Научная статья на тему 'Проблемы научного наследия М. М. Бахтина в трудах российских учёных 2003-2009 гг'

Проблемы научного наследия М. М. Бахтина в трудах российских учёных 2003-2009 гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
SCIENTIFIC HERITAGE OF M. M. BAKHTIN / RECEPTION / DOMESTIC LITERARY CRITICISM OF THE 2000TH / RESEARCHESOF BAKHTIN STUDIES / TERMINOLOGICAL FRAMEWORK OF M. M. BAKHTIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбунова Мария Юльевна, Короткова Елена Геннадьевна, Куряев Ильгам Рясимович, Паршина Ирина Юрьевна, Ромашова Наталья Юрьевна

В главе рассматривается проблема рецепции М. М. Бахтина в России в 2000-е годы, подчёркивается многогранность подходов в освоении, выделяются основные проблемные зоны, представлен анализ наиболее важных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Горбунова Мария Юльевна, Короткова Елена Геннадьевна, Куряев Ильгам Рясимович, Паршина Ирина Юрьевна, Ромашова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы научного наследия М. М. Бахтина в трудах российских учёных 2003-2009 гг»

УДК: 8.82.Бахтин.20"

Филологические науки

Горбунова Мария Юльевна, магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск

Короткова Елена Геннадьевна, магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск

Куряев Ильгам Рясимович , магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск

Паршина Ирина Юрьевна, магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск

Ромашова Наталья Юрьевна, магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск

Самойленко Виктория Александровна, магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия,

Саранск

Старцев Дмитрий Иванович, магистрант 1 курса филологического факультета ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, Саранск

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ М. М. БАХТИНА В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ УЧЁНЫХ 2003-2009 ГГ.

Аннотация: В главе рассматривается проблема рецепции М. М. Бахтина в России в 2000-е годы, подчёркивается многогранность подходов в освоении, выделяются основные проблемные зоны, представлен анализ наиболее важных работ.

Ключевые слова: научное наследие М. М. Бахтина, рецепция, отечественное литературоведение 2000-х гг., бахтиноведческие исследования, терминологический аппарат М. М. Бахтина.

Annotation: The chapter considers the problem of M. Bakhtin's reception in Russia in the 2000s, emphasizes the multifaceted approaches to mastering, highlights the main problem areas, presents the analysis of the most important works.

Keywords: scientific heritage of M. M. Bakhtin, reception, domestic literary criticism of the 2000th, researchesof Bakhtin studies, terminological framework of M. M. Bakhtin.

Научное наследие выдающегося российского мыслителя М. М. Бахтина (1895-1975) по праву считается одной из важнейших страниц мировой гуманитарной мысли XX в. Особое значение для развития бахтинских исследований в России и за рубежом имело издание в 1995-2013 гг. его академического собрания сочинений [9], высоко оценённого научным сообществом [102; 107; 170].

Целью данной главы является анализ состояния бахтинских исследований в России в 2003-2009 г. Выбор данного отрезка объясняется тем, что именно началом 2000-х завершается бахтинская библиография в хорошо известном двухтомнике М. М. Бахтин «Proetcontra» [82].

Нельзя не заметить, что бахтиноведение этого периода в целом сохранило неразрывную связь с предшествующим этапом изучения бахтинского наследия. Именно в этом главная заслуга пятого «Бахтинского сборника»[10],

продолжившего и отчасти завершившеготу традицию, которая сформировалась в предшествующих выпусках этого издания (вып. 1-4, 1990-2000). Его составили статьи отечественных и зарубежных учёных (В. Л. Махлин, К. Эмерсон, К. Г. Исупов, Э. Уолтон и др.), каждый из которых смог внести свой вклад в дальнейшее освоение различных аспектов бахтинского наследия.

При это вопрос о месте М. М. Бахтина в современной российской и мировой науке становится одним из наиболее актуальных. Это показывает монография крупнейшего литературоведа и историка литературной критики, активного участника послевоенной и постсоветской научной жизни Б. Ф. Егорова [51], которому удалось органично встроить М. М. Бахтина в традиции русской философско-эстетической и научной мысли и определить его место в ряду величайших мыслителей. В книге большое внимание уделяется как анализу научного наследия М. М. Бахтина, так и работе учёного в контексте его семейных и научных отношений: с братом Н. М. Бахтиным, с участниками Невельского кружка, с Ю. М. Лотманом и другими.

Теоретические аспекты бахтинского наследия в этот период оказываются в центре внимания многих исследователей. Наглядное свидетельство -монография Л. С. Конкиной [68], посвящённая концепции романа в трудах М. М. Бахтина. Автор описывает своё видение позиций, изложенных М. М. Бахтиным в отношении романа, делая акцент на раскрытии сущности категорий жанра романа, на местебахтинской концепции в ряду подобных исследований, на осмыслении М. М. Бахтиным поэтики полифонического романа Ф. М. Достоевского.

Нельзя отрицать, что влияние М. М. Бахтина распространилось намного шире отечественнойгуманитаристики. Его наследие давно стало предметом дискуссий и широкого изучения мировой науки. Подтверждает эту позицию монография О. Е. Осовского, в центре которой анализпроцесса рецепции работ М. М. Бахтина англо-американским литературоведением 1960 - середины 1990-х годов [98].Само по себе освоение наследия мыслителя - отдельная и чрезвычайно увлекательная страница интеллектуальной истории ХХ столетия,

отразившая, как в зеркале, многочисленные научные конфликты, повороты и даже революции гуманитарного сознания.

Теория диалога, проблемадиалогизма М. М. Бахтина становится одним из ярких научных сюжетов этого периода. Так, в монографии Т. А. Федяева [167] анализирует традицию теоретического подхода к сатире в рамках экзистенциальной системы ценностей, сложившейся в трудах С. Кьеркегора, авторов журнала «Бреннер» и М. М. Бахтина.

