Научная статья на тему 'Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы'

Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДЕССКАЯ И НИСИБИНСКАЯ ШКОЛЫ / СИРИЙСКОЕ ХРИСТИАНСТВО / ВОСТОЧНО-СИРИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ / НЕСТОРИАНСТВО / МОНАШЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА / ПЕРСИЯ / ВИЗАНТИЯ / СИРИЯ / НАРСАЙ / МАР АВА I / БАВВАЙ ВЕЛИКИЙ / НЕСТОРИЙ / ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ / SCHOOLS OF EDESSA AND NISIBIS / SYRIAC CHRISTIANITY / EAST SYRIAN TRADITION / NESTORIANISM / MONASTICISM / INTELLECTUAL HISTORY / CHURCH OF THE EAST / PERSIA / BYZANTIUM / SYRIA / NARSAI / MAR ABA Ι / BABAI THE GREAT / NESTORIUS / THEODORE OF MOPSUESTIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заболотный Евгений Анатольевич

Как известно, в V начале VII в. в Церкви Востока, существовавшей на территории Сасанидского Ирана, происходила рецепция христологического учения Антиохийской школы. Изучение сирийских и греческих источников дает возможность разделить указанный процесс на два этапа: усвоение христологии Феодора Мопсуестийского и рецепцию учения Нестория, которые были осуществлены соответственно Нарсаем († не ранее 502) и Бавваем Великим († между 628 и 630). В этой связи весьма важным представляется исследование проблемы институтов, способствовавших восприятию восточными сирийцами феодорианства и несторианства. Как показано в настоящей статье, вплоть до середины VI столетия рецепция антиохийской традиции осуществлялась посредством Эдесской и Нисибинской школ, а не через монастыри. Более того, в начале рассматриваемого периода влияние монашеской традиции внутри Церкви Востока не было столь сильным. Эту ситуацию начал менять еще католикос Мар Ава I (537/40-552), выдающийся ученый и аскет. Тем не менее определяющей стала деятельность Баввая Великого, который соединил в своем лице две традиции школьную, восходящую к главам Нисибинской академии Нарсаю и его родственнику Аврааму Бет-Раббанскому, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай, третий настоятель этого монастыря, ставший впоследствии фактическим местоблюстителем престола Селевкии-Ктесифона, превратил восточно-сирийские обители в подлинные центры несторианизации Церкви Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECEPTION TO THE ANTIOCHENE TRADITION BY EAST SYRIANS: MONASTERIES VS. SCHOOLS

As is known, from the 5th to early 7th centuries, the Church of the East, which existed in Sasanian Iran, was adopting the Christological teaching of the School of Antioch. A study of the Syriac and Greek sources allows one to divide this process into two parts, i.e. the reception of Christology of Theodore of Mopsuestia and the reception of the doctrine of Nestorius which were carried out by Narsai († not earlier than 502) and Babai the Great († between 628 and 630) respectively. In this connection, it is important to study the problem of institutions which furthered the perception of Theodorianism and Nestorianism among the East Syrians. This article shows that up to the mid-6th century, the reception of the Antiochene tradition was carried out through the schools of Edessa and Nisibis, rather than through monasteries. Moreover, at the beginning of this period the monastic tradition was not particularly strong. This situation already started to be changed by Catholicos Mar Aba I (537/40552). However, it is Babai the Great who united the two traditions, i.e. the academic tradition, which had its origin in the activity of Narsai and his relative Abraham of Beth-Rabban († 569), and the monastic tradition, associated with Abraham of Kashkar († 588), the founder of the Great Monastery on Mount Izla. It was Babai who was the third abbot of this monastery and later the actual locum tenens of the see of Seleucia-Ctesiphon, who turned East Syrian monasteries into centres of the Nestorianisation of the Church of the East.

Текст научной работы на тему «Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы»

Вестник ПСТГУ

Серия III: Филология.

2019. Вып. 61. С. 38-52

DOI: 10.15382МигШ201961.38-52

Заболотный Евгений Анатольевич, канд. ист. наук, Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119991 г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4 e.zabolotnyj20@mail.ru ОИСГО: 0000-0002-0629-747Х

Рецепция восточными сирийцами

«_>«_» *

АНТИОХИЙСКОЙ традиции: МОНАСТЫРИ VS ШКОЛЫ

Е. А. Заболотный

Аннотация: Как известно, в V — начале VII в. в Церкви Востока, существовавшей на территории Сасанидского Ирана, происходила рецепция христологическо-го учения Антиохийской школы. Изучение сирийских и греческих источников дает возможность разделить указанный процесс на два этапа: усвоение христо-логии Феодора Мопсуестийского и рецепцию учения Нестория, которые были осуществлены соответственно Нарсаем ^ не ранее 502) и Бавваем Великим ^ между 628 и 630). В этой связи весьма важным представляется исследование проблемы институтов, способствовавших восприятию восточными сирийцами феодорианства и несторианства. Как показано в настоящей статье, вплоть до середины VI столетия рецепция антиохийской традиции осуществлялась посредством Эдесской и Нисибинской школ, а не через монастыри. Более того, в начале рассматриваемого периода влияние монашеской традиции внутри Церкви Востока не было столь сильным. Эту ситуацию начал менять еще католикос Мар Ава I (537/40—552), выдающийся ученый и аскет. Тем не менее определяющей стала деятельность Баввая Великого, который соединил в своем лице две традиции — школьную, восходящую к главам Нисибинской академии Нарсаю и его родственнику Аврааму Бет-Раббанскому, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай, третий настоятель этого монастыря, ставший впоследствии фактическим местоблюстителем престола Селевкии-Ктесифона, превратил восточно-сирийские обители в подлинные центры несторианизации Церкви Востока.

Ключевые слова: Эдесская и Нисибинская школы, сирийское христианство, восточно-сирийская традиция, несторианство, монашество, интеллектуальная жизнь, Церковь Востока, Персия, Византия, Сирия, Нарсай, Мар Ава I, Баввай Великий, Несторий, Феодор Мопсуестийский.

Как известно, христологию Церкви Востока, которая существовала на территории Сасанидского Ирана и сменившего ее Арабского халифата и объединяла главным образом восточных сирийцев, в течение длительного времени было принято называть несторианской. Это мнение преобладало в историографии

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-29-07549.

