Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВИЛАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТОМ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)'

К ВОПРОСУ О ПРАВИЛАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТОМ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ / МОНОКОЛЕСА / ГИРОСКУТЕРЫ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайдаев М.Ш.

Рассматриваются вопросы пользования мобильным электротранспортом в городских условиях. Приведена статистика несчастных случаев с участием лиц, управляющих мобильным электротранспортом, и информация об отдельных дорожно-транспортных происшествиях. Изучен опыт регулирования и установления правил пользования электротранспортом в зарубежных государствах. Обозначены основные направления принятия аналогичных мер в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шайдаев М.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF RULES OF USE OF MOBILE ELECTRIC TRANSPORT IN URBAN CONDITIONS (FOREIGN EXPERIENCE)

The issues of using mobile electric transport in urban conditions are considered. The statistics of accidents involving persons operating mobile electric transport is given, with information on individual incidents. The experience of regulating and establishing rules for the use of electric transport in foreign countries has been studied. The main directions for taking similar measures in the Russian Federation are outlined

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВИЛАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТОМ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-065 MOSURED: 77/27-026-2022-1-264

© Шайдаев М.Ш., 2022

УДК 656

К ВОПРОСУ О ПРАВИЛАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТОМ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Мирзабек Шайдаевич Шайдаев

ФКУ НПО «СТиС» МВД России mshaidaev@mvd.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы пользования мобильным электротранспортом в городских условиях. Приведена статистика несчастных случаев с участием лиц, управляющих мобильным электротранспортом, и информация об отдельных дорожно-транспортных происшествиях. Изучен опыт регулирования и установления правил пользования электротранспортом в зарубежных государствах. Обозначены основные направления принятия аналогичных мер в Российской Федерации.

Ключевые слова: средство индивидуальной мобильности, электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, дорожно-транспортные происшествия, правила пользования мобильным электротранспортом

Для цитирования: Шайдаев М.Ш. К вопросу о правилах пользования мобильным электротранспортом в городских условиях (зарубежный опыт) // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 57-61.

TO THE QUESTION OF RULES OF USE OF MOBILE ELECTRIC TRANSPORT IN URBAN CONDITIONS (FOREIGN EXPERIENCE)

Mirzabek Sh. Shaidaev

Federal government institution scientific and production association special equipment and telecoms of the Ministry of the internal

affairs of the Russian Federation

mshaidaev@mvd.ru

Abstract. The issues of using mobile electric transport in urban conditions are considered. The statistics of accidents involving persons operating mobile electric transport is given, with information on individual incidents. The experience of regulating and establishing rules for the use of electric transport in foreign countries has been studied. The main directions for taking similar measures in the Russian Federation are outlined. Keywords: means of individual mobility, electric scooters, unicycles, gyro scooters, traffic accidents, rules for using mobile electric transport For citation: Shaidaev M.Sh. To the question of rules of use of mobile electric transport in urban conditions (foreign experience) // Road safety. 2022. № 2. P. 57-61.

Новым этапом в автомобилестроении с недавнего времени стало производство как личного, так и общественного электротранспорта (электробусов, электромобилей, мототранспорта). Существенное увеличение количества таких транспортных средств во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации, связано в первую очередь с их экологичностью.

Аналогичная тенденция в последние годы наблюдается также в сфере мобильного электротранспорта (электросамокаты, моноколеса, ги-роскутеры и т.д.). Пока его количество было незначительным, и в основном он находился в частном пользовании, это не вызывало обеспокоенности ни у общественности, ни у государства.

Ситуация изменилась, когда произошел значительный рост количества используемых гражданами средств индивидуальной мобильности (далее -СИМ), особенно электросамокатов, что объясняется прежде всего их удобством и доступностью для населения, появлением множества кикшеринговых компаний. В настоящее время передвижение людей на мобильном электротранспорте, в основном на электросамокатах, можно наблюдать практически повсеместно. Интенсивность, хаотичность, нерегулируемый скоростной режим передвижения на СИМ все чаще становятся причинами дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с их участием, в том числе наездов на пешеходов в местах большого скопления людей.