Реконструкцию бахтинской концепции авторской маски, имплицитно содержавшуюся в его работах, мы находим в монографии О. Ю. Осьмухиной. Авторская маска, по мнению исследователя, важнейшая часть писательской стратегии в русской литературе конца XIII - первой трети XIX вв. Материалом работы послужил большой пласт текстов, начиная от древнерусской литературы и заканчивая творчеством таких авторов, как Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь и др. [118]

Не меньший интерес представляет собой вопрос о применимости бахтинских идей при анализе творчества конкретных писателей. Так, В. Ш. Кривонос рассматриваетпроизведения Н. В. Гоголя с позиций анализа пространства смысла в тексте и его порождения, использует теоретическую базу М. М. Бахтина, в частности, понятия «карнавала», «карнавальности», «хронотопа» и др. [73].

Междисциплинарный потенциал наследия М. М. Бахтина становится предметом осмысления в книге И. Т. Касавина: в нейпредставлена интерпретация проблем, являющихся объектом исследования целого ряда смежных дисциплин. Особое внимание уделяется понятиям «текст», «дискурс» и «контекст», при рассмотрении которых автор опирается наидеи крупнейших ученых, в частности, М. М. Бахтина [57].

Проблема взаимодействия крупнейших мыслителей XX века с теоретическими построениями М. М. Бахтина рассматривается Т. А. Федяевой в контексте более широкой проблемы «Л. Витгенштейн и Россия». Осмысливая духовные поиски и философское наследие одной из ключевых фигур

философии XX века, литературовед раскрывает значимость контактов Л.Витгенштейна с Н. М. и М. М. Бахтиными. Автор обнаруживает созвучие бахтинского диалога и языковых игрЛ. Витгенштейна. Эти две теории «способствовали развитию диалогового мышления» [165].

Освоение философии Бахтина в России прежде всего связано с работой Н.С. Автономовой «Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман -Гаспаров», в которой ярко представлена основная проблематика истории культуры: диалог филологии и философии. Автор монографии на материале русской культуры XX века демонстрирует ситуацию различного понимания в рамках общей научной сферы и очерчивает круг проблем, таких как проблема ясности, проблема междисциплинарности и дисциплинарной строгости. В этом смысле Н. С. Автономовой ближе методологические установки и «диалогичность» М. М. Бахтина, отражение которых позволило исследователю, по замечанию Б.И. Пружинина, обозначить «эпистемологическую суть феномена Бахтина в структуре гуманитарного знания»[3; 57].

Рассмотрение лингвистических идей, содержащихся в сочинениях М. М. Бахтина и так называемого круга Бахтина, происходит в книге В. М. Алпатова «Волошинов, Бахтин и Лингвистика» [5]. Автор посвящает книгу изучению лингвистических идей выдающихся отечественных учёных ХХ в., рассматривает место книги «Марксизм и философия языка»и примыкающих к ней статей в языкознании того времени, её отношение к ведущим в те годы школам и направлениям мировой и отечественной лингвистики. Исследованы также работы М. М. Бахтина 30-60-х гг., изучены их сходства и различия с книгой «Марксизм и философия языка», рассмотрены предложенные М. М. Бахтиным концепции стратификации языка, речевых жанров, диалога. Что правомерно позволило определить исследование В. М. Алпатова, несмотря на его противоречивость, одним из важнейших событий современнойбахтинистики [31; 15; 149].

Активно развиваемое М. М. Бахтиным учение об эпосе и романе легло в основу исследования Е. А. Федосеевой «Книжные формы мордовского

героического эпоса: возникновение и эволюция» [162]. Автор структурирует теоретические сведения, посвящённые национальному героическому эпосу, и сосредотачивает своё внимание на специфике становления и развитии книжной формы эпоса мордовского народа. С опорой на позицию М. М. Бахтина Е. А. Федосеева рассматривает особенности народных сюжетов, систему персонажей и их представленность в авторских эпико-героических произведениях, выявляет своеобразие проблематики, языка и поэтики.

Опыт рассмотрения идей М. М. Бахтина в контексте проблем лингвистики и лингводидактики представлен в сборнике работ А. И. Изотова и В. В. Красных, цель которого выявить специфику «общения, проявляющегося в особенностях ассоциативных рядов, коннотативного потенциала и восприятия художественных текстов» [174]. Характерной особенностью бахтиноведения 2000-х годов являются проведение специальных конференций и издание сборников по их материалам. Примером такого рода может служить сборник статей «М. М. Бахтин в современном гуманитарном мире» [81].

Разработка вопросов биографии учёного остаётся важнейшим элементом осмысления личности М. М. Бахтина и аспектов его творчества. В разное время совершались попытки воссоздать биографию (В. И. Лаптуном [77], Н. А. Паньковым в 2009 г. [131] и др.)

Важнейшей страницей биографии М. М. Бахтина, связанная с созданием книги о Ф. Рабле и различными перипетиями её приближения к отечественному читателю, становится фундаментальное исследование И. Л. Поповой, получившее высокую оценку отечественного литературоведения [78; 101]. В ходе работы над «раблезианскими» томами собрания сочинений автору удалось выявить новые документы и материалы, заметно дополняющие биографию учёного 40-х-60-х гг. [139]. Н. А. Паньков впервые публикует тексты докладовМ. М. Бахтина в ИМЛИ АН СССР. Они представляют большую ценность, поскольку иллюстрируют непосредственное созревание и формулирование бахтинской мысли [133].

Нужно отметить работу А. А. Гагаева «Философия жизни и науки М. М. Бахтина», где автор рассматривает жизнь и творчество учёного с точки зрения «модели естественнонаучного мышления» [33]. Статья В. И. Лаптуна [77] даёт довольно подробную хронику жизни М. М. Бахтина в Кустанае и Саранске.