примерно до середины XX в.: многие отечественные и зарубежные специалисты считали, что Церковь Востока действительно усвоила учение Нестория, архиепископа Константинопольского (f не ранее 450), осужденного на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г., причем сделала это достаточно рано — в конце V в.1 Исследования последних десятилетий позволили скорректировать указанную точку зрения по двум направлениям. Во-первых, была показана важность более дифференцированного подхода к вопросу о рецепции восточно-сирийской традицией христологического учения Антиохийской школы, яркими представителями которой были Несторий и его учитель Феодор, епископ Мопсуестийский (f 428). Несторианство и феодорианство, несмотря на наличие общей богословской базы2, обладают определенными, порой весьма заметными, различиями3. Важно, что оба богослова, наряду с епископом Тарсийским Диодором (f до 394), почитаются в Церкви Востока в качестве так называемых греческих учителей (сир. malpanêyawnàyê). Вопрос о варианте антиохийской доктрины, усвоенном восточными сирийцами, разделил исследователей4. Во-вторых, активно стал обсуждаться вопрос о том периоде, когда произошла рецепция феодорианского и, возможно, несторианского учений.

Упомянутые вопросы, исследование которых подразумевает анализ огромного объема источников на сирийском, греческом, а также латинском языках, до сих пор не имеют общепринятого решения. Автор настоящей статьи полагает, что рецепция антиохийской христологии Церковью Востока может быть разделена на два этапа: сначала сирийцы перевели с греческого на классический сирийский труды Феодора Мопсуестийского, официально приняли его экзегезу и богословие и лишь потом, не ранее 30-40-х гг. VI в., познакомились с трудами Нестория. Усвоение же христологии последнего заняло еще больше времени и продолжилось вплоть до начала VII столетия5. При этом каждый из этапов связан с дея-

1 В 485/6 г. католикос Церкви Востока Акакий I (482/3—497/8) созвал в Селевкии-Ктесифоне Собор. На нем было принято вероучительное определение, которое, как считалось, носило несторианский характер.

2 И в том, и в другом случае можно говорить о классической «христологии различения» (Unterscheidungschristologie) двух природ, или христологии строгого дифиситства.

3 О границе между феодорианством и несторианством в строгом смысле слова см.: Заболотный Е. А. Несторианство // Православная энциклопедия. М., 2018. Т. 49. С. 115—119.

4 Например, С. Брок полагает, что речь может идти только о рецепции феодорианской христологии: Brock S. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Centuries: Preliminary Considerations and Materials // Idem. Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology. Aldershot; Brookfield, 1992. № 12. P. 125-142. (Variorum Collected Studies; 357); Он же. Христология Церкви Востока / пер. А. В. Муравьева // Вестник древней истории. 1995. Вып. 2 (213). С. 39-53.

5 Аргументацию см.: Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V — нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. № 5 (40). С. 33-44; Он же. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV—VIII вв.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2016. При этом наша позиция существенно отличается от точки зрения Н. Н. Селезнева, который считает, что усвоение Церковью Востока христологии Нестория является следствием естественного развития восточно-сирийского богословия начиная по меньшей мере со времени Афраата, «Персидского мудреца» (f после 345) (см.: Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М.,

тельностью выдающегося восточно-сирийского автора, создавшего масштабную богословскую систему: усвоение христологии Феодора Мопсуестийского было осуществлено Нарсаем (t не ранее 502)6, а собственно несторианское богословие на сирийском языке создал Баввай Великий (t между 628 и 630)7.

Каждый из этапов завершился официальным принятием феодорианства или несторианства: это произошло соответственно на Соборах 485/6 и 612 гг.8 Впрочем, изучение рецепции антиохийского богословия останется неполным без решения вопроса о каналах его распространения на сирийской почве. Какими путями учение Диодора, Феодора и Нестория, писавших на греческом и никогда не принадлежавших к Церкви Востока, распространилось в Иране и смогло получить соборное одобрение?

Безусловно, весомый вклад в несторианизацию восточно-сирийской традиции внесли высшие богословские школы, своего рода академии, находившиеся в Эдессе (сир. Урхай; ныне Шанлыурфа, Турция) и Нисибине (ныне Нусайбин, Турция), т. е. соответственно на византийской и иранской территории9. Именно в Эдесской школе в 1-й половине V столетия был осуществлен перевод с греческого языка на сирийский экзегетических и богословских сочинений Феодора Мопсуестийского. Испытав серьезное влияние грекоязычной Антиохийской школы, трудившиеся в Эдессе богословы и переводчики способствовали трансляции греческой христианской мысли в сироязычный мир. В результате доктри-нальные споры, начавшиеся в Византии, охватили и христиан-арамеев.

Известно, однако, что Церковь Востока имела длительную и достаточно богатую историю аскетической традиции, которая восходит еще к IV в. Мы знаем об общинах так называемых «сынов Завета» (bnay qyämä) и «дщерей Завета» (bnät qyämä) — собраниях аскетов, которые рассматриваются большинством современных специалистов в качестве церковной формы раннего сирийского

2002; Он же. Несторий и Церковь Востока. М., 2005. С. 35—97). По нашему мнению, рецепция феодорианства и несторианства стала возможной благодаря двум разрывам в богословском развитии Церкви Востока. Эти разрывы и связаны с деятельностью Нарсая и Баввая.

6 О жизни Нарсая, его богословии и сочинениях: Заболотный Е. А. Нарсай, сирийский богослов // Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 48. С. 402—412.

7 О нем см.: Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982.

8 На упомянутом выше соборе 485/6 г. было принято христологическое исповедание, соответствующее учению Феодора Мопсуестийского и, вопреки «традиционному» мнению (см. примеч. 1), не содержащее в себе ничего специфически несторианского (издание сир. текста и франц. перевода: Synodicon Orientale ou recueil de synodes nestoriens / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1902. P. 54-55 [texte], 302 [trad.]; англ. пер.: Brock S. The Christology... P. 133-134; рус. пер.: Селезнев Н. Н. Христология... С. 109-110; анализ определения и его историко-богословского контекста см.: Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика императора Юстиниана // Византийский временник. М., 2015. Т. 74 (99). С. 47-51). В определении собора 612 г., автором или соавтором которого был Баввай Великий, содержалось исповедание двух ипостасей во Христе, характерное для Нестория: Synodicon Orientale... P. 564-567 [texte]; 581-584 [trad.]; Brock S. The Christology. P. 133-134; Селезнев Н. Н. Христология. С. 140-142.

