Научная статья на тему 'Бахтинская концепция смеха в работах литературоведедов Поволжья'

Бахтинская концепция смеха в работах литературоведедов Поволжья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.М. БАХТИН / СМЕХ / КОМИЧЕСКОЕ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ПОВОЛЖЬЯ / M.M. BAKHTIN / LAUGHTER / THE COMICAL / LITERARY STUDIES OF THE VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дубровская Светлана Анатольевна

Предметом статьи является исследование востребованности бахтинской концепции смеха литературоведением Поволжья. Объект статьи : монографии, диссертации, научные статьи литературоведов региона. Цель проекта : постановка проблемы поиска новых подходов к изучению национальных фольклорных и литературных материалов с опорой на бахтинскую концепцию. Методология исследования базируется на принципах отечественного академического литературоведения. В работе использованы типологический и сравнительно-исторический методы. Результаты работы: в статье представлен аналитический обзор литературоведческих исследований, посвященных вопросам комического, прослежена история рецепции бахтинской концепции смеха поволжским литературоведением. Область применения результатов: обозначенная проблема может стать основой нового подхода к изучению фольклорных и литературных материалов. И в этом, как нам видится, один из возможных вариантов построения типологии национальных литератур Поволжья. Вывод: устойчивый интерес к проблемам смеха и комического в региональной культуре и литературе позволяет говорить о возможности качественно нового этапа в использовании идей бахтинской концепции смеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAKHTIN’S CONCEPTION OF LAUGHTER IN THE WORKS OF THE LITERARY SCHOLARS OF THE VOLGA REGION

The subject of the article is the relevance of Bakhtin’s concept of laughter in the literary studies of the Volga region. The object of the article consists of monographs, dissertations and scholarly articles written by the literary scholars of the Volga region. The goal of the project is to articulate the issue of rethinking the way national folk literary materials are researched using the Bakhtin’s concept of laughter. Research methodology is based on the principles of Russian academic literary studies. The author uses the typological method and the method of comparative historical research. Research results: the article presents analytic review of literary researches focusing on the issues of the comical; the author traced the history of the reception of Bakhtin’s theory of laughter in the literary studies of the Volga region. Application of research results: the articulated issue can serve as a foundation for a new approach to studying folk and literary pieces. And thus a possible typology of national literatures of the Volga region can be set up. Findings: there is a strong interest in the issues of laughter and the comical in the regional culture and literature, which suggests a decisive new phase of using Bakhtin’s concept of laughter.

Текст научной работы на тему «Бахтинская концепция смеха в работах литературоведедов Поволжья»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ HUMANITARIAN SCIENCES

УДК 930.85:82.091 (История цивилизации. История культуры. Сравнительно-исторические литературоведческие исследования)

БАХТИНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СМЕХА В РАБОТАХ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕДОВ ПОВОЛЖЬЯ

© 2018 С.А. Дубровская

Светлана Анатольевна Дубровская, доцент кафедры русского языка как иностранного, заместитель директора Центра М. М. Бахтина Мордовского государственного университета. E-mail: s. dubrovskaya@bk. ru

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, Республика Мордовия, Россия

Статья поступила в редакцию 19.10.2018

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта № 18 - 411 - 130008 «Идеи М.М. Бахтина в процессе гармонизации социальных отношений Республики Мордовия». Руководитель - Н.И. Воронина, доктор философских наук, профессор.

Предметом статьи является исследование востребованности бахтинской концепции смеха литературоведением Поволжья. Объект статьи: монографии, диссертации, научные статьи литературоведов региона. Цель проекта: постановка проблемы поиска новых подходов к изучению национальных фольклорных и литературных материалов с опорой на бахтинскую концепцию. Методология исследования базируется на принципах отечественного академического литературоведения. В работе использованы типологический и сравнительно-исторический методы. Результаты работы: в статье представлен аналитический обзор литературоведческих исследований, посвященных вопросам комического, прослежена история рецепции бахтин-ской концепции смеха поволжским литературоведением. Область применения результатов: обозначенная проблема может стать основой нового подхода к изучению фольклорных и литературных материалов. И в этом, как нам видится, - один из возможных вариантов построения типологии национальных литератур Поволжья. Вывод: устойчивый интерес к проблемам смеха и комического в региональной культуре и литературе позволяет говорить о возможности качественно нового этапа в использовании идей бахтинской концепции смеха.

