УДК 342.9
РО! 10.23672/8ДЕ.2023.39.88.001
Ефимов Александр Александрович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России proffi_2006@mail.ru
Alexander A. Efimov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity, Stavropol branch
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia proffi_2006@mail.ru
Рецепция опыта
административно-правового регулирования использования устройств персональной мобильности (pmd) зарубежных стран в российском законодательстве
Reception of the experience
of administrative and legal regulation of the use of personal mobility devices (pmd) of foreign countries into russian legislation
Аннотация. Персональные средства передвижения, оборудованные электродвигателем, также называемые на «западе» personalmobilitydevice (PMD), быстро завоевали внимание жителей европейских городов, как новое средство передвижения. В статье рассматривается опыт использования средств индивидуальной мобильности в зарубежных странах, обосновываются причины их популярности у населения. На основе анализа правового регулирования применения электрических средств передвижения малой мощности делается вывод о необходимости совершенствования российского законодательства на базе зарубежного опыта.
Ключевые слова: средства индивидуальной мобильности, устройства персональной мобильности, электроскутеры, электросамокаты.
Annotation. Personal vehicles equipped with an electric motor, also called in the «west» personalmobilitydevice (PMD), quickly won the attention of residents of European cities as a new means of transportation.The article examines the experience of using personal mobility aids in foreign countries, substantiates the reasons for their popularity among the population. Based on the analysis of the legal regulation of the use of low-power electric vehicles, it is concluded that it is necessary to improve Russian legislation on the basis of foreign experience.
Keywords: means of individual mobility, personal mobility devices, electric scooters, electric scooters.
Персональные средства передвижения, оборудованные электродвигателем, также, называемые на «западе» регэопатоЬПКуСеуюе (РМР), быстро завоевали внимание жителей европейских городов, как новое средство передвижения. Население разных стран ищет возможности мобильности нового поколения, основанные на экономии, поэтому РМР представляют большие перспективы, но также и значительную опасность для дорожного движения. Эти транспортные средства до последнего времени, во многих государствах, использовались без законодательного регулирования, да и в настоящее время, нормативы многих стран в этой сфере существенно различаются.
РМР уже сейчас влияют на процессы регулирования, планирования инфраструктуры в европейских городах, власти которых стремятся предоставить различным группам населения необходимую возможность современной мобильности, при этом обеспечивая безопасность движения транспорта и пешеходов.
Кажется целесообразным, что процесс совершенствования отечественного законодательства в указанной сфере должен базироваться, в том числе, на изучении зарубежного опыта правового регулирования использования РМР (далее -средства индивидуальной мобильности (СИМ)). Чаще всего, европейский законодатель, регулируя данную сферу говорит о е-Бсоо1ег8, т.е., о электроскутерах или по-русски - электросамокатах (хотя необходимо учитывать, что это могут быть в некоторых случаях и разные средства передвижения, с учетом технических характеристик, например, диаметра колес), нередко распространяя правовые ограничения, запреты и правила и на другие виды средств индивидуальной мобильности, поэтому в рамках данной статьи, мы чаще всего будет говорить именно о электроскутерах (в «западном» понимании этого слова), как о главном средстве передвижения в европейских странах.
Кратко рассмотрим некоторые тенденции в сфере регулирования использования электро-
транспорта в Европе и мире. В сентябре 2019 года новый закон о мобильности добавил электроскутеры в закон о дорожном движении Франции с определенными мерами, включая минимальный возраст (от 12 лет). Передвижение на электроскутерах было запрещено на тротуарах, ограничение скорости на дорогах составило 25 км/час, была предусмотрена обязанность для детей в возрасте от 12 лет использовать шлемы. В Лионе оператор, предоставляющий услуги кик-шеринга, установил ограничение скорости, основанное на глобальной системе позиционирования (GPS), где в пределах пешеходной зоны города ограничил скорость СИМ в пределах 8 км/час [1]. Париж также стремился ограничить количество фирм, работающих в этой сфере до трех операторов, которым было разрешено предоставлять свои услуги. Национальный закон о мобильности наделял местные власти полномочиями ограничивать количество транспортных средств и операторов, а также налагать дополнительные требования на техническое обслуживание, шум и загрязнение.