9 Подробнее о школах: Vööbus A. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. (Corpus scriptorum christianorum orientalium (далее — CSCO); 266. Subsidia; 26); Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. С. 30-184; Becker A. H. Fear of God and the Beginnig of Wisdom: The School of Nisibis and Christian Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.

аскетизма. Впрочем, это еще не монашеское движение в строгом смысле слова. Лишь столетие спустя как в римской, так и в иранской Сирии распространится монашество в различных формах, включая общежительную, а термин «сын Завета» приобретет значение «монах»10. В какой степени персидские обители могли быть вовлечены в процесс распространения антиохийской традиции? По нашему мнению, примерно до середины VI в. рецепция богословия Антиохийской школы носила преимущественно «академический» характер. Конечно, на территории монастырей располагались школы, которые находились под влиянием Эдесской академии, однако монашеское движение не играло пока значительной роли в этом процессе.

Для подтверждения нашего тезиса обратимся к источникам, посвященным деятельности Нарсая и принадлежащим восточно-сирийским авторам рубежа VI и VII столетий: «История святых отцов, за веру гонимых» («Церковная история») Бар-Хадбшаббы Арбайи11 и «Причина основания школ» Бар-Хадбшаббы, епископа Халванского12. Второй текст является также важнейшим источником по истории сирийских академий. Нарсай родился на территории державы Сасанидов, по всей видимости, в начале 10-х гг. V в. С семи до шестнадцати лет посещал школу в родном селении, в которой проявил выдающиеся способности в, а затем переселился в сирийский монастырь Кефар-Мари, располагавшийся, вероятно, на византийской территории и граничивший с областью Бет-Забдай (современная Юго-Восточная Турция). Настоятелем здесь был дядя Нарсая, Эммануил, окончивший Эдесскую школу и основавший собственную при Кефар-Мари. В конце 20-х — начале 30-х гг. V в., после недолгого преподавания в монастырской школе, Нарсай покинул обитель и начал обучение в Эдесской академии14.

Именно в этот период Эдесса была вовлечена в споры относительно анти-охийской христологии, которые обострились после осуждения Нестория на Эфесском соборе. Одновременно первый известный по имени глава (risa) Эдесской школы Кийоре15 инициировал перевод с греческого языка экзегетических сочинений Феодора Мопсуестийского, который являлся учителем Нестория. Перевод на сирийский язык творений Феодора активно осуществлялся в течение нескольких десятилетий многими переводчиками, связанными с Эдесской школой, а одним из вдохновителей этой работы был будущий епископ Эдессы Ива (435—449, 451—457), преподававший до этого в школе16. Вряд ли можно подвергнуть сомнению то, что уже к этому времени ббльшая часть преподавателей и учеников школы являлись убежденными сторонниками антиохийского богосло-

10 О сирийском аскетизме, его формах, а также о терминологии: Vôôbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture. Louvain, 1958-1988. 3 vol. (CSCO; 184, 197, 500. Subsidia; 14, 17, 81).

11 Barhadbesabba 'Arbaia. Histoire ecclésiastique. Part. 2. Chap. 31 // Patrologia Orientalis [далее — PO]. P., 1913. T. 9. Fasc. 5. P. 588-615 (далее — Barhad. 'Arbaia).

12 Mar Barhadbesabba 'Arabaya, évêque de Halwan. Cause de la fondation des écoles / A. Scher, éd., trad. // PO. P., 1908. T. 4. Fasc. 4. P. 381-387 (далее — Barhad. Halw.).

13 Barhad. 'Arbaia. P. 590-595.

14 Ibid. P. 596-597.

15 Barhad. Halw. P. 382-383.

16 Vôôbus А. History of the School... P. 10-24.

вия, оппозиция же была немногочисленной. По всей видимости, именно к периоду обучения Нарсая в Эдессе относится его знакомство с Бар Саумой, который впоследствии займет Нисибинскую кафедру17. И Бар Саума, и Нарсай усвоили строгое дифиситство в духе Ивы и сами приняли участие в распространении фе-одорианства на сирийской почве, хотя их первоначальная роль в этом процессе (например, факт участия в переводческой деятельности) не вполне ясна18. Впрочем, роль Нарсая становится более ясной примерно с середины века, когда он становится ректором Эдесской академии и занимает этот пост в течение нескольких десятилетий19. Примерно в то же время Нарсай составляет часть своих произведений, христология которых несомненно носит феодорианский характер20.

Далее, как известно, в Византии последовал период реакции против анти-охийского богословия: в 482 г. император Зинон (474-475, 476-491) издал свой знаменитый «Энотикон» (Объединительное послание), целью которого было примирение халкидонитов и антихалкидонитов на почве осуждения несториан-ства и безусловного признания христологии свт. Кирилла, архиепископа Александрийского ^ 444). Примером указанной реакции стало закрытие в 489 г. Эдесской школы, рассматривавшейся церковными и светскими властями как очаг несторианской ереси. В результате Нарсай и его коллеги были вынуждены покинуть византийскую территорию и переселиться в Иран21. Здесь их встретил Бар Саума, по всей видимости, покинувший Эдессу раньше и ставший к тому времени митрополитом Нисибина. Именно в этом городе по просьбе Бар Саумы Нарсай создает (или воссоздает) высшую школу по образцу Эдесской. Таким образом, центром распространения антиохийской христологии в державе Сасани-дов, на территории Церкви Востока, также становится академия, а не монастырь.

Более того, в указанный период аскетические традиции в этой Церкви нельзя назвать влиятельными. Женитьба Бар Саумы на бывшей монахине не была для христиан, живших в Персии, исключением: речь идет о весьма влиятельной линии, которую поддерживал митрополит Нисибинский. Известно, что Бар Са-ума являлся убежденным сторонником женатого клира, в том числе епископата. Эти нормы нашли отражение в постановлениях Собора 485/6 г. — того самого, на котором было принято феодорианское исповедание веры. Согласно соборным постановлениям, священники и монахи могли жениться22. Указанные положения подтвердил Собор, созванный между 497 и 499 г. католикосом Бавваем и даже закрепивший право монашествующих на вступление в брак23. Принятие

17 Barhad. 'Arbaia. P. 597.

18 Сведения об источниках по данному вопросу (нередко серьезно противоречащих друг другу) см.: Заболотный Е. А. Нарсай. С. 402-412.