Ключевые слова: М.М. Бахтин, смех, комическое, литературоведение Поволжья.

Введение. Проблемы, связанные со смехом, техникой комического, способами художественного воплощения смешного, оказались в поле зрения литературоведения Поволжья относительно недавно. Художественный опыт литературы постмодернизма, стремление изменить исследовательский ракурс для извлечения новых культурный смыслов инициировали повышенный интерес российских литературоведов к вопросам комического. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит идеям М.М. Бахтина, опора на которые дает возможность поместить известные сюжеты в иные контексты, что, в свою очередь, открывает возможности сравнительно-сопоставительной методологии и позволяет не только расширить исследовательский горизонт, но и выявить типологически близкие явления, увидеть общие закономерности.

Концепция смеха. М.М. Бахтин выстраивает историю смеха, очерчивает систему смеховых жанров и формулирует концепцию смехового слова,

которая зарождается и развивается в проблемном поле «литературного смеха», где возникали и формировались и бахтинское понимание эстетики смеха, и его представления о характере и эволюции «смеховой литературы», народной сме-ховой культуры, отдельных аспектов комического у Рабле, Гоголя, Достоевского и др.

«Сюжет о смехе» возникает у Бахтина достаточно рано (правда, остается на периферии до первой половины 1930-х гг.). В работах М.М. Бахтина и «круга Бахтина» в 1920-е гг. вопросы смеха и комического присутствуют имплицитно, как отдельные формулировки и характеристики, созвучные «смеховой терминологии» последующих десятилетий. Ранние работы свидетельствуют о наличии интереса к смеховому дискурсу и его последовательной проблематизации при рассмотрении чужого слова, сказового слова, пародийного слова, обозначении таких возможностей пародии, как разнонаправленность и мно-гоуровневость высказывания.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

Формулировка и интенсивная разработка концепции приходится на 1930-е - первую половину 40-х гг. Интерес к комическому дискурсу в его литературных и внелитературных формах определяет характер научных исследований М.М. Бахтина на протяжении всего периода, в центре наблюдений ученого - словесные формы проявления комического. Изучение форм словесного воплощения смеха, проведенное Бахтиным в исследовании о Рабле, - это изучение его праздничных форм и образов, карнавального слова и его влияния на стиль большой литературы. Концепция смехового слова формируется в контексте исследовательских интересов ученого к романному слову и народной смеховой культуре. Ее окончательное оформление будет предпринято в исследованиях о Рабле, прежде всего во фрагменте, посвященном смеховому слову Рабле и Гоголя [4, 4(2), с. 510]. Параллельно с творчеством Гоголя в рамках анализа этой традиции Бахтин обращается к рассмотрению специфики комического у Достоевского, что позволяет «говорить о наличии у Бахтина стремления расширить и дополнить уже устоявшийся круг имен авторов, в чьих произведениях смеховое слово звучит особенно отчетливо» [19, с. 165-166].

1950-1970-е гг. можно условно определить как период своеобразной апробации концепции на материале русской литературы. М.М. Бахтин рассматривает карнавальный смех как основу всех позднейших форм комического. «Настоящий смех, амбивалентный и универсальный, - подчеркивает ученый, - не отрицает серьезности, а очищает и восполняет ее. Очищает от догматизма, односторонности, окостенелости, от фанатизма и категоричности, от элементов страха или устрашения, от дидактизма, от наивности и иллюзий, от дурной одноплановости и однозначности, от глупой истошности. Смех не дает серьезности застыть и оторваться от незавершимой целостности бытия. Он восстанавливает эту амбивалентную целостность. Таковы общие функции смеха в историческом развитии культуры и литературы» [4, 4(2), с. 135-136]. Уточняющие, детализирующие характеристики подтверждаются широким кругом явлений литературы и культуры.

