УДК 711.2
КУЗЕВАНОВА Т. А. КОЛЯСНИКОВ В. А.
Формирование систем расселения на основе инфраструктуры высокоскоростного транспорта
Кузеванова
Татьяна
Анатольевна
аспирантУралГАХА
e-mail: kuzevanova_tanya@ inbox.ru
Колясников Виктор
Александрович
доктор архитектуры, профессор УралГАХА, руководитель лаборатории градостроительства института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail: koljasnikov_viktor@ mail.ru
Статья посвящена проблеме развития систем расселения в условиях создания высокоскоростной транспортной инфраструктуры. Рассмотрены примеры взаимодействия данной инфраструктуры и расселения в США, странах Европы и Азии. Определены основные морфологические типы планировочных структур расселения, формирующиеся на основе инфраструктуры высокоскоростного транспорта.
Ключевые слова: планировочная структура расселения, инфраструктура высокоскоростного транспорта, зоны экономического развития территории, инновационные центры.
KUZEVANOVA T. A. KOLJASNIKOV V. A.
DEVELOPMENT OF SETTLEMENT SISTEM BASED ON THE HIGH-SPEED TRANSPORT
The article deals with the development of settlement systems under the conditions of high -speed transport infrastructure. Considered examples of interaction of this infrastructure and resettlement in the USA, European and Asian countries. The main morphological types of resettlement planning structures are designed; they are formed on the basis of high-speed transport.
Keywords:planning structure of settlement, high-speed transport, economic development of the territory, centers of innovations.
Градостроительное обеспечение перехода к новой модели пространственного развития экономики России связано с модернизацией существующих и формированием новых систем расселения на основе современных транспортных коммуникаций. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается необходимость создания конкурентоспособной отечественной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное социально-экономическое развитие регионов страны, устойчивое повышение качества жизни и среды жизнедеятельности российских граждан, реализацию транзитного потенциала российской экономики и формирования евразийского экономического пространства. Развитие транспортной инфраструктуры рассматривается в указанной Концепции как необходимое условие организации новых центров экономического роста и сети территориально-производственных кластеров, модернизации традиционных секторов российской экономики.
В формировании и развитии систем расселения транспорт всегда играл ключевую роль.
Современный этап его взаимодействия с расселением характеризуется активным влиянием скоростных и высокоскоростных магистралей, прежде всего железнодорожных, на преобразование существующих и формирование новых планировочных структур расселения. При этом под планировочной структурой расселения понимается совокупность планировочных элементов и их устойчивых связей. Элементами такой структуры являются городские и сельские поселения; объекты транспортной, инженерной, технической, производственной инфраструктур; территории рекреационного, сельскохозяйственного, природоохранного и иного назначения. Между элементами устанавливаются функциональные (сочетание функциональных частей, зон), пространственные, транспортные и композиционные (смысловые, морфологические, эстетические) связи. Планировочная структура характеризуется иерархией планировочных элементов и связей, геометрическим сочетанием частей, общими и конфигурационными (морфологическими) признаками [5]. Преобразование планировочной структуры на основе развития инфра-
Иллюстрация 1. Высокоскоростные железнодорожные магистрали в системе расселения Японии: 1 — ВСМ; 2 — автомобильные дороги; 3 — крупные агломерационные формы расселения; 4 — ведущая агломерация Японии — «Большой Токио»; 5 — центры основных агломераций (источник: Атлас «География», 2011)
структуры скоростного транспорта сопровождается усилением действия определенных закономерностей в развитии расселения. Увеличение скорости движения железнодорожного транспорта и улучшение организации пригородных сообщений способствует расширению границ агломераций, доступности мест приложения труда, рекреационных зон, объектов обслуживания населения. Становится более интенсивным взаимодействие соседних агломераций и локальных систем расселения.
Скоростная транспортная инфраструктура формирует особый тип модернизированного каркаса и усиливает поляризацию пространства расселения: создаются урбанизированные коридоры, а за границами этих коридоров — сельскохозяйственные и природоохранные территории. Перекрестки скоростных путей определяют центры расселения. Повышение доступности центров расселения и поселений в транспортных коридорах активизирует конкуренцию между ними и миграционные процессы. Это способствует структурной диверсификации расселения — развитию многообразия типов населенных мест, их экономическому, функционально-планировочному и архитектурно-художественному обновлению.