19 Barhad. 'Arbaia. P. 599; Barhad. Halw. P. 383; о деятельности Нарсая в контексте истории сирийских богословских школ: Vööbus А History of the School. P. 57-121.

20 См., например: Narsai. A Homily on Our Lord's Birth from the Holy Virgin // Idem. Metrical Homilies on the Nativity, Epiphany, Passion, Resurrection and Ascension / F. G. McLeod, ed., transl. // PO. Turnhout, 1979. T. 40. Fasc. 1. P. 36-69.

21 Barhad. 'Arbaia. P. 599-600.

22 Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana. Romae, 1728. T. 3. Pars 2: De Syris Nestorianis. P. 872.

23 Ibid. 1725. T. 3. Pars 1: De scriptoribus Syris Nestorianis. P. 430.

таких норм ознаменовало длительное торжество «антиаскетической» тенденции24. По всей видимости, упомянутая практика была достаточно распространена среди восточно-сирийских христиан, что связано с преобладанием на этой территории зороастрийцев, в среде которых безбрачие не было принято.

Ситуация изменилась лишь после вступления на престол Селевки-Ктесифо-на безбрачного Мар Авы I (537/40-552)25. Поддержав кандидатуру последнего, шаханшах Хосров I Ануширван (531—579) фактически отошел от практики назначения католикосов, равно как и прочих епископов Церкви Востока, из числа богатых и влиятельных клириков, нередко состоявших в браке и близких по образу жизни к персидской элите26. По всей видимости, не последнюю роль в назначении Мар Авы сыграла его всесторонняя образованность. Родившись в конце V столетия в персидской семье, исповедовавшей зороастризм, он обратился в христианство благодаря встрече с неким «сыном Завета» (как отмечалось выше, в этот период указанный термин обозначал уже монаха) Иосифом27. В течение нескольких лет Ава обучался в Нисибинской школе у ее ректора Авраама Бет-Раббанского ^ 569), убежденного сторонника антиохийского богословия, который мог быть родственником самого Нарсая: так обычно интерпретируется вторая часть его имени, означающая «из дома нашего учителя». Затем, в 20-30-х гг., с целью продолжения образования и посещения святых мест Ава предпринял путешествие в Византию. География его перемещений впечатляет: он побывал в Эдессе, Александрии, Константинополе, Афинах, Коринфе, Антиохии, а также в Ахаие, Киликии и Фиваиде.

Во время визита в столицу Византийской империи, по всей видимости, имевшего место между 525 и 530 гг., будущий католикос приобрел греческую рукопись, содержавшую текст главного догматико-полемического труда Нестория — Второй Апологии, или «Трактата Гераклида Дамасского». Речь идет о событии принципиально важном, поскольку Церковь Востока к тому времени почитала Нестория, однако восточные сирийцы не были знакомы с его произведениями и имели об учении архиепископа Константинопольского лишь общее представле-

24 Подробнее о роли Бар Саумы в этой «этической реформе» см.: Gero S. Barsauma of Nisi-bis and Persian Christianity in the 4th Century. Louvain, 1981. P. 79-88. (CSCO; 426. Subsidia; 63).

25 Главным источником сведений о нем является анонимное сирийское Житие, составленное вскоре после смерти католикоса (Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d'un prêtre et de deux laïques, nestoriens / P. Bedjan, éd. P.; Leipzig, 1895. P. 206-274). Важная информация сообщается также в «Христианской топографии» знаменитого Космы Индикоплова, с которым Мар Ава познакомился во время своего визита в Константинополь (Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne. II 2-4 / W. Wolska-Conus, éd., trad.; P. Lemerle, préf. P., 1968. T. 1. P. 306-309. (Sources chrétiennes; 141)), в «Восточном синодике» (Synodicon Orientale... P. 69-95) и арабоязычной «Хронике Сеерта» (Chronique de Séert. Pt. 2 (1) / A. Scher et al., éds. // PO. P., 1911. T. 7. Fasc. 2. P. 154 sqq). О деятельности Мар Авы I см.: Hutter M. Mar Abâ and the Impact of Zoroastrianism on Christianity in the 6th Century // Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia / C. G. Cereti et al., eds. Wiesbaden, 2003. P. 167-173; Заболотный Е. А. Мар Аба I // Православная энциклопедия. 2016. Т. 43. С. 421-424.

26 О политике в отношении христиан при Хосрове I и его предшественниках см.: Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531-579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М., 2014. С. 125-143, 397-464.

27 Histoire de Mar-Jabalaha... P. 206-214.

ние, ориентируясь главным образом на христологию Феодора Мопсуестийского. Ситуация начала меняться именно благодаря Мар Аве: во 2-й половине 30-х гг. VI в. он инициировал перевод «Трактата.» на сирийский язык. Представляется весьма важным, что Мар Ава I объединил в своем лице две традиции: школьную, связанную с Нисибинской академией, и монашескую, аскетическую. Именно он провел в Гундишапуре (Бет-Лапат, близ современного Дизфуля, Иран) собор, на котором были приняты каноны, запрещавшие христианам Церкви Востока вступать в кровосмесительные браки, принятые у зороастрийцев28. Католикос также составил компендиум брачного права29 и адресовал восточно-сирийским епископам послание, значительная часть которого посвящена вопросу допустимых степеней родства при заключении брака30. Наконец, Авой было утверждено безбрачие епископата, что ознаменовало победу над упомянутой выше антиаскетической тенденцией.

При этом строго дифиситское учение, характерное для Бар Саумы и его круга, никоим образом не ставилось под сомнение. Более того, Мар Ава всячески способствовал утверждению этого учения. В 544 г. он созвал очередной собор. Несмотря на то что его деяния не содержат христологического исповедания, в «Восточном синодике» есть текст послания Мар Авы31. Написание такого послания несомненно представляло собой реакцию Церкви Востока на развивавшееся в Византии при прямой поддержке императора Юстиниана I (527—565) неохалкидонское богословие32. В послании, феодорианском по своему содержанию, удивительным образом отсутствует формула «две ипостаси», занимающая важное место в христологии Нестория. Предполагаемое этой формулой исповедание самобытной человеческой ипостаси во Христе играет важнейшую роль в «Трактате Гераклида Дамасского». Более того, сам термин «ипостась» (qnömä) не употребляется Авой в христологическом контексте. Таким образом, осуществив дело трансляции несторианского учения на восточно-сирийскую почву, он тем не менее оставил задачу рецепции этого учения другим.