Такие ДТП, как столкновение, наезд на движущийся и стоящий автотранспорт, падение с мобильного электротранспорта в результате неумелого управления СИМ или неудовлетворительного состояния проезжей части, наезд на пешехода и др., достаточно широко распространены и характерны для большинства городов России.

Больше всего ДТП с участием мобильного электротранспорта происходит в Москве. Так, 24 августа 2021 г. в районе Волгоградского проспекта таксист сбил женщину, управлявшую электросамокатом, которая пересекала проезжую часть в неположенном месте. 18 июня 2021 г. 25-летний молодой человек на электросамокате, передвигавшийся по проезжей части, врезался в открытую дверь припаркованного автомобиля и скончался от полученных травм. В районе Нового Арбата лихач на электросамокате сбил 63-летнюю женщину, которая попала в больницу с переломом шейки левого плеча [1].

В г. Сочи 23 августа 2021 г. мужчина на электросамокате сбил девочку, которой еще не исполнилось и двух лет. Ребенок получил переломы костей черепа и был госпитализирован [2].

В г. Санкт-Петербурге зафиксированы случаи наезда на электросамокате на пятилетнюю девочку, падения мужчины с электросамоката, который получил тяжелую травму головы [1].

В г. Уфе произошел наезд на 84-летнего мужчину, которому после потребовалась операция, а в г. Новосибирске - на шестилетнего ребенка [3].

В г. Томске 75-летняя пенсионерка, управлявшая электросамокатом, столкнулась с автомобилем и получила тяжелые травмы [1].

В г. Кисловодске его мэр упал с электросамоката, в результате чего получил тяжелую травму головы [3].

По информации ФКУ «Научный центр БДД МВД России» количество ДТП с участием СИМ в России только в 2020 г. выросло в три раза: в 331 ДТП (+182,9%) погибли 6 (+50%) и ранены 347 (+184,4%) человек [4].

В 2021 г. произошло 672 ДТП с участием СИМ, что на 67,5% больше, чем в 2020 г., погибли 20 человек, в том числе один несовершеннолетний до 16 лет, и ранены 704 [5].

Главной причиной сложившейся ситуации является отсутствие правил пользования этим видом транспорта. Она стала вызывать обеспокоенность у населения и общественности и требует соответствующей реакции от органов государственной власти различного уровня.

Для решения указанной проблемы необходимо тщательно изучить и проработать следующие вопросы, связанные с использованием мобильного электротранспорта:

1. Определить предельные характеристики СИМ (мощность двигателя, скорость, диаметр колес, наличие светозвуковых и светоотражающих устройств, характеристики тормозного устройства и др.).

2. Определить места (территории), разрешенные или запрещенные для передвижения на СИМ.

3. Установить требования для лиц, управляющих СИМ (возраст, состояние здоровья, количество людей, одновременно передвигающихся на мобильном электротранспорте и др.).

4. Установить правовые требования (необходимость введения прав на управление мобильным электротранспортом, периодического технического осмотра, номерных знаков, правил движения и ответственности за их нарушение и др.).

5. Установить сезонные (например, весна-лето-осень или по месяцам в зависимости от региона), погодные (запрет на передвижение в мороз, снегопад, дождь) и временные (например, запрет на передвижение в ночное время) ограничения.

6. Определить уровень принятия нормативных правовых актов, устанавливающих требования к мобильному электротранспорту (федеральный, региональный, муниципальный).

В этой связи неоценимым может оказаться опыт зарубежных государств по установлению правил пользования различными видами мобильного электротранспорта, в большей степени электросамокатами как одним из самых распространенных видов СИМ.

Рассмотрим примеры отдельных стран Европы, Азии и американского континента, где популярность мобильного электротранспорта резко выросла, особенно за время пандемии коронавирусной инфекции Covid-19, и власти оказались вынуждены установить ряд правил пользования им.

В целом для Европы характерно широкое распространение электросамокатов, поэтому в столицах и крупных городах европейских стран установлены определенные правила пользования этим видом транспорта.