В России планируется развитие систем высокоскоростных магистралей (ВСМ). Первый проект связан с созданием высокоскоростной пассажирской магистрали Москва — Санкт-Петербург, второй — Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург. Рассматривается вопрос
о включении Перми в реализацию второго проекта. На участке магистрали ВСМ-2 Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург предусматривается движение поездов со скоростью 350-400 км/ч. В период до 2020 г. ВСМ предлагается создать между Москвой и Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и Екатеринбургом, а до 2030 г. — на направлениях Москва — Минск (с продлением на Варшаву и Берлин), Москва — Киев и Казань — Самара. ВСМ планируются в новых транспортных коридорах. Вместе с тем предусматривается модернизация существующей инфраструктуры («Транссиб»), а также развитие системы ВСМ для грузоперевозок. Сейчас скорость грузовых поездов в России 10 км/ч. Планируется увеличить скорость таких поездов до 140-160 км/ч.
Как будет развиваться планировочная структура расселения в данных условиях? Как эффективно в градостроительном отношении организовать взаимодействие расселения и скоростного транспорта для реализации стратегии инновационного развития территории? Для ответа на эти и многие другие вопросы обратимся к зарубежному опыту.
До 2005 г. первенство в создании железных дорог принадлежало Японии и Великобритании. Успешно осуществлялась модернизация железных дорог на основе скоростных технологий во Франции, в Германии и других европейских государствах. С 2005 г. по настоящее время лидером в данной области является Китай. Планируется формирование систем высокоскоростных магистралей в Индии, США и других странах (Иллюстрация 1).
Япония
Создание инфраструктуры скоростного транспорта в Японии активно развернулось в период подготовки к летней Олимпиаде 1964 г., когда была построена первая в мире высокоскоростная магистраль «Токайдо», связавшая Токио и Осаку. В 1960-х гг. правительство Японии приняло Закон о новом промышленном городе и Закон об улучшении экономического развития некоторых районов, направленные на обеспечение строительства новых центров тяжелого машиностроения и нефтехимической промышленности в прибрежных районах. В соответствии с этими законами развернулось строительство транспортной инфраструктуры. В начале 1970-х гг. премьер-министр Ка-куэй Танака предложил перестроить Японский архипелаг с помощью сети
скоростных железных дорог и новых информационных центров. В 19801990-е гг. в коридорах данных дорог стали проектироваться и строиться технополисы — научно-технологические центры страны [1].
Сегодня высокоскоростные железные дороги Японии стали национальной особенностью государства. Страна расположена на небольшом по площади вытянутом участке суши. Система высокоскоростных дорог проходит по всей территории острова Хонсю и частично по территорию острова Кюсю. Она связывает самые отдаленные населенные пункты, инновационные центры и зоны экономического развития территории.
Географические условия первоначально обусловили линейный характер формирования сети поселений, но при этом крайние точки этой сети были расположены на достаточном удалении друг от друга, чтобы совершать между ними частые поездки. Развитие скоростных дорог стало одним из решающих факторов, превративших страну в мирового лидера экономического развития и научно-технического прогресса. Вдоль основного транспортного коридора сконцентрирована основная часть наукоградов и технополисов. Создание единой транспортной оси обеспечило связь между городами и научными центрами, стимулировало высокий уровень научной и исследовательской активности населения, позволило свободно и удобно передвигаться по всей территории страны.
В настоящее время под влиянием развития высокоскоростных магистралей в Японии сформировалась линейно-ветвистая планировочная структура расселения. Линейная часть структуры протянулась от Аомори (на севере) до Фокуока (на юге), связала эти центры расселения с агломерацией Токио — Осака — Кобе. От линейной части структуры отходят три ветви: первая ветвь связывает ресурсодобывающие территории Осаридзави с городом Акита — центром цветной металлургии и машиностроения; вторая — энергетический центр Фукусима с городом Ямагата; третья — Токио с городом-портом Ниигата.