Прежде всего, эту задачу по мере сил стремился осуществить Авраам Бет-Раббанский. Именно его, ректора Нисибинской школы, хотел видеть Юстиниан во главе делегации Церкви Востока, прибывшей в 562/3 г. в Константинополь для участия в богословских собеседованиях с императором. Авраам благоразумно уклонился от приглашения, сославшись на преклонный возраст и множество обязанностей, однако передал через других участников посольства письменное исповедание веры. В нем он отверг требования Юстиниана исключить из диптихов своей Церкви имена «греческих учителей» (Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского и Нестория)33. Указанное требование казалось Юстиниану

28 Повествование о поездке и ходе собора: Synodicon Orientale... P. 69-95.

29 Sachau E. Syrische Rechtsbücher. Berlin, 1914. Bd. 3. S. 255-285.

30 Histoire de Mar-Jabalaha... P. 274—287; подробнее о законодательной деятельности католикоса см.: Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, [2015]. P. 100-126.

31 Synodicon Orientale... P. 541-543. См. также: Brock S. The Christology... P. 126-127; Брок С. Христология... С. 49; Селезнев Н. Н. Христология... С. 109—110.

32 Заболотный Е. А. Церковь Востока. С. 49—54.

33 Barhad. 'Arbaia. P. 628-630.

вполне логичным: незадолго до этого, на V Вселенском Соборе (553) были окончательно осуждены «Три Главы», к числу которых принадлежал Феодор. Запись собеседований на сирийском языке — это первое свидетельство использования Церковью Востока формулы Нестория «две ипостаси во Христе»34. Следовательно, рецепция собственно несторианства восточными сирийцами уже началась. Принципиально важно, что примерно с этого времени трансляцию антиохий-ской традиции осуществляют как школа, так и монастыри. Начинается массовое основание обителей и их превращение в очаги несторианизации.

Еще одним учеником Авраама Бет-Раббанского был Баввай Великий, способствовавший окончательной рецепции Церковью Востока несторианской христологии. Баввай родился между 551 и 553 г., в селении Бет-Айната, в области Бет-Завдай, которая была расположена на правом берегу Тигра. Здесь же он получил начальное образование, после чего переселился в Нисибин, где изучал медицину и посещал богословскую школу35. При этом Баввай был тесно связан и с монашеской традицией благодаря другому воспитаннику Авраама Бет-Раббанского, Аврааму Кашкарскому (^ 588). Последний основал в 571 г. Великий монастырь на горе Изла, которая являлась важнейшим центром сирийского мо-нашества36. Нельзя также забывать, что ученики Авраама Кашкарского основали в Иране десятки обителей. Сразу после основания Великого монастыря Баввай стал его насельником. С чем был связан его переезд из Нисибина? Известно, что в том же году главой Нисибинской академии стал Хнана Адиабенский (^ ок. 610), оппозиционно настроенный по отношению к официальной христологии Церкви Востока37. Поскольку обитель была местом, в котором строгое дифиситство защищалось и пропагандировалось, поступок Баввая можно рассматривать как реакцию на учение и деятельность Хнаны38.

Последний учился в Нисибине в период ректорства Авраама у сторонника антиохийского богословия Моисея. При этом, став главой Нисибинской школы, Хнана начал критиковать некогда магистральную линию развития школьного богословия, что привело к конфликту с епископом Павлом (^ 573). В результате последний изгнал Хнану из города, однако вскоре тот вернулся в Нисибин. Хнана руководил школой в течение 38 лет вплоть до своей смерти. Впрочем, своеобразная богословская позиция ректора послужила причиной интриг католикоса Ишойава I, что в итоге привело к значительному уменьшению учащихся. Известно, что Хнана признавал термин «Богородица» и был сторонни-

34 Изд.: Guillaumont A. Justinien et l'Eglise de Perse // Dumbarton Oaks Papers. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 41-66 (факсимильный текст на вклейке); подробнее об историко-богословском контексте собеседований: Заболотный. Церковь Востока. С. 55-58.

35 Chediath G. Op. cit. P. 4. Немногочисленные сведения о жизни Баввая в Нисибине сохранились, например, в «Книге целомудрия» Ишоднаха, епископа Басры (f после 849): Le livre de la Chasteté composé par Jésudenah, évêque de Baçrah / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1896. P. 25 (далее — Jésudenah).

36 О деятельности Авраама в контексте истории восточно-сирийского монашества: Chia-là S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Comunità di Bose (Magnano), 2005.

37 Подробнее о ректорстве Хнаны: Vôôbus А. History of the School. P. 234-317.

38 Chediath G. Op. cit. P. 4-5.

ком учения об ипостасном единстве. Впрочем, не ясно до конца, следовал ли он неохалкидонскому богословию в духе постановлений V Вселенского Собора или антихалкидонской христологии39. В итоге, богословские выводы, к которым пришел Хнана, были отвергнуты, а его учение было осуждено Церковью Востока как еретическое40. При этом идеи Хнаны были подвергнуты строгому осуждению как со стороны церковной иерархии, так и в рамках монашеской традиции.

Через некоторое время Баввай Великий оставил Излу (возможно, это произошло после смерти Авраама Великого). Примечательны два первых действия, которые Баввай совершил после возвращения в родную область: основание нового «великого монастыря» и создание школы для детей41. Несмотря на отсутствие точных сведений о типе этой школы и организации в ней образовательного процесса, логично предположить, что при ее создании Баввай вдохновлялся примером Нисибинской академии. В 604 г. он стал преемником Мар Дадишо в должности настоятеля Великого монастыря на горе Изла. Его деятельность в это время по-прежнему подчинена двум основным задачам. Прежде всего, Бавваем Великим были предприняты меры по ужесточению дисциплины в обители, упадок которой ощущался еще при Дадишо. Фактически Баввай продолжил движение, направленное на обновление монашеской жизни. Это движение было начато Авраамом Кашкарским и другими учителями духовной жизни, которые посещали различные монастыри на территории Византийской империи, особенно в Египте. Фома, епископ Маргский (IX в.), сообщает о том, что Баввай обвинил часть монахов в невоздержанности. Речь в источнике идет о «жалких и достойных презрения людях», нарушавших обет целомудрия42. Хотя каноны Авраама и Дадишо не затрагивали вопрос о браке монахов, очевидно, что инициированное ими движение предполагало борьбу за соблюдение монахами и монахинями безбрачия. Итогом шагов, предпринятых Бавваем, стал массовый исход монахов, не одних только недостойных, но и тех, которые не будучи «невоздержанными», отрицательно относились к реформам и суровому нраву своего настоятеля43. Информации, сообщаемой Фомой Маргским, следует доверять, учитывая пошатнувшуюся дисциплину в монастырях Церкви Персии, а также существовавшую в течение некоторого времени возможность для монахов вступать в брак. Безусловно, у Баввая Великого имелись весомые основания для ужесточения дисциплины в монастырях. Впрочем, нельзя исключать и того, что

