Научная статья на тему 'РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2804
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / STUDENT MENTORING / REVERSE MENTORING / FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова Елена Васильевна, Жигалик Марина Александровна, Аверкин Владимир Николаевич

В статье представлено описание опыта реверсивного наставничества в студенческой среде вуза. Рассмотрены задачи, направления, этапы реализации, представлены показатели результативности внедрения реверсивного студенческого наставничества среди будущих педагогов дошкольного образования на кафедре вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигунова Елена Васильевна, Жигалик Марина Александровна, Аверкин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVERSE MENTORING IN VOCATIONAL TRAININGOF FUTURE TEACHERS

The article describes the experience of the reverse mentoring system in the student environment of the university. Tasks, directions, stages of implementation, methods are considered, indicators of performance of implementation of reverse student mentoring among future teachers of pre-school education at the department of the university are presented

Текст научной работы на тему «РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Е.В. Мигунова, М.А. Жигалик, В.Н. Аверкин

(Великий Новгород)

РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

REVERSE MENTORING IN VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

В статье представлено описание опыта реверсивного наставничества в студенческой среде вуза. Рассмотрены задачи, направления, этапы реализации, представлены показатели результативности внедрения реверсивного студенческого наставничества среди будущих педагогов дошкольного образования на кафедре вуза.

Ключевые слова: наставническая деятельность студентов, реверсивное наставничество, будущие педагоги дошкольного образования, профессиональная подготовка в вузе.

The article describes the experience of the reverse mentoring system in the student environment of the university. Tasks, directions, stages of implementation, methods are considered, indicators of performance of implementation of reverse student mentoring among future teachers of pre-school education at the department of the university are presented.

Key words: student mentoring, reverse mentoring, future teachers of preschool education, vocational training at the university.

Современный педагог независимо от возраста и стажа работы способен гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, реализовать свой личностный потенциал в открытом образовательном пространстве, предполагающем совершенствование существующих и формирование новых компетенций.

Всему этому способствуют различные формы наставничества еще в период подготовки будущего педагога в вузе, компенсирующие при этом дефицитные компетенции.

Актуальности внедрения различных форм наставничества придает большое значение Президент РФ В.В. Путин, который в Указе «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поручил обеспечить создание ус-

ловий для развития наставничества и вовлечь в различные формы наставничества и сопровождения не менее 70% обучающихся образовательных организаций. В 2018 году был проведен всероссийский Форум «Наставник», в котором активное участие принимали студенты и преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

По мнению Г.Х. Вахитовой, наставничество должно начинаться не в образовательной организации, а еще в процессе обучения студентов, особенно тех, которые высоко мотивированы на получение профессии педагога и хотят уже во время обучения попробовать себя в профессиональной или квазипрофессиональной деятельности [2]. Эффективные практики наставничества в высших учебных заведениях рассматриваются как стратегически значимый компонент развития системы высшего образования, когда на

первый план выдвигаются задачи формирования компетенций, соответствующих модели выпускника, повышения вовлеченности всех субъектов в образовательный процесс, задачи инновационной аудиторной и внеаудиторной активности [5].

Современный вуз предлагает многообразие выбора учебной (включая проектную), внеаудиторной и досуговой дея-тельностей. Увеличивается количество и многообразие образовательных услуг, но зачастую этот процесс развивается стихийно в условиях рыночной конкуренции, нестабильности, неоднозначности, неопределенности, сложности выбора и, вследствие этого, - неуверенности в своих силах.

В результате самонавигация обучающегося в вузе студента становится затруднительной, возникает эффект дезориентации, выражающийся в затруднительном освоении универсальных и профессиональных компетенций.

В настоящее время в образовании используется несколько моделей наставничества: традиционное, партнерское, командное, флэш-наставничество, скоростное, реверсивное, виртуальное [6].