В Нидерландах передвижение на электросамокате возможно только на собственном участке, по дорогам общего пользования - запрещено. За нарушение запрета установлен штраф в размере 360 евро, а само транспортное средство подлежит конфискации. Электросамокаты отнесли к имеющейся категории -«специальные мопеды», к которым установлены соответствующие конструктивные требования (наличие двух независимых тормозных систем, стоп-сигнала, указателей поворота и т.д.). В настоящее время указанным требованиям не соответствует ни одна существующая модель электросамоката, однако запрет на их продажу не введен [10].

В Великобритании электросамокаты подразделяются на частные и арендные. Первые можно использовать только в пределах частных земель. Передвижение по британским дорогам возможно только на взятом в аренду на специальной станции электросамокате, которых в настоящее время в стране крайне мало. Существующая система штрафов аналогична установленной для водителей автомототранспорта, например, 50 фунтов - за проезд по пешеходной зоне, 100 фунтов - за пересечение стоп-линии на красный сигнал светофора.

Во Франции электросамокаты и другие СИМ (моноколеса, гироподы и ховерборды) относятся к личным моторизированным средствам передвижения (далее -ЛМСП).

ЛМСП - транспортное средство без сиденья, оснащенное нетепловым двигателем, предназначенное для передвижения одного человека со скоростью строго выше 6 км/ч и ниже 25 км/ч, без каких-либо специальных приспособлений для перевозки грузов [6]. ЛМСП должны иметь звуковой сигнал, быть оборудованы передними и задними фарами. Согласно требованиям управлять электросамокатами разрешено лицам в возрасте от 12 лет, обязательно наличие экипировки - шлема и одежды со светоотражающими элементами при передвижении ночью или днем в условиях плохой видимости. Также установлен запрет на передвижение в наушниках и с пассажиром. За поездку по тротуару предусмотрен штраф 135 евро, за развитие скорости выше 25 км/ч - 1500 евро. В черте города рекомендовано передвигаться по велодорожкам, выезжать на проезжую часть разрешено в случае, если скорость транспортного потока не превышает 50 км/ч.

В Германии с мая 2019 г. введен запрет на передвижение на электросамокатах лицам до 14 лет, а также по тротуарам. Разрешено передвигаться по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии - выезжать на проезжую часть. Однако практически повсеместно это правило нарушается, из-за чего участились случаи ДТП. В связи с этим власти некоторых городов (например, Берлин и Кельн) создали зоны, где пользоваться указанными транспортными средствами запрещено. Предельная скорость для электросамокатов в городской черте составляет не более 20 км/ч, наличие водительского удостоверения для управления не требуется.

В Испании не существует принятых на государственном уровне правил пользования электросамокатами. Весь индивидуальный электротранспорт подразделяется на четыре условные категории:

детские электросамокаты и другие устройства с электроприводом, скорость которых не превышает

6 км/ч;

сегвеи, моноколеса и электросамокаты, скорость которых составляет не более 25 км/ч;

различные виды велосипедов с электромотором и без него;

транспортные средства с максимальной скоростью до 45 км/ч (мопеды, скутеры). Для управления последними требуется наличие прав. Сдать экзамен на получение права управления мопедом с двигателем до 50 кубических сантиметров возможно с 15 лет.

Правила пользования электросамокатами определяются на уровне городов. В настоящее время собственные правила разработали власти только трех самых крупных городов Испании - Мадрида, Барселоны и Валенсии, - где передвижение возможно по велодорожкам и улицам, на которых скорость движения транспорта ограничена 30 км/ч. Наличие шлемов и предоставление приоритета другим участникам движения, в первую очередь пешеходам, обязательно.

В Барселоне запрещено парковаться на тротуарах, чтобы не мешать пешеходам, а также привязывать электросамокаты к деревьям, светофорам и скамейкам, для этого предоставлена лишь одна возможность - места для мотоциклов и велосипедов.