В Германии лицензия на электроскутеры для использования на дорогах общего пользования предоставляется, если [2]:
• их максимальная скорость не может превышать 20 км/час;
• установлены передние фары и боковые отражатели;
• установлены два тормоза, которые работают независимо друг от друга;
• установлен звуковой сигнал, который может быть использован для предупреждения других пользователей о приближении.
В начале 2020 года Министерство транспорта Италии опубликовало новые правила для электроскутеров, которые наиболее популярны в Милане, Турине и Риме. Закон устанавливал минимальный возраст для управления ими - 14 лет, обязательное ношение шлема для лиц моложе 18 лет. Предусматривалось, что электроскутеры могут передвигаться с максимальной скоростью 25 км/час на полосе для велосипедистов, и 6 км/час в пешеходных зонах.
В последние годы количество электроскутеров в Республике Мальта неуклонно растет, их использование изначально не охватывалось каким-либо правовым регулированием. Однако всплеск сообщений об авариях, связанных с электроскутерами, привел к призывам к ужесточению и введению соответствующих правил пользования. Новые правила требуют, независимо от форм собственности электроскутеров, чтобы водители были старше 18 лет, имели водительские права и были застрахованы. Одноразовый регистрационный взнос в размере 11,65 евро устанавливается для электроскутеров, а также, ежегодный лицензионный сбор в размере 25 евро.
В Бельгии законно ездить на электроскутерах по дорогам общего пользования, если их скорость ограничена 25 км/час, это же требование
относится и к электровелосипедам. В Норвегии и Швеции есть ограничение в 20 км/ч. В Швеции электронные скутеры должны иметь тормоза, звуковое предупреждающее устройство (сигнал), а водители моложе 15 лет обязаны носить шлем. В Испании установлено ограничение скорости 25 км/час для электроскутеров и требование, чтобы они были застрахованы. В Нидерландах электронные скутеры относятся к той же категории, что и мопеды, с минимальным возрастом 16 лет. Наличие страховки является обязательным условием, кроме того, разрешено использовать тол ь ко те т ранспортные средства, которые были одобрены RDW (Нидерландское управление транспортных средств).
Трудно обеспечить соблюдение ограничений и запретов при отсутствии возможности идентификации средств индивидуальной мобильности. Вот почему некоторые страны, такие как Сингапур или Япония, ввели обязательную регистрацию и наличие идентифицирующих знаков. В Германии предусмотрена обязательная страховая наклейка на электроскутерах, позволяющая идентифицировать данное средство передвижения на расстоянии [3]. Большинство европейских стран требуют, чтобы на быстрых электровелосипедах отображалась идентификационная табличка, аналогичная той, что используется на мопеде.
В Сингапуре Управление наземного транспорта (НА) представило новую функцию в своем приложении для смартфонов, позволяющую гражданам и должностным лицам, отправлять сообщения (отчеты) о нарушениях, допущенных на средствах индивидуальной мобильности (электронных скутерах, велосипедах и электровелосипедах), в том числе, о СИМ, не отвечающих техническим требованиям или о лицах, допустивших опасное вождение [4].
Новизна данного вида электротранспорта в сочетании с различными нормативными законодательными рамками и различными уровнями автономии в принятии решений в каждой европейской ст р а н е и городе привели к внедрению различных подходов к регулированию использования СИМ по всей Европе. Тем не менее, большинство национальных и местных нормативных актов направлено на определение следующих общих критериев:
• ограничение скорости до 25 км/ч, а в пешеходных зонах в пределах 10 км/ч;
• введение правил безопасности (например, использование шлема, световозращателей и фонарей);
• возрастные ограничения к пользователям СИМ;
• наделение соответствующей компетенцией в области управления микромобильностью местных органов власти;
• требования к профессиональной подготовке (например, наличие водительской лицензии) или без таковой.
Проблемы безопасности являются одной из наиболее насущных проблем, требующих решения и необходимости гибких подходов к регулированию для достижения максимально полезного результата в сфере обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.
