УДК 82.0(470)
Филологические науки
Карпов А. Д., студент 4 курса филологического факультета ФБГОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск Гапурджанова М. Г., студентка 4 курса филологического факультета ФБГОУ
ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск
РЕЦЕПЦИИ ТЕОРИИ КОМИЧЕСКОГО М. М. БАХТИНА В РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 2000 - Х - 2010 - Х ГГ.
Аннотация: Концепция «смехового слова» является важным элементом общей теории смеховой культуры, разрабатывавшейся М. М. Бахтиным. В статье представлен обзор наиболее заметных исследований, посвященных проблеме комического в свете концепции М. М. Бахтина.
Ключевые слова: литературоведческая теория М. М. Бахтина, «смеховое слово», комический дискурс, современное гуманитарное знание, концепция смеховой культуры.
Abstract: The concept of «laughing word» is an important element of the general theory of laughter culture, developed by MM Bakhtin. The article presents an overview of the most notable studies devoted to the comic problem in the light of M. M. Bakhtin's concept.
Key words: philological theory of M. M. Bakhtin, «risorial word», comical discourse, modern humanities knowledge, conception.
Вопрос комического остается одним из наиболее актуальных для современного литературоведения. В последние годы ученые уделяют особое внимание проблеме «смехового слова», опираясь в своих исследованиях на
концепцию смеховой культуры, выдвинутую М. М. Бахтиным (1895 - 1975), влияние которого на сегодняшнее состояние гуманитаристики России и Запада не вызывает сомнения.
Приоритет в теоретической разработке проблемы «смехового слова» в трудах М. М. Бахтина принадлежит таким современным ученым, как О. Е. Осовский [20; 22; 21], М. Ю. Асанина [2; 3], С. А. Дубровская [8; 10; 11], И. А. Обухова [19], которые конкретизировали понятие, введенное философом в научный обиход.
Как известно, термин «смеховое слово» появляется в трудах М. М. Бахтина в 1930 - х - начале 1940 - х гг. в рукописи о Ф. Рабле и окончательно формируется как концепция в исследованиях поэтики Н. В. Гоголя [20]. Как указывает О. Е. Осовский, «смеховое слово» - это один из типов слова, который «возникает под влиянием «карнавального смеха» в контексте «смеховой культуры», интерпретируемой самым широким образом» [20, с. 50]. Оно выступает как «гибридная конструкция» и реализуется в «обрядово-зрелищных формах», «словесно-смеховых произведениях», «формах и жанрах фамильярно-площадной речи» [4]. Обобщая данную точку зрения, И. А. Обухова пишет, что «смеховому слову», в основе которого лежит «карнавальный смех», «предшествует смеховая ситуация». Оно (слово) реализуется в проявлении материально-телесной жизни (еда, питье, половая жизнь), в ситуациях развенчания и побоев, в образах веселой смерти, в обращении к жестикуляционному и бранному фонду, в амбивалентности тона, комическом травестировании слова (использовании прозвищ, «говорящих фамилий» в языковой игре). «Смеховоое слово» обязательно требует широкого контекста и прямым результатом его использования становится появление сюжетных рядов и линий художественного произведения. Это знак жизнеутверждающего начала и внутренней свободы, выраженный вовне» [19, с. 2].
Для расширения представлений о механизме создания «смехового слова» и его функционирования, необходимо отметит лингвистическую составляющую исследований по данной проблематике последних лет. Современные
исследователи предпринимают убедительные опыты анализа «смехового слова» путем его интерпретации как гибридной конструкции и одной из форм чужой речи [15; 16; 17].
B. П. Киржаева, сосредотачиваясь на двух важных для бахтинской теории терминах «гибридная конструкция» и «смеховое слово», демонстрирует уровни терминологического взаимодействия, эволюцию понятий. В ходе исследования она анализирует значительный корпус бахтинских текстов и приходит к выводу, что исследуемые термины дают дополнительные возможности для новых подходов в изучении и осмыслении различных исторических явлений в русской и зарубежной литературе и культуре. «Смеховое слово» «представляет один из терминов, иллюстрирующих процесс гибридизации в терминологической системе Бахтина. При этом оно имеет несколько значений, проецируя свою гибридность на теоретико-философский и языковой аспекты смеховой культуры» [15, а 223]. Термин «смеховое слово» возникает в процессе изучения Бахтиным феномена говорящего человека в пространстве словесного творчества, особенно на границах карнавала и народной смеховой культуры средневековья и Ренессанса.
Реализацию комического дискурса в отечественной словесности прослеживали С. А. Дубровская [6; 9; 7], С. П. Гудкова, Е. А. Шаронова [5], И. А. Обухова [19].