Высокоскоростные магистрали Японии способствуют привлечению инвестиций в экономику страны и развитию инновационной производственной инфраструктуры. Так, например, сегодня в районе города Аомори создается новоиндустриальный парк, а в центральной части страны эколого-индустриальный парк Фудзи-Нанре.
Великобритания
Общая форма расселенческой планировочной структуры, сформировавшейся под влиянием скоростных железнодорожных связей, центрично-лучевая (Иллюстрация 2). Центром системы расселения страны является агломерация Лондона. От него отходят четыре луча. Два северных транспортных луча связывают столичную агломерацию с индустриальными агломерациями городов Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Сандерленд. Западный луч определяет развитие системы расселения в коридоре Лондон — Бристоль — Ньюпорт — Кардифф; восточный — в коридоре Лондон — город-порт Дувр с выходом на Кале и скоростные железные дороги Франции. В перспективе можно ожидать строительство скоростной железной дороги Лондон — Эксетер — Плимут, а также Лондон — порт Харидхе. В северной части страны возможно создание высокоскоростной магистрали, которая свяжет агломерацию Сандерленда с городами-портами Эдинбург и Абердин. Таким образом, почти на всей территории страны будет организовано скоростное движение, обеспечивающее хорошую доступность производственных, образовательных, рекреационно-туристиче-ских и торговых центров, морских портов и аэропортов.
Франция
Является одним из лидеров в области эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в Европе (Иллюстрация 3). Мировой рекорд скорости (575 км/ч) в настоящее время принадлежит Франции. В системе расселения Франции ярко выражена роль столицы — Парижа. Еще со времени основания государства в транспортную систему был заложен принцип — все дороги ведут в Париж. Форма планировочной структуры расселения, основанная на транспорте, берет свое начало от предложения горного инженера Пьера Мишеля Хар-веста, направленного в адрес Наполеона в 1814 г. Свой проект он озаглавил «О возможности сокращения расстояния, путешествуя по империи по семи крупнейшим железным дорогам». Все эти дороги, по замыслу инженера, должны были начинаться в Париже. Предусматривались линии из Парижа в Лион и Марсель, из Парижа в Бордо, из Парижа в Нант, из Парижа в Гавр и Руан, из Парижа в Кале, из Парижа в Гент и Лилль, из Парижа в Майнц. Конечные точки некоторых линий ныне находятся за пределами территории Франции.
Скоростной железнодорожный транспорт имеет существенное значение в развитии системы расселения страны. В структуре общей транспортной сети он обуславливает доминирование центрично-лучевой формы каркаса расселения Франции. Центром является Парижская агломерация. Северный транспортный луч связывает ее с агломерацией города Лилль и городом-портом Кале; южный — с агломерациями городов Лион и Марсель; западный — с городом-портом Нант и агломерацией города Бордо; восточный — с агломерацией города Нанси. В восточной части на основе скоростного железнодорожного транспорта развивается вдоль реки Рейн линейная система расселения Страсбург — Мюлуз.
Лучевой каркас расселения страны обеспечивает связь столичного региона с городами-портами на Средиземном море, в Бискайском заливе, проливе Ла-Манш. Через Лилль осуществляется связь национальной системы скоростного движения Франции с системой скоростных магистралей Бельгии и Германии. Вместе с тем вне коридоров скоростного железнодорожного транспорта находятся обширные территории к югу от Парижа, где экономика базируется в основном на сельском хозяйстве.
Изучая современное состояние системы расселения страны, можно говорить о том, что здесь скоростная транспортная инфраструктура стала одним из основополагающих факторов, который позволил распределиться населению по территории государства с учетом его образа жизни и приоритетов экономического развития. Франция богата разнообразием климатических зон, так как занимает достаточно большую территорию. Здесь сформировано несколько крупнейших центров расселения, каждый из которых обладает уникальными особенностями: Марсель — крупнейший курортный центр «Лазурный берег»; Лион — центр торговли, логистики, крупный бизнес-регион; Париж — административный, культурный, экономический центр, столица государства; города реки Луары — особая зона «Винная долина» и т. д.