Отметим, что в последний период творчества М. М. Бахтин разрабатывал теорию речевых жанров, концепцию «металингвистики», а также идею «далеких» и «близких» контекстов. Эти вопросы в центре статьи В. С. Киселёва, в которой он ставит проблему единства ансамблевых образований, иначе, метатекстов. Автор рассматривает основные признаки текста в лингвистике, семиотике и выявляет специфику составных текстов, а метатекст интерпретирует как «художественное целое с диалогическими отношениями между произведениями» [64].М. Л. Гаспаров и И. А. Поплавская размышляют о борьбе философа и формалистов, о пафосе, нигилизме, противопоставлении романа и поэзии, подчёркивая тем самым значимость бахтинского наследия в ХХвеке [34; 136; 137].

Продолжаются исследования в области выявления предшественников, исходных точек в эстетических, теоретических конструктах М. М. Бахтина. Так, К. Брандист и И. Л. Попова рассматривают влияние немецкой философской мысли на появление идей, которые легли в основу теорииМ. М. Бахтина и в частности книги о Ф. Рабле [16; 140]. Е. А. Добренко предлагает иной ракурс наблюдения, подчёркивая влияние социально-политического климата в России 1920-1930-х на идею «карнавальности» [46]. Также исследователей интересует процесс включения трудов М.М. Бахтина в интеллектуальное пространство России, оценка его вклада в отечественную науку и становление его личности / образа как одной из самых значимых фигур отечественной культуры [145]. Здесь примечательно обсуждение М. Н.Липовецким и И. Л. Поповойпроцесса «растворения» Бахтина-философа в Бахтине-филологе [79; 140].Принципиально новый подход к проблеме демонстрирует статья С. Г. Бочарова, детально показывающая как философская методология раннего М. М. Бахтина трансформируется в литературоведческом дискурсе книги о Ф. М. Достоевском

1929 г. [12]. Эта же проблема взаимодействия филологии и философии в трудах учёного всерьёз волнует Н. Д. Тамарченко [153; 154].

Важнейшее место среди специальных исследований, посвящённых отдельным аспектам бахтинской теории, занимают статьи об используемых учёным терминах. Проблема терминологии М. М. Бахтина- проблема достаточно давняя, первые попытки её решения предпринимались ещё в 90-е -самом начале 2000-х годов: от составления «бахтинского тезауруса» [1995] до появления соответствующих статей в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» [88; 89; 96; 99; 157]. Продолжением этих усилий стал соответствующий раздел сборников «М. М. Бахтин в Саранске» (2002, 2006), включивший статьиО. Е. Осовского [104; 105], В. П. Киржаевой [59; 60; 61], О. Ю. Осьмухиной [119; 120], М. Ю. Асаниной [6; 7], Н. Л. Васильева [22] и др.

Не меньшее значение имело определение сущности терминов «гротескный реализм» Н. А. Паньковым, «менипова сатира» И. Л. Поповой, «сказ» О. Ю. Осьмухиной[123; 141].Отдельного упоминания заслуживает дискуссия между С. Н. Зенкиным, С. Н.Бройтман и Н. Д. Тамарченко касательно оценки и анализа «Бахтинского тезауруса» (2003) и метода его чтения [53; 18; 153]. П. Н. Власов предлагает свою интерпретацию понятий «кризис авторства» в работеМ. М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» [32]. Кроме того, в трудах отечественных учёных представлена интерпретация таких бахтинских терминов, как карнавал, голос, философия поступка, хронотопи др. [11; 25; 26; 39; 40; 65; 118-122; 161; 87].

Среди наиболее активно разрабатываемых вопросов «бахтинского тезауруса» оказывается «смеховое слово». Отечественное литературоведение активно исследует его исторические формы на различных этапах развития русской литературы - от XIX столетия [7; 9; 27; 60; 62; 86; 106; 107; 113; 164] до 1920-70-х гг. [48; 116; 148] и эпохи постмодернизма [17; 39; 41], в зарубежной словесности Нового и новейшего времени [75; 86; 93; 112], в формах книжной эпики [162-164]. Этот сюжет получает развитие в ряде работ М. Ю.Асаниной, С. А.Дубровской, О. Е.Осовского[6; 111]. О. Н. Телятникова

обращает внимание на ключевые вопросы теории комического, поставленные в работах М. М. Бахтина и в других работах, написанных в рамках родственных филологии дисциплин.А. Н. Афанасьев и И. Д. Василенко в своей работе «Смех и рациональность» уделяют внимание необходимости выявления рациональных оснований культуры и отдельных культурных феноменов, среди которых находится и смех [158]. Философская интерпретация феномена смеха на основе взглядов М. М. Бахтина представлена в ряде работ А. А. Сычёва [см. в частности: 152]. М. А. Загибалова анализирует ключевую категорию бахтинской теории карнавала - «Смеховое начало», а также рассматривает фигуру шута как один из ярких символов карнавала [52].

Продолжаются исследования в области малоизвестных текстов, комплексного изучения биографии и спорных вопросовавторства М. М. Бахтина. Так, в работе Н. Л. Васильеварассматривается история двух малоизвестных публикаций [29].Возникший в отечественном бахтиноведении на рубеже 1980-х - 1990-х гг. вопрос «спорных текстов» освещается в работах С.Г. Бочарова, Н. Л. Васильева, О. Е. Осовского[13; 28; 107; 24]. Активные сторонники авторства П. Н. Медведева Ю. П. и Д. А. Медведевыпредпринимают попытку доказать единоличное медведевское авторство формального метода в литературоведении (1928) и связанного с книгой ряда статей в ходе анализа феномена круга М. М. Бахтина [90]. Н. Д. Тамарченко не претендует на окончательность вывода и сосредотачивается на той же книге, полемизируя с гипотезойВ.М. Захарова, который предложил своё решение проблемы [155]. Осмысление позиции английских литературоведов по поводу «бахтинского круга» и созданных в его пространстве текстов предложено в рецензиях О. Е. Осовского и Н. Л. Васильева [25; 102].