39 Chediath G. Op. cit. P. 49.

40 В 585 г. католикос Ишойав I созвал собор, на котором были осуждены толкования Священного Писания, противоречащие экзегезе Феодора Мопсуестийского (Synodicon Orientale... P. 136—138). Несмотря на то что имя Хнаны упомянуто не было, соборное постановление с высокой долей вероятности направлено против него. Определение собора, созванного в 596 г. католикосом Савришо и осудившего любые учения, которые противоречат феодорианскому богословию (Ibid. P. 198), воспринимается в поздней традиции как относящееся именно к Хнане (Chediath G. Op. cit. P. 50-51).

41 Ibid. P. 5.

42 The «Historia Monastica» of Thomas, Bishop of Marga. I 7-8, 11 / E. A. Wallis Budge, ed. L., 1893. Vol. 1. P. 26-28, 32 (далее — Thom. Marg.).

43 Ibid. I 13. P. 34-35.

у недовольства была и иная причина: невиданное ранее усиление собственно несторианской линии.

Меры, направленные на торжество антиохийского богословия в его крайней форме, и составили второе направление деятельности Баввая как монашеского лидера. Дадишо из Бет-Катрайе ^ 690) в своем трактате «Об отшельничестве» описывает жизнь в Великом монастыре в период настоятельства Баввая. Дади-шо говорит о весьма глубокой молитвенной жизни в нем. В период Великого поста монахи находились в своих кельях и не посещали друг друга. По субботам монахи, постившиеся в течение всего дня, собирались вместе, поскольку они принимали Причастие в вечер этого дня. Ими совершалось совместное чтение, Причастие, общая трапеза и вечерня. Вся ночь с субботы на воскресенье проходила в молитвах, а также — что принципиально важно для нас — в чтении трудов Феодора Мопсуестийского и аскетических произведений44. Среди составленных Бавваем монашеских правил следует отметить четвертое, которое сохранилось не полностью; оно направлено на укрепление среди монахов авторитета экзегезы Феодора. Безусловно, жизнь в Великом монастыре в период настоятельства Баввая была строгой, и протекала она в согласии с духом основателя монастыря Авраама45.

Следуя традиции своих предшественников, Мар Авы I и Авраама Бет-Раббанского, Баввай Великий полемизирует с неохалкидонским богословием, развивавшимся императором Юстинианом I, причем делает это эксплицитно, постоянно настаивая на необходимости исповедания двух ипостасей во Христе и после Воплощения. При этом Баввай идет дальше, чем его предшественники: в рамках своего масштабного сочинения, «Книги о единении», он впервые создает несторианскую богословскую систему на сирийском языке46. Как можно видеть, Баввай объединил в своем лице две традиции несторианизации Церкви Востока: одну, связанную со школьной линией и идущую непосредственно из Эдессы и Нисибина, оплотов антиохийского богословия, и другую, монашескую, линию. В частности, именно благодаря Бавваю одним из важнейших центров антиохий-ской традиции в Персии становится Великий монастырь на горе Изла.

Вскоре деятельность Баввая Великого выходит на новый уровень: в 608/9 г. умирает католикос Григорий I, и шаханшах Хосров II (590—628) не разрешает персидским христианам избирать нового католикоса47. С этого времени вплоть до своего добровольного ухода на покой в 628 г.48 Баввай был инспектором мона-

44 Dadiso Qatraya. A Treatise on Solitude // Early Christian Mystics / A. Mingana, ed., transl. Cambridge, 1934. P. 79-80. (Woodbrook Studies; 8).

45 Chediath G. Op. cit. P. 8.

46 Полное название произведения — «Слова (мемры) о божестве, человечестве и о Лице единения». Изд. сир. текста и лат. пер.: Babai Magni Liber de unione / A. Vaschalde, ed., trad. Parisiis, 1915. 2 vol. (CSCO; 79-80. Syr.; 61-62). Пожалуй, наиболее характерные фрагменты: II 6. P. 27-29; III 9. P. 83-84, 98-100; VII. P. 252-253. Богословский анализ см.: Заболотный Е. А. Христология... С. 39-41.

47 Chediath G. Op. cit. P. 9.

48 Фома Маргский сообщает, что Баввай Великий скончался в том же году, вскоре после гибели Хосрова II (Thom. Marg. I 35. P. 63-64). В «Хронике Сеерта» также приведен 628 г. и указан возраст Баввая на момент смерти — семьдесят пять лет. О том же возрасте пишет

стырей в северных областях Сасанидского Ирана49. Фактически в период затянувшегося вдовства кафедры Селевкии-Ктесифона он совместно с патриаршим архидиаконом Мар Авой осуществлял управление Церковью Востока. Теперь перед Бавваем открылись новые возможности по претворению в жизнь двух связанных направлений его церковно-политической линии.

Фома Маргский указывает следующие причины назначения Баввая на должность инспектора монастырей50. Во-первых, необходимость противостоять деятельности мессалиан, которые действительно являлись опасным врагом51, во-вторых, усиление влияния Хнаны, которое могло угрожать «православию» насельников восточно-сирийских монастырей. Как и ранее, Баввай был вынужден столкнуться с серьезной оппозицией со стороны части насельников и, возможно, настоятелей52. При этом стремление Баввая Великого утвердить анти-охийскую христологию вышло далеко за рамки школьной и монашеской традиций. Его богословские взгляды, изложенные в «Книге о Единении», оказали важнейшее влияние на последующий вероучительный выбор Церкви Востока в пользу несторианства в строгом смысле слова: на упомянутом выше Соборе 612 г. было принято исповедание веры, составленное при участии Баввая53 и содержащее исповедание двух ипостасей во Христе. Строгое (пожалуй, в данном случае более уместно даже прилагательное «крайнее») дифиситство одержало победу.