Опыт Франции показывает, насколько важно развивать периферийные участки страны. Государствам с большими площадями (Китай, Россия и др.) необходимо осваивать отдаленные территории, поскольку это дает возможность сохранения и развития уникальности мест, популяризации многообразия культур и более широкому выбору благопри-
Иллюстрация 2. Высокоскоростные железнодорожные магистрали в системе расселения Великобритании: 1 — ВСМ; 2 — автомобильные дороги; 3 — крупные агломерационные формы расселения; 4 — ведущая агломерация Великобритании — «Большой Лондон»; 5 — центры основных агломераций (источник: Атлас «География», 2011)
Иллюстрация 3. Высокоскоростные железнодорожные магистрали в системе расселения Франции: 1 — ВСМ; 2 — автомобильные дороги; 3 — крупные агломерационные формы расселения; 4 — ведущая агломерация Франции — «Большой Париж»; 5 — центры основных агломераций (источник: Атлас «География», 2011)
ятных для жизни населения территорий. Идеи комплексного развития всей территории государства способны решить проблему концентрации населения в одной точке — столице, что связано с определенными геополитическими и социально-экономическими рисками.
Германия
В системе расселения страны выделяются несколько планировочных структур, развитие которых зависит от скоростных железных дорог (Ил-
Иллюстрация 4. Высокоскоростные железнодорожные магистрали в системе расселения Германии: 1 — ВСМ; 2 — автомобильные дороги; 3 — крупные агломерационные формы расселения; 4 — ведущая агломерация Германии — «Большой Берлин»; 5 — центры основных агломераций (источник: Атлас «География», 2011)
люстрация 4). Наиболее крупная из них — лучевая, центром которой является Берлин. От него скоростные железные дороги ведут в Гамбург, Ганновер — Билефельд и Лейпциг. Ганновер — город-порт, центр обрабатывающей промышленности и энергетики страны, ядро крупной агломерации на севере Германии. Ганновер и Лейпциг — ядра промышленных агломераций.
Вторая система расселения имеет форму планировочной структуры в виде коридора, соединяющего три крупные промышленные агломерации на западе Германии. Ядрами этих агломераций являются Эссен, Франкфурт-на-Майне и Штутгарт. Эссен является одним из центров известного Рурского промышленного района или Рурской агломерации с эксцентрической орбитальной структурой расселения, связанной железнодорожными, водными (по р. Рейн) и автомобильными путями с городами Кельн и Бонн, а также Ахен — воротами в систему скоростных железнодорожных путей Бельгии и Франции.
Относительно небольшие фрагменты линейных планировочных структур со скоростными железнодорожными связями характеризуют системы расселения Мюнхен — Ауг-сбург, Нюрнберг — Ингольштадт, Бремен — Оснабрюк. Очевидно, в перспективе эти фрагменты будут связаны скоростными железными дорогами с восточной (лучевой) и западной (полосовой) системами расселения, что приведет к созданию достаточно целостной и оптимальной
формы планировочного каркаса расселения, развитию новоиндустриального и постиндустриального направлений в экономике страны.
Нидерланды
Географическое положение страны определило нацеленность государства на развитие торговли как основного средства роста экономики и предоставление транспортных услуг как важнейшего фактора осуществления торговых связей (Иллюстрация 5). Нидерланды имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной системе Западной Европы. Ведущие места по грузообороту занимают водный и автомобильный транспорт. Страна не отличается активным развитием высокоскоростных железнодорожных перевозок. Скоростные поезда осуществляют движение по одной ветке, связывающей Амстердам с Францией.
Уникальной особенностью Нидерландов является создание кольцевой системы расселения, соединяющей крупнейшие центры развития государства: Амстердам — Лейден — Гаага — Делфт — Роттердам — Дордрехт — Арнем — Девен-тер — Амерсфорт. В центре кольца находится Утрехт, в котором пересекаются все радиальные направления транспорта, связывающие города основного кольца с портами Нидерландов и пограничными государствами. На основе кольцевого транспортного коридора сформирована основная часть системы расселения страны. Организация кольцевой планировочной структуры позволила сразу нескольким центрам расселения развиваться, с одной стороны, обособленно, с другой — в общей системе расселения, где выстроена достаточно оптимальная связь городов друг с другом. Вместе с тем в последние годы в Нидерландах ак-
тивно ведутся работы по модернизации транспортной системы на основе скоростных технологий.