Процесс реализации теоретического наследия М. М. Бахтина в современномлитературоведении можно проследить на примере работ Н. Т. Рымаря, В. Ш. Кривоноса, О. Ю. Осьмухиной, Н. С. Автономовой, В. Г. Щукина. Речь идёт об эстетическом объекте, его реализации и законченности, о понимании М. М. Бахтиным категории карнавала, а Ю. М. Лотманом -

просвещения и пересечении двух этих объектов в восприятии последующих поколений исследователей и др.[173; 146; 73; 119; 120; 4].

Традиционный интерес, как уже указывалось выше, к «лингвистическому измерению» научного наследия М. М. Бахтина в предшествующие годы уже становившемуся предметом специального рассмотрения (подробнее см.: 60), сохраняется в работах О. Г. Ревзиной, В. В. Красных, О. Е. Осовского и др. В. П. Киржаевой [63], И. Т. Касавина [56], Г. Н. Манаенко [84], Н. Б. Панковой [130].

Общепризнано, что исследования М. М. Бахтина нельзя отнести к одной сфере: мысль учёного работает в области различных наук, приобретая особые оттенки. Расширение проблемного поля освоения идей М. М. Бахтина, в котором одновременно работают их философское, общенаучное, историко-культурное и иные составляющие, - характерная особенность исследований 2000-х гг. [150].О том, что многогранные философские концепции М. М. Бахтина укладываются в определённую традицию и влияют на картину философского видения других учёных,пишут И. О. Шайтанов, М. Б. Ямпольский, С. Л. Бутина, А. С. Колесникова, Н. О. Ноговицына, Т. А. Федяева и др. Важное место занимают здесь размышления о категории «историчности», «вненаходимости», «смерти» и проявление этой категории в карнавальном пространстве, напересечении идей Бахтина с западными философами [43; 45; 160].

Проблему восприятия концепции М. М. Бахтина за рубежом в этот период поднимали многие исследователи. В частности, освоение идей М. М. Бахтина французской гуманитаристикой рассматривает Н. Б. Панкова [128-130], в англоязычном литературоведении начала 2000-х - О. Е. Осовский [100].

В центре статьи Л. А. Гоготишвилиразмышление о книге В. С. Библера о М. М. Бахтине и её роли в формировании образа учёного в современном российском гуманитарном сознании [35].

Таким образом, изучение наследия М. М. Бахтина в 2000-е годы имело важное значение.Этот период становится своего рода мостиком между

бахтиноведением 1990-х [13; 14; 28; 62; 67; 69] и работами следующего десятилетия [42; 74; 125; 126; 127; 151].

Библиографический список:

1. Аванесов С. С. К вопросу о «человеческой» онтологии: актуальность мысли М. М. Бахтина // Человек^и. 2017. № 12. С. 127-158.

2. Аванесов С. С. Событие у М. М. Бахтина как происхождение сущего // Идеи и идеалы. 2017. Т. 1. № 1 (31). С. 23-30.

3. Автономова Н. С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин -Лотман - Гаспаров. М. : РОССПЭН, 2009. 503 с. (Российские пропилеи).

4. Автономова Н. С. Бахтин И Лотман: на подступах к открытой структуре... // Культурология. 2008. № 1. С. 123-142.

5. Алпатов В. М. Волошинов, Бахтин и Лингвистика. М. : Языки славянских культур, 2005. 432 с.

6. Асанина М. Ю., Дубровская С. А., Осовский О. Е. Проблема смеха и «смехового слова» в отечественном литературоведении последних десятилетий // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 110-129.

7. Асанина М. Ю., Осовский О. Е. Слово смеховое // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С.147-149.

8. Афанасьев А. И., Василенко И. Л. Смех и рациональность // Докса. 2004. Вып. 5. С. 9-18.

9. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-6. М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1997-2012.

10. Бахтинский сборник. Том 5 ; под ред. В. Л. Махлина. М. : «Языки славянской культуры», 2004. 632 с.

11. Бондаренко А. В. Язык иранской смеховой культуры // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2009. № 3. С. 104-114.

12. Бочаров С. Г. Бахтин-филолог: книга о Достоевском // Вопросы литературы. 2006. № 2. С. 48-67.

13. Бочаров С. Г. Об одном разговоре и вокруг него // Новое литературное обозрение. 1993. № 2. С. 70-89.

14. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М. : Языки русской культуры, 1999. 632 с.

15. Брагинская Н. В. Свидетели и судьи // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 39-61.

16. Брандист К. Необходимость интеллектуальной истории // Новое литературное обозрение. 2006. № 79. С. 56-68.

17. Бреева Т. Н. «Новыйбиографизм» в современной русской литературе // Филология и культура. 2012. № 4 (30). С. 14-17.

18. Бройтман С. Н. Испытание Бахтиным // Новый филологический вестник. 2006. № 1 (2). С. 199-205.

19. Бройтман С. Н. Формальная интонация и реалистический ритм (термины М. М. Бахтина в анализе лирики) // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 207-214.

20. Бутина С. Л. К вопросу методологии историко-философского исследования // Научный ежегодник ИФиПУрО РАН. 2003. №4 С.84-96.

21. Васильев Н. Л. XI международная бахтинская конференция (Бразилия, г. Куритиба. 21-25 июля 2003 г.) // Вестник Мордовского университета. 2004. № 1-2. Т.14. С. 150-153.

22. Васильев Н. Л. XII Международная бахтинская конференция // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 244-249.

23. Васильев Н. Л. История вопроса об авторстве «Спорных текстов» в российскойбахтинистике (М. М. Бахтин и его соавторы) // Интеграция образования. 2003. №3. С. 121-129.

24. Васильев Н. Л. К текстологии книги В. Н. Волошинова / М. М. Бахтина «Марксизм и философия языка» // Из истории филологии: сб. ст. и материалов к 85-летию Г. В. Краснова. 2006. С. 36-52.

