге, все складывается в высокое качество жизни населения городов.

Изложенные экономические тенденции ведут к существенным изменениям представлений об устройстве городов. В числе основных трендов европейского градостроительства отмечаются следующие [4]:

1. Возведение компактных городов с плотной застройкой. Считается, что «растягивание» города чрезмерно увеличивает расходы на содержание социальной и инженерной инфраструктуры. Плотная застройка характеризуется более низкими энергетическими затратами, интенсивной социальной жизнью и возможностями для обеспечения безопасности жителей. Она же позволяет эффективно использовать системы общественного транспорта. Европейское градостроительство сегодня - это не освоение новых территорий, а ревитализация промышленных зон и конверсия деградирующих территорий.

2. Приоритетное развитие общественного транспорта. Современный европейский город - это город людей, а не автомобилей. Город для автомобилистов потребляет много энергии и оказывается неудобным: львиную часть пространства занимают дороги и парковки. Выход - в приоритетном развитии систем общественного транспорта. Хит последних 10-15 лет - скоростной трамвай. Характерен пример Парижа: за десять лет будет потрачено 35 млрд евро на строительство новых вокзалов и пересадочных узлов, на линии скоростных железных дорог, метро и скоростного трамвая.

3. Формирование общественных пространств. Речь идет об участках города, предназначенных для беспрепятственного посещения публикой: парках, развлекательных центрах, пешеходных зонах, музеях, лекториях и так далее. Развитые общественные пространства обеспечивают высокое качество жизни в городе. Примером может служить принятая в Лондоне в 2002 году программа создания 100 общественных пространств.

4. Возврат к квартальной структуре города. Европейское градостроительство отказывается от микрорайонной структуры города в пользу кварталов. В чем достоинства квартала? В гармоничном балансе «общественное - частное». Улицы по фронту квартала становятся общественными пространствами с магазинами, кафе и проч. При этом внутри кварталов имеются уютные дворы. Плюс кварталь-

Якишин Ю.В.

67

ная застройка обеспечивает большую транспортную проницаемость города. Но самое главное: кварталы значительно меньше микрорайонов, такая застройка воспринимается более «человечной».

5. Отказ от функционального зонирования городов. Принцип жесткого функционального зонирования, когда в районе сконцентрированы здания с одной функцией (жилье, офисы или промышленность), был введен в мировую практику в 1920-е годы, чтобы отодвинуть жилые районы от «грязных» заводов. Сейчас для многих городов это уже не актуально. Отказ от жесткого функционального зонирования позволяет избежать маятниковой миграции населения по маршруту «район жилья - район работы». Многофункциональная застройка создает новую городскую среду - более разнообразную, интенсивную по коммуникациям.

6. Ставка на креативный город и создание локальных подцентров. Передовые европейские города переформатируются в города креативные, где творчество и самореализация человека становятся основой всего. Для создания креативного пространства часто используется такой градостроительный прием, как создание локальных подцентров. Вокруг публичных пространств образуется так называемое третье место - third place («первое место» - это жилье, «второе» - работа). «Третье место» является одновременно и территорией общения, и зоной отдыха, и местом работы.

7. Строительство нового социального жилья. В последнее десятилетие правительства европейских государств стали резко увеличивать бюджеты, отведенные на строительство социального жилья. Кстати, это доказывает: либеральная модель развития, которая подразумевает, что человек зарабатывает и покупает себе жилье, не работает для большей части населения.

Перечисленные тенденции отражают лишь часть возможных направлений глобальных трансформаций городов. Однако уже их достаточно, чтобы понять, что происходящие экономические изменения в ближайшем будущем окажут существенное влияние на облик городов России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление С. Собянина на совещании по вопросу развития Московской агломерации 09.04.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dmitriimedvedev.ru/n1901 (дата обращения 21.12.2014 г.).

2. Иглин В.Б. Об агломерационном подходе и агломерационных проектах Самарской области на примере го-

родского округа Тольятти // Материалы XI Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2012.forumstrate-

gov.ru/rus/docs6.html (дата обращения 23.02.2014 г.).

3. Пространственное развитие Новосибирской агломерации. Проект «Схема территориального планирования Новосибирской агломерации» / Российский институт градостроительства и инвестиционного развития. Москва - Новосибирск, 2013. 75 с.

4. Тренды европейского градостроительства // Эксперт. 2011. № 40. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2011/40/trendyi-evropejskogo-gradostroitelstva (дата обращения 20.10.2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.