С точки зрения влияния скоростного железнодорожного транспорта на развитие системы расселения страны особого внимания заслуживает концепция развития кольцевой системы городов Randstad, предложенная Дааном Зандбелтом [2]. Исследователь отмечает, что в Голландии еще в 1958 г. А. Плесманом была выдвинута идея Рандстада — кольца городов, включающего в себя Амстердам, Гаагу, Роттердам, Утрехт и ряд небольших поселений. Кольцо городов предусматривалось развивать вокруг зеленого ядра — рекреационной зоны. Эта идея предопределила пространственное развитие территории на десятилетия вперед. Однако Д. Зандбелт считает, что в настоящее время концепция Рандста-да устарела: зеленая зона перестала выполнять только рекреационную функцию, а проектировщики стали заниматься развитием каждого из крупных городов в отдельности. В результате этого проблемы всей кольцевой системы городов ушли из поля внимания градостроителей.
Существо новой идеи развития кольцевой системы, по мнению Д. Зандбелта, заключается в совершенствовании транспортной сети движения скоростных поездов и создании «мегагорода АБС» (Амстердам — Брюссель — Кельн). «Мега-город АБС» — это континентальная градостроительная система, развивающаяся на основе скоростной транспортной инфраструктуры.
В последние годы системы высокоскоростных железных дорог в европейских странах продолжают активно развиваться. В 2013 г. открылось скоростное движение между Барселоной и Парижем. К 2025 г. планируется создать сеть высокоскоростных магистралей для грузоперевозок.
Иллюстрация 5. Нидерланды. Кольцевая система расселения Рандстад и концепция развития скоростной транспортной сети (по Д. Зандбелту, 2011)
Иллюстрация 7. Стратегическая ось развития Индии — промышленный коридор Дели — Мумбаи: 1 — грузовой железнодорожный маршрут; 2 — промышленные центры; 3 — территории для инвестиций (по Ивао Охаси, 2014)
Эти линии должны связать Париж, Амстердам и Франкфурт. Объединение транспортных инфраструктур разных стран послужило импульсом к развитию крупных линейных, полицентрических, лучевых систем расселения, что позволит повысить политическую, экономическую, социальную роль регионов, находящихся на перифериях государств, путем развития существующих и формирования новых центров расселения.
Китай
За последние 5-7 лет Китай стал мировым лидером в строительстве высокоскоростных железных дорог в мире. К 2012 г. в стране сформировалась достаточно развитая сеть скоростных железнодорожных магистралей (Иллюстрации 6, 7). В узлах сетки скоростных дорог расположены крупнейшие административные, экономические, культурные, технологические центры государства. Вдоль транспортных осей происходит уплотнение сети поселений с созданием новых зон ускоренного экономического развития. В восточной части страны скоростные железные дороги представляют собой сетчатую структуру. С севера на юг тянутся две магистрали. Первая магистраль связывает агломерации городов Харбин, Шэньян, Тяньцзунь, Нанкин, Шанхай, а также города-порты Линчу-ань и Сямынь; вторая — агломерации городов Пекин, Ухань, Чанша, Гуанчжоу, Сянган (город-порт на юге Китая). Четыре магистрали ориентированы в направлении запад-восток: первая связывает Пекин и Тянь-Цзинь, вторая — Баоцзи, Чжэнчжоу и город-порт Ляньюньган; третья — Ухань и Шанхай; четвертая — Сянтань и Ханчжоу.