25. Васильев Н. Л. «Круг Бахтина», или Квадратура круга (рец. на кн.: [TheBakhtmCircle.Manchester; N.Y., 2004]) // Новое литературное обозрение. 2006. № 78. С. 408-413.

26. Васильев Н. Л. Лингвистическое содержание книги П. Н. Медведева «Формальный метод в литературоведении» в контексте коллективного творчества «бахтинского круга» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2009. № 2. С. 28-50.

27. Васильев Н. Л. Михаил Михайлович Бахтин и феномен «Круга Бахтина»: в поисках утраченного времени. Реконструкции и деконструкции. Квадратура круга. М. : ЛИБРОКОМ, 2013. 408 с.

28. Васильев Н. Л. М. М. Бахтин или В. Н. Волошинов? К вопросу об авторстве книг и статей, приписываемых М. М. Бахтину // Литературное обозрение. 1991. № 9. С. 38-43.

29. Васильев Н. Л. М. М. Бахтин и Л. Г. Васильев: к истории двух малоизвестных публикаций ученого в саранский период жизни // Вторые Саранские философские чтения. 2005. С. 72-77.

30. Васильев Н. Л. Популяризаторы и наследники творчества С. А. Есенина в Мордовии // «Край мой! Любимая Русь и Мордва!..». 2004. С. 133— 143.

31. Васильев Н. Л. Рец. на кн.: [Алпатов В. М. Волошинов, Бахтин и лингвистика.М.: Языки славянских культур, 2005. 432 е.] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2006. № 3. С. 254-259.

32. Власов П. Н. Девиация и история: функции понятия «кризис авторства» в работе М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2008. № 4. С. 321-326.

33. Гагаев А. А. Философия жизни и науки М. М. Бахтина // Гуманитарий: Актуальные проблемы науки и образования. 2005. № 1 (5). С. 5-12.

34. Гаспаров М. Л. Бахтин М. М. в русской культуре XX в. // Человек: образ и сущность. 2004. № 1. С. 214-217.

35. Гоготишвили Л. А. Библер, Бахтин и проблема автора // Вопросы философии. 2008. № 9. С. 85-110.

36. Гришин А. С. Бахтин сегодня // Философская эстетика сотворчества. 2005. С. 151-155.

37. Гудкова С. П. О новых тенденциях в современной поэзии: к вопросу о художественной специфике книги М. Степановой «Проза Ивана Сидорова» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 118. С. 184-188.

38. Гудкова С. П. Проблема романизации крупных жанровых форм лирики в творчестве русских поэтов Мордовии // Вторые саранские философские чтения. 2005. С. 164-166.

39. Гудкова С. П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм) : монография. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. 300 с.

40. Гудкова С. П. «Традиционная» и «авангардная» парадигмы в современном поэтическом пространстве: теоретико- и историко-литературные аспекты проблемы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 4. С. 210-213.

41. Гудкова С. П., Дубровская С. А. Слово в пространстве современной поэзии // Вестник Пятигорского государственного лингвистического ун-та. 2010. № 3. С. 520-522.

42. Гудкова С. П., Пивкина Е. В. Жанровая природа баллады в теоретическом осмыслении отечественного литературоведения // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2. С. 104-108.

43. Данилина Г. И. «Историчность» в работах М. М. Бахтина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2006. № 4. С. 69-89.

44. Дарвин М. Н. Понятие лирического цикла в научном творчестве М. М. Бахтина // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 214-218.

45. Денисова Е. А. Категория смерти в антропологической системе М. М. Бахтина // Теория и практика общественного развития. 2006. № 2. С. 83-86.

46. Добренко Е. А. Карнавал эпохи Москвошвея // Новое литературное обозрение. 2006. № 79. С. 69-72.

47. Дронова Е. М. Интертекстуальность и аллюзия: проблема соотношения // Язык, коммуникация и социальная среда. 2004. Вып. 3. С. 9296.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Дубровская С. А. «Гоголь и Рабле» как сюжет отечественного литературоведения 1940-1980-х гг. // Известия Российской академии наук. Сер.литературы и языка. 2014. Т. 73. № 6. С. 62-71.

49. Дубровская С. А. Концептосфера смеха в исследованиях российских литературоведов // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 298299.

50. Дубровская С. А. «Смеховое слово» в литературной критике В. Г. Белинского 1830-х гг. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 230-233.

51. Егоров Б. Ф. От Хомякова до Лотмана. М. : Языки славянской культуры, 2003. 368 с.

52. Загибалова М. А. Смеховое начало как «Стержневая» категория карнавальности в концепции М. М. Бахтина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 12. Т. 5. С. 180-186.

53. Зенкин С. Н. Обсудим разногласия // Новый филологический вестник. 2006. № 1 (2). С. 206-210.

54. Исупов К. Г. Уроки М. М. Бахтина // Бахтин М. М.: Proetcontra. 2001. С.7-47.

55. Караченцева Т. С. М. Бахтин и П. Де Ман: несостоявшийся философский диалог («Теория литературы» П. Де Мана в свете «Эстетики словесного творчества» М. Бахтина) // Философия социальных коммуникаций. 2006. № 1. С. 53-66.

56. Касавин И. Т. М. Бахтин и Ю. Лотман. У истоков коммуникативно-семантического подхода к языку и сознанию // Философские науки. 2007. № 12. С. 27-47.

57. Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М. : Канон+, 2008. 437 с.

58. Кильдяева Ю. И. Роль смехового слова в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»: к постановке проблемы // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1-2. С. 80-84.

59. Киржаева В. П. Конструкция гибридная // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 141-142.

60. Киржаева В. П. Лингвистическая проблематика в книгах, статьях и набросках М. М. Бахтина. Статья первая // М. М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. 2002. Вып. I. С. 36-55.