C. А. Дубровская в своих работах анализирует концептосферу смеха и разрабатывает проблему «смехового слова» в русской классической литературе. Сосредотачивая свое внимание на гоголевском смехе, исследователь отмечает влияние наследия писателя на смеховую культуру ХХ в. [7, а 63]. Также ученый проследил то, как конкретные типы комического дискурса реализуют себя в отечественной литературе первой половины XIX в., важное место в исследованиях С. А. Дубровской занимают «смеховое слово» В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина. Например, анализируя лирические произведения В. А. Жуковского, она приходит к выводу о том, что Арзамасская смеховая культура, оказавшая влияние на творчество поэта , во многом «определила направление развития «смехового слова» в русском
литературном сознании XIX в., свидетельством чему служит творчество А. С. Пушкина» [12, с. 117]. По мнению исследователя, без понимания особой роли «смехового слова» в творчестве создатели «Евгения Онегина» невозможно адекватное восприятие его текстов и авторского замысла [6].
И. А. Обухова, в свою очередь, предметом своих научных интересов избрала художественное своеобразие «смехового слова» в «малой прозе» И. Э. Бабеля, М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, П. С. Романова. Она стремится выявить художественное своеобразие «смехового слова» в рассказах и очерках 1920-х - 1950-х гг.
Специфика присутствия комического дискурса в современной русской и национальной поэзии, формы его презентации оказались в центре внимания С.П.Гудковой и Е.А.Шароновой и др. [5].
Особенности проявления «смехового слова» в иностранной литературе проследили М. Ю. Асанина[1], О. Е Осовский [21], Т. В. Киреева [14].
М. Ю. Асанина отмечала, что сформулированная М. М. Бахтиным концепция комического «выступает одной из важнейших категорий современного литературоведения и играет значительную роль при анализе новых литературных явлений, процесса эволюции литературного сознания XX века» [1, с. 14]. Предметом своих исследований ученый делает прозу У. Фолкнера. Она заявляет о необходимости изучения специфики «смехового слова» в ранних произведениях «Йокнапотофского цикла» автора для адекватного восприятия его творческой манеры. Литературовед доказывает, что многообразие смеха и комических ситуаций в романах «Сарторис», «Шум и ярость», «Когда я умирала» и «Святилище», а также рассказах этого периода говорит о важной роли смеха в ранней прозе У. Фолкнера и о диалектической связи трагедии и комедии в творческом сознании автора. Работы М. Ю. Асаниной способствуют выявлению новых аспектов в изучении художественного наследия писателя и комплексному осмыслению его произведений.
Целью исследования Т. В. Киреевой стало выявление своеобразия комического в раннем творчестве одного из крупнейших американских писателей
второй половины XX в. Д. Барта. Ученый сосредотачивается на особенностях функционирования смехового дискурса в первых романах автора. Т. В. Киреева приходит к выводу, что «комическое является важнейшим элементом художественного творчества Д. Барта, в частности, его романов 1950-х - 1960-х гг. При этом его реализация на всех уровнях художественной системы писателя -языковом, сюжетном, интертекстуальном - дает основания говорить не только о прямой связи прозы писателя с существующей в мировой литературе от античности до Д. Джойса комической традицией, но и об особом типе его художественного видения, по-разному проявляющемуся в исследуемых романах» [14, с. 145]. Опираясь на данный тезис, литературовед выявляет особенности комического в, так называемой, «нигилистической дилогии» Д. Барта (романы «Плавучая опера», «Конец пути») и определяет приемы осмеяния современного автору американского общества. Перечисляются различные уровни комического в романе «Торговец табачным зельем». Т. В. Киреева обозначает особенности «комического универсума» в романе «Козлоюноша Джайлс». Исследование комического в романах Д. Барта 1950-х - 1960-х гг. позволило ученому выявить новые аспекты в изучении прозы писателя, а также способствовало углубленному, комплексному осмыслению его творчества в целом.
Подводя итог, необходимо заметить, что концепция «смехового слова» М. М. Бахтина произвела своеобразную революцию в исследованиях юмористического дискурса и вызвала новую волну интереса к данной проблематике в свете его идей. Актуальность открытий исследователя заставила Л. Е. Пинского назвать сделанное М. М. Бахтиным в книге о Рабле «новое в теории комического» [23, с. 300].
Статья опубликована при финансовой поддержке РФФИ (проект 18-01200341 А «Бахтинская энциклопедия»).
Библиографический список:
1. Асанина М. Ю. «Смеховое слово» в художественной прозе У. Фолкнера второй половины 1920-х - начала 1930-х годов: На материале
произведений "Йокнапатофского цикла": дис. ... канд. филол. наук / М. Ю. Асанина - Саранск, 2004. - 189 с.