Процесс длительного и противоречивого восприятия бахтинских идей отечественными учеными - тема специального исследования. Наша задача - обозначить проблему востребованности бахтинской концепции смеха литературоведами Поволжья. Прежде всего, в поволжском литературоведении необходимо выделить два исследова-

тельских поля. Первое складывается из работ, посвященных изучению истории и поэтики комического в русской и зарубежной литературах; второе поле формируют труды, анализирующие специфику комического в литературах, созданных на национальных (мордовских, марийском, татарском, чувашском) языках.

Примером осмысления и освоения бахтинской концепции на рубеже 1970-80-х гг. стала монография В.Ш. Кривоноса «Проблема читателя в творчестве Н.В. Гоголя». Ставя перед собой задачу «осознать существо гоголевского смеха в связи с проблемой читателя» [13, с. 2], Кривонос начинает свои размышления с цитирования статьи М.М. Бахтина «Рабле и Гоголь», с одной стороны, подчеркивая дискуссионность обозначенной проблемы, с другой - самой логикой научного повествования демонстрируя расширение горизонта, возможность свежего взгляда на гоголевское творчество. Органичность обращения

В.Ш. Кривоноса к идеям М.М. Бахтина в научном пространстве монографий [12; 13] фиксирует тот перелом, который произошел в отечественном литературоведческом сознании конца 1970-х -начала 1980-х гг.

Вторая половина 1980-х - начало 1990-х гг. -новый этап в осмыслении идей М.М. Бахтина отечественным литературоведением. Эпоха советских дискуссий вокруг Бахтина завершается признанием. Более того отсутствие внимания к бах-тинской концепции при интерпретации теорий комического не позволяет провести анализ с достаточной степенью глубины [19, с.164]. Для ведущих историков литературы М.М. Бахтин - фигура знаковая и авторитетная, классик, создатель новых подходов.

«В этот период делается попытка поместить М.М. Бахтина в центр гуманитарного мышления, что связано с изданием комплекса философско-эстетических работ ученого. "К философии поступка", "Эстетика словесного творчества" (1986) позволяют говорить о Бахтине-философе, мыслителе мирового уровня, для которого литературоведение было лишь одной из сфер приложения его "методологии гуманитарных наук"» [8, с. 68].

С исследованием комического в русской и зарубежной литературах связана актуализации концепции смехового слова в 2000-е гг. и создание целого ряда исследований, базирующихся на идеях М.М. Бахтина. Во многом благодаря работам профессора О.Е. Осовского, плодотворно разрабатывающего теорию вопроса, само понятие

«смеховое слово» вошло в активный словарь отечественного литературоведения [10, с. 225-228]. Специфика смехового слова в творчестве отечественных и зарубежных писателей Х1Х-ХХ столетий представлена в работах М.Ю. Асаниной [1], С.А. Дубровской [8; 9], И.А. Обуховой [18]; коллективные труды, посвященные смеху и комическому, демонстрируют активное использование бахтинской теории при интерпретации различных аспектов комического в творчестве конкретных авторов [20; 21].

Несколько иная картина складывается в работах, посвященных изучению смеха и комического в литературах, созданных на национальных языках. Несмотря на тот факт, что еще в 1967 году на станицах книги Г.Я. Меркушкина «Развитие науки в Мордовии» обе монографии М.М. Бахтина представлены как новаторские, а их автор назван выдающимся литературоведом [16, с. 211], мордовские исследователи не сразу обратились к бахтин-ским концепциям и в частности к концепции комического. Сложившуюся ситуацию можно объяснить и тем, что Бахтин при построении своей концепции опирался прежде всего на западноевропейский фольклорный материал (некоторым исключением (помимо статьи «Рабле и Гоголь») может служить ответ на защите диссертации на

замечание В.Я. Кирпотина [4, 4(1), с. 1058]), и известной «герметичностью» научных формулировок ученого.