Иллюстрация 6. Высокоскоростные железнодорожные магистрали в системе расселения Китая: 1 — ВСМ; 2 — центры обрабатывающей промышленности; 3 — центры добывающей промышленности; 4 — электростанции; 5 — автомобильные дороги; 6 — центры основных агломераций; 7 — зоны концентрации промышленных городов; 8, 9 — строящиеся и планируемые ВСМ (источники: Атлас «География», 2011; От полюсов роста к умным городам // ГРАДО. 2011. № 001. С. 41; LI AND FUNG RESEARCH CENTRE)
В центральной части страны между городами Чэнду и Чунцин построена скоростная железная дорога, способствующая активному взаимодействию этих городов — промышленных центров. Подобная ситуация наблюдается и на острове Тайвань, где скоростная железная дорога связывает промышленный город Тайбэй с портом Гаосюн.
В последние годы в коридорах высокоскоростных железнодорожных магистралей Китая проектируются и строятся индустриальные парки как объекты инновационной инфраструктуры расселения. Так, Стратегия развития провинции Ляонин «Пять точек, одна линия» предусматривает создание портовых промышленных зон, индустриальных парков и промышленной базы в районе городов Шэньян и Далянь. Индустриальный парк Сюйчжоу строится на скоростной железнодорожной магистрали Шанхай — Нанкин — Пекин [6].
В Китае в 2012 г. сдана в эксплуатацию самая протяженная высокоскоростная магистраль, связывающая Пекин с Гуанчжоу. Ее протяженность 2,2 тыс. км. Скорость движения поездов будет достигать 300 км /ч. Путь из Пекина в Гуанчжоу сократится с 22 до 8 часов. Согласно утвержденному Госсоветом КНР плану, строительство основных транспортных веток, которые лягут в основу сети железнодорожного транспорта, будет завершено к 2015 г. Общая протяженность железнодорожных путей в Китае к 2025 г. достигнет 18 тыс. км. В настоящее время этот показатель составляет 9 300 км.
Развитие скоростных железных дорог в Китае решает ряд стратегических задач:
1 Инфраструктурное развитие («сшивание») страны — объединение между собой северных и южных провинций, приморских районов и центра; формирование
логистических комплексов — важных элементов для взаимодействия с мировым промышленным сообществом.
2 Реализация антикризисного плана по переориентации экономики на внутреннее потребление; загрузка госзаказами сопутствующих отраслей экономики (металлургия, машиностроение, энергетика, информатика, электроника).
3 Обеспечение производственных связей между тремя системообразующими промышленными районами страны — территории дельты рек Янцзы и Жемчужной, промышленного региона залива Бохай [3].
Опыт Китая показывает, как на сравнительно большой по площади территории скоростной транспорт определяет планировочную структуру расселения, повышает связность экономических районов. Население, ощутив свою высокую мобильность и причастность к центральным регионам, считает вполне комфортным жить в пригородах или спутниках мегаполисов. Люди в них могут рассчитывать на получение благ мегаполиса вместе с жизнью в более благоприятной среде с меньшей плотностью застройки и чистым воздухом, передвигаясь на быстром, удобном, безопасном транспорте.
Опыт Китая в последние годы широко используется соседними странами для модернизации экономики и транспортной инфраструктуры, привлечения инвестиций в строительство инновационных градостроительных объектов, реализации крупных стратегических проектов. В качестве примеров следует отметить два проекта, которые были представлены в 2014 г. японским экспертом Ивао Охаси на Втором Всероссийском Форуме институтов развития в Екатеринбурге. Первый
проект — «Стратегическая ось развития Индии — промышленный коридор Дели — Мумбаи», в котором на основе грузовой железнодорожной магистрали выделяются территории для инвестиций и создания индустриальных парков. Коридор соединяет три крупные индустриальные агломерации, ядрами которых являются Дели, Ахмабад и Мумбаи (Бомбей). Второй проект — «Экономические коридоры субрегиона Большого Меконга» (Мьянма — Таиланд — Камбоджа — Вьетнам). Один из коридоров создается по оси Тавой — Бангкок — Пномпень — Хошимин. Данный проект является примером развития региональных полюсов расселения в случаях создания региональных коридоров скоростного транспорта.