В этой связи, многими европейскими специалистами подчеркивается необходимость установления ограничений в отношении СИМ, ограничений на их скорость и мощность, а также запрет на их использование на тротуарах. Предлагается разрешить их использование на велосипедных дорожках, с ограничением скорости до 20 км/час. Главной стратегией обеспечения безопасности являются большие штрафы или конфискация транспортного средства, однако, установление ограничений скорости на определенных территориях по GPS также дает весомый результат. Несмотря на весьма результативный санкционный потенциал, расширение стратегии использования СИМ должно пойти по пути обеспечения безопасности, а именно:
1) запретить использование для передвижения по тротуарам и/или обеспечить соблюдение низкой скорости;
2) обеспечить соблюдение ограничений скорости 25 км/ч или менее в местах совместного использования с другими транспортными средствами. Большинство стран устанавливают либо ограничения на максимальную скорость
Литература:
1. Зарубежный опыт правового регулирования использования отдельных видов средств индивидуальной мобильности / Г.И. Калмыков [и др.] // Аналитический обзор. ФГКУ «ВНИИ МВД России». М., 2021. 30 с.
2. Нелюбин М. Основные правила для электросамокатов в Германии / М. Нелюбин // Новостной интернет-сайт «DW». URL : https://www.dw.com/ ru/a-50835372 (дата обращения 20.12.2022).
3. Соколов Д.В. Нормативное регулирование использования электроскутеров в Федеративной Республике Германия, Австрийской Республике и Швейцарской Конфедерации / Д.В. Соколов // Современная наука. 2021. № 3. С. 77-81.
4. Guide to E-Scooter and PMD Laws for Singapore Riders // Singapore Legal Advice. 2022. URL : https:// webcache.googleusercontent.com/search?q=cache: eVpLGOLsJu4J:https://singaporelegaladvice.com/la w-articles/e-scooter-laws-singapore+&cd=4&hl=ru &ct=clnk&gl=ru (дата обращения 20.12.2022).
движения 20-25 км/ч, либо запрет самих транспортных средств, если максимальная скорость их движения превышает 25 км/ч;
3) улучшить конструкцию транспортных средств, повысить сцепление с дорогой и устойчивость;
4) усовершенствовать сбор данных о дорожно-транспортных происшествиях на СИМ для оценки показателей безопасности транспортных средств;
5) устранить стимулы к опасному поведению (т.е., например, поминутную арендную плату);
6) решить проблему загромождения улиц, перераспределение пространства и расширения пар-ковочных мест.
Таким образом, анализ опыта зарубежных стран в части правового регулирования использования СИМ позволит глубже понять вектор регулятивного развития в данной сфере, сформулировать конкретные предложения по совершенствованию отечественного законодательства в данной области с учетом существующих национально-правовых различий и особенностей построения национальных систем законодательства. правоприменительной практики и законодательства европейских и других развитых государств позволит не только своевременно внедрить передовой опыт, но и избежать ошибок на пути совершенствования отечественного законодательства.
Literature:
1. Foreign experience of legal regulation of the use of certain types of means of individual mobility / G.I. Kalmykov [et al.] // Analytical review. FGKU «Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia». M., 2021. 30 p.
2. Nelyubin M. Basic rules for electric scooters in Germany / M. Nelyubin // Internet site News «D.U». URL : https://www.dw.com/ru/a-50835372 (date of the application 20.12.2022).
3. Sokolov D.V. Regulatory regulation of the use of electric scooters in the Federal Republic of Germany, the Republic of Austria and the Swiss Confederation / D.V. Sokolov // Modern Science. 2021. № 3. P. 7781.
4. Guide to E-scooter and PMD laws for Singapore riders // Singapore Legal Advice. 2022. URL : https:// webcache.googleusercontent.com/search?q=cac he:eVpLGOLsJu4J:https://singaporelegaladvice. com/law-articles/e-scooter-laws-singapore+&cd=4 &hl=ru&ct=clnk&gl=ru (date of the application 12/20/2022).