2. Асанина М. Ю., Дубровская С. А., Осовский О. Е. Проблемы смеха и «смехового слова» в отечественном литературоведении последних десятилетий / М. Ю. Асанина, С. А. Дубровская, О. Е. Осовский // М. М. Бахтин в Саранске: док. , материалы, исслед. - № 2-3. - Саранск: «Красный Октябрь», 2006. - С.111-128.
3. Асанина М. Ю., Осовский О. Е. Слово смеховое / М. Ю. Асанина, О. Е. Осовский // М.М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. -№2-3. - Саранск: «Красный Октябрь», 2006. - С.147-149.
4. Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 3: Теория романа (1930-1960 гг.) / М. М. Бахтин. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 880 с.
5. Гудкова С. П., Дубровская С. А., Шаронова Е. А. Своеобразие художественного пространства драматургии А. С. Пушкина: смеховой дискурс / С. П. Гудкова, С. А. Дубровская, Е. А. Шаронова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4. - С. 123-127.
6. Дубровская Д. А., Дубровская С. А. «Смеховое слово» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» / Д. А. Дубровская, С. А. Дубровская // Гуманитарные науки и образование. -2012. - №3 (11). - С. 79-82.
7. Дубровская С. А. «Гоголь и Рабле» как сюжет отечественного литературоведения 1940 -1980-х гг. / С. А. Дубровская // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. - 2014. - Т. 73. - № 6. - С. 62 -71.
8. Дубровская С. А. «Смеховое слово» в пародических балладах М. А. Дмитриева. Дубровская С. А. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -№ 10 (54). - 2010. - С. 106-112.
9. Дубровская С. А. «Смеховое слово» в литературной критике В. Г. Белинского 1830-х гг. / С. А. Дубровская // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 2. - С. 230-233.
10. Дубровская С. А. Особенности функционирования «смехового слова» в русской литературе первой трети XIX века. / С. А. Дубровская // Интеграция образования. - № 3 -2007. - С.141-146 .
11. Дубровская С. А. Концептосфера смеха в исследованиях российских литературоведов / С. А. Дубровская // Интеграция образования. - №4. - 2006. -С. 298-299.
12. Дубровская С. А. Особенности смехового дискурса
B. А. Жуковского С. А. Дубровская // Интеграция образования. - №1. - 2008. -
C. 113-117.
13. Дусина Н. В. История немецкой смеховой литературы в работах М.М. Бахтина 1930-60-х годов/ Н. В. Дусина // Академический журнал Западной Сибири. - 2014. - Т. 10. - № 4 (53). - С. 93-94.
14. Киреева Т. В. Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950 - 1960-х гг. : дис. ... канд. филол. наук / Т. В. Киреева. - 2007. - 216 с.
15. Киржаева В. П. Конструкция гибридная / В. П. Киржаева // М. М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. - № 2-3. - Саранск: «Красный Октябрь», 2006. - С. 141-142.
16. Киржаева В. П. Лингвистическая проблематика в книгах, статьях и набросках М. М. Бахтина. Статья первая// М. М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. - № 2-3. - Саранск: «Красный Октябрь», 2006. - С. 36-55.
17. Киржаева В. П. Статус и формы «чужой речи» в древнерусской житийной литературе (на материале житий XII-ХШ вв.) // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Междунар. конгр. исслед. рус. яз.: Труды и материалы. - М.: МГУ, 2007. - С. 60-61.
18. Киржаева В. П., Осовский О. Е. О двух терминах М. М. Бахтина в контексте истории отечественного литературоведения ХХ века. / В. П. Киржаева., О. Е.Осовский // Журнал: Филология и Культура. - № 1(43) - С.223-228.
19. Обухова И. А. Смеховое слово в отечественной «малой прозе» 20 -х годов XX века. /Автореф. дисс. канд. филол. наук.// - Ульяновск, 2012 г. - 13 с.
20. Осовский О. Е., Ф. Рабле Карнавал и карнавальная культура в работах М.М. Бахтина 1930-1950-х гг. / О. Е. Осовский // Диалог. Карнавал. Хронотоп. -2002 г. - № 1. - С. 59-74.
21. Осовский О. Е., Асанина М. Ю. «Смеховое слово» в прозе Уильяма Фолкнера 1920-х - начала 1930-х гг./ О. Е. Осовский, М. Ю. Асанина // Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2007г. - 200 с.
22. Осовский О. Е., Дубровская С. А. Разработка концепции «Смехового слово» в трудах М. М. Бахтина 1930-1960 гг./ О. Е. Осовский, С. А. Дубровская //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №4 - 2014. - с.163-167.
23. Пинский Л. Е.. Магистральный сюжет / Л. Е. Пинский. - М.: Советский писатель. - 1989. - 333 с.