В Валенсии для парковки предназначены велосипедные стойки, а в случае их отсутствия в пределах 50 м разрешается привязать электросамокат к предметам уличной мебели (но не к деревьям) на срок до 72 часов. Кроме того, владельцам устройств весом менее 25 кг с максимальной скоростью 20 км/ч разрешено передвигаться по тротуарам со скоростью не более 10 км/ч.

В Мадриде при управлении электросамокатом запрещено использовать наушники, а также передвигаться в состоянии алкогольного опьянения. За поездку в нетрезвом виде предусмотрен штраф от 500 до 1000 евро [9].

В Италии управлять электросамокатом разрешено с 14 лет, причем до 18 лет следует обязательно использовать шлем. Существуют ограничения по скорости передвижения: вне дорог - до 25 км/ч, на пешеходных зонах - до 6 км/ч. В соответствии с требованиями безопасности на транспортном средстве должны быть установлены осветительные приборы, а водителю в вечерние и ночные часы следует носить светоотражающий жилет. Осуществлять перевозку людей и животных запрещено. Пересекать дорогу по пешеходному переходу возможно только спешившись с электросамоката.

В Турции также приступили к жесткому регулированию использования электросамокатов. Например, власти Стамбула планируют разрешить передвижение на них с 15 лет по автомобильным дорогам и велодорожкам с ограничением скорости до 25 км/ч. При этом запрещено перевозить на самокате больше одного человека и входить с ним в общественный транспорт. Компании, сдающие электросамокаты в аренду, должны будут получать лицензию на два года и оборудовать специальные парковки.

Аналогичные правила установлены и в других европейских государствах. Например, в Швейцарии запрещено использовать электросамокаты на тротуарах, а передвижение по велосипедным дорожкам возможно со скоростью не более 20 км/ч.

В Швеции в настоящее время согласно законодательству для электросамокатов установлено ограничение на мощность двигателя до 25 кВт и максимальную скорость до 20 км/ч. При превышении этих показателей передвигаться по дорожной инфраструктуре общего пользования запрещено.

В соответствии с существующими требованиями к конструкции электросамокаты должны быть оснащены тормозом, устройством для подачи звукового сигнала, световыми приборами и светоотража-телями. Лицам, не достигшим 15 лет, управляющим электросамокатами, необходимо наличие шлема, налокотников и наколенников. После произошедшего ДТП со смертельным исходом рассматривается вопрос о запрете езды на электросамокатах [7].

В Бельгии существует возрастной ценз на управление электросамокатом - 18 лет и более.

В Австрии электросамокаты приравниваются к велосипедам с максимальной скоростью до 25 км/ч. Они должны быть оснащены тормозом, иметь передние и задние фары и светоотражатели.

В Чехии на электросамокатах разрешено передвигаться по тротуарам со скоростью, не превышающей скорость ходьбы, и на велосипедных дорожках -с ограничением скорости для велосипедов.

В Финляндии установлены ограничения на мощность и скорость: для электросамокатов - 1 кВт и 25 км/ч соответственно, для моноколес и гироску-теров - 15 км/ч. Передвижение допускается по тротуарам со скоростью, не превышающей скорость пешеходов, использование шлема обязательно. СИМ должны быть оснащены фарами и светоотражателя-ми.

В Дании разрешено передвигаться на мобильном электротранспорте по велодорожкам с соблюдением установленных правил дорожного движения.

В Люксембурге передвижение на СИМ разрешено по велосипедным дорожкам и тротуарам со скоростью пешеходов [8].

В большинстве стран Азии установлены жесткие правила и ограничения в использовании электросамокатов, в связи с чем они менее популярны.

В Сингапуре с учетом того, что передвигаться на электросамокатах разрешено только по велодорожкам, которых в городе-государстве очень мало, можно говорить о фактическом их запрете. При этом установлены существенные штрафные санкции нарушителям указанных правил - 2 тыс. сингапурских долларов (1,4 тыс. долларов США) или до трех месяцев лишения свободы. Обязательным правилом является регистрация электросамокатов их владельцами в полиции. Существуют также ограничения по весу электросамоката - не более 20 кг - и скорость передвижения - не выше 25 км/ч. Управление электротранспортом разрешено лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста.

В Японии главное требование для передвижения на электросамокате - наличие водительского удостоверения, позволяющего управлять мопедами и мотороллерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Обязательным условием является регистрация электросамоката в полиции и получение номерного знака. Регистрации подлежит транспорт, оснащенный зеркалами заднего вида, стоп-сигналом и сигналами поворота. Кроме того, владельцы электротранспорта обязаны регу-

лярно платить транспортный налог. За нарушение этих норм установлен штраф до 50 тыс. иен (450 долларов США), в отдельных случаях предусмотрено тюремное заключение сроком до трех месяцев. Власти Японии ограничили скорость передвижения 20 км/ч, ношения шлема является необязательным условием. В городской черте разрешено передвигаться только по проезжей части, либо у самого края, либо, при наличии соответствующей разметки, в полосе для велосипедов. При этом существует запрет на осуществление поворота, предполагающего пересечение дороги. Благодаря жестким требованиям в стране до настоящего времени не зарегистрировано серьезных ДТП с участием электросамокатов.

В Республике Корея управлять электросамокатами могут только обладатели водительских прав. С недавнего времени возрастной ценз управления этим транспортом повышен с 13 до 16 лет. Нарушителям указанных правил грозит штраф в размере 100 тыс. вон (89 долларов). Использование шлема при передвижении является обязательным условием, за нарушение предусмотрен штраф 20 тыс. вон. За езду в состоянии алкогольного опьянения следует более строгое наказание - штраф 100 тыс. вон и лишение водительских прав.

Жители Китая предпочитают передвигаться на велосипедах, мопедах и скутерах на электрической тяге, нежели на электросамокатах. Арендовать последний вправе водитель старше 16 лет. Правила для скутеров в КНР схожи с действующими в других странах для самокатов: ограничение максимальной скорости (25 км/ч), веса (55 кг), мощности двигателя (400 Вт) [10].

Регулирование вопросов, связанных с использованием электросамокатов, характерно и для стран американских континентов.

В США использование электросамокатов регулируется на уровне штатов, отдельных округов и даже муниципалитетов. Так, в штате Калифорния они разрешены, а власти Беверли-Хиллз, наоборот, их запретили.

Возраст, с которого лицу разрешено управлять электросамокатом, определен в 16 лет, однако в отдельных штатах он снижен до 12 лет. Власти штатов по-разному регламентируют допустимые технические характеристики мобильного электротранспорта. Например, мощность двигателя варьируется от 750 до 2,5 тыс. Вт, максимальная скорость - от 24 до 32 км/ч. Для управления электросамокатом во всех штатах, кроме Калифорнии, водительские права не требуются, вместе с тем необходима специальная экипировка, включающая шлем и одежду со светоотражающими элементами.

Правила передвижения на электросамокатах установлены лишь в некоторых штатах с выделением их в правилах дорожного движения как отдельного вида транспорта. Самыми проработанными считаются нормы в Мичигане, где подробно разъясняется, где и как можно ездить на электросамокате. Например, передвигаться можно по специально выделенным дорожкам, при их отсутствии разрешен выезд на проезжую часть, но следует держаться как можно ближе к правому краю без перестроения из ряда в ряд [10].

В Бразилии электросамокаты не получили большого распространения, однако правила их экс-

плуатации существуют. Перемещение на них возможно только по проезжей части, где установлено ограничение скорости до 40 км/ч, выезд на тротуар запрещен. Предельная скорость электросамоката -20 км/ч. Для парковки определены специально оборудованные места. За парковку вне установленных мест взимается штраф 500 реалов и больше (от 100 долларов и выше). Кроме того, введено ограничение на мощность двигателя, которая не должна превышать 350 Вт, иначе электросамокат будет приравнен к мопеду.

Таким образом, анализ зарубежного опыта показывает, что во многих государствах использование мобильного электротранспорта в той или иной степени регламентируется требованиями к:

ограничению использования (полный или частичный запрет);

наличию водительских прав; наличию номерных знаков; возрасту лица, управляющего СИМ; скорости передвижения; определению территории передвижения; правилам передвижения.

В Российской Федерации, которая стоит на пути установления подобных правил, предстоит объединить усилия министерств и ведомств, научно-исследовательских учреждений, общественных организаций по разработке соответствующих нормативно-технических и нормативно-правовых документов, регулирующих пользование мобильным электротранспортом, а также устанавливающих как требования к нему, так и ответственность физических и юридических лиц за нарушение правил эксплуатации.

Список источников:

1. URL: https://www.rosbalt.ru/piter/2021/05/28/1903985.html (дата обращения: 16.05.2022).

2. URL: https://iz.ru/1212968/veronika-kulakova/po-nenakata-nnoi-elektrosamok aty-stali-vtroe-chashche-popadat-v-dtp (дата обращения: 16.05.2022).

3. URL: https://ren.tv/news/v-rossii/847291-mvd-kolichestvo-dtp-s-elektrosamo katami-vyroslo-na-195 (дата обращения: 16.05.2022).

4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Лопарев Е.А., Ер-маганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России. 2021. 79 с.

5. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царе-городцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.

6. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/216425966 (дата обращения: 17.05.2022).

7. URL: https://papamechanic.com/electric-kick-scooter/kak-v-evrope-reguliruy utsya-elektricheskie-samokaty (дата обращения: 18.05.2022).

8. URL:https://electro.club/forum/zakonodatelnoe_regulirovanie_ elektrotransporta_za_rubejom (дата обращения: 18.05.2022).

9. URL: https://prim.news/2020/01/30/kuda-oni-katyatsya-ob-elektrosamokatax/ (дата обращения: 19.05.2022).

10. URL: https://tass.ru/obschestvo/11814933?utm_source=yan-dex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_ referrer=yandex.ru (дата обращения: 19.05.2022).

References:

1. URL: https://www.rosbalt.ru/piter/2021/05/28/1903985.html (date of access: 16.05.2022).

2. URL: https://iz.ru/1212968/veronika-kulakova/po-nenakata-nnoi-elektrosamok aty-stali-vtroe-chashche-popadat-v-dtp (date of access: 16.05.2022).

3. URL: https://ren.tv/news/v-rossii/847291-mvd-kolichestvo-dtp-s-elektrosamo katami-vyroslo-na-195 (date of access: 16.05.2022).

4. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Naumov S.B., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Shesterikov N.A., Knyazev A.S., Ivlev V.S., Mokhov A.G. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 79 p.

5. Bakanov K.S., Lyakhov P. V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.:

Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.

6. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/216425966 (date of access: 17.05.2022).

7. URL: https://papamechanic.com/electric-kick-scooter/kak-v-evrope-reguliruy utsya-elektricheskie-samokaty (date of access: 18.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. URL:https://electro.club/forum/zakonodatelnoe_regulirovanie_ elektrotransporta_za_rubejom (date of access: 18.05.2022).

9. URL: https://prim.news/2020/01/30/kuda-oni-katyatsya-ob-elektrosamokatax/ (date of access: 19.05.2022).

10. URL: https://tass.ru/obschestvo/11814933?utm_source=yan-dex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_ referrer=yandex.ru (date of access: 19.05.2022).

Информация об авторе

М.Ш. Шайдаев - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела координации и внедрения научно-технической продукции Центра сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информационных технологий Научно-исследовательского института специальной техники ФКУ НПО «СТиС» МВД России

Контакты: ул. Пруд Ключики, д. 2, Москва, Россия, 111024 Information about the author

M.Sh. Shaidaev - Candidate of Legal Sciences, senior researcher of the department of coordination and implementation ofscientific and technical products of the center for support of research and development works in the field of information technology of the Federal government institution scientific and production association special equipment and telecoms of the Ministry of the internal affairs of the Russian Federation

Contacts: ul. Prud Klyuchiki, d. 2, Moscow, Russia, 111024

Статья поступила в редакцию 20.05.2022; одобрена после рецензирования 27.05.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 20.05.2022; approved after reviewing 27.05.2022; accepted for publication 04.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.