Научная статья на тему 'Подходы к градостроительному развитию населённых пунктов в зоне влияния портовых комплексов'

Подходы к градостроительному развитию населённых пунктов в зоне влияния портовых комплексов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
241
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / МОРСКИЕ ПОРТЫ / ПОРТОВЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Холуянова Екатерина Олеговна

В статье рассматривается динамика развития территорий портовых городов на примере портов российской части Балтийского моря. Предлагается авторская классификация систем «город-порт» с учётом пространственной организации, экономических, демографических и логистических характеристик. На базе данной классификации документов территориального планирования выявлены тенденции пространственного развития территорий в зоне влияния портовых комплексов и принципы их организации. Рассматриваются экологический, социальный, юридический и инфраструктурный аспекты проблематики функционирования данных территорий на примере мультимодального комплекса морского торгового порта Усть-Луга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к градостроительному развитию населённых пунктов в зоне влияния портовых комплексов»

АРХИТЕКТУРА

ПОДХОДЫ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ ПОРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ Холуянова Е.О.

Холуянова Екатерина Олеговна - магистрант, кафедра градостроительства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается динамика развития территорий портовых городов на примере портов российской части Балтийского моря. Предлагается авторская классификация систем «город-порт» с учётом пространственной организации, экономических, демографических и логистических характеристик. На базе данной классификации документов территориального планирования выявлены тенденции пространственного развития территорий в зоне влияния портовых комплексов и принципы их организации. Рассматриваются экологический, социальный, юридический и инфраструктурный аспекты проблематики функционирования данных территорий на примере мультимодального комплекса морского торгового порта Усть-Луга.

Ключевые слова: градостроительство, развитие территорий, морские порты, портовые города.

УДК 711.4

В XXI веке морской транспорт остаётся по-прежнему актуальным благодаря постоянно возрастающему объему грузооборота и относительной дешевизне перевозки грузов «по воде». Исторически порт служил не просто градообразующей базой, но и экономической основой всего существования портового города, соединяя функции транспорта, торговли, промысла, обороны. Но установленные ранее закономерности претерпевают в последние годы существенную трансформацию. Значительно изменился подход к функционированию таких объектов трудовой деятельности: в результате автоматизации производства: с одной стороны, возросли требования к образованию кадров, с другой стороны — значительно снизилась само количество требуемых сотрудников.

Российские морские порты в Балтийском регионе представлены, в основном, портами городов Санкт-Петербург, Выборг, Калининград, а также переживающими стремительное развитие портами Приморск, Бронка и Усть-Луга. Развитие современных портовых зон, помимо перегрузочных и других мощностей, предполагает развитие на прилегающих территориях разных типов производств (производство сырья и комплектующих на экспорт, переработка комплектующих и сырья в готовую продукцию, предпродажная подготовка импортных товаров и др.). [1]

В целях обеспечения функционирования порта, как важнейшего элемента региональной экономики, а также достижения максимального синергетического эффекта от развития сопутствующих функций на прилегающих к порту территориях требуется продуманная стратегия, основанная на принципах устойчивого развития, градостроительном анализе и понимании исторического процесса.

Этапы развития отношений «город-порт» в целом отражают тенденцию перехода от индустриального производства к постиндустриальному обществу. При увеличении товарооборота и грузопотока городская политика смещается в сторону выноса промышленных территорий за пределы города, бывшие портовые территории проходят редевелопмент, и городская общественно-деловая и жилая застройка

«выходит к воде» (рис. 2). Для распределения грузопотоков, выведенных за пределы исторического центра, создаются мультимодальные промышленно-логистические комплексы в системе агломерации.

1

■19 в.

городов порт

219-нач. 20 вв.

расширение города/порта о

3 сер. 20 в. индустриальный порт О- •

4 1960-е- 1980-е гг.

вынос порта из города О •

5 1980-е - наст.вр.

ревитализация набережных С)

Рис. 1. Исторические этапы развития системы город-порт

Вектор развития городов и портов изменяется в зависимости от их ранга, конкуренции портов (внешние факторы) и стратегии (внутренние факторы). Вероятные пути и тенденции можно отобразить с использованием относительного индекса концентрации (ЯСГ), где индекс отображает степень равновесия между городом и портом (рис. 3). К примеру, индекс близкий к единице означает, что контейнерные перевозки и городское население имеют равное значение на местном уровне по сравнению с другими узлами регионального района [2].

Рис. 2. Тенденции развития портов

Таким образом, прибрежный город, городской порт и портовый мегаполис разделяют одну и ту же логику взаимоотношений между портом и городом, хотя они различаются по абсолютному размеру. Характер и интенсивность отношений город-порт на местном уровне зависят от места порта в конкретном региональном контексте.