61. Киржаева В. П. «Новое учение о языке» // М. М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. 2002. Вып. I. С. 88-89.

62. Киржаева В. П. Осмысление идей школы «эстетического идеализма» в трудах М.М. Бахтина 20-70-х гг. //Философия М. М. Бахтина и этика современного мира: межвуз. сб. науч. тр. 1992. С. 102-112.

63. Киржаева В. П. Статус и формы «чужой речи» в древнерусской житийной литературе (на материале житий XII-XIV вв.) // Русский язык : исторические судьбы и современность : III Междунар. конгр. исслед. рус. яз.: труды и материалы. 2007. С. 60-61.

64. Киселев В. С. Метатекст как тип художественного целого (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного университета. 2004. Вып. 282. С. 184-190.

65. Козюра Е. О., Фаустов А. А. Из предыстории одного бахтинского термина : голос // Кормановские чтения. 2009. С. 6-24.

66. Колесников А. С. Кросскультурное взаимодействие в современном мире и диалог [Электронный ресурс]. Anthropology :web-

кафедра философской антропологии. 2004. Ц^:

http://anthropology.ru/ru/text/kolesnikov/krosskulturnoe-vzaimodeystvie-v-sovremennom-mire-i-dialog (дата обращения: 07.04.2017).

67. Конкин С. С., Конкина Л. С. Михаил Бахтин: страницы жизни и творчества. Саранск :Мордов. Кн. Изд-во, 1993. 400 с.

68. Конкина Л. С. Концепция романа в историко-литературных трудах М. М. Бахтина : монография. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 204 с.

69. Кормилов С. И. Особенности литературоведческой терминологии М. М. Бахтина и строение литературно-художественного произведения // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. № 2 (15). С. 12.

70. Коровашко А. В. Михаил Бахтин в романе Константина Вагинова «Козлиная песнь» // Вестник Нижегор. ун-та. Сер. Филология. 2003. Вып. 1. С. 29-32.

71. Кривонос В. Ш. Б. О. Корман и М. М. Бахтин: спор об авторе // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С.173-181.

72. Кривонос В. Ш. Гоголь: проблемы творчества и интерпретации. Самара: СПГУ, 2009. 420 с.

73. Кривонос В. Ш. Повести Гоголя: пространство смысла: монография. Самара : СГПУ, 2006. 442 с.

74. Куксова М. В. Поэтика скандала в малой русской прозе (на материале новеллистики М. Зощенко и Вяч.Шишкова) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 1-2. С. 145147.

75. Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур: в 2-х ч. Воронеж : Изд-во Воронеж.ун-та, 2004. Ч. 1. с. 300

76. Лавлинский С. П. Читатель у Бахтина // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 219-223.

77. Лаптун В. И. Кустанай - Саранск - Кустанай: М. М. Бахтин в 1936-37 гг. // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 9-22.

78. Ларокка Дж. Рец. на кн.: Попова И.Л. Книга М.М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. Вопросы литературы, 2012. № 2. С. 488-491.

79. Липовецкий М. Н., Сандомирская И. И. Как не «завершить» Бахтина? Переписка из двух электронных углов // Новое литературное обозрение. 2006. № 79. С. 7-38.

80. М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования: сб. ст. ; под ред. О. Е. Осовского. Вып. 2-3. Саранск : «Красный Октябрь», 2006. 252 с.

81. М. М. Бахтин в современном гуманитарном мире: материалы V Саранских Международных Бахтинских чтений ; под ред. Н. И. Ворониной. Саранск : Из-во Мордов. ун-та, 2006. 164 с.

82. М. М. Бахтин: pro et contra ;подред. К. Г. Исупова. СПб. : Российский христианский гуманитарный институт, 2001. С. 552.

83. Магомедова Д. М. Понятие «голоса» в эстетике М. Б. Бахтина // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 194-201.

84. Манаенко Г. Н. Роль лингвистических идей М. М. Бахтина в современном языкознании // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. 2007. № 10. С. 235-243.

85. Маркович В. М. О Бахтине «подлинном» и Бахтине «реальном» // Новое литературное обозрение. 2006. № 79. С. 39-49.

86. Маслова Е. Г. Мифологема испытания и обретения себя в идейно-тематической структуре романа Т. Моррисон «Песнь Соломона» // Филология и культура. 2011. № 24. С. 202-206.

87. Мауритц Н. В. Карнавал в немецкоязычных странах: проблема источников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2009. № 1. С. 241-246.

88. Махлин В. Л. Карнавализация // Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001. С. 338-340.

89. Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001. С. 756-759.

90. Медведев Ю. П., Медведева Д. А. Труды и дни Круга М. М. Бахтина [Электронный ресурс] // Звезда : сетевой журнал. 2008. №7. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/7/me14.html (дата обращения: 07.04.2017).

91. Миловидов В. А. Сука ли Офелия? Или несостоявшийся опыт теории синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2003. №7. С. 221-225.

92. Морозов Д. В. Иронический хронотоп в романе В. Набокова «Дар» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006. Т. 12. № 1. С. 190-193.

93. Несмелова О. О., Карасик О. Б. История литературы Великобритании и США. Казань :Юниверсум, 2010. 100 с.

94. Ноговицын Н. О. М. М. Бахтин о смысле в художественном тексте // StudiaCulturae. 2004. № 7. С. 189-199.

95. Осовский О. Е. Бахтин, метапроза, советская литература // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. № 2-3. С. 194-198.

96. Осовский О. Е. Большое время // Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001. С. 96-97.

97. Осовский О. Е. Большое время идей: мышление М.М. Бахтина сквозь призму современности // Русская литература. 2017. № 1. С.252-253.

98. Осовский O. E. В зеркале «другого»: рецепция научного наследия М. М. Бахтина в англо-американском литературоведении 1960-х - середины 1990-х годов. Саранск : «Красный Октябрь», 2003. 147 с.

99. Осовский О. Е. Маска авторская // Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001. С. 512.