В середине 1980-х гг. концепция комического была востребована на уровне нескольких цитат [6], а уже на рубеже веков наблюдается осторожное наложение бахтинской концепции смеха на конкретный фольклорный и литературный материал [7; 17]. Однако говорить о полноценном использовании бахтинских идей при рассмотрении национальной специфики комического не приходится, хотя литературоведы декларируют опору на методологию М.М. Бахтина и активно используют его терминологию при формулировании актуальности, целей и задач предпринятых исследований.

Вывод. Устойчивый интерес к проблемам смеха и комического в национальных культурах и литературах позволяет говорить о возможности качественно нового этапа в использования бах-тинской концепции смеха и смехового слова. Более того - концепция М.М. Бахтина может стать основой абсолютно иного подхода к национальным фольклорным и литературным материалам. И в этом, как нам видится, один из возможных вариантов построения типологии национальных литератур Поволжья.

1. Асанина М.Ю. «Смеховое слово» в художественной прозе У. Фолкнера второй половины 1920-х - начала 1930-х гг. (на материале произведений «Йокнапатофского цикла»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2004. 22 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01002663239

2. Асанина М.Ю., Дубровская С.А., Осовский О.Е. Проблема смеха и «смехового слова» в отечественном литературоведении последних десятилетий // М.М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. Вып. II - III. Саранск, 2006. С.110 - 128.

3. Асанина М. Ю., Осовский О.Е. Слово смеховое // М.М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. Вып. II - III. Саранск, 2006. С.147 - 149.

4. Бахтин М.М. Собрание сочинений. М., Русские словари; Языки славянских культур, 1997 - 2012. Т. 1-6.

5. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. М., Лабиринт, 2000. 640 с.

6. Брыжинский В.С. Народный театр мордвы. Саранск, Морд. кн. изд-во, 1985. 168 с.

7. Демин В.И. Комическое в мордовской литературе. Саранск, 2001. 260 с.: https://search.rsl.ru/ru/record/01000745776

8. Дубровская С.А. «Гоголь и Рабле» как сюжет отечественного литературоведения 1940-1980-х гг. // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2014. Т. 73. № 6. С. 62-71.

9. Дубровская С.А. Смеховое слово в карнавализованном пространстве эпистолярия Н.В. Гоголя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (82). Ч.1. С. 13-16.

10. Киржаева В.П., Осовский О.Е. О двух терминах М.М. Бахтина в контексте истории отечественного литературоведения ХХ века // Филология и культура. 2016. № 1(43). С.223-228.

11. Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: пространство смысла: монография. Самара, Изд-во СГПУ, 2006. 442 с.

12. Кривонос В.Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. Проблемы повествования. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1985. 158 с.

13. Кривонос В.Ш. Проблема читателя в творчестве Гоголя. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1981. 168 с.

14. Кудрявцева Р.А. Генезис и динамика поэтики марийского рассказа в контексте литератур народов Поволжья: автореф. дис...докт. филол. наук. Чебоксары, 2009. 53 с.: https ://search.rsl.ru/ru/record/01003484544

15. Макарова В.Ф. Комическое в татарской прозе XX века: монография. Набережные Челны, ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2013. 187 с.

16. Меркушкин Г.Я. Развитие науки в Мордовии. Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1967. 372 с.

17. Метин П.Н. Комическое в чувашской литературе. Чебоксары, Чуваш. гос. пед. ун-т, 2000. 329 с.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

18. Обухова И.А. «Смеховое слово» в отечественной «малой прозе» 20-х годов ХХ века (И.Э. Бабель, М.М. Зощенко, М.А. Булгаков, П.С. Романов): автореф. дис. ...канд. филол. наук. Ульяновск, 2012. 18 с.: https://search.rsl.ru/ru/record/01005019811

19. Осовский О.Е., Дубровская С.А. Разработка концепции смехового слова в трудах М.М. Бахтина 1930 - 1960-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, Грамота, 2014. № 4. Ч. 1. С. 163 - 167.