Молодое поколение студентов сегодня во многом говорит на другом языке, который вместе с ними родился в результате технической революции. Поэтому мы не удивляемся тому, что в современном образовании также обращается внимание на сокращение разрыва между поколениями с целью наиболее эффективного взаимодействия [1]. Этот факт приводит к тому, что в образовательном процессе вуза становится возможным применение реверсивного (обратного) наставничества (молодые педагоги передают свои умения более опытным, младшекурсники - студентам более старших курсов).

Недооценка роли и возможностей использования реверсивного наставничества в вузе приводит к тому, что чаще всего используются практики обучения молодых или новых преподавателей, студентов младших курсов в период адаптации к вузу, в то время как в современных динамично меняющихся условиях развивается и такая фор-

ма наставничества, которая охватывает всех участников образовательного процесса.

Реверсивное наставничество позволяет организовать сотрудничество старшего и более молодого поколения преподавателей, сотрудников, студентов старших и младших курсов в таких направлениях, как современные технологии обучения, новые тренды, цифровизация и познание современной культуры. Такое взаимообучение позволяет создать разновозрастное образовательное сообщество, которое станет более конкурентоспособным в современных условиях.

Преподаватели старшего поколения овладевают информационно-коммуникационными технологиями (видеоконференции, платформы для дистанционного обучения), используют в практической деятельности новые элементы игровых технологий, требующих сформированности технических навыков, обладателями которых являются более молодые сотрудники, преподаватели, студенты разных курсов.

Разновозрастной обмен знаниями на основе набора обучающих алгоритмов может стать частью общей стратегии профессионального развития, при этом важно поощрять состоявшиеся в этом плане пары, группы, команды.

Целесообразно создать условия для обоюдного обучения, при которых обмен навыками будет происходить в двух направлениях, так как одинаково важно разбираться в цифровых технологиях и в вопросах межличностной коммуникации, опыт которой уже приобретен более старшими студентами.

Рассматривая примеры реверсивного студенческого наставничества в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, можно отметить, что эта модель позволяет максимально подготовить студента-старшекурсника к проектной работе, востребованной современным образованием, развить социальные отношения, личностно значимые для него, отличные от виртуального общения, формализованного общения, основанного на стандартах. Такому включению в проектную деятельность способствуют студенты, которые уже

имеют опыт создания проектов, получили первые результаты командной работы, научились навыкам презентации социально значимых проектов. Так как университет перешел на проектный формат обучения только в этом учебном году, стала возможной передача проектных навыков первокурсниками студентам разных курсов. Это, на наш взгляд, уникальный опыт межкурсового взаимодействия.

Анкетирование, опрос первокурсников показал, что некоторые из них имеют сертификаты общественной организации Красного Креста и имеют право реализовывать программы оздоровительной направленности «Дерево здоровья» с дошкольниками и школьниками. На основе этого факта была создана мобильная группа студентов разных курсов, которых первокурсники обучили реализации этих программ. В результате была проведена целая серия мероприятий по здоровому образу жизни в детских садах и школах (с обязательной рефлексией, отзывами практикующих педагогов).

Среди обучающихся на первом курсе оказались студенты, которые имеют практический опыт работы аниматорами с разновозрастным сообществом детей и взрослых. Раскрытие возможностей такой деятельности в профессиональной сфере, передача опыта стали еще одним направлением реверсивного наставничества в студенческой среде. Также, например, студенты младших курсов вполне интересно могут провести игру с элементами соревнования для разновозрастных команд и затем продемонстрировать свои успехи в будущей профессиональной деятельности. В этом им помогают информация о текущих тенденциях, трендах, онлайн-компетенции, специальные дефицитные компетентности.

В рамках образовательного процесса по направлению 44.03.01 - педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» мы выделили следующие векторы реверсивного наставничества: проектная деятельность, музыкальное и изобразительное творчество, физкультурно-оздоровительное сообщество, веб-дизайн и мультипликация, взаимодействие аниматора с

разновозрастной командой. Уникальность такого опыта состоит в том, что студент, обучаясь в вузе, одновременно становится и наставником (реверсивное наставничество), и наставляемым (традиционная форма передачи опыта) уже с первого курса.