Таким образом, грекоязычная богословская традиция, центром которой была Антиохийская школа, перешла границу между римской и иранской Си-риями в V в. Это стало возможным благодаря деятельности преподавателей Эдесской и Нисибинской школ — крупнейших образовательных центров христиан-арамеев. Среди этих деятелей центральное место занимали выдающийся сирийский автор Нарсай и его друг, будущий митрополит Нисибинский Бар Саума, способствовавшие рецепции Церковью Востока антиохийской христо-логии в виде учения Феодора Мопсуестийского. При этом вплоть до первой половины — середины VI столетия эта рецепция была связана главным образом со школьной, а не с монашеской традицией. Более того, течение, связанное с Бар Саумой, в определенном смысле можно назвать даже антиаскетическим. Ситуация начала меняться благодаря учившемуся в Нисибине католикосу Мар

Ишоднах, епископ Басры (Jésudenah. P. 25). Ж. М. Фие полагает, что Баввай Великий умер между 628 и 630 гг. (см.: Chediath G. Op. cit. P. 14). Действительно, принимая во внимание тот факт, что в источниках сообщаются как разные даты смерти (628 и 630 гг.), так и разная продолжительность жизни Баввая (75 и 77 лет), скорее всего, дату рождения Баввая следует поместить между 651 и 653 гг., а дату смерти — между 628 и 630 гг.

49 Thom. Marg. I 27. P. 51-52.

50 Ibid.

51 О мессалианах подробнее см.: Заболотный Е. А. Мессалиане // Православная энци-клопедиия. 2017. Т. 45. С. 30-35. Дополнительное свидетельство того, что мессалиане рассматривались Бавваем Великим в качестве серьезных противников, — составление им двух комментариев на «Гностические главы» Евагрия Понтийского.

52 Chediath G. Op. cit. P. 11. Фома Маргский приводит несколько примеров посещения Бавваем обителей (Thom. Marg. I 29. P. 54-56).

53 Вполне возможно, что Баввай был главным автором этого текста. Во всяком случае, прямые параллели с его «Книгой о Единении» очевидны.

Аве I, который, во-первых, сделал безбрачие обязательным для епископов Церкви Востока, во-вторых, инициировал перевод с греческого языка важнейшего сочинения Нестория — «Трактата Гераклида Дамасского». Однако подлинный перелом осуществлен Бавваем Великим, который соединил в своем лице две традиции — школьную, восходящую к главе Нисибинской академии Аврааму Бет-Раббанскому, родственнику Нарсая, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай на рубеже VI и VII вв. превратил монастыри Церкви Востока, в том числе упомянутую обитель, в подлинные центры несторианизации восточно-сирийской традиции.

Список литературы

Брок С. Христология Церкви Востока / пер. А. В. Муравьева // Вестник древней истории. 1995. Вып. 2 (213). С. 39-53. Заболотный Е. А. История конфессионального разделения сирийского христианства и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитие христологии в IV-VIII вв.: дис. .. канд. истор. наук. М., 2016. Заболотный Е. А. Мар Аба I // Православная энциклопедия. 2016. Т. 43. С. 421-424. Заболотный Е. А. Мессалиане // Православная энциклопедия. 2017. Т. 45. С. 30-35. Заболотный Е. А. Нарсай, сирийский богослов // Православная энциклопедия. 2017. Т. 48. С. 402-412.

Заболотный Е. А. Несторианство // Православная энциклопедия. 2018. Т. 49. С. 110-127. Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V —

нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. № 5 (40). С. 33-44. Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика императора Юстиниана //

Византийский временник. М., 2015. Т. 74 (99). С. 47-60. Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531-579), его эпоха и его жизнеописание и поучение

в истории Мискавейха. М., 2014. Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005.

Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002. Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana. Romae, 1725. T. 3. Pars 1: De

scriptoribus Syris Nestorianis; 1728. Pars 2: De Syris Nestorianis. Babai Magni Liber de unione / A. Vaschalde, ed., trad. Parisiis, 1915. 2 vol. (Corpus scriptorum

christianorum orientalium; 79-80. Syr.; 61-62). Barhadbesabba 'Arbaia. Histoire ecclésiastique. Pt. 2 / F. Nau, éd. // Patrologia Orientalis. P.,

1913. T. 9. Fasc. 5. Baum W., Winkler D. W. The Church of the East. L., 2003.

Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluss der christlich-palästinensischen Texte. Bonn, 1922.

Becker A. H. Fear of God and the Beginnig of Wisdom: The School of Nisibis and Christian

Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006. Brock S. Babai the Great // Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage. Piscataway, 2011. P. 49-50.

Brock S. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Centuries: Preliminary Considerations and Materials // Idem. Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology. Aldershot; Brookfield, 1992. № 12. P. 125-142. (Variorum Collected Studies; 357).

Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982.

Chialà S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale.

Comunità di Bose (Magnano), 2005. Chronique de Séert. Pt. 2 (1) / A. Scher et al., éds. // Patrologia Orientalis. P., 1911. T. 7. Fasc. 2. Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne / W. Wolska-Conus, éd., trad.; P. Lemerle, préf.

P., 1968. T. 1. (Sources chrétiennes; 141). Early Christian Mystics / A. Mingana, ed., transl. Cambridge, 1934. (Woodbrook Studies; 8). Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 4th Century. Louvain, 1981. (Corpus

scriptorum christianorum orientalium; 426. Subsidia; 63). Guillaumont A. Justinien et l'Eglise de Perse // Dumbarton Oaks Papers. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 41-66.

Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d'un prêtre et de deux laïques, nestoriens /

P. Bedjan, éd. P.; Leipzig, 1895. Hutter M. Mar Aba and the Impact of Zoroastrianism on Christianity in the 6th Century // Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia / C. G. Cereti et al., eds. Wiesbaden, 2003. P. 167-173. Le livre de la Chasteté composé par Jésudenah, évêque de Baçrah / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1896.