20. Смех в литературе: семантика, аксиология, полифункциональность: межвуз. сб. науч. статей. Самара, Изд-во «Самарский университет», 2004. 188 с.

21. Формы комического в русской литературе ХХ века: сб. статей. Казань, Казан. гос. ун-т, 2004. 92 с.

BAKHTIN'S CONCEPTION OF LAUGHTER IN THE WORKS OF THE LITERARY SCHOLARS

OF THE VOLGA REGION

© 2018 S.A. Dubrovskaya

Svetlana A. Dubrovskaya, Associate Professor of the Chair of Russian as a Foreign Language, Deputy Director of the M.M. Bakhtin Center at the Mordovia State University. E-mail: s. dubrovskaya@bk. ru

N.P. Ogarev National Research Mordovia State University. Saransk, Republic of Mordovia, Russia

The subject of the article is the relevance of Bakhtin's concept of laughter in the literary studies of the Volga region. The object of the article consists of monographs, dissertations and scholarly articles written by the literary scholars of the Volga region. The goal of the project is to articulate the issue of rethinking the way national folk literary materials are researched using the Bakhtin's concept of laughter. Research methodology is based on the principles of Russian academic literary studies. The author uses the typological method and the method of comparative historical research. Research results: the article presents analytic review of literary researches focusing on the issues of the comical; the author traced the history of the reception of Bakhtin's theory of laughter in the literary studies of the Volga region. Application of research results: the articulated issue can serve as a foundation for a new approach to studying folk and literary pieces. And thus a possible typology of national literatures of the Volga region can be set up. Findings: there is a strong interest in the issues of laughter and the comical in the regional culture and literature, which suggests a decisive new phase of using Bakhtin's concept of laughter. Key words: M.M. Bakhtin, laughter, the comical, literary studies of the Volga region.

1. Asanina M.Yu. «Smexovoe slovo» v xudozhestvennoj proze U. Folknera vtoroj poloviny" 1920-x - nachala 1930-x gg. (na materiale proizvedenij «Joknapatofskogo cikla») ("Laugh word" in the fiction of William Faulkner in the second half of 1920s - early 1930s (on the material of works of "Yoknapatawpha cycle»)): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. N. Novgorod, 2004. 22 s. https://search.rsl.ru/ru/record/01002663239

2. Asanina M.Yu., Dubrovskaya S.A., Osovskij O.E. Problema smexa i «smexovogo slova» v otechestvennom lite-raturovedenii poslednix desyatiletij (The problem of laughter and "laughter word" in the domestic literary criticism of the last decades). M.M. Baxtin v Saranske: dok., materialy", issled. Vy"p. II - III. Saransk, 2006. S.110 - 128.

3. Asanina M. Yu., Osovskij O.E. Slovo smexovoe (The word laughter). M.M. Baxtin v Saranske: dok., materialy", issled. Vy"p. II - III. Saransk, 2006. S.147 - 149.

4. Baxtin M.M. Sobranie sochinenij (Collected works). M., Russkie slovari; Yazy"ki slavyanskix kul"tur, 1997 - 2012. T. 1-6.

5. Baxtin M.M. Frejdizm. Formal"ny"j metod v literaturovedenii. Marksizm i filosofiya yazy"ka (Freudianism. Formal method in literary criticism. Marxism and philosophy of language). M., Labirint, 2000. 640 s.

6. Bry"zhinskij V.S. Narodny"j teatr mordvy" (People's theatre Mordvins). Saransk, Mord. kn. izd-vo, 1985. 168 s.

7. Demin V.I. Komicheskoe v mordovskoj literature (Comic in Mordovian literature). Saransk, 2001. 260 s.: https ://search.rsl.ru/ru/record/01000745776

8. Dubrovskaya S.A. «Gogol" i Rable» kak syuzhet otechestvennogo literaturovedeniya 1940-1980-x gg. ("Gogol and Rabelais" as a plot of Russian literary criticism of the 1940s-1980s.). Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Seriya literatury" i yazy ka. 2014. T. 73. № 6. S. 62-71.