Реверсивное наставничество является современной формой обучения и способом развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. В этом процессе для студентов важно вдохновение для достижения целей, развитие партнерства, толерантности разных поколений и возрастов для лучшего понимания друг друга.

К качествам, препятствующим занятию наставнической деятельностью, можно отнести избыточную авторитарность, эгоцентризм, тревожность, невротизм, склонность к гиперопеке, перфекционизм, выраженную интроверсию.

Наоборот, предпочтительными компетенциями реверсивного наставника являются эмоциональный интеллект, готовность к разновозрастной коммуникации, обучению, педагогический такт, готовность к сотрудничеству, способность решать нестандартные задачи, толерантность [4].

Одним из направлений реверсивного наставничества является определение конкретных целей и тем для обсуждения, целенаправленная работа с конкретными субъектами, сведущими в определенной области. Важным является то, что студент понимает, что его мнение ценится, его понимают и то, что он умеет, действительно может быть полезно для более эффективной организации образовательного процесса в будущей профессиональной деятельности. Такой подход помогает развиваться не только самим преподавателям, педагогам, студентам старших курсов, но и младшекурсникам.

Задачами активизации профессионального роста будущих педагогов дошкольного образования на основе реверсивного наставничества являются:

- стимулирование интереса и мотивации студентов всех курсов к самообразованию и наставничеству;

- трансляция деятельности, в которую предполагается вовлечь наставляемого;

- актуализация у наставляемого устойчивой мотивации к деятельности;

- нацеленность на сотрудничество, взаимодействие между студентами разных курсов, на проявление эмпатии, толерантности;

- создание условий для успешного освоения навыков, сформированных в ходе предлагаемой деятельности, включающей «развивающий дискомфорт»;

- поддержка студенческих образовательных инициатив;

- совершенствование навыков анализа и рефлексии собственной образовательной и будущей профессиональной деятельности.

Нами выделены направления решения задач в рамках реверсивного наставничества:

- создание условий для положительной мотивации студентов разных курсов к освоению исследовательской функции наставнической деятельности, к саморазвитию;

- содействие организации педагогической поддержки, обучения студентов современным технологиям, умениям с учетом субъективного личностного опыта;

- использование различных способов педагогического сопровождения на всех этапах реализации реверсивного наставничества;

- создание творческого развивающего пространства преподавателей, студентов и детей дошкольного возраста на основе совместной организации воспитательно-образовательных мероприятий разного вида и уровня.

Деятельность по реализации реверсивного наставничества включает этапы:

- прогностический, адаптационный, включающий определение целей взаимодействия, выстраивание взаимоотношений понимания и доверия, выявление умений и навыков, диагностику умений, запросов, ожиданий студентов;

- практический этап творческого поиска, ориентированный на приобретение профессиональной компетентности, созда-

ние ситуации успеха в процессе формирования и корректировки определенных умений;

- оценочно-рефлексивный, направленный на развитие и совершенствование знаний, умений, навыков, формирование мотивации к инновационной деятельности, проектирование и развитие профессиональной карьеры [7];

- аналитический: анализ уровня сформированности определенных навыков, степени готовности их применять, перспективных направлений развития.

На первом этапе проводится анкетирование, определяется круг вопросов для совместной деятельности, определяются цели, к которым стремятся как студенты младших курсов, так и старшекурсники. Вопросы носят характер уточнения: что интересует студента: «Над чем бы Вы хотели поработать со своим другом, командой; какие идеи Вас захватывают больше всего; чему бы Вы хотели научиться у других студентов; какие технологии Вам помогут в реализации идей?»

На втором и третьем этапах запускается процесс приобретения и совершенствования профессиональных компетентностей, создаются ситуации успеха, при этом используются различные методы, технологии, формы наставнической деятельности, активизирующие познавательную активность студента. На третьем анализируются результаты, намечаются перспективные направления дальнейшего взаимодействия.