Д.К. Флеминг и Х. Иегуда предлагают для анализа транспортных узлов две фундаментальных характеристики: плотности транспортной сети (гвиси1аг11у) и характер городской застройки (сеп(гаИ1у) [3]. Хотя эти понятия отражают влияние городского узла и его включение в логистическую сеть, они все еще не дают нужной степени дифференциации. Сезаром Дюкре [4] была разработана комплексная система оценки, где помимо вышеуказанных понятий было также предложено понятие характера транспортного узла (1а nodalitë) и разработана система классификации. Эта

теория города-порта в системе осей данных трех основных понятий дает достаточно детальное понятие о портовых системах в различных регионах:

• характер городской застройки (свп(гаИ1у) - рассматривается степень функциональной сложности населённого пункта, и степень его влияния в регионе. Джеймс Берд (1977) различает три типа центральности: эндогенные (центральные места), внутренние (экономия за счет эффекта масштаба и агломерация) и экзогенные (шлюзов в случае портов) [4];

• характеристика узлов сети (пвйаИу - в широком смысле это совокупность свойств, которые характеризуют транспортные узлы и все виды перекрестков. В случае портовых городов, это понятие главным образом относится к портовой инфраструктуре, размер и планировочная структура терминалов и степень их вовлеченности в морские/сухопутные логистические связи;

• плотность транспортной сети (геИси1агИу) - в портовых городах она соответствует их уровню интеграции в региональную инфраструктуру (Д. Флеминг и Х. Иегуда [3]).

Графическое представление классификации пространственной организации систем «город-порт» с разделением на системы международного, федерального и регионального значения изображено на рис. 4. в формате матрицы возможных состояний системы «город-порт» в окружающем контексте. Каждый тип отличается собственной внутренней и внешней динамикой, что позволяет предположить модель развития для каждого из них.

Порты Приморск, Бронка и Усть-Луга, безусловно, находятся в схожем положении - все они приняли на себя грузопоток порта Санкт-Петербург, за счет постепенного вывода из последнего перегрузочных мощностей и более удобных морских подходов, позволяющих принимать суда с большим дедвейтом [1]. Существующие концепции развития территорий вокруг этих портов, в основном, касаются планирования перегрузочных и индустриальных зон, а также необходимой для них инфраструктуры и в значительной степени не учитывают проблемы расположения и наилучшей организации расселения, организации экологически безопасных и функционально насыщенных городов, удобных для жизни.

Устойчивое и успешное развитие этих территорий требует разработки комплексной стратеги для каждого типа пространственной организации территорий, включающей методику анализа и прогнозирования экономических, социальных, экологических эффектов.

акватории наземные структуры

порты портовые системы взаимодействие систем инфраструктура города

3 X • • • • • • • ж °0о: О о

ЗНАЧЕНИЕ 1 * 11 «синаям« «М « ® © ХШ фасад» •приппа» «сухопутный НОС!*5 «архипелаг»

□ Ч ®| а □ ®> /И»0 0 9 о; о о 1 о О С) О ой о'-О-'о

■смводие» ■сюмздие» «созвездие« «специализация« •исключение»

1 £ •ут"""* / * #

X 1 г 2 1 5 \ ©Ч-М □ ё> к • ш' -

"1 1 | | -е- -¡11 каирт / ^т п / а О} с . у 1 9 ©г®

«кмая направленность» ■ЮМерацм» «ибиеи» «ценгра «нация» цдямсифияацм»

щ о/ X * ■■ У о' ^^ а /

1 • • • • • - - _ т' * V 6

«ОНЦИГфЗЦИЯ» "СМИ» «иктедоннртшкацяя» «шкуре« щп» -интернат» папином»

Рис. 3. Классификация пространственной организации систем «город-порт»

Пространственная организация территории (включая её зонирование) должна учитывать все перспективные направления развития территории, включая:

• экономическое развитие (размещение перспективных отраслей материального производства);

• социальное развитие (формирование систем расселения и их центров);

• экологическое развитие во всех его аспектах (охрана природы, рациональное природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность).

• территориальные аспекты экологического развития требуют привлечения результатов работ других отраслевых видов планирования в области землепользования, лесопользования, водопользования, использования морского пространства и согласования с ними.

В России такого рода комплексные работы в настоящее время законодательством не предусмотрены. Относительными аналогами этих работ в «советское время» были «схемы расселения» (на уровне страны, республики и отдельных территорий (крупных территориально-производственных комплексов), «схемы районной планировки» (на уровне республик, краёв, областей), «проекты районной планировки» (на уровне административных районов), а также «территориальные комплексные схемы охраны природы.» Эти виды работ не опирались на какую-либо законодательную базу, однако имели отработанную методическую основу, которая не потеряла актуальности и в настоящее время.

Список литературы

1. Вязилова Ю. С., Лазарева М. С., Комаристый С. А., Анне Лутман, Герольд Янссен, Александер Дарр - Организационно-методические и содержательные аспекты морского пространственного планирования в Российской Федерации с учетом применения и апробации в пилотном регионе // Эколого-ориентированные подходы к использованию морского пространства российской части Балтийского моря. (Санкт-Петербург 24 - 25 октября 2016), СПб: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2017.

2. Brocard M., Cantal-Dupart M., Bonillo J.L., Lelarge P., "Construire la relation ville-port : modèles, formes, activités, acteurs", in Vivre et habiter la ville portuaire, Plan Construction et Architecture, Cité-Projets, Colloque, 1995.

3. Fleming D.K., Hayuth Y. "Spatial characteristics of transportation hubs: centrality and intermediacy", Journal of Transport Geography, vol. 2, n. 1, 1994.

4. César Ducruet, "Typologie mondiale des relations ville-port", Cybergeo: European Journal of Geography Espace, Société, Territoire, [Электронный ресурс] DOI : 10.4000/cybergeo.17332.

5. James Harold Bird, Routledge & Kegan Paul, "Centrality and cities" London: Routledge Direct Editions, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.