9. Dubrovskaya S.A. Smexovoe slovo v karnavalizovannom prostranstve e"pistolyariya N.V. Gogolya (Humorous word in carnavalporno space epistolary N.V. Gogol). Filologicheskie nauki. Voprosy" teorii i praktiki. 2018. № 4 (82). Ch.1. S. 13-16.

10. Kirzhaeva V.P., Osovskij O.E. O dvux terminax M.M. Baxtina v kontekste istorii otechestvennogo litera-turovedeniya XX veka (On two terms of M.M. Bakhtin in the context of the history of Russian literary criticism of the XX century). Filologiya i kuVtura. 2016. № 1(43). S.223-228.

11. Krivonos V.Sh. Povesti Gogolya: prostranstvo smy"sla (Gogol's novels: space of meaning): monografiya. Samara, Izd-vo SGPU, 2006. 442 s.

12. Krivonos V.Sh. «Mertvy"e dushi» Gogolya i stanovlenie novoj russkoj prozy". Problemy" povestvovaniya (Gogol's "dead souls" and the formation of a new Russian prose. Narrative problems). Voronezh, Izd-vo Voronezhskogo un-ta, 1985. 158 s.

13. Krivonos V. Sh. Problema chitatelya v tvorchestve Gogolya (The reader's problem in Gogol's work). Voronezh, Izd-vo Voronezhskogo un-ta, 1981. 168 s.

14. Kudryavceva R.A. Genezis i dinamika poe"tiki marijskogo rasskaza v kontekste literatur narodov Povolzh"ya (Genesis and dynamics of the Mari story poetics in the context of the Volga region peoples' literature): avtoref. dis...dokt. filol. nauk. Cheboksary", 2009. 53 s.: https://search.rsl.ru/ru/record/01003484544

15. Makarova V.F. Komicheskoe v tatarskoj proze XX veka (Comic in the Tatar prose of the XX century): monografiya. Naberezhnye Chelny", FGBOU VPO «NISPTR», 2013. 187 s.

16. Merkushkin G.Ya. Razvitie nauki v Mordovii (Development of science in Mordovia). Saransk, Mordov. kn. izd-vo, 1967. 372 s.

17. Metin P.N. Komicheskoe v chuvashskoj literature (Comic in Chuvash literature). Cheboksary", Chuvash. gos. ped. un-t, 2000. 329 s.

18. Obuxova I.A. «Smexovoe slovo» v otechestvennoj «maloj proze» 20-x godov XX veka (I.E". Babel", M.M. Zoshhenko, M.A. Bulgakov, P.S. Romanov) (The laughing word "in domestic"small prose" of 20-ies of XX century (I.E. Babel, M.M. Zoshchenko, M.A. Bulgakov, P.S. Romanov)): avtoref. dis. ...kand. filol. nauk. Ul"yanovsk, 2012. 18 s.: https://search.rsl.ru/ru/record/01005019811

19. Osovskij O. E., Dubrovskaya S. A. Razrabotka koncepcii smexovogo slova v trudax M.M. Baxtina 1930 - 1960-x gg. (Development of the concept of the laugh word in the works of M.M. Bakhtin of the 1930s. - 1960s.). Filologicheskie nauki. Voprosy" teorii i praktiki. Tambov, Gramota, 2014. № 4. Ch. 1. S. 163 - 167.

20. Smex v literature: semantika, aksiologiya, polifunkcional"nost" (Laughter in literature: semantics, axiology, polyfunctionality): mezhvuz. sb. nauch. statej. Samara, Izd-vo «Samarskij universitet», 2004. 188 s.

21. Formy" komicheskogo v russkoj literature XX veka (Forms of comic in Russian literature of the twentieth century): sb. statej. Kazan", Kazan. gos. un-t, 2004. 92 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.