Mar Barhadbesabba 'Arabaya, évêque de Halwan. Cause de la fondation des écoles / A. Scher,

éd., trad. // Patrologia Orientalis. P., 1908. T. 4. Fasc. 4. Narsai. Metrical Homilies on the Nativity, Epiphany, Passion, Resurrection and Ascension /

F. G. McLeod, ed., transl. // Patrologia Orientalis. Turnhout, 1979. T. 40. Fasc. 1. Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late

Antiquity. Oakland, [2015]. P. 100-126. Sachau E. Syrische Rechtsbücher. Berlin, 1914. Bd. 3.

Synodicon Orientale ou recueil de synodes nestoriens / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1902. The «Historia Monastica» of Thomas, Bishop of Marga / E. A. Wallis Budge, ed., transl. L., 1893. 2 vol.

Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture. Louvain, 1958-1988. 3 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 184, 197, 500. Subsidia; 14, 17, 81).

Vööbus A. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 266. Subsidia; 26).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia III: Filologiia.

2019. Vol. 61. P. 38-52

DOI: 10.15382/sturIII201961.38-52

Evgenii Zabolotnyi, Candidate of Sciences in History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, 27-4 Lomonosovskiy prospekt, Moscow 119991, Russian Federation e.zabolotnyj20@mail.ru ORCID: 0000-0002-0629-747X

Reception to the Antiochene Tradition by East Syrians: Monasteries vs. Schools*

E. Zabolotnyi

Abstract: As is known, from the 5th to early 7th centuries, the Church of the East, which existed in Sasanian Iran, was adopting the Christological teaching of the School of Antioch. A study of the Syriac and Greek sources allows one to divide this process into two parts, i.e. the reception of Christology of Theodore of Mopsuestia and the reception of the doctrine of Nestorius which were carried out by Narsai (f not earlier than 502) and Babai the Great (f between 628 and 630) respectively. In this connection, it is important to study the problem of institutions which furthered the perception of Theodorianism and Nestorianism among the East Syrians. This article shows that up to the mid-6th century, the reception of the Antiochene tradition was carried out through the schools of Edessa and Nisibis, rather than through monasteries. Moreover, at the beginning of this period the monastic tradition was not particularly strong. This situation already started to be changed by Catholicos Mar Aba I (537/40552). However, it is Babai the Great who united the two traditions, i.e. the academic tradition, which had its origin in the activity of Narsai and his relative Abraham of Beth-Rabban (f 569), and the monastic tradition, associated with Abraham of Kashkar (f 588), the founder of the Great Monastery on Mount Izla. It was Babai who was the third abbot of this monastery and later the actual locum tenens of the see of Seleucia-Ctesiphon, who turned East Syrian monasteries into centres of the Nestorianisation of the Church of the East.

Keywords: schools of Edessa and Nisibis, Syriac Christianity, East Syrian tradition, Nestorianism, monasticism, intellectual history, Church ofthe East, Persia, Byzantium, Syria, Narsai, Mar Aba I, Babai the Great, Nestorius, Theodore of Mopsuestia.

References

Becker A. (2006) Fear of God and the Beginnig of Wisdom: The School of Nisibis and Christian

Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia. Brock S. (1992) "The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Centuries: Preliminary Considerations and Materials", in S. Brock, Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology, 12, pp. 125-142.

* Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-07549.

51

Brock S. (1995) "Christologiia Tserkvi Vostoka" [The Christology of the Church of the East]. Vestnik drevnei istorii, 2 (213), pp. 39-53 (Russian translation).

Chediath G. (1982) The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam.

Chialà S. (2005) Abramo diKashkar e la sua comunità: La rinascita delmonachesimo siro-orientale. Comunità di Bose (Magnano).

Gero S. (1981) Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 4th Century. Louvain.

Guillamont A. (1969/70) "Justinien et l'Eglise de Perse". Dumbarton Oaks Papers, 23/4, pp. 4166.

Hutter M. (2003) "Mar Aba and the Impact of Zoroastrianism on Christianity in the 6th Century", in C. Cereti (ed.), Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia. Wiesbaden. Pp. 167-173.

McLeod F. (ed., transl.) (1979) Narsai. Metrical Homilies on the Nativity, Epiphany, Passion, Resurrection and Ascension. Turnhout.

Mingana A. (ed., transl.) (1934) Early Christian Mystics. Cambridge.

Mishin D. (2014) Khosrov IAnushirvan (531—579), ego epokha i ego zhizneopisanie i pouchenie v istorii Miskaveikha [Chosroes I Anushirwan (531-579), his Epoch, his Biography and Teaching in the History of Miskawayh]. Moscow (in Russian).

Payne R. (2015) A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland.

Selezniov N. (2002) Christologiia Assiriiskoi Tserkvi Vostoka: Analiz osnovnykh materialov v kontekste istorii formirovaniya veroucheniia [The Christology ofthe Assyrian Church of the East: The Main Documents in the Context of Development of the Doctrine]. Moscow (in Russian).

Selezniov N. (2005) Nestorii i Tserkov' Vostoka [Nestorius and the Church of the East]. Moscow (in Russian).

Vôôbus A. (1958-1988) History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture, vols 1-3. Louvain.

Vôôbus A. (1965) History of the School of Nisibis. Louvain.

Wolska-Conus W., Lemerle P. (eds) (1968) Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne, vol. 1, Paris.

Zabolotnyi E. (2014) "Khristologiia Tserkvi Vostoka: Osnovnye napravleniia razvitiia v V — nachale VII veka" [The Christology of the Church of the East: The Main Trends of Development from the 5th to Early 7th Centuries]. VestnikPravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia III: Filologiia, 5 (40), pp. 33-44 (in Russian).

Zabolotnyi E. (2015) "Tserkov' Vostoka i religioznaia politika imperatora Iustiniana" ["The Church of the East and the Religious Policy of Emperor Justinian I"]. Vizantiyskiy Vremennik, 74 (99), pp. 47-60 (in Russian).

Zabolotnyi E. (2016) "Mar Aba I", in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 43, pp. 421-424 (in Russian).

Zabolotnyi E. (2017) Messaliane [Messalians], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 45, pp. 30-35 (in Russian).

Zabolotnyi E. (2017) Narsai, in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 48, pp. 402-412 (in Russian).

Zabolotnyi E. (2018) Nestorianstvo [Nestorianism], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 49, pp. 110-127 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.