Основной метод реверсивного наставничества - организация деятельности сопровождаемого: совместное обсуждение, осмысление полученного опыта. Результативными также являются обсуждение (беседа, рефлексия), создание развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных ситуаций, создание условий, среды для освоения предлагаемой деятельности, личный пример, информирование, консультирование, дискуссия, круглый стол, игра, мастер-класс и др. [3].

Результативность совместной деятельности оценивалась по показателям:

- личностная готовность к инновациям, их применению в будущей профессиональной деятельности;

- отношение к наставнической деятельности, позитивное реагирование на предлагаемое обучение, взаимодействие;

- способность действовать в рамках освоенной деятельности при измененных обстоятельствах;

- устойчивая внутренняя мотивация к осваиваемой деятельности;

- уровень самоанализа, рефлексивных умений студента.

Соответственно для студента младшего курса было важно:

- научиться целенаправленно и дифференцированно планировать, организовывать деятельность, опираясь на выявленные потенциальные возможности обучаемых (студентов более старших курсов);

- повысить уровень своей познавательной активности, инициативности, ориентированности в решении задач с учетом потребностей, затруднений, достижений;

- повысить уровень мотивации к самообразованию, наставнической деятельности, интереса к будущей профессиональной деятельности;

- активизировать собственный творческий потенциал, спроектировать стиль педагогического общения, деятельности, карьерную траекторию.

Анализ результатов вовлечения студентов в форму реверсивного наставничества по представленным показателям продемонстрировал успешность работы в этом направлении со стороны как студентов младших курсов, так и старшекурсников.

На основе открытости в рамках реверсивного наставничества создавалась творческая, комфортная атмосфера, предполагающая высказывание своего мнения, постановку вопросов, которые волнуют, презентацию своих успехов, достижений, в ходе которой передается опыт сформированности полученных новых умений и навыков.

Реверсивное наставничество помогает построению профессиональной карьеры, позволяет использовать большую часть учебных ресурсов для освоения ключевых компетенций, обеспечивает взаимопонимание, постоянное и творческое общение обучающихся.

В процессе реверсивного наставничества у студентов формируется умение управлять процессами, включающее критическое мышление, комплексное решение проблем, инициативность, самостоятельность, ответственность, сотрудничество, эмоциональный интеллект, цифровую грамотность, обучаемость, открытость новому, применение исследовательских навыков, мультикультурность, креативность, владение экзистенциальными навыками, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни в различных жизненных контекстах.

Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита. Решение этой задачи помогло самостоятельно преодолевать внутренние (несформированность субъектной позиции, несамостоятельность, социальную дезадаптацию), внешние препятствия в виде социальных, образовательных, профессиональных проблем, научиться самоуправлению процессами собственного развития в условиях введения инноваций, новых ситуативных требований.

Таким образом, развитие системы реверсивного наставничества обеспечивает интегрированный и индивидуально ориентированный подход к раскрытию потенциала каждого субъекта образовательного процесса, помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой, дополняя знания, полученные в ходе формального обучения, активным и талантливым студентам планировать карьерную перспективу, становясь более ответственными, самостоятельными, целеустремленными, сформировать свой индивидуальный стиль педагогического общения. Включение реверсивного наставничества в образовательное пространство вуза предполагает формирование и оценивание универсальных, профессиональных компетентностей студента бакалавриата, организацию его самостоятельной деятельности, проектирование и реализацию индивидуальной образовательно-карьерной траектории уже с первого курса подготовки.

Литература

1. Богданова Л.А. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л.Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИР-ПО», 2014. - 144 с.

2. Вахитова Г.Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2016. - № 5 (170). - С. 64-66.

3. Методика профессионального обучения: уч. пос. для наставников на производстве / под ред. В.И. Блинова. - М.: Юрайт, 2017. - 219 с.

4. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 155 с.

5. Подготовка прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования: кол. моногр. / под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 228 с.

6. Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 2. - С. 87-91.

7. Юрловская И.А., Джаганян А.Г. Подготовка будущих педагогических работников к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования: моногр. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВИЦ РАН и РСО-А, 2014. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.