100. Осовский О. Е. Научное наследие М.М. Бахтина в восприятии современного англоязычного литературоведения (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2004. № 1. С. 7-16.

101. Осовский О. Е. Рецензия на кн.: И. Л. Попова. Книга М. М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, 2012. Т. 71. № 2. С. 76-80.

102. Осовский О. Е. Рец. на кн.: [TheBakhtinCircle.In the Master's Absence] // Вопросылитературы. 2005. № 4. С. 368-369.

103. Осовский О. Е. Рецепция идей А. М. Пешковского в наследии М. М. Бахтина 1920-1950-х гг. // Русский язык : исторические судьбы и современность III Междунар. конгр. исслед. рус. яз.: труды и материалы. 2007. С. 403-404.

104. Осовский О. Е. Романизация // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып.2-3. 2006. С.142-145.

105. Осовский О. Е. Тексты спорные // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 149-150.

106. Осовский О. Е. Ф. Рабле, карнавал и карнавальная культура в работах М. М. Бахтина 1930-1950-х гг. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2002. № 1. С. 59-74.

107. Осовский О. Е. Человек. Слово. Роман. (Научное наследие М. М. Бахтина и современность). Саранск : РИК Трио, 1993. 72 с.

108. Осовский О. Е. Явление романизации в научном осмыслении М. М. Бахтина // Вторые саранские философские чтения. 2005. С.44-46.

109. Осовский О. Е. Язык художественной литературы как объект исследования в научном наследии М. М. Бахтина 1940-1950-х гг // Русский язык: исторические судьбы и современность. 2004. С. 599.

110. Осовский О. Е., Асанина М. Ю. Скандал // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 145-147.

111. Осовский О. Е., Асанина М. Ю. Слово смеховое // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 147-149.

112. Осовский О. Е., Асанина М. Ю. «Смеховое слово» в прозе Уильяма Фолкнера 1920-х - начала 1930-х гг. Саранск : Мордовский ун-т, 2007. 108 с.

113. Осовский О. Е., Дубровская С. А. Разработка концепции «смехового слова» в трудах М. М. Бахтина 1930-1960-х гг. //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-1. С.163-167.

114. Осовский О. Е., Осовский О. О. «Драку заказывали?» Скандал как объект культурологического описания и историко-литературного изучения //Вопросы литературы. 2010. № 5. С. 464-479.

115. Осовский О. О. «Смеховое слово» в метажанровых конструктах современной отечественной словесности //Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10. № 3 (52). С. 125-126.

116. Осовский О. О. Художественное своеобразие отечественной метапрозы 1920-х - начала 1930-х годов :автореф. дисс. ... канд. филол. наук. МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2012. 235 с.

117. Осьмухина О. Ю. Автор в поисках себя: формы функционирования авторской маски в отечественной прозе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 52-57.

118. Осьмухина О. Ю. Авторская маска в русской прозе XIII - первой трети XIX в. (генезис, становление традиции, специфика функционирования) : монография. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 188 с.

119. Осьмухина О. Ю. Двойник // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 139-141.

120. Осьмухина О. Ю. Мотив зеркальности в литературном сознании XX века // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С. 61-74.

121. Осьмухина О.Ю. «Набоков как воля и представление » набоковский реминисцентный слой в российской прозе последних лет // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. С. 49-53.

122. Осьмухина О. Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе XX столетия : монография. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 284 с.

123. Осьмухина О. Ю. Сказ // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С.236-237.

124. Осьмухина О.Ю. Традиция авторской маски в русской сатирической прозе 1920-х гг. (на материале новеллистики М. Зощенко и М. Волкова) // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323. С. 41-48.

125. Осьмухина О. Ю., Короткова Е. Г. Хронотоп квартиры в малой прозе М. А. Булгакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-1 (66). С. 35-38.

126. Осьмухина О. Ю., Куряев. И. Р. Специфика преломления традиции романа воспитания в прозе М. Шишкина (на материале «Записок Ларионова») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 3. С. 235-240.

127. Осьмухина О. Ю., Старцев Д. И. Готическая мотивика прозы А. Р. Беляева (на материале романа «Остров погибших кораблей» и рассказа «Страх») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. С. 256-259.

128. Панкова Н. Б. Заметки о рецепции идей М. М. Бахтина во Франции в 1980-е гг. // Вестник Мордовского университета. 2008. № 3. С. 6163.

129. Панкова Н. Б. Рецепция идей М. М. Бахтина в культурных исследованиях Франции : дис. ... кан. культуролог.наук. МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2005. 136 с.

130. Панкова Н. Б. "Французский" Бахтин: восприятие его творчества в 1970-е годы // Иностранные языки в диалоге культур: политика, экономика, образование. 2009. С. 89-91.

131. Панова Л. Н. М. М. Бахтин и Ю. М. Лотман: диалог о диалоге // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 6. С. 57-60.

132. Паньков Н. А. Бахтин в материалах личного архива Б. В. Залесского // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2003. №. 1-2. С. 129-141.

133. Паньков Н. А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2009. 720 с.

134. Паньков Н. А. Керченские терракоты и проблема «Античного реализма»: книга М. М. Бахтина о Рабле и русская наука об античности конца XIX - первой половины ХХ в. // Новое литературное обозрение. 2006. № 79. С. 101-119.

135. Паньков Н. М. М. Бахтин и теория романа // Вопросы литературы. 2007. № 3. С. 252-315.

136. Поплавская И. А. М. М. Бахтин о соотношении поэзии и прозы в словесном художественном творчестве // Феномен русской. 2004. С. 33-40.

137. Поплавская И. А. Романтическая эстетика и поэтика как предмет рефлексии М. М. Бахтина // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 190-193.

138. Попова И. Л. Книга М. М. Бахтина о Рабле в контексте идей школы Фосслера (к постановке проблемы) // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 224-233

139. Попова И. Л. Книга М. М. Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. М. : ИМЛИ РАН, 2009. 464 с.