Иллюстрация 8. Развитие системы расселения США:
а — «План Обамы»; б — неблагополучные зоны: 1 — города и регионы, 2 — мегаре-гионы (кластеры) (источник: От полюсов роста к умным городам // ГРАДО. 2011. № 001)
1 — ВСМ; 2 — автомобильные дороги; 3 — крупные агломерационные формы расселения; 4 — ведущая агломерация США — «Большой Нью-Йорк»; 5 — центры основных агломераций (источник: Атлас «География», 2011)
США
Система расселения страны характеризуется достаточно развитой сетью автомобильных и железных дорог. Однако система скоростных или высокоскоростных железнодорожных магистралей не сформирована. Существует только ВСМ, связывающая города Вашингтон, Филадельфию, Нью-Йорк и Бостон. В 2009 г. был принят «План Обамы» или «Акт о восстановлении экономики» (Иллюстрация 8). Документ разработан национальной общественной инициативой «Америка 2050». В соответствии с этим документом города США соединяются в цепочки посредством высокоскоростных магистралей (Иллюстрация 9). К 2050 г. планируется соединить системы расселения на побережьях Атлантики и Тихого океана, решить задачу укрупнения рынков и развития агломераций, преодоления экономического неблагополучия регионов в центральной части страны и широкого распространения кластерного подхода к преобразованию систем расселения [4]. Опыт США показывает пример комплексного подхода к взаимодействию расселения и систем скоростного транспорта. Несмотря на неразвитость ВСМ, в стратегии планировочного развития обозначены будущие полюсы формирования скоростных железных и автомобильных дорог. Строительство данных видов транспорта во многом связано с развитием экономики региона, что затрудняет создание их сети сразу на всей территории государства. Обозначенная особенность США характерна для стран с большой площадью и транзитным геополитическим положением, таких как Россия и Китай.
Заключение
Зарубежный опыт развития планировочных структур расселения на основе высокоскоростного железнодорожного транспорта свидетельствует об устойчивых тенденциях влияния этого вида транспорта на формирование обновленного каркаса национальных систем расселения, переход стран на новые модели пространственной организации экономики, создания инновационных центров и агломераций.
По своей морфологии рассмотренные планировочные структуры расселения следует разделить на восемь типов: 1) «коридорный», 2) «кольцевой», 3) «радиально-кольцевой», 4) «лучевой», 5) «сетчатый», 6) «сетчатый с доминирующим направлением», 7) «линейный», 8) «ком-
бинированный». Данные типы структур обладают определенными функциональными, композиционными, экологическими, экономическими и инженерно-техническими характеристиками, выявление и исследование которых позволяет оптимизировать и гармонизировать системы расселения.
В странах, эксплуатирующих системы высокоскоростного транспорта, сформированы разные подходы к развитию морфологии планировочной структуры расселения. В мировой практике положен курс на межгосударственное объединение ВСМ,
0 чем более подробно описано в примерах развития расселения в странах Европы. Наше государство обладает невероятной возможностью предоставления экспорта транспортных услуг с целью связать Европу с Азией современными скоростными и высокоскоростными системами транспорта. Страны Европы, США и Китай наиболее наглядно демонстрируют поэтапное формирование высокоскоростной транспортной инфраструктуры с учетом внутренних потребностей населения и экономики. Примеры развития локальных транспортных коридов, таких как Дели — Мумбаи, иллюстрируют жизнеспособность отдельных транспортных систем с целью регионального развития и повышения эффективности территорий, объединенных отличительными функциональными процессами, создания на их основе новых центров расселения — зон особого экономического развития. В России такими центрами могут стать Уральский регион и Московская агломерация.
Список использованной литературы
1 Тацуно Ш. Стратегия — технополисы. М., 1989.
2 Зандбелт Д. Все большое начинается с малого // ГРАДО. 2011. № 001.
3 Поднебесная — мировой лидер скоростных железных дорог [Электронный ресурс]. URL: http://telegrafua.com/world/ 13615 (дата обращения: 01.06.2014).
4 От полюсов роста к умным городам // ГРАДО. 2011. № 001.
5 Колясников В. А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов. Екатеринбург, 2010.
6 Охаси И. Синергетическое сотрудничество между регионами для развития инвестиций : доклад: 21.11.2013/ NRI (Исследовательский институт Номура. Московский филиал).
Иллюстрация 9. Высокоскоростные железнодорожные магистрали в системе расселения США: