Научная статья на тему 'РЕЦЕПЦИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВРАЧЕЙ-ГУМАНИСТОВ XIX-XX ВВ'

РЕЦЕПЦИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВРАЧЕЙ-ГУМАНИСТОВ XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧИ-ГУМАНИСТЫ / РЕЦЕПЦИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ РУССКОЙ МЕДИЦИНЫ / ВРАЧЕБНЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волнина Наталья Николаевна, Стародубцева Ксения Анатольевна

В статье рассматривается восприятие, понимание и отражение христианских ценностей в жизни и деятельности таких врачей-гуманистов XIX-ХХ вв., как Ф.П. Гааз, М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, В.А. Манассеин, Е.С. Боткин, В.Ф. Войно-Ясенецкий, повлиявших на формирование традиций и особенностей русской медицины. Показано, что их подвижническая жизнь и врачебная деятельность являются практической реализацией основополагающих христианских ценностей милосердия, справедливости, жертвенности, отношения к жизни человека как абсолютной ценности. Рецепция основных христианских ценностей (онтологических, этических, антропологических, социальных) способствовала созданию гармоничной модели выстраивания отношений врача с пациентами, коллегами, медицинским сообществом в целом и формированию традиций русской медицины. Вне этих ценностей медицина теряет свой смысл как помощь ближнему, уподобляясь сфере оказания услуг. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях трансформации ценностей и смысла медицинской деятельности, в сложных эпидемических условиях медицинской практики обращение к духовному и практическому опыту великих врачей-гуманистов востребовано и необходимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECEPTION OF CHRISTIAN VALUES IN THE LIFE AND ACTIVITY OF HUMANIST DOCTORS OF THE XIX-XX CENTURIES

The paper examines the perception, understanding and reflection of Christian values in the life and activity of such humanist doctors of the XIX-XX centuries as F.P. Haaz, M.Y. Mudrov, N.I. Pirogov, V.A. Manassein, E.S. Botkin, V.F. Voino-Yasenetsky, who influenced the formation of traditions and specificity of Russian medicine. It is shown that their selfless life and medical activity are the practical implementation of the fundamental Christian values of mercy, justice, sacrifice, and the treatment of human life as an absolute value. The reception of basic Christian values (ontological, ethical, anthropological, social) contributed to the creation of a harmonious model of the doctor's relations with patients, colleagues, the medical community as a whole, and the formation of traditions of Russian medicine. Without these values, medicine loses its meaning as the help to the needy, becoming similar to the sphere of providing services. The relevance of the study is determined by the fact that in modern conditions of the transformation of values and meaning of medical activity, in difficult epidemic conditions of medical practice the recourse to the spiritual and practical experience of great humanist doctors is in demand and necessary.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕПЦИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВРАЧЕЙ-ГУМАНИСТОВ XIX-XX ВВ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 56-62. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 12. P. 56-62.

Научная статья

УДК 241.51 "18/19"

https://doi.org/10.24158/fik.2021.12.7

Рецепция христианских ценностей в жизни и творчестве врачей-гуманистов XIX-XX вв.

Наталья Николаевна Волнина1, Ксения Анатольевна Стародубцева2

12Читинская государственная медицинская академия, Чита, Россия 1nnvolnina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6052-4047 2star1980@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-9158-3779

Аннотация. В статье рассматривается восприятие, понимание и отражение христианских ценностей в жизни и деятельности таких врачей-гуманистов XIX-XX вв., как Ф.П. Гааз, М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, В.А. Манассеин, Е.С. Боткин, В.Ф. Войно-Ясенецкий, повлиявших на формирование традиций и особенностей русской медицины. Показано, что их подвижническая жизнь и врачебная деятельность являются практической реализацией основополагающих христианских ценностей милосердия, справедливости, жертвенности, отношения к жизни человека как абсолютной ценности. Рецепция основных христианских ценностей (онтологических, этических, антропологических, социальных) способствовала созданию гармоничной модели выстраивания отношений врача с пациентами, коллегами, медицинским сообществом в целом и формированию традиций русской медицины. Вне этих ценностей медицина теряет свой смысл как помощь ближнему, уподобляясь сфере оказания услуг. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях трансформации ценностей и смысла медицинской деятельности, в сложных эпидемических условиях медицинской практики обращение к духовному и практическому опыту великих врачей-гуманистов востребовано и необходимо.

Ключевые слова: врачи-гуманисты, рецепция, христианство, этические ценности, онтологические ценности, антропологические ценности, социальные ценности, традиции русской медицины, врачебный долг

Для цитирования: Волнина Н.Н., Стародубцева К.А. Рецепция христианских ценностей в жизни и творчестве врачей-гуманистов XIX-XX вв. // Общество: философия, история, культура. 2021. № 12. С. 56-62. https://doi. org/10.24158/fik.2021.12.7.

Original article

The reception of Christian values in the life and activity of humanist doctors of the XIX-XX centuries

Natalia N. Volnina1, Ksenia A. Starodubtseva2

12Chita State Medical Academy, Chita, Russia 1nnvolnina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6052-4047 2star1980@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-9158-3779

Abstract. The paper examines the perception, understanding and reflection of Christian values in the life and activity of such humanist doctors of the XIX-XX centuries as F.P. Haaz, M.Y. Mudrov, N.I. Pirogov, V.A. Ma-nassein, E.S. Botkin, V.F. Voino-Yasenetsky, who influenced the formation of traditions and specificity of Russian medicine. It is shown that their selfless life and medical activity are the practical implementation of the fundamental Christian values of mercy, justice, sacrifice, and the treatment of human life as an absolute value. The reception of basic Christian values (ontological, ethical, anthropological, social) contributed to the creation of a harmonious model of the doctor's relations with patients, colleagues, the medical community as a whole, and the formation of traditions of Russian medicine. Without these values, medicine loses its meaning as the help to the needy, becoming similar to the sphere of providing services. The relevance of the study is determined by the fact that in modern conditions of the transformation of values and meaning of medical activity, in difficult epidemic conditions of medical practice the recourse to the spiritual and practical experience of great humanist doctors is in demand and necessary.

Keywords: humanist doctors, reception, Christianity, ethical values, ontological values, anthropological values, social values, traditions of Russian medicine, medical duty

For citation: Volnina, N.N., Starodubtseva, K.A. (2021) The reception of Christian values in the life and activity of humanist doctors of the XIX-XX centuries. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 56-62. Available from: doi:10.24158/fik.2021.12.7 (In Russian).

Наличие духовно-нравственных оснований в русской медицине XIX - середины XX в. не вызывает сомнений. Как часть русского общества и русского православного уклада русская медицина

© Волнина Н.Н., Стародубцева К.А., 2021

не могла развиваться вне связи с христианскими ценностями, составлявшими основу европейской нравственности. В традициях русской медицины реализуется рецепция христианских идей и ценностей, отражаемых в жизни, творчестве и медицинской деятельности известных врачей-гуманистов.

Под рецепцией авторы статьи понимают «принятие, усвоение, восприятие» (Martindale & Thomas, 2006) ценностей христианства и их реализацию в практической деятельности и в творчестве учёных-медиков XIX-XX вв.

Для того чтобы определить, какие христианские ценности стали основополагающими в формировании традиций русской медицины, обратимся к общей классификации ценностей христианства, предложенной Л.В. Баевой (Баева, 2007). Данная классификация включает такие группы ценностей, как онтологические (Бог, бессмертие, вечность), антропологические (человек, душа, свобода воли, вера, надежда, любовь, спасение и др.), этические (любовь к ближнему, прощение, страдание, святость, добродетель и др.), эстетические (красота как выражение Бога в мире, прекрасное как форма добра), когнитивно-мистические (Священное Писание, молитва и др.), символические (Церковь, икона, богослужение, таинства и др.), социальные (соборность, община и др.) (Баева, 2007: 70). Данные ценности не представлены в христианстве в какой-либо стройной системе: они содержатся как в Ветхом Завете в заповедях Декалога, так и в Новом Завете в Нагорной проповеди Христа, в заповедях блаженства, в притчах, данных Христом, в ранней святоотеческой литературе.

Как отмечают Д.А. Дегтярев и А.В. Рогова, «рецепция - процесс длительный по времени и происходящий постепенно» (Дегтярев, Рогова, 2013: 32). Традиции русской медицины, базирующиеся на основных христианских идеалах и ценностях, складывались веками (Aseeva & Volo-khova, 2014). Русские врачи всегда являли собой образ гармоничного сочетания и взаимодействия личных христианских убеждений и верности долгу врачевания больных.

Современное общество столкнулось с вызовами пандемии COVID-19, когда от медицинских работников требуется готовность к самоотдаче, бескорыстному служению и подвигу. Именно поэтому образ врача-подвижника становится востребованным и значимым. Также складывающаяся в современном здравоохранении пациентоориентированная модель медицинской практики ведет к пересмотру ценностных основ в выстраивании отношений врача и пациента, созданию комфортных эмоционально-психологических условий при лечении, поиску духовных ориентиров и нравственных образцов медицинского работника и обращению к духовному и практическому опыту, накопленному русской медициной. Медицинская деятельность всегда предполагала оказание помощи страждущему, была делом служения и милосердия, основанном на высоких нравственных началах. Вне этих ценностей медицина теряет свой смысл как помощь ближнему, уподобляясь процессу оказания услуг. Для русской медицины характерна реализация прежде всего этических ценностей христианства: любви к ближнему, милосердия, сострадания, терпения, смирения, бескорыстия, правдивости, справедливости и т. д. Идея милосердного служения больному как высшего смысла врачебной деятельности оставалась доминирующей в русской медицине. Показательна в этом плане земская медицина, которая воспринималась как символ подвижнического служения больным и нуждающимся людям. И.А. Ильин писал по этому поводу: «Врачебная присяга, которую произносили все русские врачи и которой мы все обязаны русскому православию, произносилась у нас с полной и благоговейной серьезностью <...>: врач обязывался к самоотверженному служению, он обещал быть человеколюбивым и готовым к оказанию деятельной помощи <...> Но этим еще не сказано самое важное - то, что молчаливо предполагалось как несомненное. Именно - любовь. Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». Тогда все вырождается»1.

Нельзя обойти вниманием жизнь и творчество такого врача-подвижника, как Федор Петрович Гааз (1780-1853), который был примером деятельной любви к ближнему, для которого идеал христианской любви стал маяком, озаряющим весь его жизненный путь. «Самые обширные познания, самое глубокое проникновение в суть предмета и то, что придает истинную ценность, что венчает всякое качество человека, - желание обратить все познания и все средства на облегчение страданий, желание такое большое, что граничит с готовностью пожертвовать собой для этой цели, - вот каковы должны быть качества настоящего врача»2, - писал Ф.П. Гааз, подчеркивая элемент жертвенности во врачебной деятельности.

1 Ильин И.А. О призвании врача [Электронный ресурс]. URL: https://www.miloserdie.ru/article/ivan-ilin-o-prizvanii-vracha (дата обращения: 29.11.2021).

2 Цит. по: Блохина Н.Н. Профессионально-этические воззрения врача-гуманиста Ф.П. Гааза // Клиническая медицина. 2012. № 4. С. 74.

Работая в тюремной и полицейской больницах, Гааз составил инструкцию для врачей этих больниц: «Врач должен помнить, что доверенность, с каковою больные передаются на его произвол, требует, чтобы он относился к ним чистосердечно, с полным самоотвержением, с дружеской заботой об их нуждах...»1. Он отмечал: «Комитет требует, чтобы врач пользовался всяким случаем повлиять на нравственное состояние ссыльных. Этого достигнуть легко, надо только быть просто добрым христианином, т. е. заботливым, справедливым и благочестивым. Заботливость должна выразиться во всём, что относится к здоровью ссыльных <...> ; справедливость - в благосклонном внимании к просьбам ссыльных, <...> ; благочестие - в сознании своих обязанностей к Богу и в заботе о том, чтобы все ссыльные, проходящие чрез Москву, пользовались духовною помощью»2. Ясно, что забота, справедливость и благочестие становятся для Ф.П. Гааза главными спутниками его жизни и деятельности. Об этом он напишет в «Призыве к женщинам»: христианство «проникнуто добротой, смирением, заботой о спасении душ, снисходительностью, справедливостью, правотой, скромностью, терпением и милосердием» (Гааз, 1897: 7). «Призыв к женщинам» - это своеобразное духовное завещание Ф.П. Гааза, где он изложил те нравственные и религиозные начала, которыми была проникнута его жизнь, и где постарался систематизировать проявления любви к людям и сострадания к их несчастью, составлявшие движущую силу его повседневной деятельности. В жизни Гааза мы видим воплощение онтологических христианских ценностей, главными из которых являются любовь к Богу, осознание того, что Бог во всем пребывает и наполняет жизнь человека смыслом, и что душа человека бессмертна. Он писал: «Любовь, проявляемая нами к ближнему, является мерилом нашей любви к Богу» (Гааз, 1897: 44).

Деятельность Ф.П. Гааза наполнена этическими христианскими ценностями милосердия, сострадания и любви к ближнему, а среди антропологических ценностей представлены ценности, определяющие смысл человеческой жизни, - вера, здоровье, надежда на лучшее. В своем духовном завещании Гааз призывает людей: «Берегите свое здоровье. Оно необходимо, чтобы иметь силы помогать ближним, оно - дар Божий, в растрате которого без пользы для людей придется дать ответ пред своею совестью. Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Не стесняйтесь малым размером помощи, которую вы можете оказать в том или другом случае.» (Гааз, 1897: 173).

Ф.П. Гааз всегда молился за арестантов, за всех страждущих, кто обращался к нему за помощью. Непрестанной молитвой за ближних была наполнена его жизнь: «Молитва есть дело единения с Богом. Но, чтобы доказать, что наши молитвы <...> не лицемерие и фарисейство, нужно одновременно исполнять и вторую заповедь, подобную первой: любить ближнего, как самого себя. Вот почему все люди <...> должны постоянно и внимательно упражняться в делах христианского милосердия» (Гааз, 1897: 45-46). Христианское богословие обращает внимание на то, что вера - это стремление реализовать в жизни целостность души и духа, дающую человеку возможность раскрыть свой духовный потенциал, выработать отношение к себе и миру. Вера создаёт основания бытия человека, которые могут быть явлены в его делах. Как отмечает И.В. Силуянова в статье о наследии и этических принципах профессиональной деятельности Ф.П. Гааза: «.реальные факты <...> его жизни и есть конкретные "дела веры"» (Силуянова, 2020: 24). Личным примером Гааз показывал, как ухаживать за больными, отказывался от дополнительных выплат за работу во время эпидемии, не брезговал находиться рядом с тяжёлыми пациентами, считая, что подает пример молодым врачам. Жизнь во Христе - активное служение Богу, самосовершенствование, именно такой была врачебная работа доктора Гааза, фундаментом которой стали сострадание и любовь к людям.

Среди передовых представителей медицинского сообщества первой половины XIX в. выделялся известный врач-гуманист Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831), внесший большой вклад в формирование традиций русской медицины, основанных на идеях этики Гиппократа и христианских ценностях. 15 октября 1813 г. по поводу обновления медицинского факультета Московского университета М.Я. Мудров выступил с речью «Слово о благочестии и нравственных качествах Гип-пократова врача», в которой впервые в России на русском языке было оглашено учение Гиппократа. Мудров считал, что врач обязан воспитывать в себе особые черты характера и отличаться своим поведением. Он должен быть скромным, честным, непорочным, благоразумным, нежестоким, негордым, сдержанным и умеренным в образе жизни. Только такой врач может пользоваться необходимым уважением и любовью своих пациентов. Врач должен отличаться от всех окружающих и своим обращением с людьми: «В лечении больных поставляй не любостяжание и награды целию, но усовершенствование науки, её распространение. Итак, советую иметь человеколюбие. <.> Иногда лечи даром на счёт будущей благодарности. <.> Если случится подать помощь

1 Цит. по: Лукашевич К.В. Друг несчастных доктор Гааз: Краткая биография. М., 1907. С. 21.

2 Цит по: Кони А.Ф. Федор Петрович Гааз. Биографический очерк. СПб., 1904. С. 66.

больному, то наипаче чужестранцу и бедному ты помогать должен, ибо, кто человеколюбив и милосерд, тот есть истинный любитель и любимец науки» (Мудров, 1949: 186). Бесчестен врач, не оказывающий помощи тому, кто не в состоянии заплатить за неё. Мудров считал, что тот, кто выбирает медицинскую профессию, «должен быть достоин служению врача» (1949: 186).

В «Слове о способе учить и учиться медицине», опираясь на этику Гиппократа, Мудров тем не менее говорит о важности любви к ближнему как одной из основ врачебной деятельности. Он даёт своё понимание этой христианской ценности, раскрывая её через ряд определенных качеств, которые должен проявлять врач в своей профессиональной деятельности: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам всё прочее, проистекающее из оной врачебной добродетели, а именно: услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днём и ночью; приветливость, привлекающую к себе робких и смелых; милосердие к чужестранными бедным; бескорыстие; снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию; <...> скромность и стыдливость во всяком случае; умеренность в пище; <...> хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; <...> радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шёл; <...> удаление от суеверия; целомудрие, благочестие, богопочитание внутреннее и наружное; покорение самого себя и поручение врачевания власти Божией, словом: мудрость» (Мудров, 1949: 204-206). Мудров удивительно гармонично сочетает христианские ценности милосердия, благочестия, почитания Бога, целомудрие и с этикой Гиппократа, тем самым наполняя определенным высшим смыслом профессиональную деятельность и образ врача.

Христианскими онтологическими ценностями были наполнены жизнь и деятельность великого ученого, врача-гуманиста Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). Его сочинения, сама жизнь и деятельность проникнуты верой во Христа. Будучи уже зрелым ученым, врачом, педагогом, он учил людей быть религиозными, т. к. полагал, что вне религии нет нравственности. По его мнению, все, готовящиеся стать полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми. Он считал, что для современного христианина признание Божественной натуры Спасителя должно быть краеугольным камнем веры. Но прежде чем Н.И. Пирогов пришел к такому выводу, много лет он посвятил эмпирическому направлению в науке, интуитивно следуя исполнению христианских ценностей в своей практической профессиональной деятельности: «Бесплатная практика была у меня в то время делом научного интереса. Самопожертвование для общей пользы я решался делать также бескорыстно. Но любви к людям, жалости или милосердия в сердце тогда у меня не было. Все это пришло постепенно, вместе с развитием потребности веровать» (Пирогов, 1887: 185). Поборов свои сомнения, Пирогов написал: «Для меня невозможно сделалось остановиться на анализе одной материи и отвергнуть необходимость существования высшего духовного начала как источника разума, воли, чувства и жизни» (1887: 185). В 38 лет он приходит к христианству как идеалу высшего служения: «Принявшись за Евангелие, которого я никогда сам не читывал, я нашел для себя этот идеал» (1887: 185). К концу своей жизни Н.И. Пирогов окончательно убедился в идеале Христовой веры, отметив в «Дневнике старого врача»: «Я благодарю Бога за то, что, по крайней мере, успел понять себя и увидал, что мой ум может ужиться с искреннею верою. И я, исповедуя себя весьма часто, не могу не верить себе, что искренно верую в учение Христа Спасителя» (1887: 174).

Воплощением этических и социальных ценностей христианства стало наследие Вячеслава Авксентьевича Манассеина (1841-1901) - врача-терапевта, доктора медицины, профессора частной патологии и терапии внутренних болезней. Уже при жизни Манассеина называли «рыцарем врачебной этики» и «врачебной совестью». И это не случайно, им сформулированы ключевые положения профессиональной этики врача в России, которые были подтверждены его активной деятельностью. В.А. Манассеин выступал против частной практики в медицине, считая, что денежные счёты с больными ведут к утрате доверия в отношениях врача и пациента. По его мнению, привлекать пациента может только профессионализм врача и его репутация, врач, который передаёт знания, должен воспитывать в высшей степени ответственного ученика. Он был противником смертной казни и телесных наказаний, борцом против недопустимых форм экспериментирования на людях, требуя в некоторых случаях уголовного преследования за такое нарушение врачебной этики, отстаивал право пациента на обязательное информирование. В.А. Манассеин уважал человека в любом пациенте, независимо от его служебного и социального положения, вопреки сословным предрассудкам того времени. Проявлением этой черты было его обязательное обращение на «вы» ко всем больным, в том числе и к больным солдатам в военном госпитале, хотя обращение на «ты» к «нижним чинам» было регламентировано в то время уставами царской армии.

Рупором этих идей стала редактируемая им медицинская газета «Врач». Очень тонко В.А. Манассеин уловил настроение эпохи, ведь печатное издание тогда - это самый активный и действенный способ миссионерства и просвещения. Газета «Врач» стала скрепой медицинского

сообщества, для которого соборность вообще является фундаментальным элементом: уважительное отношение врачей друг к другу, сотрудничество в принятии решений в интересах пациента, охрана чести друг друга, уважение к учителю, справедливость к сотоварищам-врачам, подчинение принятому коллегиально решению. Христианское понятие «соборность» обозначает совершенную полноту и целостность Церкви, её свободное единство в любви, вере и общем служении через соединение с Христом. Этот принцип общего служения должен быть осознан врачами, через него реализуется любовь к ближнему. Манассеин понимал, что врачи могут быть объединены только одной задачей - сохранения жизни и здоровья пациента, а для этого необходимо постоянно совершенствовать личность русского врача, и именно это стало девизом газеты.

Формулируя задачи издания, Манассеин писал: «Мы будем стараться удовлетворить по возможности следующим задачам: 1) служить верным зеркалом всего, что составляет действительный прогресс в клинической медицине и гигиене; 2) привлечь к современной научной работе возможно больше число врачей, разбросанных в разных местностях России; 3) постоянно подвергать критическому, независимому и беспристрастному разбору все явления, касающиеся образования, быта и деятельности врачей»1. Важным для анализа христианской ценности «соборность» является редакторское местоимение «мы». Им Манассеин сразу ставит за своими плечами всё медицинское сообщество, без доли сомнения он уверен в том, что оно пойдет за ним. По мнению русского философа XX в. С.Л. Франка, «"мы" - это такое единство, которое не обезличивает личность, а, напротив, является полнотой личностного бытия» (1992: 50). У В.А. Манассеина «мы» в структуре личности врача получает онтологический статус: «я»-личностное существует в единстве с «ты»-сотоварищ, образуя «мы»-коллегиальное. «И "я", и "ты", и "мы" онтологически одновременны, что не стирает разницы между ними, не сливает их в одно неразличимое, обезличенное единство» (Анисин, 2009: 9). Ещё одним выражением принципа соборности в профессиональной деятельности врача Манассеин считал взаимопомощь. Он создал фонд материальной помощи студентам и врачам. Этот благотворительный фонд официально назывался «Капитал для выдачи пособий нуждающимся врачам и их семьям», в народе же он был известен как «Манассеинский рубль» (взнос в этой организации для любого русского медика был равен рублю в год).

Еще одним выразителем христианских ценностей в своей профессиональной деятельности можно считать Евгения Сергеевича Боткина (1865-1918). Об этом враче, приват-доценте Военно-морской академии, участнике Русско-японской войны, лейб-медике императорской семьи вспоминал его родной брат: «Он был бесконечно добрым. Можно было бы сказать, что пришел он в мир ради людей и для того, чтобы пожертвовать собой»2. Именно таким - образцом жертвенного служения врача, примером чести, верности, долга - был Евгений Сергеевич Боткин. Он выбрал путь врачебного служения, следуя примеру Христа. Главное место заняло попечение о душе и теле, причем совершенно бескорыстное, в этом отражена суть этической ценности христианства в жизни Е.С. Боткина. Об этом также свидетельствуют не только его биография, воспоминания родных, но и тексты его лекций и писем. «Искреннее сердечное участие к больному человеку» - завет доктора Боткина, обращаясь к студентам Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, он писал: «У вас ещё непочатый край этого чувства - так не скупитесь же им, приучайтесь широкой рукой давать его тому, кому оно нужно, кому оно по праву принадлежит, и пойдемте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезным»3. В этих словах Боткина звучит Христова проповедь любви к ближнему, воплощённая в деле его жизни - врачебной практике: он с уважением и глубоким состраданием относился к больным, сопереживал их жизненным проблемам.

Добровольцем отправился Е.С. Боткин на фронт Русско-японской войны, где вскоре был назначен помощником главного уполномоченного при действующих армиях по медицинской части. По долгу службы доктор Боткин находился на передовых позициях, проявляя храбрость, силу духа, мужество. Письма Евгения Сергеевича с фронта отразили его жертвенное служение, безгранично любящее сердце, сострадание к ближнему, заботу о нуждающихся. Из писем была составлена книга «Свет и тени Русско-японской войны 1904-1905 гг.». Императрица Александра Федоровна, прочитав книгу Боткина, пожелала, чтобы Евгений Сергеевич стал личным доктором царской семьи. До последней минуты жизни он остался верен принципам, которые определил в начале своего профессионального служения: не оставил семью императора Николая II, был верен присяге врача.

1 Цит по: Арсеньев Г.И. В.А. Манассеин: 1841-1901 (Жизнь и деятельность). М., 1951. 196 с.

2 Верою, верностью, трудом. Доктор Боткин [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/us-ers/ninapr/post463696803 (дата обращения: 01.11.2021).

3 Цит по: Силуянова И.В. Мертвы ли «дела» без «веры»? Шесть принципов врачебной этики святого доктора Евгения Боткина // Церковь и медицина. 2017. № 1 (17). С. 32.

Отражением не только глубоких медицинских знаний, но и ценностей христианской веры стали жизнь, служение и наследие архиепископа, учёного, профессора, хирурга - святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (1877-1961). Онтологическим основанием мира материального святитель считал духовную энергию, которая «...есть всемогущественная любовь Божественная. Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство её - потребность изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира»1. Этот про-изливающийся на всё живое свет Божественной любви есть сила преображающая, исцеляющая, творящая добро. При этом святитель во многих своих трудах чётко определяет согласующийся с этим бытийным основанием антропологический постулат: понимание замысла Бога, осознание заповедей Христовых - это тернистый путь для человека, это непрестанный труд, сопряженный с преодолением тягот. Так, он писал: «Надо ему непрестанно трудиться - трудиться над сердцем своим. <...> Для этого нужен великий, постоянный, неуклонный труд: понуждать себя к исполнению заповедей Христова закона, надо заставлять себя, понуждать, надо заставлять сердце свое исполнять не волю свою, а только то, что велят заповеди»2.

Учение архиепископа Луки, воплощённое им в жизни, отражённое в профессиональной этике врача, складывается в формулу: любовь Божественная как основа бытия достигается неустанной работой сердца как высшего органа и индикатора духовного состояния человека. Согласно этой формуле понятна важность следующих слов святителя, объясняющих содержание профессии врача: «.Мы должны себя, сердце своё всегда понуждать к милосердию, именно понуждать, именно заставлять: заставлять себя быть милосердным, заставлять жалеть несчастных, от страдания не отвращать сердце своё. Идти нужно туда, где страдают, где нужна помощь.. И когда увидите кого-нибудь из страдающих, а сердце не склонится к милосердию, заставьте, заставьте себя сделать дело милосердия»3. Врач-гуманист тем и отличается от остальных, что благодатью, полученной от Бога, направляет себя к страдающему.

По мнению И.В. Силуяновой, личность святителя Луки тем уникальна, что она целостная. Его суждения о морали, о профессиональной врачебной этике - это не голословное теоретизирование, а практический опыт (Силуянова, 2018: 92). Действительно, горячее желание юноши Валентина принести пользу людям, работа Валентина Феликсовича хирургом в отряде Красного Креста, земским врачом, совершенствование техники операций на разных органах, потеря близкого человека, забота о родных, научная работа профессора, тернистый путь проповедника веры Христовой, активная работа в эвакуационных госпиталях, служение архиепископом, медицинские консультации - всё в его жизни зиждилось на принципе любви к ближнему, служения людям. В этом явлена этическая ценность христианской веры в жизни хирурга, профессора, архиепископа. Выстраивание отношений врача и пациента основано на передаче врачом милосердия, любви и воли Бога болящему. Это фундамент трансформируемой сегодня патерналистской модели взаимодействия врача и пациента. В одной из проповедей архиепископ Лука отмечает: «.болезни - это самая тяжкая скорбь человечества. Врачевание болезней есть первое из дел милосердия: оно является проявлением любви и сострадания нашего к несчастным больным людям. Благословен тот врач, который принимается за изучение медицины не для прибытка, не для сытой жизни, а из любви к больным, из сострадания к ним, из желания облегчить их горькую участь. Блажен он, ибо творит одно из двух дел, на которые послал Господь своих учеников»4.

Анализируя отражение ценностей христианства в жизни и творчестве классиков отечественной медицины XIX-XX вв., можно сделать вывод, что ими было оставлено уникальное в мировой медицинской практике наследие. Рецепция основных христианских ценностей (онтологических, этических, антропологических, социальных) в структуре медицинской этической традиции привела к формированию целостной модели выстраивания отношений врача с пациентами, коллегами, медицинским сообществом в целом и становлению традиций русской медицины. «Ценностно-нормативное содержание профессиональной биомедицинской этики» (Силуянова, 2018: 27) было создано именно благодаря усвоению христианских сакральных оснований: жертвенной и деятельной любви к ближнему; служения страждущему данными Богом талантами; сострадания, идущего от сердца как источника познания; милосердия как проявление Божественной основы бытия в отношениях «человек - человек»; верности долгу, выбранному пути врачевания; бескорыстного и безвозмездного служения; уважения к пациенту и коллегам; постоянной, порой напряженной работы по совершенствованию качеств души; активного делания на благо ближнему, без которого происходит омертвление души и тела.

1 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело [Электронный ресурс]. URL: https://az-byka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/dukh-dusha-i-telo/#0_1 (дата обращения: 01.11.2021).

2 Там же.

3 Там же.

4 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Спешите идти за Христом! Сборник проповедей [Электронный ресурс]. URL: https://mir-knig.com/read_263068-36 (дата обращения: 01.11.2021).

Значение духовных ценностей христианства, воплотившихся в жизни и творчестве выдающихся врачей-гуманистов, рассмотренных в статье, особо значимо для современного медицинского сообщества. Сложные эпидемические условия медицинской практики, новые вызовы и угрозы здоровью людей, подмена парадигмы оснований логической парадигмой биомедицинской этики требуют сохранения и приумножения морального опыта отечественных врачей в профессиональной медицинской деятельности.

Список источников:

Анисин А.Л. Соборность: феномен, понятие и принцип // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (170). С. 8-11.

Баева Л.В. Классические христианские ценности с позиций современной экзистенциальной антропологии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2007. Т. 25, № 3. С. 70-83.

Гааз Ф.П. Призыв к женщинам / пер. с фр. Л.П. Никифорова. М., 1897. 109 с.

Дегтярев Д.А., Рогова А.В. Рецепция в контексте культурологического подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 5 (52). С. 29-34.

Мудров М.Я. Избранные произведения / под ред. А.Г. Гукасянa. М., 1949. 294 с.

Пирогов Н.И. Вопросы жизни: дневник старого врача // Пирогов Н.И. Сочинения : в 2 т. СПб., 1887. Т. 1. 606 с.

Силуянова И.В. Биомедицинская этика : учебник и практикум для вузов. М., 2018. 312 с.

Силуянова И.В. Доктор Гааз: «Спешите делать добро». Значение этических убеждений врача в трудных условиях медицинской практики // Медицинская этика. 2020. № 2 (10). С. 23-26.

Франк С.Л. Духовные основы общества : сборник. М., 1992. 510 с.

Aseeva I.A., Volokhova N.V. "Russian" Tradition's Singularity in Modern Bioethical Studies // SGEM 2014 : Proceedings of International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Albena, Bulgaria, 1-9 September 2014. Albena, Bulgaria, 2014. Book 3, vol. 1. P. 679-685. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2014/b31/s11.087.

Classics and the Uses of Reception / Ch. Martindale, R.F. Thomas (eds). Malden, MA; Oxford, 2006. 352 p.

References:

Anisin, A. L. (2009) Sobornost': fenomen, ponyatie i printsip [Sobornost: Phenomenon, Concept, and Principle] // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 33 (170), 8-11. (in Russian)

Aseeva, I. A. & Volokhova, N. V. (2014) "Russian" Tradition's Singularity in Modern Bioethical Studies. In: SGEM 2014 : Proceedings of International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, 1-9 September 2014, Albena, Bulgaria. Albena, Bulgaria. 3 (1), 679-685. Available from: doi.org/10.5593/sgemsocial2014/b31/s11.087.

Baeva, L. V. (2007) Klassicheskie khristianskie tsennosti s pozitsii sovremennoi ekzistentsial'noi antropologii [Classical Christian Values from the Perspective of Modern Existential Anthropology]. Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom. 25 (3), 70-83. (in Russian)

Degtyarev, D. A. & Rogova, A. V. (2013) Reception in the Context of the Cultural Approach. Scientific Notes of the TransBaikal State University. Pedagogical Sciences. 5 (52), 29-34. (in Russian)

Frank, S. L. (1992) Dukhovnye osnovy obshchestva [Spiritual Foundations of Society]. Moscow, Respublika. 510 p. (in Russian)

Haaz, F. P. (1897) Prizyv k zhenshchinam [An Appeal to Women]. Translated from French by Nikiforov, L. P. (1897) Moscow. 109 p. (in Russian)

Martindale, Ch. & Thomas, R. F. (eds) (2006) Classics and the Uses of Reception. Malden, MA; Oxford, Blackwell Publishing. 352 p.

Mudrov, M. Ya. (1949) Izbrannye proizvedeniya [Selected Works] / A. G. Gukasyan (ed.). Moscow, Izdatel'stvo Akademii meditsinskikh nauk SSSR. 294 p. (in Russian)

Pirogov, N. I. (1887) Voprosy zhizni: dnevnik starogo vracha [Questions of Life: A Diary of an Old Doctor]. In: Pirogov, N.I. Sochineniya [Collection of Works]. Saint Petersburg. Vol. 1. 606 p. (in Russian)

Siluyanova, I. V. (2018) Biomeditsinskaya etika [Biomedical Ethics]. Moscow, Yurait. 312 p. (in Russian)

Siluyanova, I. V. (2020) Dr. Haas: "Hurry to Do Good". The Importance of the Ethical Beliefs of a Doctor in Difficult Conditions of Medical Practice. Medical Ethics. 2 (10), 23-26. (in Russian)

Информация об авторах Н.Н. Волнина - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук с курсом педагогики и психологии высшей школы Читинской государственной медицинской академии, Чита, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=411876.

К.А. Стародубцева - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук с курсом педагогики и психологии высшей школы Читинской государственной медицинской академии, Чита, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=616314.

Information about the authors N.N. Volnina - PhD, Associate Professor, Department of Humanities with a Course in Pedagogy and Psychology of Higher Education, Chita State Medical Academy, Chita, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=411876.

K.A. Starodubtseva - PhD, Associate Professor, Department of Humanities with a Course in Pedagogy and Psychology of Higher Education, Chita State Medical Academy, Chita, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=616314.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 09.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.