140. Попова И. Л. «Лексический карнавал» Франсуа Рабле: книга М. М. Бахтина и франко-немецкие методологические споры 1910-1920-х годов // Новое литературное обозрение. 2006. № 79. С. 86-100.

141. Попова И. Л. «Мениппова сатира» как термин Бахтина // Вопросы литературы. 2007. № 6. С. 83-108.

142. Попова И. Л. Почти «юбилейное»: замечание к десятилетию выхода 5-го тома собрания сочинений М. М. Бахтина // Новое литературное обозрение. 2006. № 79. С. 50-55.

143. Попова О. В. Трагический герой в карнавальной игре: Вагнер и Шекспир // Вопросы литературы. 2017. № 1. С. 262-279.

144. Ревзина О. Г. Лингвистика XXI века: на путях к целостности теории языка // Критика и семиотика. 2004. Вып. 7. С. 11-20.

145. Русакова О. Ф., Петрик О. В. Вклад М. М. Бахтина и московско-тартуской школы в становление отечественной исторической антропологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). С. 147-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

146. Рымарь Н. Т. «Изоляция» и бахтинская концепция архитектоники эстетического объекта // Новый филологический вестник. 2006. № 1 (2). С. 515.

147. Савинков С. В. Герой и проблема героизации в понимании М. М. Бахтина // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 188-194.

148. Санджи-Гаряева З. С. Смеховое слово Андрея Платонова // Язык -Сознание - Культура - Социум. 2008. С. 289-296.

149. Сичинава Д. В. В. М. Алпатов. Волошинов, Бахтин и лингвистика // Вопросы языкознания. 2006. № 5. С. 118-122.

150. Снигирев А. В. Канон. Литературность. Интертекст (к проблеме динамики языковогодиалогизма) // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. 2003. Том 9. С. 154-172.

151. Старцев Д. И. Дневник как инструмент для создания хронотопического единства в прозе А. Р. Беляева // История русского

литературного процесса XI-XXI вв. и закономерности его развития. 2016. С. 147-152.

152. Сычев А. А. Смех в познании // Интеграция образования. 2004. № 1. С. 111-116.

153. Тамарченко Н. Д. Актуальность Бахтина (полемические заметки) // Новый филологический вестник. 2006. № 2 (3). С. 179-186.

154. Тамарченко Н. Д. Легко ли пройти такое испытание? // Новый филологический вестник. 2006. № 1 (2). С. 211-215.

155. Тамарченко Н. Д. М. Бахтин и П. Медведев: судьба «Введения в поэтику» // Вопросы литературы. 2008. № 5. С. 160-184.

156. Тамарченко Н. Д. Наследие Бахтина сегодня // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 170-173.

157. Тамарченко Н. Д. Смех // Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001. С. 1002-1004.

158. Телятникова О. Н. Основные аспекты концепции комического на рубеже XX-XXI веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1 (1): в 2-х ч. Ч. I. C. 159-161.

159. Тодоров Ц. Наследие Бахтина // Вопросы литературы. 2005. №1. С. 3-11.

160. Ушакин С. А. Вне находимости: Бахтин как чужое своё // Новое литературное обозрение. 2006. № 79. С 73-85.

161. Фаустов А. А. О «первичном» и «вторичном» авторах в понимании М. М. Бахтина // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 182-188.

162. Федосеева Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса : возникновение и эволюция : дис. ... канд. филол. наук. МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2007. 444 с.

163. Федосеева Е. А. М. М. Бахтин и мордовская фольклористика // М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. 2-3. 2006. С.151-158.

164. Федосеева Е. А. Принципы изображения исторического лица в романе К. Г. Абрамова «Пургаз» // Вестник Мордовского университета. 1999. № 1-2. С. 59-61.

165. Федяева Т. А. Витгенштейн и Россия : монография. СПб. : Издательство писателей «Дума», 2009. 240 с.

166. Федяева Т. А. К. Краус, М. М. Бахтин, Э. Канетти: диалог и сатира. К постановке проблемы // Studiagermanica: немецкоязычная литература XIX-XX веков в современных исследованиях: неконфронтационный диалог. 2004. С. 309-317.

167. Федяева Т. А. М. Бахтин и Н. Бахтин: «Неслышный диалог» // Дискурс: коммуникативные стратегии культуры и образования. 2003. №11. С. 106-110.

168. Федяева Т. А. Масса и карнавал: ЭлиасКанетти и Михаил Бахтин // Вопросы философии. 2007. № 3. С. 44-49.

169. Фролова О. Г. Смеховое слово как гибридная конструкция в различных типах художественного и не художественного дискурса // Е^сю. 2017. № 1 (4). С. 1-6.

170. Фуксон Л. Ю. Время для диалога // Новый мир. 2012. № 8. С. 175-181.

171. Шайтанов И. О. Бахтин и формалисты в пространстве исторической поэтики // Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ века. 2003. С. 493-504.

172. Шевцова Н. В. К проблеме соотношения полифонизма и монологизма в письмах Ф. М. Достоевского // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. Вып. 1. Т. 2. С. 66-71.

173. Щукин В. Г. Дух карнавала и дух просвещения (Бахтин и Лотман) // Вопросы философии. 2008. № 11. С. 95-130.

174. Язык, сознание, коммуникация : сб. ст. ; под ред. В. В. Красных, А. И. Изотова. Вып. 26. М. : МАКС Пресс, 2004. 168 с.

175. Ямпольский М. История культуры как история духа и естественная история // Новое литературное обозрение. 2003. №. 59. С. 2289.

176. Clark K.,Holquist M. Mikhail Bakhtin. Cambridge (Mass.); L., 1984.

177. Shepherd D. Imia or Prozvishche? Bakhtin, Gogol and the HistoryofLaughter. Essays in Poetics. 2003.Vol. 28. P. 181-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.